Главный колокол Александро-Невской лавры прибывает в Санкт-Петербург июля 2014 18-тонный колокол " Александр Невский " проедет крестным ходом от Урала до Санкт-Петербурга. Путь колокола пройдет через Екатеринбург, Уфу, Самару, Саратов, Пензу, Рязань, Москву, Ярославль, Вологду, Череповец, Тихвин. Торжественная доставка главного колокола  Александро-Невской лавры  из Каменска-Уральского в Санкт-Петербург начнется 16 июля. Машину с колоколами будет сопровождать переносная звонница. В каждом из городов запланированы остановки, во время которых звонари Международного центра колокольного искусства под управлением Андрея Дьячкова будут давать мастер-классы, и все желающие смогут попробовать себя в искусстве колокольного звона. " Колокольный крестный ход направлен на укрепление духовного единства нашей Родины, - говорит руководитель экспедиции Андрей Дьячков. - Колокол назван в честь великого русского святого, благоверного князя Александра Невского. На нем отлиты его знаменитые слова " Не в силе Бог, а в правде " . Именно стремление решать вопросы в первую очередь правдой, а не силой всегда являлось одной из отличительных особенностей нашей страны " . Предположительно колокол прибудет в Александро-Невскую лавру в день Невской битвы, 28 июля 2014 года. Подъем колокола на южную колокольню Свято-Троицкого собора ориентировочно состоится в октябре 2014 года. До этого времени он будет располагаться около входа в собор для всеобщего обозрения.  Заливка колокола состоялась 29 апреля 2014 года в 11 утра. Главный благовестник Александро-Невской лавры украшен семью иконами: Пресвятой Троицы, святого благоверного великого князя Александра Невского, святых Царственных Страстотерпцев, святителя Николая Чудотворца, преподобного Антония Леохновского, мученицы Людмилы Чешской, мученика Виктора Дамасского. Надпись на верхнем поясе колокола: " В дар Свято-Троицкой Александро-Невской лавре от семьи Клименко: р. Б. Александра, Виктора и Антония на помин души р. Б. Людмилы. Поклоняемся Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу Единому, в Троице славимому, создавшему небо и землю и вся, яже в них суть " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Житие нашего времени: история святого Серафима Вырицкого апреля 2019 Здесь бывает так много людей, что стоит очередь. Это - паломники отовсюду. Сюда приезжали и итальянцы. Как они молитву здесь пели!.. Ирина Тилевич, житель Тосненского района Преподобный Серафим был с точки зрения истории христианской Церкви человеком для нас особенным. Потому что жил в ХХ веке, в первой его половине. То есть близок нам. Иерей Николай Святченко , священник Покровского собора История жизни Серафима Вырицкого похожа на житие древних старцев. От бедного крестьянина до зажиточного купца - он строил карьеру, а потом вдруг всё отдал, чтобы уйти в монастырь. И это - говорят почитатели старца - было предопределено.  Начало ХХ века, Санкт-Петербург. Именно сюда  из ярославской глубинки отправляется десятилетний Василий Муравьев. Маленький крестьянин едет на заработки, чтобы кормить семью. Начинает как рассыльный в Гостином Дворе. Дела идут. Вскоре становится одним из самых богатых купцов столицы. Но когда грянула революция, звукам " Рабочей Марсельезы " он предпочел звон церковных колоколов. Неожиданно для многих успешный предприниматель и глава семейства передает накопленное в храмы. А сам уходит в Александро-Невскую лавру простым монахом. Но уже через шесть лет о нем говорят, как о великом старце. Едут за советом. Он встречает каждого - исповеди идут в неотапливаемых стенах обители. Войну народный проповедник встретил уже в поселке Вырица. Туда пришлось перебраться, чтобы поправить здоровье. Больной - до этого он служил в лавре и там, собственно, потерял здоровье, - поскольку работал, не говорю уж, что даже без выходных. Он денно и нощно принимал народ. Провел там всю оккупацию немецкую, поддерживая народ. Так что во всех смыслах он - весьма достойный человек. Владимир Никифоров, Почетный академик Российской академии художеств, автор памятника Серафиму Вырицкому Местному храму он отдал родовую икону семьи Муравьевых - Казанский образ Божией Матери. Она до сих пор притягивает верующих. Так же они ехали сюда и к старцу - уже известному как Серафим Вырицкий.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Завершился мирный визит Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона в Русскую Православную Церковь 10 декабря 2014 г. 16:23 Пребыванием в Санкт-Петербурге завершился 10 декабря 2014 года визит Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона в пределы Русской Православной Церкви. Предстоятель Православной Церкви в Америке и сопровождавшие его члены официальной делегации  прибыли в северную столицу 7 декабря. Делегация разместилась в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре. 8 декабря гости посетили Исаакиевский собор и храм Воскресения Христова («Спас на крови»), Александро-Невскую лавру , Николаевский Морской собор в Кронштадте и мемориальную квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского. На следующий день Блаженнейший Митрополит Тихон и сопровождающие его лица ознакомились с сокровищами культуры, которые входят в экспозицию отметившего свое 250-летие крупнейшего музея России — Государственного Эрмитажа. В кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , епископат, духовенство и миряне Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке вознесли молитву перед чудотворным Казанским образом Божией Матери. В тот же день глава Санкт-Петербургской митрополии дал прием в честь делегации Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Митрополитом Тихоном. Его Блаженство также посетил исторический кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости, Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, где покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского, и часовню блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. 10 декабря Блаженнейший Владыка преподал благословение сестрам Воскресенского Новодевичьего монастыря, на территории которого проживала делегация Православной Церкви в Америке. На молитвенную память о пребывании в обители Блаженнейшему Митрополиту Тихону от игумении Софии и сестер монастыря были преподнесены крест и панагия.

http://patriarchia.ru/db/text/3872455.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Еще одно испытание для собора 29.08.2006 294 В результате пятичасовой борьбы с огнем пожарным все же удалось отстоять большую часть Свято-Троицкого собора в Петербурге. В предыдущем номере " Труд " сообщил, что от искры, вспыхнувшей на строительных лесах главного купола, загорелись сам купол и одна из глав западного предела. Как показал осмотр, внутри храм остался почти неповрежденным. Разве что запах гари преобладает теперь над запахом горящих свеч. Иконы в дорогих окладах, старинные подсвечники и ценная церковная утварь, которую вынесли во время пожара из храма священнослужители, переданы на временное хранение в Александро-Невскую лавру. Уже в субботу утром около собора прошла служба с участием более тысячи петербуржцев. Многие люди предавали пожертвования на восстановление святыни. По предварительным данным, причиной пожара могло стать неосторожное обращение с огнем строителей. Огнетушителей ни у них под рукой, ни в соборе не оказалось. Ущерб превышает более 150 миллионов рублей. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко пообещала " виновных пожара непременно найти " и взыскать сумму ущерба. Троицкий собор (в народе - Измайловский, построен для служивых Измайловского гвардейского пехотного полка) считается одной из архитектурных жемчужин северной столицы. Но судьба у него трагическая. Возвели собор по проекту знаменитого архитектора Василия Стасова на месте разрушенной наводнением 1824 года деревянной церкви. Освятили в 1835 году, через семь лет после закладки. Строительство несколько раз останавливали - то сильные продольные трещины дали 16 колонн, расположенных в подкупольном пространстве, то ураганом снесло большой купол. Из-за чего Стасова посадили даже на гаупт-вахту. А в 30-х годах прошлого века в нем размещались склад, некое конструкторское учреждение... Сильно пострадал Троицкий и в Великую Отечественную войну. Вернули его Православной церкви в середине 90-х годов ХХ века. Восстанавливали на бюджетные и спонсорские средства. Восстановление шло трудно. Собор очень большой, высота его 80 метров, лишь немного уступает он по своим масштабам и вместимости Иссаакиевскому. Как же радовались петербуржцы, когда к 300-летию города сняли леса с большинства малых куполов. Им вернули первозданный - голубой со звездами - цвет. Оставалось отреставрировать главный купол. Средства на это выделили из бюджета города. К началу августа купол закрыли строительными лесами...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В 90-ю годовщину мученической кончины протоиерея Петра Иоанновича Скипетрова, 2 февраля, на его могиле на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры был отслужен молебен священномученику Петру, прославленному в лике новомучеников и исповедников Российских. Затем в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» состоялся вечер памяти Новомучеников Петроградских. На этом вечере присутствовали внучка отца Петра, Галина Михайловна Скипетрова, а также потомки новомучеников протоиереев Философа и Иоанна Орнатских (матушки отца Петра Скипетрова и отца Философа Орнатского были родными сестрами), мучеников Николая и Бориса Орнатских, протоиерея Петра Успенского, протоиерея Александра Васильева - последнего духовника Царской Семьи. Вел встречу редактор журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», специалист по истории Церкви в XX веке Илья Попов. Илья Васильевич напомнил собравшимся, что отец Петр - первый пастырь в нашем городе, пострадавший за веру Христову в годы лихолетья (священномученик протоиерей Иоанн Кочуров погиб раньше, в октябре 1917 года, но в Царском Селе). Всего в течение одного только 1918 года в Петрограде были расстреляны более двадцати священников, из которых некоторые уже прославлены Церковью. В день своей смерти отец Петр Скипетров пришел в Александро-Невскую Лавру, потому что накануне его вызвал митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), также будущий священномученик. В Лавре уже начались беспорядки - толпа обезоружила красногвардейцев во главе с комиссаром Иловайским (чтобы спасти комиссара от неминуемой расправы, монахи вывели его через тайный ход на улицу), после чего в монастырь был послан отряд пулеметчиков. Все, кто встретился отцу Петру на пути, в том числе и его сын-семинарист, уговаривали батюшку не идти дальше. Но отец Петр пошел - и был смертельно ранен красногвардейцами в холле Митрополичьего корпуса. Близкие хотели похоронить отца Петра у храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), где он был настоятелем, но власти не разрешили, и священник был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/42...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Лепной Георгий Победоносец вонзает копье в змея, херувимы кружат в ликующем хороводе, дружина воинов под водительством святого Александра Невского приготовилась выступить на защиту родной земли… Разворачивается это действо на углу Тележной и Кременчугской улиц неподалеку от Лавры - на фасаде недавно возведенного жилого комплекса «Александр Невский». Дом стоит на месте, где когда-то в дореволюционные времена находился постоялый двор, в котором размещались приезжающие в Александро-Невскую Лавру со всей страны. Главный архитектор жилого комплекса, Василий Никифорович Питанин, еще в советские времена разрабатывал строительные проекты, включающие в себя и скульптуру, и живопись. Он черпал вдохновение в творчестве искусного скульптора Михаила Александровича Аникушина. Но в те времена подобные проекты не были востребованы, в архитектуре был взят курс на уменьшение излишеств. Дома должны были строиться дешевыми и практичными. Из внешнего убранства убирали все, даже такие необходимые элементы, как карнизы. Постепенно архитектура теряла свое предназначение. И в историческом центре города появились архитектурные нелепости, словно серые заплаты на живописном полотне. Василий Никифорович рассказал, что работа над проектом жилого комплекса - это всегда коллективное творчество. Изображения святого Георгия, ангелов, воинов и святого Александра Невского стилизованы в духе иконописных источников. Разрабатывал эскизы и готовил сами объекты скульптор Тигран Никагасян совместно с архитектором. Общая площадь декоративного рельефа со святым Георгием Победоносцем составляет около 20 квадратных метров! Эта монументальная композиция, несомненно, украсит архитектурный облик города. При создании фронтона к работе был привлечен скульптор Вадим Крикун, автор уникальной технологии, которая была применена при реставрации комплекса в Стрельне, - она позволит скульптурным изображениям сохраниться на века.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

Леонид, архиепископ Сарский и Подонский Родился в городе Мещевске Калужской губернии в семье церковнослужителя. С 1711 года (по Строеву, с 1709 года) – архимандрит Московского Высокопетровского монастыря. 25 января 1721 года назначен советником Святейшего Синода. В конце того же года представлен вторым кандидатом на архиерейскую кафедру в Киев. 18 февраля 1722 года назначен архиепископом Сарским и Подонским. В 1723 году принимал участие в перенесении мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимирского Рождественского монастыря в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербург. В 1740 году представил в Святейший Синод мнение об ежегодном отправлении церковной службы в празднование святому Александру Невскому. 7 мая 1724 года присутствовал при короновании императрицы Екатерины I. В 1725 году отвечал на «извет» иеромонаха Иосифа (Решилова) по делу о раскольниках и 22 июня того же года «ответствовал по требованию Тайной розыскных дел канцелярии по некоторому государственному важному секретному делу». В 1728 году участвовал в короновании императора Петра II. В 1730 году присутствовал в заседании Святейшего Синода по случаю кончины императора Петра II. 2 октября 1730 года назначен членом Святейшего Синода. Присутствовал на заседании Синода при приведении в исполнение приговора о лишении сана и монашеского чина бывшего Воронежского епископа Льва (Юрлова, † 1755). В 1731 и 1732 годах участвовал в заседаниях Святейшего Синода при обсуждении вопроса о состоянии и действиях Камчатской духовной миссии. 1 сентября 1742 года уволен на покой в Московский Новоспасский монастырь, где скончался 18 февраля 1743 года. Постоянной заботой архиепископа Леонида было благоустройство монастырей и монашеского быта. Он первый указал на необходимость присоединения монастырей с малым числом братии к другим монастырям. Особое внимание обратил на возникновение раскола в своей епархии. Добился в Святейшем Синоде разрешения о назначении в его епархию светского лица для выявления раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕДИКТ (Алентов Виталий Александрович; 18.04.1888, с. Векшеньга Тотемского у. Вологодской губ.- 20.01.1938, г. Мичуринск Тамбовской обл.), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Из семьи диакона, впосл. священника. Окончил Вологодское ДУ, в 1909 г. Вологодскую ДС, в 1913 г. СПбДА со степенью кандидата богословия за соч. «Чин таинства Елеосвящения: Ист.-археол. очерк», оставлен при академии профессорским стипендиатом по кафедре литургики. 22 авг. 1913 г. принял монашеский постриг в почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре , рукоположен во иеродиакона, 26 авг.- рукоположен во иеромонаха Волынским архиеп. Антонием (Храповицким) . В 1913 г. переехал в Александро-Невскую лавру , продолжал заниматься литургикой при СПбДА. 19 сент. 1914 г. назначен преподавателем гражданской истории в МДС. 6 мая 1916 г. награжден наперсным крестом. В 1917 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «О таинствах». В 1917 г. в Сергиевском посаде была опубликована кн. В. «Чин таинства Елеосвящения: Историко-литургический очерк». В. начинает исследование с рассмотрения того, как использовался и какое значение имел елей у древних народов, включая евр., затем описывает употребление елея в христ. Церкви согласно свидетельствам св. отцов и раннехрист. памятников. В следующих главах разбирается история чина Елеосвящения по греч., груз., слав. рукописям и печатным изданиям. В 5-й гл. книги рассматривается история совершения таинства Елеосвящения над умершими. В приложении приведены тексты с чинопоследованием таинства по ряду слав. рукописей XIV-XVI вв. Книга сохраняет свою актуальность и в наст. время, оставаясь одним из лучших исследований по данной теме. После закрытия МДС В. поселился в Даниловом московском мон-ре , в сент. 1918 г. Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) предполагал привлечь В. к преподаванию в Высшей Богословской школе (академии). На Пасху 1919 г. было издано распоряжение о возведении В. в сан игумена, однако на документах, датированных дек. следующего года, он подписывался еще как иеромонах, видимо, ввиду того, что чин поставления был совершен позднее. В окт. 1920 г. по приглашению Смоленского еп. Филиппа (Ставицкого) В. был переведен в Смоленск на должность секретаря епархиального управления. В 1921 г. по инициативе еп. Филиппа назначен Патриархом свт. Тихоном на Вяземское вик-ство Смоленской епархии (в него входили Вяземский и Сычёвский уезды). Хиротония состоялась в марте 1921 г. в Смоленске. К месту служения В. смог выехать только в нач. 1922 г., т. к. 31 дек. 1920 г. у него была взята подписка о невыезде в связи с привлечением к следствию по делу о сокрытии народного имущества. В. обвинялся в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства», был оправдан Смоленским губ. трибуналом.

http://pravenc.ru/text/150205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780, Рига - 6.03.1845, Симонов Новый московский мон-рь), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря . Род. в купеческой семье. Обучался в Рижской градской гимназии. В 1796 г. приехал в Соловецкий мон-рь, через год определен в трудники обители. Нес послушание в звероловной тоне на Сосновой губе, где познакомился с буд. старцем Наумом ( 1853), к-рого обучил грамоте. В 1799 г. принял монашеский постриг, в сент. 1803 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. В янв. 1807 г. переведен в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь и назначен на должность казначея. В 1818-1819 гг. временно управлял мон-рем по смерти настоятеля архим. Аполлинария (Пуляшкина). В 1819 г. по собственному прошению переведен в Александро-Невскую лавру , служил помощником казначея по расчету и раздаче ежемесячного довольствия братии. В 1822 г. по ходатайству Адмиралтейств-коллегии исполнял обязанности благочинного над духовенством во время 4-месячного похода военной эскадры в Балтийском м. В апр. 1823 г. Д. был возведен в сан игумена Новгородским и С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) и назначен настоятелем новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря . С 1824 г. член Новгородской духовной консистории. Зимой 1826 г. по случаю перенесения тела имп. Александра I из Таганрога в С.-Петербург назначен духовным церемониймейстером (старшим распорядителем) при прохождении процессии через Новгородскую губ. 19 марта 1826 г. Д. был определен в настоятели Соловецкого мон-ря, 4 апр. того же года митр. Серафимом в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита. Настоятельство Д. (известного в истории мон-ря как Досифей II) ознаменовалось масштабными строительными и хозяйственными работами. В 1826-1833 гг. возобновлен Анзерский Голгофо-Распятский скит : стараниями настоятеля сооружена каменная ц. в честь Распятия Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы, трапезной палатой, 2-этажными кельями и колокольней, перенесен к подножию горы деревянный храм в честь Воскресения Христова, возведены необходимые хозяйственные постройки и жилые помещения. В 1827 г. сооружена морская дамба между о-вами Б. и М. Муксалма, спущены на воду построенные в соловецком доке 2 трехмачтовых большегрузных морских судна: «Николай Чудотворец» и «Преподобный Савватий», предназначенные для перевозки богомольцев. В 1827-1829 гг. по воле имп. Николая I в целях улучшения содержания заключенных была произведена реконструкция острога, к-рый затем отделили от мон-ря каменной стеной. В 1827-1831 гг. было расширено и отремонтировано подворье мон-ря в Архангельске, куплены новые здания и участки, утвержден генеральный план. В 1832 г. перестроена старая ризница, над ней возведена новая каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/180337.html

Молебен о даровании христианского супружества совершен в Казанском соборе июля 2017 Богослужение возглавил председатель отдела протоиерей Константин Головатский в сослужении своего заместителя иерея Димитрия Дмитриева , иереев Георгия Христича, Георгия Якубы, Алексия Володина и других священнослужителей. Храм наполнили молодые люди, желающие вступить в брак, супруги, просящие мира в свои семьи, родители, пекущиеся об устроении семейной жизни своих чад. В слове перед молебном отец Константин рассказал о святых Петре и Февронии Муромских, о том, почему именно эти святые олицетворяют образец супружества для православных верующих и являются примером любви и верности.  " Чтобы брак был счастливым, к нему нужно подготовиться. К сожалению, дух времени направляет человека к другому - многие молодые люди хотят перед браком " нагуляться " , не берегут свою чистоту, меняют партнеров... Когда такой человек решает создать семью, он уже не может ее построить на благочестивой основе, так как приобретенный негативный опыт мешает ему. Семья должна строиться на жертвенной любви. Высший образец жертвенной любви - Господь наш Иисус Христос. Но и Петр и Феврония Муромские дают нам пример такой любви: когда бояре выгнали их из родного города, потому что не хотели видеть в качестве княгини простолюдинку, Петр и Феврония пожертвовали всем, что имели, и отправились в неизвестность, но сохранили свою любовь и семью. Необходимо проявлять жертвенность в повседневной жизни: умерить свои эгоистичные желания, постараться послужить супругу или супруге, в чем-то пойти навстречу, отказаться от собственных интересов во имя того, что необходимо семье " , - отметил отец Константин.   После всенародного пения акафиста к молящимся обратился иерей Димитрий Дмитриев. Он рассказал, что в связи с предстоящим принесением мощей святителя Николая Чудотворца в  Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру  для работы по разграничению людских потоков требуются добровольцы и призвал всех желающих поучаствовать в этом добром деле. 

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010