Закрыть itemscope itemtype="" > Первая мемориальная доска, посвященная священномученику протоиерею Петру Скипетрову, появится в Александро-Невской Лавре 03.06.2015 422 Мемориальную доску священномученику протоиерею Петру Скипетрову откроют и освятят в митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербургское епархиальное управление, наб. реки Монастырки д.1) 4 июня в 11:30. Чин освящения возглавит наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий, сообщили РНЛ организаторы. Это первая в Санкт-Петербурге мемориальная доска, посвященная одному из новомучеников и исповедников Российских. Она установлена непосредственно на том месте, где 1 февраля 1918 года протоиерей Петр Скипетров получил смертельное ранение от выстрела солдат, пришедших арестовать Петроградского митрополита Вениамина (Казанского). Мемориальная доска выполнена в виде креста из гранита и бронзы с иконой священномученика Петра в центре и памятной надписью. Ее создала петербургский скульптор Эвелина Соловьева. Инициатором установки и автором идеи выступила секретарь епархиальной комиссии по канонизации святых, директор музея Александро-Невской Лавры Лидия Соколова. Мемориальная доска создана и установлена на средства благотворителей. Справка: Протоиерей Петр Иванович Скипетров (1863 — 1918) – священномученик, прославленный Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Родился в семье священника. С 1884 по 1892 гг. служил в Исаакиевском кафедральном соборе. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1898 г. священник, а с 1912 г. – настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шлиссельбургском проспекте (снесена в 1932 г.). 1 февраля 1918 года отец Петр пришел в Александро-Невскую Лавру на прием к митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому). Зайдя в митрополичий корпус Лавры, он стал свидетелем противостояния между верующими и революционными солдатами, посланными арестовать владыку Вениамина. Отец Петр обратился к вооруженным солдатам с увещеванием не творить насилия и не издеваться над святынями. В ответ на свой призыв он получил смертельное ранение и скончался в муках вечером того же дня.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/03/pe...

Доклад митрополита Варсонофия " Святой Александр Невский – история и актуальность " декабря 2020 " Святой Александр Невский - история и актуальность " (доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВАРСОНОФИЯ на Рождественских образовательных чтениях в Санкт-Петербурге, 15 декабря 2020 г.) Дорогие участники Рождественских чтений! Прославляя сегодня святого благоверного великого князя Александра Невского, мы говорим о прошлом, настоящем и даже будущем Отчизны. Имя этого подвижника действительно объединяет историю и современность - то, что было давным-давно, и что актуально сегодня. Каждое время предполагает свои вызовы, но если мы говорим о тринадцатом веке в истории России, когда жил святой, то это в основном время, когда наша Родина находилась под игом Золотой Орды, была от нее в политической и финансовой зависимости. Тогда же, с Запада Русскую землю постоянно теснили враждебные соседи и это была прежде всего война против Православной Церкви. При этом отдельные Русские княжества зачастую враждовали и воевали друг с другом. Сложная ситуация требовала консолидации русских земель, военного противостояния захватчикам, а также дипломатических договоренностей с властями Золотой Орды. Человеком, который разрешал все эти проблемы, был благоверный великий князь Александр Невский. Он проявил себя как выдающийся полководец, дипломат и примиритель. Основывая в 1703 году Санкт-Петербург, император Петр I пожелал, чтобы духовным основанием новой столицы Российской империи стал духовный и воинский подвиг святого Александра Невского. Ведь именно Александр Ярославич в 1240 году, тогда еще двадцатилетний новгородский князь, возглавил народное ополчение в битве со шведским войском на берегах Невы. Именно тогда, перед сражением, им были произнесены слова, выразившие все упование и надежду русского народа и ставшие крылатыми: " Не в силе Бог, а в правде! " Победа в Невской битве не позволила шведам закрепиться на Ладожской земле, принадлежавшей тогда Новгороду, а через несколько столетий император Петр I в ходе Северной войны вернет России выход к морю, что даст возможность основать новый город - " окно в Европу " - Санкт-Петербург. В память о победе русского воинства и в прославление святого, прозванного после битвы Невским, в 1710 году государь Петр I основал монастырь - нынешнюю Александро-Невскую лавру, духовную сокровищницу и архитектурную жемчужину города. Сюда же, в монастырь, в 1724 году были перенесены и мощи - святые останки великого князя.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре. Карта и ближайшие объекты Церковь Александра Невского. Построена в 1799 г. Приделы Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Реставрируется, действует. Церковь стоит на месте Невской битвы, где русские разбили шведско-норвежское войско. Здесь было задумано основать Александро-Невскую Лавру, но Петр I решил основать ее в черте Санкт-Петербурга, выбрав очень похожее место. История гласит, что уже в XIII веке в устье Ижоры, на месте Невской битвы, была построена деревянная часовня. По указу Петра I в 1711 году была заложена, а через год в его присутствии освящена церковь святого Александра Невского на месте обветшавшей предыдущей постройки. Новопостроенная церковь сгорела в 1725 году. Вновь церковь была построена за период с декабря 1729 по май 1730 года. В 1797 году эта деревянная церковь с колокольней сгорела от удара молнии. В 1798-99 гг. на средства местных жителей и казенных кирпичных заводов, построена новая, каменная церковь с колокольней. Церковь была огорожена каменной оградой с чугунной решеткой. Был отлит колокол весом 269 пудов и 35 фунтов. Авторами проекта каменной церкви предположительно были В.И. и П.В. Нееловы. В 1820-23 гг. на средства местных жителей Усть-Ижорская церковь была отремонтирована, утеплена. Крестьянин села Иван Молочкин пожертвовал на украшение церкви 3149 рублей. В 1835-36 гг. церковь св. Александра Невского была перестроена: увеличена в длину трапезная и построена новая колокольня, которая сохранилась до 1942 года. Автором постройки 1835 года назван Грошев. Последняя перестройка церкви производилась в 1871-75 гг. В связи с ростом населения церковь была увеличена за счет двух приделов в ширину. Северный придел освятили во имя Святого Николая Чудотворца, а южный v во имя Святого Иоанна Предтечи. Автором проекта этой перестройки был известный мастер Михаил Арефьевич Щурупов. За Усть-Ижорским приходом числилось 3 кладбища и приписаны 2 часовни. При церкви имелись церковно-приходская школа и приходское попечительство. В 1891 году художником Виноградовым обновлялась живопись церкви, в основном на средства церковного старосты И.Д. Захарова.

http://sobory.ru/article/?object=00481

Закрыть itemscope itemtype="" > Дмитрий Демидов: «В конференции проявилось удивительное сочетание трех компонентов» Эксперт в области церковнославянского языка о VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» 26.05.2012 531 Время на чтение 4 минуты Как сообщала «Русская народная линия», одной из основных тем VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» стал церковнославянский язык . В конференции принял участие ведущий специалист в области церковнославянского языка доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Григорьевич Демидов . Мы попросили Дмитрия Григорьевича поделиться своими впечатлениями от прошедшего форума. Я впервые участвую в подобном плавании и даже не представлял, что таковые возможны. Когда-то в далеком советском детстве я плавал на теплоходе вместе с родителями по экскурсионной путевке Ленинг рад-Астрахань-Ленинград. Корабль заходил во все древние русские города, нам показывали монастыри, но показывали их только как достопримечательности, как объекты, которые интересны лишь туристам. Но и так ясно было, что монастыри - частица нашей истории. Когда я стал филологом-русистом, то принимал участие во многих профильных конференциях. В основном это были специализированные конференции с участием педагогов-словесников, где обсуждаются проблемы культуры речи, преподавания в разных классах, организации олимпиад по русскому языку. Но всюду ощущался недостаток более широкого круга общения, взгляда со стороны и апробации своего материала, свежей реакции тех, кто говорит по-русски, молится по-славянски и имеет свое личное отношение к обсуждаемым вопросам. Меня пригласили принять участие в путешествии-паломничестве, которое организовало Деловое общество «ДелоРус» и Александро-Невское Братство. Я слышал и до этого про это Братство и Александро-Невскую Лавру. Когда в Ленинграде были закрыты почти все храмы, кажется, только 15 действующих храмов было на весь город, я часто посещал Свято-Троицкий собор Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/26/dm...

16 мая 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 25 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, а также раки святого благоверного великого князя Александра Невского. Справка: В ответ на обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя Президента России Владимира Владимировича Путина было принято решение о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым в XV веке, и о передаче в Александро-Невскую лавру раки святого благоверного великого князя Александра Невского, созданной в XVIII веке по указанию императрицы Елизаветы Петровны и изъятой из лавры в 1922 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить глубокую благодарность главе Российского государства Владимиру Владимировичу Путину за принятые решения о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, а также исторической раки святого благоверного великого князя Александра Невского. 2. Подчеркнуть, что возвращение Русской Православной Церкви ее святынь, насильственно изъятых в ходе антицерковной кампании 1922 года, будучи актом справедливости, является важнейшим действием по укреплению духовного единства народа России. Будучи размещены в храмах, святыни становятся открытыми для усиленной богослужебной молитвы верующих, особенно необходимой в сложные для Отечества времена. ЖУРНАЛ 26 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о теме XXXII Международных Рождественских образовательных чтениях. Справка: Священный Синод в заседании от 16 марта 2023 года (журнал 1) определил: «Провести XII Парламентские встречи 23 января 2024 года, а XXXII Международные Рождественские образовательные чтения в период с 24 по 27 января 2024 года». Высший Церковный Совет в заседании от 27 апреля 2023 обсудил возможные темы XXXII Международных Рождественских образовательных чтений и направил предложение на утверждение Священного Синода.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Бельский Иван Иванович; 20.03.1893, С.-Петербург - 31.08.1937, Йошкар-Ола), еп. Бельский и Демидовский. Из семьи протоиерея. В 1917 г. окончил Олонецкую ДС. Служил надзирателем Петрозаводского ДУ. После закрытия уч-ща переехал в Петроград. 16 июля 1919 г. был принят в Александро-Невскую лавру . 23 июля пострижен в монашество с именем Иларион, 26 июля рукоположен во диакона. 18 дек. 1919 г. назначен помощником правителя дел духовного собора лавры. С 5 янв. 1920 г. исполнял обязанности правителя дел. 22 февр. 1920 г. избран помощником секретаря церковноприходского совета храмов лавры, в 1921 - июле 1922 г. И.- секретарь совета. 13 авг. 1920 г. рукоположен во иерея. 8 июля 1921 г. утвержден в должности правителя дел духовного собора лавры. Обучал детей Закону Божию. Учился в Петроградском Богословском ин-те. Был награжден набедренником (1921), наперсным крестом (1922). В июле (по др. данным, в июне) 1922 г. И. был арестован по делу правосл. братств, обвинен в укрывательстве от ГПУ иером. Льва (Егорова) . За недоказанностью обвинения освобожден 21 авг. того же года под подписку о невыезде. 13 сент. дело было прекращено. После признания Александро-Невской лаврой обновленческого Петроградского ЕУ (ПЕУ) с 7 июля 1922 г. перестал исполнять обязанности правителя дел духовного собора, секретаря церковноприходского совета и управдома лавры, официально освобожден от этих должностей 1 сент. 1922 г. 20 нояб. подал рапорт об увольнении за штат «по расстройству здоровья». Духовный собор лавры отклонил рапорт и обратился с ходатайством к ПЕУ откомандировать И. в один из петроградских мон-рей. 11 дек. 1922 г. указом ПЕУ переведен в Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-рь . Не подчинился указу, продолжил служить в незанятых обновленцами храмах Петрограда. В окт. 1923 г., после возвращения Александро-Невской лавры в Патриаршую Церковь, вошел в состав братии. С марта 1924 г. настоятель петроградского храма во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной. В сент. того же года возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/389173.html

Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) Монашество преподобный Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) принял в 1920 году одновременно со своей женой, поступившей в Воскресенский Новодевичий монастырь в Петрограде. До принятия монашества Василий Николаевич был преуспевающим купцом, торговал пушниной с Англией, Францией, Данией, Германией, Австрией. Его духовным отцом и наставником был знаменитый старец Гефсиманского скита преподобный Варнава. Отцу Серафиму пришлось пройти множество послушаний, и наконец он был назначен духовником Александро-Невской лавры. Перед этим он принял великую схиму. В Александро-Невскую лавру, за наставлением и советом к старцу, потянулись люди. Часто в келью, где он принимал, тянулась длинная очередь. С отцом Серафимом советовались будущие новомученики святитель Серафим (Чичагов) , епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) и епископ Колпинский Серафим (Протопопов), епископ Петергофский Николай (Ярушевич) , впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. Архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) старец предсказал будущее патриаршество. «Бог сподобил меня быть келейницей у отца Серафима в то время, когда он был духовником Александро-Невской лавры, – вспоминает монахиня Вероника (Котляревская). – Много светлого и много тяжелого переживала я в эти годы. Надо было уметь поговорить со всеми приходящими и очень внимательно следить, чтобы благословение батюшки было передано в точности. В его келию стучались непривычные гости: профессора, люди искусства и литературы. Интеллигенция, так долго стоявшая вдали от Православия, теперь упорно стремилась к Церкви. Пришел раз к ранней обедне старик – профессор, известный специалист. Красивое, умное лицо, седые волосы и борода. Смиренно опустился он на колени перед иконой Спасителя и простоял так всю обедню, низко опустив голову. Только изредка, чтобы никто не видел, смахивал потихоньку набегавшие слезы. Отец Серафим принимал несчетное количество посетителей. Иногда он буквально падал с ног от усталости. Мне было жаль его, и я пыталась уговорить приходивших в поздний час к дверям его келии перенести встречу на другой день, но батюшка уже звал их к себе. Чаще всего он ничего не спрашивал, а прямо передавал, как надо поступать и что делать, словно наперед знал, о чем с ним будут говорить. Сколько человеческого горя и страдания проходило перед нами! Были здесь и бесноватые, и больные, жаждавшие исцелений, и другие, со сложными запросами внутренней духовной жизни – интеллигентные и простые, нищие и богатые, старики и юноши. Людской поток неудержимо проносился перед смиренным иеросхимонахом, который раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям, словно собственным. Худенький, среднего роста, с небольшой седой бородой и ясными голубыми глазами, он был очень живописен в полной схиме, точно сошел со старинной новгородской иконы. „Ведь что такое мое послушание? – говорил он. – Я, словно хранилище, куда люди все свое горе складывают...“

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Ко дню рождения Царя-страстотерпца В Александро-Невскую Лавру прибыла чудотворная икона Царя-мученика Николая II из Сербии 15:40 14.05.2021 4976 Время на чтение 4 минуты Как стало известно РНЛ, по благословению наместника епископа Кронштадтского Назария, в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры Петербурга принесена большая крестоходная икона царя-страстотерпца Николая II, написанная в Сербии. Святыня будет пребывать в обители до 15 июня. Сербские братья во Христе поведали нам историю иконы. В 2018 году в Сербии по благословению настоятеля храма Архангела Михаила в Коренице о.Николая Малобабича и настоятеля храма Пророка Иеремии близ города Смедерево о.Душана Поповича были написаны три большие крестоходные иконы царей. Иконописец этих образов пожелал остаться неизвестным. Икона Царя-страстотерпца Николая II была освящена в древней церкви святого пророка Иеремии в местечке Вербовец близ города Смедерево 24 февраля 2019 года. Сербы чтят это место – ведь во время Первой мировой войны в 1916 году здесь погибло около трех тысяч сербский солдат.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/14/ko...

В.В. Каширина Скачать epub pdf В 2021 году Оптина Пустынь будет отмечать 200-летие со дня основания Иоанно-Предтеченского скита. К этой дате приурочены статьи, посвященные истории скита и ее святых подвижников. Одним из первых оптинских писателей, к сожалению, в настоящее время практически забытый и мало известный широкому читателю, является иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (17631849). Его книги, посвященные полемике со старообрядцами, были подготовлены в скиту Оптиной Пустыни и опубликованы в первой половине XIX века. Оставшись в детстве сиротой, будущий оптинский инок был воспитан старообрядцами, в 17 лет удалился в Керженские леса недалеко от Нижнего Новгорода. У старообрядцев был пострижен в монашество с именем Исаакий. Видя постоянные нестроения и разномыслие внутри своих собратий, он стал посещать православные храмы и монастыри. Позднее об этом периоде о. Иоанн писал: «Путешествуя по сим местам, по любопытству своему, я нередко входил с благоразумными людьми в разговоры, в рассуждении Православия Российской Церкви, и о раскольническом состоянии. Они представили мне как из Священного Писания , так и из разных церковных учителей достовернейшие и убедительные доказательства того, что у нас в России в Православной Церкви ересей и отступлений от правоверия никаких не имеется; но правоверие в оной сохраняется и сияет, яко солнце, в полной мере, так как оно сияло и в древности. Притом они доказывали и то, сколько потребно для душевного спасения соединение со Св. Церковью. Яко корабль для преплытия моря потребен, тако и Церковь для безбедного преплытия житейского моря к Царству Небесному; ибо без нее спастися невозможно. И грех отступления от Св. Церкви столь душевреден, что сего греха даже и смерть мученическая загладить не в состоянии» 1 . Сердцем восприяв истинность Православного вероучения, о. Иоанн пытался убедить в этом и своих собратьев-раскольников, за что претерпел множество побоев с их стороны. В 1808 году он поступил в единоверческий Корсунский монастырь Таврической области, где был посвящен в иеродиакона и иеромонаха. Через 10 лет переместился в православный Балаклавский монастырь в число духовенства Черноморского флота. В 1825 года определен на покой в Александро-Свирский монастырь. В 1829 году перешел в Александро-Невскую лавру, и, наконец, по собственному желанию был переведен в скит Оптиной Пустыни, куда прибыл в августе 1834 года и поступил под духовное руководство преподобного старца Льва, возродителя старчества в знаменитой обители. Здесь же в 1836 году на 74-м году жизни был пострижен в схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000) - пастырь, богослов, духовный писатель 23.02.2004 391 Время на чтение 28 минут 28 февраля 2000 г., на 88 году жизни скончался старейший иерарх Русской Православной Церкви архиепископ Михаил (Мудьюгин). Его жизненный путь интересен и сложен; владыка стал свидетелем почти всех трагических событий ХХ века. Он целиком " уложился в ХХ-е столетие, со всеми его драмами и трагедиями. Ведь это был " век - волкодав " ... Юные годы. Архиепископ Михаил - в миру Михаил Николаевич Мудьюгин - родился в благочестивой семье служащего 12 мая 1912 года в Петербурге. Семья была верующая, и поэтому он с ранних лет приобщился к Церкви: пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре. Воцерковление будущего архипастыря началось уже в раннем детстве, когда его мать Вера Николаевна посещала вместе с ним Александро-Невскую Лавру. Оно продолжилось при храме Святителя и Чудотворца Николая на Песках (Барградское подворье в Петербурге), а затем в Свято-Андреевском Старо-Афонском подворье в Петербурге. Он принимал активное участие в жизни Афонского Андреевского подворья. В течение ряда лет он вел на подворье фактически жизнь послушника, правда, ночевал он дома. Потом, будучи уже взрослым, мечтал о том, чтобы служить Богу в Церкви. Основы веры будущий архиепископ постигал в воскресной школе при Александро-Невской Лавре. Он был посвящен в стихарь еще митрополитом Вениамином (Казанским), впоследствии расстрелянным большевиками (1922). И еще с детских времен ему постоянно напоминали, что он должен читать так, чтобы смысл прочитанного доходил до слуха и сознания молящихся людей, подавляющее большинство которых для этого не подготовлено, - ведь многие из них не знали славянского языка или были недостаточно воцерковленными людьми. В детстве он впитал семейный уклад жизни дореволюционной России и до последних дней сохранял яркие впечатления, под воздействием которых формировалась его верующая душа. Будущий владыка чувствовал, что Господь посылал ему навстречу людей, которые могли способствовать его духовному развитию. " Один из таких людей был мой первый, с моих семи лет, духовник, отец Гавриил, который был священником в церкви иконы Божий Матери Скоропослушницы на Песках, - вспоминал владыка. - Пески - это старинное название района Петербурга, в котором я жил. А совсем рядом с домом была церковь, в которой служил отец Гавриил, сириец, кстати, по национальности. Этот человек сыграл громадную роль в моем духовном становлении. Он обращался со мной совершенно как со взрослым, воспитывающе воздействовал на меня в самом возвышенном смысле этого слова. Большое влияние на меня оказали монахи Афонского подворья. Они были люди простые, но духовные. И сами они, и весь строй монашеской жизни меня духовно формировали " .

http://ruskline.ru/analitika/2004/02/23/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010