Скачать epub pdf 28 февраля 2000 года на 88-м году жизни почил о Господе проживавший на покое в Санкт-Петербурге Владыка Михаил (Мудьюгин) , бывший архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Родившись 12 мая 1912 года в Петербурге, Владыка стал свидетелем почти всех трагических событий XX века. В детстве он впитал семейный уклад жизни дореволюционной России, всю свою сознательную, наиболее активную часть жизни прожил в России советской, и кроме того, Господь дал ему возможность при кончине (а умирал он при абсолютной ясности сознания) переосмыслить все прожитое с точки зрения человека, увидевшего крушение горделивых замыслов безбожников. Владыка Михаил родился в благочестивой семье служащего. Уже в раннем отрочестве, возрастая при храме, он пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре и до последних дней сохранил яркие впечатления, под воздействием которых формировалась его верующая душа. Воцерковление будущего архипастыря началось уже в раннем детстве, когда его мать Вера Николаевна посещала вместе с ним Александро-Невскую лавру, продолжилось при храме Святителя и Чудотворца Николая на Песках (Барградское подворье в Петербурге), а затем в Свято-Андреевском Старо-Афонском подворье в Петербурге. В 1929 году будущий епископ Русской Православной Церкви окончил среднюю школу и поступил на завод «Красный путиловец» в качестве разнорабочего. Это давало право продолжать образование, и в 1933 году Михаил Мудьюгин окончил вечернее отделение Института иностранных языков. Но работая на заводе, он, как человек неординарных способностей, заинтересовался теплотехникой и стал сначала лаборантом, потом техником, конструктором и инженером. К 1946 году он заочно окончил энергетический факультет Института металлопромышленности, а с 1953 по 1957 годы, получив звание доцента, преподавал теплотехнику в Ленинградском Горном институте. Эти успехи были достигнуты только благодаря необычайно кропотливому труду и, главное, с помощью Божией. Господь оберегал и хранил его в то нелегкое время. В 1930-е годы, не получив прописки в Ленинграде, Михаил Николаевич Мудьюгин вынужден был уехать на Урал, потом самовольно вернулся и был выслан в административном порядке за «сотый километр», как тогда говорили. В те годы он поселился со своей женой в Новгороде и работал теплотехником на Чудовском заводе «Красный фарфорист». Только с началом войны ему удалось выхлопотать себе разрешение проживать в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Скачать epub pdf Игумен Гавриил Игумен Гавриил (в миру Георгий Гаврилов) родился 8 ноября 1848 года в деревне Белыничи Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Во святом крещении был наречен Георгием в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Детство будущего игумена прошло в родительском доме. Отец Георгия – Гавриил Парфеньевич – зимой в своем доме обучал деревенских детей грамоте. Вместе с ними чтению и счету учился и Георгий. Его старшие братья занимались в Москве торговлей, и для дальнейшего обучения грамоте десятилетний мальчик был отправлен к ним. Три года он учился в школе города Серпухова, а по окончании нянчил детей брата и приучался к торговым делам. Работы в овощной лавке хватало, но эти хлопоты были Георгию по душе. Под строгим надзором старшего брата Павла прожил он в Москве около пяти лет, а затем по приглашению другого брата уехал в Петербург. В своем дневнике игумен Гавриил так повествует об этом периоде своей жизни: «Мне было 16 лет, жил я у Ивана, работавшего на винном складе, куда он устроил и меня. Несмотря на мой юный возраст, меня определили на должность старшего приказчика. Местоположение этого заведения не из лучших: оно располагалось в домах князя Вяземского. Жители Петербурга знают, что это за дома. Это сборище развратников, пьяниц и отбросов общества. Однако Господь оградил меня от многих искушений, лишив понятия о том, что вокруг меня происходит и чем я торгую: я ведь не знал даже вкус вина». Уже в пятнадцать лет Георгий стал задумывался над смыслом жизни, но со временем житейская суета отодвинула этот вопрос на второй план. Однажды ему в руки попал журнал «Странник». Юношу поразило жизнеописание одного старца-подвижника. Чудесным образом Георгий получил ответ на мучивший его ранее вопрос: достаточно ли для спасения только того, что ты крещен? Ответ гласил – недостаточно, к вере во Христа следует присовокупить добрые дела, только тогда христианин спасется. Георгий пытался поступать в Александро-Невскую Лавру и Троице-Сергиеву пустынь, но везде получил отказ. «Так я вновь оказался в винном магазине в приказчиках. Хотя внешне я служил в суете, но внутри горел духовный огонь. Тяжело мне было иметь дело с пьяными людьми, но что поделаешь: время мое еще не пришло. Я со слезами на глазах просил Господа освободить меня от служения мамоне, и со временем Промысл Божий расставил все по своим местам. Зимой мне один знакомый рассказал о Валаамском монастыре, его строгом уставе и известном своим подвижничеством игумене Дамаскине. Рассказ о Валааме запал мне в душу, и я начал с нетерпением ждать весны и первых рейсов парохода по Ладоге…».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Собор и власть Собор был созван в первую очередь для решения вопросов церковно-государственных отношений и организации церковного самоуправления, и естественно, что государственная политика оказывала существенное влияние на его работу. В октябре 1917 года к власти в стране пришли большевики. Постановления Собора обсуждались на фоне формирования религиозной политики большевиков, той политики, которая в течение 70 лет определяла условия существования церковных организаций в СССР. Первое время большевики явно не имели достаточно проработанной концепции взаимоотношений с религиозными организациями. Однако вмешательство государственных структур в жизнь Церкви началось почти сразу. Открыто вмешиваясь в церковные дела, большевики парадоксальным образом продолжали традиции синодальной эпохи, когда государство управляло Православной Церковью . Из провинции в центральные органы шли многочисленные жалобы на комиссаров, которые принуждали священников совершать то, что противоречит церковным канонам. Известны случаи, когда представители советской власти угрожали священнику расстрелом за отказ повторно венчать тех, чей развод утвержден гражданским законом, но не признан церковью. Отказ священника в этом случае рассматривался как контрреволюционная деятельность. Большевики не только считали возможным распоряжаться церковным имуществом, но и рассматривали духовенство как собственных подчиненных. Гак, в архиве народных комиссаров сохранился относящийся к декабрю 1917 года документ о назначении некого Селецкого комиссаром московских монастырей и Троице-Сергиевой лавры. Тов. Селецкому предписывалось «немедленно произвести полную ревизию монастырей со взятием на учет всех ценностей, денежных, имущественных, дарственных и иных доходных статей», а также «выдавать монахам бессрочные отпуска» 26 . В январе 1918 года комиссар общественного призрения Александра Коллонтай вместе с отрядом матросов предприняла попытку реквизировать Александро-Невскую лавру и назначила комиссара Лавры, который был должен заменить наместника. Явное беззаконие вызвало протест. По набату собралась толпа верующих, и реквизицию .Лавры пришлось отложить. После неудачного захвата Лавры в Петрограде, который тогда еще был столицей, прошел грандиозный крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Достижение единства православных славянских народов пока ещё возможно Репортаж с Круглого Стола «Балканского Клуба» 27.09.2021 1374 Время на чтение 5 минут Как уже сообщалось, 21 сентября 2021 года в Брянске состоялось заседание международного объединения «Балканский клуб». Тема Круглого Стола: «Церковные расколы как метод подрыва традиций православного славянского единения». На Круглом столе, проведённом в Брянске, были изучены некоторые вещи, весьма важные для понимания того, что в общественной, политической и культурной жизни православных народов не изжиты некоторые тенденции, которые – при неблагоприятном стечении обстоятельств – могут создать новые серьёзные проблемы. Директор Филиала БГУ в Новозыбкове Виктор Васильевич Мищенко выступил с докладом, детально изъясняющим духовно-психологические, канонические и общественно-политические контексты формирования церковных расколов. А председатель Попечительского Совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» Сергей Витальевич Смирнов обратил внимание на то, что расщепление общества зашло столь далеко, что реальностью становятся самые мрачные прогнозы социологов. В этой ситуации единственным спасением от всеразъедающей атомизации может стать лишь единение на фундаменте подлинных ценностей. О чём во вступительных словах к собравшимся напомнили собравшимся другие руководители «России Православной»: Михаил Михайлович Иванов и Вячеслав Васильевич Остапчук. Проблемы Белоруссии озвучивались известной активисткой Славянского движения Белоруссии Антониной Игоревной Антоненко, а также директором Центра Евразийских исследований филиала РГСУ в Минске Кириллом Владимировичем Шевченко. В числе прочего, А.И.Антоненко обратила внимание на следующую проблему духовного образования: «Молодые люди, получившие духовное образование (Семинарию), для продолжения образования (Духовную Академию) выбирают вовсе не Россию, не Троице-Сергиеву лавру, не Александро-Невскую лавру, но хотят изучать православие …в Польше или в Италии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/27/do...

Верующие Петербурга требуют вернуть из Эрмитажа в Александро-Невскую Лавру раку св. князя Александра Невского Санкт-Петербург, 17 августа 2006 г . Петербургский историк Сергей Лебедев заявляет о том, что серебряную раку князя Александра Невского – святого покровителя Санкт-Петербурга – необходимо вернуть из Эрмитажа в Александро-Невскую Лавру, сообщает Росбалт. «Во время проведения большевиками яростной антирелигиозной кампании в 1918-1920 годах было вскрыто и разграблено более 70 погребений со святыми мощами, укрытых раками. Диктатор «красного Петрограда» Зиновьев и его комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей святого Александра, но Совет отказал ввиду активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и всех верующих города. Однако в мае 1922 года Зиновьеву удалось продавить в Петросовете постановление о вскрытии раки», – напоминает историк. Мощи святого благоверного князя Александра Невского оставили в Лавре, а серебряный саркофаг – раку – разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Там саркофаг был выставлен в одном из залов «Музея революции», который тогда размещался в бывшей официальной резиденции Русских императоров. Инвентарный номер, присвоенный саркофагу небесного покровителя Петербурга на 1987 год: «РО–7319а». «Верующие и Православная Церковь требуют, чтобы надгробие вернули в Александро-Невскую Лавру. В 2000 году нами был поставлен вопрос о возвращении мемориального надгробия – раки Александра Невского из музея «Государственный Эрмитаж» в Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Статья об этом под названием «Что просить у президента?» появилась на страницах петербургской газеты «Вечерний Петербург» 14 апреля 2000 года . Мы писали, прося у Президента России «издать указ о возврате в Троицкий собор Александро-Невской Лавры из Эрмитажа серебряной раки, в которой находились мощи Святого князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга», – отмечает Сергей Лебедев.

http://pravoslavie.ru/18294.html

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Александро-Невскую лавру и совершил литию на могиле митрополита Никодима (Ротова) 30 мая 2013 г. 18:34 30 мая 2013 года, в заключительный день Первосвятительского визита в Санкт-Петербург, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру . В Троицком соборе обители Его Святейшество встречали:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; епископы  Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  Царскосельский Маркелл ;  Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  Гатчинский и Лужский Митрофан . Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел храм, который был недавно отреставрирован в связи с отмечаемым в этом году 300-летием лавры. Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал епископ Назарий. Выразив надежду, что Святейший Владыка возглавит в обители юбилейные торжества, наместник Лавры преподнес в дар Его Святейшеству икону Александра Невского работы петербургских мастеров. «Пусть она напоминает Вам о храме, где Вы приняли священство», — пожелал Патриарху епископ Назарий. Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Владимир! Владыка Назарий, игумен и наместник сей святой обители! Дорогие владыки, отцы, братия и сестры! Всякий раз для меня действительно большая радость, посещая Петербург, хотя бы на несколько минут прийти сюда, в это святое место, с которого и начиналась духовная жизнь северной столицы. Радуюсь, что в преддверии 300-летия основания Александро-Невской лавры проводятся такие масштабные работы. Так, как сейчас выглядит Троицкий собор, он, пожалуй, никогда не выглядел, по крайней мере, на моей памяти, Может быть, за исключением первых годов после открытия собора в 1957 году, но и тогда вся реставрация не была совершена одномоментно, так что подобного благолепия и красоты не было никогда.

http://patriarchia.ru/db/text/3011073.ht...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Александро-Невскую лавру и совершил заупокойные богослужения на Никольском и Большеохтинском кладбищах Петербурга Оператор: Р. Самсонов. Звукооператор: А. Бригадов 2 апреля 2014 г. 18:36 2 апреля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру  в Санкт-Петербурге. В Троицком соборе обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ,  епископ Царскосельский Маркелл , наместник Александро-Невской лавры  епископ Кронштадтский Назарий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , благочинный Александро-Невской лавры архимандрит Никита (Марков) и насельники обители. Святейший Владыка поклонился мощам святого благоверного князя Александра Невского и чтимой иконе Божией Матери «Скоропослушница Невская». Приветствуя в Троицком соборе Святейшего Патриарха, епископ Кронштадтский Назарий отметил, что жизнь и служение преподобного Серафима Вырицкого связаны и с Александро-Невской лаврой: именно здесь преподобный Серафим Вырицкий стал монахом, «именно здесь нес послушания и на камнях этого собора иногда круглые сутки в те трудные времена принимал народ Божий». Поэтому, по словам епископа Назария, логично, что торжества по случаю 65-летия преставления преподобного Серафима Вырицкого, основная часть которых пройдет завтра в  Гатчинской епархии , начинаются в Лавре. В дар Его Святейшеству наместник Александро-Невской обители преподнес портрет преподобного Серафима Вырицкого. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со  словом , в котором поблагодарил епископа Назария за этот дар. Святейший Владыка поздравил митрополита Варсонофия со вступлением на Петербургскую кафедру, отметив, что знает владыку Варсонофия уже много лет как деятельного человека, и выразил надежду на то, что новый глава  Санкт-Петербургской митрополии  будет продолжать лучшие традиции церковной жизни северной столицы и употребит все свои знания и опыт для того, чтобы церковная жизнь на новом месте служения владыки процветала, как это было в возглавляемой им долгие годы  Саранской епархии .

http://patriarchia.ru/db/text/3617210.ht...

В Санкт-Петербург прибывает чтимая икона прп. Саввы Сторожевского Санкт-Петербург, 24 апреля 2007 г. С 24 апреля по 2 мая 2007 года в г. Санкт-Петербурге по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира будет находиться чтимая икона преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей святого, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . Икона будет торжественно принесена в Александро-Невскую Лавру и в Феодоровский собор г. Санкт-Петербурга, чтобы поддержать возрождение храма, являющегося одним из важных национальных духовных символов г. Санкт-Петербурга и всей России. Этому событию посвящается юбилейная экспозиция о преподобном Савве Сторожевском на православной выставке «Пасхальный праздник» в Михайловском Манеже в период с 25 по 29 апреля 2007 года. Встреча иконы состоится 24 апреля в 19-25 на Московском вокзале г.Санкт-Петербурга. Крестным ходом икона будет перенесена в собор Феодоровской иконы Божией Матери, где будет находится до следующего дня. 25 апреля 2007 после открытия православной выставке «Пасхальный праздник» в Михайловском Манеже, где центральная экспозиция посвящена юбилею преподобного Саввы Сторожевского в 13-00 состоится пресс-конференция, посвященная принесению иконы в Санкт-Петербург, а также возрождению общероссийских святынь, связанных с русскими государями - Скита преп. Саввы Сторожевского в Звенигороде и Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. В 16-00 после молебна икона преподобного Саввы Сторожевского будет торжественно перенесена в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру и установлена в Свято-Троицком соборе. Там икона будет находиться до 2 мая, после чего она вернется в Москву, а затем в Звенигород. В 2007 в России отмечается юбилейный год, посвященный 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли - Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом; ближайшего и любимого ученика «собирателя Земли Русской» - преподобного Сергия Радонежского. Представителями Царской Династии Романовых святой Савва Сторожевский почитался как небесный покровитель - «Молитвенник за Царей Богоизбранных», монастырь на протяжении столетий являлся «собственным государевым богомольем». Особое заступничество преподобного Саввы Сторожевский было явлено в судьбах Петра I и его отца царя Алексея Михайловича.

http://pravoslavie.ru/21808.html

ГОДОВЩИНА СМЕРТИ МИТРОПОЛИТА ЛЕНИНГРАДСКОГО И НОВГОРОДСКОГО НИКОДИМА сентября 2002 24 годовщину со дня смерти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) вспоминает Русская Православная Церковь 5 сентября. Почтить память архипастыря и помолиться об упокоении его души пришли в этот день в Александро-Невскую Лавру митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Берлинский и Германский Феофан и другие пастыри. Почтить память архипастыря и помолиться об упокоении его души пришли в этот день в Александро-Невскую Лавру митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Берлинский и Германский Феофан и другие пастыри. После богослужения в Троицком соборе архипастыри пошли на Никольское кладбище Лавры, где покоится митрополит Никодим, и там совершили о нем молитву. Митрополит Никодим (Ротов), в миру Борис Георгиевич, родился 15 октября 1929 г. в д. Фролово Рязанской области. Когда мальчику было всего несколько месяцев, он сильно заболел. Врачи были бессильны помочь ему и думали, что он умрет. Но мать горячо молилась за свое дитя, и совершилось чудо: 9 июля, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, стал днем чудесного и быстрого выздоровления ребенка. Зная об этом случае из рассказа своих родителей, Владыка Никодим очень любил Божию Матерь, а с образом Тихвинской иконы не расставался. По окончании средней школы Владыка Никодим поступил в Рязанский педагогический институт. 19 августа 1947 г. был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. 20 ноября 1949 г. рукоположен во иеромонаха; служит в различных приходах Ярославской епархии. В 1955 г. заочно окончил Ленинградскую духовную Академию . С 1956 по 1959 г. член и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 10 июля 1960 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии и назначен Председателем Отдела Внешних Церковных сношений. В том же году 23 ноября Владыка Никодим назначен на Ярославскую кафедру. 3 августа 1963 г. возведен в сан митрополита и назначен на Минскую и Белорусскую кафедру, а 9 октября того же года становится митрополитом Ленинградским и Ладожским. С 7 октября 1967 г. назначается управляющим Новгородской епархией с титулом " Ленинградский и Новгородский " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Гостям показали реставрационно-иконописную мастерскую, в Свято-Троицком соборе они поклонились мощам святого Александра Невского, чудотворной иконе Божией Матери ‘Невская Скоропослушница’ и другим святыням. 29 марта. ПРАВМИР. Делегация Великой лавры Афона из 13 человек во главе с архимандритом Продромом посетила 28 марта Александро-Невскую лавру. Среди греческих гостей были певчие кельи святого Фомы Малого скита святой Анны «Фомадес», в том числе игумен Фома и иеромонах Филипп. Визит афонских монахов был приурочен к 300-летию старейшего монастыря Санкт-Петербурга. Инициаторами поездки стали певчие братства «Фомадес», сообщает «Вода Живая» . Монахи посетили Лазаревское и Тихвинское кладбища, на которых покоятся великие деятели русской культуры XIX. Особое внимание греки уделили могилам Федора Достоевского, которого назвали пророком, и священномученика Петра Скипетрова, история подвига которого тронула их до глубины души. Гостям показали реставрационно-иконописную мастерскую, в Свято-Троицком соборе они поклонились мощам святого Александра Невского, чудотворной иконе Божией Матери «Невская Скоропослушница» и другим святыням. Вечером в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича в рамках великопостных концертов «Академии православной музыки» хор Великой лавры выступил перед публикой. Гости показали глубочайшее знание древних греческих распевов. Традиция византийского пения фактически утрачена, в мире осталось не так много ее носителей. На концерте была представлена книга иеромонаха Филиппа Святогорца «Старцы пустыни Афонской». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020

http://pravmir.ru/monaxi-velikoj-lavry-a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010