Александр Невский, по словам митрополита, отдает « надстроечные ценности », позволяя монголам собирать дань с России: « Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было ». Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он « оторвал Золотую Орду от Великой Степи » . Своим хитроумным политическим ходом он « склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства ». Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: « В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера... А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде... Вы представляете, какие слова? Какая сила! » Митрополит Кирилл называет Александра Невского «былинным героем»: « Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере... Молодой, красивый парень!.. Смелый... сильный ». Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное — это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. « Боже ты мой! — восклицает митрополит Кирилл. — Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ... Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский... Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому — спасителю и устроителю России! » [xxxii]

http://bogoslov.ru/article/521521

Подпишитесь на наш Телеграм Благоверный князь Александр Невский — может быть, нет в русской истории фигуры, более подходящей для иллюстрации отношений Православие/национализм, для иллюстрации того, как аутентично христианские образы/концепты меняются до почти полной противоположности. Иллюстрации того, как нечто изначально православное меняется до такого состояния, что ничего православного уже не остается. Чтобы понять этот процесс, мы собрали несколько материалов. Хороший старт для нашего дела — две небольшие лекции Романа Шляхтина из его курса «Больные вопросы русской истории»: «Князь Александр Невский как историческая личность» и «Александр Невский в русской культурной памяти» . Сначала кратенько о том, что современная историческая наука может нам поведать о князе Александре, затем — кратенько о том, как (кардинально) менялся его образ на протяжении веков. Шляхтин, в частности, рассказывает: «Житие не описывает Александра как супервоина: он описан как тихий, смиренный, милостивый. «Повесть о житии», написанная сразу после смерти Александра, подчеркивает черты не воина, а смиренного боголюбивого правителя. Но уже в Новгороде XV века, боровшемся с Москвой, пишется новое житие Александра, подчеркивающее заслуги Александра для Новгорода: здесь князь впервые становится лишь поводом для политической идеологии; князя поднимают на знамя уже вполне с политическими целями. Интересно, что в Москве XV века Александр (предок московских правителей) — не князь-воин, а монах-постник, чудотворец. Только в эпоху Ивана Грозного образ монаха-чудотворца сменяется образом святого великого князя, чья мирская/военная/политическая жизнь становится значимой сама по себе. Происходит раздвоение образа Александр: монах и воин. В эпоху Петра происходит окончательная подмена: император, ведя войны и основывая новую столицу на тех землях, где воевал Александр, делает Александра образом своей империи: основание Александро-Невской лавры в Петербурге и пр. Александр Невский приобретает имперский образ, ставится прообразом Петра. Петр — «живое зеркало Александра», как говорил придворный богослов Петра Феофан Прокопович. Александр полностью становится политическим символом — символом государства и войны» .

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

Реклама: С.15. Тема номера. Александр Невский: (на заставке – рисунок Наталии Кондратовой) Со стороны вечности . Вступление от Редакции //Фома. - – декабрь 2009. – С.17. – (рубрика « Тема номера. Александр Невский »). Не напрасно носил меч. Беседа с доктором исторических наук Сергеем Алексеевым . Беседовал Виталий Каплан . Рисунки Наталии Кондратовой//Фома. - – декабрь 2009. – С.18-21. – (рубрика « Тема номера. Александр Невский »). «Патриотический лубок»: как не превратить в него образ Александра Невского? Подборка мнений//Фома. - – декабрь 2009. – С.22-25. – (рубрика « Тема номера. Александр Невский »). Свои мнения высказали: Юрий Кублановский , поэт, Москва. … снять новый фильм . Фото из архива автора. - С.22; Алексей Варламов , писатель, лауреат премии Александра Солженицына в области литературы, Москва. … бояться не лубка, а бренда . Фото Виталия Каплана. – С.22; Виктория Уколова , доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД России, Москва. … разделять реальность и миф . Фото из архива автора. – С.22; Феликс Разумовский , историк, писатель, телеведущий, Москва. … бороться с медиазомбированием . Фото Максима Праздника. – С.23; Александр Коновалов , министр юстиции Российской Федерации, Москва. … уйти от штампов. Фото Владимира Ештокина. – С.23; Владимир Лавров , доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН, Москва. … говорить правду . Фото Владимира Ештокина. – С.23; Александр Дворкин , президент российской ассоциации центров изучения религий и сект, президент Центра религиоведческих исследований, доктор философии, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва. … понимать, почему князь Александр – святой . Фото Владимира Ештокина. – С.24; Наталья Лосева , директор интернет-проектов РАМИ «РИА Новости», Москва. … заниматься просвещением . Фото Валентины Гусевой. – С.24; Андрей Козицын , генеральный директор Уральской горнометаллургической компании, член попечительского совета программы «Александр Невский», почетный консул Австрии в Екатеринбурге. … избегать атрибутов «лубка». Фото Алексея Морозова. – С.25.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-80-...

Со времени кончины святого князя прошло более века – и в ночь на 8 сентября 1380 г., в канун Куликовской битвы, пономарю монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы было видение: князь Александр, восстав из гроба, выступил «на помощь правнуку своему, Великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». Год спустя после победы князя Димитрия Донского над Мамаем на Куликовом поле во Владимире состоялось открытие мощей Александра Невского, которые были обретены нетленными. По указанию Митрополита Московского святого Киприана Александр Невский стал именоваться «блаженным». Ему установлено было местное празднование в Рождественском монастыре. В начале XVI столетия Пахомий Серб составил канон князю Александру Невскому. Михаил Нестеров. " Александр Невский "      Имя святого Александра засияло особенно ярко в эпоху, когда Русь переживала один из самых важных рубежей в своей истории. Венчанием на царство 17-летнего Великого князя Московского и всея Руси Ивана, символизировавшим преемство Третьего Рима по отношению к Новому Риму, завоеванному османами, завершился процесс восстановления Руси как самодержавного, что значило, в переводе на современную терминологию, суверенного, государства – великой державы на востоке Европы, вскоре затем отодвинувшей свои восточные границы до самого Тихого океана и таким образом вступившей в наследие Империи Чингис-хана. Александр Невский был причислен к лику общечтимых святых Русской Церкви на Соборе 1547 г., при святителе Макарии и Царе Иоанне Грозном. Митрополит Макарий повелел составить житие святого князя Александра, включенное им в Великие Четьи Минеи. Александр Невский был причислен к лику общечтимых святых Русской Церкви при Царе Иоанне Грозном Почитание князя Александра Невского пережило новый взлет в эпоху петровских реформ. В 1710-м г. Царь Петр повелел заложить на берегу Невы, на месте победы над шведами, одержанной Александром Невским, монастырь в его честь и перенести туда мощи святого князя из Владимира. Впоследствии этот монастырь получил наименование и статус лавры.

http://pravoslavie.ru/140044.html

Новое возвышение образа князя происходит при Петре I. Именно в это время делается акцент на именование «Невский», которое раньше не было безусловно доминантным. Святой благоверный князь Александр Ярославич наряду с приставкой «Невский», имел также имена: Великий, Храбрый, Грозный. Православное позиционирование князя, его антикатолицизм и антизападничество оказываются теперь не столь важны. И это понятно – Петр сам был западником. Главным в деятельности князя оказывалась борьба со шведами, отстаивание им русских интересов в Балтийском регионе. В этом Петр I выступал наследником линии Александра Невского. Характерна в этом отношении посвященная Александру Невскому речь, произнесенная Феофаном Прокоповичем . Иерарх говорит о преемственной миссии русского утверждения на Неве, о победе над шведами. Борьба святого благоверного князя Александра Невского с немцами в «Слове» Феофана Прокоповича не упоминается ни словом 293 . Фильм «Александр Невский» 1938 года задавал матрицу позиционирования образа князя в сталинской государственно-исторической политике. Главным противником Александра Невского оказывались уже именно немцы, а не шведы. Не Невская битва теперь, а Ледовое побоище представлялось главной победой князя. Проводились параллели между борьбой князя против германского нашествия на Восток в XIII веке и современными угрозами немецко-фашистского империализма 294 . Александр Невский был первым в перечне исторических фигур, упомянутых в знаменитой речи И.В. Сталина 7 ноября 1941 года. В вышедшем в блокадном Ленинграде в 1942 году историческом очерке С.А. Аннинского «Александр Невский» проводились прямые параллели действий немецких и шведских рыцарей в XIII столетии и германских фашистов в новой войне. Завершался очерк заявлением следующей позиции: «С тех пор прошли века. И теперь, когда мы вновь, как Русь при Александре Невском, переживаем наглое и беззаконное вторжение в нашу страну гнуснейшего из всех мыслимых врагов, когда озверелые орды гитлеровских убийц, презренные потомки столь же презренных предков, «идя дорогой рыцарских орденов» (как писал их подлый вожак), вновь разоряют и заливают кровью нашу мирную землю, превосходя дикой жестокостью самые темные времена далекого Средневековья, мы с гордостью помним об Александре Невском, с благоговением склоняем головы перед светлой памятью его побед и знаем – «дорога орденов» ведет и скоро приведет гитлеровских зверей к такому же бесславному концу, как и в 1242 году, но на этот раз – к еще более постыдному и горькому» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это страшное время явился великий защитник русского государства и русской Церкви – св. кн. Александр Невский. Он был племянником убитого на реке Сити вел. кн. Юрия и княжил в Новгороде. Кн. Александр отличался необыкновенной красотой и умом. Он был благочестив и справедлив. Много пришлось ему пострадать от буйства непокорных новгородцев, которые изгоняли его, но потом вновь призывали, когда приближалась опасность от внешних врагов. Шведское войско пошло на русских с крестами и хоругвями, как против неверных. В год взятия Киева татарами (1240), накануне решительного сражения, молодому финну Пелгусию (во крещении Филиппу) было видение свв. князей Бориса и Глеба, которые спешили на помощь своему сроднику. Св. Александр Невский, выступая против шведов, отдал себя в руки Божии, получил благословение от епископа Спиридона и приготовился к сражению молитвой. Шведы были разбиты на реке Неве 15 июля 1240 года. Кн. Александр, в память этой победы, получил наименование «Невский». Через два года на Новгород двинулись рыцари Меченосцы, но и они были разбиты кн. Александром Невским на льду Псковского озера. По преданию, кн. Александру и его соратникам было видение небесного воинства, которое сражалось на небесах. Князь выступил навстречу немцам и чуди и остановился недалеко от берега на льду. Рыцари, закованные в тяжелые латы, наступали плотным строем, но русские их окружили, разбили, многих перебили и взяли в плен. Битва эта получила название «Ледового побоища». Своими двумя победами кн. Александр Невский не только спас северную Русь от покорения ее чужеземцами, но определил ее дальнейшую судьбу. Новгород не был оторван от других частей России, и православие в нем был утверждено на будущие века. Если в отношении западных завоевателей кн. Александр Невский был непоколебим, то в отношении татар он считал необходимым вести мирную политику, чтобы не подвергать страну новым опустошениям. Когда после смерти своего отца он стал великим князем и был вызван ханом в Орду, он испросил на поездку благословение митрополита Кирилла и дал обет стоять за православную веру. В Орде он не поклонился кумирам и должен был совершить далекий путь в Монголию к Великому хану.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Митрополит Макарий. Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний, постановлений) за время служения в архиерейском сане (1884-1913 гг.), Сергиев Посад, 1914, с. 382-383. Ливанский И., прот., Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и о. Архимандрит Макарий Глухарев, основатели Алтайской Миссии, Орел, 1913, с. 11-12. Макарова-Мирская А.И., Апостолы Алтая. Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Харьков, 1914, репр. М., 1997. Митрополит Московский Макарий (Невский). Избранные слова, речи, беседы, поучения. М., 1996, с. 5. А. Макарова-Мирская. Апостолы Алтая (Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров), Харьков, 1914, (репринт: М., 1997, с.18). Божий слуга. Из записок сотрудника Алтайской миссии, священника Василия Вербицкого, — в кн. А.Макарова-Мирская. Апостолы Алтая … с. 38, 41. Монастырей тогда на Алтае не было. Только в 1879 г. был основан первый мужской Благовещенский Чолышманский монастырь. Харлампович К. В. Высокопреосвященный Макарий (Невский), Казань, 1905 . Цит по кн.: «Царю Небесному и царю земному верный…», с. 251. Арсений (Жадановский), епископ. Митрополит Макарий (Невский), — Воспоминания, М., 1995 г., с. 190. Арсений (Жадановский), епископ. Митрополит Макарий (Невский), — Воспоминания, М., 1995, с. 190. Слово при погребении Митрополита Макария. — Цит. по кн.: Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания, М., 1995 г., с. 244. Архипастырские послания, воззвания и наставления Макария, Митрополита Московского и Коломенского, Вып. 11, с. 203. Титул несколько раз менялся: с 1905 г. — Томский и Барнаульский, с 1908 г. — Томский и Алтайский. Письмо приведено Харламповичем К. В. в очерке «Высокопреосвященный Макарий (Невский), Казань, 1905, — Цит. по кн.: «Царю Небесному и царю земному верен…», с. 257. Димитрий Беликов, прот. Высокопреосвященный Макарий, Архиепископ Томский, как проповедник. — «Прибавление к Церковным Ведомостям», 1911, N 30-32. Перепечатано в кн.: «Царю Небесному и царю земному…» с. LIV.

http://pravoslavie.ru/put/061025170209.h...

Крупнейшие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности. Н.М. Карамзин называет Александра «героем Невским» ; Н.И. Костомаров отмечает его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения; С.М. Соловьев пишет: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского» . В целом же историки конца XVIII – начала XIX веков на основании тщательного изучения источников об Александре Невском в основном установили те данные о нем, которыми располагает современная наука. При этом в русской дореволюционной историографии, в отличие от более позднего времени, не было слишком резких разногласий и полемики в оценке деятельности Александра Невского . Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь . Скептически же настроенные современные историки делают выводы о том, что традиционный образ Александра Невского – гениального полководца и патриота – преувеличен. Они считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. При этом они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчет масштаба ливонской угрозы для Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере . Заметки, касающиеся собственно истории почитании князя Александра в качестве святого, встречаются в трудах многих исследователей. Однако пока нет ни одной монографии, непосредственно посвященной исследованию истории почитания благоверного князя Александра. Тем не менее, можно выделить следующие работы: Регинская Н.В., Цветков С.В. «Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский» ; Сурмина И.О. «Александр Невский в русской дореволюционной историографии» , а также статью Фритьона Беньямина Шенка «Русский герой или миф?» .

http://pravoslavie.ru/48583.html

Ректор ПсковГУ Юрий Анатольевич Демьяненко пожелал конференции плодотворной работы. «Александр Невский – особая личность в истории России. Вся жизнь благоверного князя была посвящена служению своему Отечеству. Он стал для нас настоящим нравственным ориентиром», - подчеркнул ректор. На пленарном заседании Чтений прозвучали 9 докладов. Председатель пленарного заседания – Голышев Александр Иванович, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии ПсковГУ, руководитель регионального отделения Всероссийского военно-патриотического общества. Сопредседатель – митрофорный протоиерей Олег Тэор, настоятель воинского храма св. Александра Невского. 16 июня проходила работа секций Чтений: Секция 1. Героическая история России: от Александра Невского до наших дней (руководители: Митрофорный протоиерей Олег Тэор, настоятель воинского храма св. Александра Невского г. Пскова; Панин Юрий Иванович, заместитель начальника академии-начальник Псковского филиала Академии ФСИН России, полковник внутренней службы, кандидат юридических наук, доцент; Иваняков Роман Игоревич, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидат исторических наук, подполковник внутренней службы.) Секция 2. Александр Невский в истории Отечества (руководитель: Филимонов Анатолий Васильевич, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой русской истории ПсковГУ) Секция 3. Александр Невский в мировой культуре (руководитель: Рыжова Татьяна Семеновна , кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка ПсковГУ, Почётный работник высшего образования РФ, член Союза писателей России) Секция 4. Александр Невский: духовность, образование, современность (руководитель: Кабинетская Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования) Секция 5. Образ Александра Невского в искусстве как пример для воспитания подрастающего поколения (руководитель: Наконечный Юрий Васильевич, директор МОУ ДОД «Детская музыкальная школа 2 им. М.П. Мусоргского» г. Пскова)

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/17/sv...

В 40-а километрах по прямой от нынешних российских позиций под Орловкой и Очеретино находится Покровск. Через два эти стратегических перекрёстка проходит трасса М-30 (Е-50), связывающий южный фланг левобережной группы украинских войск с тылом. Дороги, идущие далее от Покровска на Север обеспечивают связность всего восточного фронта Украины (от Купянска до Угледара). Выход ВС РФ на линию Покровск-Селидово-Курахово (ширина фронта 30-35 километров, глубина наступления от нынешних позиций 15-40 километров будет означать стратегический прорыв украинского фронта, который Киев вряд ли сможет чем-то заткнуть. Продвинувшиеся на этот рубеж российские войска получат свободу манёвра в любом направлении, более того, свои резервы российское командование сможет перебрасывать по внутренним коммуникационным линиям Покровско-Кураховской дуги. При этом ВС РФ окажутся в глубоком тылу южной (угледарско-гуляйпольской) и северной (Славянско-Краматорской) группировок ВСУ, создавая неустранимую угрозу их коммуникациям», - отмечается в публикации. «Для того, чтобы избежать крупного окружения и разгрома своих основных сил в Донбассе, Киев должен будет срочно отводить войска на линию Запорожье-Павлоград-Харьков. При этом мы только что были свидетелями неспособности украинских штабов обеспечить организованный отход на тактическую глубину (на подготовленные и занятые резервами тыловые позиции) сравнительно небольшой авдеевской группировки. Отступление превратилось в повальное бегство остановить которое Киев не может до сих пор, а речь идёт уже об оперативно-тактическом прорыве (как только ВС РФ займут линию Очеретино-Бердычи-Орловка). Крайне сомнительно, что Украина сможет организованно и без больших потерь отвести войска на более, чем стокилометровом фронте, на глубину не менее 50-100 километров. Такой отход должен превратиться для ВСУ в катастрофу, чреватую полным развалом фронта, вплоть до невозможности стабилизировать его даже отступив за Днепр», - говорится далее. «Сырский пытается не допустить прорыва фронта и выхода ВС РФ на критический для ВСУ рубеж Покровск-Селидово-Курахово, бросая в бой все резервы, которые он способен наскрести.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/27/sy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010