Августин Иппонский, блж. О Троице. Краснодар: Глагол, 2004. Аммон, св. Наставления//Творения древних отцов-подвижников/ред. А.И. Сидоров ; вступ., коммент., пер. А.И. Сидоров. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 343–388. Василий Поляномерульский , прп. Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против заключенного в ней смысла//Трезвомыслие/ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . В 2 т. Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 310–322. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/послесл., коммент., пер. В. Вениаминов. М.: Канон, 1995. Григорий Синаит , прп. О безмолвии и двух образах молитвы, в 15 главах// Григорий Синаит , прп. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999. С. 94–112. Димитрий Ростовский , свт. Богомысленное размышление о Пресвятых страстех Господа нашего Иисуса Христа// Димитрий Ростовский , свт. Сочинения. Т. 1. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 244–254. Евагрий Понтийский . Слово о духовном делании, или Монах// Евагрий Понтийский . Творения. Аскетические и богословские трактаты/вступ., коммент., пер. А.И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. С. 76–93. Игнатий (Брянчанинов) , свт. О молитве Иисусовой, беседа старца с учеником//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 5–116. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о молитве Иисусовой//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 168–265. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Писания/пер. с лат. еп. Петра (Екатериновского). М.: Типо- Литогр. И. Ефимова, 1892. Иоанн Лествичник , прп. Подвижнические уроки//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 2. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 477–540.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Александр Ярославич вошел в нашу историческую память с прозвищем Невский. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Олександра», составленной во Владимире в промежутке между 1263 и 1280 гг., ни разу новгородский князь не назван «Невским». В новгородских летописях мы встретим его с упоминанием как Храбрый. Только в конце XV в., по наблюдению В.В. Тюрина, Александр Ярославич впервые упоминается в общерусских летописях как Невский (Тюрин В.В. Древний Новгород в русской литературе XX в.: Реальность и мифы//Прошлое Новгорода и новгородской земли: Материалы науч. конф. 11–13 ноября 1998 г. Новгород, 1998. С. 197). Дело осложняется тем, что с тем же прозвищем в повести «О зачале царствующего града Москвы» из «Хронографа Дорофея Монемвасийского», сохранившегося в списке конца XVII в. (собрание Государственного Исторического музея) упоминаются сыновья Александра, которые ни при каких условиях не могли принимать участия в этой битве: «Лето 6889-го октября в 29-й день в Володимере граде по державе князя Владимера державствовал князь Андрей Александрович Невский, а во граде Суздале державствовал князь Данил Александрович Невский» (Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.//Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.; Средневековая Россия на международных путях: XIV–XVbb. М, 1992. С. 177). Иногда это объясняется тем, что прозвище Невский было связано не с победой Александра над шведами, а являлось посессивным, то есть оно указывало на княжеские владения на берегах Невы (Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 191–192). Попытка Владимира Рогозы объяснить то, почему Александр был назван Невским, а не Чудским, все-таки выглядят несостоятельной. Он пишет о том, что «решающую роль в сражении на льду Чудского озера сыграли дружинники брата Андрея, которых прислал Александру их отец – Ярослав Всеволодович. И об этом хорошо знали на Руси, в то время как Невская битва прошла незамеченной. Давать святому князю почетную приставку по битве, в которой явно не его воины внесли главную лепту в победу, составители Жития не стали» (Рогоза В.

http://pravoslavie.ru/48583.html

vk fb tw ok @ g+ lj Корин Павел. Триптих «Александр Невский». 1942–1943 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Корин Павел. Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Корин Павел. Старый сказ. Правая часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Презентация выставки её организаторами vk fb tw ok @ g+ lj Панорама «Ледовое побоище» Автор: Евгений Емельянов vk fb tw ok @ g+ lj Панорама «Ледовое побоище», фрагмент Автор: Евгений Емельянов vk fb tw ok @ g+ lj Меч князя Довмонта-Тимофея. XIII век Псково-Изборский объединенный музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Княжеский шлем. XIII – пер. пол. XIV века Городецкий историко-художественный музейный комплекс vk fb tw ok @ g+ lj Неизвестный художник. Портрет Александра Невского vk fb tw ok @ g+ lj Свв. Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Савватий Соловецкий, Зосима Соловецкий, Александр Невский (в схиме Алексий), Василий Блаженный, предстающие Пресвятой Троице Псково-Изборский объединенный музей-заповедник Раздел 1. Древняя Русь. Легенды и быль Одними из важнейших стали для художников сюжеты, отражающие события из истории Древней Руси, вобравшие в себя поэтические легенды о русских витязях, принятии христианской веры при князе Владимире, периоде монголо-татарского нашествия. Эти и другие сюжеты бытуют в русской живописи разных эпох: от классицизма до реализма и импрессионистического направления начала XX века. vk fb tw ok @ g+ lj Васнецов В.М. Крещение Руси. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Васнецов В.М. Крещение Князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890 Нижегородский государственный художественный музей vk fb tw ok @ g+ lj Горбатов К.И. Струги. Великий Новгород. 1912 Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

http://pravoslavie.ru/139872.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Святой князь Александр Невский и Патриарх Сергий боролись с экспансией католицизма Православный ученый размышляет о параллели, которую провел Святейший Патриарх Кирилл 24.03.2010 441 Время на чтение 5 минут Два дня назад, 22 марта, как сообщала РЛ , под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета программы «Александр Невский». В ходе него, Его Святейшество сказал, что когда он прикасался к страницам жизни святого благоверного князя, то «вспоминал другого подвижника земли нашей - святаго, не святаго, но весьма уважаемого Патриарха Сергия, который в сложнейшее советское, сталинское время шел на самоуничижение, на уничтожение своего авторитета ради того, чтобы Церковь сохранилась, а вместе с ней сохранилась надежда на выживание всего народа». Эту оговорку Святейшего, назвавшего Патриарха Сергия (Страгородского) святым, прокомментировал в интервью РЛ доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик . Святейший Патриарх Кирилл многое сделал для становления и развития программы «Александр Невский - Имя России». В этом сказывается духовная мудрость Патриарха, который понимает, что в нынешнее сложное время только святые имена способны спасти Россию, воодушевить и поднять русского человека на труды и битвы. Собственно говоря, это происходит не впервые. С именем святого благоверного Великого князя Александра Невского шли в бой русские солдаты под Бородино, в Крымскую войну, с его именем умирали на Шипке, в окопах Первой мировой войны. Во время Великой Отечественной войны святой Александр Невский вновь позвал русского человека в бой за жизнь своего народа, за победу. Сейчас вновь ведется духовная битва за жизнь русского народа, хоть и в других условиях, при других опасностях. И это понимает Патриарх Кирилл, поэтому он и придает столь большое значение почитанию святого благоверного князя Александра Невского, который должен стать образцом для русского человека - для русского воина, русского священника, русского правителя, русского общественного деятеля.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/03/24/di...

Отписка вотчин от Александро-Невскаго Монастыря влекла за собою совершенный его хозяйственный разгром. «Не для сожаления тех Троицких и Иверских вотчин», – писал в августе 1730-го года архимандрит Петр Святейшему Синоду: «но понеже причина от того состоит и крайняя нужда, понуждены мы сим донести: 1) еше не успели мы настоящего о том указа получить, уже из Троице-Сергиева Монастыря в вотчины служители с заказом присланы, что ни в чем Невеких вотчинных управителей не слушать и ничего не отправлять; и которые припасы обыкновенными отправлениями в Невский отпускались, а паче заготовленный Тверскими и Новоторжскими монастырскими вотчинными доходы и людьми в Невский на строение белый камень отправлялся, остановили и прочие подобные помешательства оказались; 2) ежели с сего числа ничего в Невский из тех вотчин отпущаться не будет, а вместо них вскоре другие вотчины с денежными и хлебными доходами пожалованы не будут, то конечное в здешнем монастырском содержании учинится немалое помешательство и остановка, и как содержать Невский Монастырь, недоумеваемся; 3) в Невском Монастыре, по новости, кроме Иверских и Троицких, единого служителей и работников нет, из них многие изучены для строения монастырского разным художествам, каковых вскоре и сыскать невозможно, и ежели указ оный будет прислан, то могут они, покиня вдруг все монастырские дела и службы, на старину, где их природа влечет, сойти, – то, кроме одних монахов, ни единого человека не останется, и наличного смотреть и караулов содержать будет некому». Между тем присланные во все вотчины из Троице-Сергиева и Иверского Монастырей монахи и служители «Невских управителей от команд отрешили и денежных и прочих доходов отправлять в Невский воспретили, отчего в Невском конечная учинилась в содержании братства и служителей и в строении остановка. А в Старой Руссе соляные заводы, которые от Невского Монастыря немалою суммою возобновлены и камор-коллежская прибыль для новости того Монастыря на строение пожалована была, Иверского Монастыря монахи с подьячими описали и наличной соли близ 100.000 пуд запечатали и продавать в отпуски на продажу отпускать запретили». «И затем ниоткуду никакого доходу Монастырю нет», – жаловались Святейшему Синоду в августе и сентябре 1730-го года наместник, иеромонах Симон и эконом, иеродиакон Иосиф (Жданов): «и жалованья служителям и мастеровым произвесть не из чего, отчего опасно, дабы они послушаниев и мастерств монастырских не покинули и врозь не разбрелися; да и братству питаться нечем, ибо, вместо Иверских, отколь лучшие доходы были, награждения никакого в Невском не учинено» 2648 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Александр Невский - знамя наших побед» В Нижнем Новгороде и Городце открылась V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства 05.05.2010 505 Время на чтение 7 минут Вчера, 4 мая, открылась V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед», сообщает наш корреспондент, принимающий участие в работе конференции. Мероприятие, проходящее в рамках межрегиональной программы «Александр Невский - имя России», посвящено 770-летию победы в Невской битве (1240 г.). Конференция проходит в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды. Конференция началась с посещения Нижнего Новгорода и Городца. Участники мероприятия съехались не только из разных городов России - Москвы , Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пскова, но и из разных стран мира - Украины , Белоруссии, Сербии и США. Перед началом пленарных заседаний участники конференции в ходе интереснейшей экскурсии ознакомились с достопримечательностями и святынями Нижнего Новгорода и Городца. После экскурсии состоялось посещение Феодоровского мужского монастыря в городе Городце. Посещение этого монастыря совсем не случайно предварило открытие конференции. В этом месте в 1263 г. после возвращения из Золотой Орды преставился Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский, а именно святой князь стал символом конференции. Главный монастырский храм встречал участников конференции колокольным звоном. Погода стояла ясная, солнечная. На улице собрались местные жители. Казалось, что весь Городец приветствовал гостей. В Феодоровском соборе был отслужен молебен Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому. Богослужение совершил викарий Витебской епархии Белорусского экзархата епископ Петр в сослужении наместника монастыря игумена Августина (Анисимова) и сонма священников. На молебне присутствовал глава администрации Городецкого района Александр Минеев, который пожелал участникам конференции творческих успехов.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/ale...

Михаил Петрович ТРОФИМОВ, 5 линия, 10, кв. 7. Члены Приходского Совета Петроградского Казанского Собора: 1. Константин Михайлович СОПЕТОВ (Каменноостровский пр., д.22, кв. 12), 2. Николай Ксенофонтович ЛИБИН (проспект 25 октября, 19, кв. 3), 3. Феодосий Леонтьевич ЗОЛОТОВ (Казанская, д. 5, кв. 47), 4. Петр Антонович НЕШУМОВ (Гороховая ул., д. 17, кв. 43). Член Владимирской приходской общины Алексей Николаевич СЕРЯКОВ, студент 1-го курса Политехнич. Института (Загородный, 4, кв. 3). Член Владимирской приходской общины Федор Иванович МАЛОДЕРНИКОВ, сторож Балтийской север, жел. дороги. (Бол. Моск. д. 4, кв. 24). Той же общины члены: Анастасия Яковлевна ТАРАРИЧКИНА, сестра милосердия (Димитровский пер., 14, кв. 8), санитар Иван Николаевич ГЛАЗОВ (Больш. Московская, д. 5, кв. 4), Александр Николаевич ЛЕБЕДЕВ (Больш. Московская ул., 4, кв. 8). Члены приходского Совета Знаменской церкви: Гр. НОСКОВ, Владимир Александрович АСАФЬЕВ (Невский, 147, кв. 50), Николай Иванович БРЕЕВ (Невский, 114, кв. 39), Федор Алексеевич ЛЮБИЩЕВ (Жуковского 57, кв. 8), Сергей Дмитриевич КОЗЛОВ (Невский, 97, кв. 35), БОБРОВ Всеволод Никанорович (Пушкинская 12, кв. 2), БУЧЕЛЬ Емельян Семенович (Лиговская 24, кв. 2). Д. ВОРОНИН, К. ПРИТЧИН (Невский, 96, кв. 65). М. САНОВ (Невский 132). В. СПЕРАНСКИЙ (Лиговка, 39, кв. 26). Члены Приходского Совета Петергофского Петропавловского городского собора:Инженер-электрик Федор Иванович МОСКАЛЕВ (Н. Петергоф, Кривая ул., д. 22, кв. 6), заведующий канцелярией управления Петергофскими дворцами-музеями Александр Михайлович АРБУЗОВ (Н. Петергоф, Красный проезд, д. 33), делопроизводитель мобилизационного Отделения Петергофского уездного Комиссариата по военным делам А. ГЕРАСИМОВ (Петергоф, Верхний сад, д. 14), секретарь Центрального Исполнительного Комитета служащих Управления Петергофскими дворцами-музеями Николай Матвеевич БОБРОВ (Советская, д.12). Члены Приходского Совета Петроградской Скорбященской церкви, что на Стеклянном – МАСЛОВ Петр Сафронович, артельщик Невского Судос.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11-13 июля 2008 г. на форуме соотечественников «Русский Царьград» сформировалась инициативная группа по возрождению существовавшего в 1918-1932 гг. при Лавре Александро-Невское братства. 18 ноября 2008 г. Епархиальный Совет одобрил соответствующее ходатайство архимандрита Назария, и в тот же день митрополит Владимир благословил воссоздание Александро-Невское братства как межрегиональной общественной организации. В декабре 2009 г. уже фактически больше года существовавшее братство получило государственную регистрацию. Председателем его правления был избран наместник обители епископ Выборгский Назарий. Братство насчитывает более 50 членов, в том числе коллективных, в частности Союз православной интеллигенции Санкт-Петербурга. Его деятельность осуществляется по нескольким направлениям: общественно-политическое, духовно-просветительское, социальное, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. В мае 2009 г. Лавра и Александро-Невское братство предложили правительству Ленинградской области разработанную долгосрочную международную духовно-просветительскую программу «Александр Невский - имя России». Рассчитанная на 2010-2020 гг. программа была поддержана областным правительством, началом ее осуществления стало проведение двух межрегиональных конференций в стенах Лавры и фестиваля «Александр Невский - имя России» на территории Ленинградской области. С 2009-2010 учебного года начали проводиться конкурсы: педагогических работ «Александр Невский - образец для подражания» и детско-юношеский «Александр Невский - мой герой». В Петербурге планируется увековечить память святого князя возрождением разрушенных храмов в его честь, а в тех епархиях Русской Церкви, где подобные храмы отсутствуют, - инициировать постройку новых. Проходившая 13-16 мая 2009 г. в Петербурге конференция « Пути собирания Русского мира», помимо программы «Александр Невский - имя России», уделила большое внимание еще одной инициативе Александро-Невской Лавры - организации международных крестных ходов. Одним из первых было предложено провести крестный ход «Царский путь Германия - Россия».

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

Но не всё так просто. Александр Невский и мягкой силой действовал, был стратегом. Когда произошло восстание в Новгороде, и там побили сборщиков налогов, князь их поддержал. Сначала Александр Невский написал письмо в их поддержку, а потом поехал в Орду, в Кара-Кум и так представил это событие, что монголы не ввели никаких репрессивных мер. Многие современные историки или историки царского времени, допустим, Ключевский, вообще не упоминают об Александре Невском, только разве что в связи с Александро-Невской Лаврой. Как будто его вообще не было в истории, и он ничего не сделал. Наш современник, историк Владимир Махнач напрямую говорил, что Александр Невский был первым русским человеком. До этого были славяне, а с Александра Невского мы можем смело утверждать, вот – Русь, вот – русский человек. Будут ли сменяться режимы на нашей многострадальной родине, будет ли монархия или что-то другое, но Александр Невский продолжит идти через всю историю до скончания века. Е. Никифоров: - Вы же наверняка разъясняете на проповедях и на встречах смысл вашего престола. Как-то студенты чувствуют это очарование? о. Игорь: - МГИМО многое делает для прославления и поддержания важности образа Александра Невского для современного человека. 10 лет назад была издана замечательная книга «Александр Невский». Это глубокий научный труд под руководством Виктории Ивановны Уколовой, профессора МГИМО. К 800-летию Александра Невского книга была переиздана. Недавно ректор собрал студенческий союз, и было предложно сделать вечер, посвящённый празднованию 800-летия Александра Невского. Ребята склонили ректора посвятить целую неделю Александру Невскому. Я присутствовал на этой встрече, и мне это всё очень понравилось. Студенты понимают, что личность Александра Невского настолько многогранна, что нельзя ограничить празднование его 800-летия одним вечером. Я видел, с каким благоговением и трепетом ректор относится к имени Александра Невского. Это достойно уважения и похвалы, даже подражания. Около нашего храма 1 сентября был открыт памятник Александру Невскому.

http://radonezh.ru/2021/10/18/k-800-leti...

Итак, Империя преобразует образ Александра из православного святого в свой военно-политический символ. Эта национализация продолжается и углубляется — вплоть до окончательного вытеснения всего православно-христианского в эпоху Сталина. Александр Невский становится вполне тем, кем мы его представляем именно в 30-е гг. XX века. И тут все понятно: по мере того как Российское государство отказывалась от православия, оно все больше трансформировало образ Александра: от первых конфликтов московских правителей с Церковью через секуляризацию при Империи и вплоть до гонений при Сталине: все меньше христианского и все больше националистического во всей жизни страны и в частности — в образе князя-монаха Александра. Лекция филолога и культуролога Александра Ужанкова «Святой благоверный князь Александр Невский» из курса «Древнерусская литература» помогает нам вернуться к первоначальному образу Александра, до имперско-советской подмены святости на национализм. Ужанков, в частности, говорит: «Ратный и духовный подвиг. Древнерусская история — лишь фон, где происходит главное — спасение души. Особенно явно это видно в «Повести о житии Александра Невского». Александр Невский — еще один пример (из многих в древнерусской истории/литературе), когда князь, пребывая в земной славе, отказывается от нее, принимая схиму: ибо самое главное — спасение души» . Вот, пожалуй, главное: да, «Повесть о житии» (первичный источник о Александре, написанный сразу после его смерти) рассказывает о политике и войне, но они совсем не главный ее предмет. Главный ее предмет — спасение души, святость, никак не государство и война. Венец жизни Александра — отказ от славы и власти, принятие схимы. Углубить наше понимание аутентичного христианского образа Александра и его националистической подмены помогут тексты выдающегося историка, исследователя русской святости Георгия Федотова. В статье «Н. А. Клепинин. “Святой и благоверный великий князь Александр Невский”» Федотов затрагивает евразийско-белогвардейско- националистическое изращения образа Александра. Но самое интересное: эта белогвардейская подмена самым удивительным образом схожа со сталинистской подменой, которую Федотов живописует в статьях «Как Сталин видит историю России?» , «Александр Невский и Карл Маркс: два советских случая» . Эти статьи и, следовательно, процессы, ими описываемые, относятся еще к 30-м гг. — то есть еще до Великой Отечественной: национализация русской истории, включая Александра Невского, и в ее сталинистском варианте и в ее антибольшевистском варианте происходит не как патриотическая мобилизация против нацистов, но напротив — как один из случаев общего тренда на фашизацию, охватившего тогда все Европу.

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010