В Покровском храме организовали магазин мелкооптовой торговли. В прекрасную уникальную лепнину врезаны балки, часть ее безвозвратно уничтожена, утеплено все сооружение магазина в храме стекловатой, врезаны батареи отопительной системы, вместо фресок стены стали синего цвета и т.д. Колокольня и монастырская ограда были уничтожены и разобраны на кирпичи накануне Великой Отечественной войны. При приспособлении Никольской церкви под склад почти полностью разобраны окружавшие ее с юга и запада галереи. На их месте из силикатного кирпича в прежних габаритах построены подсобные помещения. С 2005 года, наперекор всем невзгодам и неурядицам, теплится, словно лампада, монашеская жизнь в Торопецком Свято-Тихоновском женском монастыре, учрежденном Священным Синодом в 2005 году на месте бывшего Николаевского Особного монастыря XI века. Вместе с новым названием обитель приобрела еще одного небесного покровителя и молитвенника – святейшего Патриарха Тихона, земляка торопчан, стоящего во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских (в честь которых при монастыре есть миссионерский центр, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора). Но не только патриарх Тихон является яркой фигурой в истории города Торопца, тесно связанного с историей православия на Руси и в Росси. Здесь, на родине своей матери Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, княжны Торопецкой,  венчался святой благоверный князь Александр Невский. Храмы обители: Никольский (1666 г.) действующий и Покровский (1766 г.) реставрирующийся – памятники федерального значения.  Информация с сайта монастыря http://st-tihon.ru/architecture/ Колокольня монастыря Стоявшая неподалеку от Никольского и Покровского храмов квадратная в плане колокольня по своим архитектурным формам и вертикальному построению почти полностью соответствовала Покровской церкви. Её нижний ярус с арочным проездом как бы отвечал нижнему объему храма, второй ярус с широкими арками звона, соответствовал восьмерику и наконец, третий, венчающий объем колокольни, также снабженный арочными проемами, перекликался с фонарём церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07066

В состав прихода Александро-Невской церкви входили: заштатный город Колывань и деревни: Большой Оёш, Малый Оёш и Киселёва. В 1911 году прихожанами церкви числилось 4120 человек. Согласно указу Святейшего Синода от 25 февраля 1888 г. за 976 причт Александро-Невской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. В ходе исторических исследований удалось установить некоторые имена священно и церковнослужителей, трудившихся в храме в различные годы. Это священники Диомид Чернявский (позднее – протоиерей; служил при храме с 1888 по 1890 гг.), Димитрий Ракитин (с 1896 г.), Стефан Болоткин (с 1907 г.), Михаил Тихонов (1920-е гг. XX в., возможно, последний настоятель), псаломщик Василий Митропольский (с 1894 г.). Церковным старостою с 1894 по 1896 гг. состоял томский мещанин Никифор Дмитриевич Мезенцев. В 1890 г. при Александро-Невской церкви была открыта церковно-приходская школа. Инициатор её открытия и попечитель – колыванский купец I-й гильдии Евграф Александрович Жернаков. По данным на 1911 г., в ней обучалось 80 человек обоего пола (в настоящее время здание церковно-приходской школы находится на государственной охране как памятник истории). Кроме того, существовала церковная школа грамоты в деревне Большой Оёш. 1930-е гг. ознаменовались гонениями на Церковь. По всей России храмы закрывались, приспосабливались под школы, клубы, кинотеатры, склады, а некоторые полностью разрушались. Согласно постановлению Новосибирского Облисполкома за 7378 от 3 февраля 1934 г. Александро-Невская церковь в пос. Колывань была закрыта, иконы и богослужебная утварь – изъяты. В 1940-е гг. церковь открыли. Богослужения в ней совершались вплоть до 1965 г. 25 июля 1965 г. церковь была вновь закрыта, о чем уполномоченный по делам религий А.С. Николаев доложил в Новосибирский обком партии и в Москву. В фондах Новосибирского областного архива сохранился его рапорт: «Зав. Отделом пропаганды Обкома КПСС тов. Лукаш А.П. Сообщаю Вам, что 25.VII – с.г. на основании постановления совета по делам религий, была закрыта Колыванская церковь. Закрытие церкви, производимое Колыванским райисполкомом, прошло организованно и спокойно. При осмотре культового инвентаря обнаружено большое количество икон и др. предметов, имеющих историческую и художественную ценность. На основании действующего законодательства они переданы картинной галерее. Уполномоченный совета по делам религий по Новосибирской области А. Николаев» (ГАНО. Ф.Р. – 1418. Оп. 1. Д. 126. Л. 37).

http://sobory.ru/article/?object=19203

Храм имеет форму правильного креста и, восходя к типу «трапезного», связан с колокольней (высотой 27 м) в одно здание. Изначально церковь имела иконостас «длиною 10,5 аршин и высотой 13 аршин», отапливалась пятью голландскими печами и была обнесена кованной металлической оградой. В 1890 г. колыванский купец второй гильдии Евграф Жернаков построил рядом с храмом церковно-приходскую школу. Почти сразу после революции все храмы в Колывани были закрыты и разрушены, кроме храма во имя святого Александра Невского, который впервые был закрыт только в 1934 г., но в 1946 г. вновь открыт по многочисленным просьбам верующих. Окончательно его закрыли в 1962 г. Через шесть лет в бездействующем храме разбили звонницу, снесли все купола, разломали крышу, двери и окна, растащили уникальный липовый пол. Более двадцати лет разоренный храм находился в заброшенном состоянии, были планы приспособить, то, что осталось от храма под цементный завод и склад. Долго стоял храм как символ запустения и разрушения. Верующие люди без слез не могли смотреть на это надругательство над красотой и святыней. Высокопреосвященный владыка Павел (Голышев), архиепископ Новосибирский и Барнаульский (1964-1972 гг.) предпринимал целый ряд шагов, чтобы сохранить колыванский приход и возвратить верующим их храм, но все усилия его тогда казались тщетными. Храм был возвращен Русской Православной Церкви только в 1990 г. и сразу же началось его восстановление под руководством протоиерея Николая Чугайнова (+ 1994). Тогда же были возвращены в храм три алтарные иконы, находившиеся в запасниках Новосибирской картинной галереи, и Распятие, хранившееся в тайнике у Анны Сизиковой, старосты прихода. Преосвященный Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский (ныне - митрополит Новосибирский и Бердский), прибыл на Новосибирскую кафедру в 1990 г., и, увидев в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска большое количество монашествующих, вскоре же начал заботиться об устройстве женского монастыря в Новосибирской епархии. Местом для будущей обители был избран находящийся в сорока километрах от Новосибирска рабочий поселок Колывань.

http://sobory.ru/article/?object=19202

За последние 20–30 лет религиозные инородцы стали ходить по монастырям на богомолье. Во дни Петровского и Великого постов они в большом числе говеют в монастырях, заказывают здесь сорокоусты, делают пожертвования хлебом, деньгами, домашними животными и проч. Прежде ничего подобного не замечалось в жизни инородцев. Любящие ходить по монастырям инородцы прекрасно знают внешнее состояние посещаемых ими монастырей и расскажут вам о монастырях многое, а именно: в каком монастыре какие порядки водятся, какие готовят кушанья и напитки (квасы), какое богатство и благолепие храмов, где продолжительно и где кратко совершается Богослужение, как мелодично и красиво поют певчие и как кормят и поят богомольцев. Но мне ни разу не приходилось слышать от них рассказов о том, какое назидание и духовнее утешение получает душа их в монастырях, какой внутренний переворот произвела в них та или другая обитель, в каком монастыре находила себе успокоение их мятущаяся совесть, где и какие старцы дают им душеспасительные советы, наставление и утешение. Следует заметить и то, что эти инородцы в нравственном отношении стоят не выше прочих своих одно-деревенцев. Со второй половины прошлого столетия среди крещёных инородцев Волжско-Камского Края замечается ещё одно новое, довольно сильное, движение: это – стремление их открывать и созидать для себя новые монастыри и монашеские общины. Начиная с 60 х годов, здесь появились следующие монастыри и общины: в Казанской епархии – 1) Черемисский Михаило-Архангельский мужской монастырь, 2) Черемисский Троицкий женский в г. Козмодемьянске, 3) Черемисский Введенский женский, 4) Чувашский Александро-Невский мужской, 5) Чувашский Александрийский женский, 6) Чувашская женская община в г. Чебоксарах, 7) Крещёно-татарские обители: Покровская Просветительная женская община и мужской Трехсвятительский скит, 8) Чувашская женская община при селе Мордовской Кармале, 9) Чувашская женская община при селе Старых Айбесях; в Уфимской епархии – 10) Черемисский Николаевский мужской монастырь на р. Каме, 11) Чувашская женская община при дер. Бугабаш и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Больше того, увенчанная довольно высоким шпилем Покровская колокольня так же имела вытянутые пилястры и рустованные лопатки, четко выделявшиеся на плоскостях её стен. В 1938 г. колокольня была разобрана на кирпичи. До наших дней сохранился лишь фрагмент фундамента. Источник: сайт монастыря, http://st-tihon.ru/architecture/belltower/ Город Торопец, где провёл своё детство и куда часто приезжал Святейший Патриарх Тихон (Белавин), является одним из старейших городов России. Это город-крепость, страж на границе Руси. Список имён, связанных с Торопцом, обширен. Это и Исаакий Торопецкий, Киево-Печёрский затворник, и преподобный Харитон Кудинский, и преподобная Евфросиния Полоцкая, и благоверный князь Александр Невский, а также побывавшие в разные годы царствующие особы: Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I, Александр II. Торопчане уважают и глубоко почитают своего земляка, великого защитника Православной веры Святейшего Патриарха Тихона. В городе сохранился дом, где он жил, храм, где служили будущий Патриарх и его отец - иерей Иоанн Белавин, могила родителей и братьев святителя, где в 1997 году была установлена часовня, а в 2001 году - гранитное надгробие и распятие. В 2005 году на территории бывшего Свято-Никольского монастыря решением Священного Синода и по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора был основан Свято-Тихоновский женский монастырь - во имя святителя Тихона. В исследованных документах данные о времени создания и имени основателя Никольского монастыря города Торопца отсутствуют, но можно предположить, что он возник вслед за основанием города - после 1074 года. На основании сохранившихся материалов можно заключить, что Никольский монастырь, так называемый " Николаевский особный " , был достаточно процветающим, имел земли, получал пожертования, как от местных жителей, так и от усердных богомольцев. Он был расположен на берегу озера Заликовье, но после перенесения города на новое место в XVI веке изменил своё местоположение.

http://sobory.ru/article/?object=07066

Грамота от Томской духовной консистории с благословением на заложение церкви Александра Невского была подписана в «лето от Рождества Христова тысяча восемьсот восемьдесят первое, Октября в седьмой день». После окончания строительства церковь была освящена 4 декабря 1887 года преосвященнейшим Исаакием, епископом Томским и Семипалатинским. Церковь стала вторым православным храмом в городе Колывани. Она отапливалась пятью голландскими печами, имела иконостас «длиною 10,5 аршин и высотою 13 аршин», оцененный в 3 000 р., была обнесена кованой металлической оградой. При церкви в 1890 году колыванским купцом II гильдии Евграфом Александровичем Жернаковым была построена церковноприходская одноклассная школа. В советское время, несмотря на массированную антирелигиозную пропаганду, службы в церкви продолжались до начала 1960-х годов. Тем не менее, в 1962 году церковь была закрыта, а в 1968 году, по решению руководителей райкома и райисполкома, – снесены купола. Позднее были утрачены дверные полотна и рамы оконных проемов, пол, деревянные хоры, лестницы на хоры и колокольню, убранство интерьера и ограда церкви. История возрождения церкви была очень долгой. Началась она 19 мая 1973 года, когда кандидат архитектуры, доцент Новосибирского инженерно-строительного института Н.И. Болотин, инспектор управления культуры Б.П. Шипилов и архитектор В.Ф. Болдырев составили акт обследования церкви и подняли вопрос о ее восстановлении. Тремя годами позже было принято решение Новосибирского облисполкома о постановке здания церкви на госохрану. В начале 1980-х годов мастерская специального научно-реставрационного хозрасчетного производственного учреждения «Новосибирскреставрация» приступила к выполнению первых проектных работ по реставрации церкви и приспособлению ее под музей крестьянских ремесел и техники. В 1987 году архитекторами Н.Н. Тюковой, С.Н. Богомазовой, Е.А. Слепчук были выполнены подробные обмерные чертежи церкви, а в 1988 году составлена смета на первоочередные ремонтно-реставрационные работы С 1990 года на средства Новосибирской епархии в церкви начали проводиться восстановительные работы. В мае 1992 года в Колывани побывал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который освятил камень, заложенный под фундамент нового женского монастыря на территории церкви. С 19 июля 1992 года в храме снова стали проходить службы.

http://sobory.ru/article/?object=19203

Церковь во имя святого Александра Невского расположена в южной части Колывани на территории женского Покровского монастыря, огороженного построенным в 1990-х годах кирпичным забором. Участок территории занимает квартал регулярного плана и расположен в границах улиц Калинина, Горького, Ольги Жилиной и Пролетарской. Церковь хорошо обозревается издалека, с автодорожной трассы, со стороны пониженных рек Чаус и Оёш, выделяясь своими значительными раз-мерами, силуэтом и светлой окраской на южном склоне плоского плато. С северо-западной стороны, в 70 м от церкви, расположена братская могила жертв Колыванского восстания 1920 года – памятник истории, находящийся на государственной охране. Архитектура церкви отличается простотой и цельностью композиции, стройностью силуэта, хорошими пропорциями объемов и деталей. Двуглавая церковь принадлежит к типу традиционных трапезных церквей с трехчастным членением плана (тип церкви «кораблем»), когда на одной композиционной оси восток–запад находятся основной объем, трапезная и колокольня. Храм бесстолпный, одноапсидный. Структура храма симметричная, осевая. Основной объем, высотой в два яруса, восьмигранный в плане, перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом со световым восьмериком – барабаном. Барабан освещен четырьмя вытянутыми арочными оконными проемами. Стены основного объема имеют разную ширину – большую по граням, обращенным на север, юг, запад, восток. Все грани основного объема прорезаны арочными высокими оконными проемами: строенными с южной и северной сторон и одиночными, выходящими на юго-запад, юго-восток, северо-запад и северо-восток. Грани стен основного объема имеют полукруглые закомары с небольшими килевидными завершениями. Решение соединения сомкнутого свода основного объема с цилиндрическими сводами по закомарам является отличительной конструктивной особенностью храма, не свойственной другим сибирским храмам. Световой барабан над храмом увенчан восьмигранным куполом луковичной формы. С востока к основному объему примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая конхой с миниатюрной луковичной главкой. Объемы входов в церковь с севера и юга выполнены высотой в один этаж, перекрыты цилиндрическими сводами. Арочные порталы входов с килевидными завершениями повторяют рисунок закомар. Квадратный в плане объем трапезной, высотой несколько ниже основного объема, перекрыт цилиндрическим сводом, имеет с севера и юга по два высоких арочных оконных проема.

http://sobory.ru/article/?object=19203

Адрес: 44400, Украина, Волынская область, Старовыжевский район, c. Мильцы Телефон: (03346) 2-41-14 , (03346) 2-21-70 , (050) 664-69-83 Успенский Низкиничский мужской монастырь [ править править код ] Успенский Низкиничский мужской монастырь Дата основания: 1643. Адрес: 45321, Украина, с. Низкиничи, Иваничевского района Волынской обл. Телефон: +38 (03344) 3 64 81 / +38 (097) 854 61 75 Женский монастырь святого Александра Невского (Городнее) [ править править код ] Свято-Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь открыт на базе прихода во имя святого апостола и евангелиста Луки решением Священного Синода УПЦ от 20 декабря 2012 года. Адрес: Волынская обл., Любомльский р-н., с. Городно Иоанно-Предтеченский мужской скит [ править править код ] Адрес: Волынская обл., Ковельский р-н., с. Вербка Храмы Волынской области [ править править код ] Свято-Покровская церковь [ править править код ] Покровская церковь Свято-Покровская церковь - православный храм в городе Луцк, старейший из ныне действующих в городе православных храмов. Памятник архитектуры XVII—XIX веков. Покровская церковь находится на территории Государственного историко-культурного заповедника «Старый Луцк». Принадлежит Украинской православной церкви (Московского патриархата), служит в качестве кафедрального собора Луцкой и Волынской епархии. По документам 1583 г. церковь уже числится старой, требующей ремонта. В 1637 г. капитально ремонтируется. С начала 19 в. до 1880 г. служит городским собором. В 1845 г. при пожаре сгорела крыша но вскоре восстановлена. Реконструирована в 1873-76 гг. - пристроена колокольня, полностью заменена кровля, сооружены два декоративных купола. Адрес: 43016, Украина, г. Луцк, ул. Галшки Гулевичивны,, 1 Телефон: (0332) 72–24–71 Успенский кафедральный собор (Владимир-Волынский) [ править править код ] В 1156-1160 гг. князь Мстислав (†1170) строит во Владимире величественный каменный Успенский собор, уцелевший до наших дней и являющийся кафедральным. Южнее храма стоит каменное здание епископского замка, перенявшее свое название от всей совокупности укреплений, окружавших когда-то соборную усадьбу. Ныне в здании размещаются епархиальное управление и резиденция правящего архиерея. Здание датируют 1494 или 1640-ми гг. В кон. XIX в. сооружение отремонтировали почти одновременно с собором, башню на торце корпуса надстроили, превратив ее в колокольню. Ведущие в усадьбу каменные Северные ворота датируют XVII или сер. XVIII в.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

Колывань. Покровский Александро-Невский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Покровский Александро-Невский женский монастырь создан трудами и заботами архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона. Епископ Тихон, прибыв на Новосибирскую кафедру в 1990 году, проявил заботу об устройстве монастыря для монашествующих при Вознесенском кафедральном соборе. После долгих поисков выбор пал на Колывань, бывший купеческий город, отпраздновавший своё 200-летие в 1997 году и игравший в прошлом веке значительную роль в Сибирском крае. В 1960-е годы приход в Колывани, находящийся в небольшом полуподвальном помещении, был спасён от попыток закрытия благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II, в то время управляющий делами Московского Патриархата. В 1991 году, во время своего первого визита в Сибирь, в Новосибирскую епархию прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На праздник Вознесения Господня, 16 мая, Святейший Патриарх посетил Колывань и освятил закладной камень в основании жилого корпуса вновь создаваемой женской обители, а также большой деревянный крест, ныне расположенный в притворе храма во имя благоверного князя Александра Невского. 19 июля 1992 года, после завершения реставрации, Владыка Тихон совершил торжественное освящение храма, в котором уже трудились первые сестры. При храме был открыт женский монастырь. В августе того же года определением Священного Синода настоятельницей монастыря была назначена игуменья Надежда (Еремина). До этого матушка Надежда двадцать с лишним лет несла послушание в ризнице Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска и исполняла обязанности благочинной среди монахинь, имевших различные послушания в соборе. Трудно представить, что пятнадцать лет назад вокруг храма был только пустырь с жилым одноэтажным домом (бывшая церковно-приходская школа) и сараи. После выезда жильцов дом был переделан под келий для сестер, построены трапезная и швейная мастерская, возведена монастырская ограда. Поскольку насельники монастырей кормятся плодами своих трудов, надо было подумать о постройке хозяйственного двора с фермой и птичником, гаража, теплицы и других хозяйственных строений. С приходом новых сестер возросла нужда и в жилье - еще одном сестринском корпусе. Много трудов было положено на благоустройство и озеленение территории монастыря, восстановление исторической ограды вокруг храма.

http://sobory.ru/article/?object=19202

Колывань. Покровский Александро-Невский женский монастырь. Собор Александра Невского. Карта и ближайшие объекты В 1878 году на общественном сходе мещанское общество заштатного города Колывани имело рассуждение о том, что население города год от года увеличивается, а церковь одна, и есть надобность построить другую на собственные средства раскладом и частные пожертвования. Храм однопрестольный, тёплый, каменный, примерно на 700 человек, предполагается назвать во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 1 марта 1881 года в Петербурге было совершено убийство Российского императора Александра II, и колыванский купец второй гильдии Кирилл Кривцов пожелал на свои средства построить в память об убиенном государе церковь имени Александра Невского по плану, утверждённому для церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Кирилл Кривцов подал прошение на высочайшее имя о строительстве храма. Прошение было утверждено царём Александром III. Грамота от Томской духовной консистории с благословением на заложение церкви Александра Невского была подписана " в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот восемьдесят первое, Октября в седьмой день " . 2 мая 1882 года, согласно рапорту священника Ставрова, церковь была заложена и 4 декабря 1887 года освящена Преосвященнейшим епископом Томским Исаакием. Церковь стала вторым храмом в городе Колывани. Она отапливалась пятью голландскими печами, имела иконостас " длиною 10,5 аршин и высотой 13 аршин " , оценённый в 3000 рублей, была обнесена кованной металлической оградой. При церкви в 1890 году колыванским купцом 2-й гильдии Евграфом Александровичем Жернаковым была построена церковно-приходская школа. Композиция церкви симметричная в форме восьмигранного креста и восходит к типу " трапезных " (или " кораблём " ). Основной объём церкви и колокольня высотой 27 м связаны в одно здание трапезной по линии восток-запад. Храм восьмигранный в плане перекрыт сомкнутым сводом со световым восьмериком-барабаном, прорезанным четырьмя оконными проемами. Барабан перекрыт куполом луковичной формы. С востока к храму примыкает апсида, увенчанная малой луковичной главкой на конхе. Колокольня церкви трёхъярусная, увенчанная ребристым, слегка приплюснутым куполом луковичной формы. К притвору-колокольне с западного фасада примыкает паперть. Церковное здание было сложено из красного кирпича на бутовом фундаменте с цоколем, облицованным квадратами известняка местного происхождения. Кладка стен на известковом растворе. Стены оштукатурены и покрашены. Кровля крыши и купола покрыты листовым железом. Ступени крыльца выложены из гранитных блоков.

http://sobory.ru/article/?object=19203

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010