с 28.02.1877 архиепископ с 15.05.1883 по 26.11.1903 на покое; 19.10.1906 Викарии Ярославской епархии Угличские епископы С 1888 года Имена Сведения Амфилохий (Сергиевский Казанцев), епископ рукоположен с 01.05.1888 20.07.1893 Сведения Герман (Гоголашвили), епископ рукоположен с 08.09.1851 по 02.09.1856 епископ Имеретинский Геронтий (Папиташвили), епископ рукоположен с 06.10.1857 по 16.11.1859 епископ Мингрельский Александр (Окропиридзе), епископ рукоположен с 04.03.1862 по 30.05.1869 епископ Горийский, викарий Карталинской (Грузинской) епархии; 09.11.1907 временно управлял с 30.05.1869 до 1886 26.04.1896 С 12 июня 1885 года восстановлена как Сухумская епархия. См. Сухумская епархия. Алавердская Алавердская и Кахетинская С 30 июня 1811 года. Кафедра в Алаверди Имена Сведения Иоанн (Бобдель-Макаев), архиепископ бывший архиепископ Бодбийский с 14.07.1811 по 30.08.1814 митрополит Бодбийско-Сигнахский (Кизикский); 24.09.1837 Алавердская и Телавская (Телавская и Грузино-Кавказская) С 30 августа 1814 года. Кафедра в Телави Имена Сведения Досифей (Пицхелаури), архиепископ бывший епископ Горийский, викарий Грузинской епархии с 30.08.1814 по 14.05.1817 уволен; 19.11.1830 28 декабря 1818 года соединена с Сигнахской (Бодбийской) епархией и в 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии. Возобновлена в 1886 году в качестве викарной кафедры при Карталинской епархии. Ахтальская епархия 40 Кафедра в Амталах Имена Сведения Варлаам (Эристов), архиепископ член Святейшего Синода до 23.01.1801 с 08.07.1811 – экзарх Грузии Иоаким, епископ рукоположен с 13.10.1803 Сведения Иоанн (Бобдель-Макаев), архиепископ рукоположен с 1792 по 14.07.1811 архиепископ Алавердский и Кахетинский Сигнахская и Кизикская С 30 августа 1814 года. Кафедра в Бодби Имена Сведения Иоанн (Бобдель-Макаев), митрополит бывший архиепископ Алавердский и Кахетинский с 30.08.1814 по 18.12.1828 24.09.1837 В 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии, а в 1886 году к Алавердской викарной епархии при Карталинской епископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сабацминда, во имя прп. Саввы Освященного (X в., мужской, в с. Сабацминда, настоятель - митр. Исаия, и. о. настоятеля - иером. Иоанн (Самушия)); Никози, во имя первомч. Раждена (1995, мужской, в с. Земо-Никози, настоятель - митр. Исаия, и. о. настоятеля - игум. Антоний (Чакветадзе)); Пресв. Богородицы (2000, женский, с 2006 - мужской, в г. Ахалгори, настоятель - игум. Антоний (Чакветадзе)); прп. Алексия (Шушании) (2002, женский, в с. Икоти, настоятель - игум. Антоний (Чакветадзе)); Никози, во имя первомч. Раждена (2006, женский, в с. Земо-Никози, настоятель - игум. Антоний (Чакветадзе)); Ларгвиси , во имя вмч. Феодора Тирона (мужской, резиденция правящего архиерея, в с. Ларгвиси); Св. Троицы (2007, мужской, в с. Алеви). В 2009 г. по инициативе архиеп. Исаии в муж. мон-ре Никози было открыто ДУ имени свт. Александра (Окропиридзе). Святыни Важнейшим манускриптом, созданным на территории Двалети, является Заромагская рукопись. Это Псалтирь в переводе прп. Георгия Святогорца (XI в.), имеющем первостепенное значение для изучения святогорской редакции Псалтири. Рукопись написана на белом пергамене (8×9 см) строчным церковным письмом; недостает начала и конца, есть дефекты в середине. Первые 56 листов были написаны в XIII в., следующие 58 - в XV в. Почерк в 1-й части более красивый, пергамен лучшего качества. Чернила в обеих частях черные, заглавия выполнены красной киноварью; в более древней части для оформления буквиц в нек-рых местах употреблены золотые чернила. Почерк 1-й части рукописи напоминает тот, каким в сер. XIII в. было переписано Четвероевангелие для царицы Русудан. М. Шанидзе не исключает того, что эта Псалтирь была также переписана для нее. В 1-й части сохранились приписки, выполненные письмом мхедрули в XV в.: «О долголетнем хранении твоем сказано пророком», «Не печалься, Бог заботится о тебе», «Не печалься, не свершится, что ты собираешься сделать» и др. Они свидетельствуют о том, что рукопись использовали для гадания, наугад раскрывая страницу. На переплете имелись 2 надписи: одна целиком стерта, другая, 5-строчная, выполненная мхедрули, по почерку относящаяся к XVII в., дефектна. Читается имя владельца рукописи - Баргиджас. В последующее время книга как фамильная реликвия хранилась в башне Сикоевых (с. В. Зарамаг, Алагирский р-н). Согласно преданиям этого рода, книгу принесла золотая птица. Место, где хранили Псалтирь, называли дзуары бынат (священное место). В канун Нового года по книге гадали жрецы дзуары лаегтае: если открытая страница блестела, отливала золотом, считалось, что год для рода будет счастливым; если страница оказывалась темной, ждали бедствий ( Ахвледиани. 1960. С. 160-167).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Сам патриарх посещал Православные Церкви в разных странах мира, встречался не только с предстоятелями Церквей, но и с политическими лидерами стран. Свою приветственную речь он всегда начинал с рассказа об истории Грузии и объяснения сущности и уникальности Грузинской Церкви. В 1970–80-х годах прошлого века международная общественность почти ничего не знала о Грузии и грузинском народе. Предстоятель Грузинской Церкви стал тем посланником грузинского народа, усилиями которого весь мир познакомился с его страной. Эти встречи и незаурядная личность самого патриарха подняли авторитет Грузинской Церкви во всем православном мире. Кроме борьбы в защиту истинного христианства, христианского и национального самосознания, идеи национального единства, Грузинская Церковь в течение веков всегда вела широкую просветительскую деятельность, создавала, развивала и укрепляла культурно-образовательные центры, которыми в основном, конечно, были монастыри. Все монастыри как в самой Грузии, так и за ее пределами были философско-богословскими и литературно-переводческими школами. К существующим в IV–XI веках таким школам в XII веке добавились две академии – в Гелати и в Икалто (невдалеке от города Телави в Кахетии), которые стали центрами высшего богословского образования. В самую трудную для Грузии эпоху – в XV–XVIII веках, когда страна вела непрерывную борьбу против иранских и турецких завоевателей, грузинские монастыри на Афоне, в Иерусалиме, в бывшей Византии продолжали свою просветительскую миссию. Во второй половине XVIII века, по инициативе царя Картли и Кахетии Ираклия II, в Тбилиси и Телави были созданы духовные семинарии, а при крупных монастырях функционировали начальные школы. После упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 году в Тифлисе в 1817 году русскими церковными властями была открыта Тифлисская Духовная семинария. Многие получившие в ней образование затем продолжили учебу в Киевской, Казанской, Петербургской, Московской Духовных академиях. Среди них были выдающиеся иерархи Церкви и ученые: святитель, епископ Гавриил (Кикодзе) , автор учебника по психологии, который был рекомендован для духовных академий России, св. епископ Александр (Окропиридзе), епископ Антоний (Гиоргадзе), св. Кирион, Католикос-Патриарх Грузии в 1917–1918 годах, Каллистрат (Цинцадзе), Католикос-Патриарх Грузии в 1932–1953 годах, Мелхиседек III (Пхаладзе), Католикос-Патриарх Грузии в 1952–1960 годах, историк и филолог академик К. Кекелидзе и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди евр. рукописей следует отметить Лайлашскую Библию, Пятикнижие Моисея X в.- это самый полный список текста из всех существующих в мире подобных рукописей (в б-ках и музеях России (С.-Петербург), Великобритании, Сирии (Халеб) и США); в нем отсутствует всего 15 листов; здесь же хранятся напечатанные на пергамене в Фессалонике т. н. Бретская Библия (1514) и Псалтирь (1522). Среди греч. рукописей наиболее интересны переписанные в IX в. Коридетское Четвероевангелие (Gr. 28) и Четвероевангелие (Gr. 27), в к-ром сохранился лист из Четвероевангелия X в., написанного литургическим унциалом и украшенного экфонетическими знаками. На полях рукописи Коридетского Четвероевангелия помещены приписки на груз. (X-XII вв.) и греч. (XIV-XVII вв.) языках. Сборник сочинений свт. Василия Великого (Gr. 48, XI в.) украшен заставками и инициалами, текст написан строчным письмом. В большом количестве представлены русскоязычные варианты переписки груз. и российских царей и членов царских семей XVI-XIX вв., среди них есть и такие рукописи, грузинские оригиналы к-рых утрачены. В рус. коллекцию также входят поздние церковные рукописи духовного содержания: молитвенник (Ros. 740, XVI в.), Псалтирь (Ros. 735, XVIII в.), сборник речей св. отцов (Ros. 743, XVIII в.), сборник богослужебных песнопений (Ros. 746, XVII-XVIII вв.), сборник песнопений с нотными знаками XIX в. и др. Также здесь хранятся письмо Л. Н. Толстого (автограф) толстовцу Илье Накашидзе, датированное 1 февр. 1905 г. (Ros. 124), рукописные ноты песни П. И. Чайковского «Ночевала тучка золотая» на слова М. Ю. Лермонтова, записанные 5 июля 1887 г. в Боржоми (Ros. 330), неполный текст (отсутствуют часть 3-го действия и 4-е) поэмы «Горе от ума» А. Грибоедова (Ros. 195). В личных архивных фондах общественных деятелей хранятся автографические списки произведений груз. писателей-классиков прав. Илии Чавчавадзе, Акакия Церетели, Важи Пшавелы; личные архивы Католикосов-Патриархов всей Грузии: Каллистрата (Цинцадзе; 1932-1952), сщмч. Амвросия (Хелая) и сщмч. Кириона III (Садзаглишвили), святителей еп. Имеретинского Гавриила (Кикодзе; † 1896), еп. Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе; † 1907) и др., а также архивы живших на Кавказе рус. общественных деятелей и ученых, напр., этнографа Е. Г. Вейденбаума, содержащие материалы по истории Кавказа XIX в. Также фонд располагает биобиблиографической картотекой фамилий тех, кто служили на Кавказе в XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/468825.html

царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного. С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)). По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

http://pravenc.ru/text/389389.html

19.07(01.08)1922 04(17)08.1922 ОЛОНЕЦКАЯ, обн. 04(17)08.1922 12(25)10.1925 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 11.1922 03.1923 КОРЕЛЬСКАЯ, обн. 12(25)10.1925 27.02(12.03)1931 Александр Немоловский АЛЯСКИНСКАЯ 17.11.1909 06.07.1916 в/у АМЕРИКАНСКАЯ в/у АМЕРИКАНСКАЯ, паки 20.03.1914 29.07.1914 КАНАДСКАЯ 06.07.1916 в/у АМЕРИКАНСКАЯ, 3-й раз БРЮССЕЛЬСКАЯ 28.11(11.12)1936 БЕРЛИНСКАЯ 03(16)11.1948 БРЮССЕЛЬСКАЯ, паки 03(16)11.1948 29.03(11.04)1960 Александр Окропиридзе в/у СУХУМСКАЯ 02.09.1856 06.10.1857 СУХУМСКАЯ 04.03.1862 30.05.1869 ГОРИЙСКАЯ 30.06.1869 20.03.1898 в/у ГУРИЙСКАЯ в/у МИНГРЕЛЬСКАЯ ГУРИЙСКАЯ 20.03.1898 04.11.1903 Александр Павлович АРХАНГЕЛЬСКАЯ 17.11.1857 13.09.1860 ПОЛТАВСКАЯ 13.09.1860 09.11.1862 Александр Паулюс ТАЛЛИННСКАЯ 05(18)12.1920 08.1923 ТАЛЛИННСКАЯ, паки 17(30)03.1941 17(30)06.1942 УМАНСКАЯ 17(30)10.1932 12(25)08.1933 ВИННИЦКАЯ 12(25)08.1933 07(20)05.1937 ХАРЬКОВСКАЯ 07(20)05.1937 15(28)07.1938 в/у КИЕВСКАЯ («с осени») 1937 15(28)07.1938 Александр Похвалинский ПАВЛОВСКАЯ, обн. 26.06(09.07)1922 12(25)08.1923 ПАВЛОВСКАЯ 12(25)08.1923 26.09(09.10)1929 БОГОРОДСКАЯ 13(26)09.1929 19.09(02.10)1932 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 13(26)09.1929 29.01(11.02)1934 ПОДОЛЬСКАЯ 19.09(02.10)1932 07(20)10.1932 БОГОРОДСКАЯ, паки 07(20)10.1932 11(24)01.1937 Александр Раевский СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ 13(26)01.1923 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ, обн. в/у СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ, обн. КЕРЧЕНСКАЯ 06(19)03.1928 в/у СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 06(19)03.1928 в/у РЫЛЬСКАЯ КУСТАНАЙСКАЯ 12(25)06.1930 17(30)09.1930 CYXIHUЧCKAЯ 11(24)12.1930 30.08(12.09)1931 ЗЛАТОУСТОВСКАЯ 30.08(12.09)1931 10(23)10.1932 КАМЕНСКАЯ 10(23)10.1932 03(16)02.1933 в/у ДОНСКАЯ 10(23)10.1932 03(16)02.1933 БАКИНСКАЯ 03(16)02.1933 29.07(11.08)1933 ЕЛАБУЖСКАЯ 29.07(11.08)1933 02(15)03.1934 КУСТАНАЙСКАЯ, паки 02(15)03.1934 17(30)10.1935 АКТЮБИНСКАЯ 17(30)10.1935 09.1936 ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ 09.1936 03(16)10.1936 МОГИЛЕВСКАЯ 03(16)10.1936 21.08(03.09)1937 Александр Рябцовский ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 21.09(04.10)1931 РЫБИНСКАЯ, обн. Александр Самонов ВОЛОГОДСКАЯ, обн. 17(30)09.1934 08(21)02.1938

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1935–1942: Каменец-Подольская(?), паки Пирр Окропиридзе 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Алавердская 1916–1917: Кахетинская 1917–1922: Алавердская, паки Питирим Крылов 04(17).06.1928–1928: Волоколамская 1928–25.09(08.10).1929: Шуйская 25 .09(08.10).1929–17(30).03.1931: Орехово-Зуевская, в. у. (?) 17(30).03.1931–01.1936: Дмитровская 29 .04(12.05).1932–01.1936: Московская и Коломенская, в. у. 01 .1936–20.06(03.07).1937(?): Великоустюжская Питирим Лодыгин 1925–1928: Уфимская Питирим Окнов 23 .11(06.12).1915–06(19).03.1917: Ленинградская Питирим Свиридов 12(25).12.1941–01.1942: Куйбышевская 1942–1943: Калужская 1942–1943: Тульская, в. у. 1943–31.12(13.01).1946: Курская Платон Кульбуш 18(31).12.1917–14(27).01.1919: Таллинская 10(23).01.1918–14(27)-01.1919: Рижская, в. у. Платон Петров 1921–1921: Уманская Платон Рождественский 05(18).12.1915–13(26).08.1917: Грузинский Экзархат Святейшего Правительствующего Синода П.Р.Ц. 13(26).08.1917–09(22).02.1918: Грузинский Экзархат Святейшего Правительствующего Синода П.Р.Ц., паки 09(22).02.1918–1921: Одесская 04(17).04.1922–03(16).01.1924: Американская 03(16).01.1924–07(20).04.1934: Американская (заруб., автоном.) Платон Руднев 01(14).10.1923–1929: Ногинская Платон Тихомиров Тульская, в. у. Поликарп Сикорский 1932–1940: Луцкая 1940–1942: Владимиро-Волынская 1942–1943: Луцкая, паки Поликарп Тихонов 08(21).03.1920–1924: Лукояновская 1924–1927; Ардатовская Порфирий Вишняков Сызранская (обн.) Порфирий Гулевич 25 .06(08.07).1928–05(18).09.1930: Криворожская 05(18).09.1930–29.07(11.08).1931: Кировоградская 29 .07(11.09).1931–10.1936: Симферопольская Прокопий Титов 30 .08(12.09).1914–1924: Кировоградская 1924–27.11(10.12).1925: Херсонская Рафаил Березин 16(29).10.1944–02(15).05.1945: Калининская Рафаил Гумилевский 10(23).09.1924–1925: Александровская (Ставроп. вик.) Рафаил Прозоровский 23 .11(06.12).1924–02.1925: Муромская (обн.) 02 .1925–1930: Николаевская (Одесско-Херсонское вик.) (обн.) 02 .1925–1930: Херсонская (обн.), в. у. 1930–1935: Мариупольская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

в/у КИЕВСКАЯ, паки 10.1659 05.05.1661 в/у КИЕВСКАЯ, 3-й раз 11.1685 Лазарь Любимов ЗАГОРСКАЯ, обн. 24.12.1934 (06.01.1935) 09.1935 КЛИНСКАЯ, обн. 09.1935 МОРШАНСКАЯ, обн. Лазарь Швец в/у АРГЕНТИНСКАЯ 15(28)01.1980 04(17)04.1980 АРГЕНТИНСКАЯ 05(18)04.1980 06(19)04.1985 ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 06(19)04.1985 30.08(12.09)1985 АРГЕНТИНСКАЯ, паки 30.08(12.09)1985 28.03(10.04)1989 ТЕРНОПОЛЬСКАЯ 28.03(10.04)1989 30.01(12.02)1991 ОДЕССКАЯ 30.01(12.02)1991 14(27)06.1992 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 14(27)06.1992 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ Лев Церпицкий ТАШКЕНТСКАЯ 28.08(10.09)1987 19.10(01.11)1987 ТАШКЕНТСКАЯ 19.10(01.11)1987 07(20)07.1990 НОВГОРОДСКАЯ 07(20)07.1990 Лев Черепанов НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ 26.01(08.02)1923 АСТАНАЙСКАЯ 08(21)08.1929 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 29.07(11.08)1933 Лев Юрлов (Орлов) ВОРОНЕЖСКАЯ 28.05.1727 08.06.1730 АСТРАХАНСКАЯ 08.06.1730 03.12.1730 СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 28.01.1755 Левкий ПСКОВСКАЯ 06.07.1634 09.1649 Леон (Лев, Леонтий?) Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 991/992 Леонид НОВГОРОДСКАЯ 06.12.1571 20.10.1575 Леонид РЯЗАНСКАЯ (1564) Сщмч. Леонид Антощенко ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 13(26)06.1927 09.1932 АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (Влад.) 09.1932 04(17)01.1935 КУНГУРСКАЯ 04(17)01.1935 03.1935 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 03.1937 25.12.1937 07.01.1938) (о. Леонид Димитревский в/у АРМАВИРСКАЯ 12(25)12.1923 Леонид Зарецкий СТАРОРУССКАЯ 10.01.1843 25.02.1850 КОСТРОМСКАЯ 25.02.1850 19.08.1853 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 19.08.1855 14.11.1864 ДМИТРОВСКАЯ 26.04.1859 15.05.1876 ЯРОСЛАВСКАЯ 15.05.1876 15.12.1876 Леонид Лобачев АСТРАХАНСКАЯ 25.05(07.06)1953 27.01(09.02)1954 ПЕНЗЕНСКАЯ 27.01(09.02)1954 09(22)03.1960 КАЛУЖСКАЯ 09(22)03.1960 16(29)05.1963 ИВАНОВСКАЯ 16(29)05.1963 17(30)03.1964 ХАРЬКОВСКАЯ 17(30)03.1964 15(28)07.1967 Леонид Окропиридзе ГОРИЙСКАЯ 19.04.1898 12.08.1900 ИМЕРЕТИНСКАЯ 12.08.1900 01.02.1908 ГУРИЙСКАЯ 01.02.1908 12.03.1917 Леонид Петровский КРУТИЦКАЯ 03.03.1722 01.09.1742 в/у МОСКОВСКАЯ 03.03.1722 09.11.1731 Леонид Поляков КУРСКАЯ 29.05(11.06)1959 27.03(09.04)1962 МОЖАЙСКАЯ 27.03(09.04)1962 22.07(04.08)1963 в/у КУРСКАЯ 27.03(09.04)1962

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д., в приложении размещались материалы по истории и культуре Грузинской Церкви, публиковались жития груз. святых. Экзарх Евсевий (Ильинский) под предлогом недостатка средств закрыл журнал (1868), после чего в течение мн. лет Экзархат не имел своего печатного органа. В 1891-1917 гг. на рус. и груз. языках выходил «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1910-1917 - Вестник Грузинского Экзархата). В 1883-1910 гг. в Зестафони на груз. языке выходил издаваемый на средства прот. Давида Гамбашидзе ж. «Мцкемси» (Пастырь), сыгравший важную роль в усилении патриотизма груз. духовенства и укреплении Православия среди населения. Несмотря на жестокую цензуру, журнал освещал историю не только ГПЦ и Грузии в целом, но и отражал совр. политические процессы. В 1886-1903 гг., чтобы заинтересовать негруз. читателя, выходили параллельные номера журнала на рус. языке. В кон. XIX в. в России встал вопрос о возможности восстановления Патриаршества в РПЦ. В среде груз. общественности появилась надежда, что определенные преобразования затронут и Г. Э. В 90-х гг. сформировалось новое поколение груз. духовенства, воспитанное в духе верности Православию и ГПЦ и впитавшее идеи груз. просветителей 2-й пол. XIX в. Его представители - позже канонизированные Грузинской Церковью епископы Кирион III (Садзаглишвили ; в 1917-1918 Католикос-Патриарх), Леонид (Окропиридзе ; в 1918-1921 Католикос-Патриарх), Амвросий (Хелая ; в 1921-1927 Католикос-Патриарх), Каллистрат (Цинцадзе ; в 1932-1952 Католикос-Патриарх) и др.- внесли большой вклад в защиту ГПЦ и обретение ею автокефальных прав. Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) В период управления Г. Э. архиеп. Евсевием (Ильинским) имели место случаи расхищения церковного имущества. Груз. пресса того времени обвиняла его в том, что он через посредников продавал частным коллекционерам митры и драгоценные кресты груз. архиереев и патриархов. В 1869 г. при его покровительстве и содействии кутаисский ген.-губернатор В. В. Левашов изъял из Гелатского мон-ря драгоценную Хахульскую икону Божией Матери Х в. Худож. В. А. Васильеву был заказан эскиз иконы, с к-рого худож. В. Сазиков выполнил копию. Оригинал был продан коллекционеру М. П. Боткину, а копия возвращена в Гелатский мон-рь. Афера не осталась тайной и вызвала возмущение общественности. Груз. духовенство обвиняло экзарха Евсевия в попустительстве доносам и в репрессиях среди груз. учителей и священников. С особой неприязнью экзарх относился к свт. Гавриилу (Кикодзе), убеждая Синод в неблагонадежности архиерея и прибегая к политическим интригам. Однако высокий авторитет еп. Гавриила среди паствы и известность в масштабах империи обусловили его неприкосновенность, Святейший Синод не реагировал на доносы экзарха.

http://pravenc.ru/text/168201.html

К кон. XVIII в., при царе Ираклии II, началось возрождение духовного пения в церквах и мон-рях, были приняты меры для сохранения лучших традиций певч. школ. В частности, с этой целью в Мцхете в кафедральном соборе Светицховели была основана певч. школа Католикосата, где преподавали иеромонахи Макарий, Иоанн, Герман, Геронтий, архим. Гамалели и др. (см.: Карбелашвили. 1898). Игум. Евфимий (Кереселидзе). Фотография. Кон. XIX в. Игум. Евфимий (Кереселидзе). Фотография. Кон. XIX в. Последовавшая за присоединением Грузии к единоверной Российской империи потеря ГПЦ автокефалии (1811) повлекла за собой постепенное разрушение ее национальных традиций. Предписание совершать службы на церковнослав. языке, запрет пения в церкви на груз. языке, замена традиц. груз. многоголосия рус. партесным многоголосием, упадок собственных певч. школ поставили под угрозу не только развитие, но и само существование груз. церковного пения. Со 2-й пол. XIX в. возобновилась борьба за его сохранение. С этой целью в 1862-1863 гг. была создана Комиссия по восстановлению груз. церковного пения, а в 1884 г. по инициативе еп. Имеретинского св. Гавриила (Кикодзе) был учрежден Комитет по восстановлению груз. церковного пения, к-рый возглавлял сначала еп. сщмч. Александр (Окропиридзе), впосл.- архим. Макарий (Бататашвили). Древний традиц. певч. репертуар был записан с голосов опытных (т. н. полных) певчих в 5-линейной нотации. В деле сохранения груз. песнопений особая заслуга принадлежит епископам св. Гавриилу (Кикодзе) и св. Александру (Окропиридзе), Василию (Карбелашвили; впосл. еп. Стефан), священникам Раждену Хундадзе, Полиевкту и Филимону Карбелашвили, Юлиану Церетели, Евстафию (Кереселидзе; впосл. игум. исп. Евфимий), мирянам А. Думбадзе, Ф. Коридзе, Д. Чалаганидзе и др. Рукописи, содержащие в общей сложности неск. тысяч песнопений, в наст. время хранятся в Ин-те рукописей и представляют разные певч. традиции ГПЦ. Из рус. деятелей, работавших в Грузии на рубеже XIX и XX вв., наибольший вклад в сохранение памятников груз. церковной музыки внесли Х. Н. Гроздов , М. М. Ипполитов-Иванов , Н. С. Кленовский . Благодаря усилиям св. Илии Праведного (Чавчавадзе), историка и филолога А. Хаханашвили и издателя М. Шарадзе было создано первое в Грузии нотное изд-во.

http://pravenc.ru/text/168199.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010