В 1868 г. И. подал прошение об увольнении. Причинами послужили негативное отношение к нему части осет. общества, материальная нужда, а также то, что он не мог уделять достаточно внимания воспитанию детей, к-рые остались на его попечении после смерти жены. 10 марта 1869 г. он был назначен настоятелем тифлисского в честь Преображения Господня монастыря и членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. В том же году И. был принят в Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе (с 18 нояб. 1880 пожизненный член по 2-му разряду) и в Об-во попечения о бедных духовного звания. В 1870 г. назначен благочинным монастырей Карталинско-Кахетинской епархии, в 1874 г.- исполняющим обязанности смотрителя Тифлисского ДУ. Но и на новом месте служения И. поддерживал связь с Осетией. Так, в янв. 1871 г. ему было поручено наблюдать за проповеднической деятельностью священников в регионе. В 1875 г. было учреждено Владикавказское вик-ство в составе Грузинского Экзархата. На место архиерея в окт. того же года был назначен И. 28 нояб. в тифлисском Сионском соборе состоялось его наречение, а 30 нояб.- хиротония во епископа, которую совершили экзарх Грузии архиеп. Евсевий, еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) и еп. Горийский свт. Александр (Окропиридзе) . По прибытии в Осетию И. сначала сам исполнял обязанности секретаря-письмоводителя. Продолжительное время архиерей проживал на съемных квартирах, канцелярия также помещалась в арендуемом помещении. Средства на строительство собственных зданий были отпущены только в 1884-1885 гг. 13 июня 1877 г. И. стал вице-президентом Владикавказского попечительского о тюрьмах комитета. С 27 апр. по 27 июня 1883 г., во время отъезда экзарха Грузии, И. был назначен временным управляющим Карталинско-Кахетинской епархией и председателем Грузино-Имеретинской синодальной конторы. В 1885 г. Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе было подчинено Синоду, что сказалось на эффективности взаимодействия об-ва с Церковью и сыграло положительную роль в трудах И.

http://pravenc.ru/text/578559.html

Мон-рь дважды обновлялся при католикосе-патриархе Вост. Грузии Доментии IV (Багратиони ; 1705-1741). Историк XVIII в. Вахушти Багратиони писал, что из-под фундамента церкви З. «струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась... и этой водой лечат недуги». К 1849 г. З. был отреставрирован, но затем вновь подвергся разрушению. М.-Г. Сабинин в «Рае Грузии» писал, что во 2-й пол. XIX в. ц. во имя св. Иоанна Крестителя в З. находилась «в плачевном состоянии». Он также сообщал, что с древности в день памяти прп. Иоанна Зедазнели случается «дивное знамение Божие - течение воды со всего храма в небрежно устроенный бассейн, находящийся на северной стороне внутри храма, в трех саженях от гроба святого». Зедазноба (престольный праздник З.) часто посещали прав. Илия Чавчавадзе, совершавший из своего поместья в Сагурамо пешие прогулки до З., а также гостивший у него нем. литератор Артур Лейст, познакомивший западноевроп. читателя с нек-рыми произведениями груз. лит-ры. В 1885-1889 гг. настоятель мон-ря Шиомгвиме свт. Александр (Окропиридзе) реставрировал З. на личные средства (11 тыс. р.), 10 янв. 1888 г. он «принял монастырь Иоанна Зедазенского» (Иверия. 1888. Янв.) по благословению экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева) . Монашеская жизнь возобновилась, но ввиду труднопроходимости зедазенских лесов, ставших прибежищем для разбойников, З. редко посещали богомольцы. Поскольку мон-рь не владел ни земельными угодьями, ни иными источниками дохода, насельники вскоре вновь покинули обитель. С 1929 по 1944 г. З. стал убежищем для исп. Евфимия (Кереселидзе) , к-рый хранил здесь ценные нотные рукописи Ф. И. Коридзе , продолжая писать музыку для духовных песнопений и работать над церковным календарем. В годы Великой Отечественной войны он был единственным насельником мон-ря; здесь же святой преставился и похоронен у вост. стены церкви. Архим. Рафаил (Карелин) в соч. «Тайны спасения: Беседы о духовной жизни» приводит рассказ одного гурийца, к-рый «во время гонений» встретил в заброшенном З. подвизавшегося там в подвиге молчания архим. Парфения (Апциаури); после Великой Отечественной войны Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) перевел архим. Парфения из З. в Светицховели (погребен в мцхетском жен. монастыре Самтавро). В 1946 г. гора Зедазени и окрестные леса общей площадью 500 га были объявлены гос. заповедником, крепость и мон-рь - историческими памятниками.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Монашеская жизнь в З. возродилась в нач. 90-х гг. XX в., З. был освящен Католикосом-Патриархом Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили) . Был построен церковный дом (1992-1995), отреставрированы церковь (1994-1995) и рака с мощами прп. Иоанна Зедазнели (1995). К 2009 г. в мон-ре подвизались 5 насельников. По народному выражению, которое цитирует Б. Канделаки, «Зедазени стоит лестницей к небосводу». О З. писали М. Ю. Лермонтов («Мцыри»), Н. А. Заболоцкий («Сагурамо»), Б. Ахмадулина («В Зедазени»), Р. Амашукели («Луна Зедазени») и др. Известные настоятели З.: прп. Иоанн Зедазнели (VI в.); св. диак. Илия (кон. VI - нач. VII в.); Гавриил (1-я пол. IX в.); Михаил (кон. XI в.); Захария (после XI в.); Самуил (после XI в.); свт. Александр (Окропиридзе) (с 1888); исп. Евфимий (Кереселидзе) (1929-1944); игум. Савва (Кучава) (с нач. 90-х гг. XX в.). Г. Марсагишвили, Н. Т.-М. Архитектура Мон-рь расположен на плоском участке склона, ограниченного с юга, со стороны Мцхеты, отвесной скалой, на северо-западе от к-рой размещена военно-оборонительная башня, на востоке - руины крепости. Между ними по всей длине мон-ря (до 140 м) сохранилась ограда (XVII в., с более древними фрагментами); вход на территорию находится между малой и военно-оборонительной башнями. Древний храм представляет собой небольшую зальную церковь (площадь 10,1 кв. м) с прямоугольным алтарем и конхой на тромпах. Предположительно вход был сделан в сев. стене храма. Триумфальная арка конхи, равно как и цилиндрический свод вимы, имеет подковообразное очертание. Капители, подпорка, арка, триумфальная арка сделаны из гладкотесаного камня; снаружи на уровне внутренних капителей проходит 2-ступенчатый карниз из того же материала. Стены возведены из камня грубой обработки. Единственное окно алтаря имеет традиц. для народной архитектуры Картли и Кахети прямоугольную форму. При строительстве 3-нефной базилики католикос Климент включил древнюю церковь в вост. часть сев. нефа новой, в результате чего зап. стена и значительная часть юж. стены древней церкви были разобраны; полностью сохранились сев. стена др. храма, алтарь, могила прп. Иоанна Зедазнели (у сев. стены перед алтарем) и колодец в зап. части.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Прот. Полиевкт подготовил к печати многие лит. памятники, среди которых - догматико-полемический труд «Мзаметквелеба» (груз.- «Готовый ответ») (1892) католикоса-патриарха Антония I (Багратиони), Жития мч. Або Тбилисского (1899) и равноап. Нины (1903) и др. В 1889 г. в мон-ре Давидгареджи (см. в ст. Гареджи ) Полиевкт обнаружил древнюю б-ку и изучил ее. Описал 110 рукописей и рукописных книг, расшифровал колофоны, опубликовал их с комментариями в ж. «Иверия» (1899. 4). Благодаря прот. Полиевкту сохранилось немало ценнейших рукописей и грамот. В 1936 г. по предложению Союза советских композиторов исп. Полиевкта пригласили в Тифлис для записи церковных песнопений, которые собрал этномузыковед Г. Чхиквадзе (ЦГИАГ. Ф. 1461; НЦФГ. Ркп. 2125, 2126). Похоронен в г. Гурджаани, при ц. Архангелов. Стефан (Василий Григорьевич; 1.01.1858, с. Квемо-Чала - 1.04.1936, Тифлис), исп., еп. Бодбийский, позже Алавердский (ГПЦ), певчий, педагог, общественный деятель, собиратель древностей. Переложил на 5-линейную нотную систему мн. песнопения карталино-кахетинского напева. На протяжении всей жизни был активным участником движения за восстановление автокефалии ГПЦ. Начальное образование получил в Горийском ДУ. В 1867-1875 гг. обучался в Тифлисском ДУ, в 1876-1881 гг.- в Тифлисской ДС. В 1882-1883 гг. продолжил учебу в Московской консерватории у проф. Н. Д. Кошкина. По возвращении на родину в 1883 г. был рукоположен во диакона и определен к ц. во имя вмц. Варвары в р-не Навтлуги (Тифлис). В том же году был рукоположен во иерея. В 1885-1887 гг. служил в ц. во имя Трех святителей в г. Нуха Елисаветпольской губ. (ныне Шеки, Азербайджан), в 1888-1903 гг.- в больничной ц. св. арх. Михаила. Преподавал церковное пение и Закон Божий в тифлисских приходских и церковных школах и ДС, организовывал приходские училища. В 1913 г. создал об-во груз. певцов и певчих «Сантури» (груз.- «Гусли»), к-рое ставило своей целью возрождение грузинских певческих и песенных традиций. Сотрудничал с Комитетом по восстановлению груз. церковных песнопений, вместе с братом исп. Полиевктом и учениками своего отца священниками Александром Молодинашвили и Григорием Мгебришвили принял участие в нотировании карталино-кахетинских песнопений (в 1897-1899 вышли в свет сборники «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Вечерня», «Утреня»). Значительная часть записей была произведена на личные средства еп. Горийского исп. Александра (Окропиридзе) (ЦГИАГ. Ф. 1461; НЦФГ. Ркп. 2099, 2110-2113). Впосл. свящ. Василий продолжил запись церковных песнопений: в его архиве, находящемся в Национальном центре рукописей Грузии (Ф. 7), хранится до 2 тыс. листов нотных рукописей. Ему также принадлежат письма о церковном исполнительском искусстве и о древнегрузинской муз. письменности.

http://pravenc.ru/text/1681013.html

Святейший рассказывал мне о своей ссылке на Урал в 1937 году. Его арестовали, как тогда было принято, по политическим мотивам и дали 10 лет. И вот в лагере ему снится сон, будто направляется он в Шио-Мгвимский монастырь, где провел детские годы возле своего дяди епископа Александра (Окропиридзе). По дороге к обители надо пройти несколько рвов. В одном из рвов он видит, что сверху на него катится огромная волна и вот-вот унесет его. Он не успевает перебраться на другую сторону, и вдруг откуда ни возьмись возникает всадник на белом коне, хватает его за руку и выводит на берег. «Тогда я сделал семь шагов, - вспоминал Патриарх, - и понял: значит, быть мне здесь семь лет». Об этом он написал своей духовной матери монахине Ангелине, настоятельнице монастыря святой равноапостольной Ольги в горах возле Мцхеты. Ровно через семь лет заключенного вызвал замполит и объявил, что он реабилитирован. Святейший верил, что тем всадником был великомученик Георгий, который укреплял его все семь лет ссылки. Возле собора Светицховели. В нижнем ряду третий слева Патриарх Ефрем II, четвертый слева епископ Илия (Шиолашвили, нынешний Католикос-Патриарх всея Грузии). Третий слева в верхнем ряду - Александр Гулиашвили. Получив документы, владыка Ефрем направился в город. Ему надо было перебраться через реку на пароме. Этот паром ходил только два раза в неделю. И вот, когда он прибежал на пристань, посадку на паром прямо перед ним закрыли. Он опоздал и стоял в самых расстроенных чувствах. Однако таким образом милость Божия спасла жизнь будущему Патриарху: отойдя от берега, паром затонул. Наконец владыка добрался до Тбилиси и сразу направился в храм святой Варвары, откуда его забирали. От предложений отдохнуть в любой лечебнице он отказался и попросил разрешения пожить в монастыре святой Ольги. С тех пор и до конца своих дней, уже будучи Патриархом, он каждый год посещал схиигумению Ангелину. Умерла она в феврале, и Святейший всегда пешком поднимался в этот день в монастырь, служил на ее могилке панихиду. Вот какой пример преданности своим наставникам являл он нам!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Джвари (монастырь Святого Креста) Время основания: VI век. Местонахождение: у слияния рек Куры и Арагви, возле г. Мцхета. Современное состояние: дейстующий мужской монастырь. История: Первый храм был построен во второй половине VI века рядом с установленным ранее св. Ниной поклонным крестом. Зедазени Зедазени Время основания: VI век. Местонахождение: на левом берегу р. Арагви, к востоку от г. Мцхета. Святыни: мощи прп. Иоанна Зедазенийского. История: обитель была основана преподобным Иоанном Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней здания построены в VII-VIII вв. Известен святой источник, истекающий возле монастырского храма. В XVII веке монастырь пришёл в запустение и возрождён был только в 1849 году. К концу XIX века епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь. В советское время, до 1946 г. в обители оставался смотрителем последний монах - о. Евфимий. Икалто Время основания: VI век. Местонахождение: рядом с селом Икалто, в 7 км от Телави. Святыни: мощи прп. Зенона Икалтийского. История: Монастырь основан преподобным Зеноном Икалтийским. В XII веке св. царь Давид Строитель построил при нём Академию, которая была разрушена во время нападения войск шаха Аббаса I в 1616 г. Кахтувни Время основания: VIII-IX века. Местонахождение: на левом берегу реки Кахтувни, Картли. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: Древний монастырь опустел во время нашествия войск шаха Аббаса - братия покинула его, спрятав при этом чтимую икону Божией Матери. В XIX веке новые монахи по указанию свыше обрели спрятанную икону. Во время коммунистических гонений монастырь был закрыт и икону спрятал у себя кто-то из верующих, до сего времени она не найдена. В 1993 году здесь возобновилась богослужебная и монашеская жизнь. Кватахеви Время основания: XII век. Местонахождение: вблизи деревни Кавтисхеви, в 55 км. к западу от г. Тбилиси. Современное состояние: не действует. История: Основан в XII веке, был значительно повреждён во время нашествия Тамердана в конце XIV века, полностью был восстановлен уже в середине XIX века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Алавердская 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Пирр Окропиридзе 1916–1917. 1917–1922: Пирр Окропиридзе, паки Алатырская 01(14).07.1912–09(22).02.1918: Назарий Андреев 1918–1919: Тихон Василевский, в. у. –1920: 26 .1(08.02).1920–07.1923: Гурий Степанов 27 .06(10.07).1921 –1925: Иоаким Благовидов 1925–1926: Герман Коккель, в. у. 1926–: – 1928: Аркадий Ершов 16(29).09.1927 –16(29).10.1930: Митрофан Гринёв 1930–1933: Иоанникий 1933–1934: Иннокентий Поспелов 16(29).06.1934–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. Алатырская (обн.) 27 .04(10.05).1924–02(15).10.1925: Феодор Преображенский 1925–1934: 11 .1934–10(23).01.1935: Викентий Никипорчук Алданская (обн.) 22 .10(04.11).1928–1929: Константин Знаменский Александрийская (обн.) 03(16).07.1923–05.1925: Иоанн Славгородский 1925–1935: 1935–1936: Софония Яскевич Александровская (Владим. вик.) 09 .1932–1935: Леонид Антощенко Александровская (Владим. вик.)(обн.) 28 .04(11.05).1924–1928: Алексий Рождественский 10 .1929–1931: Александр Введенский 2 1931 – 1935: 04 .1935–27.08(09.09).1935: Андрей Расторгуев 09(22).04.1936–17(30).12.1937: Николай Автономов Александровская (Ставроп. вик.) 03(16).07.1911–1919(7): Михаил Космодемьянский 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев 1922–1924: 10(23).09.1924–1925: Рафаил Гумилевский 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко Алексинская (обн.) 14(27).01.1925–07(20).11.1925: Христофор Сокольский 1925–09(22).09.1926: Пётр Данилов 1926–1932: 08 .1932–09.1932: Пётр Горбатов Алма-Атинская 25 .06(08.07).1912–16(29).12.1916: Иннокентий Пустынский 21 .01(03.02).1917–1917: Сергий Лавров 1917–1918: Пимен Белоликов 10(23).06.1919– 1920: Софроний Арефьев 1921–04 (05).1922: Леонид Скобеев 1923–24.01(06.02).1927: Сергий Лавров, паки 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко 1929–1930: Лев Черепанов 03(17)04.1930–05(18).12.1932: Герман Вейнберг 21 .08(03.09). 1933–03.1936: Александр Толстопятов 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Тихон Шарапов 1937–1945: 23 .05(05.06).1945–12(25).10.1955: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ввиду бедности духовенства обязательства не выполнялись, на счету банка собралась незначительная сумма. В нач. 80-х гг. XIX в. была составлена смета, согласно которой расходы на строительство здания и функционирование ДС оценивались в 333 тыс. р. (КутЦГА Ф. 5. Д. 1. Л. 10-11; Басиладзе. 2006. С. 61; Бубулашвили. 2009. С. 80-81). 24 авг. 1881 г. на очередном епархиальном собрании, созванном свт. Гавриилом в Кутаисе по вопросу об открытии К. д. с., было решено обязать имеретинское духовенство, невзирая на бедность, жертвовать в течение 6 лет половину своего дохода. В фонд семинарии должны были быть перечислены часть суммы, отсылаемой Имеретинской епархией в фонд Тифлисской ДС, а также доходы свечного завода Имеретинской епархии ( Бубулашвили. 2009. С. 85). Разрешение об открытии К. д. с. было подписано в Синоде 31 янв. 1894 г. 19 июня того же года имп. Александр III издал указ об учреждении семинарии, согласно к-рому процессом занимались экзарх Грузии архиеп. Карталинский и Кахетинский сщмч. Владимир (Богоявленский ; 18 окт. 1892 - 21 февр. 1898) и свт. Гавриил. Также по распоряжению императора Синод выделил на К. д. с. 2 тыс. р. Ректором семинарии стал педагог Новгородской ДС иером. Димитрий (Сперовский ; впосл. епископ Рязанский и Зарайский). В сент. 1894 г. начались вступительные экзамены в 1-й класс семинарии, среди абитуриентов были выпускники Кутаисского, Мингрельского и Гурийского духовных уч-щ. Экзамены проводили педагоги Тифлисской ДС. По конкурсу прошло 40 чел., Синод даровал разрешение учиться еще 10 чел. Офиц. открытие состоялось 18 сент. 1894 г., на торжествах присутствовали свт. Гавриил, обратившийся к присутствующим с речью, и еп. Гурийско-Мингрельский Григорий (Дадиани). Учебный процесс начался 23 сент. Вначале К. д. с. размещалась на съемной квартире педагога Кутаисского ДУ Э. Гамбашидзе, в 1899-1904 гг., вплоть до закрытия,- в 2-этажном доходном доме М. Дарахвелидзе на ул. Орпири; сумма аренды составляла 600 р. в год (НЦРГ. Ф. 33 (М. Келенджеридзе). Д. 102). Специальное здание так и не было построено. Свт. Гавриил, мечтавший заложить его на кутаисской горе Архиели, предпринимал неоднократные попытки привлечь средства: в 1894-1896 гг. в Имеретинской и Гурийско-Мингрельской епархиях созывались собрания, но необходимую сумму так и не собрали. После кончины свт. Гавриила в 1896 г. сбор средств был прекращен, семинария финансировалась скудным пособием Синода и суммами с дохода свечного завода Имеретинской епархии. Место для предполагаемого здания перенесли в город: духовное ведомство приобрело участок земли, на котором некогда стоял дом Витушинского. В 1904 г. по инициативе еп. Имеретинского Леонида (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) территория была расчищена, но по причине закрытия семинарии строительство не было начато ( Габуния. 2006. С. 72; Ахвледиани. 2007).

http://pravenc.ru/text/2462337.html

Д. имел подворья в Сухуме и пос. Дубинка на окраине Екатеринодара. С 1889 г. при Д. было открыто уч-ще, где на содержании мон-ря 40-50 детей получали общее и духовное образование, обучались ремеслу, садоводству, пчеловодству и др. Мон-рь имел библиотеку, больницу, аптеку; здесь же была расположена и епархиальная типография. Согласно декрету Комиссариата автономной Абхазии от 1 сент. 1919 г., объявившего Сухумскую кафедру, вошедшую в состав восстановленной автокефальной Грузинской Православной Церкви, вакантной, право на управление Д. предоставлялось временно управляющему епархией: с 3 по 11 сент. 1919 г. эту должность занимал архим. Иоанн (Маргишвили), затем - исп. Амвросий (Хелая) , с 7 окт. 1919 г. митрополит Сухумско-Абхазский (Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 292). Среди известных насельников Д.- глинский старец схиархим. Серафим (Романцев) , подвизавшийся в Д. с 1922 г., после закрытия Глинской пустыни , принявший здесь постриг и рукоположенный во иерея (1926). После установления советской власти в Грузии (25 февр. 1921) Д. постепенно пришел в упадок и был закрыт в 1928 г. Ист.: Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006. Лит.: Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Гавриил (Кикодзе), еп. Обозрение Абхазских приходов в 1871 г. М., 1872; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Джугели А. Из Абхазии//Мцкемси (Пастырь). Кутаис, 1886. 28. 10 окт. 1886 г. (на груз. яз.); Освящение древнего храма Дранда в Абхазии еп. Имеретинским Гавриилом и его последнее обращение к абхазской пастве//Там же. 1886. 30. 30 окт. (на груз. яз.); Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894; Боярский А. Драндский Успенский мон-рь на Кавказе. Од., 1894; И. Н. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898.

http://pravenc.ru/text/180405.html

Из-за отсутствия средств М. не смог издать свою рукопись, хотя не раз добивался использования ее в учебной и богослужебной практике. Еще в 40-х гг. XIX в. он представил рукопись экзарху Исидору (Никольскому ; 1844-1858; впосл. митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский), который поручил прот. Григорию Чрелаеву (Чрелашвили) оценить сборник. Несмотря на положительное заключение, разрешение на его использование в учебной практике не последовало, поскольку в те времена груз. пение в духовных уч-щах не преподавалось (Мцкемси (Пастырь). 1884. 14. С. 1-2 (на груз. яз.)). В 1877 г. по инициативе еп. Горийского исп. Александра (Окропиридзе) руководство Тифлисской ДС приняло решение о нотировании грузинских церковных песнопений. Еп. Александр объявил о пожертвовании 500 р. тем, кто смогли бы записать эти песнопения. Преподаватель церковного пения семинарии М. Мачавариани специально привез из Кутаиса в Тифлис рукопись М. и представил ее в семинарию. 12 янв. 1878 г. рукопись была передана для рассмотрения тбилисскому Комитету по восстановлению церковного пения, к-рый по неизвестным причинам не одобрил партитуру. По одному из мнений, опубликованному в прессе, песнопения были перегружены слогами-вставками («аи-уи», «ака-ика», «ака... аи...») ( Арагвели [Кезели Д.]. О грузинском церковном пении//Иверия. 1878. 17. С. 5-7 (на груз. яз.)). Позже М. отредактировал свою рукопись и внес в нее изменения. По этой рукописи он обучал своих детей. 8 июля 1884 г. в соборе св. Иоанна Крестителя Шорапанского у. семья М. под его управлением, пользуясь рукописной партитурой, исполнила песнопения Литургии свт. Иоанна Златоуста. В хоре вместе с членами семьи М. пел муж одной из его дочерей, Гроздов. Согласно газетной корреспонденции, исполненные на литургии песнопения представляли восточногруз. напевы; отдельные их части были записаны «очень хорошо», а в нек-рых сложных местах чувствовалось влияние рус. певч. традиции (Грузинское песнопение по нотам в церкви//Мцкемси (Пастырь). 1884. 14. С. 2-3).

http://pravenc.ru/text/2564264.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010