- Как проходит подготовка очередного кинофестиваля? Кого вы ждете в гости? - Каждый раз, когда мы составляем программу очередного кинофорума, нас ожидают и трудности, и нечаянные радости. Главная трудность связана с тем, что в рамках кинофестиваля мы можем показать лишь небольшую часть картин, которые хотелось бы продемонстрировать нашим уважаемым зрителям. В итоге в этом году  мы отобрали для конкурсного показа 22 разноплановых фильма. География их авторов, как всегда, будет очень широкой – это Белоруссия, Польша, Сербия и другие страны, приедут наши новые гости из Грузии и Армении. За каждой картиной стоит личность режиссера с его мировоззрением, творческим опытом и взглядами на жизнь и на те процессы, которые происходят в обществе. - На какие работы вам хотелось бы обратить внимание? - Мы откроем «Киноассамблею - 2019»  31-го января показом картины телеканала «Интер» «Киево-Печерская Лавра. Фотография тысячелетия» - 2018г., авторы Антон Никитин  и Ольга Марикуца,режиссер Лусине Варданян. Фильм дает возможность увидеть, как подвижники, монашествующие, несмотря на трудности, несут веками людям свет добра, мудрости  и истины Христовой. Для молодых зрителей, уверен, станет интересной работа украинского режиссера Сергея Долбилова  «История одного рекорда» - о судьбе известнейшего боксера мирового уровня Александра Усика. Кстати, он всем нам известен своей православной позицией как верный христианин Православной Церкви. Никого не оставит равнодушным совсем свежий фильм Миланы Маяр (Республика Сербска) «В твоих руках» о сирийских беженцах ( он еще находится на монтажном столе).В январе 2019 г. завершает работу над фильмом режиссер  Елена Лобачева-Дворецкая «Ивановы звоны». Польский режиссер Кшиштоф Журавски представит фильм «Паломничество примирения в Россию». Также у зрителя будет возможность увидеть новые фильмы  Белорусских мастеров Владимира Орлова, Юрия Тимофеева и Андрея Куцыла. Впервые на фестивале свои фильмы представят режиссеры Дали Окропиридзе (Грузия) , Арсен Аракелян (Армения), Милон Шкундрич (Сербия).

http://fest.radonezh.ru/2018/12/28/s-31-...

Однако некоторые представители русского и грузинского духовенства обструкцировали «Рай Грузинской Церкви». В личном письме своему другу, историку Захарии Чичинадзе, Сабинин с горечью писал, что «грузины сомневаются в его искренности, а русские считают его предателем, хотя он не сделал зла ни одному из народов». В 1883 году в Петербурге М. Сабинин и В. Мачабели организовали для грузинских студентов театральное представление на исторические темы, а доходы распределялись среди неимущих студентов. Возвратившись на Родину, Сабинин счел своим долгом вплотную заняться делом благоустройства самых почитаемых святых мест Грузии. Собранные им пожертвования со всей России позволили в 1888 году восстановить обитель Бодбе, где был возобновлен женский монастырь, а также устроено мраморное надгробие над гробницей святой равноапостольной Нины. По его заказу и эскизу была написана икона святого Або Тбилисского, установленная в устроенной в одноименной скале подле Метехи часовне. Также стараниями Сабинина была перестроена гробница святого Шио Мгвимского в монастыре Шио-Мгвиме близ Мцхета, обновлен иконостас монастыря Зедазени. Интересно отметить, что колокол для этого монастыря был выслан по просьбе Сабинина святым Иоанном Кронштадтским. Но особое попечение проявлял Михаил о Давид-Гареджийской лавре, для которой выписал из Москвы и Петербурга дубовые иконостасы, мраморные трапезы, золототканые покрывала и облачения, бронзовые паникадила, драгоценные предметы церковной утвари и др. Средства, по его же собственному признанию в письме епископу Александру (Окропиридзе), Сабинин собрал у «зажиточных людей по всей России» (например, он приводит имя одного из меценатов — московский купец 3-й гильдии Байков), которым испрашивал у епископа возможности выслать в знак признательности и отличия, награду грузинской Церкви крест святой Нины. Однако, судя по всему, его просьба так и не была выполнена. До наших дней дошел сильно поврежденный надгробный мраморный камень с гробницы святого Давида Гареджийского. Камень хранится в Армазском филиале Государственного исторического музея Грузии и содержит надпись на грузинском языке заглавным письмом: «Завидуем тебе, достойный отец Давид, и воздаем дань святой памяти (твоей)! Предводитель монахов, с ангелами пребывающий, помилуй Сабинина в ссылке! (1893)» (перевод – В. К.). Дважды, в 1890 и 1898 годах, по представлению Экзархов Грузии Владимира и Флавиана, считавших его «ненадежным элементом», Сабинина высылали из Грузии. Однако и в ссылке он не забросил своих занятий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1881-1886 годах занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 годах вновь епископ Горийский, а с 20 марта 1898 года перемещен на Гурийско-Мингрельскую кафедру. Был почетным членом Казанской духовной академии. 4 ноября 1903 года уволен на покой. Скончался 9 ноября 1907 года и похоронен в соборном храме Шио-Мгвимского монастыря. Был прославлен в лике святителей в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви, в акте канонизации поименован вместе со святителем Гавриилом (Кикодзе) " вторым апостолом Абхазии " Его мощи почивают в Шио-Мгвимском монастыре. Оценки деятельности Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем " избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну " . Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Не мало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Щедрые пожертвования делал епископ Александр на монастыри. Так, Шио-Мгвимская пустынь, возведенная потом в нештатный необщежительный мужской монастырь, содержалась на проценты с капитала в 21.100 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Иоанно-Зедазнийский нештатный необщежительный мужской монастырь содержался на проценты с капитала в 10.000 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Кроме этих пожертвований Преосв. Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в самом Сухуми. Владыка всячески старался о приумножении и распространении монашества в Грузии и о содействии, таким образом, подъему нравственности и религиозности в народе.

http://pravicon.com/info-3627

     После того как число братий умножилось и у преподобного Шио появились преемники, он по благословению духовного отца и католикоса ушел в затвор. Несколько лет он подвизался в пещере наподобие колодца, сверху ему спускали воду и пищу. О его житии в затворе ничего не известно, говорят, что он занимался непрестанной молитвой. По кончине преподобного Шио многие завоеватели неоднократно разрушали монастырь, убивали монахов. Однажды во время нашествия султана Ахмета случилась такая история. Захватив эту местность, военачальник Омар увидел ущелье и пещеры и подумал, что грузины прячут здесь свои сокровища. Но когда его войска захотели перейти реку, они не смогли этого сделать. Пленники-грузины объяснили, что за рекой находится монастырь преподобного Шио; если кто-то имеет злое намерение, то преподобный его туда не допустит. Тогда полководец дал одному из своих подчиненных золото и фимиам и сказал, чтобы он сделал пожертвование в монастырь. Когда посланные приблизились к монастырю, Омар увидел над обителью сонм ангелов и посреди них старца с белой бородой. А после того как он сам пришел на могилу преподобного, его ум начал просвещаться Светом Христовым. Спустя некоторое время он пришел в монастырь, крестился и стал монахом с именем Неофит (кстати, точный перевод этого слова с греческого – новое растение, росток). Вместе с ним пришли двое его слуг – Христофор и Христодул, и тоже стали монахами. Впоследствии Неофит был поставлен епископом Урбнисской епархии. Он искал мученичества ради Христа, и его, как архидиакона Стефана, язычники забили камнями во время проповеди. Мощи священномученика Неофита покоятся в нашем монастыре. Предание говорит, что при преподобном были построены три храма: Иоанна Предтечи, Пресвятой Богородицы и Пресвятой Троицы. Там, где могила преподобного, храм VI века. А храм Пресвятой Богородицы, где мы сейчас беседуем, XII века, построил грузинский царь Давид IV Строитель. Рассказывают, что храм построен на основании старой церкви, которая была во времена преподобного. Его несколько раз разрушали, особенно в нашествие персидского шаха Аббаса I. В конце XIX – начале XX века этот монастырь восстановил епископ Гурийско-Мингрельский Александр (Окропиридзе). Сейчас он прославлен в лике святых, погребен тоже в нашем монастыре. Он очень благодетельствовал монастырю, при нем сделана роспись стен – русским мастером Андреевым.

http://pravoslavie.ru/111196.html

Л. вернулся в Тифлис и 20 окт. 1888 г. был назначен инспектором школ Общества восстановления правосл. христианства на Кавказе (до 1896). В его ведении находились школы в регионах Вост. Грузии: Мтианети, Пшав-Хевсурети, Мтиулет-Гудамакари, Ардон-Алагирском ущелье и Саингило. 1 нояб. 1892 г. Л. был возведен в сан игумена и назначен настоятелем мон-ря Зедазени , 24 нояб. 1893 г.- мон-ря Хирса с возведением в сан архимандрита. 24 сент. 1896 г. утвержден членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы (до 1897) и председателем Комитета по правке духовных книг. В 1897 г. назначен настоятелем мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи . 19 апр. 1898 г. хиротонисан во епископа Горийского, 1-го викария экзарха Грузии. Чин хиротонии совершили в тифлисском кафедральном соборе Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы) экзарх Грузии архиеп. Флавиан (Городецкий) , еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе), еп. Алавердский Виссарион (Дадиани) и др. С 12 авг. 1900 г. епископ Имеретинский. В первый же год архипастырского служения Л. проехал по всей епархии, занимаясь восстановлением храмов и содействуя открытию церковных школ. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Л. был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В периодике того времени он размещал исследования, касающиеся истории и устройства ГПЦ до ее вхождения в состав РПЦ, печатал полемические письма, обличал антигруз. направленность политики некоторых экзархов Грузии («Отче, редактор!» 1906. С. 15-16; Ошибкав вопросе об автокефалии Груз. Церкви. 1906. С. 6-8 и др.). Его т. зр. оказала значительное влияние на груз. общественность. В 1906 г. участвовал в проходивших в С.-Петербурге заседаниях 2-го отдела Предсоборного присутствия РПЦ , на которых в т. ч. решался вопрос об автокефалии ГПЦ (2 июня - 13 дек.). Выступая 2 июня, он аргументированно доказал правомочность восстановления автокефалии (Журналы и заседания. С. 1-2). Также Л. был сторонником идей движения «Тергдалеулеби», возникшего в 60-х гг. XIX в. среди части груз. интеллигенции, получившей образование в России. Оно ставило такие задачи как служение Родине, защита интересов груз. народа и др. (подробнее см. в статьях Грузия , Илия Чавчавадзе ).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

К. С. Кекелидзе с коллегами (1-й ряд, в центре). Фотография. Сер. ХХ в. К. С. Кекелидзе с коллегами (1-й ряд, в центре). Фотография. Сер. ХХ в. К. стал близким другом и сподвижником грузинского историка И. Джавахишвили , участвовал в основании 1-го в Закавказье вуза - Тифлисского (с 1936 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ). В 1918 г. Джавахишвили предложил К. основать кафедру истории древнегруз. лит-ры в ТГУ и занять должность декана. К. счел нецелесообразным возглавлять кафедру светского университета, находясь в священном сане. Католикос-патриарх Леонид (Окропиридзе) снял с К. сан; ученый занял кафедру и руководил ею всю жизнь. После подавления антисоветского восстания в авг. 1924 г. был арестован и расстрелян старший сын К., 18-летний Александр, создавший антибольшевистскую организацию «Свободная Грузия». В 1937 г. был расстрелян брат К. В ТГУ К. занимал должности декана философского фак-та (1919-1925), зав. хранилищем древностей (Музея рукописей) (1921-1930), проректора по учебно-научной части (1925-1930). Член коллегии Наркомпроса Грузинской ССР и председатель терминологического комитета (с 1926), член ЦИК Грузии и Закавказья (1927-1929), депутат тифлисского Совета рабочих, крестьян и солдат (1927-1931). В 1930 г. избран на должность зав. кафедрой истории груз. лит-ры Тифлисского педагогического ин-та, открытого при ТГУ; декан исторического фак-та ин-та (1932-1936). По совместительству читал курсы лекций в ТГУ и Кутаисском (1933-1937), а также в Сухумском (1939-1940) педагогических ин-тах. Наркомпросом Грузинской ССР К. удостоен звания профессора (1932) и по совокупности трудов без защиты диссертации - ученой степени д-ра филологических наук (1935). Профессор ТГУ, член Гос. ученого совета (с 1933). Участвовал в мероприятиях, приуроченных к юбилею поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, первый председатель комиссии по установлению текста для публикации (1935-1936). Директор НИИ им. Шота Руставели при ТГУ (с 14 дек. 1937). В 1941 г. был избран в 1-й состав действительных членов АН Грузинской ССР, в 1942 г. стал членом Союза писателей Грузии (за заслуги в деле изучения груз. лит-ры). По инициативе К. в 1942 г. в Тбилиси был основан Ин-т грузинской лит-ры им. Шота Руставели АН Грузинской ССР, К. стал его 1-м директором (1942-1949) и зав. отделом древнегруз. лит-ры (с 1949). Заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1943), зам. председателя Отд-ния общественных наук АН Грузинской ССР (1944), член ученого совета Театрального ин-та Грузии им. Шота Руставели (1945).

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Кипарисовый крест в Большом храме Джвари. 1995 г. Кипарисовый крест в Большом храме Джвари. 1995 г. В 1893 г. Д. был отреставрирован свт. Александром (Окропиридзе) . Груз. исследователь А. Натроев указывает на то, что в XIX - нач. XX в. источник св. Нины, Дзудзусцкали (груз.- вода из грудей), почитался как чудотворный: его воду пили матери, потерявшие молоко ( Натроев. 1900. С. 17). В 1924 г. купол храма, пострадавший от времени и сырости, был укреплен бетоном и перекрыт черепицей ( Чубинашвили. 1936. С. 86). Натроев передает древнюю легенду о том, что с купола Д., называемого также и Джачвис сакдари (груз.- церковь цепи), до патриаршего собора Светицховели в Мцхете была протянута цепь, по которой монахи спускались на службу в собор. Но по мере того как слабела вера, слабела и цепь, пока не порвалась и не вознеслась на небо. Существование мон-ря в Д. научно не подтверждено, однако во многом благодаря М. Ю. Лермонтову , опиравшемуся на местные предания и воспевшему Д. в поэме «Мцыри», традиционно считалось, что он был («Немного лет тому назад/Там, где, сливаяся, шумят,/Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/Был монастырь»). В янв. 1989 г. по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Большом храме Д. было возобновлено богослужение, настоятелем церкви назначен прот. Антоний (Хантадзе). В 1992 г. Д. были переданы строения близлежащего пионерского лагеря, в к-рых были устроены кельи. В 1995 г. группа молодежи по меркам древнего пьедестала изготовила кипарисовый крест (высота 4 м, вес 400 кг) с изображением 13 евангельских сцен. Крест украшен серебряными пластинами и самоцветами, внутри в нише-ковчеге помещено небольшое распятие с частицей Животворящего Креста Господня. 20 апр. 1996 г. крест торжественным крестным ходом, возглавляемым еп. Цагерским и Сванетским Николаем (Пачуашвили), был перенесен из кафедрального патриаршего собора Тбилисский Сиони в Д., 21 апр. состоялось воздвижение креста на пьедестал. В 1996 г. в Д. был основан муж. мон-рь, где на данный момент подвизаются 18 монахов и послушников; настоятель - игум. Константин (Чинчараули).

http://pravenc.ru/text/Джвари.html

Колокольня мон-ря Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Колокольня мон-ря Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Освящение храма 27 сент. 1886 г. совершил свт. Гавриил ( Джугели. 1886. 28. С. 3; 30. С. 7-9). Богослужение в обители, где в разное время числилось от 50 до 150 насельников, совершалось ежедневно по уставу Афонской Горы ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 54-56). 1-м настоятелем Д. стал игум. Варлаам, пожертвовавший на восстановление храма 24 тыс. р. (Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия. 2006. С. 188). Позднее он уехал в Армавир, через нек-рое время был назначен настоятелем основанного грузинами в 1737 г. кизлярского в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря . 31 янв. 1888 г. Д. возглавил также бывш. афонский насельник игум. Харалампий, утвержденный в должности настоятеля Святейшим Синодом 21 марта 1890 г. С 4 сент. 1891 г. Д. управляли Сухумские епископы: Агафодор (Преображенский) , Петр (Другов; с 19 сент. 1893), Арсений (Изотов; со 2 февр. 1895), Серафим (Чичагов ; с 10 апр. 1905), сщмч. Кирион III (Садзаглишвили ; с 3 февр. 1906, впосл. Католикос-Патриарх Грузии), Димитрий (Сперовский ; с 25 янв. 1907), Андрей (Ухтомский ; с 25 июля 1911), Сергий (Петров ; 22 дек. 1913 - 1 сент. 1919) ( И. Н. 1898. С. 88; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 398, 399, 402). Мон-рь постепенно обзавелся обширным хозяйством: в указе Святейшего Синода 1919 от 7 мая 1886) говорилось об окончательном утверждении за Д. земельного надела в размере 219 дес., 19 из к-рых располагались непосредственно вокруг мон-ря, 200 - в 3 верстах от него (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 40793. Л. 341). В нач. 90-х гг. XIX в. Д. были отведены еще 50 дес. земли в Цебельде. Участки обрабатывались братией и сдавались в аренду, на них мон-рь устроил хутор, пасеку, огород, виноградник, сеял хлеб, на цебельдинском участке косили траву и пасли скот. К Д. были приписаны 2 скита. В 1892 г. в 2 верстах от мон-ря, в с. Эстонка, житель Екатеринодара (ныне Краснодар) Ф. И. Даниленко возобновил каменную церковь XIII в., к-рую 4 авг. 1893 г. еп. Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский) освятил во имя великомучеников Пантелеимона и Феодора Стратилата и при к-рой учредил скит. В нач. XX в. здесь проживало до 20 чел. братии (Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия. 2006. С. 189). В 1889 г. в 8 верстах от Д. был освящен храм во имя Всех святых, построенный в XIII-XIV вв. (первоначальное посвящение храма неизвестно); при нем также был учрежден скит.

http://pravenc.ru/text/180405.html

вместе с неск. учениками он поселился в ней и стал вести отшельнический образ жизни. Насельники восстановили древний храм св. Архангелов и ежедневно стали служить литургию ( Фавста (Шушания), Акепсима (Шушания). 2004. С. 54; Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7; Он же. Церк. мыслитель. 2006. С. 37). Несмотря на то что обитель долгое время не имела офиц. статуса, Грузино-Имеретинская синодальная контора выдала прп. Алексию, как настоятелю, храмовую печать. Преподобный не принимал со стороны церковного начальства служебных наград и степеней, не носил даже простого иерейского креста ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7). Не желая, чтобы мон-рь строился только на пожертвования состоятельных людей, прп. Алексий в 1891-1895 гг. разносил питьевую воду, продавая ее за небольшую плату в мест. Новосенаки, где был железнодорожный узел и где во время долгих стоянок поездов у единственного крана образовывалась большая очередь. По воспоминаниям мон. Георгия (Булискирии), прп. Алексий набирал воду в источнике и, «с утра до ночи держа в руках чайник и кружку», разносил ее по вагонам. Прп. Алексий и ранее, «в период Успенского поста, имел обычай разносить воду нуждающимся, при этом делал это безвозмездно». Вскоре люди стали сами приходить к нему и предлагать свою помощь, финансовую и физическую, в постройке мон-ря ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 29; Рафаил (Карелин). 2008. С. 142, 143). Община разрасталась, среди прочих здесь стал подвизаться помощник прп. Алексия иером. Дорофей (Качарава), обладавший небольшим состоянием (в миру он был купцом), к-рое позволило приступить к возведению нового храма (Освящение монастырского храма. 1909. С. 15; Масцавлебели. 1911. С. 8-9). В 1908 г. с благословения уже почившего к этому времени еп. Имеретинского свт. Александра (Окропиридзе) прп. Алексий приступил «к разбору старого и постройке нового храма». Автором проекта стал архитектор итальянского происхождения католик И. Чендони, в процессе общения с прп. Алексием принявший Православие ( Шио (Муджири).

http://pravenc.ru/text/2562970.html

И. имел огромный авторитет среди грузин; его называли «отцом нации», «некоронованным царем Грузии». До конца жизни он оставался наиболее влиятельной фигурой в общественной жизни Грузии. ( Шарадзе. 1990. Т. 2. С. 343; Илья глазами эмигрантов. 1996. Т. 2. С. 181). И. был убит в с. Цицамури группой молодых людей (Г. Бербичашвили, Г. Модзгвришвили, Т. Лабаури и др.). Мотивы убийства до сих пор точно неизвестны. Гибель И. вызвала значительный резонанс в грузинском обществе. 7 сент. 1907 г. гроб с телом И. из Сагурамо был перевезен в тифлисский кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы ( Тбилисский Сиони ), отпевание совершили свт. Александр (Окропиридзе; еп. Гурийско-Мингрельский, с 4 нояб. 1903 на покое), еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе), еп. Горийский Петр (Кончошвили) и др. епископы, священнослужители; пели 3 хора; с речами выступили известные церковные и общественные деятели. На похоронах И. присутствовало свыше 60 тыс. чел. Трактиры и питейные заведения Тифлиса были закрыты, в окнах домов вывешены черные флаги. И. был похоронен в пантеоне грузинских деятелей на горе Мтацминда ( Накашидзе. 1956. С. 125; Шарадзе. 1990. Т. 2. С. 342-350). Памятник И. был заказан в Париже, в мастерской Огюста Родена, у скульптора Якова Николадзе: он представляет собой мать, символ груз. народа, оплакивающую своего незабвенного сына. Ольга Гурамишвили попросила изменить смертный приговор убийцам ее мужа. Жизни и творчеству И. посвящены научные и лит. труды, его произведения переведены на мн. языки. Основной архив И. находится в Центральном гос. историческом архиве Грузии, Институте рукописей Корнелия Кекелидзе (ныне Национальный Центр рукописей Грузии; Ф. 21. 500 ед. хр., 1854-1907 гг.), Гос. лит. музее Грузии (509 ед. хр. 11422-11554, 17495-17661), 1857-1907 гг.), Литературно-мемориальном доме-музее И. в Тбилиси (457 ед. хр., 1877-1907 гг.), Гос. театральном музее Грузии в Тбилиси (Ф. 1. Д. 47, 1878-1961 гг.), отдельные фонды и документы находятся в С.-Петербурге, Будапеште, Лондоне, Граце, Оксфорде и т. д.

http://pravenc.ru/text/389349.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010