1843 и 31 мая 1844 г. ему была объявлена благодарность Синода «за честную службу» с внесением в личное дело; 6 мая 1845 г. ему объявил благодарность «за быстрый и честный сбор доходов с земель» экзарх Грузии митр. Исидор (Никольский). В письме архим. Иоанн также отмечал, что вынужден объезжать земли, находящиеся под его попечением и расположенные в Тифлисском, Телавском и Сигнахском уездах, по большей части верхом, что ввиду его возраста выполнять ему уже затруднительно (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 12 845. Л. 3). Сведения о нем и о Н. в сер. XIX в. также оставил груз. историк П. Иоселиани , лично знакомый с ним. Основываясь на рассказах 78-летнего архим. Иоанна, уже вышедшего на покой, Иоселиани писал, что «до него и при нем... в Натлисмцемельской пустыне были 8 вышедших в отставку архимандритов, 18 иеромонахов, 6 архидиаконов и 30 служителей и послушников. Среди них отличался Геннадий, монах Натлисмцемели, фамилия Тулашвили, большой деятель, сохраняющий посты, бывший сахлтухуцеси (заведующий хозяйственной частью.- Авт.) Давида Эристави. 60 лет он не видел мир, не показывался никому пришедшему в монастырь, кроме епископов и царей» ( Иоселиани. 1978. С. 43, 119). В XIX в. в Н. подвизался прп. Христесий (в схиме Христофор; † 1871; пам. груз. 11 мая), причисленный ГПЦ к лику святых после восстановления автокефалии, его житие в 1880 г. описал иером. Симеон (Грдзелишвили) из лавры Давидгареджи, к-рый лично был знаком с ним ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 316). В 1871 г. в синодальной конторе рассматривалось дело о хищении ценностей Н.: послушник и ключарь мон-ря Иоанн Бердзенишвили, сын священника, подал жалобу на настоятеля Н. архим. Макария (Маташвили), будто бы тот вынес из обители золотую и серебряную утварь, драгоценные митры и древние книги и послал их своей сестре Нино в Тифлис. Расследование вели еп. Горийский свт. Александр (Окропиридзе) , настоятель лавры Давидгареджи архим. Софроний (Абелишвили) и протоиерей тифлисского кафедрального собора Сиони Иоанн Масхарашвили.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

1965. Т. 5. С. 91). Его призыв подхватила вся Грузия, проявившая живое участие к судьбе новоприсоединенного к исторической родине исламизированного населения Юго-Зап. Грузии. В нояб. 1878 г. по приглашению груз. общественности в Тифлис прибыла делегация грузин-мусульман из 12 чел. Самым актуальным обсуждавшимся вопросом был вопрос о вероисповедании. Газ. «Дроеба» (Времена) писала в те дни, что в этом деликатном вопросе недопустимо не только насилие, но и прямая пропаганда Православия: «Хорошо, если они сами поймут преимущества христианского вероисповедания и примут его, если же нет, пусть все остается как есть. Разность вероисповеданий не помешает нашему единству» (Дроеба. 1878. 146). И светская общественность, и представители правосл. духовенства, святители Александр (Окропиридзе) и Гавриил (Кикодзе), заверили аджарцев: «Мы, грузинские христиане, всегда будем покровительствовать вашей вере» и «никогда не посягнем на вашу веру, семейные нравы и обычаи» (Мица. 1920. 10. С. 3). В 1883 г. решением экзарха в Батуме на базе Мингрельской епархии было создано Миссионерское отд-ние, подчиненное Особому комитету, членами к-рого стали известные в Аджарии люди: помощник кутаисского губернатора Р. Эристави, Г. Гуриели, помощник по Батумскому окр. Д. Лорткипанидзе. Для миссионерской проповеди были выбраны груз. священники С. Кикодзе, Т. Джохтаберидзе, Г. Каландадзе и др. Единственным действующим храмом в Батуме был основанный в 1865 г. храм во имя свт. Николая Мирликийского. В 1885 г. в ознаменование присоединения Юго-Зап. Грузии в Батуме был возведен еще один рус. правосл. храм - во имя Св. Троицы. Несмотря на активную миссионерскую деятельность, христианизация аджарцев проходила медленно и не привела к заметным успехам. 21 февр. 1890 г. Миссионерское отд-ние приняло решение на время отказаться от проповеднической деятельности и заняться культурно-просветительской работой (Обзор. 1910. С. 45). Для изучения обстановки в Батумский окр. были направлены свящ. Озургетского у. Евфимий Талаквадзе и член Гурийско-Мингрельского миссионерского отд-ния Иона Меунаргия с поручением составить список подлежащих восстановлению церквей и мон-рей, а также указать места для открытия школ.

http://pravenc.ru/text/168201.html

267 Архим. Палладий (Добронравов); с 6 декабря 1903 г. – епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. 269 Настоятельница Вировской Спасской женской пустыни игум. Анна (Потто) скончалась 29 августа 1903 г. 271 Архим. Иннокентий (Кременский) – выпускник Казанской духовной академии 1892 года; ректор Томской духовной семинарии в 1901–1903 годах; хиротонисан в викарного епископа Кинешемского 24 февраля 1908 г. 274 Епископа Александра (Окропиридзе) уволили на покой, а преосвящ. Димитрия (Абашидзе) назначили епископом Гурийско-Мингрельским 4 ноября 1903 г. 275 Прот. Евстафий Елиев был возведён, по пострижении в монашество с именем Евфимий, в сан архимандрита в ноябре 1903 года. 28 ноября в зале заседаний Свят. Синода было совершено наречение о. Евфимия во епископа Алавердского, второго викария Грузинского экзархата, а 30 ноября 1903 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры – хиротония архим. Евфимия. Святитель Тихон присутствовал на наречении и участвовал в рукоположении архим. Евфимия в епископа Алавердского. (Наречение и хиротония архимандрита Евфимия во епископа Алавердского//ПЦВ. 1903, 49, с. 1927–1930.) 276 Мемнона (Вишневского), епископа Елизаветградского. викария Херсонской епархии, уволили на покой 4 ноября 1903 г. 277 Ректор Киевской духовной семинарии архим. Феодосий (Олтаржевский) был хиротонисан во епископа Елизаветградского 30 ноября 1903 г. 278 Нестор (Фомин), епископ Балахнинскпй, викарий Нижегородской епархии, и Исидор (Колоколов), епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, были переведены один на место другого. 283 Архим. Феофилакт (Клементьев) был уволен от должности начальника Урмийской духовной миссии и назначен настоятелем Козловского Троицкого монастыря Тамбовской епархии 4 апреля 1902 г. 284 С 1 января 1904 г. из казны отпускалось на содержание викарного епископа Алеутской епархии и на другие нужды Аляскинского викариатства по 7 200 кред. руб. в год [определение Свят. Синода от 21–30 января 1904 г. за 274. по вопросу о средствах, потребных на содержание викарного епископа Алеутской епархии (РГИА. ф. 796, оп. 209, год 1904. д. 2199. л. 180–181об.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

273 Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М., 1917. С. 9–11. 274 Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917//История Русской Церкви. М., 1996. Т. VIII, Ч. 1. С. 776–781. 275 В 1917 году епископ Григорий (Яцковский) был назначен епископом Ека­теринбургским и Ирбитским. 284 Цит. по: Письма священномучеников – архиереев Русской Православной Церкви к святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси./Публ. прот. В. Воробьева//Богословский сборник. Вып. 6. М.: ПСТБИ, 2000. С. 7–15. 285 Митрополит Кирилл указывает дату по ст. ст., следовательно, дата прибы­тия его в Баку 6 (19) мая 1918 г. 286 Протоиерей Александр Иоаннович Юницкий служил в кафедральном хра­ме Баку, член Поместного Собора (участвовал в работе третьей сессии, замещая выбывшего из числа членов Собора епископа Григория (Яцковского). 287 Письма священномучеников – архиереев Русской Православной Церкви к святителю Тихону... С. 7–8. 288 Азербайджанская Советская Социалистическая Республика//БСЭ. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. Т. 1. С. 253–254. 291 Позднее, в связи с невозможностью восстановить церковное общение с Грузинской Церковью, организованный митрополитом Кириллом «исполни­тельный аппарат» в Баку будет способствовать осуществлению проекта по учреж­дению самостоятельной Бакинской епархии. 293 Епископы из числа природных грузин, провозгласившие автокефалию Грузинской Церкви: епископ бывший Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили), Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), Имеретинский Геор­гий (Аладашвили), Горийский Антоний (Георгадзе), Алавердский Пирр (Окропи­ридзе). Именно к ним было обращено послание Св. Патриарха Тихона от 29 декабря 1917 г. 295 В «Богословском сборнике» название Муганской степи ошибочно приво­дится как Мучанская//Письма священномучеников... С. 10. 296 Муганская степь (Муганская равнина), участок Кура-Араксинской низмен­ности к югу от места слияния рек Куры и Аракса, находится на территории со­временного Азербайджана. Юго-западная часть Муганской равнины принадле­жит Ирану.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Георгий Орлов 1894–1898. Никодим Преображенский 1898. Мефодий Герасимов 1898. Имеретинская, учр. в 1821 г. 24 Кафедра в Кутаисе Епископы Имеретинские: Софроний князь Цулукидзе 1821–1842. Архп. Давид кн. Церетелли 1843–1856. Митр. Евфимий кн. Цулукидзе 1853–1860. Герман Гогола-Швили 1856–1860. Гавриил Кикодзе 1860–1896. Виссарион кн. Дадиани 1898–1900. Леонид Окропиридзе 1900–1908. Георгий Аладов 1908. Иркутская 25 Кафедра в Иркутске Епископы Иркутские и Нерчинские: Варлаам Косовский 1706–1714. Игнатий Смола 1721. Св. Иннокентий Кульчицкий 1727–1731. Иннокентий Неронович 1732–1746. Софроний Кристалевский 1753–1771. Михаил Миткевич 1772 – 1789. Вениамин Багрянский 1789–1814. Архиепископы (с 1826 г.): Михаил Бурдуков 1814–1830. Еп. до 1826. Ириней Несторович (серб) 1830–1831. Мелетий Леонтович 1831–1835. Иннокентий Александров 1835–1838. Еп. Нил Исакович 1838–1853. Еп. до 1840. Афанасий Соколов 1853–1856. Евсевий Орлинский 1856–1860. Еп. до 1858. Парфений Попов 1860–1873. Еп. до 1863. Вениамин Благонравов 1873–1892. Еп. до 1878. Тихон (Троицкий) Донебин 1892–1894. Иркутские и Верхоленские: Тихон (Троицкий) Донебин 1894–1911. Серафим Мещеряков 1911. Киренское викариатство, учр. в 1883 г. Епископы (в Иркутске): Макарий Дарский 1883–1889. Агафангел Преображенский 1889–1893. Никодим Преображенский 1893–1896. Евсевий Никольский 1896–1897. Никанор Надежлин 1897–1898. Филарет Никольский 1898–1904. Владимир Филантропов 1904–1908. Иоанн Смирнов 1908. Казанская, учр. в 1555 г. Кафедра в Казани Архиепископы, Казанские и Свияжские: Св. Гурий Руготин 1555–1563. Св. Герман Садырев-Полев 1564–1667. Лаврентий 1568–1574. Вассиан 1575. Тихон Хворостинин 1575–1576. Иеремия 1576–1581. Косма 1581–1588. Тихон 1583–1589. Митр. с 1589. Митрополиты Казанские и Свияжские: Гермоген 1589–1606. Ефрем 1606–1613. Матвей 1615–1646. Симеон (серб) 1646–1649. Корнилий 1650–1656. Лавректий 1657–1672. Корнилий 1673–1674. Иоасаф 1674–1686. Адриан 1686–1690. Маркелл (серб) 1690–1698. Тихон Воинов 1699–1724. Сильвестр Холмский 1725–1731. Архп. до 1727.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И. считал, что Православие сыграло значительную роль в формировании груз. национального самосознания. Родину, язык и веру, «три божественные сокровища», предки оставили в наследство грузинам. Из этой триады он отдавал предпочтение вере, поскольку, по его словам, именно в вере воплотились «родина, родная земля, нация». И. полагал, что любая вера достойна уважения. Те же качества И. отмечал и ценил в своих соплеменниках: он писал, что «грузин, преданный своей религии, умеет уважать и другие. Поэтому в нашей истории нет примера угнетения и гонения других вероисповеданий... угнетенные и изгнанные из других стран за веру люди всегда находили мирную обитель и свободу совести в Грузии» (Османская Грузия//Полное собр. соч. 1997. Т. 6. С. 60). Любовь И. называл тем «главным корнем», на котором «взошло древо новой жизни» - христианство. Любовь «светит и греет, как солнце» (Христос воскрес!//Полное собр. соч. 2007. Т. 9. С. 238). Убеждая читателей в необходимости поста и раскаяния, он писал, что каждый христианин «должен задуматься о своей прошедшей жизни и осознать свои грехи», «если он хочет быть истинным христианином и не упустить время для раскаяния». Нация, «которая желает долголетия и будущего для себя, должна думать о том, чтобы в ее сердце жила и расцветала добродетель», потому что «только добродетельный человек превращает эту жизнь в храм, где восславляют Господа, и в рай, где царит человеческое счастье» (Слово, произнесенное на церемонии при посвящении во епископа преподобного Александра [Окропиридзе]//Полное собр. соч. Т. 14. С. 113). Соч.: Собр. соч. Тбилиси, 1978. В 2 т.; Стихи, поэмы, повести, рассказы. Тбилиси, 1987; Полное собр. соч. Тифлис, 1925-1929. В 10 т. (на груз. яз.); Полное собр. соч. Тбилиси, 1987-. В 20 т. (на груз. яз.). tab Лит.: Кипшидзе Г. И. Чавчавадзе. Тифлис, 1914 (на груз. яз.); Чикобава А. Илья Чавчавадзе о языке. Тифлис, 1938 (на груз. яз.); Иовидзе А. Илия Чавчавадзе: Докум. мат-лы//Саисторио Моамбе (Ист. вестник). Тбилиси, 1947. Вып. 3. С.

http://pravenc.ru/text/389349.html

К концу правления П. в Гурийско-Мингрельской епархии в связи с упразднением груз. языка в церковноприходских школах и духовных уч-щах произошло серьезное противостояние между российскими чиновниками и груз. духовенством и интеллигенцией. С груз. стороны протест возглавили епископ Гурийско-Мингрельский Григорий (Дадиани) и мегрельский кн. Н. Д. Дадиани. В Тифлисе Дадиани посетил П. и просил оставить груз. язык для преподавания в Мегрелии. При содействии П. проблема была решена, и Дадиани опубликовал открытое благодарственное письмо П. (Иверия. 1905. 9. С. 3-4). Теплое отношение паствы к П. сохранилось и после нескольких непопулярных среди груз. общественности решений: переосвящения тифлисской церкви в р-не Дидубе, посвященной Иверской иконе Божией Матери, в честь Казанской иконы Божией Матери; указания под угрозой штрафа крестить только с теми именами, к-рые есть в месяцеслове РПЦ. 18 окт. 1892 г. П. был назначен на С.-Петербургскую кафедру с возведением в сан митрополита. 7 нояб. на прощание с П. прибыли все архиереи Грузинского Экзархата, духовенство, сотрудники синодальной конторы и др. В своей речи свт. Александр (Окропиридзе) выразил признательность П. за то, что благодаря его усилиям почти при каждом груз. храме были основаны приходские школы. 8 нояб. П. отслужил последнюю литургию в Сиони; 9 нояб. его посетили представители тифлисского дворянства во главе с губ. предводителем Л. А. Магалашвили. П. преподнесли альбом в серебряном переплете с фотографиями древних храмов Грузии и с надписью: «Принес ты мир и благословение. Благодарная Грузия. 1887-1892 гг.». 10 нояб. после молебна П. отбыл в Мцхету и затем во Владикавказ (Мцкемси. 1892. 21. С. 1-6). Теме прощания П. с паствой и его биографии был отведен весь ноябрьско-декабрьский номер «Духовного вестника Грузинского Экзархата» (ДВГЭ. 1892. 22/23). Современники по-разному оценивали деятельность П. в Грузии: если сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили ; католикос-патриарх Грузии в 1917-1918) писал о П. как о добром, сердечном пастыре, управлявшем паствой в духе кротости, миролюбия, благочестия и любви ( Е. К. 1901. С. 29), то католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) , напротив, обвинял его в высокомерии, честолюбии, безжалостности. О хорошем отношении груз. общества к периоду управления П. Грузинским Экзархатом свидетельствует то, что публикации о П. продолжали размещать на страницах «Духовного вестника Грузинского Экзархата» даже после отъезда П. из Грузии: это заметки о полученных им наградах и назначениях (ДВГЭ. 1893. 4. С. 2; 1895. 2. С. 1; 1896. 11. С. 5-6), публикации его речей, произнесенных при вступлении на С.-Петербургскую кафедру (Там же. 1893. 1. С. 19-26) и на коронации имп. Николая II Александровича (Там же. 1896. 12. С. 14-18), некролог (Там же. 1898. 24. С. 1) и др.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

национальной идеи (И. Булулашвили, Г. Джанашвили, М. Кулошвили, К. Тархнишвили, М. Джанашвили и др.). Последнее побудило власти ограничить деятельность ОВПХК, миссионеры-грузины были отозваны. В 90-х гг., видя ответную активность мусульман, власти Г. Э. возобновили не только миссионерскую деятельность, но и попытки русифицировать население. Местные жители сопротивлялись русификации, и эта цель была осуществлена лишь частично ( Тартарашвили. 1982. С. 34). Собор мон-ря Шатберди. X–XI вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. 13 июля 1878 г. по решению Берлинского конгресса Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани (Ардаган) и Олтиси (Ольты) вошли в состав Российской империи как Артвинский, Батумский и Ольтинский округа. В церковно-адм. аспекте эти территории вошли в состав сначала Гурийской епархии (еп. Гавриил (Туския; 1859-1881), а потом Гурийско-Мингрельской епархии, к-рую возглавил Григорий (Дадиани; 1886-1898), после него - свт. Александр (Окропиридзе; 1898-1903). Правосл. духовенство приложило все усилия, чтобы просветить аджарских грузин-мусульман, к-рые с большой радостью приветствовали «воссоединение с матерью-Грузией», но «не понимали, что означает национальность». Пресса того времени констатировала, что «по своим склонностям, характеру, обычаям, уму и сердцу аджарские грузины настоящие мусульмане, более того - фанатики веры» (Дроеба. 1878. 171). Тур. эмиссары, тайно действовавшие на территории Аджарии, создавали террористические орг-ции, нападали на воинские отряды, занимались поджогами домов и магазинов, проводя антироссийскую агитацию. Им удалось поднять мятежи в неск. селах, а также спровоцировать выселение части грузин-мусульман в Турцию. C призывом к грузинам обратился крупнейший груз. писатель, св. прав. Илия (Чавчавадзе) : «Ну-ка, грузины, теперь только от вас зависит, какими вы предстанете перед новообретенными братьями! Как выполните завет предков - «Брат для брата и для черного дня!» Пришло время доказать, что для вас это не пустые, а исполненные смысла слова!» ( Чавчавадзе.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Нек-рое время функции ОВПХК исполнял Временный комитет под упр. наместника на Кавказе М. С. Воронцова. За этот период было открыто по ДУ в Сухумском и Закатальском округах, заказан перевод духовной лит-ры на татар. (азерб.) и лезгинский языки (заказ так и не был исполнен). По предложению комитета неск. студентов Тифлисской ДС прошли специальный миссионерский курс и были направлены с проповедью в Закатальский окр. В 1863 г. в Закатальском окр. и Тионетском у. были открыты первые миссионерские школы, контроль за к-рыми осуществлял назначенный об-вом главный инспектор. Отд-ния об-ва были открыты во Владикавказе, в Зугдиди, в Сухуме и в Барисахо. В 1865 г. Временный комитет был упразднен. Председателем ОВПХК был назначен наместник, его заместителем стал экзарх. В 1885 г. в целях улучшения работы об-во было реорганизовано и функции председателя перешли к экзарху, а наместник отстранен. В XX в. структура ОВПХК не претерпела каких бы то ни было изменений. В 1910 г. ОВПХК отмечало 50-летний юбилей, в связи с чем были изданы фотоальбом, посвященный основанным об-вом церквам и школам, и кн. «Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг.». ОВПХК было упразднено в 1917 г. Просвещение Абхазии Особое внимание ОДК, позже ОВПХК, отводила просвещению Абхазии, где после османского владычества прочные позиции занял ислам, а часть населения вернулась к язычеству. Тайно засланные из Турции муллы вели в регионе антирус. пропаганду не только среди мусульман, но и среди немногочисленных христиан. Создание миссионерских групп осложнялось отсутствием среди абхазов представителей правосл. духовенства. В 1851 г. Воронцов обращался с просьбой к обер-прокурору Святейшего Синода Н. А. Протасову позволить груз. экзарху отправлять с духовной миссией в Абхазию грузин, хорошо знакомых с абх. нравами и обычаями (Обзор. 1910. С. 17). Этой цели служило и восстановление в 1851 г. Абхазской епархии, куда ставились епископы груз. происхождения: Герман (Гоголашвили; 8 сент. 1851 - 2 сент. 1856), Геронтий (Папиташвили; 6 окт. 1857 - 16 нояб. 1859), свт. Александр (Окропиридзе ; 4 марта 1862 - 30 мая 1869), свт. Гавриил (Кикодзе ; на Имеретинской кафедре, 2 июня 1860-1896, 30 мая 1869-1886 управлял Абхазской епархией). С проповедью Православия в Сухумский окр. были отправлены опытные священники Виссарион Жордания, Давид Мачавариани, Николай Киртадзе, Константин Топуридзе и др. Миссионеры разделяли радости и печали абх. населения, оказывали помощь и выражали сочувствие, за что пользовались всеобщими любовью и уважением. Благодаря им множество абхазов-мусульман приняли Крещение. В 1861 г. в с. Атара начала действовать первая правосл. церковь, в 60-70-х гг. открылись десятки новых храмов. По данным на 1896 г., в Абхазии под покровительством об-ва находилась 21 церковь ( Рогава. 1997. С. 66).

http://pravenc.ru/text/168201.html

При церквах и мон-рях ОВПХК основало бесплатные больницы. Так, в 1911-1914 гг. в Сухумской епархии действовало 6 монастырских больниц (жен. мон-ри Дранда, Мокви и др.) на 120 коек (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 586. Л. 67; Ед. хр. 54599. Л. 19), лечебные стационары были сформированы и при жен. мон-рях Карталинско-Кахетинской (Бодбе, Самтавро, Теклати, Мамкоди) и Гурийско-Мингрельской епархий (Матходжи) (ЦГИАГ. Ф. 1612. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 38). Открывались приюты для престарелых, инвалидов и детей-сирот (Кавказ. 1910. 65. С. 3). Гонорары за лекции, семинары и проповеди, к-рые читали экзархи и архиереи Г. Э., распределялись среди бедноты (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 22944. Л. 67; Ед. хр. 23290. Л. 2; Сахалхо газети. 1914. 1152. С. 2; Закавказская речь. 1913. 291. С. 3). В 1901 г. Святейший Синод в связи с проблемой расхищения и порчи груз. церковных ценностей направил в Грузию председателя Московского имп. археологического об-ва П. С. Уварову для выяснения возможности хранения и защиты от разграбления ценной церковной утвари и икон. Под ее рук. должны были составить описи представлявших ценность икон, фресок, рукописей, книг, предметов церковной утвари и др., Грузинскому экзарху было поручено оказывать ей содействие (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22364. Л. 2). В отчете на имя экзарха Уварова отмечала, что в Грузии нет условий для защиты церковных ценностей, вслед. чего их необходимо вывезти в Россию (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 1-2). Это вызвало возмущение в груз. обществе и среди духовенства. 12 дек. 1902 г. еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе) направил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору протест (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 10-11), еп. Горийский свт. Кирион (Садзаглишвили) выделил на складе Тифлисского свечного завода специальное хранилище для церковного имущества. В 1902 г. экзарх Алексий (Опоцкий) по требованию груз. духовенства (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46364. Л. 9) разрешил специальной группе, возглавляемой проф. Ф. Жордания, начать сбор церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010