Писания (напр., «двух больших пророков») 1072 . Правила прп. Пахомия в позднейших редакциях Как простота и несистематичность рассмотренного «Устава» прп. Пахомия, так и ореол небесного происхождения, которым окружает его предание, достаточно ручаются за то, что в нем мы имеем дело с самым первоначальным уставом Пахомиевых монастырей, в происхождении которого от самого преподобного нет никаких оснований сомневаться 1073 . Но нельзя того же сказать о другом, более обширном сборнике Пахомиевых правил. Этот сборник известен ныне в трех редакциях. 1) «Правила (Regula) св. Пахомия», переведенные на лат. язык бл. Иеронимом 1074 (ок. 404 г.) для монахов-латинян Пахомиева монастыря Метания ( μετνοια – покаяние) в Каноне (на западном рукаве Нила). «Иеронимовский сборник правил св. Пахомия (в количестве 194) есть лишь отрывочное обобщение тех явлений, какие были заметны в жизни киновии Пахомиевой приблизительно полвека спустя по смерти Пахомия: так например, о наказаниях монахам за нарушение правил иноческих в Иеронимовском уставе говорится очень много, а в «Житиях» первоначальников общежития мало. Вообще «Правила» бл. Иеронима дают далеко не столь привлекательную картину жизни в Тавенниси, как «Жития» 1075 и «Лавсаик» . 2) Другая редакция «Правил» прп. Пахомия короче этой первой: правил в ней 128; некоторые изложены яснее, чем у бл. Иеронима 1076 . 3) Самая краткая редакция «Правил» заключает их только 50, причем правила кратки (особенно в отделе о наказаниях), более отрицательного характера и вообще производит впечатление большой древности 1077 . Но несомненная принадлежность первой редакции бл. Иерониму делает ее наиболее надежным документом (почему ею мы и будем пользоваься). (с. 233) Правила прп. Пахомия, переведенные бл. Иеронимом Свой перевод правил прп. Пахомия бл. Иероним снабдил кратким предисловием, в котором дает общий очерк жизни в Пахомиевых монастырях его времени и который помогает уразумению правил, по местам очень неясных. Из этого предисловия узнаем также, что переведенный бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Первым священником в братстве был прп. Роман, принявший этот сан от свт. Илария Арльского. Подобно прпп. Антонию и Пахомию, первоначальники юрского монашества устроили общину для своей сестры Иолы и ее сподвижниц. Возможно, это была первая на Западе «пустынная» обитель, прежние были основаны вблизи городов. В этом монастыре умер прп. Роман, придя попрощаться с сестрой. Преподобный Лупикин управлял братством еще около 20 лет и почил в глубокой старости, до самого конца пребывая в суровых лишениях. Юрские обители имели духовные связи с Аганаумом 608 , местом мученической кончины знаменитого Фиваидского легиона и его начальника св. Маврикия в III веке. Первым повествованием об этом событии был рассказ прп. Евхерия Лионского, который, несомненно, был известен прп. Роману. В его времена на этом месте была только базилика, к которой прп. Роман совершил паломничество. Впоследствии, в VI в. здесь был основан монастырь «Неусыпающих», устав которого был принесен из Константинополя. Монастырь Кондадиско послал туда сто своих монахов для образования одного из девяти хоров, сменявших друг друга в непрерывном псалмопении 609 . Сейчас на местах подвигов братьев есть две деревни: Сен-Лупикин и Сен-Роман. В приходских церквах хранятся мощи преподобных 610 . С именем прп. Венедикта Нурсийского (ок. 480–543. Память 14 марта) связан завершающий этап становления монашества на латинском Западе. Католики называют его «патриархом западных монахов». Причисление преподобного к лику святых Православной Церкви свидетельствует о величии совершенного им дела 611 . В Греческой Церкви он известен по «жизни прп. Венедикта» свт. Григория Двоеслова , которое, было написано со слов четырех учеников преподобного, в 593 г. Святой Венедикт родился в Нурсии (городок в Италии), в юности оставил школу – «презрел внешнее любомудрие, дабы сохранить внутреннее целомудрие» – и поселился в пещере в пустынной местности Субиако (где прежде были виллы Клавдия и Нерона). Три года провел преподобный в тяжелых подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пустынник, безмолвник и отшельник, преподобный Никодим, Кожеезерский чудотворец,/да восхвалится от всех верных Божественными пеньми,/сей бо воистинну светило явися светло. Еже преставление твое к Богу, преподобне, празднующим/и твоя почитающим подвиги/даруй мир и оставление грехов молитвами ко Господу, молим тя, отче,/страстей душевных и телесных избавити нас,/да пламене вечнаго свободимся и Царствие Небесное получим, преспевающе добродетельми. Сети, стрелы и прилоги бесовския отринул еси далече, всебогате,/и претерпел еси многажды поношения от безумных людей,/и непреклонен бысть, преподобне, и тверд, яко адамант,/Божественная бо благодать соблюдаше тя невредима. Богородичен: Небесная воинства поют Твое рождество безсеменное, Дево Всенепорочная,/темже, вси вернии, познахом спасения страшное Божественное таинство,/Тя, Пресвятая Мати, Приснодево, кланяющеся, величаем. Кондак, глас 2. Подобен: В молитвах Неусыпающую: Пустыню, яко царский чертог,/усердно возлюбил еси,/в нейже жестокое показа житие многолетным пребыванием,/очистив свою душу и ум от страстей,/и сего ради Святаго Духа предивно приятелище бысть, Никодиме преподобне,/Егоже действием и чудесы обогатился еси,/темже и мы почитаем подвиги твоя, всеблаженне,/но, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,/молися непрестанно о всех нас. Икос: Услыша реченный глас Первоначальника пастырем Христа, повелевающий взяти крест свой,/и сего блаженнаго гласа внуши, преподобне,/и весь Тому прилепися желанием невозвратнаго помысла,/подражатель бысть вольныя страсти Его,/и плотская умертвил еси злостраданием мудрования,/и смерть паче претерпети в пустыни изволил еси,/да вечнаго живота насладишися,/сего ради от врага претерпел еси безчисленная озлобления:/хижицу бо, в нейже подвиги своя совершал еси, сей огнем запали,/ты же благоразумным смирением козни его, яко сеть, раздрал еси,/в пупе же пламень погаси./Радуйся, преблаженне,/пришед бо Христос со Отцем и Святым Духом, обитель в тебе сотвори,/и Единосущней Троице в последняя времена предивен угодник явися,/от Неяже и чудесы обогатился еси./Радуйся, пустынниче, яко тридесять и шесть лет соверши,/уединяяся от всех, и Божественных видений насладися./Радуйся, досточудне, пророческими дары от Господа украсися и преподобных ликостоянию причтеся./Радуйся, преподобне, извещения преставления своего сподобивыйся явлением святителя, великаго чудотворца Алексия,/с нимже и Дионисия, иже пастырь бысть великия обители чудотворца Сергия,/с нимиже, отче Никодиме, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15).    И Ахав, захватив царя Ассирийского Адера, помиловал его, вопреки тому, что было угодно Богу, и отпустил его с великими почестями; и Бог послал к Ахаву некоего пророка, сказавшего: «Так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека-убийцу... душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа» (Ср.: 3 Цар. 20:26—34, 42).    Подобно тому и некий пророк сказал другу своему, «по слову Господа: бей меня. Но этот человек не согласился бить его. И сказал ему: за то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня. Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его. И нашел он другого человека, и сказал: бей меня. Этот человек бил его до того, что изранил побоями» (3 Цар. 20:35—37). Что может быть удивительнее этого? Бивший пророка спасся, а пожалевший — пострадал. Уразумей же, что, когда Бог повелевает, не подобает размышлять о природе происходящего, но следует лишь повиноваться.    Поэтому все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков.    Так, святые отцы Шестого Вселенского Собора обращались к благочестивому царю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки — да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем».    И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, написали к Феофилу, царю греческому, пространный свиток, с такими словами: «Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и прежде всего останови зловерных отступников, силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего».    Так и первоначальник христиан православных, царь-апостол, великий Константин праведный окончательно низвергнул и осудил в заточение темного и богопротивного Ария, гневу тезоименитого, второго Иуду, с проклятыми его учениками, а также и всех, кто рассуждал подобным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1:19). Волны эти взволнованного моря их сердца из глубины своей выбрасывают всякую нечисть и срамоты слов и действий их (Мф. 15:19 и проч.). Звезды блуждающие и проч.: или падающие звезды, мелькнувшие и быстро погружающиеся в глубокий мрак тьмы навеки, или так называемые блуждающие огни, вводящие в заблуждение путешественников в пустыне, или, вероятнее — кометы блуждающие, в противоположность звездам, украшающим свод небесный. Тадсовы и эти лжеучители, обольщаемые и обольщающие (2 Тим. 3:13), непостоянные в своей вере и учении, не имеющие в себе духа истины.— «Называет звездами блуждающими. С ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры и чрез них проходит Солнце Правды Христос, приводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, но в том, что, представляясь принявшими на себя вид Ангела света, как первоначальник их — злой бес (2 Кор. 11:13), несутся только против учения Господа, чем и приближающихся к ним омрачают, и самим себе приготовляют вечный мрак» (Феофилакт). Мрак тьмы: усиленное выражение отсутствия света истины и духа (см. прим. к 2 Пет. 2:17).     14О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — 15сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». 16Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.    14—16. О них пророчествовал и проч.: о них, об этих и им подобных нечестивцах, еще давно, или издавна, пророчествовал, предрекал грозящий им суд Божий и осуждение на погибель (ст. 4, 5), и Енох, между прочими пророками и провидцами, говорившими часто, или постоянно и неослабно, о сем, и Енох, седъмый от Адама, следовательно — с самых древнейших времен мира. Когда, где и по какому случаю пророчествовал Енох о нечестивцах? Из священных книг Ветхого и Нового Завета о таковом пророчестве, и по видимому точно указываемых словах пророчества, неизвестно ничего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Боговидец Моисей удостоился видеть Бога, но не в человеческом образе Сына Божия, а в недоступной человеку великой силе Божией. Моисей увидел только удаляющегося Бога, но даже от этого лицо его стало сиять нестерпимым светом, почему он должен был покрыть лицо покрывалом. А в Богоявлении у вод Иордана была явлена Святая Единосущная Троица – Сын Божий стоял на берегу Иордана, Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и слышен был голос Несозерцаемого Отца Небесного: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение " . Поэтому и называется этот праздник Богоявлением, явлением людям Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Приложения Часть 2 Этот последний Завет Бога – с Авраамом и его потомками до пришествия на землю Сына Божия – именует Святая Церковь Ветхим Заветом в узком смысле слова, но Ветхий Завет с человеком в широком смысле обнимает период времени от Адама до Рождества Христова. Страшное время сопутствовало юности Авраама. Истинное Богопочитание сынов Сима и Иафета стало забываться потомством их. Потомки Сима еще хранили почитание Истинного Бога, но при Аврааме это было уже редким исключением: только отдельные семейства в Урийском царстве и некоторые небольшие княжества, например, княжество Салима (Иерусалима) во главе с царем и первосвященником Мелхиседеком, который благословил первоначальника богоизбранного народа Авраама. Богословская наука не знает, когда хронологически прекратилось истинное Богопочитание в восточных и западных ветвях потомков Иафета. Можно сказать, что эпоха Авраама (1800 лет до Р.Х.) была эпохой умирания истинного Богопочитания у иафетитов в Европе. И вот избирает Бог одного из представителей рода Симова по прямой линии, живущего на родине, в городе Уре Халдейском в Шумере. " И сказал Господь Аврааму: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое и благословятся в тебе все племена земные " (Быт. 12, 1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Влияние монашествующих на церковную жизнь в VI веке продолжало расти. Но в предыдущем столетии Церковь столкнулась с обратной стороной этого явления – с попытками некоторых монахов и целых монастырей поставить себя вне церковной организации, вывести себя из-под канонической власти епископата. В особенно карикатурном виде эта угроза выявилась в необузданном и диком буйстве египетских и сирийских монахов на «разбойничьем соборе» в Эфесе. Халкидонский Собор противопоставил беззаконию лжехаризматиков, вступивших на скользкий путь самоуправства и произвола, дисциплинарные нормы, основанные на экклезиологических догматах о полноте ответственности преемников апостолов за духовное благо вверенного им народа Божия, подразумевающей неукоснительное подчинение епископам всех церковных учреждений, включая и монастыри. Каноны IV Вселенского Собора, пресекая самоуправство монахов, воспрещая им вмешиваться в дела церковного управления, способствовали тому, чтобы духовное горение инока, избравшего путь отречения от мира и его соблазнов, направлялось не на внешнюю активность, а внутрь себя, на созидание своей души, иными словами, чтобы инок шел путем, который положили в основание монашеского подвига его первоначальники – преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Если же монахи ради спасения живших в миру братьев о Христе и выходили за монастырскую ограду, то не для того, чтобы изменить внешний строй жизни – мирской и церковной, а чтобы открыть каждой душе, ищущей спасения, путь ко Христу, при этом некоторые из иноков брали на себя подвиг юродства во Христе, памятуя слова апостола Павла: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 26–29). Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн В VI столетии в Палестине подвизались преподобные Симеон , прозванный Юродивым, и его сопостник Иоанн.

http://pravoslavie.ru/62545.html

ЗАКОН БОЖИЙ Ты вырос в православной вере и хвалишься знанием своей веры и правил христианской деятельности, говоришь, что исповедуешь едино крещение во оставление грехов. Но если ты не исполняешь закона Божия, не поступаешь как христианин, то смотри, чтобы не осудило самое необрезание (язычник), от естества закон совершающее, тебя, «преступника закона при Писании и обрезании» ( Рим. 2:27 ) (тебя, который имеет и знает Писание и крестился ради спасения). К чему тогда послужит твое титло христианина, твое причащение святых Христовых Таин, все христианство ? Преступлением закона ты сам опровергнул все, что у тебя было, все равно что язычник; с ним ты и пойдешь в свое место (2). Могут ли дела по закону оправдать человека? Нет, потому что закон и дал нам знать, что есть грех; без закона мы не имели бы и понятия о грехе. Может ли же быть оправдывающая сила в законе, который указал нам черту, отделяющую добро от зла? Человек может оправдаться только оправданием Иисуса Христа через веру в Его заслуги (2). «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» ( Рим. 9:20, 21 ). Твое дело, человек, совершено покоряться Господу, своему Творцу, противиться тебе противоестественно и весьма гибельно. По воле Божией человек существует, воля же Божия, благая и совершенная, дала ему самые лучшие правила или законы жизни. Если он не исполняет их, то он идет против цели своего существования, против собственного своего блага. Сам он, конечно, не может установить для себя лучших законов: омраченный грехом, он способен скорее вымышлять такие правила, которые могут вредить ему, расстраивать его внутреннее и внешнее благосостояние. Сколько у человека прихотей, подрывающих его благосостояние! (2) Грех прежде всего есть беззаконие (см. 1Ин. 3:4 ), по Писанию, то есть нарушение закона Божия, данного человеку, и прежде всего – закона любви к Богу и ближнему, восстание против Бога, Его величия, святыни и правды, неповиновение Ему и согласие и сочетание с диаволом, первоначальником и зачинщиком всякого греха – восстание человека-грешника против себя самого, против души и тела своего, против своей совести, этого стража души и тела, их святыни и непорочности; есть искажение, извращение, осквернение в нас образа Божия, по которому мы созданы вначале (8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» ( Мф.9:1–8 ). Здесь оканчивается Евангелие, положенное на нынешний день. Видели вы двойственный дар Владыки Христа Бога человеку немощному – дар прощения грехов и дар исцеления тела? Но чтобы понять, как велик дар, особенно дар прощения грехов, надобно обстоятельно знать, сколь великая утрата, несчастье и пагуба для человека есть грех; ибо немощи телесные виднее и злополучность их более или менее очевидна для всякого, а бедствие и пагуба греха для многих, или по гордости и неверию, или по слепоте и неведению, неприметны или неизвестны, или, по крайней мере, неочевидны. Итак, чтобы понять величие дара расслабленному – прощение Господом грехов его, уясним себе, сколь великое несчастье и сколь великая пагуба для человека есть грех вообще. Грех прежде всего есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), по Писанию, – т.е. нарушение 3акона Божия, данного человеку, и прежде всего закона о любви к Богу и ближнему, – восстание против Бога, Его величия, святыни и правды, неповиновение Ему и согласие и сочетание с диаволом, первоначальником и зачинщиком всякого греха, – восстание человека-грешника против себя самого, против души и тела своего, против своей совести, этого стража души и тела, их святыни и непорочности; есть искажение, извращение, осквернение в нас образа Божия, по которому мы созданы в начале; грех есть гнусная нечистота души, удаляющая ее от Бога, Источника жизни, – прелесть вражья, постыдный плен и добровольные узы души, скорбь и теснота; есть адская тьма, нравственный хаос, беспорядок, расслабление сил душевных и телесных, демонское смятение, душевная буря, бросающая туда и сюда бедную душу грешника, потеря душевного тихого пристанища, которое есть Бог, есть вольный недуг и болезнь души, и, если грешник не раскаивается, – есть окаменение сердца и смерть временная и вечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И, наконец, третий завет Бога – с Авраамом – о том, что от него произойдет Богоизбранный народ, который будет хранить веру в Истинного Бога, и будет Господь хранить этот народ и, посылая им Своих пророков, возвещать волю Свою, пока не придет " Примиритель, и Ему покорность народов " , как пророчествовал внук Авраама Иаков (Быт. 49, 10). Часть 2 Часть 2 Этот последний Завет Бога – с Авраамом и его потомками до пришествия на землю Сына Божия – именует Святая Церковь Ветхим Заветом в узком смысле слова, но Ветхий Завет с человеком в широком смысле обнимает период времени от Адама до Рождества Христова. Страшное время сопутствовало юности Авраама. Истинное Богопочитание сынов Сима и Иафета стало забываться потомством их. Потомки Сима еще хранили почитание Истинного Бога, но при Аврааме это было уже редким исключением: только отдельные семейства в Урийском царстве и некоторые небольшие княжества, например, княжество Салима (Иерусалима) во главе с царем и первосвященником Мелхиседеком, который благословил первоначальника богоизбранного народа Авраама. Богословская наука не знает, когда хронологически прекратилось истинное Богопочитание в восточных и западных ветвях потомков Иафета. Можно сказать, что эпоха Авраама (1800 лет до Р.Х.) была эпохой умирания истинного Богопочитания у иафетитов в Европе. И вот избирает Бог одного из представителей рода Симова по прямой линии, живущего на родине, в городе Уре Халдейском в Шумере. " И сказал Господь Аврааму: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое и благословятся в тебе все племена земные " (Быт. 12, 1-3). В последних словах указано на то, что от его корня изыдет Христос, именем Которого благословятся все племена земные. Так начинался новый период жизни Авраама, полный тяжких испытаний, драм и бесчестия, тяжких скорбей за любимую красивую жену. И вот явился Бог царю во сне и сказал ему: " Я не допустил тебя прикоснуться к ней (Сарре), теперь возврати жену мужу ее, ибо он – Пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив " (Быт. 20, 6-7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010