Содержанием своим стихиры христианские стали заменять чтения житий, тогда как прежде того дни святых праздновались между прочим чтением их «деяний». (См. «Уч. об Отц. Ц.» Филар. Черн., ч. III, § 227). Преподобн. Александра, обители неусыпающих первоначальника Преп. Александр, уроженец Азийский, обучался наукам в Константинополе, потом вступил в военную службу и был не в малом чине; но через несколько времени (около 381 года) оставил всё, роздал имение нищим и удалился в Сирию, где постригся в монастыре. Четыре года прожил он тут, и потом, испросив благословение у настоятеля, пошёл в пустыню. Тут он подвизался один целых семь лет, к концу коих обратил в христианство большое языческое селение и градоначальника Равулу (бывшего впоследствии епископом Едесским, 405–435 года), а затем, углубившись дальше в пустыню, обратил скопище разбойников к жизни доброй и, дойдя до реки Евфрата, поселился в дупле некоего дерева (около 393 года). К нему стали приходить братия и селиться близ него. Он прожил тут двадцать лет и устроил общежительный монастырь, в котором было до четырёх сот монахов; тут-то впервые установился новый, до того ещё не бывший чин неусыпающих монахов. Монахи из Греков, Латинян и Сириан, разделяясь на 24 чреды по числу 24 часов дня и ночи, непрерывно на два лика славословили Господа, поя протяжно псалмы Давидовы. В то время в странах при-Евфратских ещё много было идолопоклонников; посему преп. Александр избрал из учеников своих искуснейших семьдесят, по образцу семидесяти учеников Христовых ( Лук. Х гл.), и, помолившись, послал их по два во все окрестные селения языческие. И труды их не были тщетны, потому что многие из язычников познали истинную веру. Через двадцать лет, оставив устроенному монастырю настоятеля Трофима с ста пятьюдесятью братиями, отправился на проповедь окрестным кочевникам и посетил Пальмиру, жители которой, впрочем, не пустили его в город, говоря: «кто может накормить столько народу!» Передающий об этом известие ученик и описатель жизни преподобного замечает, что, хотя жители Пальмиры и назывались христианами, но оставались при многих Еврейских обычаях (известно, что ещё в 250–272 г. Пальмира была столицей Зиновии, Арабской царицы, Иудеянки по вере, и тут жили по преимуществу торговцы Еврейские). Отринутый гражданами, Александр сказал: «лучше уповать на Господа, нежели на человека; не упадайте духом, братья! потому что посетит нас Бог, когда и не ожидаем». И едва прошли они несколько вёрст, как встретившиеся кочевники (Бедуины) приняли и угостили их. Отсюда, пройдя более ста вёрст, достигли они Антиохии, где епископствовал Феодот, вступивший на кафедру в 421 году. Тут он хотел было устроить монастырь, но и епископ и градоначальник не доброхотствовали ему. Посему, взяв с собой двадцать четыре из братии, отправился в Константинополь и поселился с ними при церкви св. Мины, куда через несколько времени собралось к нему до трёхсот человек братии из Греков, Латинян и Сирян; устроилась обитель и установился чин неусыпающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Отче, всё ли истинно, что написано в Евангелии? Услышав такой вопрос, преподобный Илия удивился и в смущении подумал, что вопрошавший его прельщен каким-нибудь неверием от диавола. Не отвечая ничего на вопрос, он сел и склонил главу свою, а в это время пришли к нему братия. – Братия, – сказал им преподобный Илия, – помолимся о брате нашем Александре, увязшем во вражеские сети. И встав сотворил молитву со слезами, а потом, обратившись к Александру, сказал ему: – Откуда пришел к тебе такой сомнительный помысл, что ты не веришь написанному в святом Евангелии? – Не не верую я, отче, – ответил ему Александр, – а только спрашиваю, всё ли истинно написанное в святом Евангелии? – Воистину, всё истинно, – отвечали ему все братия, – и никакого в этом не может быть сомнения. Тогда сказал им Александр: – Если всё истинно написанное, то почему же мы не исполняем оного? – Невозможно немощному человеку исполнить всего, – ответили ему братия. После такого ответа Александр, воспламенившись своим духом и за ничто почитая прежнее житие свое, проведенное не в совершенном исполнении евангельских слов, вознамерился уйти в пустыню, чтобы там удобнее пожить по евангельскому слову. Испросив благословение у преподобного Илии и с любовию простившись с братией, пошел он с упованием на Господа, ничего не имея при себе, кроме святого Евангелия. Семь лет пробыл он в пустыне, не имея никакого попечения ни о чем земном. Как он питаем был, по благопромышлению Божию, в пустыне, откроется из последующего повествования. По исполнении семилетнего пребывания в пустыне, преподобный Александр узнал, что невдалеке от места, где он находился, есть одно селение, в котором жили служившие бесам идолопоклонники. Возгоревшись по Боге ревностью, пошел в это селение и зажег там идольский храм. Увидевши это, жители сбежались к пылавшему капищу и нашли здесь преподобного Александра. Он не отошел от зажженного им капища, но нарочито ожидал, когда стекутся сюда жители идолопоклонники, потому что не хотел утаить от них сделанного им. Когда начали спрашивать его о зажжении храма, то он признался и сказал, что он зажег его. Услыхавши это, бросились на него и хотели убить его, но Бог хранил раба Своего. Некоторые из жителей не согласны были на убиение Александра и посему не допускали устремившихся на него и настаивали, чтобы виновного в поджоге предать городскому суду. После сего, когда все поуспокоились от своей горячности, святой возвысил свой голос и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– О люди! уразумейте ваше заблуждение, познайте истину, избавьте себя от вечного осуждения, я возвещаю вам Царство Небесное. И начал им, как Апостол, проповедовать слово спасения. Некоторые слушали его учение, а другие не хотели внимать его словам и отвели его в городской суд. Градоначальником в том городе был тогда Равул. Он, слушая от уст преподобного преподаваемое Божие учение, долго противоречил ему, стараясь оспорить это учение от своих языческих книг и устрашал святого угрозами мучений. Наконец, убедившись, что преподобный Александр и нравом своим кроток, и премудр в своих ответах, и что проповедуемое им учение непреодолимо, Равул не сделал ему никакой неприятности. Напротив, Господь так устроил, что сей градоначальник пригласил к себе Александра одного, чтобы вести с ним наедине беседу, и прежде всего спросил: – Скажи мне правду, на каком основании вы, христиане, так презираете жизнь вашу? На этот вопрос преподобный ответил Равулу: – Не так ты говоришь, мы не презираем нашей жизни, но стараемся сохранить себя бессмертными во веки. Истинная жизнь в том и заключается, чтобы жить вечно, а жить только временно – это не жизнь, а смерть. Эту временную, смертную жизнь мы и презираем ради будущей вечной, бессмертной жизни, потому что писано нам: «потерявший душу свою» в сем веке, в жизни вечной «сбережет ее» ( Мф.10:39 ). Сказал ему на это Равул: – А где вы надеетесь быть, по прекращении сей земной жизни? Святой начал проповедовать ему о царствии небесном и об уготованных праведным вечных благах. Неверному язычнику, как басня, представлялись сказания святого, но, несмотря на это, ему еще более хотелось слушать новое для него учение, и он спросил еще о начале святой веры. Тогда преподобный, поучая его Богопознанию и раскрывая о благоутробии Божием к людям, начал повествовать о деяниях Господних от самого создания мира, до креста и вольной Христовой смерти, – до воскресения и преславного вознесения на небо. День и ночь продолжалась беседа. Ни пищи, ни питья собеседники не употребили и даже ко сну не клонило их. Когда была речь о святом Илии пророке, как по его слову заключилось небо и как по его молитве ниспал на жертвы огонь, какого не могли вымолить у своих идолов жрецы Вааловы, Равул, слыша это, смеялся и говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По смерти епископа Смирнского Вукола, «св. Поликарп, собеседник Апостолов, рукоположен был на епископию Смирнской Церкви очевидцами и слугами Господа» 330 . Вскоре сделался он самым уважаемым епископом Малой Азии. О святой жизни его упоминает в посланиях своих друг его, св. Игнатий Богоносец . – Подражая примеру Иоанна – Апостола любви, Поликарп и в частной жизни своей, и в общественной деятельности, отличался в особенности милосердием, благотворил даже врагам веры – язычникам, которые поэтому почитали его. Словом, и собственным примером, и чудотворениями утверждая в вере Христовой, св. Поликарп также ревностно охранял чистоту христианской веры, неутомимо преследуя ложные учения еретические. Впрочем, когда дело не касалось существенных основ веры, то тот же строгий охранитель истины остерегался и избегал нарушения мирных отношений с теми, кто различно от его мнений относился к некоторым, несущественным сторонам предмета, сохраняя во всяком случае христианскую любовь и общение. Например, он не только что не расторг союза о Римским епископом Аникитою по поводу разногласия, возникшего между ними по вопросу о времени празднования Пасхи, но употребил все старания, чтобы усмирить возбужденное при этом среди верных волнение. Будучи уже в преклонных летах, он нарочно ездил в Рим для совещаний по этому вопросу с епископом Аникитою, и хотя это совещание не привело к соглашению между пастырями, тем не менее спор был решен в духе мира и любви христианской, а именно, предоставлена была каждой Церкви свобода сохранить свое местное обыкновение, действовавшее не в ущерб самого догмата. Между тем, во время пребывания Поликарпа в Риме, ему пришлось вступить в борьбу с действительным злом, а именно, с возникшею тогда в Церкви ересию, и он успешно действовал против последователей Валентина и Маркиана; многих из них обратил к православию и самого Маркиана строго обличил, когда, встретившись с ним однажды случайно, на дерзкое к нему обращение Маркиана со словами: – Узнай нас!... – епископ отвечал: – «знаю тебя, первенца сатаны»... 

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Благодать Божия видимо пребывала на добродетельном служителе Церкви – Поликарпе; силою ее совершал он многие чудотворения, которыми утверждал благовествуемую им веру. Таким образом исцелил он от беснования слугу начальника города, остановил в городе опустошительный пожар, прекратил бездождие. Сам был охраняем чудною силою Божиею. Однажды, когда он путешествовал и остановился на ночной отдых в гостинице, то вдруг пробужден был видением Ангела, который приказал ему немедленно покинуть гостиницу, и едва успел он выйти из нее, как она обрушилась... Многие годы мудро и благодатно епископствовал св. Поликарп в Смирнской Церкви. В это время христиане подвергались частым преследованиям; наконец, в 167 году, когда святитель достиг уже глубокой старости, возникло при императоре Марке Антонине новое, сильнейшее гонение на христиан в Малой Азии. Множество христиан умирало в страшных мучениях; настало время мученического подвига и для светоносного столпа Церкви Христовой – св. Поликарпа. Озлобленные против него, как против могущественного проповедника веры Христовой – язычники и в особенности Иудеи неотступно стали требовать, чтобы он был предан суду. Святитель не боялся смерти и с невозмутимым спокойствием ожидал, чтобы ему предстать исповедником Бога своего. Но христиане, для которых дорога была жизнь благого учителя их, убеждали его удалиться из города и приютиться в безопасном месте, пока не стихнет ожесточенный порыв язычников против христиан, пока не прекратится преследование... Св. Поликарп уступил желанию и мольбам паствы своей и действительно укрылся в одном селении, имея в виду также и необходимость поддерживать в вере и терпении гонимых христиан. Проводя здесь большую часть времени в молитве, он однажды предупрежден был видением, что мученический конец его близок. Ему представилось, что изголовье его пылает огнем.... и он спокойно сказал тогда бывшим при нем: «я буду сожжен за имя Господа Иисуса». Действительно, вскоре после этого видения убежище старца Поликарпа было открыто. Когда воины, посланные из Смирны, чтобы взять его, прибыли в селение, где он находился, то, сказав: «да будет воля Господа моего!» святитель сам пошел к ним на встречу. Воины поражены были величественным, неземным спокойствием старца и не осмелились наложить на него руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Александра , мученица коринфская, 6 ноября. Александр , (мужественный, отгоняющий муж, помогающий, греч ) муч. римский, из 7 сынов св. Филицытаты , 25 янв. Александр ,муч. африканский, 10 апр. Александр , еп. иерусалимский, 12 дек. Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта. Александр , муч. киликийский, 20 мая. Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта. Александр , муч. антиохийский, 28 сент. Александр , из 10 мучч., 1 авг. Александр , муч. остийский, 11 авг. Александр , еп. команский, 12 авг. Александр , муч. селунский, 9 ноября. Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая. Александр , муч. пиндский, 13 марта. Александр воин и Антонина девица, 10 июня. Александр , из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта. Александр , из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня. Александр воин, мучч. египетский, 9 июля. Александр , патриарх цареградский, 30 авг. Александр св., 7 июля. Александр еп., 22 окт. Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля. Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа. Александр пр., игумен куштский, 9 июня. Александр , пр. свирский, 30 авг. Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта. Алексий , муч. цареградский, 9 авг. Алексий , митрополит московский, 12 февр. и 5 окт. Алим (Ахим) маккавей, 1 авг. Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября. Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая. Алфей , муч. кесарийский, 18 ноября. Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент. Алфий , муч. италийский, 10 мая. Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек. Аммоний , муч. антиохийский, 4 сент. Аммон или Аммун , (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт. Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент. Аммун или Аммон , преп. нитрийский, 4 окт. Амонит , муч. меиитинский, 7 ноября. Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– Не хочу быть христианином. Эту девицу наказывают боги за то, что она приняла христианскую веру. Боюсь, чтобы и со мной подобного не случилось. Сказав это, отошел от церкви и хотел возвратиться назад. Святой же удержал его и сказал: – Зачем поддаешься диавольскому искушению? Эта девица наказывается за свои грехи, по попущению Божию. Она обещалась пред Богом сохранять чистоту девства, но не соблюла своего обещания и за это страдает от бесов, будучи предана сатане, чтобы душа ее спаслась. А что это истинно, пойди сам к девице и спроси ее. Равул подошел к беснующейся и от нее самой услышал громогласное признание в грехах, за которые Бог попустил войти в нее сатане и мучить ее. После сего Равул оставил всякое сомнение и просил у святого крещения себе. Когда он крестился и вышел из святой купели, то белая одежда, которая, по обыкновению христианскому, приготовлена была для него к крещению, оказалась вся, сверху донизу, с изображенными на ней красными в кругах, как бы киноварью написанными, крестами. Все удивились такому чуду, а пришедшие сюда за Равулом мужи и жены просили и себе святого крещения. Святой же Александр, желая увериться, что воистину они веруют во Христа, сказал им: – Следует вам доказать вашу веру. Пойдем в город и, если кто из вас имеет в своем дому идолов, пусть вынесет их на середину града и разобьет их на части своими руками, а потом уже сподобится святого крещения. Все согласились исполнить это и, придя в город, вынесли из своих домов великое множество идолов и разбили их на середине города, после чего и просвещен был весь город святым крещением. Преподобный оставался на некоторое время в городе и утверждал новокрещеных в святой вере. Когда же увидел, что они утвердились в благочестии и благодарят за это Бога, то сказал Равулу: – Доселе вы были питаемы млеком, а теперь следует вам питать себя и твердою пищею. Если кто из вас хочет совершенным быть в жизни христианской, пусть послушает Христовых словес. Он говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе сокровище неоскудевающее на небесах» ( Лк.12:33 ), «ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» ( Лк.12:31 , Мф.6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но разве могут видеть слепые? Разве могут быть тронуты ожесточенные сердца? Дивное совершается, но не поражает, не трогает неведающих Бога, – только смущает и раздражает их... Толпа вопиет, чтобы палач оружием своим сквозь пламень пронзил сердце исповедника... И вот, длинное копие пронзает святое тело его... Обильно хлынула мученическая кровь, так обильно, что... залила костер... Чудным образом залито, погашено разгоревшееся пламя, но ничему не угасить разгоревшейся ненависти людей, в сердце которых нет истинного Бога Живаго... Иудеи просят судью, чтобы он велел сжечь пораженное убийственным копьем тело мученика... Они боятся, чтобы христиане не почтили его, как Бога.  «Не знают они (Иудеи и язычники), что мы не можем отступить от Христа, пострадавшего за спасение всех, и поклоняться кому-либо другому», – так пишут очевидцы страданий св. Поликарпа в письме их ко всем Церквам. – «Ему мы поклоняемся, как Сыну Божию; а мучеников достойно любим, как учеников и подражателей Господа; любим за их неизменную приверженность к своему Царю и Учителю». «Сотник же, по повелению судьи, сжег тело Поликариа, – продолжают письмо свое Смирнские христиане, – мы же собрали от пепла кости его, драгоценнейшие злата и многоценных камней, и схоронили в чистом месте, где будем с веселием праздновать день его страданий, в память тех, которые пострадали за Христа, и в укрепление тем, которые такою же смертию будут исповедовать и прославлять Христа, истинного Бога нашего. Сие посылаем вам через брата Марка; когда прочтете, то доставьте сие послание прочим братиям, да и они прославят Бога, показавшего нам такого верного избранника и могущего и нас исполнить Своею благодатию и ввести в вечное царство Свое Сыном Своим Единородным Иисусом Христом, Емуже слава, и честь, и царство, и величество во веки, аминь». Из этого письма видно, что уже во II веке был обычай у христиан записывать, каким образом страдали и кончались мученики. К сожалению, таких записей, которыми одна Церковь оповещала другую, сохранилось немного, так как неверующие старались истреблять всякие христианские рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поликарп с кротостию обратился к ним, предложил им подкрепить себя нищею и попросил у них час времени для молитвы. Излив свою душу пред Господом и восприняв благодатные дары молитвы, праведник вышел к воинам, которые посадили его на осла и повезли в Смирну. Едва вступил св. Поликарп в, амфитеатр, как сам он и предстоявшие услышали голос с неба: «мужайся, Поликарп!» Проконсул потребовал, чтобы Поликарп отрекся от Христа и произнес хулу на Него. Восемьдесят шесть лет служу я Христу, – отвечал старец, – и Он ничем не оскорбил меня. Как могу я хулить Царя моего, Который меня спас! У меня есть звери, – сказал проконсул, – если ты не образумишься, то я велю бросить тебя на съедение им... Делай, что хочешь, – отвечал Поликарп, – я все-таки не променяю добрых мыслей на худые... Ты не боишься зверев? так я предам тебя огню... Ты грозишь мне огнем угасающим, а сам не ведаешь, что есть огонь неугасимый для неверующих и совершающих беззакония... Судья велел провозгласить: Поликарп – христианин! – И тогда язычники и Иудеи стали с яростию требовать его казни, крича: «это – развратитель всей Азии, отец христиан, истребитель наших богов... Да будет он сожжен!» И поспешно стали собирать хворост и разводить костер. В это время мучители готовили железо и гвозди, чтобы приковать к костру святителя, но Поликарп сказал им: «оставьте меня, – Тот, Кто дает мне силу терпеть огонь, даст силу быть на костре и без гвоздей неподвижным». Взойдя на костер, св. Поликарп устремил взор свой на небо и громогласно воскликнул: «Отец возлюбленного и препрославленного Сына Твоего, через Которого мы получили познание о Тебе! За все хвалю Тебя, благословляю Тебя вместе с вечным и пренебесным Иисусом Христом, возлюбленным Твоим Сыном, с Которым Тебе и Святому Духу слава и ныне и в будущие веки. Аминь». Между тем, как молитвы праведника, стоящего среди пламени, возносятся к Богу, – как бы в знамение Божественного отзыва на молитву его, – совершается чудо... Пламя, воздымаясь все выше и выше, образует над молящимся подобие свода, не касаясь тела его... Предавший тело свое огню, но возносящийся всею душою своею к Богу, стоит невредим...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин. 28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью. В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых. Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Алтарь храма Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Искусствовед и знаток московской архитектуры Марина Иосифовна Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве». Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над ним находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 метров. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010