Но разве могут видеть слепые? Разве могут быть тронуты ожесточенные сердца? Дивное совершается, но не поражает, не трогает неведающих Бога, – только смущает и раздражает их... Толпа вопиет, чтобы палач оружием своим сквозь пламень пронзил сердце исповедника... И вот, длинное копие пронзает святое тело его... Обильно хлынула мученическая кровь, так обильно, что... залила костер... Чудным образом залито, погашено разгоревшееся пламя, но ничему не угасить разгоревшейся ненависти людей, в сердце которых нет истинного Бога Живаго... Иудеи просят судью, чтобы он велел сжечь пораженное убийственным копьем тело мученика... Они боятся, чтобы христиане не почтили его, как Бога.  «Не знают они (Иудеи и язычники), что мы не можем отступить от Христа, пострадавшего за спасение всех, и поклоняться кому-либо другому», – так пишут очевидцы страданий св. Поликарпа в письме их ко всем Церквам. – «Ему мы поклоняемся, как Сыну Божию; а мучеников достойно любим, как учеников и подражателей Господа; любим за их неизменную приверженность к своему Царю и Учителю». «Сотник же, по повелению судьи, сжег тело Поликариа, – продолжают письмо свое Смирнские христиане, – мы же собрали от пепла кости его, драгоценнейшие злата и многоценных камней, и схоронили в чистом месте, где будем с веселием праздновать день его страданий, в память тех, которые пострадали за Христа, и в укрепление тем, которые такою же смертию будут исповедовать и прославлять Христа, истинного Бога нашего. Сие посылаем вам через брата Марка; когда прочтете, то доставьте сие послание прочим братиям, да и они прославят Бога, показавшего нам такого верного избранника и могущего и нас исполнить Своею благодатию и ввести в вечное царство Свое Сыном Своим Единородным Иисусом Христом, Емуже слава, и честь, и царство, и величество во веки, аминь». Из этого письма видно, что уже во II веке был обычай у христиан записывать, каким образом страдали и кончались мученики. К сожалению, таких записей, которыми одна Церковь оповещала другую, сохранилось немного, так как неверующие старались истреблять всякие христианские рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После св. епископа Поликарпа сохранилось послание его к Филадельфийцам и предсмертная молитва , записанная свидетелями мученичества его. В послании своем он убеждает христиан усовершаться в вере «в Того, Которому все покорно, Которому все дышащее служит, Который придет судить живых и мертвых», убеждает их к твердости и терпению примером Того, «Который все потерпел за нас, чтобы нам жить в Нем», и примером исповедников веры. Ириней, ученик св. Поликарпа, свидетельствует, что св. Поликарп «писал послания то к целым Церквам для их укрепления, то к некоторым братиям, преподавая им наставление и увещание». «Могу пересказать беседы его с народом», – пишет также св. Ириней, – «как припоминал он слова Апостолов, как и что слышал от них о Господе, и все его сказания согласны были с Писанием... Как он и в самой старости твердо помнил, что слышал от очевидцев Слова, и с любовию рассказывал ученикам своим, что видел и слышал у возлюбленного Иоанна». О посланиях св. Поликарпа св. Ириней говорит, что «заботливые о своем спасении могут видеть в них характер веры святителя и проповедь об истине». Святой Горгонии Дочь св. Григория, епископа Назианзского, и св. Нонны, сестра св. Григория Богослова и Кесария – св. Горгония была достойным членом этого святого семейства. Она провела жизнь свою в Богоугодной и плодотворной заботе об исполнении своих семейных обязанностей, она постоянно стремилась к совершенствованию и действительно преуспевала в благочестии, ее кротость, рассудительность и неусыпные попечения о спокойствии семьи, о порядке в доме составляли счастие мужа ее и детей, и хотя она всецело посвящала свою жизнь ближайшим домашним своим, избегая светского общества, тем не менее добродетельная жизнь ее не осталась безызвестною и вне пределов дома, и она пользовалась всеобщим уважением. Горгония была замужем за начальником Иконии, Алипием, и имела трех дочерей, из которых старшая, Алипиана, отличавшаяся высокими качествами души, была в особенности любима дядею своим Григорием Богословом 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

по август 453 г.). Моавитяне обитали в Палестине к востоку от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Название это было усвоено им по имени Моава, сына Лотова, от его старшей дочери (Быт.19:30–37). Синайская гора находилась в пустынях Каменистой Аравии; сюда пришли израильтяне в третий месяц по выходе своем из Египта. Здесь дан был Богом закон, выраженный в 10 заповедях. — В христианскую эпоху на этой горе подвизались многие иноки. В V-м веке весь пустынный Синайский край, несмотря на бедность своей природы, был усеян скитами. Гора Синай в настоящее время называется арабами Джебель-Тур-Сина. Разумеется Антиохия сирийская, стоявшая при р. Оронте, верстах в 10-ти от впадения ее в Средиземное море. Она основана была Селевком Никатором за 300 лет до Р. Хр. Вблизи этого город и подвизался, на Дивной горе, преподобный Симеон Столпник (память его совершается св. Церковью 24 мая). Ювеналий патриаршествовал с 420 г. по 458 г. Страдание святого мученика Иакинфа Император Траян царствовал с 98 г. по 117 г. Каппадокия — малоазийская область. Кончина святого мученика Иакинфа последовала в начале II в. Житие преподобного отца нашего Александра, первоначальника обители неусыпающих Город на севере Месопотамии, на реке Евфрате. Ересь Нестория состояла в утверждении, что Пресвятая Дева Мария родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нее, соединилось предвечно рожденное от Отца Слово Божие; причем это соединение было только нравственным. Ересь Нестория осуждена на Вселенском соборе в Ефесе в 431 году, на котором вопрос о соединении во Христе Иисусе двух естеств был решен следующим образом: «Два естества — божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно». Около 430 года. Страдание святых мучеников Мокия и Марка Названия епархов носили в греко-римской империи правители областей. Подпруга — ремень или тесьма для подтягивания седла. Время кончины святых мучеников Мокия и Марка неизвестно. Память преподобного отца нашего Фомы Малеина Мф.11:30. С точностью неизвестно, где находилась гора Малея, на которой подвизался преподобный Фома и от которой он получил свое прозвище.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

3. Житие Пр. Александра, обители, неусыпающих первоначальника (431 г.). От Древних рукопиесцев Греческих сокращенно. – В «Деяниях Святых» 15 января. стр. 1020. тоже повествование в латинском переводе. Жизнеописатель был один из учеников Препод. Александра, как видно из следующаго. Разсказывая о видении, бывшем Пр. Александру (п. 29.), он замечает, что узнал о сем от него самого. В заключении (п. 54.) объявляет, что описывал то, что сам видел, следуя во всем строгой истине. О некоторых подробностях передает показания Равула (п. 13.), обращенного Пр. Александром к вере и к отшельнической жизни. На конце жизнеописания автор восклицает: «о если бы мы были достойными его учениками!» 4. Житие Преподобныя Марфы, матере св. Симеона Дивногорца (551 г.). Не сказано, откуда. – Тоже сказание на греческом и латинском язык в «Деяниях Святых» 24 мая. стр. 403. Что жизнеописатель был современник, – сие видно как из подробности жизнеописания, так и из того, что описывая (п. 70.), по случаю поминовения Пр. Марфы, чрез год по смерти ее, церковное богослужение, он говорит: «все бывшие при сем воскликнули вместе с нами: Кресту твоему покланяемся....» Из выражения: вместе с нами, можно заключить, что жизнеописатель был из учеников Пр. Симеона Дивногорца. 5. Житие Пр. Афанасия Афонскаго (10 в.). От великия минеи-четьи сокращенно. – Известно на греческом языке пространное жизнеописание Пр. Афанасия (cod. Mosquens. SS. Synodi. CCXXIX. sec. Catalog. Matthi.), но не издано. В рукописях славянских также встречается полное жизнеописание сего Преподобного. Жизнеописатель близок по времени к Пр. Афанасию и пользовался современными сказаниями: ибо в самом начале своего повествования говорит: «Преблаженнаго Афанасия житие, иже во Афоне постившагося, в повесть предлагаю, не от слышания токмо прием сие, но и многих получив иже о оном списаний, иже того ученицы оставиша, яко жребиа некако приятие, и яко сокровище многоценно чтущим и слышащим. Предлагается же о нем слово не похвально, но повестно, за прочитающих пользу множае, нежели за святаго похвалы бываемо.» Повествование весьма обстоятельно, и с указываемыми историческими событиями согласно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин. 28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью. В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых. Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Алтарь храма Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Искусствовед и знаток московской архитектуры Марина Иосифовна Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве». Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над ним находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 метров. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Росписью храма занимался Антонио Клаудо. Стиль его работы характерен для конца XVIII - начала XIX века, его невозможно спутать ни с чем другим. Здесь нет, пожалуй, той строгости и духовной сосредоточенности, которая была присуща иконописцам допетровской Руси и которая встречает нас в храмах построенных до XVIII столетия. Под барабаном храма на парусах расположены весьма любопытные сюжеты: тут и пророк Моисей со скрижалями в окружении своего народа, и апостол Пётр. При возвращении храма верующим была открыта фреска " Вход Господень в Иерусалим " работы того же Клаудо. Она украшает апсиду храма с внутренней стороны. В 1930-х годах она была спрятана за листами фанеры и таким образом сохранилась до наших дней. Клаудо выполнил и большие овальные иконы главного иконостаса. Этот иконостас в советское время был вынесен из церкви и много лет пролежал в запасниках Музея архитектуры им. А. В. Щусева, но в 1994 году его вернули обратно в церковь. Позолоченная алтарная преграда в нём выполнена в форме триумфальной арки. Основной объём храма освящён в честь Вознесения Господня. Южный придел - во имя святителя Мартина, а северный - в честь Грузинской иконы Божией Матери. Крестильня храма находится ниже нынешнего уровня земли. Она расположена в подклете первоначального храма и освящена во имя преподобного Михаила Клопского. В 1999 году в левом предалтарии был также освящён придел в честь преподобного Александра Монаха, первоначальника обители " Неусыпающих " . К сожалению, историческая обстановка сохранилась в храме не полностью и утраты несомненны, слишком они бросаются в глаза в сравнении с тем, что удалось сохранить. Но всё же церковь Мартина Исповедника одна из тех, которым максимально удалось сохранить своё наследие при том, что в советское время она была закрыта и отдана в эксплуатацию светской организации. В храме находится несколько особо чтимых православными святынь. Но для церкви они являются своими, родными, особенными. И конечно, здесь можно поклониться частицам мощей святого Мартина Исповедника.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Москва. Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе. Мартина исповедника, папы Римского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый деревянный храм на этом месте был выстроен в 1492 г. В 1502 г. Василий III стал княжить и, по преданию, это произошло на 14 апреля, в день Мартина, папы Римского, в честь чего и был якобы воздвигнут храм. В 1793 г. в честь посещения Москвы императором Священной Римской империи Иосифа II, по благословению митрополита Платона и на средства городского головы В.Я.Жигарева на месте ветхого храма по по проекту архитектора Р.Р.Казакова был построен новый каменный. Освящение приделов состоялось в 1800 г.: южный придел - Мартиновский, северный - Грузинской иконы Божьей Матери. Главный престол в честь Вознесения Господня освящен только в 1806 г. Храм был закрыт в 1930 г. Летописная традиция связывает основание первого храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III Иоанновича, данным в день памяти Святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 г. В 1709 году в нем был освящен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1792 году по благословению Митрополита Московского Платона началось строительство новой церкви по проекту архитектора Р. Р. Казакова. Новый храм Вознесения Господня с двумя приделами Грузинской иконы Божией Матери и Мартина Исповедника был возведен на средства Московского купца и городского головы Василия Яковлевича Жигарева. В 1800-1801 годах храм был расписан в итальянском стиле итальянским живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились в наше время. После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. 1 сентября 1991 года в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. В 1999 году в левом предалтарии был освящен придел преподобного Александра монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте создан крестильный храм, освященный в честь преподобного Михаила Клопского. В нем был размещен баптистерий.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Пролог. (Феодорит в Боголюб. Ист. гл. 27. Act SS. febr. III.. р. 292). Св. муч. Маврикия и с ним 70 воинов. В числе 70 воинов находился сын Маврикия Фотин; из прочих наименованы Феодор и Филипп. Пострадали при Максимиане в Апамее Сирийской около 305. Чет. Минея. (Act Memaphrasm. apud Surium 18 iul. Act SS. ad 21 febr. III. P. 237). 23 Св. священномученика Поликарпа, епископа Смирнского. Преемник еп. Вукола (6 февр.); пострадал в царствование Антонина в 162 г. апреля 25. Чет. Минея. (Евсевий IV. 15. Христ. Чтение 1821. I. Cotelerii Patres apost. II. p. 195. Mazochii Kal. neapolit. 1. p. 63. III. p. 943. Fabr. VII. p. 47.) Март. P. 26 янв. Мес. В. В службе канон Феофана. Препп. Иоанна, Антиоха, Антонина и Моисея, 3евина, Полихромия, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских. Преп. Иоанн был подражатель житию св. Лимния (22 февр.); преп. Моисей подвизался на горе поблизости от местечка Рамы; Антиох и Антонин сходствовали с ним и одеждою, и стояниями, и молитвословиями. Скончались позже 410 г. Пролог. Феодорит. Боголюб. Ист. гл. 18. (Act. SS. Febr. III. р. 379). Св. Зевин, скончавшийся ранее 423 года, упражнялся непрестанно в молитве, и заслужил у препп. Марона (14 февр.) название отца и наставника. Полихроний, ученик его, во всем подражал своему руководителю, и образовал двух, подобных себе, учеников, Моисея и Дамиана. Подвизались в окрестностях Кира. Пролог. Феодорит. Боголюб. Ист. гл. 21. (Act SS. 23 febr. 377. Fabr. X. 362). Преп. Александра монаха. Первоначальник обители Неусыпающих. Чет. Минея. Вторично 3 июля. 24 Первое и второе обретение Честной Главы св. и славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. В первый раз обретена глава Предтечи двумя иноками, приходившими в Иерусалим на поклонение святым местам, при Константине Великом . От них она перешла к одному гражданину Емесы; преемственно от сего дошла до инока Евстафия, арианина. Гонимый из Емесы, он скрыл главу в земле. Спустя несколько лет она была обретена вторично, 452 г., Маркеллом, настоятелем той обители, в которой некогда жил Евстафий. Из Емесы она перенесена в Константинополь. При иконоборцах, тайно отнесена была в Команы и скрыта в землю. Там, при Михаиле и Феодоре, по восстановлении православия, она в третий раз обретена и опять принесена в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

И это не просто стремление восстановить разрушенное храмовое здание – нет! Это восстановление самой духовно-нравственной сути существования монастыря. В очерке монаха Прокопия далее читаем: «После освящения 110 лет назад храма в честь Преображения Господня на горе Физиабхо, высота которой равнялась одному километру, можно было нашим предшественникам смело отождествлять наши горы с Синаем, Афоном и Иерусалимом, где, как известно, так же венчают горные вершины храмы в честь Преображения Господня. А это уже, как вы понимаете, духовные связи со всем православным миром! Очевидно, по зависти определённых сил, где-то около 1950 года храм Преображения Господня, рассчитанный на 500 человек, был взорван богоборцами. Думается, что строительство храма в честь Преображения Господня на старом месте, явится восстановлением исторической справедливости и даст нашему монастырю право вновь называться форпостом и оплотом Православия на Северном Кавказе». Заглянем же, как жила Свято-Михайловская пустынь в период ее наибольшего расцвета, например, в 1914 году. Обратившись в Ставропольский Государственный архив, находим подробный рапорт Его Преосвященству Преосвященнейшему Михаилу, епископу Александровскому, временно управляющему Ставропольской епархией благочинного монастырей Ставропольской епархии, настоятеля Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни игумена Дорофея . Отец игумен пишет: «Долг имею смиреннейше доложить Вашему Преосвященству, что обозревая 12 Iюhя сего года Свято-Михайло-Афонскую общежительную пустынь, отстоящую от г. Ставрополя 367 верст, от г. Майкопа 45 и от ближайшей станицы Севастопольской 6 верст, учрежденную в 1878 г., нашел: 1) В обители пять храмов: а) деревянный, крытый дранью, теплый, ветхий, во имя Св. Архистратига Михаила, построенный в 1878 г. б) домовой в настоятельском корпусе деревянный, построенный в 1881 г. во имя преподобного Александра, первоначальника обители Неусыпающих. Требует небольшого ремонта. в) каменный, холодный, построенный в 1885 году во имя Успенья Пресвятой Богородицы, при нем каменная же колокольня.

http://bogoslov.ru/article/2982262

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2020-04-18 14:24:50 Владелец: Rachel Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Помогите узнать кто изображен на иконе. Спасибо! Попытки опознаний [ 2020-04-24 14:12:12 ] marinakova : Здравствуйте! Будьте любезны, если не очень трудно, возьмите, пожалуйста, лупу и попробуйте прочитать имена над образами.Видно достаточно хорошо.Только имя св.мч отсвечивает, пожалуйста, напишите его сюда. Если появятся трудности, напишите ещё раз, подскажем. [ 2020-04-28 15:52:34 ] larisskin : здравствуйте, Rachel и marinakova! На кионе чётко видно - преподобный Александр. Скорее всего это александр Свирский. Здесь среди прочих его образов, можно видеть точно такое же его изображение: Читается текст, который открыт в его руках: это слова из псалтири: пою Богу моему, дондеже есмь. В переводе: пою Богу моему, пока существую. Александр Свирский был долгое время в уединённом молении, а считается первоначальником обители Неусыпающих - то есть необрывающегося [ 2020-04-28 16:08:56 ] larisskin : с пасхальным красным яйцом в руке- это св равноапостольная Мария Магдалина. До встречи С Иисусом хрситом, она была великой блудницей, но Иисус Христос изгнал из неё семь бесов и она стала Его верной ученицей. Сопровождала Его до конца до крестной казни и была на погребении. по обычаю полагалось помазание умершего на второй день погребения и Мария Магдалина пришла ко гробу самая первая, не дождавшись рассвета ,и она удивилась когда увидела что камень от пещеры огромный и тяжёлый был отвален а во Гробу тела Иисуса Христа - нет. Она побежала к апостолам чтобы им сообщить об этом, на место немедленно прибежали Пётр и Иоанн. И не зная, почему так вскоре ушли. А Магдалина осталась, скорбя об исчезнувшем теле Господа. И Воскресший Господь явился ей, она была первой, которая видела Господа воскресшим. И стала проповедовать Воскресение Христово. Угощать пасхальными яйцами , неся радость воскресения и Жизни Вечной. По преданию, она принесла императору в подарок красное пасхальное яйцо, пропведуя Господа и Его Воскресение. Таким образом, традиция угощать яйцами восходит к марии Магдалине. по некоторым упоминаяниям, яйцо само покрасилось в крансый цвет в руке Марии Магдалины, когда Тиверий выразил недоверие к чуду всокрсеения Христова. здесь подробно:

http://pravicon.com/unknown-2938

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010