Возведение некоторых кремлевских храмов также связано с именем Софьи Палеолог. Первым из них был собор во имя святого Николая Гостунского, построенный около колокольни Ивана Великого. Прежде там был ордынский двор, где жили ханские наместники, и такое соседство удручало кремлевскую деспину. По преданию, Софье во сне явился сам святой Николай Чудотворец и повелел построить на том месте православный храм. Софья проявила себя как тонкий дипломат: она направила к жене хана посольство с богатыми дарами и, рассказав о явленном ей чудесном видении, просила уступить ей землю в обмен на другую – за пределами Кремля. Согласие было получено, и в 1477 году появился деревянный Никольский собор, позднее замененный каменным и простоявший до 1817 года. (Напомним, что дьяконом этого храма был первопечатник Иван Федоров). Впрочем, историк Иван Забелин считал, что по приказу Софьи Палеолог в Кремле выстроили другую церковь, освященную во имя святых Космы и Дамиана, которая не дожила до наших дней. Предания называют Софью Палеолог основательницей Спасского собора, который, правда, при возведении Теремного дворца в XVII веке был построен заново и стал тогда же называться Верхоспасским – из-за своего расположения. Другое предание гласит, что Софьей Палеолог был привезен в Москву храмовый образ Нерукотворного Спаса этого собора. В XIX веке художник Сорокин писал с него образ Господа для храма Христа Спасителя. Этот образ чудом сохранился до наших дней и теперь находится в нижнем (стилобатном) Преображенском храме как его главная святыня. Известно, что Софья Палеолог действительно привезла образ Спаса Нерукотворного, которым благословил ее отец. В кремлевском соборе Спаса на Бору хранился оклад с этого образа, а на аналое лежала икона Всемилостивого Спаса, тоже привезенная Софьей. С храмом Спаса на Бору, который тогда был соборным храмом кремлевской Спасской обители, и деспиной связана еще одна история, благодаря которой в Москве появился Новоспасский монастырь. После свадьбы великий князь все еще жил в деревянных хоромах, то и дело горевших в частых московских пожарах. Однажды самой Софье пришлось спасаться от огня, и она наконец попросила мужа построить каменный дворец. Государь решил сделать жене приятное и исполнил ее просьбу. Так собор Спаса на Бору вместе с обителью оказался стеснен новыми дворцовыми постройками. И в 1490 году Иван III перенес обитель на берег Москвы-реки в пяти верстах от Кремля. С тех пор монастырь стал именоваться Новоспасским, а собор Спаса на Бору остался обычной приходской церковью. Из-за постройки дворца долго не восстанавливалась кремлевская церковь Рождества Богородицы на Сенях, тоже пострадавшая от пожара. Лишь когда дворец был готов окончательно (а это случилось только при Василии III), у него появился второй этаж, и в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин поднял Рождественский храм на новый уровень, отчего он и сейчас виден с Моховой улицы.

http://pravoslavie.ru/791.html

Впрочем, уже в конце XIII века наблюдается оживление храмоздательства в тех областях, где происходит политическая и гражданская консолидация. Усиление новых княжеств делало необходимым строительство новых кафедральных соборов, одним из которых стал Спасо-Преображенский собор в Твери (1285–1290). Во второй четверти XIV века бурное строительство началось в Москве, где были построены Успенский собор (1326–1327), храм Спаса-на-Бору (1330), Архангельский собор (1333) и колокольня Иоанна Лествичника (1329). В 1367 году, когда был выстроен первый Московский Кремль, все эти постройки оказались внутри Кремля. Ни одна из них не сохранилась до настоящего времени; на их месте впоследствии были построены новые одноименные храмы. Среди наиболее значительных храмов периода последней четверти XIV и первой половины XV века – Успенские соборы в Коломне (1380) и Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (ок. 1420) и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422–1423). Последняя четверть XV и начало XVI века ознаменовались строительством пяти выдающихся памятников русской архитектуры на территории Московского Кремля – нового Успенского (1475–1479), Благовещенского (1489) и Архангельского соборов (1505–1508), церкви Ризоположения (1484–1486) и храма-колокольни Святого Иоанна Лествичника (1505–1508), известной под названием «колокольни Ивана Великого». В совокупности они составили единый храмовый комплекс, призванный подчеркнуть роль Москвы как нового церковного центра Руси. Главными архитекторами трех кремлевских соборов были итальянцы: Аристотель Фиораванти из Болоньи строил Успенский собор, венецианец Алевиз Новый – Архангельский собор, а Бону Фрязину поручили строительство колокольни Ивана Великого. За образец московского Успенского собора был взят Успенский собор во Владимире, однако Фиораванти не стал слепо копировать образец: он опирался на традиции русско-византийского зодчества, но использовал приемы западноевропейского строительного искусства. В итоге на соборной площади Кремля был выстроен собор правильной формы, пропорции которого строго геометричны. Своды собора покоятся на шести столпах – двух квадратных (они отделяют алтарь от остального пространства храма) и четырех круглых, колоннообразных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однако верующим храм был передан не сразу, какое-то время была идея открыть здесь культурный центр с концертным залом. В 1990 г. по многочисленным просьбам москвичей храм вернули Русской Православной Церкви, группы добровольцев начали его восстанавливать. 23 сентября 1990 г. был совершен чин малого освящения храма «Большое Вознесение», положивший начало ежедневным богослужениям. 20 мая 1999 г., в праздник Вознесения Господня, чин великого освящения храма совершил Патриарх Алексий II. В 2002-2004 гг. на обнаруженном фундаменте колокольни, снесенной в 1937 г., была построена новая 61-метровая колокольня. Ее проект разработал архитектор-реставратор О.И. Журин на основе неосуществленного проекта Ф.М. Шестакова. Также в 2000-е гг. были отреставрированы фасады храма. В 2012 г. были проведены работы по устройству пандуса и лестницы со стороны улицы Малая Никитская, укреплена кирпичная кладка сводов и стен трапезной, а также 7 столбов ограды. В 2015 г. Правительство Москвы провело благоустройство Большой и Малой Никитских улиц. Ансамбль Высоко-Петровского монастыря расположен по адресу: улица Петровка, д. 28. Является объектом культурного наследия федерального значения. В состав ансамбля входят 12 строений. В 2016-2018 гг. проводились работы по реставрации 4 из них: 1) Колокольня с надвратной церковью, 1690 г., которая является одной из архитектурных доминант улицы Петровка. В 2016-2017 гг. проведена реставрация фасадов, архитектурно-лепного декора, покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров, межъярусных лестниц. Отремонтирована глава (проведена промывка позолоченных поверхностей). Укреплена кирпичная кладка стен, сводов, проездной арки и стилобата. Выполнено устройство системы водостока. Отреставрированы белокаменный цоколь и кровля. Выполнено устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием водометов и пинаклей, а также устройство отмостков, оконных и дверных заполнений, витражного блока, белокаменных и деревянных полов 2) Церковь Петра Митрополита, 1505 г., 1690 г. — один из старейших храмов Москвы, построенный на территории Высоко-Петровского монастыря по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового).

http://patriarchia.ru/db/text/5306734.ht...

Одной из основных ее тем было прославление великокняжеской и царской власти через образы святых русских князей. Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского, и др. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их " воображаемые " портреты. Эта " портретная " галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного. Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – " Архангел Михаил в деяниях " , созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. Ещё в 12 веке на месте нынешнего Архангельского собора стояла деревянная церковь Михаила Архангела. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Даниловичем Калитой (1283-1240/41) в 1333 году в память избавления от " морового поветрия " (чумы). В этом же храме Иван Калита впоследствии и был погребён. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей московских Великих князей и царей, при Петре Алексеевиче I (1672-1725) он уступил это право государственному некрополю Петропавловского собора в Петербурге. Первоначальный Архангельский собор, расписанный в 1399 году Ф. Греком, был " по ветхости " разобран в 1505 году для строительства нового храма. Возводить новый Архангельский собор было поручено приехавшему в Москву Алевизу Новому, или Фрязину. Алевиз прибыл в Москву через Крым в 1504 году из Венеции.

http://sobory.ru/article/?object=03385

При Петре I в подворье селились иностранные послы и даже шведские пленники. Сам первый российский император навещал в Софийском доме своего сподвижника архиепископа Феодосия Яновского. В XVIII веке большую часть прихожан составляли синодальные певчие из соседней Певческой слободы – единственной в Китай-городе. В 1730-х годах церковь Илии Пророка получает новое завершение с изящной барочной главкой на барабане. В 1771 году в Москве свирепствовала чума, унесшая жизни многих прихожан Ильинской церкви, в том числе и священника с семьей. Служить стало некому, и храм закрыли до окончания морового поветрия. После пожара 1812 года восстановительными работами в Новгородском подворье занимался архитектор О.И. Бове. Немалый вклад в возрождение церкви Илии Пророка внес купец Илья Якимов. В 1864 году церковь и колокольня были встроены в комплекс Теплых торговых рядов, возведенных архитектором А.С. Никитиным. При этом, кроме храма Илии Пророка, на бывшем Новгородском подворье не осталось ни одного каменного строения. Церковь подверглась реконструкции: фасады получили обработку середины XIX века, окна апсид были расширены, а в западной стене пробили два оконных проема. Подклет храма стали использовать для торговых нужд. После Октябрьской революции храм Илии Пророка закрыли. В 1923 году были сняты кресты и разобран верхний ярус четырехъярусной колокольни. С 1930-х годов здание церкви занимал транспортный отдел Метростроя, а потом – Государственный комитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Многие москвичи еще помнят, что в 1980-х годах в нижнем этаже храма размещались фотоателье и лавка фотосувениров. В Теплых торговых рядах в советское время были коммунальные квартиры. В 1995 году богослужения в церкви возобновились. Через два года храм едва не снесли из-за реконструкции Теплых торговых рядов. В 1999 году начались реставрационные работы. Только в наше время этот памятник архитектуры был исследован экспертами. Вот какие выводы сделал архитектор-реставратор Л.Б. Арутюнян, долгое время занимавшийся изучением храма Илии Пророка в Теплых рядах: «Ильинский храм 1519–1520 годов являлся характернейшим представителем группы бесстолпных храмов с ярко выраженными ренессансными чертами. Временем своего строительства он замыкает одну важную группу памятников. Храм Илии Пророка можно было бы условно назвать «двенадцатой постройкой Алевиза Фрязина». Но в широком понимании он замыкает эпоху 1510-х годов».

http://sobory.ru/article/?object=04374

Интересно происхождение названия Кутафья башня. По одной из версий, этим именем строение было названо из-за своей формы - в далекие времена на Руси кутафьей называли полных, неуклюжих и неповоротливых женщин. По другой версии, в старину слово «кут» означало угол и укрытие, что также могло послужить присвоению имени этому оборонительному сооружению. Троицкая башня, построенная в конце XV века по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина, расположена в середине северо-западной стены Московского Кремля, напротив Александровского сада. Одновременно с ее строительством был сооружен и Троицкий мост через реку Неглинку, позже заключенную в трубу под землей. Это одна из самых красивых башен и самая большая - ее высота вместе со звездой составляет 80,8 метров. За свою историю башня называлась Богоявленской, Ризоположенской и Знаменской (по имени кремлевских соборов), затем Каретной - по имени Каретного двора, и лишь в 1658 году приобрела свое современное название. Назначение ее также менялось: В XVI – XVII веках в ее основании размещалась тюрьма, в XIX веке – архив императорского двора, а в настоящее время здесь базируется президентский оркестр. В конце XVII века, когда надстраивали многие кремлевские башни, Троицкую украсили шатром с белокаменным убранством. Герб России первоначально был установлен лишь на Спасской башне Кремля, позже самые высокие башни - Никольская, Боровицкая и Троицкая, также были украшены Двуглавыми орлами. В Советское время на вершинах этих четырех башен, а также на Водовзводной вместо Двуглавых орлов установили рубиновые звезды. Несмотря на то, что вес каждой из них около тонны, на ветру они поворачиваются благодаря специальным подшипникам. В 2015 году Троицкая башня была отреставрирована: выполнены работы по консервации белокаменных украшений, укреплению стен и шатра, очистке звезды, установленной в 1937 году, и замене поворотного механизма и ламп. Комендантская башня, построенная под руководством итальянского архитектора Алевиза Фрязина. В нижней своей части строение не имело бойниц и окон и поэтому башня называлась Глухой, затем ее переименовали в Колымажную по названию Колымажного двора, находившегося недалеко от нее.

http://sobory.ru/article/?object=20540

В Колымажном дворе Кремля хранились царские повозки – колымаги и кареты, здесь также размещалась царская конюшня. Колымажный двор был упразднен в 1830 году. В XIX веке на территории Потешного двора в Кремле поселился комендант, после чего башня, расположенная недалеко от его дома, была названа Комендантской. В 1918 году было совершено покушение на Ленина, в связи с чем задержали эсерку Фанни Каплан. Павел Мальков, служивший в то время комендантом Кремля, в своих записках признался, что без суда и следствия расстрелял подозреваемую. И вот уже столетие не утихает слух о том, что ночью по башне бродит женщина с пистолетом в образе Фанни Каплан. Комендантская башня по своей форме напоминает следующую - Оружейную, но ее высота составляет 41,25 метра, что значительно больше последней. Оружейная башня расположена на небольшой возвышенности между Комендантской и Боровицкой башей у северо-западной стены Кремля. Ее строительство в 1491 году начал Пьетро Антонио Солари, но в 1493 году архитектор умер и работы остановились. Недостроенное сооружение находилось на берегу реки Неглинки и постепенно эта место стало превращаться в заболоченную пойму, что грозило размыванию грунта Боровицкого холма и подходов к Московскому Кремлю. Итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Алоизо да Карезано) продолжил работы – под его руководством были проведены гидротехнические работы по осушению и укреплению почвы и завершено строительство. Построенная башня была названа Конюшенной, поскольку через ее ворота, можно было проехать на царский Конюшенный двор. На территории Кремля, недалеко от Конюшенной башни, находились мастерские по изготовлению драгоценной утвари, украшений и оружия, а в начале XVI века здесь возведено здание Оружейного приказа, где хранилось оружие. Современное здание Оружейной палаты построено в 1851 году по проекту Константина Тона, с этого времени Конюшенную башню стали называть Оружейной. В настоящее время Оружейная палата входит в состав Музея заповедника «Московский Кремль» и представляет посетителям более 4000 уникальных экспонатов, среди которых – драгоценные изделия, созданные в кремлевских мастерских, подарки иностранных государств, предметы, хранившиеся в Царской казне и патриаршей ризнице.

http://sobory.ru/article/?object=20540

Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории... Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда - вполне московский курорт. Елена Лебедева 10/08/2004 Код для вставки статьи на сайт/в блог Посмотреть, как это будет выглядеть в браузере Елена Лебедева Новодевичий монастырь Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин - по образу кремлевского Успенского собора.  версия для печати Также в этом разделе:

http://pravoslavie.ru/jurnal/04081011465...

Великая Александровская слобода, стоявшая на половине пути между Переславлем-Залесским и Троице-Сергиевым монастырём, известна с XIII столетия. Во второй половине XIV века в пяти верстах от неё появилась Новая Александровская слобода (за прежней после этого закрепилось название Старая Слобода), впервые упомянутая в завещании Дмитрия Донского от 1389 года. В 1504 году великий князь Московский Иоанн III завещал её своему сыну Василию, двумя годами позже занявшему великокняжеский стол. Богомольный Василий часто бывал " у Троицы " , а по дороге заезжал и в Александровскую слободу, где он, заядлый охотник, любил развлечься охотничьими забавами. Но не только охотой увлекался этот князь - он, подобно своему отцу, при котором на Русь приехали несколько выдающихся итальянских зодчих и буквально преобразился Московский Кремль, был великим строителем; поэтому не вызывает удивления тот факт, что именно при нём в Александровской слободе вырос величественный Покровский храм, возведённый в камне. Логично предположить, что в 1508 году Василий III " перебросил " одного из освободившихся итальянских зодчих, работавших тогда в Москве, в Александровскую слободу, где требовалось построить загородный терем и новый каменный храм. Но кто же это был - Алевиз Фрязин (Старый) или Алевиз Новый? Так, историк С.В. Заграевский делает выбор в пользу последнего. Прежде всего потому, что Алевиз Фрязин, судя по всему, " специализировался " на фортификации и гражданском строительстве и до 1519 года занимался исключительно Московским Кремлём. Алевиз же Новый искусно проектировал и храмы (Архангельский собор, храм Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре), и гражданские постройки (дворец в Бахчисарае). Более того, ансамблевость его архитектурного мышления очевидна, это вообще одна из особенностей дарования Алевиза Нового. А в Александровской слободе речь как раз шла об архитекурном ансамбле. На протяжении 175 лет Троицкий собор имел посвящение в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда состоялось переосвящение храма, в точности неизвестно; это событие могло призойти на временном промежутке с 1687 по 1727 год.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Великий князь и первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584) создал сильное централизованное государство, расширил границы московской Руси во много раз. Организовал книгопечатание, аптекарский приказ, дома призрения (приюты для бедных и обездоленных). Разделил светскую и военную власти (земство и опричнина). Создал регулярную армию (стрельцы). Благословил казака Ермака Тимофеевича на освоение и покорение Сибири, без которой сейчас (достаточно назвать «Газпром») мы бы жили намного беднее. Он поддержал казачество (до этого казаки считались беглыми разбойниками) как военную силу, охраняющую Россию на юго-восточных рубежах. Русский царь и первый российский император Петр I (1672–1725) начал преобразование России в сильную военную, морскую, промышленную и научную державу. Императрица Екатерина II (1729–1796) расширяла границы России и укрепляла авторитет России в мире. Внедрила в государственную политику принципы веротерпимости или свободы совести. Разрешила строительство мечетей в Казанской губернии. Важно отметить, что почти все мечети, возведенные в XVIII­–XIX веках, были построены по проектам российских (в том числе и русских православных) архитекторов. Среди них: Сенная мечеть – архитектор А.К. Ломан, мечеть Марджани – архитектор В.И. Кафтырев, Апанаевская (северный пристрой) – архитектор П.И. Романов, Галеевская мечеть (южный пристрой) – архитектор П.И. Романов, Иске-Таш (перестройка) – архитектор А.К. Шмидт, Бурнаевская – архитекторы П.И. Романов и Ф. Н. Малиновский , Первая Пороховая – архитектор Артамонов (об этом см. Эти факты свидетельствует о глубоких корнях дружбы народов и веротерпимости в среднем Поволжье. Культурное взаимообогащение народов – это естественное и частое, а не редкое явление. Например, стены и башни Московского кремля, существующие и теперь, были возведены в конце XV века итальянскими архитекторами (Марк Фрязин, П. Солари, Алевиз Фрязин Миланец, Антон Фрязин). В начале XVI века итальянский архитектор Алевиз Фрязин возвел Архангельский собор (об этом см. «Кремль московский» в БСЭ

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010