Церковь Святого Владимира в Старых Садех (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. Расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. Содержание История [ править править код ] В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли. Церковь находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря. «Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV–XV вв. стали разводить сады. Сад, высаженный возле летней резиденции великих князей, простирался от нынешней улицы Покровки до устья реки Яузы. Рядом, у церкви Трех Святителей, находилось летнее местопребывание московского митрополита. В духовной грамоте 1417 года великого князя Московского Василия I (годы правления 1389–1425), старшего сына Дмитрия Донского, среди московских сел упомянут «Новый двор за городом у святого Владимира». Однако этого двора у церкви еще нет в духовных грамотах князя Василия I в 1406–1407 гг. Таким образом, возведение первой церкви можно отнести ко времени между 1407 и 1417 годами. По всей вероятности церковь тогда была деревянной. При великом князе Василии Ивановиче III (годы правления 1505–1533) на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) строится новый каменный. Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи за 1514 г., «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…» Владимирская церковь, 1882 год

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святог...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве. М. А. м. на Остоженке Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. М. А. м. на Остоженке первоначально был основан как общежительная обитель митр. всея Руси свт. Алексием в районе совр. Зачатьевского пер. и подчинялся кремлевскому Чудову в честь Чуда архангела Михаила монастырю . Весной 1514 г. в М. А. м. была заложена одна из 11 каменных церквей Алевиза Фрязина (Старого): «...церковь Алексей Человек Божей в девичи монастыри за Черторьею» (ПСРЛ. Т. 8. С. 254-255). Сопоставление каменного храма с трапезной, открытого во время раскопок 2002-2008 гг. под рук. Л. А. Беляева и Н. А. Кренке, исследователями не проводилось, найденный храм датирован 1-й третью - 2 пол. XVI в. По мнению Беляева, в период между 1551 и 1571 гг. М. А. м. мог располагать 2 участками: на Остоженке, с правой стороны от Черторыя, и в Чертолье, на левом берегу того же ручья и его оврага. Вероятно, после пожара, связанного с нашествием Девлет-Гирея в 1571 г., сестры оставили обитель на Остоженке и перешли на 2-й участок, в Чертолье. В 1584-1585 гг. царь Феодор Иоаннович и царица Ирина основали на старом месте Алексеевской обители Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь . В писцовых книгах Тверского у. 1539-1540 гг. упоминаются деревни и село, принадлежащие М. А. м. в Чертолье ( Калачов, ред. 1877. Ч. 1 Отд. 2. С. 273, 278). Следующее по времени упоминание мон-ря в Чертолье имеется в списке поповских старост 1551 г. ( Боголюбский. 1894. 9. С. 474). М. А. м. в Чертолье История переноса М. А. м. в Чертолье изложена в жалованной грамоте 1623 г. царя Михаила Феодоровича . В Чертолье мон-рь уже располагал земельными владениями и городской слободой поблизости от его стен. Грамота 1623 г. упоминает вотчину, пожалованную вел. кн. Иоанном IV Васильевичем Грозным ( Смирнов. 1884. С. 14). Первое упоминание о монастырской слободе в Чертолье имеется в росписи опричных и земских земель 1565 г. (РИБ. Т. 2. С. 257: «...опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря и Алексеевского монастыря слободы»). Местоположение слободы определяется по описанию, сделанному после пожара 1629 г.: она занимала вытянутый поперек Москвы-реки участок к северо-востоку от монастыря (Красный архив. 1940. 4(101). С. 205; Баталов, Беляев. 2010. С. 121). М. А. м. владел слободой до 1649 г., когда все слободы были отобраны в ведение казны (ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 128-129).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех передан Церкви Москва, 15 февраля 2018 г.      В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города от 2 ноября 2017 года 37008 в собственность Русской Православной Церкви передан объект культурного наследия федерального значения «Церковь Владимира в старых садах, 1689 г.», расположенный по адресу: Старосадский пер., д. 11, стр. 2, сообщает Московская городская епархия . Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех — одна из древнейших московских святынь, известная с начала XV века. Впервые церковь «Святого Владимира» (вероятно, деревянная) упоминается в духовной грамоте великого князя Василия I Дмитриевича (сына благоверного князя Димитрия Донского) в 1417 году. В 1514-1516 годах итальянский архитектор Алевиз Фрязин построил в загородном имении великого князя Василия III Ивановича каменный храм. Нынешнее здание храма относится к 1670-1680 годам и, возможно, является результатом сознательного обращения к формам существовавшего ранее алевизовского храма. В годы гонений в храме служили прославленные в лике святых священномученики Владимир Амбарцумов и Александр Покровский. В 1932 году был арестован последний из служивших в храме священников — протоиерей Евгений Климентовский, и храм был закрыт. Главный престол освящен в честь равноапостольного князя Владимира, боковые приделы — в честь благоверных князей Бориса и Глеба и мучеников Кирика и Иулитты. В 1990 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, и с 1991 года в храме совершаются богослужения. 28 июля 1992 года Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение главного престола и возглавил в храме Божественную литургию. С 1991 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы. При храме существует общеобразовательная православная школа. Сайт храма: www.s-kn-vladimir-ch.ru По материалам Финансово-хозяйственного управления 15 февраля 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/110756.html

Архитектор Алевиз Новый Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, возможное полное имя Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна; вторая половина XV века — первая треть XVI века (1531 год?)) — итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор в Москве, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской слободы, Посольского портала Бахчисарайского дворца и др. Список храмов, которые построил Алевиз Новый (или с его участием) Владимирская область Успенский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Александровский район, Александров Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1508 и 1513 г. Москва Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: Алевиз Новый (?) Год постройки: Между 1514 и 1516. 1660-1680; 1689 Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Мещанский Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1514 и 1519. перестроена в 1747-50 гг Архитектурный стиль: Барокко Высокопетровский монастырь. Собор Петра, митрополита Московского Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый (1514-1517), Б.П. Дедушенко (1979-1990 реставрация) Год постройки: Между 1517 и 1519 Кремль. Собор Михаила Архангела Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый, реставрации Ильин В. (Запокровский В.И.),: Рязанец С.Г., Зубов Ф.Е, Никитин Г. (Кинешемцев Г.Н., Савин С.С., Ушаков С.Ф., Любимова Е.В., Хамцов А.И. Год постройки: Между 1505 и 1508. реставрации в 1652-66, 1970-х годах Кремль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1508 и 1509 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Ваганькове (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Арбат Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1514 и 1516 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/architect/aleviznovyiy

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕВИЗ НОВЫЙ итал. мастер, работавший в России в XVI в.; один из четырех «старших мастеров» (наряду с Аристотелем Фиораванти , П. А. Солери и Петроком Малым ). Прозвание Новый получил для отличия от своего соотечественника архит. Алевиза Фрязина (Старого) . А. Н. приехал в Россию в 1504 г. во главе артели итал. мастеров вместе с посольством Д. Ралева и М. Карачарова. Рекомендательная грамота крымского хана Менгли-Гирея, для к-рого в Бахчисарае А. Н. построил т. н. Железные врата (1503), аттестовала его Иоанну III как «велми доброго мастера». В Москве А. Н. поручили строительство княжеского Архангельского собора в Кремле. Архитектура возведенного А. Н. храма (1505-1508) вобрала в себя характерные особенности раннего периода венецианского Возрождения и традиц. элементы древнерус. зодчества. А. Н. выстроил в Москве также ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1508). Личность А. Н. отождествляется с венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти да Монтаньяной. В одном из частных собраний Вероны обнаружен архитектурный набросок, принадлежащий да Монтаньяне. На нем изображен храм, конструктивное решение и декорация к-рого обладают сходством с образным строем Архангельского собора. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 53; Т. 8. С. 249; Т. 13. С. 10; Т. 23. С. 198. Лит.: Власюк А. О работе зодчего Алевиза Нового в Бахчисарае и в Московском Кремле//Архитектурное наследие. М., 1958. Т. 10; Земцов С. М. Алевиз Новый//Зодчие Москвы. М., 1981. Кн. 1; Подъяпольский С. С. О деятельности Алевиза Нового в России//ДРИ. М., 1993. [Вып.]: Проблемы и атрибуции; он же. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора//ДРИ. М., 1975. [Вып.]: Зарубежные связи; он же. Итальянские строительные мастера в России в кон. XV - нач. XVI в. по данным письменных источников: Опыт составления словаря//Реставрация и архитектурная археология. М., 1991. Вып. 1. Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/64042.html

В его таперешнем облике вызывают вопросы убогошикарный " теремок " над крыльцом и парадная лестница из каких-то железобетонных свай. Интересны сами по себе собор Петра Митрополита и храм Боголюбской иконы Божией Матери. Долгое время считалось, что Петровский собор Алевиза Фрязина не сохранился, но в 1979 году реставратор Б.П. Дедушенко убедительно доказал, что он лишь скрыт под слоем переделок нарышкинской эпохи. А вот Боголюбская церковь служила усыпальницей многим представителям рода Нарышкиных. И строилась-то она над могилами убитых в 1682 году стрельцами Ивана и Афанасия Нарышкиных. В панораме города и улицы Петровки Высоко-Петровский монастырь выделяется силуэтом прежде всего своей ажурной красно-белой колокольней, также выстроенной в " нарышкинском стиле " . Снова стоит обратиться к истории монастыря. После секуляризации церковных земель 1764 года Высоко-Петровский монастырь, приписанный ко второму классу, распростился со своими угодьями (лишь 50 десятин оставили ему). Внутренняя его жизнь в это время тоже не блистала. По штату ему полагалось 16 насельников, на деле их было ещё меньше. Да и те чернецы, что имелись, не всегда соответствовали своему званию: документальные источники того времени свидетельствуют о случаях пьянства и воровства среди братии. Немногим лучше обстояло дело и в XIX веке. Обитель долго не могла оправиться после бесчинств, учинённых французами в 1812 году (здесь квартировали наполеоновские кавалеристы, и в Боголюбском храме они например, свежевали туши скота, а у монастырской стены расстреливали москвичей, обвинённых - справедливо, нет ли, кого это интересовало? - в поджогах). Во второй половине XIX века монахи с трудом выдерживали соблазны столичной жизни. Так, в 1870-е годы здешние насельники чуть не сжили со свету прп. Гавриила (Зырянова), имевшего несчастье вызвать их зависть своей благовейной жизнью. О. Гавриилу пришлось покинуть Высоко-Петровский монастырь. Краткий расцвет духовной жизни в монастыре пришёлся уже на послереволюционные годы, когда монашеская община, пополнившаяся пришельцами из знаменитой Зосимовской пустыни, разорённой в 1923 году, существовала подпольно (в 1918 году все жилые здания у монастыря отобрали, но храмы ещё оставались " в пользовании " верующих, их реквизировали постепенно, завершив процесс к 1929 году). Это интереснейшая страница в церковной истории Москвы. Интереснейшая и - скорбная, поскольку общину с примерной жестокостью разгромили в 1935 году, а едва ли не все её члены подверглись репрессиям " вплоть до высшей меры наказания " .

http://sobory.ru/article/?object=03404

Вторая линия споров – имя архитектора Вознесенского храма. Одни называют его «неизвестным», но, несомненно, русским мастером. Другие – и их большинство – считают его архитектором итальянского зодчего Петрока Малого, что построил в те же 1530-е годы крепостную стену Китай-города в Москве и дворец Василия III в Коломенском. А раньше коломенский храм Вознесения ошибочно приписывали Алевизу Новому, построившему Архангельский собор в Кремле. Архитектурные элементы и техника Вознесенского храма указывают на знакомство его автора с итальянской архитектурой. Ведь в то время еще продолжались «великие стройки» итальянцев в Москве, где их прозвали «Фрязиными»: не привыкнув к русским морозам, они жаловались на своем языке: «Фре! фре!» – «холодно». Петроку Малому, несмотря на его шедевры, не повезло в России. От «великого мятежа и безгосударствия», начавшегося после смерти Елены Глинской в 1538 году, он бежал в Ливонию, его отправили в Дерпт на суд местного епископа, который решил выдать беглеца московскому князю. Какая судьба его постигла в дальнейшем – неизвестно. Ведь он знал многие тайны московских крепостей, которые русские государи разглашать не хотели. Для понимания символико-архитектурного феномена Вознесенской церкви Коломенского следует обратиться к канонам градостроительной модели средневековой Москвы, осмыслявшей себя «Третьим Римом», и единственной наследницей Византии, и богоизбранной державой, призванной сохранить Православную Церковь, и центром мирового Православия. Средневековая Москва воспроизводила в своем градостроительстве символы главных христианских цивилизаций – Иерусалима, Константинополя, Рима, преемницей которых ощущала себя, и образ Града Божия из Откровения Иоанна Богослова. Москва осмысленно устраивалась как архитектурно-градостроительная икона Града Божия – Небесного Иерусалима – и уподоблялась во образ Святой Земли, связанной с земной жизнью Господа Иисуса Христа. В этой градостроительной модели «Третьего Рима» великокняжескому Коломенскому отводилась особая роль – символизировать иерусалимскую Елеонскую гору, на которой совершилось Вознесение Господне.

http://pravoslavie.ru/523.html

Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 45-46. Монастырь, первоначально посвящённый апостолам Петру и Павлу, был основан на этом месте в последние годы жизни свт. Петра (1326), митрополита Киевского и всея Руси. Сделав своим местопребыванием Москву, он любил уединяться для молитвы на лесистом берегу Неглинной. Шло время. Деревянная обитель не раз горела и вновь отстраивалась. В начале XVI века, после очередного пожара, она получила первый каменный храм - собор во имя святителя Петра Митрополита. Возвёл его, как говорят, Алевиз Фрязин Новый. Тогда-то монастырь и поименовали официально Высоко-Петровским, хотя название " Петропавловский " было в ходу до начала XVIII века. До самых последних лет XVII столетия Высоко-Петровский монастырь не относился к числу наиболее благоустроенных и обеспеченных московских и подмосковных обителей, хотя имел статус ставропигиального и управлялся архимандритами. Но в 1672 году Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, произвела на свет сына Петра, и её отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, на радостях подарил свой московский двор, вплотную примыкавший к Петровскому монастырю, венценосному зятю. А зять, в свою очередь, передал его монахам. В 1690-е годы на разросшейся монастырской территории началось активное строительство: были возведены храмы Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Сергия с трапезной, Святые ворота с надвратным храмом и колокольней, а также длинный корпус, занявший юго-западную сторону участка. Тогда же, благодаря щедрости юного Петра, обитель приобрела немало земельных угодий за пределами Москвы. В Москве нет больше ансамбля, где в таком объёме сохранились бы жилые здания с галереями и гульбищами. К примеру, Нарышкинские палаты, возведённые в 1690-е годы, долгое время оставались самым длинным зданием в городе, исполнение которых завораживает до сих пор. Храм Сергия Радонежского выстроили в монастыре в память о том, что именно в Троице-Сергиевой Лавре, под молитвенным покровом преподобного Сергия, спасся в 1689 году царь Пётр от очередного стрелецкого бунта.

http://sobory.ru/article/?object=03404

Изящное здание было почти квадратным в плане, вытянутым в высоту и необыкновенно стройным; второй и третий ярусы были украшены капителями, а большие окна фасада здания обрамлялись пышными наличниками (подобными можно сейчас любоваться на Преображенской церкви Новодевичьего монастыря). Однако, самое необыкновенное было наверху здания – здесь неведомый нам гениальный мастер в нижнем ярусе двухъярусного завершения поместил шестигранные окна, великолепной и необычной для архитектуры Москвы формы, а верхний заполнил ребристыми раковинами, столь полюбившимися русским мастерам после фрязина Алевиза Нового, построившего Архангельский собор в Кремле за полтора века до того. Такие же раковины зодчий поместил и в основание вытянутых шеек всех пяти куполов, украшенных рельефными звездами. Интерьер церкви был подстать ее внешнему виду. Украшением его был резной величественный иконостас, похожий более на произведение ювелирного искусства. Достопримечательностью храма, от которой он и получил свое название, был высокий, в три аршина высотой (более двух метров) деревянный крест, устроенный теми же братьями Филатьевыми, в котором были заключены 120 частиц мощей различных святых. Рядом с церковью стояла колокольня, выстроенная одновременно с ней, но увенчанная псевдоготическим завершением после пожара 1812 г. Разрушили это чудо русской архитектуры под предлогом, что церковь своим крыльцом выходит далеко на тротуар и мешает движению. Сначала в августе 1933 г. сломали крыльцо, а потом принялись и за саму церковь, и через некоторое время на ее месте была лишь безобразная груда кирпича. http://www.рпонк.рф/article/eid711.php Николая, святителя, Большой Крест церковь Церковь Николы «Большой крест» на Ильинке, может быть, являлась самым ярким памятником московского посада – гимном русскому купечеству. Огромная высота храма объяснялась не только демонстрацией амбиций храмоздателей, богатейших архангельских купцов Филатьевых, явившихся в Москву в конце XVII века, но и функциональными соображениями – его подклет служил складом товаров.

http://sobory.ru/article/?object=21188

Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье. В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010