Москва. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1514 году сын Ивана Грозного, Василий III, являвшийся в то время московским государем, издал указ о постройке в Москве одиннадцати каменных церквей. Одной из них стала церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм, которая строилась в 1514-1519 годах под руководством известного зодчего из Италии Алевизо Фрязина. Известную славу церковь приобрела в начале XVII века, когда являлась приходским храмом для семьи князя Пожарского. Когда весной 1611 года произошло восстание жителей Москвы против польских солдат, князь Дмитрий Пожарский построил рядом с церковью укреплённый острожек для защиты ополченцев от поляков. Во время восстания в боях князь был ранен и скрывался в Троице-Сергиевой Лавре. В это время поляки разграбили и подожгли храм. А после того, как этих чужеземцев из Москвы прогнали, Пожарский выделил средства на восстановление церкви. После ремонта в неё была помещена Казанская икона Божией Матери, спасительница Москвы от поляков. Спустя некоторое время, в 1612 году, она была перенесена на Красную площадь, в построенный там Казанский собор. Из известных святынь в Введенском храме находился список Казанской иконы, в украшенной жемчугами золочёной ризе, подаренный церкви князем Пожарским. Одна из его дочерей собственноручно расшила образ Спасителя с изображениями на нём святителей Петра и Алексея, который тоже был передан храму. Так же, из чувства благодарности, князь Пожарский поместил в церковь Введения Пресвятой Богородицы принадлежавший ему образ Знамения. Себе же оставил список с него, который поместил на каменном столпе возле своего дома, стоящего неподалёку от церкви. Позже этот столп с иконой включили в усадебную ограду. Икону со столпа сняли и передали во Введенскую церковь уже после революции. До того момента, пока храм не снесли, она там и хранилась. В середине XVIII века архитектор Постников в процессе перестройки внёс значительные изменения в архитектурный облик церкви. К оставленным без изменения части стен и алтарным апсидам были выстроены заново восьмерик с трапезной и колокольня. В это же время церковь приросла приделами Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы (в память о похороненной в этой церкви первой жене князя Пожарского Прасковьи Варфоломеевны). Новые постройки возводились в стиле барокко. Будущий знаменитый митрополит, в то время ещё архиепископ Платон, лично провёл обряд освящения нового храма. В 1751 году Стоглавый собор поделил Москву на семь церковных сороков, и Введенская церковь была назначена для ведения духовных дел одного из них, Сретенского сорока.

http://sobory.ru/article/?object=37018

Москва. Церковь Илии Пророка (Благовещения Пресвятой Богородицы) на Воронцовом Поле. Карта и ближайшие объекты Церковь Илии Пророка была построена в 1702 году, слившись воедино со старой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в 1514 году. В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая трапезная в стиле ампир. В трапезной были устроены приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма. Храм представлял собой очень сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание постройки 1702 г.; двухшатровая церковь-притвор, постройки 1654 г.; обширная трапезная постройки 1839 г. и колокольня 1745 г. Такой редкий пирог. Но в 1928 году церковь закрывают. И уже через два года передают под Музей Восточных культур, заменив православное на восточное. И после этого начинается «окультуривание» храма. В 1935 году ломают колокольню. Ломают шатровые завершения храмов. Сейчас это помещение представляет жалкое подобие когда-то красивого храма. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в настоящее время действует домовый храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма, по адресу Москва, улица Воронцово Поле, 16с7. В настоящее время ведутся работы по возвращению главного здания храма. http://iliya-hram.ru/about.html В 1514 г. по распоряжению Василия III архитектор Алевиз Фрязин построил здесь церковь Благовещения. Предполагают, что церковь построена с связи с тем, что Василий III летом жил во дворце в великокняжеских садах. Церковь называлась " что под Сосенками " . С 1629 г. рядом с ней (к северу) была небольшая церковь во имя Илии Пророка. В 1654 г. церковь Илии заменил небольшой каменный двухшатровый храм. Два миниатюрных шатрика были поставлены на четрехскатной кровле четверика, перекрытого лотковым сводом. В 1702 г. на средства прихожан князей Ивана Петровича и Матвея Петровича Гагариных на месте Благовещенского храма Алевиза был поставлен новый крупный пятиглавый храм. Двусветный бесстолпный четверик его завершал декоративный ряд закомар. В 1745 г. по линии улицы была возведена трехярусная каменная колокольня с тремя проездными арками внизу. К востоку от нее стояли здания богаделен.

http://sobory.ru/article/?object=03734

Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение храма в честь святителя Московского Петра в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы 6 сентября 2014 г. 18:04 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь . В этом году в рамках торжеств в честь Дня города Москвы в столице впервые проходит городской праздник «День святителя Петра — Москва Петровская», посвященный памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, основателя Высоко-Петровского монастыря. Также в этом году исполняется 500 лет со времени возведения древнейшей из сохранившихся церквей Высоко-Петровской обители — храма в честь святителя Московского Петра, построенного в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным. В последние годы в храме шли ремонтно-реставрационные работы. В связи с завершением работ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в монастырском храме в честь преподобного Сергия Радонежского. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского монастыря; духовенство г. Москвы. Богослужение посетили полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы  С.А. Попов , статс-секретарь, заместитель министра регионального развития РФ С.В. Иванова, руководитель Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы В.В. Черников, заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы А.П. Абрам.

http://patriarchia.ru/db/text/3728275.ht...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Новодевичий Смоленский иконы Пречистой Богородицы женский монастырь Россия, г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (м. «Спортивная»). Новодевичий монастырь основан великим князем Василием III в память о возвращении Смоленска в состав Русского государства. Монастырь, основанный в 1524 году в урочище Лужники, получил наименование «Пречистая Одигитрии Нового девичьего», или Новодевичьего, – в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV b. Название обители так же производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены (Девочкиной). Древнейшая постройка монастыря – собор в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенный в 1524–1525 годах знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным. Роспись стен храма относится к 1526–1538 годам, сводов – ко времени царствования Бориса Годунова. В XVII–XVIII bb. фрески собора неоднократно обновлялись. Великолепный пятиярусный иконостас устроен в 1683–1685 годы мастерами Оружейной палаты по повелению царевны Софьи Алексеевны. В храме пребывает чтимая Смоленская икона Божией Матери – точный список с чудотворного образа, выполненный в 1456 году, и Иверская икона Божией Матери – один из списков, доставленных в Россию со Святой Горы Афон в XVII b. Успенская трапезная церковь обители (1685–1687 гг.) является в настоящее время кафедральным храмом митрополитов Крутицких и Коломенских. Над главным входом в обитель возвышается церковь Преображения Господня, построенная в 1683–1685 годы в стиле московского барокко. Над южными воротами – Покровская церковь (1683–1688 гг.), в архитектурном облике которой ощущается влияние южнорусского зодчества. К юго-западу от Смоленского собора располагается старая трапезная с палатами Ирины Годуновой и церковью во имя святого Амвросия Медиоланского . Этот храм был закрыт последним из церквей Ново девичьего монастыря: еще в 1928 году он действовал. Главная вертикаль архитектурного ансамбля монастыря – колокольня высотой 72 м (1690 г.). В старину Новодевичий монастырь был местом пребывания многих инокинь знатного происхождения. В 1598 году в обители поселилась вдова царя Федора Иоанновича царица Ирина, принявшая монашество. 21 января 1598 года московский люд во главе с Патриархом Иовом умолил находящегося в монастыре брата Ирины, Бориса Годунова, принять бразды правления Русским государством. В разное время в обители пребывали: инокиня Сусанна (в миру – царевна Софья Алексеевна, сестра Петра I), первая супруга царя-преобразователя Евдокия Лопухина. Монахинями монастыря были, как правило, женщины из высших слоев знати.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Алексеевский женский монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Алексеевский монастырь был первым женским монастырем Москвы и оттого назывался стародевичьим – по старшинству над остальными московскими женскими обителями. 16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря. Содержание История [ править править код ] История древнейшей в Москве женской обители – Алексеевского девичьего монастыря – восходит к XIV веку. Предание связывает основание монастыря с именем московского святителя Алексия, заботившегося об утверждении общежительных монастырей и по благословению которого на Руси были основаны многие обители. Алексеевская обитель была устроена около 1360 года по просьбе родных сестёр святителя, Евпраксии и Иулиании, в честь святого Алексия, человека Божия, чьё имя воспринял в монашеском постриге сам митрополит. Для постройки монастыря было выбрано уединённое место близ села Семчинского. Здесь, в пойме Москвы-реки, находились обширные луга и покосы, на которых стояли многочисленные стога сена, отчего вся местность получила название Остожье. В монастыре был возведён храм во имя святого Алексия, человека Божия, а также соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны. В основание обители был положен общежительный устав. Существует предание, согласно которому первой настоятельницей обители стала одна из сестёр святителя – Иулиания. По летописным же сведениям, первой игуменией Алексеевского монастыря была другая Иулиания, родом из Ярославля, «дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30 и игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи и многим девицам учительница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду, и положена подле церковь» [Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 442.]. В 1451 году монастырь вместе с Москвой подвергается нашествию татар и разорению. В 1514 году по повелению великого князя Василия Иоанновича итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил на месте сгоревшей деревянной церкви каменный храм во имя Алексия, человека Божия. Но «большой московский пожар» 1547 года не пощадил и его: «И бысть буря велика, и потече огонь, яко же молния и пожар силен, и промче во един час за Неглинною огнь и до Всполья за Неглинною и Чертолья погоре до Семчинского сельца...» [Полное собрание русских летописей. Т. 34. М., 1978. С. 182.]

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

Алексиевский монастырь в Москве На том самом месте, где ныне сооружается огромнейший и величественнейший храм во имя Христа Спасителя, до 1837 года стояла изображенная здесь монастырская церковь Преображения Господня с приделом во имя Св. Алексия Божия человека. Древнейшая сия в Москве иноческая обитель, переставленная уже на третье место, сначала основана была около 1360 года, на Остожье, или Стоженце, (1) что ныне Остоженка в Земляном городе, Святителем Алексием, Митрополитом Киевским и всея России, согласно с желанием родных его сестр, Евпраксии и Иулиании; для общежития они собрали туда около девяноста стариц. Троицкая летопись признает Иулианию, Игуменью новоустроеннаго монастыря, первою «начальницей общежитию женскому.» (2) По соборной церкви, монастырь этот назывался Зачатейским, по основателю и престолу в честь Св. Алексия – Алексиевским, по старшинству своему над прочими девичьими монастырями на Москва – Старым Девичьим. (3) Из жалованной грамоты Царя Михаила Феодоровича, 1623 года, узнаем, что при Царе Иоанне IV этот монастырь известен был под именем Алексиевского потому, что в нем находилась церковь в честь Св. Алексия Божия человека. Под тем же именем он еще встречается в летописях 1473 года, когда Игуменья его, по приказанию Великого Князя Uoahha III , призвана была для облачения в новые ризы мощей супруги Великого Князя Симеона, Марии, в иночестве Феотинии, найденных в притворе церкви Спаса на Бору. (4.) В 1486 году, Князь Михаил Верейский, по духовной грамоте своей, отказал «к Олексею святому в монастырь деревню Нижнее.» (5) На 154 году своего существования монастырь этот сгорел. После того, он переведен из Земляного города в Белый, на Чертолье или Черторье, а на прежнем месте, как полагать надобно, осталась малая обитель, известная еще в XVI веке под именем Зачатейской и устроенная Царем Феодором Иоанновичем, по обещании Царицы Ирины Феодоровны. Под 1514 годом летопись упоминает о сооружении каменной церкви Фрязиным Алевизом в девичьем монастыре «Алексий Божий человек за Чертольею.» (6) Следственно на том самом месте, где ныне Зачатейский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Высоко-Петровский монастырь: «красный цветок» и другие красоты Сообщество «Архнадзор» провело экскурсию по Высоко-Петровскому монастырю 15 сентября, 2014 Сообщество «Архнадзор» провело экскурсию по Высоко-Петровскому монастырю Мы продолжаем нашу прогулку с Рустамом Рахматуллиным и рассматриваем внутреннее убранство Высоко-Петровского монастыря. Читать о начале экскурсии: Мысленно уберите вот это, добавьте то и представьте, какой здесь был вид в XVII веке! Высоко-Петровский монастырь: «красный цветок» святителя Петра По преданию, монастырь был основан в 1315 году – так что на следующий год можно, пожалуй, праздновать юбилей. Однако первоначальные – деревянные – постройки здесь не сохранились. 6 сентября – в осенний день памяти святителя Петра — юбилей праздновали другой: полтысячелетия исполнилось древнейшему из здешних храмов, сохранившихся до наших дней. Парадоксально, но долгое время храм святого Петра-митрополита принимали за образец нарышкинского барокко. Исследователей смутила запись 1690 года, когда церковь переосвящали. Впрочем, перед тем переосвящением она подверглась и определённой переделке: в храме растесали окна. (Сейчас они заложены до прежнего размера. Одно, для примера, заложили наполовину). А внешнюю часть стен расписали барочными «петухами» — следы этой красочной росписи сейчас просвечивают сквозь охру по обе стороны медальона. Только недавно, внимательно исследовав археологические слои, исследователи сопоставили древний храм с летописной записью 1514 года о строительстве Василием III одиннадцати церквей. Возведение всех их было поручено Алевизу Фрязину – итальянскому архитектору, в то время параллельно занятому на строительстве сооружений Московского Кремля. Алевизов в Кремле было двое – «Новый» и «Старый». Мнения разделились, но сейчас бóльшая часть исследователей склоняется к тому, что Петровский храм монастыря строил «старый» итальянец – Алоизио де Карезано, создатель Большого Дворца и кремлёвской Троицкой башни. О том, где находятся остальные «десять церквей Алевиза», археологам ещё только предстоит узнать. Сейчас их подозрения пали также на недавно открытую подземную часть церкви святой Варвары на Варварке.

http://pravmir.ru/vyisoko-petrovskiy-mon...

Высоко-Петровский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных. Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился. Содержание История [ править править код ] Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко». Высоко-Петровский монастырь, старые фото Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Высоко-Петровс...

Церковь св. Антипы Пергамского на Колымажном дворе На тихой Волхонке рядом с музеем притаилась скромная древняя церковь Антипы Мученика. Ее судьба оказалась связана с трагическими и славными страницами летописи русской истории. Веками москвичи возносили в ней молитвы, и, наконец, традиция, возобновилась. Неизвестно, почему в старой Москве и именно на этом месте церковь была освящена во имя св. Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Его пастырское служение пришлось на времена страшного императора Нерона, требовавшего неуклонного жертвоприношения языческим идолам, а ослушников ожидала казнь или ссылка. Сам св. Иоанн Богослов был тогда сослан на остров Патмос в Эгейском море. Проповедь святого Антипы удерживала его паству от поклонения «отечественным богам», в чем обвиняли его языческие жрецы. Они предали подвижника мученической смерти, бросив в раскаленную печь, но огонь не тронул тело мученика – по преданию, непрестанно молившийся святой словно уснул. Христиане захоронили его в Пергаме, и у гробницы начались исцеления. Особенно св. Антипа славится исцелениями при зубной боли. Причина посвящения церкви на Волхонке осталась тайной истории. Другой загадкой стало время ее возведения. Безоговорочно, она датируется 1530-ми годами, но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил сам Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Иногда считают, что он построил здесь другой храм, во имя св. митрополита Петра, а на его месте позднее построили (или перестроили) новую Антипьевскую церковь. Третьей загадкой оказалось имя храмоздателей. Единогласно ученые признают, что в устроении храма участвовала семья Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны, и иногда робко называют имя главного, знаменитого представителя этой фамилии - Григория Лукьяновича Бельского, более известного как Малюта Скуратов. Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, еще с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесен из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, - от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.

http://pravoslavie.ru/319.html

Церковь св. великомученицы Варвары Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина - именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску. А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской. Варвара, святая мученица III - IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году. Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля. На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной. Церковь св. великомученицы Варвары на Варварке Фото из книги Н.А. Найденова " Москва. Соборы, монастыри и церкви " . 1882-83гг. А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

http://pravoslavie.ru/75.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010