Новый Успенский собор (1475-1479) был усыпальницей русских Митрополитов и Патриархов. Здесь, у гробницы Митрополита Петра в 1589 году был возведен в сан «Патриарха Московского и всея Руси и северных стран» Митрополит Московский Иов (1589-1605). Здесь в 1547 году Иоанн IV впервые получил царский титул. В 1505 году древний Архангельский собор времени Иоанна I (Калиты) стал тесен и уже не соответствовал значению усыпальницы Московских князей. Он был разобран, и на его месте в 1508 году по повелению великого князя Иоанна III был построен новый собор венецианским зодчим Алевизом Новым в традициях русской архитектуры и с декоративным убранством фасадов в духе итальянского Ренессанса. В Архангельский собор поклониться праху своих предков приходили русские князья и цари при вступлении на престол и при отправлении на ратный подвиг. Колокольня «Иван Великий» была построена в 1505-1508 годах итальянским зодчим Боном Фрязиным. При царе Борисе Годунове (1598-1605), задумавшим создать в Кремле грандиозный храмовый комплекс наподобие Иерусалимского, в 1600 году столп колокольни был надстроен третьим ярусом и увенчан главой, став самым высоким сооружением на Руси того времени, выражающим высоту духовного горения русского народа. Ансамбль кремлевских колоколен, где были собраны колокола бывших столиц русских земель и княжеств, стал символом объединенной Руси. Большая роль в жизни государства и храмостроительстве второй половины XVII века принадлежит Патриарху Никону (1652-1666). По инициативе и на средства Патриарха Никона было построено несколько монастырей: Иверский на Валдае (1653-1657), Крестный на острове Кий в Онежском озере (1660-е годы) и Воскресенский Новоиерусалимский на Истре (1656-1685). Ново-Иерусалимский монастырь был задуман Патриархом Никоном как единый центр всего Православного Царства – Новый Иерусалим, а Воскресенский собор как повторение храма Гроба Господня в Иерусалиме. В XVIII веке самобытное развитие культуры Древней Руси было прервано преобразованиями Петра 1 (1682-1725) в жизни государства и Церкви, нанесшими сокрушительный удар по древним традициям Московской Руси, в т.ч. упразднение Патриаршества и вся совокупность петровских реформ, превративших Православное царство в секулярную империю, подражающую Западу. В архитектуре преобладает следование меняющимся западноевропейским стилям, забвение национальной архитектурной традиции.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/07/...

Западный портал. Нач. XVI в. Западный портал. Нач. XVI в. Облик галерей Б. с. связан с новым этапом деятельности на Руси итал. мастеров - с приездом Алевиза Фрязина (или Старого), а затем Алевиза Нового в Москву. К 1508 г., когда было завершено строительство великокняжеского дворца и созданы росписи папертей Б. с., вместо характерных среднерус. перспективных порталов с килевидным очертанием архивольтов на сев. и зап. фасадах были установлены новые порталы, характерные по композиции и орнаментации для эпохи Кватроченто. Видимо, тогда же изменили форму пилонов, поддерживающих арки галереи, к-рые получили итальянизирующую трактовку (филенка, декорирующая плоскость прямоугольного столпа, фланкирована полуколонками), и импостов в пятах сводов (повторяющийся мотив капители). Первоначальный портал 1484-1489 гг. сохранился на юж. фасаде и был восстановлен по найденным фрагментам в 1949 г. Здесь же сохранились и первоначальные карнизы в пятах свода. Особую сложность представляет реконструкция юж. крыльца и юж. галереи, а также датировка их декорации. Итальянизирующая резьба портала юж. крыльца, фриза и окна с двойной аркой на стене паперти значительно отличается не только по рисунку, но и по раскраске (зеленый фон) от многочисленной резной декорации кремлевских построек, к-рая достоверно датируется рубежом XV-XVI вв. На этом основании делался вывод о возможности ее датировки сер. XVI в. (С. С. Подъяпольский). Существует и противоположная т. зр., согласно к-рой эти декоративные детали относятся к кон. XV в. и установлены здесь в XVIII в., возможно после разборки вост. паперти и строений Казенного двора (И. Я. Качалова). Приделы собора 1484-1489 гг. Согласно общему мнению, древнейший придел Б. с. был посвящен свт. Василию Великому, архиеп. Кесарийскому, небесному покровителю вел. кн. Василия Димитриевича. О размещении его в соборе XIV в. и 1416 г. точных сведений нет. В новом соборе он был освящен 20 авг. 1489 г. По росписи дьяконника, к-рую датируют временем обновления собора после пожара 1547 г., полагают, что придел свт. Василия Кесарийского размещался в нем (А. И. Успенский, Качалова). Летопись сообщает, что в этом приделе в 1533 г. повелел «тайно служити» смертельно больной вел. кн. Василий III. Качалова предполагает, что приделы могли существовать и на хорах собора. Перестройки и реставрации собора

http://pravenc.ru/text/149295.html

28 июля (10 августа) 1472 года по приказу московского князя Гребневская икона была торжественно, с крестным ходом перенесена из Кремля в новоустроенную церковь на Лубянке, - отсюда и явился августовский праздник. Здесь же на Лубянке обосновались переселенцы из покоренного Новгорода. Вероятно, они и дали имя местности Лубянка, назвав ее в честь родной новгородской улицы Лубяница. Эти переселенцы, знатные состоятельные «житьи люди», были своеобразными заложниками великого московского князя – чтобы их соотечественники в Новгороде не подняли мятеж против его власти. Вторая версия гласит, что Иван III создал только деревянный храм Успения, а каменный храм построил его сын Василий III. Оттого архитектором Гребневской церкви предположительно называют Алевиза Фрязина – любимого придворного зодчего Василия III, построившего кремлевский Архангельский собор. Третья версия сложней. Ее приверженцы считают, что Гребневский храм был выстроен сразу каменным при Василии III, приблизительно в 1514-1520 годах, и намеренно во имя чудотворной Гребневской иконы, ради ее перенесения из Кремля. А в честь Новгородского похода Ивана III была устроена другая местная церковь во имя св. архидиакона Евпла. Она тоже не сохранилась до наших дней. Наконец, четвертая версия полагает устроителем Гребневского храма самого Иоанна Грозного. Якобы он после возвращения из собственного Новгородского похода своим коштом построил каменный храм на месте дедовского деревянного, и будто бы именно он перенес сюда Гребневскую икону из Кремля. Связь с Грозным вполне понятна: в его времена на Лубянке появилась стрелецкая слобода. А сам царь очень чтил Гребневский храм. Известно, что он подарил в него резную надпрестольную сень о девяти шатрах. К тому же в 1585 году в этом храме был освящен придел во имя св. Дмитрия Солунского - в благодарность за рождение царевича Дмитрия. Придел венчала шатровая колокольня, которую считали древнейшей из сохранившихся в дореволюционной Москве. Вопреки традиции она стояла не с запада, а с юга-востока, над алтарем Дмитриевского придела. По преданию, ее завершал крест старинной формы, которая была упразднена на Стоглавом соборе 1551 года – в начале правления Ивана Грозного. Придел действительно был необычен, он даже имел собственный… приход, но после 1812 года не возобновлялся до революции. Второй придел во имя св. Иоанна Нового Белградского был освящен в 1635 году по именинам другого царевича – Ивана Михайловича, сына царя Михаила Федоровича. В основном своем виде каменный храм сохранился с XVI века - это была одна из самых древних церквей в советской Москве. По словам историка С.Романюка, она «как приезжий провинциал остановилась в самом центре, изумленно вглядываясь в суету большого города». На особой мраморной доске перечислялись вклады в церковь царственных особ, начиная с основателя Ивана III.

http://pravoslavie.ru/346.html

·  10. Благовещенский собор. Здание собора постройки 1397 г. было в 1482 году разобрано до цоколя, и на старом подклете выстроен новый пятиглавый храм, освященный 9 августа 1489 года. В 1564 году были надстроены четыре верхних придела с их главками, и пристроена вторая южная паперть. Три верхние придела: 1) Архангела Гавриила, 2) Собора Пресвятой Богородицы, 3) Входа в Иерусалим, сохранили древние иконостасы. Четвертый, св. Георгия, был переустроен в 1822 году и получил новое наименование Александра Невского. В 1837 году в первой южной паперти устроен придел Николая Чудотворца. 11. Зачатия Св. Анны, что в Углу. Зарядье, Кривой переулок. Упоминается уже под 1493 годом. Сложена из белого камня. Обновления были в 1547 и 1752 годах. Придел Екатерины Мученицы построен царем Алексеем Михайловичем в 1658 году. Другой придел Мученика Мины более древнего времени. Колокольня середины XVIII века. 12. Рождества Богородицы, в Рождественском монастыре. Построена неизвестно когда. Придел Сошествия Св. Духа пристроен в 1814 году, придел Димитрия Ростовского – в 1820 г. 13. Чуда Архистратига Михаила, на дворе Чудова монастыря. Старый храм был разобран в 1501 году: воздвигнутый на его месте новый освящен в 1503 году. В 1913 году 13 мая освящена новоустроенная в подклете церковь Патриарха Ермогена. Колокольня построена в 1779 году. ·  14. Николая Чудотворца, что в Мясниках. Мясницкая, 35. Древнейшая часть, Никольский придел, построена неизвестно когда. В 1705 году с юга пристроен обширный храм Сошествия Св. Духа и выстроена отдельно стоящая колокольня. В 1883 году с северной стороны пристроен придел Апостола Матфея. / 15. Архангельский собор. Выстроен в 1505–1508 годах на месте разобранного старого храма, стоявшего с 1333 года. Зодчим был фрязин Алевиз Новый. Контрфорсы с южной стороны устроены в 1772 году, северное крыльцо и югозападная палатка – в начале XIX века. – Над западным входом придел Покрова Пресвятой Богородицы. К юговосточному углу собора пристроен придел Зачатия Предтечи, к северовосточному – Мученика Уара.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

В 1484 году сии Фрязины заложили каменную палату за Благовещенским собором, а в 1487 и 91 годах построили палату велику на площади, вероятно, нынешнюю Грановитую, которая заменила древний терем, прежде там стоявший. Вскоре потом, вместо старого деревянного двора, заложен был ими каменный. 849 Но пожар, в 1493 году, Июля 28, опустошивший весь Кремник, остановил работы. В это время сгорели и деревянные хоромы на Ярославичевом дворе за Архангельским собором, поставленные на время для житья Великого Князя, так что он до постройки нового дворца переехал в крестьянские дворы на Яузу при церкви Св. Николы в Подкопаеве. 850 Через шесть лет после этого гибельного пожара, Иоанн III велел заложить Миланцу Алевизу на старом дворе у Благовещенья палаты каменные кирпичные, а под ними погреба и ледники, с коробовыми сводами, кои доныне остались; от Краснаго крыльца до Благовещенского собора они составляют четыре отделения с простенками и дверями. 851 В сии палаты перешел жить весною 1508 года Вел. Кн. Василий Иоаннович. Сперва он, потом жена его Елена Глинская и сын его Иоанн IV распространили и украсили каменный двор, сблизив его пристройками с палатою на площади. Из росписи о свадьбе Вел. Кн. Василия Иоанновича 852 отчасти нам открываются здания, составлявшие дворец; она упоминает Середнюю палату с каменными сенями и с Столовою избою, Западную палату, в которую вели двери из сеней, Постельное и Красное крыльца, или задние и передние переходы, Постельную избу у первых, хоромы Великой Княгини у Рождества Богородицы с задним крыльцом и решетками, у Спаса на дворце Сенник и малый погреб, Набережную палату, Чердаки. 853 Но все сии здание сделались жертвою пожара в 1547 году, Июня 21: «сгорели Благовещенье златоверхое, палаты каменныя, златом украшенныя, избы деревянныя, всякая казна и в погребах все выгорело». 854 Бывший в Москве 1553 г. первый Английский путешественник Кл. Адам так описывает нам дворец Иоаннов, возобновленный после пожара: «дворец квадратным, низменный, не имеет блеска и убранства наших палат; окна в нем узкие со стеклами; по всем стенам лавки для сиденья».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В 1968 году каменный фрагмент с таким же орнаментом нашли при раскопках у Грановитой палаты. Принадлежал этот кусок Золотой палате, возведенной около 1500 года. В конце XV – середине XVI веков в Москве работал ряд итальянских зодчих, в том числе Пьетро Антонио Солари (Грановитая палата и шесть кремлевских башен), Алевиз Новый (Архангельский собор), Бон Фрязин (колокольня Ивана Великого). Вполне вероятно, что найденный пилястр связан с одним из больших проектов времен княжения Ивана III или его преемника Василия III. Раскопки в самом центре города очень интересны и неимоверно сложны, поскольку против археологов работают и время, и заказчик. Спешка невозможна, но тянуть тоже нельзя: необходимо либо разбирать и вывозить, либо на месте консервировать найденное. Консервация и музеефикация – отдельная труднейшая проблема. В 2012 году, до того, как появился нынешний проект парка «Зарядье», на выставке «Архмосква» судьба Зарядья обсуждалась специалистами. Владимир Дукельский, один из участников диспута, констатировал: «Мы профессионалы, мы можем восхищаться: «Ах, как здесь красиво провалились камушки», но для нормального человека все эти камушки — мусор, за редчайшим исключением». Увы, это – чистая правда. Так что хорошо, если в парке удастся сохранить кусочек старой Великой улицы – просто, чтобы показать, «как это было». Остальные находки наверняка отправятся в музеи. Главное – пусть дадут еще поработать. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 24 июня, 2021 30 апреля, 2021 18 февраля, 2021 1 октября, 2020 10 сентября, 2020 9 сентября, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/po-shirokoy-mostovoy/

В советское время в Варваринской церкви был склад; позже ее передали под конторские учреждения. В 1980 г. в ней помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1991 г. она снова передана Русской православной церкви. Церковь Варвары Великомученицы была построена в Москве в 1514 году зодчим Алевизом Фрязиным недалеко от Кремля. Заказ на строительство церкви поступил от состоятельных купцов-сурожан - так в старину называли город Судак. В летописи говорится, что церковь возвели " за торгом, против Панского двора " . Что такое Панский двор – точно не известно, возможно, в этом месте жили поляки, или, как гласит другая, менее достоверная версия, проживали просто богатые люди. В церкви находился чудотворный образ Варвары Великомученицы, которую начали почитать во времена Ивана Грозного. Спустя некоторое время церковь Варвары Великомученицы приобрела большую популярность в Москве. По имени церкви стали называть улицу, на которой она располагалась, а также угловую башню Китай-города. Как выглядела древняя церковь святой Варвары – можно представить по сохранившимся старинным генеральным планам. Здание было квадратным в плане, с четырех сторон выступали полукружия. Ее можно было сравнить с церковью Петра Митрополита, расположенной в Высокопетровском монастыре. Варвара Великомученица, как и Параскева Пятница в Москве считались покровительницами торговли. Наверное именно поэтому церковь поставили в центре московского торгового посада, в месте, где с незапамятных времен селились купцы и ремесленники, где кипела бойкая торговля всевозможными товарами. В 30-х годах 18 века церковь пострадала от пожара, но была полностью возобновлена императрицей Анной Иоанновной, после чего храм заново освятили. Церковь часто становилась свидетельницей важных событий, вошедших в историю. Неподалеку от церкви Варвары Великомученицы находились Варварские ворота, и в 1771 году у башни этих ворот вспыхнул знаменитый Чумной бунт. Это место известно еще и тем, что на площади перед церковью располагался водозаборный фонтан, из которого водовозы развозили воду для нужд москвичей.

http://sobory.ru/article/?object=02850

Вознесенский монастырь часто страдал от пожаров, поэтому к середине XV века собор так и не был достроен. В 1467 г. княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II приказала разобрать недостроенный собор до основания, а на его месте начать возводить новый. Поручено это дело было известному мастеру Василию Ермолину, который сохранил древнее здание, лишь переложив обгоревшие своды и покрыв стены новым кирпичом. В 1518 г. великий князь Василий III приказал своему архитектору Алевизу Фрязину заменить старый собор новым. При Федоре Иоанновиче Вознесенский собор вновь строили заново, как точную копию Архангельского собора — усыпальницы царей. В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз обновлялся — при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле Вознесенский собор пострадал незначительно. В 1730-х гг. в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы " Всех скорбящих Радость " . Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 г. перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 г. К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 г. по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 г.

http://sobory.ru/article/?object=21397

Добрынины в 1687 году выстроили на свои средства каменный Воскресенский храм в Кадашах, получивший прозвище «большой московской свечи». А когда часть кадашевцев приписали к храму Николы в Толмачах, те же Добрынины, уже в 1697 году, выстроили и каменный Никольский храм на месте деревянного. Только по желанию храмоздателя Лонгина Кондратьевича главный престол новоустроенного храма освятили во имя Сошествия Святого Духа, а во имя святителя Николая – придел, вероятно, чтобы благочестиво соблюсти иерархию праздников. И еще у каменного храма появилась интересная архитектурная деталь: его закомары украшены точно такими же декоративными раковинами с жемчужинами, как у Архангельского собора в Кремле, построенного итальянцем Алевизом Фрязиным. Видимо, замосквореченцам очень понравилось это наследие фряжского мастера. XVIII век был для Никольского храма знаменательным и трудным. Январской ночью 1765 года его дочиста ограбили. Тогда прихожане – а в их числе были чиновники Оружейной палаты и военного ведомства – снабдили храм всем необходимым для богослужения на первое время. Розыск же установил некоего Ивана Ильина, содержателя воровского притона, чьи постояльцы обокрали церковь, однако вернуть ничего из похищенного не удалось, и пришлось обустраивать храм заново. Но на протяжении всей своей истории храм в Толмачах был храним невидимой силой. Всего через 4 года после этого происшествия вдова богатого фабриканта Екатерина Лазаревна Демидова, кстати, прихожанка храма Воскресения в Кадашах, пожелала устроить в Никольской церкви придел во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали». Однако в то время существовал запрет освящать престолы во имя икон Богоматери, а тем, кто хотел воздвигнуть храм в честь Царицы Небесной, следовало посвящать его главным Богородичным праздникам. Демидова выбрала праздник Покрова, но в иконостасе новоустроенного Покровского придела на самом почетном месте – в местном чине слева от царских врат – с тех пор была установлена икона «Утоли моя печали», в ознаменование первоначального желания храмоздательницы устроить такой придел. Уже в 1770 году Покровский придел был освящен, и это сочли добрым предзнаменованием: на следующий год в Москве грянула эпидемия чумы, и в устроении именно Покровского придела узрели «Всеблагий Промысл… приготовить для братии ободрение, укрепление и утешение под сенью честнаго омофора Царицы Небесной». При этом сам храм вновь остался нищим: чума выкосила его приход и порушила состоятельность уцелевших прихожан. Когда в 1774 году начал строиться грандиозный Воспитательный дом на Москворецкой набережной, Опекунский совет просил Консисторию поставить кружки для сбора пожертвований на него в тех московских храмах, где может быть собрано «вящее подаяние». Никольская церковь в сей список не попала. Кстати, при Екатерине II, ужесточившей меры против преступников, настоятель Никольского храма отец Иоанн был назначен «увещателем» колодников, так что благосостоянию храма это тоже не содействовало.

http://pravoslavie.ru/2753.html

Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца. В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове. В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые пострадали за христианскую веру в 320 году. В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=02249

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010