В 1992 г. сохранившийся деревянный храм во имя преподобных Дионисия и Амфилохия был открыт как приходской (с. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.), к нач. 2006 г. приписан к Димитриеву Прилуцкому мон-рю. В дни больших праздников братия обители совершает в храме богослужения. Справа от царских врат хранится икона XIX в. с гробницы преподобных Макария, Тарасия и Феодосия. Сохранилось неск. икон деисусного чина из Покровского собора Г. м. (1-й четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), житийная икона преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (XVII в.; ВГИАХМЗ), икона «Благоразумный разбойник» (XVII в.; ВГИАХМЗ), двусторонняя икона «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» (сер. XVIII в.; ЦМиАР). Из б-ки мон-ря сохранились рукописные синодик (XVII в.; ВГИАХМЗ. 2139), Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.; ВГИАХМЗ. 1841), сб. «Устав монастырский» (XVII в.; ВГИАХМЗ. 4357). Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14880, 14733, 14737, 14881; ГАВО. Ф. 343. 3; Ф. 496. Оп. 1. Д. 1488, 18634, 19354; ГАВО. Ф. 523. Оп. 1. Д. 1, 35, 41, 55, 58, 102, 125, 203; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139; 7296, 7297, 10632, 26954/2, 29443/161. Ист.: Опись книгам, в степенных мон-рях находившимся, составленная в XVII в.//ЧОИДР. 1848. 6. С. 43-44; ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Там же. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 123-124; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 1. 30, 34, 52; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Черлёного Заболоцкий Григорий Петрович; † после 1556), еп. Смоленский и Брянский. Был 2-м сыном дмитровского боярского сына Петра Федоровича Тонкого Черлёного Заболоцкого, представителем младшей ветви старомосковского боярского рода, известного со 2-й пол. XIV в. В источниках впервые упоминается ок. 1504 г., когда вместе со старшим братом Иваном был отмечен как владелец с. Нового и деревень Починки, Ильково и Лаптево в Дмитровском у. (ДДГ. 94. С. 376). Г. Заболоцкий принял постриг с именем Гурий в Иосифовом волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре (Рязанский еп. Леонид называет Г. среди пострижеников Иосифова мон-ря в челобитной царю Феодору Иоанновичу - АИ. Т. 1. С. 411. 216). Выбор обители мог быть обусловлен тем, что в 1-й трети XVI в. неск. ближайших родственников Г. служили при дворе дмитровского кн. Юрия Ивановича, во владениях к-рого располагались вотчины Иосифова волоколамского мон-ря. Возможно, ок. 1526-1528 гг. Г. стал настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , сменив в этой должности архим. Герасима (Замыцкого) . В кон. 20-х гг. XVI в. Г. стал игуменом Мефодиева Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . Во время его настоятельства, 6 февр. 1539 г., обитель получила от вел. князя ружную грамоту. 16 марта 1539 г. Г. был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского, хиротонию возглавил митр. Иоасаф (Скрипицын) . (Митр. Иоасаф, незадолго до этого - 6 февр. того же года - возведенный на митрополичий престол после низложения митр. Даниила, в марте заместил сразу 3 вакантные епископские кафедры: Ростовскую, Суздальскую и Смоленскую.) 16 марта 1542 г. Г. участвовал в Соборе по избранию и поставлению в митрополита Московского и всея Руси свт. Макария . 19 марта 1542 г. на переговорах с литов. послами в Москве рус. сторона подняла вопрос о праве Г. на дань с церковных сел на территории Литовского великого княжества - под Оршей, к-рыми владели Смоленские епископы. Рус. дипломаты отметили, что оршанский наместник кн. В. Ю. Толочинский-Друцкий писал Г. о том, что, «которые села Пречистые Смоленские в королеве стороне, а доход с них идет владыке, и владыка бы на те села крепостей доискался да прислал к нему, а велел дани брати с тех сел». По-видимому, Г. предоставил акты на церковные села под Оршей, и во время переговоров московские бояре просили литов. послов, чтобы кор. Сигизмунд I «велел с тех сел доходы давати владыке по старине». Литов. сторона ушла от ответа, заявив, что не имеет по данному вопросу указаний от короля (СбРИО. 1887. Т. 59. 9. С. 164). Со спорами о доходах Смоленского архиерея связано изготовление в XVI в. списков учредительной грамоты Смоленской епископии (2-я четв.- сер. XII в.).

http://pravenc.ru/text/168386.html

Москов.), VIII, Отд. 1, 2 (летопись м-ря Густынского); 1869 г , II, Отд. 2, 42 в примеч. (Иоасаф Горленко в 1725 г. надел здесь рясофор); 1870 г., II, Отд. 2, 66 в примеч. (в 1660 г. м-рю отведено в гор. Пе- реславле место убиения св. Бориса для постр. м-ря, но не было привед. в исполнение); 1884 г., II, Отд. 1, 28 (акты южно-русск. м-рей; архим. Гавриил 1788 г.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода”, I, 219 (прошен. 1721 г. архим. Иродиона о выдаче книги для сбора пожертвований на разоренную пожаром обитель), 537 (жалоба 1721 г. архим. Иродиона об именовании м-ря ставропигиею Св. Синода и о посвящении в оный во архим. Киев. кафедры архидиакона Арсения Берло), прилож. CXLII, XX (духовная 1721 г. Смолен. митроп. Варлаама, завещавшего м-рю шапку красною архиерейскую), XXXVIII (благослов. грамота 1721 г. патр. Иоакима на учрежд. в м-ре ставропигии при игум. Феодосие Васковском), CCCCXLII (царская грам. о том же); II, ч. 1, 1138 (прошение 1722 г. быв. архим. Иродиона, рукоположенного во еписк. Чернигов., о пользовании на год доходами с вотчин м-ря; на место Иродиона назначен Арсений); III, 1723 г.. 216 (донош. архиеп. Киевск. Варлаама на архим. м-ря о посвящении священн. в свои вотчины), 430 (дело о сборе денег в кошельки), прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. сказано: «Межигор. м-рь прежде Ставропигиальным был Свят. Патриаршего Престола, ныне же Свят. Правит. Синод как о нем устроит и утвердит?»); IV, прилож., LXXV, XIII (в м-ре было 12 пушек 70 ружей, 25 ядер, 10 пуд. пороха); VI, 1726 г., 423 (доношение архим. Арсения о пострижении в монашество студентов Кулябки и Щернацкого); VII, 1727 г., 325 (архим. Арсений был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 62 (в грамоте патр. Иерусал. Феофана причислен к числу мест знаменито святых), 168 (в духовной митр. Киев. Петра Могилы 1646 г. показан в числе бездоходных м-рей); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXII, 195 (Помянник м-ри, составленн. в 1689 г. игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Т. 12: Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Ч. 1. 216. Стб. 1000-1002). Эти свидетельства дают основание предположить, что в посл. трети XVII в. «капитоновщина» получила распространение на севернорус. землях и преобладала там над последователями «старой веры», не отрицавшими церковной иерархии и таинств (к к-рым принадлежал Евфросин). Василий Флоров , в 1-й трети XVIII в. описывавший поморских беспоповцев, указывал, что до поморцев здесь существовала др. беспоповщина, сторонники к-рой «учаху, яко уже пришел антихрист», призывали к самосожжению, отрицали брак ( Флоров В. Обличение на раскольников//Братское слово. 1894. Т. 1. 6. С. 476-481). Возможно, Флоров писал о «капитоновщине». По-видимому, последователи К. оказали влияние на формирование в 90-х гг. XVII в. беспоповских согласий (см. Беспоповцы ), районом первоначального распространения к-рых стал Север России. В мировоззрении позднейших беспоповцев отразились основные черты учения К., в первую очередь представление о воцарившемся антихристе и об исчезновении в этих условиях таинств и церковной иерархии. «Капитоновщина» имела не только антицерковную, но и ярко выраженную антигос. направленность. Серапион сообщил о критике суздальскими и гороховецкими пустынниками царской власти (см. выше). Рязанский архиеп. Иларион доносил царю, что вязниковские последователи К. «без всякаго опаства на твою благочестивую державу всякия хулы износят» (Там же. С. 330-331). Возможно, они учили о том, что царь Алексей Михайлович был антихристом (или одним из «рожков антихристовых»). Последователи К., по всей вероятности, участвовали в крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина в 1670-1671 гг. После разгрома восстания «капитоны» появились в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре и стали руководителями обороны мон-ря от правительственных войск во время Соловецкого восстания . Выходец из Соловецкого мон-ря Пахомий сообщил: «А в монастырь-де в разиновщину пришли многие капитоны - чернцы и белцы - из понизовых городов...

http://pravenc.ru/text/1470335.html

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69. Ист.: Высочайшие повеления//ЦВ. 1915. 23. С. 280; Постановления ВЦУ//Живая Церковь. М., 1922. 10. С. 19; Постановления ЕУ//Церковная заря. 1922. 3. С. 13; Состав Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви//ВССПРЦ. 1925. 1. С. 6; Движения и перемещения по службе//Там же. 2. С. 4; Перемещения и назначения//Там же. 4. С. 6; Движения и перемещения по службе с 24 авг. 1926 г.//Там же. 1926. 12/13. С. 6-7; Протокол заседаний Всесоюзного Миссионерского Совещания 2-4 февр. 1927 г.//Там же. 1927. 3(16). С. 5-6; Список правосл. епископов, находящихся в ведении Свящ. Синода правосл. церквей в СССР//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Церквей в СССР. 1931. 1-2 (50-51). С. 11-12; Награды по Синоду (с 1 янв. 1931 г.)//Там же. 3-4 (52-53). С. 15; Акт о воссоединении обновленческого еп. Корнилия (Попова)//ЖМП. 1943. 4. С. 10-11; Награждения ко дню Св. Пасхи 1946 г.//Там же. 1946. 5. С. 13; Назначения и перемещения архиереев//Там же. 1949. 3. С. 6; Акты свт. Тихона. С. 174, 906; Следственное дело патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 348, 879; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете Министров СССР, 1945-1970 гг./Отв. сост.: Ю. Г. Орлова. М., 2009. Т. 1. С. 50, 52, 61, 62, 124, 210, 287-289, 417, 461, 501; 2010. Т. 2. С. 50. Лит.: К приезду преосв. Корнилия//Церковная заря. 1922. 2. С. 11; Собрание вологодского духовенства//Там же. 1923. 1. С. 8; Краткие сведения о епископах правосл. церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода//ВССПРЦ. 1926. 12/13. С. 7-13; Дзичковский И., прот. Прощание с архипастырем//ЖМП. 1949. 1. С. 78-80; Цыганов В., прот. Памятный день 7 дек. 1948 г.//Там же. 2. С. 47; Тезоименитство архипастыря//Там же. 1959. 7. С. 14; Преосв. Корнилий, митр. Горьковский и Арзамасский//Там же. 1961. 5. С. 39-40; Флавиан (Дмитриюк), еп. Митр. Корнилий: [Некролог]//Там же. 1967. 1. С. 36-38; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 142-144; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 133-134, 279-280, 293, 411-412, 522, 638; Цыпин. История РЦ. С. 98, 319; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 43-44, 48, 50, 145; он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007. С. 28, 29, 60-63, 65, 68, 69, 75, 77, 84, 85, 87, 93, 168, 174, 231-232; «Обновленческий» раскол. С. 52, 218, 219, 256, 309, 318, 350, 418, 420, 441, 550, 576-578, 585, 587, 592, 593, 805-808; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 265-272, 529; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 254; Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943-1949 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 176-190; Мякинин А. Е., прот. Положение Церкви в Горьковской епархии в 1950-х гг. (до начала хрущёвских гонений)//ВЦИ. 2010. 1/2(17/18). С. 232-262; Шкаровский М. В. РПЦ в XX в. М., 2010. С. 203, 205, 216.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

прослеживаются в больших апокрифических деяниях II-III вв., в т. ч. в «Деяниях ап. Андрея», а также в позднейшей апокрифической литературе. Особенно это касается темы полиморфизма Христа ( Iidem. 1982). Вместе с др. большими апокрифическими деяниями апостолов И. д. были популярны среди манихеев. Об этом свидетельствует их многократное цитирование в Манихейской Псалтири. Первым из церковных авторов И. д. упоминает Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. III 25. 6-7), к-рый осуждает их как еретические. Такой оценки в дальнейшем придерживались и др. церковные авторы. Исключение составляют лишь Дидим Слепец ( Did. Alex. In Zach. 4. 210), блж. Августин ( Aug. In Ioan. 124. 2), а также акты иконоборческого Собора в Иерии 754 г. Окончательно И. д. были осуждены на VII Вселенском Соборе в 787 г. ( Junod, Kaestli. 1983. P. 344-368). Последнее упоминание об И. д. содержится у свт. Фотия ( Phot. Bibl. Cod. 114). Вместе с тем сомнительное вероучение И. д. и тот факт, что это был единственный подробный рассказ о деяниях и смерти святого, гробница к-рого в Эфесе являлась одной из главных святынь христ. мира, рано привели к появлению большого числа переработок этого текста. В IV в. была составлена версия И. д. на сир. языке (CANT, N 222), в V в. написаны греч. «Деяния Иоанна» Псевдо-Прохора (CANT, N 218), в VI в.- лат. вариант «Virtutes Iohannis» и «Passio Iohannis» (CANT, N 219-220). Существуют также др. сир., копт., араб., эфиоп., арм. и груз. переработки И. д. (CANT, N 215.II). На основе И. д., но с добавлением нового материала составлены греч. «Деяния ап. Иоанна в Риме» (CANT, N 216), сборник в рукописи Paris. gr. 1468 (CANT, N 217) и арм. «Деяния апостолов Иоанна и Иакова» (CANT, N 223). В Х в. прп. Симеон Метафраст создал каноническую версию рассказа об ап. Иоанне (CANT, N 221). Также материал И. д. содержится в Похвальных словах апостолу (напр., в энкомии Псевдо-Златоуста - CANT, N 224). Наиболее значимыми из переработок И. д. являются греч. «Деяния ап. Иоанна» Псевдо-Прохора и «Деяния ап. Иоанна в Риме», сир. «История ап. Иоанна», лат. «Virtutes Joahnnis» и «Passio Johannis».

http://pravenc.ru/text/577888.html

Пантелеев А. Д. Сократ в раннехристианской агиографии//Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2013. Т. 17. С. 672–673. Пантелеев А. Д. Христиане в правление Марка Аврелия//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 4. 2005. С. 305–316. Пантелеев А. Д. Христиане и римская армия в первой половине III в.//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 11. 2012. С. 329–350. Пантелеев А. Д. Христианское мученичество в контексте римских зрелищ//Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. Вып. 2 (44). С. 75–89. Пантелеев А. Д. Христианско-иудейская полемика II–III вв. и некромантия (Mart. Pionii 13–14)//Религия. Церковь . Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 4. СПб., 2015. С. 234–248. Портнягина И. П. Delatores в Римской империи: судебная практика и общественное отношение//Античный мир: проблемы истории и культуры. СПб., 1998. С. 309–323. Розенблюм E. М. «Акты Карпа, Папилия и Агафоники» как источник по истории православно-монтанистской полемики//Диалог со временем. 2014. 48. С. 216–224. Ростовцев М. И. Общество и хозяйство Римской империи. Т. I–II. СПб., 2000–2001. Свенцицкая И. С. Доносчик и философ (Римская империя I – начала II в.)//Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 5. М., 2003. С. 77–91. Сергеева Е. В. Конфликт идентичностей в «Мученичестве свв. Перпетуи и Фелицитаты»//Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2013. 17 (118). С. 37–53. Сергеева Е. В. Первые христианские общины в Северной Африке//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 6 . 2007. С. 421–432. Федченков С. А. Святой Ириней Лионский . СПб., 2010. Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из НагХаммади (II, 7; VI, 3; VII, 4; IX, 3). М., 1991. Якушевич П. Император Марк Аврелий и его отношение к христианству//Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1895. 17. С. 799–808; 18. С. 860–871; 19. С. 922–937. История христианства первых веков – это история гонений и преследований, мучений и казней, подвигов и чудес. К удивлению язычников, многие христиане даже под угрозой страшных пыток отказывались отречься от своей веры и принимали смерть за своего Бога. Так возник феномен мученичества, являвшийся как прямым следствием римской антихристианской политики, так и отражением тенденций и процессов, происходивших внутри самого христианства. Данное издание представляет собой собрание дошедших до нас аутентичных агиографических текстов – мученичеств, страстей и актов, – рассказывающих о гонениях на христиан с сер. II до нач. IV в. и о подвигах первых христианских святых. Все сочинения предлагаются вниманию читателя в новых переводах, а три из них – рассказы о Карпе, Перпетуе и Пионии – переводятся на русский язык впервые. Текст источников снабжен полноценным научным аппаратом – обширными сопроводительными статьями и комментариями, выполненными с учетом новейшей отечественной и зарубежной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1320 л. 336–337. Имя автора толкования неизвестно. У Даниила приведен только отрывок из толкования, а не полный состав его. Cramer, Catenae graec. corum patrum in novum lestamentum tom. VI, 80–81. 1321 л. 341–342–348. Здесь представлены две цитаты из Ефрема Сирина , из которых первая чрезвычайно кратка (см. творения св. отец том. XII. Твор. св. Ефрема Сирина ч. 1, гл. 20. О злоречии. 26), а другая за то представляет из себя целое слово Ефрема под заглавием: «обличение самому себе и исповедь», помещенное in texto. По древнеславянскому переводу, в каком слово находится у Даниила, оно здесь помещено в целом его виде, но по современному переводу творений св. Ефрема, ему не достает конца. Творен. св. отец т. XII. Твор. св. Ефрема Сирина ч. 1. 208–216. Вторая, содержащая в себе почти целое слово св. Ефрема, цитата взята Даниилом из 42 слова Никона Черногорца, полов. II, 313–315. 1322 л. 341. Снес. Преп. отца нашего Иоанна, игумена Синайского, лествица. М. 1851. Слово 10 О злоречии. 148. Подл. Migne. Pat. Cur. Compl. ser. graec. t. LXXXVIII. 847–848. 1325 Послание митр. Ионы в Новгороде. Акты Ист. т. I. 44, 87–89. Герберштейн. Записки о Московии, в переводе Анонимова, 80–81. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. I, 270–276. 1331 Это рассуждение Даниила имеет сходство с оглавлением третьего слова Никона Черногорца, половина I, 19. 1332 Рук. Моск. Дух. Ак. 197 л. 43. Цитата подлинная. См. Беседы Златоуста на еванг. Матфея М. 1829 г. бес. 15, 92. 1334 Л. 44–45. Цитата взята (по переводу Максима Грека Рук. Кирилл. библ. (не разборчиво) л. 46–47) из 57 беседы Златоуста на ев. от Иоанна и по мыслям не отступает от современного перевода. Беседы Златоуста на св. Иоанна, пер. при С-ПБургской Дух. Акад. 1855 г. ч. II, 283–286. 1335 Л. 50–51. Подл. Migne, Patr. Curs. Complet. ser. graec. t. XXX. S. Basilii Caes. tom. II. 159–162. Творения св. Василия В. ч. II, 75–77. Цитата взята из 3-го слова Никона Черногорца. Полов. I, 22–23. 1340 Л. 51–52. Неизвестно, какой здесь Исихий имеется в виду, но несомненно не Исихий, пресвитер иерусалимский , у которого хотя есть сочинение под названием Quaestiones et solutiones variae, но в нем не находится вопросов, помещенных у себя Даниилом. Migne. Patr. Curs. Complet. ser. graec. tom. XCIII, 1391–1450.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

958 Рукоп. Моск. д. Акад. (не разборчиво) л. 218–219. Летописи русской литер. Тихонравова т. V, отд. III, 137–142. 960 Стоглав. изд. Кажанчикова гл. 31. 103–108. Макарий История Русской Церкви т. VIII. 122–129. Впрочем вопрос о крестном знамении продолжал рассматриваться и обсуждаться и после Стоглавого собора. В послании к Иоанну Грозному неизвестный автор жалуется на то, что «несть на нас истиннаго крестнаго знамения по существу». Чтен. в общ. истор. и древн. 1874 г. кн. I, 86–87. 962 Летописи русской литературы, изд. Тихонравова, т. V, отд. III, 146. Ученые Записки Имп. Казанск. Унив. вып. 1864 г. вып. II, О кормчей князя Вассиана Патрикеева. Статья Павлова 489–498. Павлов. Историч. очерк секуляризации церк. земель в России, 129. 964 Хрущев. Исследование о сочинениях Иосифа Санина стр. VII. Древняя и новая Россия 1875 г. 3, статья: князь инок Вассиан Патрикеев. 966 Карамзин т. VIII, изд. 1817 года 213, прим. 389. Строев: Списки иерархов, 1030. Сказания Курбского, примеч. 61. 970 Рукопись Москов. дух. Акад. (не разборчиво) Вол. XVI в. в 4-х. л. 74–75. Акты истор. т. I, 216, 410–411. 971 Выпись о начале Иосифова монастыря в рукоп. Моск. д. Акад. (не разборчиво) л. 73–74. Обиходник Волоколамского монастыря сост. Евфимием Турковым в рукоп. Моск. д. Акад. (не разборчиво) л. 38–41. 71–72. Опись церковного имущества Иосифова монастыря от 1590–1591 г. в рукописи Волоколамского монастыря, хранящейся в монастырской ризнице (не разборчиво) л. 47. Сведения, находящиеся у Строева в его «списке Иерархов и настоятелей русской церкви», и относящиеся доперечисленных выше лиц, по большей части ошибочные и неверные. Список иерархов и настоятелей. 1034–1035. 414–415. 589–590. 288. 441. 974 В житии раскольнического инока Корнилия, современника патр. Никона, написанном со слов самого Корнилия учеником его Пахомием, говорится о Никоне, что он «преподобного отца Иосифа Волоколамскаго злословил зело и поносил, ябедником называл такова богослувца, и не покланялся образу его святому; о сем глаголаша ученицы его – Никоновы». Рукопись Императорской Публичной библиотеки Q. I. 401, л. 179. Слова Пахомия можно называть преувеличенными, но в основе их-находится доля истины. Так позволяет думать синодик, писанный патриархом Никоном , где перечислены все святые русской церкви, от самого начала ее сушествования, но среди святых не упомянут преподобный Иосиф Волоцкий . Рукопись Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, 27, по каталогу Амфилохия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Успен. церковь ); 1853 г., 44 (синодики); 1854 г., 30 (Мон. быв. в Пересл.); 1856 г., 22 (Духов. грам. кн. Ковро­ва, 1535 г.; назван „Пречистая на Горице“); 1858 г., 20 (Грам. Фотия митр. Киев. на село Славитино); 1860 г., 50 (о преп. Данииле); 1861 г., 46 (монаст. село Ермово); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1880 г., 157 (училище); “Пут. по свят. мест. Русск.”, I, 76 (здесь назван Горийским); “Маяк”, 1844 г., т. XVII, кн. XXXIII, гл. 26 (Савваитов, “Опис. Спасо-Прилуц. м-ря”); “Вел. кн. Евдокия, основательница Вознесен. дев. м-ря в Москов. Кремле”, 66; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 88, 216 (препод. Даниил), Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 696, 21; “Акты Арх. Эксп.”, I, 308 (Соборн. приговор 1581 г.); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Феодосий); IV, 324 (Патриар. грам. 1647 г. архим. Герасиму о почитании воскр. и праздн. дней); “Акты истор.”, II, 237 (Роспись переяславцам, быв. 1609 г. на приступе под Тр. Серг. м.); 352 (Челобитн. 1608 г. переславцев Сапеге; подписал архим. Алимпий), “Дополн. к Акт. истор.”, III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, см. LXXXIV); V, 102 (Деяния Москов. со­бора 1666 г., II; подписался архим. Сергий); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленых денег: 2 руб., 16 алтын и 4 деньги); “Собр. госуд. грам. и договор.”, I, 147 (Духовн. 1509 г. кн. Димит­рия Иоанн.), 200 (Духовн. собор о недвижим. собств. м-рей; в 1580 г. архим. Иосиф, в 1584 г. Тит); II, 59 (Освящен. собора 1589 г.); IV, 63 (Опис. церемонии 1668 г. при раздаче Антиох. патриар. Макарием благослов. грамоты; архим. Сергий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 69 (архим. Пимен, потом мптропол. 1380 г.), 197 (принял постриж. св. Димит. Прилуцкий); VII, 12 (преп. Даниил), 87 (степень м-ря), 102 (бесчиния); Ка­лачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. I, 192 (влад. в Москов. у.; назван Пречист. Богород. Город­цкой или Пречистой Горицкий); “Изве­стия Археол. Общ.”, 1861 г., III, 463 (проезд в 1694 г. архиеп. Вологод. Гавриила); “Временник Общ. Ист.”, 1850 г., VII, 22 (Матер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010