Диоклетиана . Однако, на основании свидетельства большинства текстов наиболее вероятна дата 306 г. Во многих греч. текстах, в т. ч. и у Симеона Метафраста, а также в лат. житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины В. назван Гелиополь (город с этим названием известен в М. Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек )); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.)), в Мартирологах Узуарда и Адона , архиеп. Вьеннского (IX в.), и др. указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам блж. Иеронима и Беды Достопочтенного (VIII в.) - Рим или Антиохия. Неясными остаются обстоятельства обращения В. в христианство. В поздних редакциях ее жития говорится, что в отсутствие отца В. познакомилась с некими христианками и приняла Крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражение в древнейших Житиях В., ее учителем был Ориген . Вмц. Варвара. Роспись ц. Панагии Мутулла на Кипре. 1280 г. Вмц. Варвара. Роспись ц. Панагии Мутулла на Кипре. 1280 г. В. не упомянута в одном из древнейших источников - Мартирологе блж. Иеронима (IV в.). Наиболее ранние редакции текстов Жития В. восходят к VII в. Известны акты В., приписываемые прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.), и похвальное слово того же автора (BHG, N 217; PG. 96. Col. 782-814), анонимные жития (BHG, N 213, 214, 214 c-e, 215, 216 b-c). Сохранилось житие В., написанное Иоанном, архиеп. Сардским (IX в.) (BNG, N 215i). Ее житие включено в собрание Симеона Метафраста (BHG, N 216) (PG. 116. Col. 301-316) и др. минологии начиная с IX в. Сохранилось арм. житие В. (BHO, N 132) и 2 сир. жития (BHO, N 133, 134). В. посвящены похвальные слова Арсения, архиеп. Керкирского (BHG, N 218), Георгия Грамматика (BHG, N 218a-218b), Феодора Патрикия (или Петра, еп. Аргосского) (BHG, N 218d), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора) (BHG, N 218е), Феодора Продрома (BHG, N 218p) и др. На Руси получило распространение житие В. (BHG, N 215) ( Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/154091.html

В том же 1836 году, по незаконности раскольнического общества и, в виду бывших примеров, Государь не утвердил духовных завещаний мещанина Вощанкина (11 марта), Монина и Владыченского (31 декабря), – первого – в пользу Рогожского кладбища, последних – в пользу петербургских раскольников 213 . В следующем 1837 году эти частные распоряжения уже получают силу закона, которым различные административно-судебные лица и учреждения обязуются впредь руководиться, при рассмотрении дел о духовных завещаниях в пользу раскольнических обществ. «Государь Император, читаем мы в Высочайшем указе, принимая во внимание, что и церковь господствующего вероисповедания не иначе может приобретать недвижимую собственность, как с особого каждый раз Высочайшего разрешения, и что раскольническое общество, которое само не признается законом, не может законно приобрести недвижимой собственности, изволил признать необходимым и впредь принять сие правило в непременное руководство при рассмотрении дел об имуществах, коими пользуются целые общества раскольников или их заведения. Но дабы, по вкравшемуся в прежнее время попущению, не совершались вновь незаконные акты в пользу раскольнических обществ и заведений, Его Величество в 13 день февраля 1837 года Высочайше повелеть соизволил: министру внутренних дел сообщить министру юстиции секретно предписать губернским прокурорам о тщательном наблюдении, чтобы таковые незаконные акты не были признаваемы и утверждаемы присутственными местами 214 . На основании этого указа не было утверждено, как незаконное, духовное завещание купца Апарина в пользу моленной Косцова 215 . Воспрещалось также раскольникам от имени своего общества совершать купчие крепости. В 1844 году было Высочайше повелено продать один из общественных домов петербургских раскольников с тем, чтобы купчая крепость была совершена от имени управляющих этим домом, без упоминания в актах и объявлениях о так называемом их старообрядческом обществе 216 . Но, как известно, некоторые раскольнические общежития получили право законного существования и владели недвижимыми имениями, на основании уже прежних постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

86 ГВНП; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XV вв. М.; Л., 1950; Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. М., 1951–1964 гг. Вып. 1–3; Памятники русского права. М., 1953. Вып. 1–2; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952–1964. Т. 1–3; Древнерусские княжеские уставы. М., 1976. 87 Арциховский А. В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1958–1961 гг.). М., 1963. С. 43–47. 109 Так, в 1229 г. здесь похоронен ярославский князь Феодор Ростиславич Черный (ПСРЛ. СПб., 1885. Т. X. С. 172). В 1345 г. здесь же похоронен его внук – Василий Давидович (Там же. С. 216–217) и др. 112 «… а Садовое ей Сомино же дал есмь княгине свое и манастырь свои Апостолы же создахи и своею силою, а село есмь коупил Березовиче оу Рькви- ча оу Давыдовича Фодорка, а дал есмь на нем 50 гривен коун, а 5 локоть скорлата да броне дощатые, а тое дал есмь ко Апостолом же…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 904). 114 Каждан Л. П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа//Византийский Временник. М., 1971. Т. 31. С. 50–55. 125 Ищенко Д. С. Древнерусская рукопись XII века «Устав Студийский " … С. 7–8. Рукопись находится в ОР ГИМ – 330. 128 Житие Антония Печерского, писанное не позже 90-х годов XI в., не сохранилось. Оно использовано для составления Начального свода Киево-Печерского патерика. Об этом см.: Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись//ЖМНП. 1898. Март, отд. 2. С. 105–149. Захоронение преп. Антония в пещере указано в его памяти… См.: Жития святых на русском языке по руководству Четьих миней св. Дмитрия Ростовского . М., 1910. Кн. 11. С. 281; Житие Феодосия…//Успенский сборник… С. 129. 138 См. об этом: Янин BJJ. Новгородские посадники. М., 1962; Хорошев А. С. Боярское строительство в Новгородском Аркаже монастыре//Вестн. МГУ. Сер. История. 1966. 2. С. 77–82. 144 Повесть о Благовещенской церкви//ПЛДР: XIV – середина XV в. М., 1981. С. 466–467, а также см.: Житие святаго отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского//Жития святых на русском языке… М., 1902. Кн. 1. С. 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для большей плодотворности трудов по истолкованию Священного Писания и по преподаванию богословия, Ориген изучил еврейский язык и познакомился более основательно с греческой философией. Он слушал философию Платона у философа Аммония Сакка. Упражнения его в философии, беседы и диспуты с еретиками послужили поводом к нареканиям и стали источником его огорчений, особенно когда еретики лукаво пускали в оборот записи о его диспутах, остававшиеся большей частью непроверенными им. Но ободрением для него служило то, что некоторые из еретиков и язычников приходили к истине. Таковым был, например, Амвросий со своей семьей, оставивший гностика Валентина и ставший преданнейшим учеником, последователем и помощником Оригена , иждивением которого последний смог издать многие свои труды. Амвросий приставил к Оригену семь тахиграфов (стенографов), посменно писавших под его диктовку; многочисленные переписчики и каллиграфистки перебеливали и размножали сочинения Оригена. Во время гонений на Александрийскую Церковь при императоре Каракалле (216 г.) верующие понудили Оригена удалиться в Палестину, где два преданные епископа, Александр Иерусалимский (ученик Климента Римского ) и Феоктист Кесарийский, дали ему почетное убежище. По их настоянию Ориген , будучи еще мирянином, изъяснял Священное Писание пред многолюдными собраниями верующих в храмах. За это он подвергся сильному порицанию от епископа Димитрия Александрийского, заставившего его вернуться в Александрию. По приглашению Юлии Маммии, матери императора Александра Севера, Ориген посетил ее в Антиохии и дал ей начальное наставление в Христианстве. В 228 году Ориген был вызван по церковным делам в Грецию и проездом через Палестину в 230 году принял в Кесарии рукоположение во пресвитера от упоминавшихся выше епископов Александра и Феоктиста. Еп. Димитрий Александрийский в связи с этим сильно обиделся, так как рукоположение было совершено без его согласия. И тогда он на двух местных Соборах осудил Оригена и объявил его недостойным звания учителя, исключенным из клира Александрийской Церкви и лишенным пресвитерского сана (231 г.). Сообщив этот приговор через Окружное послание прочим Церквам, еп. Димитрий получил согласие многих, кроме палестинских, финикийских, аравийских и ахайских Церквей. Акты египетских Соборов, осудивших Оригена, не сохранились. По существующим же свидетельствам основаниями приговора, кроме прежней вины «проповедания мирянина в присутствии епископов» и сомнительного факта самоизувечения, служили принятие рукоположения от иерархов других Церквей и некоторые неправославные мнения обвиняемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

«Руф 214 , епископ киринейский, (сказал: этот святой и великий собор благоразумно и справедливо возвратил почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию священство и начальство над монастырем. Ибо акты документов и представленная им записка показали его благочестивым и правоверным. И я соглашаюсь с этим определением)». «Зенон, епископ ринокурурский, (сказал: как из бывшего теперь чтения документов, так и из безукоризненных записок, представленных святейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, ясно доказано, что он рачителен к благочестивой религии и следует кафолической вере, которая прежде сего изложена треблаженными отцами нашими епископами, собиравшимися в Никее, и тому, что незадолго прежде сего здесь определено святой памяти, к лику святых причисленным, Кириллом, предстоятелем города Александрии, и утверждено святым и вселенским собором. Поэтому и мое смирение согласно с настоящим святым и великим собором, чтобы упомянутый святейший пресвитер и архимандрит Евтихий не был вне священнического достоинства, но удержал бы и сан пресвитерства и начальство над благочестивейшими монахами)». «Лукий, епископ зигрский 215 , (сказал: из записок, представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, мы узнали, что он мудрствует право о кафолической вере. Поэтому и я соглашаюсь с определением всех, чтобы ему возвращено было и достоинство пресвитерства и честь архимандрита)». «Авксоний 216 , епископ севеннитский 217 , (сказал: из чтения составленных документов и из представленных записок видно, что почтеннейший архимандрит Евтихий и мудрствует и говорит и верует так, как содержит изложение веры, составленное святыми отцами, собиравшимися в Никее, и утвержденное собором, бывшим незадолго прежде сего в этом городе, на котором председательствовал треблаженный и всехвальной памяти предстоятель наш Кирилл; и справедливо, чтобы упомянутый почтенный муж, как определил и Святой собор, опять подучил достоинство пресвитера и остался при том, при чем был и прежде, и был бы покровителем своего монастыря)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Впрочем, Терлецкий и Поцей не успели еще возвратиться в Киев Униатами, как уже по одному слуху о действиях их в Риме, между Православными в Литве и Белоруссии открылось громкое негодование на них. Оскорбились некоторые и из Архиереев и многие из светских сановников. Последним никому совсем и не был объявляем никогда Собор с предположениями об Унии. Наиболее всех вступился Князь Константин Острожский, Воевода Киевский, муж во всех отношениях пользовавшийся особенным уважением всех. Из Духовных в особенности восстал Володимирский епископ Гедеон Балабан. Лишь только поехал Поцей и Терлецкий в Рим; он, узнав о цели их поездки, тогда же в епархии своей гласно сделал объявление, что они отступники, и что без ведома и согласия народа и Духовных властей дерзнули чинить клятвопреступное отступление от Патриарха Цареградского. Гедеон изъяснялся, что ни он, ни другие никогда о присоединении не писали ни к Папе, ни к Королю Польскому. если есть у Терлецкого и Поцея какие-либо письменные акты по сему делу, изъяснялся Гедеон; то это сделано коварно. Подписка, конечно, была на подготовленном белом листе, продолжал он, но была не по Унии, а по другому делу 216 . Нечего было делать Униатам. Хотя Поцей и Киевский Митрополит Михаил Рогоза письмами, к Князю Константину посылаемыми, уверяли, что они совсем не мыслят об Унии; но успели только в том, что наконец согласили его и некоторых других сановников на созвание Собора по настоящему делу, в Бресте Литовском. Собрались в 1596 г. Епископы помянутых выше епархий; явились в Собрание посланные и от Патриарха Цареградского, и от Папы, и от Короля Польского. Собор начался тем, что Православные подали письменное объявление, что они с Митрополитом Михаилом, который явно уже принял Римское вероисповедание, не имеют ничего общего, и что все Духовные, отступившие от Цареградского Патриарха, должны быть лишены чинов. Другая сторона прямо провозгласила напротив соединение свое с Римом. Православные составили отдельный приговор, что Михаил Рогоза и прочие, единомысленные с ним Архиереи, извергнуты из сана. Самое имя Унии для Православных сделалось омерзительным: ее называли «ненавистною Униею».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Д. 22740. Рейнке М. М. Оп. 13. Диссертации студентов (1880–1898 гг.) Д. 737. Рейнке М. М. Диссертация «О мировых сделках как способе окончания дел о торговой несостоятельности». Опубликованные источники Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Деникин А. И. На страже русской государственности: Избранные статьи, речи, письма/Сост. и предисл. А. С. Кручинин. М.: Русский путь, 2014. Деникин А. И. Очерки русской смуты. Париж, 1921. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917– 1918 годов. М., 2012. Т. 1, 3. Евлогии (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. Крячко H. H., свящ. Архив Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. как источник по истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны//Вестник церковной истории. 2012. 1–2 (25–26). С. 158–216. Крячко H. H., свящ. Учреждение Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России в 1919 г.//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 5–55. Постановление Святейшего Патриарха, Священно го Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви, от 7(20) ноября 1920 года 362//Церковные ведомости. 15 (28) марта 1922 г. 1. Собрание узаконений РСФСР. 1918. 18. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 1–4. Шавельский Г. И., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. В 2 т. Нью-Йорк, 1954. Т. 2. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний/Публ. Н. Д. Егорова. – URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 08.05.2017). Периодическая печать Великая Россия. 1919. Вольная Кубань. 1919. Голос. 1930. Донская волна. 1919. Донские епархиальные ведомости. 1877–1878, 1916. Донская летопись. 1924. Донская христианская мысль. 1919. Донские ведомости. 1919. Жизнь. 1919. Наша мысль. 1919.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 По случаю сих споров в. князь Михаил тверской приял венец мученический в Орде. Там же убит в. князь Георгий Даниилович московский. 9 Нарбут в истории литовского народа 1838. Т. IV. стр. 484–491, где, следуя летописи Быховца, исправляет повествование Стрыйковского, которому не доверял в сем случае Карамзин. 10 Так пишет Герберштейн, бывший у нас в начале XVI столетия. De rebus Moscoviticis, ed. a Starzcewsky. 16 Рукоп. общая минея, лист. 116 на об. Вероятно это отрывок из целого поучения. Оно начинается так: «Ведаете, сынове, и то, как по последним сим временом, а наипаче ныне, грех ради наших, скорбем на ны преумножившимся (вместо: скорби преумножились), преже гладом и напрасными падежьми и моръми, и насильством, и пленом от поганых.» 17 Первое в рукописи Синодальной Библиотеки, под названием послания митрополитов Российских. л. 112 и сл. Последнее встречается в некоторых списках Патерика Печорского, принадлежащих Троицкой Лаврской Библиотеке. Здесь, между прочим, Фотий пишет: «В пришедших (вм. в предшедших) летех вашей любви слово о наказаниях духовным изрекох. И ныне паки, – яко должник бывая духовных духовная всегда сбеседовати.» 18 Послание Св. Петра заимствовано из рукописи Академической Библиотеки, под названием: общая минея, под 77, на бумаге в лист, конца XV столетия. Оно сличено с списком Библиотеки Волоколамского Иосифова монастыря, под 282, на бумаге в 4, принадлежавшей прежде, по надписи, Леониду епископу Рязанскому (упоминается в 1581 г. См. Акт. Истор. Т. I. прим. к грам. под 216.). Кроме сего послания, в той же рукописи Волоколамского монастыря, ещё приписывается Петру митрополиту Киевскому поучение, начинающееся так: «К епископом и попом и архимандритом, игуменом и дьяконом и ко всем православным крестьяном, как ходити по закону крестьянскому. Пьянства лишайтесь…». Но по многим грубым выражениям и ложным мыслям оно несообразно с духом кроткого Пастыря и чистотою его учения. В списке деяний Собора, так называемого, стоглавого, приводится под именем Св. Петра митрополита Киевского правило о том, чтобы вдовые священники не служили литургии (гл. 76). Воспрещение священнодействовать вдовым священникам, действительно существовало в древней Церкви Российской, как показывает определение Собора московского 1503 г., и на сем Соборе также свидетельствовались учением Петра митрополита о неслужении вдовым священникам и диаконам (Акты Археограф. Комиссии Т. I. стр. 485. 486). Но в древних списках нашей Кормчей книги не видно сего правила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

215 Параллельное этому место можно указать в том же евангелии Никодима: μρτυρα χω τν λιον (гл. 3 и 12). Подобного рода действием языческие судьи выражали свою юридическую правоту, присудивши виновного к тяжелому наказанию. «Намереваясь произвести над обвиненным смертный приговор, свидетельствуют постановления апостольские, судьи с поднятыми к небу руками свидетельствовали свою невинность в крови человека» (II, 52, см. подробнее у Тило, стр. 573). 216 Такой перевод текста мы делаем на основании чтения Рудольфа Гофмана. Тило же читает это место таким образом: «λκειν τ βλον π το βματος», т. е. «и приказал закрыть завесою судейское кресло». такой род чтения он допускает на том будто бы основании, что объявление приговора совершалось при закрытой завесе. Но это, во-первых, не согласно со свидетельством апостола Иоанна ( Ин.19:13 ) и, во-вторых, βημα или судейское кресло, в котором сидел Пилат, разговаривая со всем народом, находилось как в преторе, так и вне его, что ясно видно из всего рассказа. Внутри претора мы находим Пилата, сидящем на седалище во время беседы с защищавшими Иисуса иудеями, с самим Иисусом и со старейшинами иудейскими. После неудачной своей беседы с народом, Пилат садится на судейское кресло ( Ин.19 ) и объявляет Иисусу приговор, который Он должен был выслушать, ближе подойдя к судейскому месту. 217 Wetsten. ad. Matth. 27, 26. Liv. I. 11, с. 5.1. 26, c. 15 Joseph p. 1080. 45. Id. p. 1247. 24. 225 Сотник, признавший Иисуса Христа Сыном Божиим, называется Лонгином, этим же именем назван псевдоевангелистом и воин, прободший Его. Очевидно, что из двух личностей псевдоевангелист составил одну. 227 О заключении Иосифа и о чудесном освобождении его из темницы рассказывает Григории Тирский в своей истории. Ссылаясь на Акты Пилата, он рассказывает об этом с небольшим уклонением от того, как Иосиф представляет свое освобождение по 15 гл. Актов Пилата. Именно Григорий Турский рассказывает: «Быв схвачен, Иосиф заключается в темницу, которую стерегут сами первосвященники. По воскресении же Господа, ночью, стены темницы, в которой содержался Иосиф, поднялись на воздух, Иосиф освобождается ангелом, и стены снова занимают свое место. Когда же первосвященники обвиняли воинов и настойчиво требовали от них тела Христова, то воины сказали им: «Возвратите вы Иосифа, и мы возвратим вам Христа». Gregor. Тиг. hist. I, 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

246 Герцог Гедено (Hedeno) известен благодаря основанным им в 704 и 716 го­дах монастырям. Теобальд известен только благодаря утраченной надписи IX века из церкви Нилькхаймерского двора (юго-западнее Ашаффенбурга). 248 Помимо этой обители, тогда же были основаны и упоминающиеся ниже монастыри Аменебург и Фрицлар, настоятель которых Вигберт воз­главлял также несколько лет и монастырь Ордруф, расположенный к югу от Готы (см.: Vita Wigberti abbatis Friteslariensis auctore Lupo I Ed. O. Holder-Egger//Monuments Germaniae Historica. Scriptorum. T. XV. P. 1. Hanovre – Hahn, 1887. S. 40). 249 Приветственное послание Бонифация избранному 18 мая 731 года папе Григорию III не сохранилось. 250 Сохранилось послание папы Григория III Бонифацию, сообщавшее о награждении его паллиумом. См. письмо 28, с. 216 настоящего издания. 251 Хугберт был поставлен Карлом Мартеллем вместо его дяди Гримоальда в 725 году герцогом Баварским. Его преемником был герцог Одило (736–748). 254 Четвертый, не упомянутый здесь Вивило, епископ Пассау, был рукопо­ложен ранее самим папой Григорием III. 256 См.: Consilium Germanicum. Сар. За I Bonifatii Epistulae. Willibaldi Vita Bonifatii. (Briefe des Bonifatius. Willibalds Leben des Bonofatius). S. 382. 257 Cm.: Consilium Suissionense. Cap. 3, 8/Bonifatii Epistulae. Willibaldi Vita Bonifatii. (Briefe des Bonifatius. Willibalds Leben des Bonofatius). S. 386. 258 Имеются в виду Consilium Germanicum (742), а также Собор в Ле-Эстине (Estinnes), акты которого сохранились, а также Соборы 746 и 747 годов, на которые Бонифаций ссылается в своих письмах (ср. письма 61, 78, с. 243,254 настоящего издания). 260 Впервые обозначение legatus Germanicus встречается в 738 году (пись­мо 46). Папа Захария в 744 году расширил эти полномочия и на западную половину Франкской империи. 261 Имеются в виду Бюрабургская и Эрфуртская епархии, образованные в 741 году вместе с Вюрцбургской епархией и вскоре вошедшие в состав последней (см. письма 50,51, с. 230,235 настоящего издания, и 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010