Людие: Господи, помилуй! – О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужди Господу помолимся! «О, людие, помолимся Господу, да освободит нас от всякия скорби, от всякаго гнева и от всякия нужди» Людие: Господи, помилуй! – Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, благодатию Твоею. Людие: Господи, помилуй! – «Пресвятую, пречистую» ищи во главе 84, и еже «яко подобает Ти» – глава 85. Глава 83. Что хощет прошение милости везде Подобает испытати, да вемы и оно, чесо ради священник повелевает, да молятся о многих различных вещех, вернии же, иже стоят в церкви окрест, молятся токмо и посылают к Богу, сиречь «Господи, помилуй!». Первее убо, яко глас сицевое, яко же рекохом, благодарение имать и исповедание. Таже да просим милость, юже Христос обеща дати оным, иже просят ю, и приложити и иная благая, ихже требуем. И сего ради спасаются сим молением, якоже может за вся вкупе. И откуду есть сие, глаголет, возможно ведати, яко милость Божия знаменует ЦарствоЕго? – От словес, ихже глаголет Христос к милостивым, яко наследят Царство Его за воздаяние милости. Еже убо глаголет, яко помиловани будут, и еже, яко даст им Царство, есть сие подобно, яко получат милость и Царство небесное приимут. Блажени бо, глаголет 216 , милостивии, яко тии помиловани будут. Сиречь: похвални суть милостиви, зане и тии помиловани будут. Таже и инде яко бы сказал 217 . И что знаменует, еже помиловатися? Глаголет Царь оным, иже суть одесную его: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира 218 . Сиречь: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, иже есть уготовано вам из начала мира». И инако, иже восхощет любити дело Божия милости, обрящет Царство Божие. Тогда речет к милостивым: взалках и дасте Ми ясти, возжадах – и напоисте Мя. Убо и Христос оным, ихже милует, даст имети божественную трапезу. Кая есть она? Да ядите, глаголет, и пиете на трапезе Моей в царствии Моем. И да познаеши светлость трапезы оныя, яко несть трапеза за рабы, но за Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Благодарю Вас за копию письма дедушки 216 . Оно меня очень порадовало и утешило. С Вашим анализом и пониманием его содержания не могу и я не согласиться. Если раньше в двух открытках он некоторыми выражениями давал невольные поводы говорить о нем, что он не совсем разделял тогда нашей точки зрения на церковные события, но теперь после этого письма и известной его просьбы: «успокойте моего Митрофана», – приятно убеждаешься, что он наш и с нами. Он знал нашу настроенность и направление и если умолял Господа о сохранении нас в правой вере, то, значит, не только сам был в таковой же настроенности, но ещё горел молитвенным желанием, чтобы все мы пребывали в ней, как угодной Богу. Иначе он, действительно, просил бы не о хранении нас в правой вере, какую мы имеем, а о вразумлении нас. И не одними только словами молитвы желал укрепления нам в нашем настроении, но и самым делом жития своего в уединённом пустынном месте после испытаний. Какие же могут быть ещё другие разговоры вокруг его имени и какие основания у отошедших заявлять, что “совесть их спокойна, так как они идут по стопам нашего любимого?” Неужели же это имело место в обращении к верующим? Ведь для этого нужно иметь самые наияснейшие и наитвердейшие совершенно бесспорные основания. А где они? Если нет таковых, то это заявление есть поклёп обиднейший и тяжко грешный, рассчитанный на то, чтобы его авторитетом склонить верующих и прикрыть им свой грех, якобы послушанием «любимому». Здесь уже, выходит, не принцип имеет доминирующее значение, а персона и следование за ней без особых рассуждений. Так в Церкви быть не должно. Мне в высшей степени приятно, отрадно и утешительно, конечно, убедиться в том, что он наш и с нами: но, если бы, паче чаяния, он был бы иного настроения и направления, то следовать за ним «спокойно» нельзя, как бы ни был велик авторитет его персоны. Принцип Истины Святой должен всегда стоять выше и дороже всего. Да упокоит Господь его душу в селениях праведных. Мы должны горячо молиться о нем, как послужившем до конца нашему спасению своими скорбями, испытаниями, молитвами и смертью в пустынном месте. Удивительное дело; в своей обычной молитве о нем за три-четыре месяца приблизительно до его смерти, я почувствовал какую-то особую лёгкость при возношении его имени и все это время так было легко и сладко молиться за него... Это обстоятельство, мне, оторванному от всего и ничего не знающему о происходившем тогда, подсказало, что он – наш и с нами. Это было какое-то дивное внутреннее знамение. А последующее известие (просьба об успокоении Митрофана и так называемые предсмертные письма, дошедшие до меня через три месяца после его смерти) с несомненностью уже внешним образом подтвердили это. Я, по крайней мере, так думаю и не знаю, можно ли ещё думать иначе?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Число арестованных и осуждённых священнослужителей составляло тогда несколько сот, среди них были и «повторники» уже отсидевшие за то, что во время войны служили на оккупированных территориях. Закрытие приходов в 1959 году приобрело массовый характер, в следующем году оно осуществлялось с ещё большим размахом, сравнимым разве что с кампаниями эпохи великого перелома. Из 13 008 приходов на 1 января 1961 года остался 11 571, 1437 храмов были закрыты, многие разрушены или взорваны 215 . «Чувствую себя нервным от общего лада церковных дел…», – именно такие слова написал в конце августа 1959 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), оценивая государственно-церковную политику в стране. По его мнению, это было связано с каким-то новым отношением к делам Церкви со стороны гражданских властей 216 . 13 января 1960 года было принять постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах». Основное внимание уделялось тому, что «Положение об управлении Русской Православной Церкви», принятое Поместным Собором 31 января 1945 года, отстранило прихожан от управления церковным имуществом и денежными средствами, вернув эту прерогативу, как было и прежде, настоятелям. «Положение» было утверждено постановлением Совнаркома 28 января 1945 года. Между тем, декрет об отделении Церкви от государства от 23 января 1918 года и последующие инструкции Наркомюста по его проведению в жизнь предусматривали положение, по которому церковным имуществом могли распоряжаться религиозные общества. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» предоставило религиозным обществам право распоряжаться всем церковным имуществом, ведать наймом «служителей культа». Постановление Совнаркома от 28 января 1945 года вступило в противоречие с этими документами, на что обращало внимание постановление ЦК КПСС от 13.01.1960 года. 217 Годом позже, 16 января 1961 года, Совет министров СССР принял специальное постановление «Об усилении контроля за деятельностью церкви». Оно отменило все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные десятилетия. Эти два постановления стали правовой основой реформы, включавшей в себя шесть основных положений:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Алчущие правды» ( Мф. 5:6 ) – это алчущие Господа, потому что Господь есть правда, говорит Симеон 206 . В этом толковании Симеон близок Григорию Нисскому , который указывает, что «под именем правды Господь предлагает слушателям Самого Себя» 207 . Обращаясь к следующей ступени, Симеон спрашива­ет: «Кто такие милостивые? ( Мф. 5:8 ) Те ли это, кото­рые дают деньги и пищу бедным? Отнюдь». Милости­вые – это те, в чьей душе живет постоянное сострада­ние по отношению к бедным, вдовам и сиротам, и кто проливает теплые слезы о них. В качестве примера Си­меон ссылается на Иова: «Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных?» ( Иов 30:25 ) 208 . Как и Исаак Сирин , Симеон подчеркивает, что христианин должен иметь милостивое сердце 209 . Мило­сердие – это не отдельные акты благотворительности, это прежде всего постоянное внутреннее качество че­ловека: быть милосердным значит быть способным пла­кать о других 210 . Григорий Нисский также понимал под милосердием внутреннее качество: «Милосердие есть исполненное любви сострадательное расположение к тем, кто, страдая, переносит трудности... Это [распо­ложение] связано с печалью» 211 . Пока душа не приобретет все названные выше ка­честв, она не сможет быть «чистой сердцем» ( Мф. 5:8 ). " А душа, которая эти качества имеет, «везде созерцает Господа и соединяется с Ним» 212 . Здесь Симеон снова близок к Григорию Нисскому . Последний, рассуждая о возможности созерцания Бога, «Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ), предлагает учение о созерцании Бога в Его энергиях 213 . Максим Исповедник также отмечает мистический ас­пект данной заповеди блаженства: Поэтому Спаситель говорит: Блаженны, чистые сердцем, ибо они Бога узрят – ведь Бог сокрыт в сердцах верующих в Него. Тогда они узрят Бога и сокровища, [сокрытые] в Нем, когда очистят себя че­рез любовь и воздержание; и тем яснее узрят, чем больше очистятся 214 . Когда душа узрела Бога, между ней и Богом уста­навливается мир: человек становится «миротворцем» ( Мф. 5:9 ) 215 . В противоположность Златоусту, который говорит о мире между людьми 216 , Симеон делает акцент на примирении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Текст публикуемых ниже лекций приводится по литографии 1916 года, поскольку по сравнению с опубликованном в «Христианском Чтении» переводом он более поздний и дополнен замечаниями А.И. Сагарда. В квадратных скобках издатели поместили тексты печатного перевода, отсутствующие в литографии, стало быть, по какой-то причине не включённые А.И. Сагарда в свои «Лекции», читанные студентам С.-Пб.Д.А. Считаем необходимым указать, что существует также работа А.И. Сагарда «Три очерка из истории Сирской литературы», представляющая собой компиляции различных переводов (в составе литографии «Лекции по Патрологии, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1910–1911 уч.году. С.-Пб., 1911), часть из которых мы поместили в данной публикации. – Изд. 556 Dion Cassius LXVIII 30 (по Xiphiliny): Λοσιος δ… τν Νσιβιν νλαβε, τν τε δεσσαν ξεπολιρκησε κα διφυειρε κα νεπρησεν. 557 См. современное издание: Э.Гиббон. История упадка и разрушения Римской Империи. В семи томах. Том I: С.-Пб., «Наука» 1997. С.235. – Изд. 558 Тем не менее старший сын Абгара IX, Антонин Ману IX бар-Абгар считался титулярным царём Эдессы в 216–242 гг. Ср. Болотов В.В. проф. Лекции по истории древней Церкви. Под редакцией проф. А.И. Бриллиантова . Вып. II (1910). С. 156. – А.С. 561 «Благой Врач» (Physician) – в переводе с Сирийского (стр. 4), но у Евсевия (Hist eccl., 1:13) читаем «благой Спаситель» (Εωρ). Эта часть Учения Аддая, вероятно, является древнейшим памятником, в котором нашего Господа называют «благим Врачем». 577 Сирийский оригинал «Деяний Гурия и Самоны» только недавно открыт Патриархом Рахмани в Иерусалиме и издан под заглавием: Acta S. Confess. Guriae et Schamonae. Romae, 1899. В настоящее время для лиц, интересующихся мученическими актами Гурия, Самона и Авива, особенно важен сборник: Die Akten der edessenischen Bekenner Gurjas, Samonas und Abibos aus dem Nachlass von Oscar von Gebhardt herausgegeben von Ernst von Dobschütz (Texte und Untersuchungen, В. XXXVII, H. 2. Leipzig. 1911), – сборник, в котором изданы: 1) мученические акты Гурия, Самоны и Авивы в дословном Немецком переводе с Сирийского, точнее – с позднейшей редакцией оригинала, 2) древний Греческий перевод начальной Сирийской редакции тех же актов, 3) древний Греческий перевод второй Сирийской редакции, 4) позднейшая переделка первого Греческого перевода, в связи с повестью о совершённом Эдесскими страдальцами чуде, 5) Метафрастово сказание об их подвигах и чуде, 6) Латинский перевод древнейших Греческих актов Гурия и Самона, 7) похвальное слово в честь всех трёх мучеников Арефы, епископа Кесарии Каппадокийской (X века), 8) несколько небольших стоящих в связи с тем или другим Греческим текстом минейных заметок и 9) краткая выдержка из Martyrologium romamum. В сборник, таким образом, вошло всё наиболее важное из древних и средневековых текстов, повествующих о Гурии, Самоне и Авиве. – А.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Если хочешь, чтобы все тебе подчинилось, подчинись сам разуму. С добрым человеком не может приключиться ничего плохого… ибо он сильнее всего внешнего (лат.). 215 Как труп (лат.). 216 Чем вызывается страдание, тес и унижение (греч.). 217 Величайшая и крайняя борьба предстоит душам (греч.). 218 Не следует из его природы (лат.). 219 То, что зависит от судьбы, то есть то, что не находится в нашей власти (лат.). 220 В его власти (лат.). 221 У философа пропало безусловное доверие к своему мышлению (нем.). 222 Мы не решимся утверждать, будто психологически возможно то, что логически и геометрически нелепо (нем.). 223 По ту сторону разума и разумения (греч.). 224 Отсылку от отдельного конечного бытия к бытию как таковому, взятому в его совершенно абстрактной всеобщности, следует рассматривать как самое первое теоретическое и даже практическое требование… Человек должен подняться в своем образе мыслей до такой абстрактной всеобщности, при которой ему… будет безразлично, существует ли он или нет в конечной жизни 844 (ибо имеется в виду некое состояние, определенное бытие) и т. д. Даже si fractus illabatur orbis, impavidum ferient ruinæ [если бы на него обрушился весь мир, он без страха встретил бы смерть под его развалинами (лат.)] (нем.). 225 Человек должен подняться в своем образе мыслей до такой абстрактной всеобщности (нем.). 226 Норма истины (лат.). 227 Что же касается феноменологии и ее учения о cogitationes [мыслительные акты (лат.)] в известной редукции, то сила ее состоит в том, что она берет темой своих исследований чистое сознание, для которого нет различия между homo dormiens [человек спящий (лат.)] и homo vigilans [человек бодрствующий (лат.)] в обсуждаемом здесь смысле. Ego cogito, ego existo [я мыслю, я существую (лат.)], говорит здесь чистое гуссерлевское " Я " . 228 Возвыситься до всеобщего (нем.). 229 " Я " мыслит (лат.). 230 Сущность (нем.). 231 В сферу логического разума (нем.). 232 Неужели такой знаток немецкой философии в самом деле не заметил, что во всей феноменологической литературе… мало найдется терминов, которые повторялись бы так часто, как «интуиция», " созерцание " , «сущность»? И есть ли вообще какая-либо современная философия — за исключением бергсоновской, — которая столь энергично обосновывала бы все познание на актах интуиции, как феноменология? (нем.). 233

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

(Акты Западной России. Т. 1, 66, 111); 31 – Макарий, Слуцкий архимандрит, с 1492 г. (Там же, 99); 32 – Филарет в 1500–1505 г. (Акты Западной России. Т. 2, 1, 46); 33 – Вассиан Шишка упомянут в грамоте 28 ноября 1506 г. (Там же); 34 – Иона был на соборе 1509 г.; 35 – Сильвестр; 36 – Григорий; 37 – Петр; 38 – Игнатий в 1522 г. испросил грамоту на общежитие (Акты Западной России. Т. 2, 112); 39 – Антоний с 23 апреля 1524 г., но по грамоте 17 июля 1525 г. уступил место Игнатию, а сам поступил в Овручский монастырь. В июле 1528 г. по ходатайству киевского воеводы Немировича, снова настоятель лавры (Акты Западной России. Т. 2, 126, 135, 154); 40 – Иоаким в 1532 г. переведен из Выдубицкого монастыря; 41 – Протасий с 1535 г.; 42 – Софроний, известный по грамотам 1540 и 1541 гг. (Акты Западной России. Т. 2, 204, 210); 43 – Вассиан грамотой 1542 г. назначен из архим. Минского (Акты Западной России. Т. 2, 216. Т. 3, 1); 44 – Иосиф архим. 1550 г. (Акты Западной России. Т. 3, 112); 45 – Иларион Песочинский 1559–1566 г.; 46 – Геннадий; 47 – Мелетий. 303 По переводу описания Лавры ( Евгений (Болховитинов) , митр. Описание КиевоПечерской Лавры) у Кальнофойского крест Евфимия «раменный»; но в подлиннике «rzemienny krzyz». Кальнофойский пишет: «прп. Иеросхимонах Евфимий: знак того – раменный крест на святом; приходящие благословляются им и некоторые больные исцеляются» (Афанасий (Кальнофойский). Тератургима). К сожалению, перевод митр. Евгения часто не точен. Например, Кальнофойский определенно говорит, целое ли тело святого лежит или только кости его. Под 52: «преподобные двое, во Св. Духе братья, Мартирий и Моисей, положены в одном гробе; целые в телах своих». Последних слов нет у митр. Евгения. Под 36: «кости святого инока Пимена», у Евгения – мощи. Под 55, 56, 65 – многое не переведено. 304 Надпись на доске пещерной: «Прп. отец наш Вениам. Бесчисленными, в мире живя, обвязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса Евангелия, яко неудобь богати внидут в Царствие Небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и, раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

140 В означенной повести сказано: «окрест живущии неразумнии невегласы ч-лкы еще чюдское исчадие сего преподобного изгониша и келейцу разметаша». 142 Ковженский Николаевский монастырь находился в 40 верстах от города Белозерска, на устье реки Ковжи , впадающей в Белое озеро. Строение все в нем было деревянное. По ветхости и бедности, он упразднен до учреждения штатов. Истор. Росс. Иерар. Ч. VI., стр. 548. 143 Рукописное житие преподобного Иринарха, писанное учеником его, Иноком Александром, находится в Борисоглебской обители. В приложениях к сей книге помещены отрывки из оного. 148 Киевский Патерик, Синод. Библиотеки, в послании Еп. Симона к блаженному Поликарпу, лист 103. – Kap. II. пр. 138. – Разсуждение о ересях и расколах, Г-на Руднева, 1838. пр. 15. – См. выше главу 2. 182 Ник. Лет. Часть 6-я, стр. 2 и 3. – Церковн. Истор. Арх. Иннокентия, изд. 1821. Часть 2-я, стр. 569. 186 Степ. Кн. II. Синод. Лет. 365. л. 487. Выписка из этого послания находится у Карамзина (VI. стр. 96 и 97). 187 Князь Иосаф Михайлович, сын Князя Михаила Ивановича, родной брат Князей Бориса и Ивана, из коих первый был родоначальником Князей Турединых, а последний Князей Репкиных. Росс. Родослов. Сборник, Кн. II. Долгорукова. Ч. I. стр. 60. 191 Леонид, еп. Рязанский, жалуясь Царю Феодору I. На Арх. Евфимия (см. ниже пр. 198), говорит, что «в Ростове на Архиепископье был Васьян, брат Иосифу Чудотворцу». – Акты Истор. Т. I. 216. стр. 411. 192 В Архив. Ростов. Летоп. л. 578, на обор. «Смирился Князь Великий с Серапионом (в 1515 году); а кто ни постоял (против Серапиона), боярин Василий Челядиян, и Владыка Ростовский Васьян, и брат его Иосиф… и того лета вси умерли». 197 Акты Историч. I. 216. Стр. 11. – См. выше прим. 191. Сочинитель Истор. Росс. Иер., почитая Евфимия сомнительным, ошибочно полагает его в 1563 г. 199 «В Велицем Нове-Граде, был старый мастер Савва Росов, да брат его Василий, во иноцех Варлаам, родом Карелянин и последе тово тот Варлаам Митрополитом во граде Ростов был, муж благоговенне и мудр зело, пети был горазд, знаменному и трехстрочному и демественному пению был распевщик и творец». Из старинной рукописи: «Предисловие, откуда начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение». Москвитянин, 1846. 6. стр. 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

«Моляися со извержеными сам такожде осужден будет».– Правило 11-е Святых Апостолов без толкования; ср.: «Моляися со извержеными сам такожде осужден будет. Толкование. Аще кто молится, рекше, аще служит презвитер в церкви с презвитером, егоже епископ изверже от сана, да извержен будет и сам» – Кормчая 1653, 3. К текстам этих правил патриарх Никон трижды обращается в «Возражении», когда доказывает царю Алексею Михайловичу, что «государю неподобно есть несведомых приимати и присылати к нам чрез божественные заповеди и святыя правила», имея в виду газского митрополита Паисия Лигарида – Никон 1982, 555 – 556, 605, 645 – 646. ...аще некий брат лихоимец будет или хищник – с таковыми ниже ясти. – Ср.: 1Кор. 5:11 . ...яко лихоимцы и хищницы не внидутъ во Царство Небесное... – Ср.: 1Кор. 6:10 . ...а иже не внидут во Царствие Небесное, всяко повинни будут вечней муце. – Ср.: Мф. 25:46 . ...яко и тимпан... – Тимпан – бубен, барабан, литавра – даль 4, 405. Л. 156 ...Маркелу архиепископу... – Архиепископ вологодский Маркел (16 января 1645 г. – 22 марта 1663 г.) был назначен архиепископом до занятия Никоном патриаршей кафедры – Цурново 1892, 104; Архиереи 1996, 612. Он присутствовал при поставлении Никона в митрополита Новгородского 11 марта 1649 г. – Макарий 1996, 360, 433; Шушерин 1997, 32, 216. 6 июля 1652 г. в селе Воздвиженском Маркел участвовал в богослужении перед мощами митролита Филиппа, устроенном возвращавшимся из Соловецкого монастыря митрополитом Никоном – ДР 3, 320. Маркел принимал участие в Соборе 1654 г. об исправлении богослужебных книг и обрядов, и его подпись есть под «деянием» Собора – ГИМ, Синодальное собр., 379, л. 34 об. – 39 об. В 1655 г. патриарх Никон послал Маркелу три богомольные грамоты: 23 января о совершении молебствия по случаю рождения царевны Анны Алексеевны – СПбИИ РАН, колл. 12, оп. 2, д. 442; ДАИ 4, 120 – 121 Вол. акты, 121 20 июля о пребывании в посте и молитве, дабы Бог воссоединил церкви и даровал победу над врагами – СПбИИ РАН, колл. 12, оп. 2, д. 455; 23 июля о молебном пении «о победе на супостаты» – Вол. акты, 121 В 1657 г. патриарх Никоя дал архиепископу Маркелу несколько жалованных грамот – СПбИИ РАН, колл. 12, оп. 2, д. 498, 499; ДАИ 4, 147 – 149 107/I, II); Вол. акты, 121 138). Имя архиепископа Маркела фигурирует в документах «дела» Никона: он в числе других, кому было поручено, делает выписки из церковных правил для применения их к оставлению престола Никоном; его подпись стоит под определением Собора 1660 г. – дело 1897, 54, 72, 109; Полознев 2000, 44 – 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но тот, кто подготовил это торжество русских, не дожил до этой радости: 17 февраля 1612 г. «святейший патриарх Г. мученически скончался от голодной смерти в душном заключении; тело его было погребено в Чудовом монастыре, как он сам завещал». Через 40 лет, в феврале 1652 года, тело Г. было перенесено в Успенский собор и поставлено поверх земли подле медного шатра ризы Господней. Входя западными вратами в Успенский собор, всякий может видеть на правой стороне скромную гробницу Г. и поклониться праху великого русского человека, великого патриота и высокой души человека. Через девять лет исполнится 300 лет со дня смерти патриарха Г. Благодарность требует, чтобы русские люди почтили память доблестного Г. достойным памятником. Сравнительно с заслугами Г. ничтожны были заслуги Минина и Пожарского, увенчанные памятником в Москве, хотя эти лица, еще при жизни, удостоились славы и почестей. А Г., за все свои подвиги, не видел спасенного отечества и саму жизнь свою страдальчески отдал за него. Если мысль о памятнике Г. осуществится, то на памятнике прилично начертать слова из грамоты ярославцев к казанцам: «Г. стал за православную веру неизменно и не убоясь смерти, всем велел стоять и умереть за православную веру». Источники и пособия. «Акты археогр. эксп.» т. II, 57, 58, 61, 67, 74, 164, 165, 169, 175. 176, 180, 181, 183, 188, 194, 202, 289, 290; «Собр. госуд. грам. и догов.» т. II, 89, 216, 226, 227, 229, 376; «Летоп. о мног. мятеж.» стр. 216 и дал. «Никон. Летоп.» т. VIII; «Чтения общ. ист. и древн.», III, 8; «Временник Моск. Общ. Ист. и Древн.» кн. 16, 17; «Ист. росс. иерар.» ч. I, 137, 390; ч. III, 382; ч. V, 628, 634, 635; «Авраамий Палицын. Сказание об осаде Троиц. мон.» «Повесть патриарха Филарета». «Древняя росс. вивлиоф. т. VII; Карамзин, «История госуд. Росс.» т. XII; Соловьев, «История России», т. VIII; Макарий, «Ист. русс. цер.» т. X; П. Рублевский, Гермоген, патриарх Всероссийский, «Странник» 1864 г, май-июнь (с портретом Г.), П. Мансветов, «Патриарх Г.», «Духов. Беседа», 1861 г., т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010