557 Новг. I лет., стр. 86 под 1354 год. Новг. II лет. под 1353 год., стр. 132 и 181; III лет., стр. 228 под 1352 год. Ист. Росс. Иерарх., ч. 1, стр. 180, где отнесено событие к 1355 году. Всего вероятнее, что крестчатые ризы присланы из Царьграда в 1354 г. согласно с Новг. I летописью. При этих ризах была прислана и грамота с золотой печатью. По грамоте запрещалось преемнику облачаться в ризы, данные собственно св. Моисею. Проток. конст. патр. XIV века в Журн. Минист. Нар. Просв. за 1847 г. Велико-Новг. свят. кафедра Томилина, 1854 год., стр. 19. 560 Ризы сии записаны в описи Антон. монастыря за 1696 год, по в написании года устройства сотенная буква опущена: «Ризы камчатые мелкотравные брусничной цветъ; оплечье камка зеленая; а на ней шито золотом и серебром – Спас и Богородица и Предтеча; на другой стороне пречистая Богородица с превечным Младенцем и со Апостолы; а около венцев у Спаса и у святых низано жемчугом крупным; а около святых и подписи низано жемчугом мелким; а около ердани подпись шита золотом: лета 7(1)62 году, а круг оплечья шито золотом: союзом любве; подольник кутня полосатая; подпушка дорогильная двоеличная; подложены крашениной; крест и звезда шиты; по местам жемчуг осыпался». 561 Оплечье, шитое по бархату жемчугом, хранится в Знаменском соборе, а ризы полотняные и скатертные в Благовещенской церкви на Аркаже, крашенинные в Успенской церкви на Болотове. 565 Под Фотиевскими ризами должно разуметь ризы митрополита Фотия, присылавшего в 1410 году послание Новгородцам на имя арх. Иоанна. Акты Арх. Экспедиц. Т. I. 369. Но теперь переделанного из них саккоса нет. 567 Это было в год удаления и заключения первого московского патриарха Иова, при коем, вероятно, дано право носить саккосы новг. митрополитам. 570 Как думает преосв. Филарет в своей Истории Русск. Церкви, период патриаршества, 1847 года, стр. 151, прим. 264. 574 В описи за 1690 год изображения сии названы: «распятие Господа, снятие со креста, воскресение, вознесение на крест». 576 В описи омофор сей вписан под 1. На нём показаны вышитые московские чудотворцы: Пётр, Алексей, Иона и Филипп, Василий блаженный, Алексей человек Божий, Мария Египетская (два последние – Ангелы царя и царицы); а новгородские чудотворцы: Никита, Нифонт епископ, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион архиепископы, да благоверный князь Владимир и в. княгиня Анна, л. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Мы дошли теперь в исследовании до Стоглавного Собора. На времени его делаем расстах (ποχ) потому, что с него начинаются старообрядческие нынешние сомнения в другом уже виде, как бы под некоторым участием Правительства церковного. А дотоле были они все частными только проявлениями и подлежали, напротив, исправлениям со стороны власти Иерархической. 6 Это видно из всех почти церковных грамот нашего Духовенства к Патриархам и от Патриархов к нам, как увидим ниже. См. Акты собр. Археогр. экспедиц. С. п. б. 1836 г. 8 «Сеже и по всей земле Руской во всех княжениях Соборные церкви Епископом сотвори В. К. Володимир по прежним Греческим Номоканоном, и вся сосуды церковная и вся оправдания церковная даде по прежним Греческим Номоканоном.» Лет. Нестор, по Ник. списку стр. 105. 106. 12 В М. 1775. Ч. 1. стр. 24 и 25. Где ныне находится, неизвестно. Киев несколько раз был разгромлен врагами. 14 Пам. Моск. древ. Москва 1842–1845. При стр. 18. Рукопись Даниловская соч. Андрея Ден. под названием: «Ответы Пустынножителей Иером. Неофиту» Отв. 5. свидет. 1. 21 Даже печатные книги по времени изменяются. Уложение Царя Алексея Михайловича было напечатано сперва тремя изданиями в один год: после того было до 1830 года всех тринадцать. По сравнении сих изданий с первыми, при составлении полного собрания Законов в 1830 году, открылись во всех их некоторые опечатки и даже отступления; посему и приняты для текста в Собрании самые первые три издания, как вернейшие. Времени прошло только одно столетие с половиною. Полн. Собр. Зак. 1830 г. Предисл. стр. 22. 22 В Софийск. Харат. кормчей книге под 82, упоминается о Соборе, бывшем при Кирилле Митрополите, где между прочим написано от лица сего Святителя: «Аз Кирилл смиренный Митрополит всея Руси, многа убо видением и слышанием неустроение в церквах, ово сице дьржаща, ово инако, несгласия многа и грубости, или неустроением пастушьским, или обычаем неразумия, или неприхожением Епискуп, или от неразумных правил церковных; помрачени бо беяху прежь сего облаком мудрости Елинского языка, ныне же облисташа, рекше истолковани быша, и благодатию Божиею ясно сияют; неведения тму отгоняще и все просвещающе светом разумным» и проч. Истор. Г. Р. Т. 4. Прим. 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

„Получив от священника благословение, говорит Чубин­ский, все возвращаются домой, где на дороге встречают так называемую п е р е й м у, т. е. молодые парни ставят на дороге, по которой новобрачные возвращаются от священника, стол; на этот стол кладут хлеб, бутылку водки и по немногу ржи, пшеницы, овса, гречихи и проч. Это считается, заключает Чубинский, особенною честью для молодых и для дружины потому-то жених за перейму щедро вознаграждает тех парней, которые ее устраивают» (труды этногр.-стат. экспедиц. матер. и изслед., собранн.П.П. Чубинским Спб. 1877 г. стр. 463). С т а р ш и й с в а т угощает этих парней водкой, курицей и хлебом, взятыми им при отправлении из дома в церковь . Пение, пляска и музыка сопровождают молодых до самого дома, где их встречаютъ родители и ближайшие род­ственники. Новобрачные садятся под образами в переднем углу. Брат невесты или один из ее ближайших родствен­ников снимает с нее покрывало, или как говорится в Требнике Петра Могилы , ,,саван». В домах зажиточных и интеллигентных лиц обряд этот совершается в большинстве случаев на дому, более благообразно и чинно и имеет вид общей семейной молитвы о благополучном окончании брачного торжества. Чин „скрывания новобрачных» почти целиком заимство­ван из Требника Петра Могилы , вышедшего в свет в 1646 году, где этот чин надписывается так: „Молитва первобрачной невесте, хотящей ввестися по браце в церковь и прияти благословение первому покровению главу (стр. 428). Разница того же чина по Требнику Петра Могилы от чина по рукописи, нами описанной, самая незначительная. В Требник Петра Могилы чин начинается, напр., так: „Пришедши же новобрачная к церкви, станет вне дверей пред цер­ковью». По прочтении священником слов: „Вниди, чадо во дворы господня» и т. д., говорится: „и абие входит иерей в церков и по нем невеста со своими други. Став иерей в дверях церковных, невеста пред ним в паперти начинает обычно и т.д. Нет в конце прибавки: „Посем диакон глаголет ектенью: „Подаждь, Господи, новобрачным рабам твоим» и т. д. Есть и еще небольшие разности в .тексте «чина скрывания новобрачных» по Требнику Петра Могилы, но так как они несущественны, то мы их и опускаем. Эти последние разности можно относить к недосмотрам писца, что же касается остальных, то они внесены в настоящую руко­пись, без всякого сомнения, сознательно и обдуманно. Позднейшему редактору могилянского чина или „молитвы первобрачной невесте, хотящей ввестися по браце в церковь и прияти благо­словение первому покровению главе», очевидно, хотелось уничто­жить в чине рекомендуемые Требником Петра Могилы обычаи стоять невесте, по приходе в церковь, пред дверьми церков­ными, затем в паперти, и священнику – в дверях церков­ных, и сделать присутствие жениха, который, по Требнику Петра Могилы, не играет в данном случае никакой роли, необходимым. Это последнее и достигнуто тем, что чин назван ,,скрыванием новобрачных», а не одной только новобрачной и в конце обоим новобрачным положено много­летие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

198 Основанный преп. Кассианом монастырь упразднен в 1764 году, при чем церковь сделана приходскою для соседних селений. В ней почивают мощи преп. Кассиана, под спудом. Надгробная икона написана иконописцем-священником по двукратному явлению чудотворца. Чудеса исчислены в Яросл. Епарх. ведом. 1861. 29. 199 Время основания Снетогорского монастыря, близь Пскова, на Снетной или Снятной горе, неизвестно. В 1299 году он был разорен Ливонскими рыцарями, при чем умерщвлен блаж. игумен Иоасаф с 17 иноками. Соборная церковь обители, построенная в 1312 г., замечательна по красоте древнего зодчества. 200 Спасо-Елеазаров монастырь, в 25 верстах к северу от Пскова, близь Псковского озера, основан в 1425 году преп. Евфросином, в мире Елеазаром, который собрал братию, дал ей наставление в форме завещания, сохранившегося до ныне, потрудился более 50 лет в пустыне и преставился 15 мая 1481 года, достигнув 95-ти-летней старости. Мощи его почивают под спудом в соборном храме воздвигнутой им обители. 201 Основанный преп. Саввою Крыпецкий монастырь находится в 20 верстах от г. Пскова, за р. Псковою. В нижней церкви под собором св. Иоанна Богослова, построенном в 1547 году, почивают под спудом мощи преп. Саввы чудотворца.Подробности о Спасо-Елеазаровом и Крыпецком монастырях можно найти в книге моей: «Святыни и древности Пскова». 203 Память преп. Александра чтили церковною службою с 1547 года (Акты Арх. Экспедиц. I. 203), но мощи его открыты не ранее 1641 года, и царь Михаил устроил серебряную раку, в которой они и ныне покоятся. В алтаре московского Успенского собора есть древний, огромной величины, образ «в житии» преп. Александра Свирского . По свидетельству одной старинной рукописи, эта икона прославлена чудесами в 1555 году. Она стояла тогда «у столпа, противу чудоноснаго гроба блаж. Ионы митрополита» (Сборник Румянц. Музея XVII века под 364, л. 286). 204 О подвигах преп. Сергия и Павла см. во второй книжке наших Рассказов главу VI-ю стран. 175–180. 205 По рукописному описанию вологодских святых, преп. отцы Аврамий и Коприй Печенгские жили в 1492 г. Пустыня их была в Грязовецком уезде, в 20 верстах от Вологды. Там и мощи их почивают под спудом, в Спасской церкви, сделавшейся приходскою по упразднении обители в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

22 Грек Фома Иванов 8-го декабря 1650 г в Посольском приказе говорил, что патриарх Иосиф «приказывал ему со многим прошением, чтобы он, Фома, у Цареградскаго патриарха и у всего вселенского собору доступил ему грамоту против ево патрирша письма о церковных великих потребах». Фома «доступил эту грамоту и привез ее с собою за патриарховою рукою и за печатью». – Архив Мин. Иностр. Дел. Греческие дела 7159 г, ноября 20-го, 8 – Белокуров. С. Материалы для русской истории. М. 1888, стр. 210 Примечание. 23 Списки и перевод грамоты – Моск. Гл. Арх. Мин. Ин. Дел. Дела Греческие, связка 29, дело 8 – См. Николаевский П. Ф. Из истории сношений России с Востоком в пол. XVII ст. Христ. Чтение 1882, кн. 1 2, стр. 261–262. 25 Печатный Служебник 1651 г, л. 1 – 17 об. «Сказание о святей книзе глаголемей Служебник, како по повелению государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии и по благословению святейшаго Иосифа патриарха Московскаго и всея Русии и всего освященнаго собора напечатана бысть». 28 Распросные речи о единогласии 1651 г – Записки Отдел. рус. и слав. археологии Имп. Рус. Археол. Общ., т. II, стр. 394–397. 31 Первая напечатана в Акт. Археогр. Экспедиц., т. IV, 327, вторая – Книга глаголема Времянник, сиречь Летописец русский. М. 1790, ч. II, стр. 322–328. – Совершенно неосновательно Д. В. Разумовский считает эту грамоту «положившей конец разгласию богослужения». См. Церковное пение в России. М. 1867., стр. 78 32 Первую см. Досифей архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М. 1836, ч. III, XVIII, стр. 225–229 Вторую см. у Белокурова, op. cit. 25-е примечание на стр. 46. – Срв. Послание Ионы, архиепископа Ростовского пастве. Акты Исторические, т. IV, 62. 33 Рукопись принадлежит Московскому Публичному и Румянцовскому музеям, 1407,выменена на дублеты печатных книг у Н. Е. Бранденбурга. Рукопись имеет следующую запись внизу по листам «1732 г. дана сия книга о единогласии церковном вкладу Темниковскаго уезду во святую Саровскую пустыню тоя обители при первоначалнике иеросхимонахе Иоанне, да при строителе иеромонахе Дорофее, а дана сия книга для поминовения иерея Георгия, Иулиании, Татианы, Павла, Анны и их сродников, преставившихся. А подписал сию книгу многогрешный иерей Петр своеручно». Вверху 1 л. надпись «Писано в лето 7160 году писал справщик печатнаго двора Шестак Мартемян». Биография Шестака неизвестна. В расходной книге Московского печатного двора за 159 год (1651) имеется подпись: «159 г., октября в 5 день, государево жалованье справщик Шестачко Мартимианов первую половину своего окладу, денги взял все сполна и руку приложил». В такой же книге за 161 г. на л. 3 об. сказано: «Шестой Мартемянов – и Шестой умер, а на ево место по памяти из Приказу Болшаго дворца за приписью дьяка Смирново Богданова велено быть в справщиках Чудова монастыря старцу Евфимию». См. рукопись Расходныя книги, 49, л. 87, и 51, л. 3 об

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конечно, все эти доводы оказались напрасными, тем более, что вслед затем начался суд над Вассианом, который считался его единомышленником и был еще более неприязненным лицом в мнении тех, которые являлись судьями их обоих. Необходимо напомнить, что м. Даниил сам не менее резко осуждал иноков и епископов за влечение к материальным благам. В одном из поучений он говорит: «Увы мне! Себя упасли, расширили свои чрева брашнами и пьянством. Уклонились только на славу и честь, ради собственного покоя, чтобы есть все сладостное, дорогое и лучшее, на тщеславие, гордость (презорство) и мздоимство… Почему, братие, мы так гордимся и превозносимся, имея власть игумена или епископа? Потому что мы добиваемся их, побуждаемые страстями и немощами. Мы заботимся, чтобы есть и пить разнообразные, дорогие и изысканные кушанья и пития, чтобы собирать золото, серебро, многие богатства и имения, чтобы веселиться и прохлаждаться, созывать на обеды знатных и богатых и понапрасну истощать церковные доходы на тунеядцев, то, что нужно на потребности церкви, для странников и нищих, а их презираем». (Опис. рукоп. Синод. библ. Отд. II, ч. 3, стр. 152–153, ср. еще Жмакин, 619–620; 062–69 и тождественный отзыв М.Грека, см. в. ст. 383–385). 1838 П. С. Р. лет., IV, 295. Еще в 1523 г., перед Казанским походом в числе важнейших лиц, бывших поручителями на духовной вел. князя, находился и Вассиан князь Иванов сын (Собр. гос. грам. I, 150) 1839 Акты экспедиц., I, 173. Речь идет даже о защите прав Ниловой пустыни по челобитью кн. Вассиана. Любопытно, что почти одновременно (19 сент. 1526 г.) вел. князь пожаловал старицу Софию селом Вышеславским в Суздале, с деревнями и починками и что к ним исстари потягло до ее живота, а после ее смерти в прок тому же сузд. Покровскому монастырю. Соломония названа в этом акте «старицей Софьей», как встречается нередко и в других актах. По Сузд. летоп. она скончалась 18 дек. 1542 г и погребена в том же мон-ре. (Карамзин, VII, прим. 280) 1841 Хроногр. Толст., и сказан. о Максиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Опальные могли вспоминать времена м. Варлаама, который, принадлежа по духу к белозерцам (отзыв Герберштейна о нем см. выше), выступал в защиту открыто и, когда не нашел поддержки, отдал свой посох вел. князю, был заключен и сослан в Спасо-Камен. мон. (Герберштейн, pag. 20, и П. С. Р. лет., VI, 264; VIII, 269) 1861 Фома женился в 1430 г. на принцессе Екатерине, дочери Чентурионе Захарии II, которого он лишил престола, чтобы стать владыкой Мореи, и плодом этого брака были две дочери и два сына (Елена за Лазарем II сербским, Андрей, Мануил и Зоя-София) 1862 Недовольство против Софии существовало издавна и перешло в летописи: ее винили в том, что свита ее разоряла места, через которые она проезжала, убегая от Ахмата (П. С. Р. лет., IV, 154; VI, 21, 232, 279) и за растрату княжеской казны на родственников, когда приезжал брат ее Андрей, и на приданое племяннице, вышедшей замуж за кн. верейского Василия Мих., отнятое потом Иваном III (ib., VI, 235) 1864 Возможно, что этот отрывок один из пунктов о порче книг Максимом, составленных по поручению м. Даниила чудовск. архимандр. Ионой (архим. с. 1518–1549), потом епископ. суздальским (ср. Повесть Паисия и др. сказания в книге Белокурова). См. ниже 1867 Сочин., I, 36. М.Грек весьма интересовался отношениями русской церкви. Так, он привез с собою грамоты, что дали прежние государи земли во Св. гору (Акты Арх. экспедиц. I, 337). Сомнения в существовании грамот относительно отделения русской церкви см. выше. Ср. Жмакин, 177–178 и Т.Барсов , Конст. патриарх и его власть над рус. церк., Спб 1878, с. 569–573 1868 Статья эта была писана к духовному лицу (твое преподобие, Сочин., III, 154–156) и вызвана очевидно установленной после поставления в Конст-ле, в 1474 г., митр. Спиридона, архиерейской присягой – не принимать как от Рима латинского, так и от Царьграда турецкой державы и во всем повиноваться русскому митрополиту (Карамз., V, пр. 309; см. Твор. св. отц., год VI, кн. I, 158, прим.). При поставлении митр. Иоасафа (1539) обещание это было исключено (Акты Арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

816 Карф. Собор. прав. 35, 42. Седм. вселенск. Собор. пр. 12. При самой купле свящ. вещей, напр. икон издревле доселе сохранилось выражение благоговения к ним; говорят: не продавать, а менять икону. О благоговении русских бывший в России при Алексее Михаиловиче англичанин Коллис пишет: «стертый образ бросают в реку, и перекрестясь говорят: прости. Если иконы сгорят, то говорят об них, что выбыли; о сгоревшей церкви говорят: она вознеслась». Гл. 5. 817 Созом. кн. IX, гл. 9. Тоже должно заметить о Турках, которые, хорошо зная уважение христиан покаряемых к храмам Божиим, щадили храмы христианские, как хранилища народности, и кроме храйней необходимости не разрушали; между тем как все прочее они нещадно опустошали. См. о древлесловянских – кирилловских типографиях в чтен. общест. истории и древн. Р. при М. Универс. 1846 г. 830 Кормч. част. 2, л.18. О правах ставропигии см. 27 грамоту патр. Никона в древней российской Вивлиофике издан. 2, част III. 858 См. в V томе истории Карамзина, примеч. 74. Древле в нашем отечестве внушалось вообще, когда были приходящие в дому, вынимать хлеб за столом в честь Пречистыя и по окончании обеда воэдвизать; и по пропетии: достойно, вкушать и чашу Пречистыя пить, и проч. Домостроя гл. XI. 883 Древле у нас «в навечерие Богоявления воду святили в церкви, по прежнему обычаю, а на воду в вечеру не ходили, ходили назавтрее пред обеднею». Это хождение на Иордан патриарх Иоаким установил совершать после литургии. См. чин священнослужения и обрядов в большем моск. требнике, напечатан. в 1795 году. «В вечеру св. воды не пили никто, токмо кропили водою, а пили св. воду назавтрее после обедни, преж доры». Допол. к акт. историческ. V, 26. 889 Assemani bibliotheca oriental, tom. I. pag. 269, 486, 487. По Баронию начало водоосвящения относится к 132 году. 896 В апологии, XL. Древле в отечестве нашем, по окружной патриаршей грамоте, об избавлении от засухи и мора домашних животных совершалось повсюдное моление, в котором, при крестном ходе, присовокупляли моление к пр. Илии и Иоанну Богослову. Истор. акт. арх. экспедиц. том. 3, 322, 164З года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

57 См. объявление при Сборнике памятников Православия и Русской народности на Волыни: выпуск 1-й на оберточном листе, под рубрикой: «в настоящее время имеются следующие фотографические снимки», 15, 16 и 17. 58 Иаков Мних в похвале св. Владимиру пишет: «взыска спасете и прия от бабы своея Ользе, како прияла св. крещение... то все слышав от бабы своея Ольги, тоя и житие подража... То слышав и разгораясь св. Духом сердце Его, хотя св. крещеше“. Ст. кн. 1 стр. 87. 59 История России, – т. 1издание 3-е стр. 127 – 151, Жития свят. Российск. Церк. м. Июль стр. 76 – 94. Русские святые, изд. 1-е я. Июль, стр. 60 – 75. 60 Митр. Иларион. «похвала Кагану Владимиру. См. акт: археографич. Экспедиц. 1 стр. 258. Также прибавления к творениям св. Отцов 1844 г. 64 История Русской Церкви Макар. т. 1 стр. 10. По сказанию пр. Нестора св. Владимир отдал Новгород сперва Вышеславу, а по смерти его Ярославу, Ростов сперва Ярославу, потом Борису, Полоцк Изяславу, Туров Святополку, землю Древлянскую – Святославу, Владимир-Волынский – Всеволоду, Тмутаракань – Мстиславу, Муром – Глебу. Позднейшие летописцы прибавляют, что Смоленск был отдан Станиславу, Псков – Судиславу и Луцк – Позвезду. (Полн. собран. лет. 11 стр. 259. Степ. кн. 1 стр. 157. Арцыб. Повеств. о России т. 1 книга 2, примеч. 5. Карамзина 1. примеч. 467). 65 Степ. книга 1, стр. 153. 171 Ник. Лит. 1, стр. 111. Митроп. Евгений. Истор. Княж. Псковского 11, стр. 2. Stebelskiego Ziwoty swit. Enfrozyny i parascewy: w Wilnie 1871 г. 1 стр. 67 – 59. Кар. III, примеч. 153. 66 Новейшие летописцы, те, которые в XVI в. дополняли Нестора баснями, едва ли зная, что есть на свете Владимир-Волынский, потому что эта часть России принадлежала тогда Литве, назначают место Всеволодова удела на берегах Клязьмы, забывая, что о Владимире на Клязьме, летописцы не говорит ни слова до самого XII в. (См. Истор. Росс. Госуд. т. 1, стр. 462, примеч. 466). 72 Истор. Русск. Церк. Пр. Макар. т. 1 стр. 27. Древлянский князь убит в 1015 г. Святополком, а Смоленские Станислав и Луцкий Позвезд скончался, как говорит пр. Макарий, вероятно еще прежде (там же стр. 213, прим. 85. Снес. Кар. Истор. Рос. Госуд. т. II, стр. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Жданко ответил в тот же день: «Вопросъ наименован iu земель отложенъ до Вашего прибыт iя Петербург». В своём выступлении в Морском собрании во Владивостоке Вилькицкий сказал о наименовании новооткрытой земли следующее: «Вамъ можетъ показаться страннымъ, что, докладывая объ ея открыт i и, я не назвалъ ее какимъ-либо именемъ, но дло въ томъ, что хотя географическ i я традиц i и и сохраняютъ за землями т назван i я, которыя даны людьми, впервые ихъ увидевшими, но не всегда и не всми именами могутъ распоряжаться самовольно путешественники. Имя эти земли получатъ тогда, когда докладъ о нихъ вмст с картой, будетъ представленъ на Высочайшее благовоззрн i е и когда Его Императорское Величество соблаговолитъ утвердить своимъ новымъ владн i ямъ такое имя, которое имъ приличествуетъ ». Вилькицкий, действительно, мог самостоятельно предложить название открытой земли. Но не любое. Чтобы дать объекту имя живого человека, уместно спросить на это его разрешение. Ведь человек может счесть называемый в честь него объект недостойным себя. Поэтому Вилькицкий и уточняет о докладе- «вместе с картой». Дать открытой земле имя царя- высокая честь и для Вилькицкого и для участников ГЭСЛО. Ведь в честь царя может быть названо только великое открытие. Сам себя удостоить высокой чести Вилькицкий не мог. Потому-то в телеграмме Жданко 3 декабря 1913 он и пишет «дло принимаетъ оборотъ … очень непр iяmhый членам экспедиц iu». Царь, в свою очередь, соглашаясь с наименованием вновь открытой земли его именем, соглашался и с тем, что в его царствование более крупного географического открытия уже не будет. И удостаивал высокой чести первооткрывателей- Вилькицкого и участников ГЭСЛО. Кроме того, как и сейчас, тогда существовал законный порядок присвоения наименований географическим объектам. Вилькицкий мог предложить название земли. Но присвоить ей законное наименование приказом начальника ГЭСЛО - не мог. Об этом пишет неизвестный автор заметки в газете «Русское слово» за 9 октября 1913 года, когда почти все газеты мира пестрели статьями об открытии «нового материка» и о его наименовании: «По газетным сведениям, открытая Вилькицким земля названа «Землей Императора Николая II». Между тем, в официальном донесении капитана Вилькицкого ни слова не говорится о том, как названа новая земля. По действующим правилам капитан Вилькицкий не имел даже права, не снесясь предварительно с Главным Гидрографическим Управлением, дать какое-либо название открытой земле».

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/06/...

   001    002    003    004    005    006   007     008