Конечно, тут нет нарушена духовной архиерейской власти: царь патрон монастыря, он и должен помогать ему. 2-е: «царь жаловал монастырям недвижимые имения: села, дворы, и освобождал их от разных податей и повинностей». И здесь нет нарушения духовной власти архиерея. 3-е: «цари, как патроны монастырей, наблюдали, чтоб имущество монастырское не утрачивалось, приказывали воеводам и дьякам считать в монастырской казне отставных настоятелей». И здесь пока нет нарушения архиерейской власти: дело касалось только до монастырских имуществ, здесь видна одна заботливость о неприкосновенности сих имуществ, об изъятии их от частного произвола. 4-е: «царь определял жалованными грамотами финансовые отношения монастырей к архиерею и его двору, освобождал их от суда архиерейского (конечно, не в духовных делах), от вмешательства в монастырские дела воевод и наместников». Но конечно, воеводы и наместники были не архиереи, и финансовые дела нельзя назвать духовными; следовательно, здесь нисколько не стеснялась духовная власть архиерея над монастырями. 5-е: «цари наблюдали за благочинием в монастыре и нравственностью монахов, назначали настоятеля, или утверждали избранного братией, и вообще охраняли монастырский устав, так что епархиальный архиерей в духовном отношении имел мало влияния на такие монастыри; он только давал настольную грамоту утвержденному царем игумену и имел общее наблюдение за монастырями». Здесь уже действительно Московские цари являются чистыми архиереями, или, по крайней, мере, строгими монастырскими игуменами, и епархиальным архиереям нет уже никакой доли участия в духовных делах монастырских: им остается одно давать настольные грамоты игуменам, назначенным от царя. Но так ли это было на самом деле, есть ли на это свидетельства? Автор говорить есть и ссылается на 204 и 214-й 1-го тома Исторических актов, и на 321-й 1-го тома актов Археографической Экспедиции. Что же находится под сими номерами? Рассмотрим. Под 204помещено обширное послание царя Ивана Васильевича в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Косме с братией; в этом послании царь действительно говорит об ослаблении монастырского устава, убеждает разными примерами и другими доказательствами, чтобы Кирилло-Белозерские монахи исправились и вели жизнь иночески строгую, не поблажали своим постриженикам из бояр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

(107) Известно, что 29 июля 1612 г. к митрополиту Ефрему обратился князь Д.И. Пожарский с просьбой от Земского правительства рукоположить во митрополита Крутицкого игумена Саввино-Сторожевского монастыря Исаию, чтобы тот временно заведовал делами Московского патриархата по смерти патриарха Гермогена (Ермогена). Однако, как отмечал позже тот же И.М. Покровский в брошюре «Казанский Митрополит Ефрем, помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова»: «Митр[ополит] Ефрем не поставил Исаию на Крутицы, быть может, потому, что он избран был на митрополию без церковного собора. Скоро сам митр[ополит] Ефрем был вызван в Москву и, находясь в царственном граде, непосредственно встал во главе русской иерархии». (См.: Казанский Митрополит Ефрем, помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - С. 3.) (108) Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Ноябрь. - С. 480. (109) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 271. (110) См.: Дмитриевский А. Указ. соч. - С. 197. (111) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 267 - 268. (112) Там же. - С. 268. (113) См.: Дополнения к четвёртому тому Актов Археографической экспедиции//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Дополнены и изданы Высочайше учреждённою Комиссиею. - Том четвёртый. 1645 - 1700. - Санкт-Петербург («Санктпетербург»): «В Типографии II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии», 1836. - С. 483.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

380–383. Послание патриарха Гермогена к прежде бывшему патриарху Иову о пришествии его в Москву – 1607 года. Февраля 5-го дня «Государю отцу нашему, святейшему Иеву Патриарху, сын твой и богомолец Ермоген, Патриарх Московский и всеа Русии, Бога молю и челом бью. Благородный и благоверный, и благочестивый, и христолюбивый, великий Государь Царь и Великий Князь Василей Иванович, всеа Русии Самодержец, советовав со мною, богомолцем своим, и со всем освященным собором, и с бояры, и с околничими, и с дворяны, и с приказными людми, и со всем своим царьским сигклитом, и с гостми, и с торговыми людми, и со всеми православными християны паствы твоея, послал молити святительство твое, чтобы ты учинил подвиг, ехал в царьствующий град Москву, для его Государева и земского великого дела; да и мы молим со усердием святительство твое и колени преклоняем, сподоби нас видети благолепное лице твое и слышати пресладкий глас твой: презелне бо желаем тя чувственныма очима зрети и Богом благословенныя десница твоея сподобитися, паче же о сих, еже благосердне препослеши о нас молитву твою к трисобственного естества владычьству, да сподобит премилостивый Бог, за молитв святых твоих, Росийское государьство жити в мире и в покое и в тишине, и подаст великому Государю нашему Царю и Великому Князю Василью Ивановичу всеа Русии здравие и на враги победу, и святым своим церквам и християнской нашей непорочной вере благое и крепкое состояние; а мы должны, елика наша сила, сего же безсмертного зижителя нашего Бога молити о твоем святительском благом пребывании. А милость Божия и Пречистыя Богородицы, и великих Чудотворцов Петра и Олексея и Ионы молитва , да и нашего смирения благословение, да есть и будет с святительством твоим всегда и во веки аминь. Писан на Москве, лета 7115 (февраля в 5 день. Заимствовано из Актов Археографической Экспедиции, т. II-й, из так называемого – Статейного списка о посылке от царя В. Иоановича и Патриарха Ермогена Крутицкого Митрополита Пафнутия и Симоновского архимандрита Пимена в Сторицу по бывшего Патриарха Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

67, стр. 149., Археографической Экспедицией выписано из Сборника грамот Смутного периода, принадлежащего Иператорской Публичной Библиотеке л. 335–380. Памяти Патриарха Гермогена о созыве Московских людей в Соборную церковь Святыя Богородицы. 1607 года. Февраля 20-го Лета 7115 февраля в 19 день, по приказу великого господина святейшего Ермогена, Патриарха Московского и всеа Русии, память Григорью Федоровичу Образцову да дьяком Василью Миронову да Ивану Степанову. Велети им послати по всем сотням к старостам и к соцким, чтоб они из сотен и из слобод посадские и мастеровые и всякие люди, мужеска полу, были в соборную церковь Пречистыя Богородицы, в пятницу, февраля в 20 день, в другом часу дни». «Лета 7115 февраля в 19 день, по приказу великого господина святейшего Ермогена, Патриарха Московского и всеа Русии, память князю Ондрею Ивановичу Гундорову да дияком Нелюбу Нальянову да Василью Семенову. Велети им послати по всем сотням к старостам и к соцким, чтоб они посадские и из слобод торговые и мастеровые и всякие люди, мужеска полу, были в соборную церковь Пречистыя Богородицы, в пятницу, февраля в 20 день, на другом часу дни. Заимствовано из Актов Археогр. Экспедиции II , 67-й, стр. 157-я. Грамота благословенная патриарха Гермогена на построение в селе Чернышеве храма. 1607 года, марта 23 «Божиею милостию, се аз смиренный Ермоген, патриарх московский и всеа Русии. Бил нам челом костромитин сын боярской Офонасей Иванов сын Селиванову а сказал: в Костромском деи уезде, в его поместье в деревне Чернышове, был изстари храм святого великого Чудотворца Николы, и то деи место запустило от черемиских людей войны. И нам бы его пожаловати, благословити ему в его поместье в деревне Чернышове, храм святого великого Чудотворца Николы воздвигнута новый на старом месте, да на тот храм и антимис дати и освящати велети. И аз Ермоген, патриарх московский и всеа Русии, Офонасья Селиванова пожаловал, благословил ему в его поместье, в деревне Чернышове, храм святого великого Чудотворца Николы воздвигнута новой на старом месте, да на тот храм велел ему и антимис дати и освящати велел попу с дияконом, по правилом святых апостол и святых отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

А возведен на двор митрополичь месяца февраля 6 в четверток мясопустныя недели; а съверъшен бысть митрополитьм на превысокий престол Великиа Росиа того же месяца 9, в неделю мясопустную; а на поставлении его бяше Макарий, архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова и епископи Акакий Тферский, Иона Рязанский, Васьян Коломенскый, Досифей Сарьский, Алексий Вологотский» 383 . В «Актах Археографической экспедиции» опубликован довольно подробный Чин поставления митрополита Иоасафа 384 . Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом «повольную» грамоту митрополиту Иоасафу 385 . Интронизация митрополита Иоасафа была в феврале, а в первые три воскресенья марта он поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539) 386 ; настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543) 387 ; наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого; 1539–1555) 388 . К области литургико-иерархической деятельности митрополита Иоасафа следует отнести поставление им в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря «Исака Собаку», который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком 389 . Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: «Отпиши де мне, что Исакова ересь» 390 . Как отмечается, «заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела» 391 . Одним из первых актов, рассмотренных святителем Иоасафом, является подтверждение им прежних льгот Иосифо-Волоколамскому монастырю при игумене Нифонте (1522–1543). «А подписана лета 7047-го, июня в 12 день. И подписал митрополичий дъяк Матвей Корятнев» 392 . При митрополите Иоасафе в Москву в 1540 г. для поклонения приносились из Ржева «образ Пречистые царици Богородици Девици Марии Одигитриа, да на поле у Пречистыа образ святитель Христов Никола, да другая икона Крест честный. И всретоша чюдотворныа иконы с кресты пресвященный митрополит Иоасаф со всем освященным събором» 393 . Перед этим митрополит Иоасаф соборне рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон 394 . На этом месте в память сретения чудотворного образа был затем построен храм. С этих образов впоследствии писались копии; в честь Оковецкой, или Ржевской, иконы было установлено празднование 8 июля. Традиционно в Москве в дни сретения чудотворных икон совершались крестные хода. «К храмам, поставленным у западного края города [Москвы – а. М.] направлялись крестные ходы в дни празднований ржевским иконам 29 ноября, “к Пятнице Ржевской в Чертолье” и 11 июля» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Бога ради узнайтеся и обратитеся от смерти в живот и обрадуйте своя родители, и жены и чада своя, и всех нас; а мы воистинну тому ради, чтоб вы не пропали вовеки и должни о вас Бога молити и Государю о ваших винах бити челом (а ведаете, что Государь милостив и отпустит вам вины ваша) и чтоб вам не положити вечного пороку и клятвы на себя и на дети ваша и в работе б вам не учинити своих детей, а самим бы вам в неволе не быти, и не быти бы вам отлученным от лика святых православных воин братий ваших; а отцы ваши не токмо к Московскому царьству врагов своих не припущали, и сами в морские отоки, в дальняя разстояния и в незнаемыя страны, яко орли острозрящие и быстролетящи, яко на крылах паряще, и вся под руку покаряху Московскому Государю Царю, и тому свидетели вы сами. И вы, Бога ради, ревнуйте своим родителем, и не будите супротивни делом их и не отметайтеся от веры, в ней же родишася и святым крещением просветишася, и паки со тщанием и с радением возвращайтеся к нам; мы же с радостию и любовно восприимем вас и не будем о сем порицати вам, понеже без греха Бог един, да и прочая лета поживете в Божию славу и в свою ползу в духовную и телесную, и в веселие и радость, и в покое и в пребывании мирном, благоденственно и без печали, в будущем же обрящете живот вечный; мы же, с Божею помощию, брежем спасения вашего елика наша сила. Заимствовано из Актов Археографической Экспедиции т. 11., 169. стр., 286–291. В актах помещено из рукописного Сборника, купленного г. Строевым в Москве. Грамота к избранному на Российский престол Польскому Королевичу Владиславу Сигизмундовичу от Патриарха Гермогена и от всех Российских духовных и светских всякого чина и звания людей, отправленная с Российским к нему посольством: о силе, власти и правоверии всех царствовавших в России Государей до времен Царя Феодора Иоанновича; о бывших потом мятежах и кровопролитиях от Самозванцев, и об избрании его Королевича на Российский престол Государем, с убедителънейшим молением и прошением принять Греческое вероисповедание и крещение, по обряду Греко-Российской церкви – Писана 1610, Сентября 12 .................................и Отец Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

И великий Государь Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии, по своему царьскому милосердому обычею и по нашему прошению, их пожаловал, вины их им отдал; да и мы, полагаяся на судбы, паче же и на щедроты Божия, их також соборне простили и разрешили. Тебе же со всем освященным собором, яко доблественного пастыря, вси вкупе благословляем, паче же и похваляем за усердие твое, что не попущаешь словесному стаду паствы твоея путем погибели итти и желаеши их избавити от губительного волка и от зверохищного яда его: достойно убо дело твоея паствы сотворил еси, что священником Свияжского города у прелстившихся людий приношения к церкви Божией приимати не велел, понеже сами от милости Божия уклонилися и верят прелести вражией; ты же, яко добрый пастырь, последуя Владыки нашего стопам, возводиши их от грех их ко спасению. Мы же со всем освященным собором благословляем тя и впред имети попечение о пастве своей и наставляти б тебе люди Божия на путь спасения, чтобы в пагубу не уклонялися; да и священником наказывай, чтобы жили по заповедем Божиим и детей бы своих духовных поучали и наказывали, чтоб жили в чистоте и во страсе Божии и от грех покаянием очищалися и прелести вражии не верили; a Свеяжен бы еси, сыну, дворян и детей боярских и всяких людей простил, и разрешил, и приношение у них к церквам Божиим приимати велел по прежнему; да и в Казани б еси оберегал от тое смуты накрепко, чтобы люди Божии не погибали душею и телом, да смотрил бы еси и над попы накрепко, чтобы в них воровства не было; а болши всех смотри над Софейским, да над Покровским, да над Ирининским: толке они не переменят своих обычаев, и им в попех не быти. А милость Божия и Пречистыя Богородицы и великих Чудотворцов Петра и Олексея и Ионы молитва , да и нашего смирения благословение, да есть и будет с твоим святительтвом всегда и во веки, аминь. Писан в царьствующем граде Москве, лета 7115 декабря в 22 день. Заимствовано из Актов Археографической Экспедиции, т. II, 61-й, стр. 138–139. Археограф. Экспедицею заимствована из Сборника Грамот Смутного периода, принадлежащего Императорской публичной Библиотеке, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

И. М. Снегирев, ссылаясь на данные актов Археографической экспедиции, справедливо полагал, что памятник в Кадашах сооружен в 1687 г . и перестроен гостями Кондратом и Логином Добрыниными в 1713 г ., однако освящен он был в 1695 г . В связи с празднованием 200-летнего юбилея храма в Кадашах в 1895 г . была опубликована работа С. Страхова . Страхову был знаком архив, который я нашла в Новоспасском соборе. В отличие от более ранних исследований, он с научной точностью ссылается в своем тексте на название архива, номер фонда, связку, дело, листы материала, из которого берет свои сведения. Однако очень многое из того архива, который мы оба в разное время держали в руках, не заинтересовало моего предшественника и не позволило ему прийти к тем выводам, которые мы можем сделать сейчас. В статье Страхова говорится, что стены новых апсид второго этажа были поставлены на стены нижних, отчего они и получили такую тяжеловесность, исказив изящные, легкие пропорции здания. Кроме того, были сломаны и открытые лестницы у колокольни. Прошло почти 30 лет, прежде чем вместо них сделали ныне существующие закрытые паперти. Он уточнил и дату перестройки галерей (1860), позднее происхождение которых было ясно из наблюдений над памятником. Очень важный документ 1687 г .— подрядная запись «крепостного архитектора Пашки Потехина» на постройку в усадьбе князя Черкасского в селе Ворсме ( 60 км от Нижнего Новгорода), на Острове, храма по образцу памятника в Кадашах — был опубликован Макарием в 1857 г . Подрядная запись уточняла дату постройки Кадашевского храма: в 1687 г . он уже существовал и служил образцом для других построек. В подрядной записи говорится, что князь Черкасский просит построить церковь в его усадьбе с тремя «рундуками», то есть лестницами, как в храме Воскресения в Кадашах. Итак, мы правильно поняли, что колокольня и храм не одновременны. Первоначально, в 1687 г ., памятник в Кадашах имел три лестницы, как храм в Филях, построенный на семь лет позднее Кадашевского. В 1893 — 1903 гг. осуществлен новый хозяйственный ремонт, он коснулся деревянных лестниц в закрытых папертях, которые были заменены на каменные, и дымоходов в изразцовых печах XVII в. нижнего этажа. Из отчетов о ремонте мы узнали, что нижний этаж имел печи, был теплым. Исследованием памятника в натуре такие детали установить трудно. В нижнем этаже, который хотели сделать более светлым, двустворчатые чугунные двери галереи, примыкавшие непосредственно к папертям, заменили окнами, а дверные полотна перевесили на двери в торцах папертей. Кроме того, были выпилены железные связи в арках четверика и трапезной в первом этаже. Иконостас во втором этаже вновь «подновлялся» 18 .

http://pravmir.ru/pamyatnik-russkogo-zod...

Как будет показано ниже, в древней Руси очень устойчивой была традиция освящения храма на престольный праздник. Близкое соседство в святцах Юрьева дня (осеннего) – 26 ноября и Зачатия святой Анны – 9 декабря позволяет сделать предположение, что это совпадение является не случайным, и мы можем говорить о том, что основание обители следует отнести к ноябрю – декабрю 1365 г. Тем самым можно утверждать, что поездка Сергия Радонежского в Нижний Новгород и основание новой обители пришлись на последние месяцы 1365 г. 324 Полное собрание русских летописей. T. XV. Вып. 1. Пг., 1922. Стб. 162. (Далее: ПСРЛ). 326 Горский A. A. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в конце XIV – середине XV в.//Средневековая Русь. Вып. 4. М., 2004. С. 142–143. 328 Цит. по: Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 210–211. 333 Кучкин В. А. Формирование... С. 141–142, 218; Горский A. A. Москва и Орда. М., 2000. С. 69; Он же. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств... С. 144. 335 Экземплярский A. B. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. 1. Спб., 1889. С. 88. 341 Редкие источники по истории России. Вып. 2. М., 1977. С. 40, 165. Ср.: Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. X. М., 1851. С. 54, 106, 247, 251. 344 Макарий (Булгаков) , митрополит московский и коломенский. История русской церкви. Кн. IV. Ч. 1. М., 1996. С. 172–173. Соборное определение опубликовано: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. T. I. СПб., 1836. 284. С. 329–332. 346 Российский государственный архив древних актов. Ф. 181. 20/25. Л. 846 об.–847. Цит. по: Кузьмин A. B. К истории московского боярства конца XIV – начала XVI в.: самосознание и «память»//Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Москва, 4–6 февраля 1998 г. М., 1998. С. 142. Выделено нами. – Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но г. А-ов, не внимая ничему и желая, во что бы то ни стало, доказать научные недостатки моей книги, продолжает: «закон 1684 г. против раскольников едва ли есть произведение Софьи; скорее это есть сочинение сурового патриарха Иоакима, который жестоко вооружился на староверов после бунта 1682 г., и он, по всей вероятности, настоял на необходимости кровавых правительственных мер. Гуманный Голицын не мог советовать царевне издавать такие крутые узаконения». По поводу этой тирады, я позволяю себе спросить г. А-ова, обвиняющего меня в том, будто бы я «представляю в своем сочинении сомнительные данные без всякой критики», – считает ли он свои: «едва ли»... «скорее»... «по всей вероятности» – «несомненными данными, критически очищенными»? Далее: читал-ли он в 4 томе актов археографической экспедиции, на который ссылается, документы под 263, 265–7, в которых «суровый» патриарх Иоаким изображается ходатаем за стрельцев-раскольников пред «достойной сестрой Петра», уже успевшей казнить Хованских, т. е. уже после стрелецкого бунта, бывшего в мае-июле 1682 г.? Читал-ли он в частности документ под содержащий в себе известные 12 статей против раскольников, о которых идет речь, и имеющий следующее заглавие: «в прошлом во 193 г. апреля в 7 день Великие Государи Цари и Великие князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея... России самодержцы, и сестра их Великая Государыня благоверная царевна София Алексеевна, слушав сих статей, указали и бояре приговорили: раскольщиком» и т. д., и знает ли, как надписывались в до-Петровской Руси гра- моты и указы, издававшиеся от имени царя, но составлявшиеся «по совету и благословению» патриархов? Еще: знаком ли он с записанным Саввою Романовым следующим комплиментом, которым стрельцы раскольники угостили Софью Алексеевну на соборе в грановитой палате: «пора-де, государыня давно в монастырь, полно де царством мутить; нам бы здоровы цари государи были, а без нас-де пусто не будет», и думает ли, что подобная любезность ревнителей старины могла пройти бесследно? Наконец, знает ли он что, «по челобитью гуман- ного» Голицына, пытали тех, которые казались ему людьми недоброжелательными (запису. Желябуж., стр. 21–2)? Вывода из этих вопросов не делаю; он понятен каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008