Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКАЯ КОМИССИЯ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ [Временная комиссия для разбора древних актов; Киевская археографическая комиссия, 1843-1921], научно-исследовательская организация, учрежденная в Киеве в 1843 г. с целью выявления, изучения и публикации архивных документов. Образование К. к. происходило в условиях интенсивного развития научных исторических объединений в разных регионах Российской империи - Московского и Одесского об-в истории и древностей, Виленского статистического комитета и др. В 1835 г. аналогичное об-во организовал 1-й ректор Киевского ун-та М. А. Максимович . Финансирование этой структуры было скудным, и в 1841 г. Максимович предложил киевскому генерал-губернатору Д. Г. Бибикову создать об-во по образцу московского. 30 апр. 1843 г. Бибиков подал соответствующее прошение на имя министра внутренних дел. В ответе от 31 мая того же года указывалось, что «император Высочайше соизволил на учреждение при Вас Временной комиссии для разбора древних актов в архивах присутственных мест и монастырей Киевской, Подольской и Волынской губерний» (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 152. Д. 232. Ч. 1. Л. 1-2). Т. о., сразу же была определена задача и территориальные границы деятельности организации. Об этом распоряжении были уведомлены Мин-во финансов, Синод и Главное духовное начальство римско-католич. исповедания. Им вменялось в обязанность помогать деятельности комиссии. Правовой статус К. к. был определен как структурное подразделение Мин-ва внутренних дел и одновременно как часть аппарата управления Юго-Западного края. Первоначальные шаги по формированию К. к. были сделаны профессорами Максимовичем, Н. Д. Иванишевым, В. Ф. Домбровским и коллекционером бароном С. де Шодуаром, которые разработали устав орг-ции, ее структуру и первые акты. Подбором кадров для работы в комиссии занимался Бибиков. Археографические экспедиции начали работу уже летом 1843 г. Первыми получили соответствующие указания Домбровский (выехал на Волынь) и П. А. Кулиш (работал на Киевщине). Им поручалось исследовать и описать местные архивы (в т. ч. церковные и монастырские), а также приобрести документы у частных лиц. Успехи экспедиции и были положены в основу первых изданий К. к. и дальнейших исследований.

http://pravenc.ru/text/1684529.html

Предисловие Предлагаем несколько новых, доселе бывших неизвестными большинству занимающихся Историей Русской, Сказаний о Соборах в Москве на еретиков царствования Грозного. Говорим новых, потому что известие, сообщаемое Карамзиным (в VIII т., гл. V, стр. 135, прим. 594 сжатого издан.) об ереси Матвея Башкина и участии в ней Рязанского и Муромского епископа, Касьяна, ограничивается только несколькими строчками, особливо о последнем. Правда, историограф приводит о Касьяне выписку из одного краткого Летописца, принадлежащая Графу Ф. А. Толстому, но она довольно коротка и указывает собой на свое происхождение, т. е., на извлечение (составителем Летописца) из нашего Сказания почти теми же самыми словами, с опущением, однако же, и важного, каково, на пример, известие о сочинении Иосифа Волоцкого против Новгородских еретиков, названное всеми, бывшими на Соборе, «светилом Православия»: «светило то нарекоша быть Православию». Следовательно, вот откуда должно объяснять название творения Иосифова» Просветитель». В других сочинениях тоже не находим ни малейшего следа, указывающего на существование представляемого теперь «Сказания вкратце о соборе на Матвея на Башкина, на еретика, и о Епископе Касьяне Рязанском». Следующее за тем дело о знаменитом» Канцлере, говоря нынешним выражением , или, по тогдашнему, Печатнике , Дьяке Иване Михайловиче Висковатом, известно нам только на половину. Археографическая Комиссия напечатала в 1-ом томе Актов Археографической Экспедиции (X 258, стр. 241 –240) лишь неполное, отрывочное, Сказание, и то по двум, довольно неисправным, спискам (Соловецкого монастыря и г. П. М. Строева). Выражение Дополнительный ответ к Исповеди,» поставленное Комиссией в заголовке; показывает, что и Комиссия смотрела на эти акты, как на отрывок, выведши такое заключение из первых строк Покаяния, хотя тоже не указывает на предшествующее Дополнению, на самую Исповедь. Этой последней нет и у нас, потому что в «Вопросе Дьяка Ивана Михайлова о сотворении неба и земли» и пр., представляемом нами теперь, тоже, во многих местах, говорится об этой Исповеди и о многом другом, выраженном им письменно («да писал еси»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Пшеницын Д. А., Черкасова М. С. Копийная книга актов Пачеозерской церкви Сольвычегодского уезда конца XVI–XVII в.   В отечественном источниковедении копийные книги актов изучаются главным образом применительно к монастырям центра и севера России (Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский, московские Богоявленский и Симонов, Троице-Сергиев, вологодские Павлов Обнорский и Корнилиев Комельский, Михайло-Архангельский Двинского уезда). Слабее разработаны и введены в научный оборот сборники копий из церковных архивов. По соборным церквям они известны лучше, например, Н. Румовский в 1862 г. издал копийную книгу актов Х VI –Х VII вв. великоустюжского Успенского . О внушительности актовых собраний северных церквей свидетельствует обнаружение в 1900 г. академиком А. А. Шахматовым в ходе его археографической экспедиции в Архангельскую губернию около 400 актов Лодомской церкви (во имя вмч. Георгия) на Двине Х V – начала Х VIII в., которые в 1908 г. были опубликованы М. Г. Курдюмовым и С. Ф. В 1960 г. З. А. Огризко отметила среди неразобранных материалов в Великоустюжском архиве копийную книгу поземельных актов Михайло-Архангельской церкви Пачеозерской волости Сольвычегодского (Усольского) уезда. Одновременно она указала на несколько копийных книг в Государственном архиве Архангельской области, поступивщих из церквей Ухтостровской волости Двинского уезда – Никольской, Богоявленской, Варварской. Грамоты из них были использованы ею в дискуссионной статье о крестьянском и церковном землевладении на Обращался к актам из копийных книг приходских церквей Двинского уезда и А. И. Копанев, считавший (вслед за М. М. Богословским и А. Я. Ефименко) церковное землевладение одной из форм общинного владения черносошных крестьян в Х VI –Х VII вв. Этим самым он полемизировал с З. А. Огризко, видевшей в землях северных волостных церквей феодальную природу и сближавшей его с монастырским землевладением. Близкое к этой точке зрения мнение высказал и Ю. С. Васильев, рассмотревший поземельные акты из архивов приходских церквей Важского уезда Х VII в. Правда, в другой части своей работы исследователь указывал на промежуточный характер землевладения приходских церквей, находящееся между монастырским и

http://sedmitza.ru/lib/text/8767019/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д. Ф. Полознев. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан К оглавлению В историографии время после низложения патриарха Никона и завершения Большого Собора 1666–1667 гг., вплоть до упразднения патриаршества в 1700 г. отошло как бы в тень более ярких и драматических событий предшествующего периода. Если не принимать во внимание историю раскола, интерес к которому вызвало открытое противостояние приверженцев старой веры православной Церкви, в советское время исследованное как социальное явление, то мы насчитаем буквально несколько работ, касающихся преимущественно патриаршества Иоакима и Адриана и истории Собора 1682 г. И хотя некоторые пробелы восполняются по документам, изданным в составе «Актов Археографической экспедиции», «Актов исторических», «Древней российской вивлиофики», по «Описанию документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» и др. и отдельным публикациям , в целом данный период еще не получил достаточно полного освещения и обобщения в научной литературе. Между тем на это время приходятся предстоятельства четырех последних патриархов: Иоасафа II (1667–1672), Питирима (1672–1673), Иоакима (1674–1690) и Адриана (1690–1700) и проведение ряда важных церковных Соборов в 1672, 1675, 1678 и 1682 гг. В эти же годы значительные потрясения испытали государство и общество. После кончины в 1676 г. царя Алексея Михайловича власть ненадолго перешла к Федору Алексеевичу (1676–1682), продолжившему реформаторские начинания своего отца. Период после краткого правления Федора и вплоть до воцарения Петра в 1689 г. отличался политической нестабильностью в связи с неясностью в вопросе престолонаследия. Царствование же Петра I, начало которого приходится на последнюю треть XVII в., ознаменовалось резким поворотом не только в государственной политике, но и изменением отношения к Церкви, пытавшейся сохранить традиционные религиозные и национальные устои, ведь даже реформы, начатые патриархом Никоном и весьма последовательно продолженные его преемниками, проходили под знаком борьбы с «новинами».

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

В русском законодательстве слово «архив» впервые явилось при Петре Вел. Но само собою разумеется, что хранение письменных актов и создание разных способов этого хранения современно самому появлению в России письменности. Первоначально юридические сделки отмечались на досках. Из Псковской судной грамоты видно, что в XV в. вместо досок стали употреблять «письменные акты». Те из них, которые вносились «в ларь св. Троицы» т. е. в книги, хранившиеся в Троицкой ц., считались бесспорными. Значит, Троицкая ц. для Пскова служила нотариальным архивом. Позднее, в XVI в., когда вошло в употребление излагать юридические сделки письменно, важнейшие акты, составлявшиеся у площадных подьячих, чтобы сделать их «крепкими», необходимо было заносить в Приказные книги («купчие и др. крепости». Неволин, Ист. рос. закон.). В XVI в. существовал в Москве уже царский архив, или Московский государственный, опись которого напечатана в 1 т. Актов Археографической Экспедиции 289, стр. 335–355). Из описи видно, что письменные акты лежали в ящиках, которых было более 231. В них хранились самые разнообразные акты и притом без всякого порядка. Дипломатическая переписка с Литвой и Данией перемешивалась с грамотами купчими и меновыми; посольские книги, судебник с «дьячьими руками»; указ об опричнике, сыскные дела по обвинению разных лиц в оскорблении государя («непригожие речи на государя»), память старицы Александры, выпись митрополичьих пошлин, со сказкой литовского гонца про кн. А. Курбского и т. д. Но главным центром хранения письменных материалов различного характера были в древней Руси монастыри и церкви, которые были главными представителями духовного образования среди малограмотного населения удельной Руси, и которые в то же время сохраняли большую устойчивость и безопасность среди постоянных тогда политических перемен и вражеских нашествий. «Церкви и монастыри, говорил М. м. Филарет, по свойству и постоянству их бытия, должны быть преимущественными источниками и надежными хранителями древностей».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

V. Достопамятные события Обозрение истории сего древнего в Москве и первенствующего монастыря, его священных памятников, преимуществ и Настоятелей заключим указанием достопамятных в нем событий, которыми ознаменовано пяти вековое его существование. Его Настоятели нередко являются на политическом поприще деятелями, на Иераршеском Престоле Архипастырями. Некоторые из них были Духовниками Великих Князей, а Митяй не только Духовником, но даже Печатником Димитрия Донского; Сергий Азаков и Игнатий замечательны как своим двукратным путешествием в Царьград, так равно и описанием его 63 . Трифон в 1452 г. благословив брачный союз В. К. Uoahha III с дочерью Тверского Книжною Мариею, утвердил согласие между Московским и Тверским Великими Князьями 64 . (50) Из Юридических актов Археографической Экспедиции видно, что в Новоспасский монастырь посылаемы были под начал иноземцы, принимавшие православную веру и крещение 65 . (51) В 1505 году Казанский Царевич Куйдакул крещён и венчан с сестрою Вел. Князя Новоспасского Архимандрита Афанасия 66 . Когда Царь Иоанн IV, после кончины Всероссийского Митрополита Антония, в 1581 г. грамотою утвердил новый обряд постановления Святителей, тогда же назначено Новоспасскому Архимандриту с Чудовским быть благовестителями при посвящении, уготовлять для сего место в соборе и писать орла над ним. Некоторые из Спасских Настоятелей сидели у духовных грамот Великих Князей, т.е. были свидетелями, как например, Савва у Владимира храброго, Трифон у В. К. Софии Витовтовны и у Василия Темного; они же утверждали рукоприкладством своим и проклятые (клятвенные) грамоты Князей Воротынских и Мстиславских, данные ими Царю Иоанну Васильевичу в усердной и верной службе. Архимандрит Новоспасский Антоний в 1566 г. подписал с прочими приговорную грамоту о походе войною на Польшу 67 . Настоятели сего монастыря присутствовали на Московских соборах и подписывали акты оных; Иов, впоследствии первый Московский Патриарх, заручил в 1580 году приговорную грамоту всего Духовенства в том, «чтобы не отбирать имеющихся у них при Архиерейских домах и монастырях вотчин и никому оных не выкупать; а впредь с 15 Января никому в монастыри своих вотчин не отдавать». Как на соборы призывались Настоятели знатнейших монастырей, то и на соборе 1572 г. Новоспасский Архимандрит имел второе место, а в рукоприкладстве подписался первым; потом на собор 1581 г. имел третье место. По Уложению Царя Алексия М. за бесчестье судом и сыском ему платилось 70 рубл. а Келарю Новосп. 50 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

А.А. Половцов Бередников, Яков Иванович Бередников , Яков Иванович, член Академии наук и главный редактор археографической комиссии, род. в С.-Петербурге 7 октября 1793 г., ум. 28 сентября 1854 г. Детство Бередников провел в городе Тихвине, местопребывании своих родителей (купеческого звания), учился в тамошнем духовном училище, а затем перешел в петербургскую, ныне вторую, гимназию, но, не кончив курса, должен был в 1811 г., по расстройству здоровья, оставить ее и вернуться в Тихвин. В 1813–15 гг. он слушал лекции, преимущественно по русской истории, в казанском, а в 1815–19 гг. – в московском университетах. В 1820–27 гг. он служил чиновником сперва в Новгородской казенной палате, затем (с 1825 г.) в инспекторском департаменте в Петербурге, в канцелярии новороссийского генерал-губернатора и снова в новгородской казенной палате. В 1827 г. Бередников вышел в отставку и поселился в Тихвине. Тут, наконец, он нашел занятия, заинтересовавшие его: он получил доступ в архив тихвинского монастыря и занялся разбором найденных там документов; таким образом, он приобрел первые знания и навык, необходимые для его позднейших занятий. В 1830 г. Бередников был определен в комитет правления Академии наук и прикомандирован к археографической экспедиции, главою которой с 1828 г. состоял П. М. Строев. Четыре года (1830–34) Бередников, отчасти вместе с Строевым, отчасти один, объездил большую часть России, обозревая архивы и библиотеки, собирая и списывая древние акты. По окончании этой предварительной работы, он в 1834 г. был назначен членом образованной в этом году при министерстве народного просвещения комиссии для издания собранных археографической экспедицией актов, а с 1838 г. состоял при ней главным редактором. Помимо этой должности, Бередников с 1835 г. был определен библиотекарем в департамент министерства народного просвещения, в 1841 г. избран в адъюнкты Академии наук, а в 1847 г. получил звание ординарного академика. Кроме занятий по археографической комиссии, Бередников принимал деятельное участие в издании Академией российского словаря, причем сам редактировал издание двух томов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ С.-Петербургская А. к. Создана в 1834 г. при Мин-ве народного просвещения для издания документов, собранных Археографической экспедицией АН, в 1835-1836 гг. ею были изданы 4 тома «Актов археографической экспедиции» . В 1837 г. временная комиссия была преобразована в постоянное научное учреждение (с 1903 имп. А. к.). В круг ее обязанностей вошло выявление и издание источников по рус. истории до кон. XVII в., в т. ч. на иностранных языках. Комиссия имела право требовать передачи ей документов из гос. архивов, пользоваться рукописями из б-к, приобретать их у частных лиц. Постоянный печатный орган комиссии - «Летопись занятий Археографической комиссии» (1861-1928. 35 вып.). Комиссией печатались в основном серийные издания: «Полное собрание русских летописей» (1841-1921. Т. 1-24), «Акты исторические» (1841-1842. 5 т.), «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846-1853. 5 т., см. «Акты Западной России» ), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1872. 12 т.), «Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными» (1851-1871. 10 т.), «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» (1863-1892. 15 т.), «Русская историческая библиотека» (1872-1927. 39 т.) и др. Во всех сериях, озаглавленных «Акты», а также в «Дополнениях» и в «Русской исторической библиотеке» заметное место отводилось публикации источников по истории Русской Церкви: т. 4 «Актов... Западной России» почти полностью посвящен Брестской унии , в «Актах... Южной и Западной России» материалы по той же проблематике занимают т. 2. В «Русской исторической библиотеке» тома 4, 7, 19 содержат в себе памятники западнорус. полемической лит-ры, вызванной к жизни унией, в томах 6 и 36 опубликованы памятники древнерус. канонического права. В 1922 г. С.-Петербургская А. к. была передана в ведение Российской АН. В 1926 г. на базе А. к. и Постоянной исторической комиссии открыта Историко-археографическая комиссия при АН СССР, преобразованная в 1931 г. в Историко-археографический ин-т, влившийся затем в Ин-т истории АН СССР. Киевская комиссия для разбора древних актов

http://pravenc.ru/text/76462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АрмСЭ Армянская советская энциклопедия: В 12 т. Ереван, 1974-1986 (на арм. яз.) Архив РИ Архив русской истории/РГАДА. М., 1992-. Вып. 1-. АрхПр Археографски прилози. Београд, 1979-. АрхЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов. К., 1859-1911. 8 ч. 35 т. АСЗ Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в.: Сб. док-тов/РГАДА; Сост.: А. В. Антонов. М., 1997. Т. 1; 1998. Т. 2; 2002. Т. 3 АСЗР Археографический сб. документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси/Изд. при Упр. Виленского учеб. окр. Вильна, 1867-1904. 14 т. АССЕМ Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, 1506-1608 гг./РГАДА. М., 1998. (Акты рус. мон-рей) АСЭИ Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в./Отв. ред.: Б. Д. Греков. М., 1952-1964. 3 т. АСЭИСР Акты социально-экономической истории Севера России кон. XV-XVI в. Л., 1988. [Вып. 1]: Акты Соловецкого монастыря, 1479-1571 гг./Сост.: И. З. Либерзон; 1990. [Вып. 2]: То же, 1572-1584 гг. АФЗХ Акты феодального землевладения и хозяйства, XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1951-1961. 6 вып. Афонский патерик Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. М., 1897, 1994р, 2002р. 2 ч. АЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. СПб., 1836. 4 т. АЮБДР Акты, относящиеся до юридического быта Древней России/Ред.: Н. Калачов. СПб., 1857. Т. 1; 1864. Т. 2; 1884. Т. 3 АЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. К., 1863-1892. 15 т. Бакмейстер. Известия Бакмейстер Л. И. Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи. СПб., 1771-1774. 4 т. Барсов. Сборник Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885 Барсуков.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=2

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕДНИКОВ Яков Иванович (7.10.1793, С.-Петербург - 28.09.1854), историк, археограф. Сын купца. Учился в Тихвинском ДУ, в 1811 г., не закончив гимназии в С.-Петербурге по состоянию здоровья, вернулся в Тихвин. В 1813-1815 гг. слушал курс лекций (в основном по рус. истории) в Казанском ун-те, в 1815-1819 гг.- в Московском ун-те. В 1820-1827 гг. служил чиновником в новгородской Казенной палате, с 1825 г.- в инспекторском департаменте в С.-Петербурге, затем - в канцелярии новороссийского генерал-губернатора, снова - в новгородской Казенной палате. В 1827 г. вышел в отставку, поселился в Тихвине и занялся разбором монастырского архива. В 1830 г. определен в комитет правления АН и прикомандирован к археографической экспедиции П. М. Строева . После возвращения из экспедиции назначен членом Археографической комиссии, с 1838 г.- ее главным редактором. В 1835 г. был определен библиотекарем в Департамент народного просвещения, в 1841 г. избран адъюнктом, в 1847 г.- ординарным академиком АН. В 1835 г. Б. поручен осмотр Публичной б-ки, Румянцевского музея, б-к АН и Эрмитажа с целью пополнения актов, собранных археографической экспедицией. В 1836 г. под редакцией Б. издан 1-й т. «Актов археографической экспедиции» (период 1294-1598), через 2 года - «Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства». В 1840 г. Б. издал соч. Г. К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». Б. занимался подготовкой к изданию «Актов исторических» (1841-1842), «Дополнений к Актам историческим» (1848-1853. Т. 1-5) и первых 6 томов ПСРЛ, помогал Строеву в подготовке дополнения каталога монастырских настоятелей и архиереев XIV-XVIII вв., принимал участие в редактировании академического издания «Российского словаря». В последние годы жизни собирал материалы для областного великорусского словаря. Соч.: Описание рукописей Румянцевского музеума//ЖМНП. 1837. 6. С. 1-12; Записка об открытиях в Московском Кремле древностей, представленная 2-му отд-нию имп. Академии наук. СПб., 1844; О славянских рукописях, хранящихся в германских и французских б-ках//ЖМНП. 1844. 5. С. 73-91; Описание 4-х рукописей, хранящихся в б-ке Тихвинского Успенского мон-ря//Там же. 1847. 9. С. 201-226; О некоторых рукописях, хранящихся в мон-рях и других б-ках//Там же. 1853. 6; Путеводитель по античному отделению Эрмитажа. М., 1856; Историко-статистическое описание первоклассного тихвинского Богородицкого большого муж. мон-ря. СПб., 1859, 18882. Лит.: Плетнёв П. А. Я. И. Бередников и ученые его труды. СПб., 1854. Е. Н. Филатова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78128.html

  001     002    003    004    005    006    007    008