«Несмотря на довольно неподвижную наружность его, тихий голос и не совсем ясный, шепелявый выговор с сильно заметным произношением слов на малорусский лад, читал он замечательно. Изображал ли он Новгородское вече или суматоху Липецкой битвы, стоило закрыть глаза – и через несколько секунд сам как будто переносишься в центр изображаемых событий, видишь и слышишь все то, о чем говорит Костомаров, который между тем неподвижно стоит на кафедре; взоры его смотрят не на слушателей, а куда-то вдаль, будто именно что-то прозревая в этот момент в отдаленном прошлом; лек тор кажется даже человеком не от мира сего, а выходцем с того света, явившимся нарочно для того, чтобы сообщить о прошлом, загадочном для других, но ему столь хорошо известном». Вообще, лекции Костомарова очень действовали на воображение публики, и увлечение ими можно отчасти объяснить сильной эмоциональностью лектора, постоянно прорывавшейся, несмотря на внешнее его спокойствие. Она буквально «заражала» слушателей. После каждой лекции профессору делались овации, его выносили на руках, и т. п. В Петербургском университете Н.И. Костомаров читал следующие курсы: Историю древней Руси (из которой напечатана была статья о происхождении Руси со жмудской теорией этого происхождения); этнографию инородцев, живших в древности на Руси, начиная с литовцев; историю древнерусских областей (часть напечатана под названием «Севернорусские народоправства»), и историографию, из которой напечатано лишь начало, посвященное анализу летописей. Кроме университетских лекций, Костомаров читал и публичные, тоже пользовавшиеся громадным успехом. Параллельно с профессорством у Костомарова шла работа с источниками, для чего он постоянно посещал как петербургские и московские, так и провинциальные библиотеки и архивы, осматривал древнерусские города Новгород и Псков, не раз ездил за границу. К этому времени относится и публичный диспут Н.И.Костомарова с М. П. Погодиным из-за вопроса о происхождении Руси. В 1860 году Костомаров стал членом Археографической комиссии, с поручением редактировать акты южной и западной России, и избран действительным членом Русского географического общества. Комиссией издано под его редакцией 12 томов актов (с 1861 по 1885 г.), а географическим обществом – три тома «Трудов этнографической экспедиции в западнорусский край» (III, IV и V – в 1872–1878 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

С 1747 г. Библиотека стала получать обязательный академический экземпляр; с 1783 г. начала получать обязательный экземпляр всех выходящих в России изданий. В 40-х гг. 18 в. издается печатный каталог Библиотеки, в 70–е гг. 18 в. составлен 30–томный рукописный каталог иностранных фондов. Закончен систематический каталог русских книг. К концу 18 в. составлен многотомный систематический каталог русских и иностранных книг БАН. См. также: Бакмейстер И.Г. Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санкт–петербургской императорской Академии наук, изданной на французском языке Поганом Бакмейстером, подбиблиотекарем Академии наук, а на российской язык переведенной Васильем Костыговым. [СПб.], 1779. К 1862 г. фонды библиотеки составляли уже 2 143 109 единиц, в основном иностранных, но уже наметился опережающий рост фондов Русского отделения. К 1917 г. книжный фонд Библиотеки Академии наук превысил 1,5 млн томов. Особенно быстро рос фонд I Отделения (за счет обязательного экземпляра). В 1917 г. в Славянском отделе насчитывалось около 112 тыс. томов. Успешно шло комплектование Рукописного отделения. Благодаря археографическим экспедициям В. И. Срезневского по Северу России в Рукописное отделение поступило 500 древнерусских рукописей, 205 актов, около 100 старопечатных книг и других предметов русской культуры. См., в частности: Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып. 1. 18 век/Сост. М.Н. Мурзанова, Е.И. Боброва, В.А. Петров. М.; Л., 1956; Доп. к вып. 1: Карты, планы, чертежи, рисунки, гравюры собрания Петра I/Сост. М.Н. Мурзанова, В.Ф. Покровская, Е.И. Боброва. М.; Л., 1961; Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып. 2. 19–20 вв./Сост. А.И. Копанев, В.А. Петров, М.Н. Мурзанова и др. М.; Л., 1958; Срезневский В.И. Описание архива Меншикова СПб., б.г.; он же. Описание рукописей и книг, собранных для имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913; он же. Охранная опись рукописного отделения Библиотеки Академии наук. 1. Книги Священного Писания. СПб., 1905 (72 рукописи); он же. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в рукописное отделение Библиотеки Академии наук в Вып. 1–4. СПб., 1902–1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свою лепту в преодоление романтического мифа внесла историческая наука. Любая мифология имеет, как известно, свой древний сказочный «золотой век». В русской – это время великого киевского князя Владимира Красное Солнышко, былинных богатырей, защищавших родную землю от чудищ поганых и врагов. Украинофилы свой «золотой век» вели от времен запорожского казачества, вольной и беззаботной жизни. В 1828 году император Николай Павлович подписал указ о создании Императорской археографической комиссии для собирания, описания, подготовки и публикации письменного исторического наследия Руси. В ней были задействованы десятки ученых, филологов, историков, которые совершали экспедиции в архивы дальних и ближних губерний, городские, судебные, епархиальные, монастырские и частно-помещичьи. С «Повести временных лет» в ее трех древнейших списках в Российской империи началось издание «Полного собрания русских летописей», которое длиться до сих пор. В 2004 году в России вышел в свет 43-й том. В 1843 году была образована Киевская археографическая комиссия для собирания рукописей в Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Ею в монастырских, государственных и частных архивах были обнаружены десятки тысяч документов (начиная с 14 века) по светской и церковной истории, экономике и хозяйствованию, памятники полемической литературы, казацкие летописи (Величко и др.), универсалы, переписка гетманов и т.д. 37 томов «Архива Юго-западной России, издаваемого временной комиссией для разбора древних актов, высочайше учрежденной при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе» были опубликованы в Киеве в 1859-1914 гг. Документы засвидетельствовали не казаческий «золотой век» процветания и «братания с вольными ляхами», а трагедию народа, веками разграбляемого южными рабовладельческими государствами (Крымским ханством и Османской империей) и католической властью Речи Посполитой. Не от хорошей ведь жизни народ-хлебопашец прятался на днепровских островах и пребывал на благодатной земле, как в осажденной крепости. Предел «обезлюдиванию» родной земли положили Богдан Хмельницкий и царь Алексей Михайлович, воссоединившие Северную и Южную Русь. С Хмельницкого началось не закабаление и упадок, а возрождение Малороссии. Недаром возглавлявший археографическую комиссию профессор Михаил Юзефович, происходивший из известного казацкого рода, был и председателей комитета по установлению в 1888 году в Киеве знаменитого памятника Богдану Хмельницкому.

http://radonezh.ru/2021/11/12/za-chto-pr...

Читаем, например, у автора (стр. 25), что по р. Суре тянулась вотчина Спасо-Евфимиева мона стыря, пожалованная ему в 1393 году нижегородским князем Борисом, которая в XV и XVI веках была уже заселена монастырем. Справляемся с процитированными при этом тремя актами Археографической экспедиции (т. 1, 12. 18 и 21) и находим: 1) что в них речь идет не о суздальском Спасо-Евфимиевом, а о нижегородском Спасо-Благовещенском монастыре и 2) что в 1393 году пожалована этому монастырю по первому из указанных трех актов вовсе не та вотчина, о заселении которой говорится в двух остальных. Неверно воспроизводя отдельные факты, автор приходит иногда к невозможным выводам Образчики их были указаны в первых главах его исследования, в настоящей главе встречаем новые. В очерке распространения христианства в Казанском крае автор уверяет, что «открытую враждебность русские встретили более в среде финских племен, нежели татар», ибо «казанские порядки близко подходили к московским», что поэтому «татары редко принимали участие в движении инородцев против Москвы»; что, напротив, вполне развитый общинный быт финских племен сплотил их и в религиозном отношении, отчего они менее (то есть нежели татары) поддавались влиянию миссионеров (стр. 28 и 29). На чем основаны или откуда извлечены все эти положения, автор не указывает. Но в изложении русско-христианского влияния на инородцев Северо-Восточной России автор не раз цитирует без возражений сочинение г. Фирсова («Положение инородцев в Московском государстве»). В этом исследовании доказывается совершенно противное выводам автора: здесь читаем, что русско-христианское влияние встретило наиболее противодействия именно там, где преобладал татарский элемент, что причина этого заключалась в силе аристократического элемента и в прочной организации духовенства, – в особенностях, которыми характеризовался быт татарских юртов, а не финских племен и которые ставили жизнь первых в противоречие основам русской жизни, что, наконец, именно татарские князья, мурзы и муллы и становились двигателями и вождями мятежей и заговоров против Москвы (г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Церковный Устав в вечер сырной недели. 355 51 прав. 356 52 прав. Лаодик. Собора. 357 Cod. Theod. lib. 15, tit. 5, leg. 5. 358 Свод уставов благочин., ч. 14, ст. 177 и 178. 359 О зрелищах, — 1 и 2. 360 Const, apost. Lib. 5, cap. 12. См. выше, с. 446. 361 Нов. Скриж. о св. Четыредесятнице, — 6. 362 Lib. 5. cap. 12. 363 Там же, Lib. 5, cap. 17. 364 В 1 правиле в книге правил. 365 Изложение Кафолической веры, 22. Ересь, 29, 5, о монахах. 366 Церковный Устав в Великий пяток. 367 Разговор с Трифоном. 368 Епископ маиумский, живший в 1–й половине 8 века; Маиума близ Газы. 369 Акростих (χρος»начальный», ςχος»стих») — стихотворение, в котором из первых букв каждого стиха составляется целое речение. 370 См. выше в начале этой статьи. 371 См. Синакс. в неделю о мытаре и фарисее. 372 Синаксарь в субботу сырной недели. 373 56 ответ епископу пентапольскому. 374 В слове о посте. 375 22 беседа по случаю низвержения царских статуй, 14, 1. 376 Стихи на синаксарь недели о мытаре и фарисее. 377 Иннокентий. Церковная история, век 5. Богослужение. 378 Стихи на неделю Мясопустную. 379 В 73 беседе. 380 См. церковную службу в седмицу сырную. 381 Синаксарь в субботу сыропустную. 382 По словам блаженного Симеона Фессалоникийского. совершалась в среду и пятницу сыропустной седмицы Литургия преждеосвященных даров. Ответы на некоторые вопросы. В 5 веке о литаниях в неделю сыропустную упоминает Максим, епископ туринский. [triod-16] Слова эти произносятся в паремии среды сырной. 383 ====================== 384 Синаксарь в сырную субботу. 385 Синаксарь в неделю сыропустную. 386 Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, 7. 387 Беседа 4, de quadragesima. 388 Напр., в 1 Новгородской летописи, см. Полное собрание летописей русских. В греческом часослове говорится: τν πρτην βδομδα τς γας τεςςαραχοςτς μες χαθαρν χαλομεν. 389 Понедельник первой седмицы Четыредестницы, песн. перв. трипеснца на утрен. 390 О правилах пощения в первую седмицу Четыредесятницы см. выше. 391

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Л. 166. ставъ како достоить избирати Л. 168 об. ста в Л. 171. ста в мало и л. 176 об. самое поставление. Все сии чиноположения согласны с чином поставления, изданным в Акт. археограф. экспедиц. т. 1. 375. Недостаёт только в ркп. формулы избрания епископского, по которой предписывалось собору представлять митрополиту имена трёх кандидатов, избираемых им, и которая помещена в Актах стр. 469. столб. 1. Кроме того, исповедание епископское, возглашаемое при поставлении, имеет иной вид. С одной стороны, об отношениях к Латинянам в нём умалчивается, с другой подробно излагается отрицание от лжеучений, православною Греческою Церковью в последние столетия осуждённых. Именно здесь читается: л. 173 об. всим же исповдю. не оставити ми во все предл, прдвославны вры. къ армено свабы творити. и кмо в ства. и бра т ства. и ины ерети. которы хъ вселескии съборы проклли. Вместо сих последних слов, в прежнем исповедании, стояло: такожде и к Латином. – Но далее в исповедании (по ркп.) осуждаются лжеучения Евстратия, митрополита Никейского (в нач. XII в.), Михаила магистр риторов, с его единомышленниками, Никифором Василаки и Сотерихом Пантевгеном (в полов. XII в.), и Варлаама Калабрского (в 1 полов. XIV в.). – Чиноположение поставления святительского, изложенное в сей рукописи, как видно, было в употреблении в Малороссийской митрополии, со времени её отделения от Московской. Л. 181 об. По окончании сего чинопоследования, особо написано исповедание Иосифа Солтана, из епископов Смоленских поставленнаго в митрополиты Киевские в 1500 г., в таком виде: иси (д.б. Иосиф) бжьею млтью. епкпъ се пиш ркою своею. и размо свои. исповедаю пре бго. и избраны ми его англы правю и непороню вр, и далее также, как в исповедании, напечатанном в Акт. археогр. экспедиц. (т. 1. стр. 470.), со следующею отменою: во все послд и повинс. пресщнном гдн моем. константина гра. нова рима. вселеском ки нифот. Исповедание оканчивается словами: исповдаюс си. не да есми ничего. про приче т се епкпь. ни мни есми дати ником что любо .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Так, благодаря разумной смелости и решительности нового молодого начальника, ГЭСЛО открыла в августе 1913 года сначала несколько островов, а затем 3 сентября (н.ст) нанесла на карту и новую землю. 4 сентября, следуя вдоль восточного берега новооткрытой земли на северо-запад, удалось высадиться на берег. «Дойдя до широты въ 80 градусовъ, нашли удобное мсто для высадки у одного изъ мысовъ , и пристали, какъ къ набережной, къ ледяному припаю. «Вайгачъ» здсь догналъ «Таймыра» и сталъ рядомъ съ нимъ на ледяные якоря. Небо прояснилось и П.А. Новопашенному, доблестному командиру «Вайгача», посчастливилось сдлать астрономическ iя наблюден iя. Отмтили столбомъ пунктъ, широту и долготу коего онъ определилъ, а рядомъ со столбомъ водрузили флагштокъ. Команды кораблей были выстроены во фронтъ у флагштока и Б.А. Вилькицк iй, начальникъ экспедиц iu и командиръ «Таймыра», прочелъ приказъ по экспедиц iu о присоединен iu открытой земли ко владн iямъ росс iйckaro императора. После этого при кликахъ «ура», былъ поднятъ трехцвтный русский нац iohaльhый флагъ. По случаю торжества, кром бефъ-а-ля-строгановъ изъ медвжьяго мяса, команд были выданы къ ужину лучш ie консервы, сласти и чарка.» Кто в 1914 году назвал Землю именем Николая II ? Земля была открыта 21.08.1913 (ст.ст.). 8 дней было потрачено на её обследование с восточной стороны. Путь до Архангельска был в три раза короче чем до Владивостока, но пробиться на запад свозь ледяные заторы не удалось. Ветер сменился, ледовая обстановка ухудшилась, угля было в обрез, котлы нуждались в чистке, и ГЭСЛО вынуждена была отправиться в обратный путь во Владивосток. Едва «Таймыр» и «Вайгач» прошли Берингов пролив и вышли в Берингово море, они попали в жестокий шторм. Ледоколы имеют форму корпуса, приспособленную для плавания по тихой воде, поэтому их изрядно потрепало, крен достигал 59° . Для закупки угля, чистки котлов и замены сломанных лопастей винтов суда 27.09.1913 (ст.ст.) зашли в ближайший порт - Сент-Майкл, на Аляске. Оттуда 30.09.1913 (ст.ст.) участник экспедиции Николай Евгенов послал письмо, в котором говорится : «Новая земля, возможно, что она будет названа земля Николая II, …» . Это- первое известное упоминание о предполагаемом названии Земли.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/06/...

«Во время пребывания экспедиции на Аляске установились дружеские и радушные отношения как с военным гарнизоном, так и с местными жителями. Все живо интересовались вновь открытыми землями, много расспрашивали про плавание». «Днём 6 (19) октября суда экспедиции снялись с якорей и пошли в Петропавловск-Камчатский». О каких- либо репортёрах Евгенов не пишет. Однако весть как об открытии, так и о его предполагаемом названии быстро разлетелась в прессе, вначале – в американской, а затем и по миру. И уже 4 (17) октября 1913, до прибытия ГЭСЛО на Камчатку, СПб Ведомости написали: «С захватывающим интересом и понятным нетерпением ждут просвещенные слои общества подробностей от руководителя полярной гидрографической экспедиции капитана Вилькицкого, открывшего в Ледовитом океане новый материк, названный Землей Императора Николая II». Первая телеграмма об открытии Земли была направлена начальником экспедиции Б.А. Вилькицким из Сент-Майкла в день публикации этой заметки, 4 (17) октября 1913. Но в ней лишь сообщается, что открыли землю протяжённостью более 200 миль, а о наименованиях ничего не говорится . «Таймыр» и «Вайгач» 14 (27) октября пришли в Петропавловск- Камчатский, а 12 (25) ноября суда прибыли во Владивосток. Первым сообщением от Б.А. Вилькицкого о названии открытой земли стала его телеграмма от 22 ноября (5 декабря) 1913 г. из Владивостока начальнику Главного гидрографического управления (ГГУ) М.Е. Жданко : « Хотл по прибыт iu Петербургъ просить Ваше Превосходительство исходатайствовать Высочайшее соизволен ie на наименован ie большой открытой земли именемъ Его Величества а ближайшаго к Челюскину острова именемъ цесаревича Алекся чинамъ экспедиц iu своевременно объявилъ что требуется Высочайшее соизволен ie считали бы таковое высокой наградой точка теперь благодаря телеграммам американскихъ газетъ создалось двусмысленное положен ie вс газеты даже генералъ Шокальск iй географическомъ обществ называютъ землю именемъ Государя Императора точка. Кто давалъ свдния американскимъ репортерамъ, выяснить не могъ полагаю черезъ третьихъ четвертыхъ лицъ много вздорныхъ свдн iй точка. Считая необходимымъ испросить указан iu Вашего Превосходительства какъ относиться къ вопросу дло принимаетъ оборотъ зampyдhяющiй его проведен iu и очень непр iяmhый членам экспедиц iu точка. По приказан iю начальства буду длать сообщен iя морскомъ coбpahiu по отправлен iu доклада Вашему Превосходительству» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/06/...

Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Кирнла игумена иже на белом езере» (Ркп. Синод. б-ки, 556, л. л. 839, 840, 841 об.). 1268 «Обретох же тамо, – пишет Пахомий о времени своего пребывания в Кирилловом монастыре в 1461–1462 г. (В. Ключевский, Древнерусские жития святых, как исторический источник. М. 1871 г., стр. 123)… многих от ученик его (т. е. преп. Кирилла), яко столпии непоколебими воистину пребывающе. иже многи лета живша со святым, во всем ревнующе учителю своему, якоже научени быша от него, и ничтоже предела отеческаго не разрушися от них: яже видяще отца творца, сия тщахуся собою и делы исправити». Ркп. Синод. б-ки, 556, л. 821. Ср. В. М.-Ч. Июнь. Ркп. той же б-ки, 995, л. 129, столб. 1–2. 1269 Преп. Иосиф Волоколамский, путешествуя «по многим монастырям» зашел и в Кирилло-Белозерский – «зря игумен Иосиф… чудное житие» (процветавшее в обители) ублажил преп. Кирилла, «святаго чудотворца строению дивяся». Житие преп. Иосифа Волоколамск. составлен. Саввою Крутицким Изд. Невоструева, стр. 18. «Святаго же Кириила что имам писати или изглаголати? – спрашивает тот же преп. Иосиф в своём «отвещании любозазорным», – колико… попечение имеяше, свидетельствуют и ныне в обители его хранима преданиа и учениа, яко на свешнице свет сиающ в нынешняа времени». Духовная грамота преп. Иосифа. Великие Минеи-Четии. Сентябрь, дни 1–13. Изд. археографическ. комисс. СПБ. 1868 г., столб. 550. 1270 Проф. Н. К. Никольский, Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском м-ре. Христианск. Чтение, 1907 г. Август, стр. 162. 1272 Об этом ясно говорит житие преп. Кирилла, написанное Пахомием Логофетом (во 2-ой половине XV-ro в.), пером которого братия монастыря пользовалась не только для сообщения биографических сведений о преп. Кирилле, – но и для выражения взглядов на монашество. В. Ключевский, Древнерусские жития святых, как исторический источник. М. 1871 г., стр. 160. Проф. Н. К. Никольский, последнее цитованн. сочин., стр. 161–162. 1275 Описание рукописей Кирилло-Белозерского м-ря, составленное в конце XV-ro в, показывает (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По Бельфуру были сделаны некоторые и другие частичные переводы и изложения. Небольшие извлечения «Путешествия» находятся в «Киевских епархиальных ведомостях» за 1873–74 гг. в ст. о. Петрова – «Материалы для исторической топографии Киева», в лекциях Станлея по истории Восточной церкви 43 , в сочинении Рущинского «Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII вв.» 44 , в церковной истории митр. Макария, т. XII и в статье прот. Лебединцева «О Св. Софии Киевской» 45 . Пользуясь переводом Бельфура, некоторые исследователи русской жизни предпринимали попытки определить достоинство записок Павла Алеппского. В Трудах Киевской духовной академии за 1876 г. 4:7–8:12) помещена статья Аболенского под заглавием: «Московское государство при царе Алексее Михайловиче и патриарх Никон по запискам архидиакона Павла Алеппского». Весь труд г. Аболенского обставлен, где было нужно, примечаниями, объяснениями и снабжен заключением. Первая половина статьи – это перифраз содержания дневника Павла Алеппского, куда вошли разные рассказы и небольшие рассуждения. После изложения собственно дневника, г. Аболенский сгруппировал прочие сведения в 8 главе, а именно: о московских вельможах, духовенстве, патриархе Никоне ; характеристика московской религиозности, известия о польско-казацкой войне (1655–1657), внутренние дела московские за время пребывания сирийцев – путешественников; московские церкви и церковные обряды, описание Киева. В некоторых своих частях вторая половина работы г. Аболенского не представляет самостоятельного труда. Данные, заключающиеся в этих главах, встречаются в сочинениях Рущинского – «Религиозный быт русских, по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков» (М. 1871 г.), а также в издании Киевск. археографическ. комиссии «Сборник материалов для иностранной топографии Киева» 46 . Знаменитый ориенталист, критик и журналист Сенковский видел экземпляр списка в Айп-Туре у знаменитого местного ученого Арыды. Список этот неизвестно кому достался после Арыды, который чрезвычайно дорожил им и был писан «грамотою Кершуни», употребительною у маронитов, т. е. по-арабски сирскими буквами 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008