Список сокращений ГИМ – Государственный Исторический музей, ГБЛ (РГБ) – Российская государственная библиотека, РГАДА – Российский государственный архив древних актов, МГАМИД – Московский главный архив МИДа, ПСРЛ – Полное собрание русских летописей, ЧОИДР – Чтения вМосковском университете. 6 Древнерусские тексты приводятся в транслитерации, избранной автором статьи для того, чтобы их могли понять и те читатели, которые не имеют специальной подготовки. – Ред. 7 Зимин А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III//Лингвистическое источниковедение. М., 1963, сс. 133–134. 8 Чураков С. С. Портреты во фресках Ферапонтова монастыря//Советская Археология, 1959, 3, сс. 107–108. 9 Об этом периоде его деятельности см. Диакон Петр Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542)//ЖМП, 1979, 8, сс. 69–79. 10 ГИМ (список сокращений см. в конце статьи – Ред.), Син. 997. Минея-четья, составленная Митрополитом Всероссийским Макарием, месяц Август. Сер. XVI в., лист 1143 об. Описание Минеи см. Протасьева Т. П. Описание рукописей Синодального собрания. Ч. 1. М., 1910, сс. 186–190; Архимандрит Иосиф (Левицкий) . Подробное оглавление Великих четиих Миней Всероссийского митрополита Макария. М., 1982, II, сс. 441–445 12 Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра, Свирского Чудотворца. Изд. 3. М., 1888, с. 190. 14 Акафист преподобному и богоносному Александру игумену, Свирскому чудотворцу. СПб., 1876, с. 29. 16 См. Диакон Петр Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов//ЖМП, 1979, 12, сс. 69–77. 17 ГБЛ, ф. 256, 364. Сборник XVII-XVIII вв., лист 320; см. также Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве. Вып. IV, декабрь. Каменец-Подольск, 1985, с. 216. 20 Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841, сс. 195–196; РГАДА. Ф. 181, МГАМИД, 365. Сборник XVII в., листы 388–388 об. 22 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею. Т. 1. СПб., 1836, с. 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Но не следует противопоставлять Нилов скит и русские киновии как две школы: древнего пустынножительства и русского монашества. Особенности Нило-Сорского скита, отличающие его от общежительных монастырей, относятся к общим отличиям скита и киновий, которые существовали и в древности. Скитский путь являлся более высокой ступенью монашеского делания, чем киновия. Поэтому преподобный Нил Сорский не предлагал скитскую реформу для всего русского монашества. Возникновение Нило-Сорского скита в конце XV в. и его длительное существование говорит о том, что русское монашество оказалось способным воспринять те классические традиции умного делания и скитского жития, единственным хранителем которых в то время оставался Афон. ПРИМЕЧАНИЯ Список сокращений ААЭ – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1–4. Вол. собр. – Волоколамское собрание. ГАВО – Государственный архив Вологодской области. ГЛМ – Государственный литературный музей. ДАИ – Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846–1875. Т. 1–12. ЖМНП – Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1834–1917. ИОРЯС – Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. КБИАХМЗ – Кирилло-Белозерский историко-художественный музей-заповедник. Кир.-Бел. собр. – Кирилло-Белозерское собрание. ПДП – Памятники древней письменности. ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства. Погод. собр. – Погодинское собрание. РГБ – Российская государственная библиотека (Москва). РИБ – Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. РГАДА – Российский государственный архив древних актов и документов. Соф. собр. – Софийское собрание. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук. Увар. собр. – Собрание Уварова. ФИРИ – Архив СПб. филиала Института русской истории Российской академии наук. ЧОИДР – Чтения в Обществе истории и древностей российских. ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

224 Акты Исторические, т. I, 51. «Благословляю тебе, чтоб еси о том сыну моему Великому Князю, Борису Александровичу, говорил, и бил челом, и докучал твердо, по своему святительскому долгу, чтоб сын мой Князь Великий Борис Александрович к Великому Князю Василию Васильевичу своих воевод послал». 229 Имя сего Боярина Московского встречается в сношениях Великого Князя Василия Васильевича с Новгородом, в 1456 г. Тогда он был послан в Новгород для принятия положенного с него взыскания. Акты Археографической Экспедиции, т. 1, 59. 230 Акты Исторические, т. I, 263. Грамота сохранилась в отрыве, из которого не видно ни имя Патриарха, к которому она писана, ни князя, который отправлял посла, ни даже митрополита, который писал её. Но по содержанию сего отрывка, с вероятностью, можно приписывать её святому Ионе и относить ко времени после падения Константинополя. Эта оговорка: благословение от твоея святыни требовати хощем, также ото всех, ктоли ни будет Патриарх на патриаршестве, соблюдая Церковь Христову и держа истинное, великое православие, и имя посла: Иван Володимерович (см. пр. предыдущее), заставляют отнести сию грамоту ко времени Великого Князя Василия Васильевича и святого Ионы. Но нельзя думать, как полагают издатели Исторических Актов, чтоб она была отправлена вместе с Великокняжескою грамотой к Императору Константину Палеологу 262), и вместе с нею же не пошла. Ибо в той грамоте прямо сказано, что в Москве не знают, есть ли в Константинополе Патриарх православный. А из отрывка видно, что Патриарх сам писал к митрополиту. Итак, эта грамота писана позднее той, что и заставляет отнести её ко времени после падения Константинополя. 232 Акты Археографической Экспедиции 1, ст. 58. Великий Князь Иоанн Васильевич пишет: «отец мой и до королевы обсылки еще зарано, послышав только о том Григории, что идет от Рима не по нашей старине, a еще и в Литовскую землю не пришел, и он послал к королю, чтобы он того Григория от Рима к себе не принимал». 233 Акты Исторические, т. I, 270. Послание митрополита Ионы к Архимандриту Каллисту, наречённому на Полоцкую епископию: «вельми есьми хотел быти в дому Пресвятыя Богородицы, в Святой Софии, и у великаго господаря и у великаго короля, коли был в своей отчине, в Литовской земли; но своего старостию и за своею тогда немощию не могл есмь к нему поехати».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1854-м году, к концу царствования Императора Николая Павловича, учебная статистика М. Н. Пр. представляется в следующем виде: 6 университетов, 4 423 средних и низших учебных заведений и в числе их 3 лицея и 84 гимназии, 9 013 учащих и 220 083 учащихся. Число учащихся в школах других ведомств – около 100 000. Цифры эти относятся к Российской Империи без Польши и Финляндии. Переходим теперь от учебных заведений к ученым учреждениям. К сожалению, размеры настоящей статьи не позволяют нам сообщить здесь многих подробностей и заставляют ограничиться конспективным обзором мероприятий Императора Николая в этом отношении. В 1836 году преобразована была Академия наук, для которой издан новый устав и штаты, увеличен отпуск от казны и положено начало изданию «Записок Академии». В 1841-м году учрежденная при Императрице Екатерине Российская Академия была присоединена к Академии наук в виде особого отделения русского языка и словесности, причем определен круг знаний этого отделения, чрезвычайно обширный и глубоко задуманный, и даны средства для издания ученых трудов этого отделения. Действительно, в рассматриваемый период издано этим отделением много капитальных сочинений и более 100 томов ученых специальных работ, из которых укажем издание полного словаря церковно-славянского и русского языка. В 1829 году учреждена при Академии Пулковская астрономическая обсерватория. В 1828 году расширено здание Публичной библиотеки, увеличен отпуск на содержание ее, упорядочено управление, и самая библиотека от щедрот Императора обогащена Драгоценным собранием манускриптов, взятых в персидскую и турецкую войны, в нее же передано до 150 000 томов, взятых во время усмирения польского восстания. Нельзя не упомянуть и о ценных частных пожертвованиях, из которых выделяется особый музей, подаренный Румянцевым. В 30-х годах снаряжена была особая археографическая экспедиция для собирания актов и материалов, относящихся к истории и древностям Российского государства. В 1834 году для издания собранных этой экспедицией юридических и исторических актов образована особая Археографическая комиссия, которая, между прочим, издала в 8 томах наши русские летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Имеющиеся акты Русского Пантелеймонова монастыря также отсняты на предмет возможного фотографического их издания. Обнаружена попытка хищения той части актов, которые свидетельствуют о владениях Русского Пантелеймонова монастыря за пределами Афона 19–27 Киевского издания 1873 г. Зги акты когда-то изъяты из сейфа и спрятаны в одном из нижних ящиков ризницы, среди старых облачений). Выполнены ксерокопии этой части актов в издании П. Лемерля с переводом научного комментария и нашими поправками. Идентифицировано Описание рукописей Русского Пантелеймонова монастыря епископа Порфирия Успенского с Описанием греческих рукописей С. Ламброса. Со всех рукописей, отмеченных епископом Порфирием, сняты ксерокопии характерных почерков, а также ксерокопии с листов, на которых имеются записи, свидетельствующие об особенностях рукописи и которые не были отмечены епископом Порфирием Успенским . В феврале 1984 г. микрофильмы и ксерокопии рукописей библиотеки Пантелеймонова монастыря с соответствующими пометами были переданы участниками экспедиции в Отдел редкой и рукописной книги Библиотеки Академии наук СССР в Ленинграде для обеспечения дальнейшей научной обработки и изучения их более широким кругом ученых. Таким образом на основе материалов 1-й Афонской экспедиции 1983 г. был создан фонд «Афон», который, надеемся, будет пополняться материалами последующих исследователей памятников нашего Отечества на Афоне. 1 Настоящее коллективное сообщение А. В. Лебедева, А. И. Просвирнина, Н. Б. Тихомирова и А. А. Турилова было сделано на заседании международной конференции комиссии по рукописям Международного центра информации об источниках по истории Балкан и Средиземноморья (СИБАЛ). См. об этом в «Вестнике АН СССР». 1985. 12. С. 66–67. 7.12.1983 г. сообщение о «Предварительных наблюдениях над памятниками письменности на Афоне» было сделано в Археографической комиссии АН СССР. См.: Археографический сборник за 1983 г. М. 1985. С. 333–336. 3 Д м и т р и е в с к и й А. А. Русский самородок на святой Афонской горе//Сообщения православного Палестинского общества. Спб., 1912. Т. 23. Вып. 1. С. 122–141.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

376 . Taft R. F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. Rome, 1978. 377 . Tentler Th. Sin and confession on the eve of the Reformation. Princeton, N.J., 1977. Список сокращений ААЭ − Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией Императорской академии наук АИ − Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссией АЮЗР − Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией ГИМ – Государственный исторический музей ЖМНП − Журнал Министерства народного просвещения ИКРЗ − История и культура Ростовской земли ОР – Отдел рукописей ТКДА – Труды Киевской духовной академии ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РГАДА − Российский государственный архив древних актов РГБ – Российская государственная библиотека РНБ − Российская национальная библиотека 1 См.: Очерки русской культуры XVII в./Под. ред. Арциховский А.В. М., 1979. Ч. 1. С. 22–24. 3 Хондзинский П., прот. «Ныне мы все болеем теологией»: Очерки из истории богословия предсинодальной эпохи. М., 2013. С. 272. 4 В историографии традиционно митр. Димитрий Ростовский именуется Туптало, между тем это не фамилия, а личное прозвище его отца; сам Димитрий подписывался исключительно как «Димитрий Савич». См. напр. Янковска Л.А. Литературно-богословское наследие свт. Димитрия Ростовского : восприятие иезуитской науки XVI-XVII вв. Рук. дисс. на соиск. степени доктора филол. наук. М., 1994. С. 2. 15 Димитрий Ростовский , свт. Собрание разных поучительных слов и других сочинений. М., 1786. Т. 1–6. Этому изданию предшествовал ряд публикаций некоторых других трудов владыки, подробнее см. раздел «Обзор источников». В том же году была опубликована и проповедь: Авраамий (Флоринский), архим. Слово на день памяти Святителя Димитрия Ростовского , чудотворца, говоренное архимандритом Авраамом в 1786 г. М., 1786. 18 Гермоген (Добронравов), еп. Св. Димитрий митрополит Ростовский//Духовная беседа. 1857. С. 395–418; Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы: 862–1720. Харьков, 1859. Кн. 1. С. 373–377; Сулоцкий А. , прот. Митр. Димитрий как архипастырь Сибирский. Странник. 1866. 11. С. 51–66; Пимен. Краткое сказание о житии, трудах и творениях святителя Димитрия митрополита Ростовского чудотворца. С прилож кр. наставлений. Ярославль, 1884; Мирославский В. Святитель Димитрий митрополит Ростовский как проповедник. Ярославль, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однако его мудрая деятельность, как в Новгороде, так и в Москве послужила благу Русской Церкви и Русского государства, была плодотворной, весьма успешной, и его имя неизгладимо вписано на скрижали отечественной истории. Ко времени первосвятительской интронизации Митрополиту Макарию было около 60 лет. В этом возрасте он был призван возглавить Русскую Церковь. В Москве он продолжил и развил свои труды, начатые в Великом Новгороде: собирает книги, благословляет начало книгопечатания, созывает Соборы, совершает канонизацию святых, заботится об исправлении недостатков, борется с ересью. Подобно святителю Алексию (†1378; пам. 12 февр.), бывшему воспитателем малолетнего Димитрия Донского, Митрополит Макарий заботится об Иоанне Грозном[ 46 ], венчав его, первого Московского государя, царским венцом. Время Митрополита Макария — это целая эпоха в Русской Церкви, время духовного подъема и расцвета Православия. Архиерейская хиротония Святителя, как и его Митрополичья интронизация — важные вехи в личной жизни архипастыря и одновременно — важные события в жизни Церкви. Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою Комиссиею. СПб., 1841, 1842. 5 Т. Богословские труды. Государственная публичная научно-техническая библиотека. Журнал Министерства народного просвещения. Журнал Московской Патриархии. Новгородский государственный музей. Полное собрание русских летописей. Российский государственный архив древних актов. Российская государственная библиотека. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). ПСРЛ (список сокращений см. в конце статьи). Т. 33: Холмогорская летопись. Двинский летописец. Л., 1977. С. 136. См. Архимандрит Макарий (Веретенников). Можайский период Всероссийского Митрополита Макария//Альфа и Омега. 1997. 3(14). С. 173–182. Он же . Можайский период жизни Всероссийского Митрополита Макария//Источниковедение и краеведение в культуре России.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Из Актов, собранных в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою Экспедициею Императорской Академии Наук. 57 стр. 126–129 Арх. Экспедициею заимствована из Сборника грамот Смутного периода, принадлежащого Императорской Публичной Библиотеке Л. 294–307. В Ростове получена, как значится в грамоте Филарата, 29 Ноября. Богомольная грамота Патриарха Ермогена, митрополиту Ростовскому и Ярославскому Филарету о мятеже в Северских и Рязанских городах, об усердии к престолу Тверитян и Смолян, о походе служилых людей к Москве, о раскаянии Сумбулова и Ляпунова, о поражении Коломенских мятежников и о молебствии во всех церквах. 1606 года, Ноября 30-го Благословение великого господина святейшего Ермогена, Патриарха Московского и всеа Русии, о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Филарету, Митрополиту Ростовскому и Ярославскому. И видя такое злое начинание, кто тогда от православных не восплакал или кто не возрыдал к милосердому и к человеколюбивому Богу, иже есть источник милости и всякия предивныя премудрости содетель, и скорой нашей заступнице ко Пречистой Богородице и ко всем Святым со слезами вопиюще, умилны гласы с воплем испущающе, чтоб от того злаго и проклятого еретика и врага нас православных крестьян избавил Господь Бог ? И милосердый в Троицы славимый Бог, молением Пречистыя Богородицы и всех Святых молитвами, вскоре услыша стояние раб своих не даде в попрание святых икон и в разрушение святых церквей и в разорение крестьянския веры: по его еретическим злым делом возда ему вскоре месть, ея же сам злодей делы своими уготова себе и с любящими его, и злосмрадное и скверное тело его извлечений бедне Болшого града и покинуто на торжище, и всего царьствующего града Москвы и всех окрестных и далних градов всего Московского государьства всякими многими людми видимо было три дни, и после того православными крестьяны и огню предано, и не обретеся и пепел скверного его тела. Милосердый же и человеколюбивый Бог, молитвами Пречистыя Богородицы и великих Чудотворцов Петра и Алексея и Ионы и всех Святых молитвами, не до конца на нас прогневася, не хотя нас, создания своего, видети конечной и расхищенной погибели, воздвиг от прежеизбывшего царьского корени благоцветущую ветвь и избра по своей ему воли, и посла нам, егоже возлюби.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

У каталога есть и еще одна важная особенность: в него включены не только документы, находящиеся в указанных хранилищах ныне, но и сведения об актах, которые в настоящее время не обнаружены, однако приводятся или упоминаются в ранее изданных каталогах и публикациях документов. Работа над «Каталогом актового наследия Росикона», как планируется, будет завершена в первой половине 2016 года. Систематизация и анализ собранного материала, несомненно, позволят создать более полную и последовательную картину истории Росикона в подлинных исторических источниках. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Цит. по: Дестунис Г.С. О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. ЖМНП. Ч. 213. С. 161. 2 Тахиаос А.-Э.Н. Славянские рукописи Свято-Пантелеимонова монастыря (Руссик) на Горе Афон//Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». СПб., 2012. С. 8. 3 Там же. 4 Там же. С. 17. 5 Издание афонских актов осуществлялось с 1903 г. в «Приложениях» к Византийскому временнику рабочей группой, созданной при Коллеж де Франс. 6 См. Actes de Pantéléèmon/Ed. P.Lemerle, J.Dagron, S.ircovi. Paris, 1982. 238 p. 7 В состав рабочей группы вошли от Издательского отдела Московской Патриархии: архимандрит Иннокентий и Казанцев В.П. — фотограф; от представителей традиционной науки — Тихомиров Н.Б., научный сотрудник Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, Турилов А.А., научный сотрудник Археографической комиссии при Отделении истории АН СССР, и Лебедев А. В., научный сотрудник Института философии АН СССР. 27 февраля 1984 г. по итогам отчета экспедиции о результатах работы на Афоне и об изучении рукописей Пантелеимонова монастыря научные материалы экспедиции были переданы в рукописный отдел БАН, где, согласно ранее принятому решению, организовано хранилище рукописных материалов, связанных с историей Святой горы. 8 Славянские рукописи афонских обителей/SS Cyril a.Methodius center for cultural studies; Сост. А.А.Турилов, Л.В. Мошкова; Под ред. А.-Э.Н. Тахиаоса Фессалоники. SS Cyril a.Methodius center for cultural studies, 1999.

http://e-vestnik.ru/history/arhivnoe_nas...

В 1939 г. туда же поступила оставшаяся часть коллекции. Владельцем уникального собрания старообрядческих рукописей и старопечатных книг был известный старообрядческий деятель, купец первой гильдии, почетный гражданин Иван Никитич Царский (1789–1853). Выдающийся русский историк М.П. Погодин писал об И.Н. Царском, что тот «во всю свою жизнь уделял часть своих избытков не на мраморные стены, не на бархатные подушки, не на золотые карнизы, не на лихих рысаков, и златокованую сбрую, но на собирание и сохранение драгоценных отечественных памятников во славу Отечества». Многочисленные древнерусские жития святых, собранные И.Н. Царским, послужили основным материалом для соответствующих работ А.Н. Муравьева и В.О. Ключевского . Замечательно также было роскошное издание «Выходы царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича» (Москва, 1844). В храм Покрова на Рогожском кладбище он пожертвовал печатное Евангелие 1634 г., в котором буквицы и изображения евангелистов украшены золотом и красками. По завещанию И.Н. Царского 240 юридических актов было передано в дар Обществу истории и древностей российских и 100 актовАрхеографической комиссии. После смерти собирателя его коллекция старопечатных книг была приобретена В.П. Орловым-Давыдовым, а в 1917 г. все ею богатейшее собрание воссоединилось в Историческом музее, где находится и по сию пору. Не менее уникальным было собрание старинных рукописей и икон Егора Егоровича Егорова (1863–1917), видного деятеля федосеевской общины Преображенского кладбища, купца 2-й гильдии. Унаследовав семейное дело после смерти отца в 1887 г., Е.Е. Егоров спустя год с небольшим продает его и сосредоточивается на собирательстве. Первооснову его коллекции составили книги и иконы родовой моленной в Салтыковой переулке, затем она пополнялась через антикварный рынок, экспедиционные поездки по Поволжью и т.д. Собрание книг и журналов гражданской печати насчитывало около 30 ООО томов, рукописей – почти 2200, старопечатных книг – более 800, икон XV-XV1 вв.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

   001    002   003     004    005    006    007    008