173. 1851 года 9 июля. Молю вас со слезами о себе: верно идти пешком в Воронеж? Хотя, как могите, – потрудитесь поглядеть на Югскую-то пустыню. Денег нет: не знаю, что и делать? Дома Бог, ищи его поскорее. Обрадовалась страннику, который донесет к вам записочку? Часто бывают в кафтанах-то и волки. Давно собиралась написать, да было не с кем? Ведь, на чай гривеннички находите: кто же поверит, что на письма-то найти не можно? 174. 1851 года 2 августа. В Мологе, близ девичьяго монастыря могу ли я иметь квартиру? Можете и в Мологе: Анна Ник. будет к вам на квартиру ту почаще прибегать и вас обижать. Сделайте (для себя) милость: поскорее приезжайте, да на Югу прибегайте. Не грех ли мне будет: я ехала сюда для спокойствия, которое по малой мере и моему малодушию здесь и нашла? Т.е. намерение, за мою вину, по какому-то неимению лукавства (т. е. живши в свете не приобрела развращения ума) здесь и потеряла, (т.е. намерение переменила, что ехала сюда покоиться). То не грех ли мне будет за это? А что с светскаго-то ума сошла? А сегодня сказанная проповедь приохочивает искать спасения. Посему, вот видите: и поневоле обезумеешь. Не знаю: могу ли с собой совладать? Очаровала меня Библия: хоть не любо, да привелось спасаться. Но не знаю, как успеть? И на свет нельзя оглядываться: отец Георгий меня кругом стыдит. Простите, что вас беспокою; но не знаю: где искать другаго утешения? Лествичник с Добротолюбием еще живее Георгия будет преграждать изнеженностям стези. Хочется помолиться о здравии брата и его супруги? Сама читай Псалтирь и усерднее за них молись. Еще желаю: вдруг за 40 обеднями помянули бы? Желающих спастись нанимай за себя по причине неуспешности своей. Я боюсь, чтобы нам во вражде с ним не умереть? Ведь, он разсудка не лишен: может понимать, что делает; итак, если умеет: пусть с Библией -то поспорит. Да жаль крестьян; я готова бы ему все отдать, Господь с ним, мне не жаль имения? Бог дал нам судей, итак с терпением ожидайте: как узаконят, – вы и не спорьте. Не отриньте моего сознания и изцелите болезнь души моей?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

1850 г. 27 дек. Батюшка изволил написать своей ручкой: Не мало тому уже годов, как при помощи Божией, Матрена Ивановна меня сумасшедшаго и со всем моим имением берегла Господь видит: я и теперь понимаю себя таким. Если есть у вас ко мне недостойному милость, так и прошу вас: мои принадлежности поберегите (храните), убирайте, скрывайте, как вас Господь научит. Вы не разорители, не воры или грабители, а сберегатели меня самого и имения моего. Всякой (здесь) монастыряк в своем властен, например: у нас здесь был больной казначей, у коего все его имущество его сродник к себе перебрал повременно; и когда казначей умер, его келью нашли почти пустою; а сына не истязывали, а прикрыли словом: что он монастыряк в своем властен, куда хотел, туда и девал: а у меня и намерение совсем не такое. При моей жизни поберечь вам доверяю (потому что, по сумасшествию моему, я вас на это избрал), а по моей кончине, (надеюсь) вы или видимыя мои принадлежности, или за оныя деньги в здешнюю св. Обители Церковь представите; а если не так: то вссоре вы меня увидите уже вовсе сумасшедшим. XL А.Н. написала: Батюшка, когда одна, такия придут минуты, – как ребенок расплачусь; простите меня окаянную, после сама себя виню; побраните хорошенько: все не перестаю вас огорчать? Поплакивайте, сударыня, как деточка; попрыгивай, как воробей; а ворчать-то на меня, как малюточка, не переставайте. Вы писали об Израиле? А ты будь как Моисей? О, как бы я рад был! XLI 1850 года 30 декабря. С сего времени окаяннаго Адриашку за вратами не увидите. Он начальник дал пред Господом Богом слово: чтоб ему (Адриану), как разбойнику, из клети неисходну (кроме Св. церкви) быть. XLII 1850 года 31 декабря. Сии две достопримечательности для чего вы ко мне возвратили? Я ее написал для того, чтобы показать Серафиме Петровне, (она и списала) дабы узнали в городе, что я, при помощи Божией, начинаю жить, как будто меня нет; – эту жизнь я начинаю, (думаю) от Божия указания. Мне приснилось: будто меня и еще кого-то приговорено (присуждено) живых чрез скорые часы закрыть в гробы; и так мы уже принужденно могли бы умереть, и мы уже приготовленными к сему находились в какой-то комнате, только нас двое, – в ожидании кончины. О, как не хотелось умереть-то неготовому-то!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

1850 года 30 Июня. Батюшка! Уведомите меня: как вы в вашем здоровье? Пображиваю в монастыре и около ограды оного. И не совсем ли забыли С. А. К., которая всё также помнить и уважать? Боюсь я забыть благодетелей моих. 381 1851 года 5 Октября. Очень рада, что имею случай к вам писать и сказать, что я вас также помню и уважаю? Нижайше благодарю, сударыня. Прошу вас не оставить меня в ваших св. молитвах? Даруй вам, Господи, точнее помнить: друг друга тяготы носите. Благодарна вашей знакомой, что она принесла мне весточку о вас: спаси её, Господи! Да, сударыня: она усердна и верна. Благословите меня св. отец? Господь благословит люди Своя миром. Посылаю вам книжку в знак того, что я всегда помню вас? Это должно послужить дражайшим условием к памятованию вас. 382. М. Н. Батюшка! Я просила о дочери в сиротский дом, а её не приняли: я этим огорчена? Вот счастье! сказано: Блаженны слышащие слово Божие, и по Оному жизнь ведущие. Сынок записан в кантонисты: не знаю, – примут ли? Поусерднее Господу молись. Батюшка! Я живу с мужем: не имеем друг к другу расположения? Без воли Божией ничего не бывает: силой милым не бывает. Молитесь за него Господу с уважением: проскомидия, да Псалтирь, шестинедельная и водоосвященный молебен Богородице. Редко бывает дома: без терпения говорю ему? Советуйте, упрашивайте: а не укоряйте и не принуждайте. И часто напоминаю? Этого Христианская любовь требует. Не оставьте, батюшка, своим наставлением? Библия, Четь – Миней и Прологов нужно слушаться. Хоть наймите: при Библии почаще сидите. Кто Бога любит: тот души не погубит. Добродетель везде спасёт. Что сеешь, то и пожнёшь. 383. С. Н. Щ. 1849 года 18 Сентября. Батюшка! Я нахожусь в великом оскорблении от родителя: он нисколько не хочет отдавать из назначенных мне денег? Родитель имеет власть: с ним спорить грешно. Вразумите его, также и меня: как мне оставить его в покое? На Проскомидии за здравие его часть вынимать, усердно молиться о спасении его. Может, Господь вразумит его отдать мне всё? Со всякой учтивостью просите его.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

1851 года 17 Ноября. Батюшка! прошу св. молитв и благословения мне и чаду? Господи! благослови ны познати на земле путь Твой! Посторонним занимаюсь шитьём; мысль пришла, чтобы это оставить? Видно, любят вас ваши мысли, сударыня! Примите от меня гостинчик? Нижайше благодарю. 327 1851 года 19 Декабря. Просим мы вообще вашего благословения? Прошу слушаться Георгия Затворника. Не могу понять ответа вашего, что меня любят мои мысли? Что Богу не угодно, на то соглашаться оне колеблются. Я очень бестолкова? Алфавит очень понятен. Сестрица вам кланяется; поздравляем вас с праздником? Толкование на Псалтирь обнаружит льстивый мир. С душевною преданностью пребудем? Отче Небесный! сотвори с нами милость: не попускай жить нам по воле нашей! Нам хочется странных принимать, а семейство не изволит? Вы обе то, как девочки; так знайте себя, да уважайте Прологи. 328 1852 года 8 Апр. Сестрица больна: просит вашего благословения? Слушайся Георгия Задонского : так скоро здоровенька будешь. Я имела общение идти во Владимир? Хорошо! М. Ив. советовала мне прежде побывать на Юге у вас? Это бы лучше. Или совсем собравшись, зайти можно? Подумайте, годилось бы. Она советовала: по нездоровью сынка, взять его домой; а я сказала: надо взять совсем? Даруй, Господи. На время – то не отпускают: а если домой возьму: не знаю, куда девать? Он дома всем мешает? Когда уже сильно – то будет мешать, тогда оба близ монастыря ради Бога живите. Некто прозорливый умолк сказал: он умрёт на тринадцатом году? Не верьте. А здоровьицем – то он и теперь слабенек? По этой – то причине и сидели бы дома. Остаёмся с духовной преданностью к вам? О, если бы трое – то А. С. Е. вместе (когда будете возненавидены) близ монастыря, на одной (с Ефремом Сирином ) квартирке! Которое лучше: домой взять? Да! Или в Москве пожить? Счастье – то в Прологах да в Четь – Минеях! Я желаю говеть: не оставьте наставлением? Говеть значит: наистрожайше не попускать себе грешить; а за содеянные грехи строго, произвольно, по совету духовного отца, себя наказывать. Хоть в век говеть: греха тут не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

192. А.Н. Батюшка! Признаюсь, – враг смущает: все бы куда- нибудь бежала? Молись часто, постись каждодневно; Божиих книг, да благонамеренных людей слушайся. Думаю, не спросясь, тихонько уйти? Представь себе: в дороге, если не спрашивать о путях, – ведь, заблудишься. Еще искушение: в пище сытости не знаю, не хочу, а ем? Хлеб весить и воду мерять: – так и будешь уметь есть; всегда постись и молись: без поста души не спасешь. Имею привычку чужое без спросу давать: кто чтопопросит? Давай свое трудовое только: а чужое давать – все равно, что украсть. Да привычка тихонько поедать? Душе пагуба. А отстать-то хочется? Поскорее. 193. 1849 года 17 сентября. Охота походить по разным монастырям? Во святых местах бывала: наук тамошних слыхала и видала; теперь пора бы приниматься спасению-то приобучиться на деле? Слушайся святых книг, – так спасешься; а что живешь-то как: о, нет не так!.. Во всех Монастырях хорошо: кто будет слушаться Прологов, Четь-Миней, Ефрема Сирина , а лучше бы Добротолюбия. Не попростее ли сии слова: коль хочется кому благополучным быть, стараться должен Господа душой любить. К Богу молитва слаще меда; питаться словом Божиим лучше медку. 194. 1849 года 19 сентября. Батюшка! Пришла повидать вас? Он не в силах. Не поможет ли вам Господь, хоть словечком утешить? Прологи, Четь-Минеи, а особенно Добротолюбие утешат, – когда оных слушаться будешь. В Добротолюбии прежде прочитай книгу Петра Дамаскина . Хочется надеть вериги Адриана Чудотворца в церкви? Полезно было бы найти искуснаго старца для себя. Еще борют многая искушения, которыя описать не могу? Попадемся в руки, натерпимся муки: о, страшно впасти в руце Бога жива! Помолитесь обо мне? Надобно молиться; но подержим на памяти: хощет Бог, когда хощет человек. 195. 1850 года 30 декабря. Батюшка! Я живу в монастыре и пристрастилась к одной сестре? Если это должно: так выйдите на площадь и забавляйтесь при г. Губернаторе; не стыдно ли нам согласоваться с изречением; не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль. Решительно только и думаю об ней?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

218. М.Я. 1849 года 21 июня. Батюшка! Хочется душу спасти, а сама имею слабость, – нравятся хорошия лица, веселыя беседы, разныя шутки, и сама вижу, что для души не полезно? Бог силен: молись, да слушайся Его; уединяйся, постись, молись, читай Новый Завет да Псалтирь, Прологи и прочил, указанныя прежде; знай церковь да квартиру; в люди, – разве по необходимой нужде. Батюшка! Преподайте совет на счет сына: какое доставит ему счастие? Слушайся Прологов. Отправляю его в Питер? С Богом: хорошо! Имею быть вам слугою. О, если бы Божескою! И Богомолицею. Христа ради, вас прошу. 219. П. Г. 1852 года 14 марта. Батюшка! Я глазами болен, от золотухи, – это с малолетства и до 17 лет? Молитесь усердно; поститесь не только телесно, но и душевно. Благословите меня учиться? Понуждайтесь, не раздавайтесь с науками. И дайте мне назидание? По Библейски живите, а с Алфавитом и спите. 220. И.Н. 1852 года 21 апреля. Батюшка! Христос Воскресе! И мы с радостию приветствуем вас: воистинну воскресе Христос! О, если бы и нас на небо вознес! Батюшка! Благодарю вас за книжку? Можно ли верить-то? Которую вы благословили? Это по любви Христианской. Я ее сожег в печи? (он страдал ипохондриею). Не похвально! Прошу меня в этом простить? Да как нас обоих Господь позовет? Эдаких-то не возьмет к Себе; – того страх, что во ад отошлет! И в молитвах своих меня не оставьте? Благодарю, что меня лениваго возбуждаешь. Остаюсь покорный слуга. Как бы Богу-то, а не человеку! 221. Совет старца одной страннице: Нужно избрать для пребывания такой монастырь, где бы привелось жить в тесноте, прискорбиях и бедности, – это для очищения моих греховностей: ибо я достоин жесточайших образований. 222. К.Н. Драгоценнейшую картинку получил: чтобы мне от радости сказать? Царица Небесе к нам милость принесла: Спаси меня, молю, прегнуснаго осла! 223. Е. Е. Хозяюшка говорит: я спесива, что с нею не занимаюсь разговорами: так надо ли заниматься и будет ли польза? От светских сношений душевредия ожидай. Мне наскучило слушать разныя речи на счет меня?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

270 Коль в правду ты Любовь ? Отдай же Богу кровь! Престань, отсель, дремать: Будь детям верна мать! 271. А. Я. 1849 года 18 Августа. Батюшка! Какое мне сделать испытание для души полезное? Постись, помолись, читай, уединяйся. Желаю всем сердцем спастися? Во спасении умудряйся, а на старое не обращайся. Только не знаю: что и как? Как вы мне посоветуете, так и буду делать? Библия, Четь – Миней и Прологов слушайся: так и благополучна будешь. Мне это прискорбно: не видавши вас и не получа вашего благословения, ушли? Бог всех любящих Его благословляет. Мне не хочется мясного есть? Душеполезно. Братцу к должности определиться, как посоветуете: в Твери или у нас городе? Под надзором родных счастливее может служить. Просить ли мне у маменьки особую комнату? Весьма полезно. А делать с сёстрами приходить? Да: помогай домашним в делах должных. Если утренних и вечерних молитв не успею прочитать: так много ли в день читать? Если не успеешь сих: так в свободные минуты Псалтырь люби поболее читать, да земные поклоны полагать. Можно ли пригласить к себе постоялочку нам известную? Хорошо бы для тебя, по согласию ея. Я унываю? Унывать опасно. И зависть на людей, что молятся? А!.... Благочестию ревновать похвально. А я лишаюсь всего по нерадению? С Прологом везде не пропадёшь. И буду досадовать, и презирать мыслями всех? Ни кого не презирай: если у Бога хочешь быть при милости. Научите невежу? Почаще, да поусерднее молись, да читай: так и будешь уметь. Куда посоветуете ходить? В церковь : да дома слушайся Божьих книг. 272 1851 года 3 Января. Батюшка! Отчаиваюсь, что дома нет спасения? Близ монастыря, при духовной нянюшке, поучись. Не знаю, что с собой делать? Читай, молись, постись, уединяйся, Богу повинуйся. В дорогу идти для богомолья: маменьку жалко? Слушайся Прологов: так и дома спасёшься. Да и домашние говорят: прошатались, да ничего душеполезного не сделала? И намерение человека Господь целует. А мы дома полезное сделали: Да Богу то угодно ли? А прочие говорят: за хождение и Бога не умолишь, и в аду то места не будет? Яви, Господи, такую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

XXXI В одной записочке старца сказано: Добротолюбие не велит пред сатаною слезы лить. Батюшка: я этого не поняла? Для царствования в мире, мы к удовольствиям плотским слепо лезем, как ребятки к зажженной свечке. XXXII Батюшка, старушка М.Д. имеет намерение в Монастырь и в свою Церковь вносить по 30 руб.: ей советуют билетом? В Монастырь 30 руб. сер. деньгами, а не билетом. В свою Церковь билетом (на век в пользу Св. Церкви). XXXIII 1850 года с перваго месяца Батюшка начал присылать мудреныя записочки, из содержания коих мы впоследствии поняли, что он ими давал нам понятие о имеющей быть перемене положения, которая и сбылась переходом его из Адрианова Монастыря в Югскую пустынь. Первая записочка 1850 года 9 января: Вы скажете: почему не едет к нам чая пить? Дайте, девочки, одуматься, так и скажу. Назад тому 3 приснилось мне: Феофание напоминает: Пустыня, Гражданица, непроходная… имеяше… И так об этом-то размышлять н но ума да и ума. А.Н. сие письмецо в кабинет? Отв: спрятала! Батюшка, желала бы узнать: что значит Феофание? Богоявление. XXXIV 1850 года 8 апреля. Дабы мне Господа прославить: Так, помолитесь, дней прибавить; Досель для Бога я не жил: Ужель свет (мир) мне будет мил? Два письма я получил: В замок смелость заключил; Дерзость кончилась указом, Молча, отвечать, приказом. В Библии вот как сказано: Несть Пророк без чести, токмо в отечествии своем и в дому своем. Толкование: Пророк (Богоугодный человек) не бывает в бесчестии, разве только в отчизне (а вдалеке слава того же Пророка гремит) и в месте его пребывания. XXXV Кто по внушению Духа Святаго говорит, того надменные и гордостию диавольскою зараженные отвращаются, как надменнаго и гордаго; ибо слова его только поражают их, а не доходят до сердца. А кто витиевато говорит от себя и от учености, того, хотя он от своего спасения и далек, чрезмерно хвалят и слушают. И таким образом нет между нами ни одного, кто бы мог справедливо и надлежащим образом разсудить и увидеть истину. Доброт. Препод. Симеона Новаго Богослова , гл. 72.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

А желала бы пить? Хорошо бы. Книга Алфавит священная, – что ли? Точно так. А в Прологах искать утешения? И это книги духовные. О поручении имения стараться, или оставить на волю Божию? Буди милость Твоя, Господи, на нас, чтобы мы уповали на Тебя! Н. А. прочитав письмо, сделалась грустна? Писано для нас: не восхотеть благословения, и удалиться от него. Малюточка не так здоров? Чаще причащать надобно, да поить Богоявленской водой. Боюсь за него? С малюткой Бог. Видела во сне большой величины образ в золотой раме? Это дивное вам Божественное утешение. Божия Матерь над моей головой и множество Ангелов в виде младенческом? С сего времени всеми силами вашей души, начните (уважать) слушаться Божией Матери. И мне слышался глас, которого ни передать, ни объяснить не умею о какой – то пере ходимости; чувствуя грусть, спросила: для чего же всё это? И мне, как будто за окном, вы, батюшка, отвечали: для будущей жизни. Я в ту же минуту проснулась. И теперь он тоже говорит: так пора бы, сударыня, Библию ту полюбить. 348 1851 года 17 Ноября. Осмеливаюсь обременить вас, батюшка, своим вопросом? Когда угодно извольте писать. Можно ли получить А. Н. условие для передачи знакомой? Странница не должна входить, ни в какие дела. У нас в св. воде появился сор? Будем молиться: просвети очи мои, Христе Боже: да некогда усну в смерть и проч. Образ Адриана Чудотворца упал со стены подобно грозному сошествию? Понуждайтесь ему молиться поусерднее. Не поропщите на мои длинные письма? Прошу не сомневаться. Не оставьте нас печальных? Постараемся попомнить повеление Господа: друг друга тяготы носите. 349 1851 года 17 Дек. Вы советовали Н. А. пить Богоявленскую воду: можно ли в чай класть утром? Натощак испивать молебную, а Богоявленскую только в болезнях. Н. Н. ищет места? Даруй, Господи! Не попросить ли чем начальников, производящих дело? Об этом полезно советоваться с искусными секретарями. Лечиться не начинала: боюсь, чтобы лекарствами не расстроиться? Не холодная, сырая вода натощак за всё отвечает.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Амвросий Оптинский . – Но в последние века, при всеобщем упадке веры и подвижничества, оно понемногу стало приходить в забвение, так что многие даже начали отвергать его. Уже во времена Нила Сорского старческий путь многим был ненавистен, а в конце прошедшего столетия и почти совсем стал неизвестен» 423 . Возрождение старческого служения в России связано с именем прп. Паисия Величковского (†1794). Его подвиг нашел свое продолжение в Оптиной Пустыни, прежде всего в служении великих Оптинских старцев Льва (†1841), Макария (†1860) и Амвросия (†1891), восстановивших и укрепивших древнюю традицию окормления монастырскими старцами иноков и мирян 424 . В начале XIX века России был дан великий старец прп. Серафим Саровский (†1833). Широко почитаются за свои духовные подвиги старцы того времени: Филарет Новоспасский (†1842), Георгий Задонский (†1836), Адриан Югский (†1853) и многие другие. В советское время старческий подвиг продолжали последние Оптинские старцы: прп. Анатолий мл. (†1922), прп. Нектарий (†1928) и прп. Исаакий (†1936). Среди святых старцев XX века называют также св. прав. Иоанна Кронштадтского (†1908) 425 , «старца в миру» св. прав. Алексия Мечева (†1923) 426 , прп. Алексия Зосимовского (†1928), прп. Серафима Вырицкого (†1949), прп. Лаврентия Черниговского (†1950), прп. Кукшу Одесского (†1964), прп. Севастиана Карагандинского (†1966). Традиция старчества до настоящего времени сохранилась в Троице-Сергиевой Лавре и Псково-Печерской обители. Наиболее известным Печерским старцем является недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 427 . На старчество необходимо особое призвание Божие. Оно может проявляться в разных формах. Иногда уже существующие старцы назначали себе преемников. Например, в Оптиной пустыни старчество передавалось именно этим путем «апостольского преемства»: монахи вступали на подвиг старчества по послушанию. А иногда подвижник получал непосредственное благословение Божие на свое новое служение. «Не все безмолвники оставляются в безмолвии навсегда, – пишет свт. Феофан Затворник . – Достигающие чрез безмолвие безстрастия и чрез то удостаивающиеся приискренняго Богообщения и Боговселения, изводятся оттуда на служение ищущим спасения, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому , как Иоанну в пустыне, глас был в безмолвии, изведший его на труды руководства других по пути спасения, и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими» 428 . Например, прп. Серафим Саровский также начал старческое служение после особого извещения – явления ему Матери Божией. Священномученик Серафим (Чичагов) так описывает это событие: «В 1815 году Господь, по новому явлению о. Серафиму Пречистой Матери Своей, повелел ему не скрывать своего светильника под спудом и, отворив двери затвора, быть доступным и видимым для каждаго. Поставя себе в пример Великаго Илариона, он стал принимать всех без исключения, беседуя и поучая спасению» 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010