Г. Рассуждения о болезнях, писанное по благословению старца, его учеником, в утешение больному монастыряку В общее назидание наше и твоё утешение, любезный брат, хочу написать тебе двух спасающихся монастыряков рассуждение и разговор о болезнях. Больной монастыряк пишет к своему собрату, тоже монастыряку: «помолись за меня, – чтобы я был здоров». Извещённый об этом его брать, немедля ему отвечает, в утешение и облегчение его болезни, представив ему следующее духовное размышление: «весть о том, что ты болезнь, меня немощного премного утешила; а братская, умилительная твоя просьба, – молиться за тебя, чтобы ты был здоров, – меня гордеца премного удивила. И потому, не знаю: с чего утешить тебя согласием на твои, по-видимому, необходимые и уважительные пожелания, или самому мне пожелать тебе здоровья? Прости меня, святое общество словесных овец, мирно пасущееся на пажитях Христовых, чрез скорби, болезни и труды, достигающее небесных радостей, утех горнего Иерусалима, и соединения с добрым и неусыпным Пастырем, положившим за тебя Свою душу! Прости меня: я, было, решился пожелать моему собрату здоровья телесного, а за тем, покоя и радостей земных! Но как припомнил, что чрез таковое пожелание оскорблю твоего сердобольного Пастыря, во всю Свою жизнь земную терпевшего скорби, труды и озлобления, наконец, и поносную смерть и тем показавшего тебе достоподражаемый пример, и обижаю тебя, святое общество, давшего обет, во всю свою жизнь находить утеху и радость только в скорбях, трудах и болезнях: мне же да не будет хвалитися, точно о Кресте Господа Иисуса! Так: пробуждаемый гласом совести и гласом любвеобильного Пастыря: приидите ко Мне еси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы, пристыженный примером скорбящих и озлобленных, и уличённый своим обетом, я решился написать к тебе, для разрешения нашего вопроса, размышление о болезнях и здоровье для Христа, кстати, и о способах лечения болезней. Мне часто приходит на ум, любезный брат: от чего болезни в роде человеческом, при великой благости Божией и при всём чудном покровительстве и попечении Его о нас? А как обращусь к истории о первых наших Прародителях в Раю, так вопрос о сём решается сам собой: от грехов! Доколе человек слушался Бога и не грешил, – не знал болезней ни душевных, ни телесных, не ознакомился бы и со смертью , – если бы пребыл верным Творцу своему: был весел, спокоен, цветущ и телом и душой; ему была одна утеха: Бог и труды, – еже делати и хранити рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Том 2 → Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. Часть I II III Переписка старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола   Часть первая. Памятные записки и переписка со старцем Боголюбиваго семейства сестер, проживавших близ Адрианова Монастыря под руководством старца, а с перемещением его в Югскую Пустынь, – близ нее, в городе Мологе Ярославской губернии. Боголюбивое семейство сестер разнаго звания, преимущественно из дворян, призванное Господом для спасения вечнаго чрез руководство старца о. Адриана, имело пребывание свое сначала неподалеку от Адрианова монастыря, а с перемещением старца в Югскую Пустынь, – близ оной, в городе Мологе. Замечательный особы этого достопамятнаго семейства, отличавшиеся особенными подвигами благочестия: Матрена Ивановна Гулина, Мария Дмитриевна Свитина и Анна Николаевна Леонтьева и многия другая, по особенному Божию смотрению, призваны были как бы для хранения и распространения всего прекраснаго и всего совершеннаго из жизни христианской, что в лице своем представлял редкий подвижник благочестия о. Адриан. Памятные записки этого семейства и переписка со старцем служат очевиднейшим доказательством христианскаго совершенствования сестер, их искреннего отношения к старцу, участие в трудах и болезнях старца, и проливают свет на некоторыя события из жизни самого старца и его духовной деятельности во спасение ближних. Труды послушания, в вспоможение старческой деятельности чрез переписку, преимущественно лежали на А.Н. Леонтьевой, как более всех к тому способной. Мучительная и продолжительная лихорадка Леонтьевой была главною побудительною причиною переворота в ея судьбе и посвящения себя жизни духовной под руководством старца. За св. молитвы старца и за предстательство угодника Божия Адриана Чудотворца, у раки его, тот час после водоосвященнаго молебна она получила совершенное облегчение от мучительной болезни, много времени ее томившей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему. В книге протоиерея Валентина Мордасова «Святые отцы об исповеди» собраны многочисленные поучения святых отцов о том, что такое исповедь, как правильно подготовиться к этому важнейшему для всякого христианина Таинству, как следует правильно исповедоваться и относиться к епитимии, чтобы она послужила во благо для кающегося; говорится также и об опасности утаивания грехов на исповеди, о вреде лицемерного покаяния. Особый раздел книги рассказывает о духовнике и отношении к нему верующих людей; о том, какими качествами он должен обладать. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Валентин Мордасов Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-026-2796) Святые отцы об исповеди Спасение приобретается через покаяние. Старец Адриан Югский Слава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский). Надо всякий грех сделанный очищать покаянием. Два орудия духовной брани ставил преподобный Пахомий Великий выше всего: страх Божий и исповедь. И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество (преподобный Нил Синайский). Покаяние есть второе крещение. Покаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение, и падение всего человечества, и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда. Грех еще усугубляется, если он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех, в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или: «Не взыщет Бог!» (святитель Макарий, митрополит Московский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Святые отцы об исповеди Спасение приобретается через покаяние. Старец Адриан Югский C лава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский ). Н адо всякий грех сделанный очищать покаянием. Д ва орудия духовной брани ставил преподобный Пахомий Великий выше всего: страх Божий и исповедь. И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество (преподобный Нил Синайский ). П окаяние есть второе крещение. П окаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение, и падение всего человечества, и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние ( святитель Игнатий (Брянчанинов)) . П окаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда. Г рех еще усугубляется, если он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех , в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или: «Не взыщет Бог!» (святитель Макарий, митрополит Московский). С тарец Феолог заклял демона сказать о покаянии. Бес отвечал: «Несть ино ничтоже таково в церкви, якоже грехов совершенное и чистое исповедание. То нам более всего зло творит и силу нашу низлагает. Егда есть человек в грехах, то уди его вся связаны и не может стати на добрые дела; егда же чисто грехи исповесть, тогда свободен от всех и волю имать на всякое дело благое». П окаяние – это возвращение от диавола к Богу. Н ачало доброго пути есть исповедаться священнику от всей души в грехах, а особенно в духовном невежестве, что не имеют совершенного познания о Таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера (преподобный Симеон Новый Богослов) . В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих (преподобный Антоний Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН ЮГСКИЙ (Семёновский Андрей; 1800, с. Семёновское Пошехонского у. Ярославской губ.- 7.08.1853, Югская Дорофеевская пуст.). Род. в семье диакона. Закончил ДУ. В 1820 г. оставил семинарию и поступил в Адрианов Пошехонский мон-рь в послушание к старцу Иннокентию. В 1821 г. был причислен к братии, посвящен в стихарь. 4 апр. 1826 г. принял постриг с именем А. в честь прп. Адриана Пошехонского , 2 нояб. 1826 г. был рукоположен во диакона, 9 нояб.- во иеромонаха. В мон-ре устроил гостиницу для паломников, обновил колодец прп. Адриана и построил над ним часовню, где больные стали получать исцеление по его молитвам. В 1831 г. назначен на должность казначея. А. Ю. был строгим постником, питался только черными сухарями и водой, никогда не ел горячей пищи, ничего не имел своего; был усердным молитвенником, ежедневно прочитывал всю Псалтирь; обладал даром прозорливости, отличался смирением и кротостью. За свое строгое подвижничество претерпевал многочисленные жестокие нападки бесов, временами явные для окружающих. Братия мон-ря, не понимая напряженной духовной брани, к-рую вел подвижник, сочла его душевнобольным, и А. Ю. был выслан из обители к родственникам. В это время начался подвиг служения А. Ю. ближним. Во всей тяжести перенесший духовную брань и суровым подвигом достигший торжества духа над плотью, А. Ю. направлял своих собеседников к христ. жизни. Своим духовным детям А. Ю. рекомендовал умеренный пост, чтение Четьих-Миней, Добротолюбия , аскетических творений преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, говоря, что учение Церкви уясняется при очищении души личным подвигом. После возвращения А. Ю. в Адрианов Пошехонский мон-рь было решено сделать его настоятелем обители. Не желая этого назначения, инок принял обет молчания и подвиг юродства, 2 года скитался по лесам; много странствовал, собирая средства на мон-рь и одновременно наставляя в христ. жизни жителей тех мест, где останавливался. А. Ю. имел многочисленных учеников, приезжавших к нему или руководимых старцем через переписку. А. Ю. почитали не только отдельные люди, но и целые города, напр. Бежецк, где из его последовательниц составилась Благовещенская жен. община, к-рой старец руководил неск. лет, а окончательное ее устройство передал по завещанию свящ. Петру Томаницкому, принявшему на себя подвиг юродства и проживавшему близ Углича. После кончины благоволившего ему настоятеля мон-ря иером. Иринея А. Ю. подвергался клевете и оскорблениям со стороны братии и в 1851 г. перешел в Югскую Дорофеевскую пуст. Перед кончиной сподобился явления Пресв. Богородицы со святыми и Спасителя, погребен в Югской пуст. напротив алтаря соборной церкви.

http://pravenc.ru/text/Адриана ...

иеромонах Адриан Югский (Семеновский) (04.07.1800–07.08.1853) иеромонах Адриан Югский (Семеновский) Подвижник, постник, духовный наставник. Биография Адриан, до пострижения Андрей Семеновский , сын дьякона, родился 4 июля 1800 года в селе Семеновском Пошехонского уезда.  Пройдя курс только низшего отделения в Ярославской семинарии, пострижен в 1826 году. Жил сперва в Адриановой Пошехонской пустыни, потом в Дорофевой, принимал на себя юродство, а людям его почитавшим открывался глубокомысленным духовным наставником, о чем свидетельствует обширная переписка духовно-нравственного содержания, изданная после его кончины (в августе 1853 г.). Почитатели подвижника после смерти Адриана сделали извлечение из его писем, рассылавшихся ко многим, просившим советов подвижника, и напечатали в двух томах в Санкт-Петербурге в  1861 году под заглавием: «Руководство к духовной жизни старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофевой пустыни». В этом издании находятся сведения о жизни отца Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Из поучений иеромонаха Адриана Югского Не говори: “я мирской человек, я не монах, мне можно и то, и другое, и третье”; не думай, что только монахам нужно спасать душу, – нет! Господь со всех взыщет, где бы кто ни жил, и в каком бы звании не был. Нужен будет и тебе Господь; сколько ни живем, а придет час – надо идти. Куда? В вечность! К кому тогда прибегнуть? К Богу! А мы Его теперь не слушаемся. Пока время есть, надо умилостивлять Господа, придет время – вдруг позовет Господь, когда не ожидаем, спросит строго и грозно скажет: явите дела и примите мзду, – что тогда ответим? Праведный Судья не будет спрашивать: кто где жил – в миру или в монастыре? – нет, в каком кто звании жил, и что сделал здесь – по делам и будет судим. Мы все называемся христианами, мы все Христовы, а враг отводит нас от Господа: ты в миру-де живешь, когда тебе думать о спасении? Так отводит нас враг от Господа, а мы не понимаем его коварства! Как жаль, что мы далеки от Господа! А ведь Он все видит, все слышит, что говорим, делаем и думаем... Кого придет судить Господь? – разве одних монахов? Нет, Он придет судить всех христиан, всех людей, и воздаст каждому по делам его. Многие говорят: не мы одни, а все так живут. Так-то говорили и те, кои погибли во время потопа; так друг от друга перенимали соблазны и грехи содомляне: в том-то и беда наша, что мы совсем забыли, что мы приняли крещение во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, отреклись сатаны и всех дел его, что это отречение наше записано на небесах и хранится до Страшного Суда Божия! Если не сохраним своего обещания, – что нам будет? Какой ответ дадим? Не медля надо примириться с Господом, – нам нужен будет Господь, а мы все думаем: “поживем, как живется; а там – что будет, то и будет!”. Вот придет болезнь, сделается грустно, от людей не будет помощи, все стоят кругом и скорбят, а помочь не могут, вот и здесь еще, до страшного Суда, нужен Господь, – надо просить у него помощи. А пока были здоровы, все говорили: что нам много молиться, мы не монахи! О, как враг обольщает нас! А что будет тогда, когда Господь придет судить миру всему, со славою многою? Как нам встретить Господа? Кто теперь слушается Его, угождает Ему исполнением воли Его святой, таковые праведники просветятся тогда яко солнце, и восхитят их Ангелы и поставят одесную Господа, и скажет им Господь: «приидите благословенные от Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

А как ослушался Творца своего и, следовательно, согрешил, – его постигли изнурительные труды, болезни и смерть. Внемли сему, человек, жалкое создание! Ты пьёшь отраву? – так и испытывай и её гибельные следствия! Ты не слушаешься Врача? – и Он тебя не посещает! Хоть иногда и посещает, так не соблюдаешь диеты? – и Его лекарства для тебя недействительны! Оброцы греха, – смерть, говорит святая Истина; и потому тело, обречённое, за грехи наши, трудами, болезнями и озлоблениями, должно ли находить здесь покой и утехи? Как ни ищи, смертный: их тебе не будет! Ты найдёшь, по милосердию Создателя, радость и веселие, – только не в телесном здоровье и плотских утехах, а в мирной совести и в оправдании твоей души заслугами Иисуса Христа, чрез истинное покаяние и сердечное обращение к Нему. Тогда и ты процветёшь и возрадуешься, как первые люди в раю: сердцу веселящуся, лице цветет; не пожелаешь себе утех и радостей земных, телесных, вкусив сладость духовную радостно, весело и благоговея пред Создателем, скажешь вместе с страдавшим от болезней и скорбей, Царственным Пророком: что мне в плоти и крови, – когда она приходит во исцеление? Так и ты, брат, не пожелаешь мне здоровья, а скажешь: лучше пусть его посещают болезни и скорби, – только не лишился бы он благополучия и радостей вечных: ибо многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Если и добродетельных людей часто Господь посещает болезнями, то это Он делает для большей их славы: как золото очищается в горниле, так и избранные у Господа сердца испытываются и очищаются многими скорбями и болезнями. Все страницы Церковной Истории о св. мужах наполнены сказаниями о их болезнях и трудах из любви к Господу, ибо они не знали чем Его и благодарить, – как безропотным терпением всех скорбей и болезней, как от Него ниспосылаемых, так и добровольных, и при том они твёрдо помнили: что кого Господь любит, того и наказует; и что многими скорбями подобает внити в Царствие Божие; и ещё: по той мере, как внешний наш человек тлеет, – внутренний обновляется по вся дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Какое побуждение к безропотному и благодушному перенесению всех скорбей, болезней и озлоблений немощной нашей плоти! Итак, люб. бр., не о том буду молиться, чтобы ты был здоров телом, но – чтобы продолжением болезни ты вспомнил свой обет, назначение и обязанности для того. Да, безропотное понесение болезней, по замечанию одного св. Отца, высокая добродетель. Буду о тебе молиться, чтобы страдая от болезней, благодушно их терпел. Итак, не унывай, люб. бр., терпи благодушно посещение Божие, утешайся примерами скорбящих и озлобленных. Некто, попросившему его молитв о здоровье, сказал: «разве болезни и скорби тебе вредят»? Поражённый таким истинно Христианским замечанием, сказал: «прости меня, отче, за моё малодушие и маловерие». Ещё: один св. Отец, одержимый сильным недугом, так что страшно было на него и смотреть, всякому вопрошавшему с состраданием о его болезни: неужели тебе, отец, не больно: что ты так весел? – отвечал: «как здоровое тело не приносило мне пользы, так и больное не вредит; и я боюсь, – чтобы чем не оскорбить внутреннего человека, а внешний то пусть скорбит: это мне полезно». Одна преподобная, в назидание наше, сказала: «для спасающегося, к укрощению страстей, необходимы посты и молитва; а если мы лениво в них упражняемся: то и посылаются на нас, по милости Божией, болезни, ибо и они способствуют укрощению страстей». Какое побуждение, – терпеть великодушно болезни и утешаться подобными святыми примерами и советами! Ты скажешь: лечиться уже и не нужно?.. Ты монастыряк? – Так твой Лекарь – Иисус! а лекарство – Его молитва! Она Серафимское оружие в руках внутреннего человека, к охранению душевного рая: занимайся всегда ею, – вот и утешение и лекарство! Укрепляйся Словом Божиим, – вот и пища и питьё, от которых не излечит и не вжаждет твоя душа! И мне бы ленивцу нужны болезни, ибо разленился и вознерадел об обете. Прости, брате, и молись за меня! Письменные разговоры старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола 256. Страннику Т. Слава Богу, батюшка! по милосердию Создателя, вот я гуляю по одному из первых цветников нашей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

При первом свидании со старцем она воспалилась духом и возымела пламенное желание посвятить себя жизни духовной под его руководством. С этою целию она испросила благословения у старца нанять квартиру близ Адрианова монастыря и позволения посещать монастырскую гостиницу, для свидания с ним, а также для участия в трудах великой подвижницы Матрены Ивановны. Старец, провидя духом ея искреннее обращение ко Господу, готовность на все труды благочестия христианскаго и на всякое служение в пользу ближних, охотно соизволил на ея просьбу. Таким образом, неутомимость Леонтьевой в трудах подвижничества христианскаго, искренность и строгость жизни и полезное ея служение сделали ее одной из самых близких к старцу сестер, пользовавшихся особенным его благоволением. В назидание православным христианам, благоговейно чтущим Бога, памятныя записки сестер этого семейства и переписка их со старцем, попавшия в руки автора сих строк и списанный с рукописи А.Н. Леонтьевой, предлагаются здесь как драгоценнейший памятник опытнаго христианства. Вопросы и предложений старцу кого-либо из членов этого семейства означаются здесь в строках крупной прописи, а ответы и рассуждений старца в строках мелкой и жирной прописи. I Первое послушание Леонтьевой чрез записочку старец пожаловал: А.Н. прикажите своей упрямой девке (по толкованию, т.е. себе самой) набрать плиточек, имеющих один край прямой; плиточек для выстилки требуется аршина на 3, в расстоянии по месту. II От Леонтьевой первое письмо к старцу: 1848 г. 2 июня. Батюшка! Набранные плиточки завтра пришлю, а сегодня еще сама понаберу? Чрез послушание (в разуме), усматривается скрывающаяся в сердце нечистота. За ваши св. молитвы, я в мезонине с веселым духом помаливаюсь Господу Богу. В уединении молись, постись и Бога уважай: Библия и Добротолюбие научат. Т.М. в это время ничем меня не занимает? Упразднитеся: да разумеете, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли. Два платочка прошу от недостойныя принять? Господь дал мне недостойному два платочка, А.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010