Предпринятое нужно приводить в исполнение: время дорого, – умрём, не знаем когда»: вот главные предметы его назидательных бесед. Назидания, описуемые тобой от старца, отлично хороши: ум его с Добротолюбием за одно. В Хотькове монастыре у Авдотьи монахини был; она меня перекрестила и сказала: «ладно, хорошо: с Богом!» А Марфа Гер. слаба, не принимает. Авдотья и Марфа похвальны, но тебе своё счастье. 261 1852 г. 20 Мая. Слава Отцу, и Сыну и Св. Духу! День Святой Живоначальной Троицы. Вся благодатная тварь ещё живее начинает цвести с наступлением духовной весны: ибо что действует, то не стоит; и ангелы, по замечанию преподобного Иоанна Лествичника , не пребывают в одной степени любви к Богу, но возрастают и будут возрастать в ней бесконечно, потому что предмет любви Бог, – бесконечное и непостижимое Добро. Прозябший и умерший, подобно зерну, оживает; но не я, живый для мира и его сластей! И так прошу ваших св. молитв, в подкрепление моих немощей, скудости ума и произволения на умертвие всего ветхого, – чтоб вечно жить. По милости Своей, Господь даровал мне сознать, что я крепкий и полный сосуд мерзостей; вместе с тем и внутренний голос говорит мне: чтобы освободиться сих мерзостей и всяких нечистот, – сокруши сосуд, – тогда всё из него выльется и исчезнет. Моё произволение и нечистая с леностью молитва очень слабы и ничтожны привести всё это в действие: потому и прошу вашего вразумления и молитв. Хотелось бы хоть посмотреть на ручку вашего писания, – и надеюсь, что это много бы оживило мой дремлющий ум. По милости Божией, я ещё гуляю по Столице, в надежде получить от вас чего-нибудь для науки в жизни здесь. Благодарение Господу: Он посылает мне и здесь много учителей и всё таких умных и добрых: две ночи ночевал в устроенном, при Хамовниках нарочно для странников, доме, где в принятии и содержании их соблюдается строгий порядок, – и здесь – то Господь привёл видеться и говорить со многими странниками, слышать от них о многих пустынных отцах и старцах; одну ночь провёл у знакомого господина, где принят был весьма усердно и внимательно: всё семейство этого господина очень благоговейно и охотно слушает науку спасения; две ночи провёл у одного иеромонаха, товарища по семинарскому образованию, который живал у многих архимандритов и архиереев, и потому умён и учителен, он открыл мне очень много хитростей и сетей света для спасающегося монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Такого содержания посылать можете. С сего времени болезнь Батюшки была очень продолжительна, а переписочку с ближними продолжал. XVIII 1849 года 19 сент. Батюшка прислал записочку: Матрена и Анна! Когда к кому нужно по почте делать переписку: прилагайте к форменной записочке моей расписочки о получении посылок. А на полученных письмах подписывай год и число; а о получении я буду подписывать своей рукой. Потом еще прислал записочку: Я порядочно болен: в голове жар, тело колышется (как будто дрожит), внутри не вкусно. Мы написали! Вы полечились бы? Лечатся при послушаниях, а я бездельник. Батюшка, простите: мы очень скорбим? Возверзите на Бога попечения, т.е. просите всегда: Он изволит знать: как нам помощь дать. Недостает наших молитв и поста? Тогда пост, когда употребляется хлеб с водою (каждодневно, кроме болезни). Всегда постись, читай, молись, уединяйся, слушайся Божиих книг; разговаривай чрез перо, а личнаго разговора со мною не дожидайся; умирай для мира; а без поста не спасешься; живи для Бога; слушайся Его чрез Новый Завет и Прологи; – вот и Любовь; люби Его, так и благословит: на людях Божиих благословение Его. С сего времени желаю за ворота не выходить. Славу Богу! Все хорошо; прошу поусерднее молиться о мне. Наш дикий сборщик никуда не идет: И в Церкви и в Гостиной денег ждет: В Москве велят ему сбирать?... боится! В Петербург б ему пройти?... страшится! Вот вам посылаю для утешения Пролог. О если б к нам прибыли Патерики (Скитский да Египетский, а не Печерский), – этого не похулили бы и старики! Пролог получили; нижайше благодарим. Как его иметь? Каждодневно его читайте; от себя никому не давайте. Мы спросили: Батюшка, нельзя ли старичку выдавать записочки попрежде вечерни? И я думал пред вечернею службою: впредь означай время часа. XIX 1849 года 25 сент. Батюшка, не присылать ли вам во время трапезы по записочке? Как в Ильинском-то, девицы! Страшнее нашего. Батюшка, мы сумневаемся: не тяжелее ли вам? Прошу вас поблагодарить Создателя: хоть погрозил да не убил: полегче становится.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Итак, спеши далее, дерзай о Господе: в свете то Лавра та, ведь, не одна! При помощи Божией, в Москве благочестивому и внимательному уму есть чему поучиться: одна древность много назидает. Известие от тебя, что в Москве есть чем душу попитать, премного обрадовало меня. Батюшка, не оставьте ленивого гордеца в ваших св. молитвах? Что сестра (изверг в нашей стране) за семейного московского брата молиться, – это не сумнительно. 259 Слава Богу! Батюшка! день Дмитрия Царевича: мы торжествуем, а Царевич в ранах и мать его плачет. Да: поучимся, брате, смелости у Благоверного Царевича Дмитрия. У монахини Татианы был два раза и всё отказывается со мной говорить: «дать тебе нечего, – ты странник; говорить с тобой некогда, – поди, поди!» вот её слова; да такая строгая? Татианы слава давно гремит; но ты не поропщи на Господа. Был и у Агафьюшки; она только смотрела на меня, а ничего не сказала. Агафья мудра; но слышать нам от неё слова, видно не пришла пора. Сегодня хочется побывать у Митрополита; говорят, что к странникам весьма внимателен. Не обесчести себя этим словом: что в Риме был, а Папы не видал. С деньгами страннику везде худо, особенно в богатом городе: привычка соизволять себе в излишках обременяет ум и стесняет сердце? Отселе (из нашего Рима) пора тебе учиться идти без денег: а иначе – и не странник. 260 В одном месте была беседа со старцем о следующих предметах: «В нынешние времена остаётся внимать только Слову Божию и учиться у Духа Божия, а пример тебе птюшки: у них головка та мала да умна, а у нас велика, да пуста. Звание выбирай выгоднейшее для службы Божией; а лучше быть бы глупеньким незнайкой и жить где-нибудь или при монастыре, или при приходской церкви, как Алексей Божий человек. Скорбей на сём пути не миновать: умели грешить, так нужно уметь и скорбеть. Учись у тех, которые уже на небе, а не у живых, то – будет надёжнее и прочнее: ибо многие и подвизаются и постятся, а души то ещё не спасли, так их слушать то и опасно, а те уже на небе, а здесь – то всё – таки скорбели.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Настолько послушание велико, что в монашестве послушание предпочитают не только рукоделию, чтению, молчанию, покою, но даже всем добродетелям. 261. Как смотреть на длительные беседы? Преподобный Арсений не любил, чтобы те, которых он изредка принимал, слишком долго у него оставались. Он говорил: в начале беседы смотрю, как на Ангела, в конце (когда засидятся) – как на искусителя. 262. Достаточно ли для спасения одного благочестия? Благочестие без достаточного Богопознания – это корабль без кормчего и руля. 263. Можно ли молиться при людях? Молитесь или телом или духом втайне, а не при людях, хотя и спящих (старец Адриан Югский ). 264. Что делать, если живущие со мной запрещают мне читать святые книги? Исполнять занятие богоугодное при запрещении живущих с тобой (кроме сонного, ночного времени); ни на кого и ни на что не смотреть, а делать его (старец Адриан Югский ). 265. Как избежать тщеславия? Не слушать своих рассуждений и помысла, все делать с благословения, а не по своей воле, чтобы избегнуть тщеславия, через которое все потеряешь. 266. Как быть, если во время молитвы возникает вдруг желание помолиться особенной молитвой? В случае, когда при чтении какой-либо молитвы пожелаешь особенно помолиться духом Спасителю или Богоматери, то должно непременно остановиться на этом желании и следовать внушению Духа. И вот почему: если, желая усладиться молитвою к сладчайшему Иисусу, в то же время станешь вычитывать какой-нибудь другой канон, по положенному правилу, то этим все потеряешь. 267. Всегда ли верен голос совести? Непременно нужно слушать голоса совести: сим голосом нередко к нам вещает Ангел хранитель наш, впрочем, чтоб этот голос был верен, его надо поверять со Словом Божиим. 268. Как стать непричастным греху? Кто хочет быть непричастным греху и переменить свою жизнь от болезни греховной, тот должен принимать горькие лекарства, которые очищают болезни души, то есть терпеть со благодарением Бога гонения и скорби, как травы целительные (преп. Симеон Новый Богослов) . 269. Что должно думать о невольном и нечаянном убийстве?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Никому без нужды не открывай тайных проступков и грехов, которые ты сделал. Через открытие тайных проступков ты потеряешь тех, которые слушают тебя, и уважение, необходимое для совершения добра. 301. Что делать при соблазне? При соблазнах напоминай себе почаще смерть, Страшный суд и муку вечную (старец Адриан Югский ). 302. Что лучше: правило молитвенное читать или ближнему помочь? Нарушающий молитвенное правило под предлогом услуги, в коей иногда и не нуждаются, как теплый изблюется из уст Божиих. Все хорошо в свое время, в своем месте, а если ты в угоду другим каждодневно будешь оставлять правило или вычитывать его кое-как, то, право, плохо тебе будет после. Держись царского (среднего) пути. Потребуют от тебя в часы молитвы услуги, оставь молитву и служи брату, сестре, как Христу, а не потребуют, сама не навязывайся (архиеп. Герасим Астраханский). 303. Что делать больному? Больному хорошо читать (или слушать) божественные книги, чтобы не заниматься пустыми мыслями. 304. Как можно делать духовную милостыню? Пример сего представляет старец Адриан Югский , который благословлял потрудиться для монастыря, а иных заставлял писать молитвы, житие святого угодника, цветы райские. Написанное старец раздавал своим близким и приходящим отовсюду богомольцам. 305. Как раздавать втайне милостыню? В книге подвижников благочестия мы читаем, что некоторая старица раздавала милостыню тайно, говоря при этом: «Вот такая-то просила меня передать тебе!» Причем она спала на камне, прикрытом плохим ковром. 306. Всегда ли можно говорить правду? Кто промолчит, зная правду, подобен лжесвидетелю. Но о правде следует молчать, если она приносит несчастье. 307. Как относиться к неверам? О них жалеть и молиться надобно. Надобно желать, чтобы они познали истину, и изыскивать случаи намекнуть им о ней; а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный, – и довольно (свт. Феофан Затворник ). 308. Как должно относиться к услугам других? Всякую услугу старец Леонид любил отплачивать или взаимной услугой, или подарком. 309. Образование мирское приближает ли к Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

И так тебе за труды 200 да 3-жды по 50 поклонов. XLVI Втерпевайся, голубочка! Ведь, скоро нам предлежит мудренинькая путинка-то! Хотя и говорят, что о. Варфоломей Адриана с о. Сергием у архиерея мирил, и о. Сергий меня будто о. Варфоломею отдал: да все еще неизвестно, на чем это оснуется. А здесь, как ни посмотрю: и монастырские и близ онаго многие и язычками и глазками живехонько как будто прощаются! XLVII 1851 года, 15 января. Письма, для приготовления мне в Пустерге места, я намереваюсь писать и к монахиням Горицким. Если написанныя мною я вам и вручу, и вы, пусть там, их покажете: но по прочтении ими вперед (вдаль, выше к верху) не пускали бы: и если угодно им будет мое – ручное: списали бы для себя. Вы, то взявши, у себя поберегите. Причина этому та: без крайныя нужды, из настоящаго монастыря я перемещаться не должен; а в случае нужды необходимой, на Югу хочется; посему теперь оное писать и спешу. XLVIII 1851 года, 17 января. На меня, Христа ради, не надейтесь: может быть меня доведут и до сумасшествия; впрочем вы, прошу покорно, не смущайтесь. Не верьте ни людям, ни себе (в случае неудобопонятности); просите тогда у Господа Бога силы перышку, ему только можете вполне доверять. Если к кому и не буду отвечать; а к тебе, разве умру, думаю продолжать. Потрудитесь о всякой мелочи ко мне писать: я не затрудняюсь, думаю, если приведет Бог , с тобою одною (страдалицею) только разговаривать, потому что паренек не понятен. XLIX 1851 года 29 января. Благодарите Премилосерднаго Творца: Югский отец Варфоломей у нашего отца Сергия (съехавшись в Ярославле) выпросил меня у него. О, несказанная милость! А.Н. сию Псалтирьку прочитай, листочки выпрями, бумагою (вместо корочек) обложи и ко мне возврати. L 1851 г. 30 янв. С сего дня прошу у Господа Бога милости (благословения) и от вас (твоего) терпения и навсегда памятования (т.е. помнить) вот что: кроме расписок на письма или на посылки, – никакого словечка моея руки никому не давайте, – о чем я неоднократно говаривал и прежде; а теперь, ведь, Юга-то строга. А сказывайте: пусть внимательно выслушивают, – тем и заканчивать!... Даже и писаннаго и в руки никому не давать.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

95. С принесшею письма от тебя поговорил и неоднажды. Прикажи вашей келейной не вступаться в распоряжения матушки Игуменьи и твои, касательно живущих при тебе; а на науку, преподаваемую тебе от ловкой В., не гневайся. Слушайся Прологов, так и благополучна будешь. Желающие спастить к приобщению Св. Тайн приготовлялись чрез 40 дней, в уединении, с усердною молитвою, и с постом телесным и душевным. Как это быть-то, монашенка: чтобы и наготы-то не видать, да и маслом-то собороваться хочется? А как это слово: блажени нищий духом, – сколько завидно! О М.Н. говорить ничего Адриан не смеет. А М. читала бы Евангелие и Псалтирь; А Е. Алфавит да Прологи: книги направят умы. Живущим с вами мое почтение. 96. 1851 года 13 декабря. Батюшка! Я измучилась с клиросной товарочкой В., помогите мне? Опомнись, девка, и скажи себе: что ты пришла не величаво жить, а у всех по Христиански под ногами быть. За нее весь монастырь на меня возстал. О спорах В. со мной, нисколько, мать, не сумневайся: Христовой Веры, не иной, держись: врагу не поддавайся. Учительша, святая Вера! Понятье дай мне изуверу: Что мантья гроб мне, – не игрушка; Скажи: опомнись же лягушка! 97. И-ка странничек прежде посылал к вам письмецо? От задушевнаго дружка И-ки сумасшедший Адриан письмецо получил. Он просит у вас заочнаго благословения? На людях Господних благословение Его. И очень жалеет и сострадает о вас. С поклоном до земли благодарю тебя, сострадательный странничек, за твое о мне, недостойном, попечение. 98. 1851 года 29 дек. Батюшка! Плаваю без кормчаго: подкрепить и вразумить некому? Пора за Добротолюбие-то схватиться, чем безумничать-то. Я окаянная сама неисправна, а людей исправляю! Такого дерзкаго поступка и пьяная баба не осмелилась бы изъявить. Случилось мне читать Псалтирь на левом клиросе в раннюю обедню для себя. В церкви занимайся общим церковным, а келейное все исправляй в келье. Думаю в келью приду, просплю? О, девка, постыдись вольничать! Матушка Игуменья сильно гневалась на меня за это? Вот гордость наша до какого безстыдства нас доводит, что мы и властей-то оскорблять за ничто поставляем!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

1850 года 22 Января. Батюшка! Письма, которые были посланы с М. отправили? Нижайше благодарю. Кланяется вам Д. В. И моё нижайшее почтение. За ваши св. молитвы, Господь избавил его этого платежу, о котором хлопотал в Ярославле? Создатель нас всё о нас человеколюбно устрояет: Ему да воздастся слава! Батюшка! научите: как проводить радостный праздник? Хорошо бы слушаться Прологов. Чтобы нам навеки не заблудиться? Библия выведет. Батюшка! кланяюсь я к вам грешная? И от меня низенький к тебе поклон. Платья продавать или нет? До Преполовеньева дня просим помедлить. Батюшка! Поклонитесь М. и скажите, что мы все здоровы? Поклон ей отправили и уведомление ваше читали. М. П. просила в четверток две свечи поставить? По свече поставили Божией Матери и Угоднику Божию. Посылаю вам полфунта ладану? Получил Адриан. Батюшка! Я здоровьем что – то слаба? Даруй, Господи, полегоньку выздоравливать: да впредь то бы на Прологи миленько поглядывать. Прошу вашего благословения? Господь будет благословлять: когда я перестану гулять. Помолитесь обо мне грешной? Да: на Бога то надейся; да и сам то (сказано) не ленись. 488. О. П. 1848 года 27 Дек. Господь послал мне испытание: лишилась брата моего? Господь всё на пользу нам устрояет. На него были все мои надежды? Любовь к Богу, – справедливая надежда. До сих пор не могу сообразиться: как мне жить? Приближающийся к Господу, един дух с Господом. Молю Бога, чтобы безропотно перенести данный мне крест? Аще и постражен кто, не будет увенчан, аще незаконно мучен будет. Устроивши дела, приеду к вам в Обитель? Не забудьте этого, сударыня. Теперь сама не в себе? Давно бы пора сойти с любимого ума. 489 Батюшка! посылаю тетрадку житие Угодника Божия Адриана Чудотворца? Получено. Ещё два записаны: после пришлю? Помучься, сударыня! тебе же на пользу. Или постараюсь доставить сама? Благоволи Господи! 490. А. А. 1849 года 16 Августа. Батюшка! Прошу вашего благословения. Господь благословит людей Своих миром. Я собираюсь ехать вести детей? На добрые дела Господь благословит.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

1851 года, 20 января. Тоже о. Адриана к о. Варфоломею: Милостивейший моея окаянныя души покровитель! Позволите поцеловать ваши ножки. Вот, отец ты мой! Наш отец Игумен изволил мне сказать, что прямой весточки мне от Архипастыря он не привез, а ожидаю де на следующей почте на мой о тебе репорт из Консистории указа. Теперь задумье берет: что со мною будет? Итак усерднейше прошу вас, как терпеливейшаго утешителя, сказать мне, что, по милосердию Господню, можете, в подкрепление моея робости. 1851 года 30 января Отца Варфоломея к о. Адриану: Ваше Преподобие, отец Адриан! Любезный о Христе брат! Хотя вам не объявил отец Игумен о перемещении вас в Югскую Пустынь на больницу, но, кажется, будьте готовы к перемещению: ибо он увольняет, а я изъявил согласие на принятие; затем ожидайте указа из Консистории. Прочь робость, на сторону; а ваше желание, кажется, совершилось: будьте покойны, не смущайтесь, а ожидайте от Бога милости вам. Ваш доброжелатель, недостойный Варфоломей 1851 года 1 февраля Часть 3 1. Иеромонаху Митрофану. 1842 года 12 августа. Батюшка, как ваше здравие и спасение? О Господе живем, движемся и есмы! Господь да сохраняет и спасает вас от всякаго навета вражескаго. Не довольны есмы помыслити что о себе, яко от себе: но довольство наше от Бога. Буди с нами воля Господня! Отче Небесный! Да будет воля Твоя! Господи! Воздвигни силу Твою и прииди, во еже спасти нас! Господь услышит мя: внегда воззвати ми (от чистаго сердца) к Нему! Господи! Во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки! Милость Господня от века и до века на боящихся Его; хранит Господь вся любящия Его. Думал я быть ныне в Киеве и Воронеже? Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Всерадостно слово: ищите и обрящете. А остался дома в Обители? На всяком месте владычество Божие, – да благословят Его души наши! Думал писать к вам и просить вашу любовь в спутника? Сумасшедшаго из смирительнаго дома (сказывают) не должно выпускать. Но Владыка благословил? Вопроси отца твоего и возвестит тебе; старцев твоих, – и рекут ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010