Г.А. Скворцов Глава I. Патриарх Адриан до патриаршества Биографические сведения о последнем русском патриархе крайне скудны. П. Адриан, в мире Андрей 1 , родился в Москве 2 окт. в 1637 или 1639 году 2 . О жизни Андрея до пострижения в монашество не имеется никаких известий. В истории он является уже архимандритом Чудова монастыря (с 1678–1686 г.) 3 и доверенным лицом п. Иоакима. Как архимандрит Чудова монастыря Адриан заявил себя строительной деятельностью. Он «много споспешествовал устроению» монастыря. Соорудил соборную церковь в честь святителя Алексия с пределом благовещения Пресвятой Богородицы и при ней особую церковь в честь ангела своего, апостола Андрея. Весь монастырь с палатами, прилегающими к церквам, трапезами и под ними монастырскими службами был перестроен по чертежу царя Феодора Алексеевича на царские средства. Самая перестройка началась в августе 1680 г. и закончилась в 1686 г. 4 Как доверенное лицо п. Иоакима архимандрит Адриан в Актах Истории встречается под 1682 годом, когда он от лица Иоакима ходатайствовал пред государями и царевной Софьей в Троицко–Сергиевском монастыре за взбунтовавшихся в Москве стрельцов и о скорейшем возвращении правительства в столицу 5 . Ходатайство Адриана, как известно, имело полный успех. Еще одна черта характерна для архим. Адриана в этот период его жизни: он проявил себя, как строгий поборник иноческого целомудрия. В монастырском храме он отвел особые места для мужчин и женщин, даже входы в храм устроил отдельные для мужского и женского пола, а дабы иноки Чудова монастыря прилежали безмолвию, учредил три дня на каждой неделе, в понедельник, среду и пятницу, запирать ворота в нем; завёл он и общую трапезу в особо устроенной им палате 6 . Положение Чудовского архимандрита в иерархии того времени было настолько видное, а личные качества Адриана, несомненно, настолько выдающиеся, что в 1686 г. 21–26 марта архим. Адриан был п. Иоакимом поставлен в митрополита на епархию Казанскую и Свияжскую 7 . О деятельности м. Адриана в Казанской епархии не сохранилось сведений. Известно только, что он обогатил своими вкладами благовещенский собор и написал книгу «О древнем предании свв. Апостол и свв. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты, и кия слагати, и како на себе оный изображати» 8 . Обстоятельства избрания м. Казанского Адриана на патриаршую кафедру

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В одно время вечером Пафнутий после правила лег отдохнуть. Является ему неизвестный человек и говорит: «Пошли друга твоего Адриана к востоку; место не дальше 50 верст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил: «Кто он и как знает то место?» Неизвестный отвечал: «То место не тебе назначено». Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан, по рассказу преста­релого священника Евпла, нашел в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью, и они условились жить там вместе. Но неожи­данно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное, тихое и прият­ное. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Один старец сказал при том Адриану, что и прежний игумен хотел перенести храм с опас­ного места на другое, и указал то место. Адриан и братия положили переселиться на то место. Но явился неизвестный человек и сказал: «Не беспокойся о месте; место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нем по исцелении двух больных». По этим указаниям Адриан перенес храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20 от Костромы, при впадении Монзы в реку Кострому. Здесь Адриан пользовался один год наставлениями и примером жизни преподобного Ферапонта. Пропитание доставали себе земледели­ем, и строитель Адриан был первым на работах. В страшный голод 1601 года обитель Адрианова неистощимо питала страдавших от голо­да. Наученные примером тружеников пустыни в те времена говорили: «Невероятный хлеб – не голод, а посконная рубашка – не нагота». Но в 1601 году хлеб был убит летним морозом, и целые тысячи умирали от голода. Преподобный Адриан, по наставлению чудного наставника своего Ферапонта, до голодного времени наполнил монастырские жит­ницы хлебом и во время бедствия общего с полною любовью помогал страдавшим беднякам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Проходите. Отец Адриан Вас ждёт, – сказал он мне также уверенно, как и отказал с утра. Вхожу в келью старца. Отец Адриан встречает меня очень приветливо, благословляет. Батюшка небольшого роста, весь седой, очень располагающий. Тогда ему было 76 лет. Более шестидесяти лет отец Адриан подвизался в монастырях, из них 21 год в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и все остальные годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Почти сразу после иерейского рукоположения, которое было в 1964 году, батюшка по благословению Святейшего Патриарха Алексия I стал духовно помогать одержимым и бесноватым людям, проводить чин изгнания злых духов. Это служение о.Адриан начал еще в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, и продолжалась оно и в Псково-Печерской обители, куда батюшка был переведен в 1974 году, вплоть до 1992 года. Трудно себе представить, как мог один человек понести это бремя. Но с Божией помощью старец помог тысячам страждущих людей, духовно возрождая и исцеляя их. …Келья старца, как мне показалось, состояла из двух частей – «притвора», где стоял небольшой диванчик, на который о.Адриан меня и усадил, и его «покоев». Дух батюшки как-то особенно чувствовался в его жилище. Он присел со мной рядом и начал беседовать. По неопытности вопросов к старцу у меня не было. Я приехал к нему, так сказать, за послушание. А вот у отца Адриана были ко мне и вопросы, и советы. Дело в том, что долгие годы он имел дело с психически больными людьми и с одержимыми, молился за них, отчитывал. И прекрасно знал, сколь внимательно и благочестиво нужно жить тому человеку, который дерзает заниматься их душепопечением. Будь то врач или священник. Отец Адриан спрашивал о том, как я живу, регулярно ли исповедуюсь и причащаюсь, есть ли у меня духовник, как мое здоровье. Свои вопросы он дополнял разными комментариями, случаями из богатой пастырской практики. Много говорил о терпении скорбей, болезней и христианском к ним отношении. Говорил он очень просто, как родной дедушка. То ли от бессонной ночи в поезде, то ли от усталости, а может, от того и другого, голова у меня сделалась чугунной и начала болеть. А старец как будто почувствовал это. Он медленно поднялся, удалился на минуту-другую в свои «покои» и вернулся со свертком, от которого струилось несказанное благоухание.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/28/bl...

Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Мученики Адриан и Наталия Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Великий гонитель Церкви Христовой нечестивый царь Максимиан, преследуя и умерщвляя повсюду множество христиан, прибыл в город Никомидию. Войдя в идольское капище, царь совершил поклонение скверным своим богам, пав ниц пред идолами на землю, и, при участии всех жителей города, принес мерзостные жертвы. Вслед за тем он приказал отыскивать христиан и предавать их на мучения. Особенными наказаниями угрожал царь тем, кто вздумал бы скрывать христиан. Напротив тем, кто, узнав, где скрывается христианин, донесет о нем, или же, найдя такового, сам представит на суд, царь обещал награды и почести. Посему стали выдавать друг друга на смерть: сосед — соседа, ближний — ближнего своего; кто из-за боязни грозного повеления царя, кто из-за наград. Некоторые из нечестивых донесли военачальнику своему о том, что в одной пещере скрываются христиане и поют в ней всю ночь и молятся Богу своему. Немедленно были отправлены воины, которые пришли в пещеру и захватили всех бывших в ней христиан, числом двадцать три человека. Сковав железными цепями, отправили их в город для представления царю. В то время царь проезжал на колеснице в идольское капище для принесения жертв. Встретив его на пути, воины, ведшие связанных христиан, закричали ему: – Царь! Вот – противники твоему повелению и хулители наших великих богов. Повелев остановить колесницу и, подозвав к себе поближе тех узников, царь спросил их, откуда они. – Мы родились в этой стране, а по вере мы христиане, – ответили они.

http://pravmir.ru/svyatye-mucheniki-adri...

Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. «Кто ты?» – спросил его Адриан, на которого он сделал сильное впечатление. «Я – Безстуж», – отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келлию; в духовной беседе старец между прочим сказал Адриану: «Ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе ино­ков; мне известна пустынь, в которой еще не ходила нога человеческая». Адриан рад был идти в эту пустынь. «Блаженный отец наш Корнилий заповедовал отпускать учеников его, если пожелают пустыни», – гово­рил Адриан игумену Лаврентию и просил благословить его на удаление из обители в уединение пустынное. Лаврентий благословил. В сентябре 1540 года Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другим вышли из Корнилиевой обители; черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Господня. На берегу реки Вотхи поставили они на дубе ико­ну Богоматери, с которою пришли, и пропели канон Кресту Господнему. Когда затем отправились они осмотреть окрестные места, рыболовы с. Белого, ловя рыбу в Вотхе, вышли на берег и увидели икону Богоматери на дубе. Один из них хотел снять икону и унести домой, но упал без язы­ка и движения. Придя в себя, объявил он, что явившийся старец строго запретил ему брать икону. Рыбаки оставили при дубе пойманную рыбу и белый хлеб. Возвратившиеся пустынники с изумлением увидели у дуба столько нужную для них пищу и, прославив Богоматерь, остались жить на благословленном Ею месте. В 1543 году Адриан отправился к митро­политу Макарию испросить благословение на основание обители и хра­ма в честь Успения Пресвятой Богородицы на реке Вотхе; митрополит преподал благословение на святое дело и посвятил Адриана в игумена. В новую пустынную обитель собралось довольно братии; уставом ее был устав Корнилиевой обители; женщинам не дозволялось входить в нее; пу­стынники довольствовались малым и большую часть времени проводили в чтении псалтири. Преподобный настоятель занимался писанием святых икон, в назидание свое и другим 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Памятником административной деятельности патриарха Иоакима служит составленная им и разосланная по епархиям «Уставная грамота». В ней излагаются обязанности так называемых «поповских старост». Эта обязанности заключались в надзоре за церковным благочинием, за постройкой новых церквей и часовен, в наблюдении за поведением духовенства белого и монашествующего, поповские старосты ведали также всякие окладные и неокладные сборы с подведомственных им церквей и духовенства. Патриарх Адриан Таким же ревнителем благочестия, как почивший патриарх Иоаким, был и Адриан, возведенный в это достоинство из митрополитов Казанских 1690 года августа 24 дня. Но он не был настолько образован, как его предшественник. Св. Кир. Адриан, патриарх царствующего великого града Москвы и всея России и всех северных стран, в мире Андрей, родился в Москве в семье православных людей. День рождения 2 октября, год точно неизвестен. О жизни до 40 лет сведений не сохранилось. Историческая его известность начинается с 1678 г., когда патриарх Иоаким назначил его настоятелем архимандритом Московского Чудова монастыря. В марте 1686 г. Адриан был посвящен в митрополиты в Казань. После кончины патриарха Иоакима (17/III 1690 г.) были три кандидата: митр. Адриан, архиепископ Коломенский Никита и Троице-Сергиевский архимандрит Викентий. Петр был на стороне Маркелла, человека европейски учёного и новых веяний. Вдовствующая царица мать Наталья Кирилловна «с сокрушением сердца взиравшая на нововведения Петровы» стояла за Адриана, как представителя старорусского духа, он и был избран. Избрание в патриархи было 22 августа, 23 было наречение и 24 – проставление в Успенском соборе 1690 г. Собор, избиравший патриарха, состоял из 6 митрополитов, 3 архиепископов, одного епископа и 3 архимандритов. Сам Адриан написал книгу: «О древнем предании Св. Апостол и Св. Отец, како подобает всякому, православному христианину на знамение креста на лице своем руки своей персты, и кия слагати како на себя оный изображати». Памятником его общепасторских работ, сохранилось его уставная грамота об епархиальном управлении и суде, и так называемая «инструкция поповским старостам, грамота с похвалою св. Димитрию Ростовскому , по поводу издания Четьих Миней, слово на погребении государыни царевны, великой княгини, схимонахини Анфисы, бывшей Анны Михайловны, говоренное патриархом Адрианом 29 октября 1692 г. Владыка начал слово текстом из книги Иисуса, сына Сирахова (14 г.) «помяни, яко смерть не замедлит». Затем идет картинное изображение быстроты смерти. Ничто не может сравниться своей быстротой со смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

— До Пакистана сам я не доехал: все-таки решил прислушаться к предостережению об опасности пребывания в данный момент в стране православных иностранцев, поэтому троих пакистанцев рукополагать прошлось в Шри-Ланке. А в Пакистан служить ездит из Австралии отец Адриан Августос. Пакистан — вторая по численности мусульманского населения страна в мире после Индонезии. Христиан там всего около четырех процентов: половина из них католики, другая половина — англикане. Сам благочинный и духовный наставник пакистанской общины иерей Адриан (до крещения — Вишал Августос) родился на севере Индии в городе Лакнау, учился в католической школе. Разочаровавшись в католичестве, ушел в Англиканскую церковь, но разницы между ними не нашел и начал узнавать по Интернету о Православии. Написал мне, и у нас завязалась переписка. Так как в Индии нет православной церкви, я предложил ему приехать в Австралию и пожить на приходе, чтобы проникнуться православным духом. Еще до приезда Вишал много узнал о Православии. В Сиднее я крестил его с именем Адриан, он молился в наших храмах, поступил на богословские курсы. После моего избрания Первоиерархом он приезжал в Нью-Йорк и вскоре был рукоположен в сан диакона, а теперь служит священником в Австралии. В будние дни, как и многие наши священники, отец Адриан трудится на светской работе — в отделе по работе с клиентами одного из банков Сиднея. В первую свою поездку в Пакистан отец Адриан крестил 174 человека, во время визитов в Пакистан и по Интернету ведет пастырские курсы для новорукоположенного духовенства, а местное духовенство ведет катехизаторские курсы для взрослых прихожан, занятия в воскресной школе для детей. В Пакистане уже рукоположены три местных священника. Иереи Иосиф, Антоний и Кирилл до перехода в Православие учились в католической семинарии. Недавно отец Адриан приобрел участок земли под строительство храма, создал миссионерский фонд помощи новым христианам, на счет которого поступают пожертвования на строительство церкви в Саргоде. Среди крещенных им недавно есть иранцы и афганцы. В Индии ревностные в вере христиане также основали общины, проводят катехизаторские интернет-курсы для желающих присоединиться к Православию и ждут священника. В таких отдаленных от православного мира странах большую помощь оказывает Интернет, который дает возможность найти необходимую справочную и контактную информацию, читать богословскую литературу и творения святых отцов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2983759...

Восемнадцатый день. Поучение 2-ое. Св. мучен. Леонтий. (Побеждающая сила христианской доброты). I. Св. мучен. Леонтий, память коего совершается ныне, был грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедывал христианскую веру. Вот как он удостоился венца мученического вместе с двумя воинами – христианами, из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал трибуна Ипатия с воинами за ним. Около города сам Леонтий встретил их с воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха, предложил им трапезу, принял их с таким радушием, с каким принимаем своих дорогих друзей, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий, друг не языческих богов, а христианского. Тогда Ипатий и воин Феодул упали к его ногам и сказали: «и мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; св. Леонтий призвал имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и таким образом крестил их. Но вот прибыл в Триполи и сам Адриан, и сильно разгневался на Леонтия, Ипатия и Феодула. «Кто ты таков и какими волшебными средствами отвратил верных царских слуг от язычества к христианству?» спросил Адриан Леонтия. «Я воин Христов и сын Света, просвещающего всякого человека. – «А вы ради чего отреклись от отеческих преданий и изменили царю?» спросил также Адриан Ипатия и Феодула. – «Ради того, что мы получили гораздо лучшую награду от Царя небеснаго»; отвечали они. Адриан приказал жестоко мучить всех их, и затем Ипатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами. II. В этом рассказе видите вы, братия мои, «силу христианской доброты», побеждающей самых грубых, самых черствых язычников – врагов. Эта доброта христианская весьма содействовала успехам распространения христианского учения между язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Адриана патриарха сердце еже оныя озлобити, веру емше словесам наветным... убо разгневан, повеле оных основателей школьных от школ отлучити»... П. Адриан, все же признавая их пользу для науки и просвещения, ограничился тем, что перевел их в типографию, где они стали, кроме типографской обязанности, учить желающих итальянскому языку. П. Адриан, – замечает Сменцовский, – «ясно видел, как полезны Лихуды для русской церкви и как успешно они ведут дело просвещения русского юношества, и желал удержать их в Москве, где и помимо Академии они могли принести большую пользу своими знаниями и трудолюбием». Можно думать, что и на отставку Лихудов от Академии п. Адриан согласился не совсем охотно. Он уступал Досифею и его племяннику Хрисанфу, ненавидевшим Лихудов со всем пылом восточного темперамента, только вследствие обещаний Досифея и Хрисанфа прислать в Москву на место Лихудов «человека довольного во учении», который «в малом времени Божиею помощью совершенных учителей поставит из первых учеников и паки возвратится во своя» 476 . П. Адриан поручил временное преподавание в Академии, по совету Хрисанфа, Николаю Семенову и Феодору Поликарпову, ученикам Лихудов, в полной уверенности, что скоро с Востока прибудет новый учитель от п. Досифея. Но ближайшее будущее оправдало опасения п. Адриана и показало, что он был прав, когда дорожил Лихудами. Обещанный Досифеем и Хрисанфом учитель не ехал, хотя п. Адриан неоднократно напоминал Досифею об его обещании и даже указывал лицо, которое бы ему желательно было видеть в Московской школе: Врача и ритора Иоанна Комнина 477 . Да и п. иерусалимский Досифей меньше всего думал о Московской Академии, когда вел компанию против ненавистных Лихудов. Ему в то время нужно было одно – изгнание Лихудов. Для этой цели он пользовался всякими средствами, чтобы склонить на свою сторону п. Адриана. Исполнит ли он потом обещание п. Адриану? – это было второстепенным вопросом. Вряд ли он и сам надеялся найти хорошего учителя в Москву. Москва не была привлекательна для лучших – образованных людей Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перезимовав в этих лесах, старец Адриан со своими учениками отправился в Смоленские Рославльские леса. Там они получили дозволение от местных жителей поселиться, и в глухой недоступной чаще выстроили две избы, одна из которых служила для молитвы. Но недолго длился их покой, – стали на них доносить как на бродячих монахов и раскольников. Был вызван старец Адриан и к епископу Смоленскому Парфению, который предложил ему перейти в его епархию. Посоветовавшись со своими учениками, старец Адриан побоялся, что после перехода епископ Парфений разошлет их по разным монастырям ввиду их нужды в монахах. Решена проблема была следующим образом – Иона предложил написать письмо к знакомому монаху Феофану, который был келейником Гавриила митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского. Через некоторое время, как указывает Ковалевский А.Ф.: «митрополит Гавриил очень милостиво принял старца и увидев в нем мужа опытнаго в подвигах духовных, не однажды имел с ним беседы о спасении души» 243 . Старец Адриан просил митрополита Гавриила поселить их в уединенный скит при Валаамской обители, но по причине сезонной непогоды митрополит Гавриил предложил им поселиться в Коневской обители на острове Коневец. Волей Божьей через некоторое время старец Адриан был назначен настоятелем этой обители по указу митрополита Гавриила. Немало пришлось претерпеть старцу Адриану на настоятельской должности по причине процветания пьянства иноков, которому попустительствовал прежний настоятель. Собрав братию, обратился он к ним с любовью, называя их пристрастие к винопитию причиной неустроения обители, и призывал их исправить это несоответствие своему званию. Исключил старец всякое вино в обители, кроме потребного для совершения Литургии, инокам же сообщил: «кому же устав сей покажется не по силам, тот да ищет себе иное место, благоприятное его склонностям» 244 . Многие иноки смутились словам нового настоятеля, кто-то роптал, а некоторые удалились из монастыря. Но сам старец Адриан был непреклонен в этом вопросе, хотя и претерпел много оскорблений. И благодарность не заставила себя долго ждать – прилепились к нему иноки нелицемерною любовью, и подчинились новому строгому порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010