должен учить, а не учиться – повелевать, а не повиноваться. Тогда будешь тверд на царстве и грозою вельмож. Советник мудрейший государя неминуемо овладеет им». Эти ядовитые слова проникли в глубину Иоаннова сердца. Схватив и поцеловав руку Вассиана, он с живостью сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета!» – В лавре Сергиевой, царь беседовал в последний раз с преп. Максимом Греком . Страдалец за правду не похвалил богомольного путешествия царского: «Пристойно ли тебе, государь – говорил угасающий старец – скитаться по дальним монастырям с юною супругою и с младенцем? Вездесущего не должно искать только в пустынях: весь мир исполнен славы Его. Если желаешь изъявить ревностную признательность к небесной благости, то благотвори на престоле. Завоевание Казанского царства, счастливое для России, было гибелью для многих христиан; вдовы, сироты, матери избиенных льют слезы: утешь их своею милостью. Вот дело царское». Иоанн не принял его совета, и преп. Максим сказал ему через бояр последнее слово, что если он не попечется об устройстве сирот и вдов, то Бог у него самого отнимет сына. 27 Предсказание Максима сбылось: царевич Димитрий скончался в дороге. Он был заменен царю двумя сынами – Иоанном и Феодором, но ничто не могло заменить царицы Анастасии. Ранняя кончина ее, после краткой болезни, отняла у неутешного супруга последнюю подпору на пути к добру. Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не двор один, а вся Москва погребала свою первую, возлюбленную царицу. Когда несли тело в девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни духовенству, ни вельможам, теснясь со стонами ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в день печали. Но еще не знали тогда, что Анастасия унесла с собою счастье царя и царства Русского! Глава II Святители, современные первой половине царствования Uoahha IV : митрополиты святители Иоасаф и Макарий; святитель Гурий Казанский и сотрудники его, Варсонофий и Герман. Преподобные иноки подвижники: Даниил Переяславский, Герман Болдинский, Арсений Комельский, Адриан Ондрусовский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Антоний Сийский, Нил Столбенский, святой Василий, юродивый Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Из боярского рода происходили: преподобный Сергий (ростовских бояр), святые митрополиты Алексий (черниговских Бяконтов-Плещеевых), Филипп (Колычевых); архиепископы Казанские Гурий (Руготиных) и Герман (Полевых); преподобные Савва Вишерский (Борозды), Нил Сорский (Майковых). Кирилл Новоезерский (†1532 г., из дворян Галича), Галактион Новгородский (кн. Бельских), Григорий Пельшемский (из галичских бояр Лопотьевых); Корнилий Комельский (†1550 г., 24 августа (6 сентября), из рода бояр Сухаревых); Иаков Железноборовский (†1442 г., 11(24) апреля, из рода бояр Аносовых); Адриан Ондрусовский (†1550 г., 26 августа (8 сентября); из рода Завалишиных); Лаврентий Калужский, юродивый (из родах Хитровых), юродивые Николай Кочанов Новгородский и Иоанн Власатый Ростовский. Преподобный Варлаам Шенкурский (Своеземцев) был ранее новгородским посадником. Выраставшие по всему лицу Русской земли монастыри, помимо чисто церковного значения, оказывали огромное влияние на всю жизнь. Они являлись благотворительными учреждениями, принимая под кров свой страждущих и бездомных; они разносили просвещение, музыку духовную, архитектуру. Монастыри являлись также главным двигателем русской колонизации. Около монастырей, основывавшихся в самых диких местах, появлялись посады, обрабатывались поля, прокладывались пути сообщения. «Монастырь, – писал недавно И. М. Ярцев в газете «Слово,» – воспитал лучшее свойство русского характера: недоверие ко всему преувеличенному, так называемую нашу «простоту.» Монастырь прививал то прозрачное чувство мира и себя в мире, которое составляет достояние аскетики, «художества из художеств.» И которое стало достоянием русского искусства. Это «Русь монашествующая» заложила основы русской Правды о мире и русской в мире Красоты. Это она выносила «Русскую Идею»: идею святости земли под нашими ногами, покрываемой высоким Божиим небом. Это она взрыхлила художество прозрачное, такое, в котором сквозь образы земляные и темные просвечивает небо. Художество, избирающее своим предметом обычное, будничное и освещающее их нездешним светом. Ни с чем не сравнимый «русский реализм.» Послушание и Смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Из них некоторые стали основателями монастырей. Григорий, родом из Могилева, в одежде нищего пришел в Москву, поклонился ее святыням и оттуда направился на Свирь к преподобному Александру, который прозорливо приветствовал его «пастырем словесных овец» и отправил его в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому. Там Григорий принял постриг с именем Геннадий, а потом ушел в пределы костромские, в окрестности города Любима, где и основал обитель. Преподобный Геннадий был иконописцем, но оставил после себя также труды – «Завещание» и «Наставление духовного старца новоначальному иноку». Скончался он в 1565 году. Память преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского – 23 января. Ученики преподобного Александра – преподобные Никифор и Геннадий – подвизались на Важеозере и основали Задне-Никифоровскую пустынь (в 54 верстах от Олонца), скончался преподобный Никифор в 1550 году, преподобный Геннадий – в 1516 году. Память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских 9 февраля. Кроме них в Задне-Никифоровской пустыни покоятся и другие ученики преподобного Александра – преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Ферапонт, Корнилий и Афанасий, о житии коих достоверных сведений не имеется. Недалеко от названной обители находится Сяндомская пустынь, где подвизался ученик преподобного Александра – преподобный Афанасий Сяндомский (память его 18 января). Из учеников преподобного Александра основали монастыри также преподобный Макарий Оредежский и упоминавшийся ранее преподобный Адриан Ондрусовский. Перед кончиной своей проявил преподобный несказанное смирение. Призвав братию, он повелел: «Свяжите тело мое грешное по ногу ужем и совлецыте его в дебрь блата и, покопавше во мху, потопчите ногама своима». Братия отвечала: «Ни, отче, не можем сотворити сего» 13 . Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у деревянной церкви Преображения Господня. А жития преподобному было 85 лет, и в году 1533 отошел он ко Господу. В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных им.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами)

http://pravenc.ru/text/64418.html

На Валааме он принял постриг с именем Адриан и стал основателем Ондрусовской пустыни. На 23-м году пребывания возле Рощинского озера, Александр был удостоен восхищения духа такой силы, сравнимой с явлением, бывшее ветхозаветному Аврааму на палестинской земле, Бог в Своей Триипостасной сути вновь предстал перед человеком, подчеркнув этим особую избранность новозаветного Тайнозрителя Пресвятой Троицы. После явления Пресвятой Троицы, когда Александру было указано возвести Троицкую церковь, собрать братию и устроить здесь обитель. Александр понял, что, посылая в его пастырство множество людей, человеколюбивый Бог не желает его одиночества в Олонецком лесу. В 1508 году, по благословению новгородского архиепископа Серапиона, преподобный Александр был хиротонисан. Тогда вместе с братией срубил он первую, деревянную церковь в честь Святой Троицы - знаменательного события, случившегося на этой Карельской земле. Когда число учеников Преподобного умножилось настолько, что не стало хватать зерна, намолотого вручную, начали рыть протоку для мельницы. Троицкая часть находилась на возвышенности, внизу которой - глубокий ров, поэтому когда иноки раскопали перешеек, вода из верхнего Святого озера устремилась в нижнее, Рощинское, угрожая монастырским постройкам. Казалось, их уже не удастся спасти, но преподобный. помолившись Богу и призвав имя Христосово, правой рукой начертал на течении вод крестное знамение. И вот оно, чудо, - стремительно поток остановился! Между тем, многие из братии приносили с собой средства из своих имений на устроение монастыря, что позволило не только поставить мельницу, но и сделать первые земельные приобретения, обзавестись тонями для рыбной ловли. Началось строительство каменной Троицкой церкви " Церковь же посреде обители пространну воздвиже во имя Пресвятые Троицы, отвсюду видима, яко зерцало " , а ведь для Олонецкой земли храмы в камне - большая редкость! Неподалёку от монастыря Александр сам нашёл глинистую почву, и монахи наладили производство кирпича, использовали они также местный известняк.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Напротив, преподобный Герман, хотя и был непосредственным учеником Сергия Валаамского, отличался, по-видимому, меньшим ригоризмом в своих требованиях к братии (при большей мягкости и известной «дипломатичности» в отношениях с ними) и потому до самой кончины оставался игуменом обители, явившись основным ее строителем и благоукрасителем в начале XV столетия. Валаамский монастырь стал духовной школой для многих прославившихся впоследствии иноков. Как говорилось выше, у самых истоков валаамского иночества, наряду с Сергием, стоял преподобный Ефрем Перекомский, причисленный к лику святых на проведенном в Москве митрополитом Макарием Соборе 1549 года. В тот же начальный период существования Валаамской обители, около 1393 года, в нее прибыл со Святой Горы Афон уроженец Новгорода преподобный Арсений († 1444 или 1447), удалившийся затем с Валаама на относительно недалеко находящийся остров Коневец, где славный подвижник и основал весьма известный Коневецкий (или Коневской) монастырь. На Валааме подвизался и преподобный Савватий , переселившийся отсюда в конце 30-х годов XV века на Соловецкий остров в Белом море, где он положил начало другой знаменитой обители - Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю. Из других известных валаамских иноков следует назвать еще одного - Савву, о котором «Сказание» сообщает, что он «на Сеннянском острову (здесь же, на Ладожском озере. - д. Г.М. ) чудную ону и духовную пустыню согради во имя пресвятыа Животворящиа Троицы» (это произошло уже в конце 1470-х или в 1480-е гг.). Необходимо упомянуть также и о преподобном Александре Свирском, жившем некоторое время рядом с главным островом архипелага - на уже упоминавшемся Святом острове. Преподобный Александр принял постриг на Валааме в 1474 году, а затем в 1485 году основал собственный Свято-Троицкий монастырь в окрестностях реки Свири. Валаамскими иноками были также Геннадий, основавший Усть-Шехонский монастырь на реке Шексне, и преподобный Корнилий, создавший Палеостровскую обитель на острове среди Онежского озера. Наконец, на Валааме же поначалу послушничали и ученики преподобного Александра Свирского преподобные Афанасий Сяндемский и Адриан Ондрусовский . Уже позднее валаамским монахом был и преподобный Евфросин Синозерский , принявший в 1612 году мученический венец - во время нашествия шведских интервентов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Никонова летопись подтверждает это событие. В ней сказано: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549 года Августа в 1–й день, в Субботу на неделю в нощи той, в начале 4–го часа родися Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу, всея России Самодержцу, дщи царевна Анна от Царицы и Великой Княгини Анастасии от дщери Романа Юрьевича; а крестил ее Благоверный Царь в новом монастыре девиче, в церкви Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее; приехал Царь и В. К. в Субботу в монастырь, во храм Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту слушав всенощную и заутреню, и во утрия день в неделю Августа в день церковь свящал и дщерь свою Царевну Анну, а крестил ея старец Андриан Ондрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни Корнилев ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов». На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученической смертью и стяжать венец страстотерпца. Некоторые из соседних Ондрусовой пустыни жителей (крестьяне сел. Обжи), сведав о милостивом приеме старцу от Царя, научаемые диаволом, умыслили овладеть царскими дарами. 15 Мая 1550 года, в дремучем лесу, за 30 верст от обители, близ селения Обжи, напали на святого мужа и жестокими побоями пресекли его земную жизнь. Злочестивые люди эти обманулись в своих ожиданиях: нестяжательный старец чужд был тленных сокровищ, царского дара не нес, и лишь странническая сума досталась в добычу убийцам. Сиротствующее братство, не зная случившегося, напрасно ожидало отца своего и наставника. Прошло два года в неизвестности. Напоследок, в одну ночь в сонном видении явился Преподобномученик нескольким из старцев Ондрусовой пустыни, поведал им о страдальческой своей кончине, указал место, где злодеи скрыли святые мощи и велел похоронить его кости в обители. Это было 18 мая 1552 г. Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей: конь земледельца должен был привести к ней. В видении Св. Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, опрягли бы ее, пустили на волю и сами следовали за ней и где она остановится, там и искать кости его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Община иноков росла, но жили они в крайней скудности. Сам преподобный привык к такой жизни, но для некоторых из братий такая жизнь была тяжела. И тем ценнее была помощь мирян, так же ищущих духовного совета преподобного. Одним из таких мирян был уже упоминавшийся Андрей Завалишин. Он пришел к преподобному вместе со своими слугами – все они принесли хлеб и зерно: рожь и ячмень. Это стало большим подспорьем для братии, так что преподобный даже сказал: «Видите, братия, как Бог печется о нас, рабех Своих, сидящих в пустыни сей, и яко не забы нас нищих до конца, и никогдаже презрети имать места сего и живущих в нем, верно работающих Ему» . Впоследствии Завалишин неоднократно посещал преподобного и по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Некоторое время спустя он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. Тем не менее, преподобный не считал, что иноки, подвизающиеся в пустыни, могут лишь принимать помощь мира. Одновременно со строительством келий он начинает рубить деревья и расчищать пашню, дабы иноки сами могли сеять зерно и кормиться от трудов своих. В это время – зарождения Свирской обители – Господь послал преподобному Александру великое утешение – единомысленого брата – монаха Никифора (будущего преподобного Никифора Важеозерского). Этот Никифор был суровым подвижником – он носил тяжелые вериги. Услышав о преподобном Александре, Никифор пришел к нему за благословением. Преподобный побеседовал с ним и, поняв его духовное устроение, уговорил Никифора остаться в пустыни. Некоторое время Никифор действительно помогал преподобному созидать монашескую общину, но несколько лет спустя он, несмотря на уговоры преподобного Александра, ушел со Свири в Киево-Печерскую Лавру. Оставшись в духовном одиночестве, преподобный усилил свой подвиг, и у него начались искушения от бесовских страхований. Однажды, когда он направлялся в так называемую «отходную пустынь», – будущую Преображенскую часть монастыря, перед ним внезапно предстало множество бесов, которые кинулись на него, требуя, чтобы он покинул эти места.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Однажды в самом разгаре охоты Андрей увидал оленя и бросился догонять его. Охотник мчался с такой быстротой, что далеко оставил за собой товарищей охоты, и все-таки олень исчез из глаз его. Завалишин вместо того увидел пред собой хижину и следы пустынника в таком диком месте, где, казалось, никогда не ступала нога человека. Он постучался у хижины, и пред ним явился труженик, изнуренный постом и подвигами, в ветхой одежде. Повесть подвижника о дивной своей жизни произвела на Андрея глубокое впечатление. Это было в 1493 г. Завалишин после того часто приходил к преподобному Александру (это был он) слушать наставления его и доставлял хлеб сподвижникам его. Из бесед с отшельником познав сладость пустынной жизни, Андрей решился следовать примеру жизни его, оставил богатое имение свое и удалился в Валаамскую пустынь. Здесь принял он иночество с именем Адриана и провел здесь несколько лет в подвигах общежития. Потом, по благословению преподобного Александра, избрал для пребывания своего уединенное место на полуострове, на берегу Ладожского озера. К нему собрались ученики и последователи. В пустыни построен был храм в честь святителя Николая. Завалишин известен был в Москве, и великий князь Василий († 1534 г.) пожаловал грамотой милостыню из своей казны инокам Адриановой пустыни, повелевая вперед выдавать то же, «переступая чрез два года, безволокитно» и вместе запретил наместникам брать пошлины с монастырских ловцов и тоней. По местному преданию, Адриан встретился на своем пути с такими людьми, которые грозили не только существованию обители, но и жизни пустынников. Встреча довольно обыкновенная в то время, но чем кончилась она? В дремучем лесу острова Сала (дебрь), напротив Адриановой пустыни, укрывался недобрый человек Ондрус с шайкой подобных себе, живший за счет пловцов Ладожского озера. Близкое соседство пустынника, начавшего собирать к себе других, тревожило атамана разбойников; он объявил, чтобы пустынники добровольно оставили остров, иначе будет им худо. Скорбно было Адриану расстаться с пустынным местом, особенно потому, что великий наставник его благословил ему здесь жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отправляя о. Назария строителем на Валаам, святитель назначил ему в помощника и казначея о. Иннокентия, посвятив последнего тогда же в иеродиакона и иеромонаха. С великим усердием, с живейшей ревностью содействовал о. Иннокентий великому старцу в святом и незабвенном его труде, в восстановлении Валаамской обители. Начата была постройка каменного монастыря, средства были скудны; братия сами ломали мрамор и обжигали его в известку, сами на плечах своих носили на здание кирпич и исполняли все труднейшие работы по воссозданию обители; душой и примером во всех этих трудах был о. Иннокентий. Кроме трудов по построению монастыря, о. Иннокентий занимался рыбной ловлею; целую ночь трудясь на ловле, когда по окончании работы ловцы разводили огонь и варили для себя уху и потом ложились отдыхать, о. Иннокентий отправлялся в церковь к утрене. Вообще, при всех трудах, он неупустительно бывал на всех церковных службах. Часто ездил он также в Ладогу и другие места за разными закупками; не раз в этих поездках находился в опасности потоплений; не раз спасал его от погибели преподобный Адриан Ондрусовский, и однажды в видении повелел ему возобновить Ондрусовскую пустынь. О. Иннокентий дал обет 5 . Передав видение о. Назарию, о. Иннокентий просил благословения на исполнение обета, но старец советовал ему потерпеть. В 1801 г., свершив свое великое служение Валаамскому монастырю, о. Назарий остался здесь на покое; на место его, вследствие общего согласия братства, в сан Валаамского игумена преосвященный Амвросий, митрополит Новгородский, возвел о. Иннокентия. Вступив в должность настоятеля, о. Иннокентий продолжал по-прежнему свою подвижническую жизнь, подавал пример собой всему братству и твердо соблюдал правила общежития. Сохраняя, таким образом, ненарушимо прекрасное внутреннее устройство, вдохнутое монастырю блаженным старцем Назарием, о. Иннокентий неутомимо заботился и об улучшении внешнего быта умножавшегося братства. Его старанием возник почти весь нынешний внешний четырехугольник монастырских зданий, в состав которого входят две церкви, святые врата, братская больница; устроены два монастырских подворья: деревянное в Сердоболе и каменное с церковью в С.-Петербурге; сооружена серебряная рака на месте, где под спудом почивают св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010