Смиренномудрие и послушание, приобретенные на Валааме, сделали Афанасия любимейшим учеником св. Александра, бывшего игуменом Свирским, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения от Пресв. Богородицы своему наставнику. По преставлении преп. Александра (1533 г.), св. Афанасий отошел на пустынножитие в дремучие леса Карелии и на холме перешейка двух небольших озер Сяндема и Рощинского поставил себе хижину. Некоторые из духовного стада, собранного преп. Александром, последовали за Афанасием в сие уединение и к ним присоединилось еще несколько любителей пустынного жития. Таким образом положено начало Сяндемской Успенской пустыни, находящейся в Олонецкой епархии, в 22 верстах от г. Олонца. Св. Афанасий, основатель обители, был и первым наставником братства. При устье реки Сяндемки, текущей на 9-ть верст из Сяндемского озера в реку Тулоксу, находятся на обоих берегах ее два каменные креста. По свидетельству предания они сопутствовали преп. Афанасию с Валаама и суть благословение тамошних старцев основателю Сяндемской пустыни. С верой рассказывают окрестные жители, что кресты эти чудесно приплыли за преп. Афанасием, против течения реки, со стороны Ладожского озера 14 . Во дни преподобных Александра и Афанасия на Валааме несколько лет подвизался еще св. Адриан Ондрусовский. Он был схимонахом. Удалившись с Валаама, преп. Адриан на восточном берегу Ладожского озера основал обитель Ондрусовскую. Этот муж был столь высокой жизни и исполнен толикой мудрости, что преп. Афанасий Сяндемский, будучи уже наставником своего братства, имел частые духовные беседы для собственного научения с преп. Адрианом. Памятниками этого духовного общения остались кресты, водруженные угодниками Божиими по пути через все пространство, отделяющее их друг от друга. Св. мощи преп. Адриана доныне покоятся под спудом в основанной им обители в церкви Введения во храм Пресв. Богородицы. Такой дивный сонм святых светил монашества, воссиявших на горах Валаамских, показывает нам, в каком цветущем состоянии была подвижническая жизнь иноков Валаама в описываемый период.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со временем прмч. Адриан вместе с братией построили церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Непросто было на новом месте. Глухие леса привлекали не только искателей безмолвия и молитвы, но и разбойников, прятавших в своих убежищах награбленное добро. Недалеко от обители, в дремучем лесу острова Сала, укрывалась шайка бандитов под предводительством Ондруса (на местном наречии «Ондрус» значит Андрей), промышлявших разбоем на Ладожском озере. Встретившись однажды с прмч. Адрианом, атаман пригрозил ему смертью , если тот не покинет этих мест, лежавших около его логова. Но после долгих смиренных молений прмч. Адриана смягчился и разрешил остаться. «Живите», – сказал ему атаман, не ведая, что очень скоро отплачено ему будет тем же сполна. В другой стороне, на каменистом Стороженском мысу, обитала другая шайка. Случилось однажды столкнуться им друг с другом на Ладоге. Ондрус и его люди были побеждены. Атамана связали и бросили в лодку. В ожидании смерти он горько раскаивался в прежней своей жизни. И милосердный Бог, видя искреннее раскаяние разбойника, услышал его молитвы (но еще более молитвы прмч. Адриана). Вдруг видит атаман перед собой недавно помилованного им игумена, который говорит ему: «По милости Господа, ради Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен». И исчез... Атаман очнулся на берегу без оков. Потрясенный случившимся, он отправился в обитель и, припав к стопам прмч. Адриана, смиренно молил принять его в братию. Рассказав о происшедшем с ним, Ондрус с удивлением узнал, что в то время, когда он, связанный, лежал в лодке, прмч. Адриан молился с братией в храме и никуда не выходил. Оставшись в обители, Ондрус окончил свою жизнь в покаянных трудах. Быть может, и зовется обитель прмч. Адриана «Ондрусовскою» по имени атамана Ондруса, в те времена известного в округе лютого разбойника. А места, где тот хозяйничал, молва народная окрестила «ондрусовскими». Удивительны судьбы и жизни людей. И как неожиданно, бывает, изменяются наши чаяния, мысли и устремления. Благодарение Богу за то, что Он слышит молитвы святых о нас, грешных, и отвращает нас от путей погибельных. Так Господь услышал молитвы смиренного игумена и о втором атамане.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Ученики преподобного Александра Свирского Монастырских записей о первых сподвижниках прп. Александра не сохранилось – отчасти из-за бывшего в первой половине XVII столетия разорения монастыря, записанного в летописи обители под именем «Литовского разорения», когда монастырь был полностью разграблен, архив уничтожен; отчасти и из-за сильного пожара 1784 года, испепелившего многие документы, относящиеся к истории первых времен существования обители. Разорение монастыря в смутные революционные десятилетия нач. XX столетия развеяло последние листы истории по архивам и библиотекам уже советских городов. Немногое сохранилось до наших дней. Судя по обширной каменной трапезной, устроенной еще прп. Александром при церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а также по многочисленным келейным зданиям и по тому, что пашня прежде тянулась на версту от монастыря, можно думать о довольно большом числе насельников обители, живших и строивших монастырь. Насельниками монастыря были, в основном, люди простые, собравшиеся из окрестных поселений, способные заниматься лишь сельскими и хозяйственными работами. Житие прп. Александра Свирского , составленное его ближайшим учеником – игуменом Иродионом спустя всего несколько лет после кончины Преподобного, – самое верное и ценное для нас свидетельство, более всех рассказывающее о его учениках. «Возсия днесь пресветлая и всепразднственная память твоя, богоблаженне, созывающи многочисленное постник сословие, и преподобных всех ликостояния...» Служба прп. Александру Свирскому . Стихира, гл. 6 Преподобномученник Адриан, игумен Ондрусовский, Олонецкий чудотворец Преподобномученик Адриан (в миру – Андрей, из рода дворян Завалишиных) стал первым путником, посланным Богом для открытия всему миру великого святого, вот уже семь лет скрывавшегося в глухих лесах Присвирья. Охотясь однажды, по обыкновению, со своей дружиной в лесу недалеко от своего поместья, Андрей погнался за оленем. Увлекшись охотой, он далеко оторвался от своих друзей и, очутившись один в диком месте, увидел хижину прп. Александра Свирского .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

14/27 июня – прмч. Адриан Ондрусовский (день перенесения иконы преподобного из обители в часовню, поставленную на месте обретения мощей. Отмечается крестным ходом из с. Обжа на святое место). 15/28 июня – прп. Александр Свирский (день рождения в 1448 г.). 30 августа/12 сентября – Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские. Общие праздники: – Переходящее празднование в субботу сырной седмицы – Всех преподобных отцев, в подвиге просиявших. – Неделя 1 -я по Пятидесятнице, Собор Всех святых. – Неделя 2-я по Пятидесятнице, Собор Всех святых, в земле Российской просиявших. – Переходящее празднование в Неделю по 20 июля, Собор святых, прославленных на Московских Соборах 1547 и 1549 годов (прп. Александр Свирский ). О соборном праздновании Свирских святых Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой в X веке была учреждена и Новгородская епархия (примерно с 1165 г.– архиепископия). В середине XV века она стала именоваться как Новгородская и Псковская архиепископия, а с конца XVI века – Новгородская и Великолуцкая митрополия. Северный край постепенно заселялся руссами, Новгородские земли расширялись. В 1591 году была учреждена Карельская и Орешская епископия, выделенная из Новгородской митрополии, но просуществовала она недолго, всего 20 лет. После взятия города Корелы шведами (в июне 1611 года) она была закрыта. В XVIII-XIX веках Новгородская митрополия переименовывалась и изменяла свои границы много раз. В 1742 году часть Новгородских земель организовали в отдельную Санкт-Петербургскую и Шлиссельбургскую епархию, которая также неоднократно меняла свои границы. Олонецкие и Карельские земли объединили в викариатство. Только в 1828 году организовали самостоятельную епархию – Олонецкую и Петрозаводскую, с Каргопольским викариатством (1911 г.). В честь святых подвижников, прославившихся в новгородских землях, Святая Церковь в конце XX века установила день празднования Собора Новгородских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице). Канонизированные святые ученики прп. Александра Свирского вошли в этот Собор (в который включены более ста святых), так как местом их подвига в те времена (XVI в.) были новгородские земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

А. История церковнославянского языка в России... С. 268–269. 9 Подробнее о принципах работы святителя Афанасия см.: Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России... С. 246–256. 10 О литургическом проекте иеромонаха Германа см.: Кравецкий А.Г. Литургический самиздат XX в.: языковые особенности и проблемы рецепции//Latopisy Akademii Supraskiej. Vol. 3. Jzyk naszej modlitvy – dawnej I dzi. Pod redakcj Urszuli Pawluczuk. Biaystok, 2012. P. 85–94; Кравецкий A. Г. История русской гимнографии: осуществленные и неосуществленные проекты//Przegld Wschodnioeuropejski Vol. 2014. P. 189–198; Кравецкий А.Г. Неизвестный церковно-исторический проект иеромонаха Германа (Вейнберга), будущего епископа Алма-Атинского//Вестник ПСТГУ Серия II: История. История Русской Православной Церкви [в печати]. 11 Огромную помощь при подготовке комментариев оказали священник Максим Плякин, иеромонах Далмат (Юдин) и А.Е. Соболева. 12 Митрополит Амвросий (в миру Подобедов), сын священника, родился в 1742 г. Воспитанник Троицкой семинарии, 26-ти лет пострижен, и на 30-м году прославился своими проповедями. В 1778 г. хиротонисан во епископа, через семь лет – архиепископом Казанским, а еще через четырнадцать – Петербургским и возведен в чин митрополита через два года, т. е. в 1801 г. Скончался в 1818 г. 76-ти лет. Из его трудов известен труд «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Заветов». 14 Отделение Олонецкой страны и образование самостоятельной отдельной епархии произошло в 1828 г. с 22 мая. 15 К Олонецким святым относятся прп. Иона Клименецкий (6 июня), прп. Корнилий Палеостровский (19 мая), Авраамий Палеостровский (не канонизирован ), память ему чтят 19 мая, св. Александр Ошевенский (20 апреля), прп. Кирилл Челмогорский (8 декабря), прп. Александр Свирский (30 августа) и прп. Адриан Ондрусовский (26 августа). 16 а) Московского главного архива Министерства иностранных дел 325/705 XVII в., 333/713 XVII в.; б) Барсова Е. В. XVI в. 71; XVIII в. в) Болыпакова вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В Обонежье система погостов складывалась в XV - 1-й пол. XVI в., она зафиксирована в древнейших писцовых книгах Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. В XIV-XV вв. на Корельскую землю (Корельское наместничество, с 1500 Корельский у.) и Обонежский ряд (с 1496 Обонежская пятина) распространялась власть наместников Новгородского архиепископа, свинцовые печати к-рых были найдены при раскопках в Кореле. В 1419 г. Новгородский архиеп. св. Симеон «ездил по Корельской земли» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 426) - это было 1-е посещение архиереем территории К. По данным новгородских писцовых книг кон. XV в., у Новгородской кафедры были крупные владения в К. Решающую роль в христианизации края сыграли мон-ри. В XIV в. на Ладожском оз. были созданы Валаамский и Коневской мужской мон-ри. В 1-й пол. XVI в. вокруг Онежского оз. строилось множество церквей и часовен, создавались монашеские общины, основателями многих обителей были ученики прп. Александра Свирского : преподобные Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий , преподобные, Важеозерские), Афанасий Сяндемский , Адриан Ондрусовский , Корнилий Паданский, Макарий Оредежский. В 1500 г. в пригороде Корелы, Сванском Волочке, действовало подворье Валаамского мон-ря. В Кореле в это время существовали 2 муж. мон-ря, созданные, вероятно, при участии иноков Валаамского мон-ря, и жен. обитель. В 1568 г. в Кореле упоминаются уже 4 мон-ря. Важные мероприятия по христианизации карел и др. угро-фин. народов Севера России были осуществлены в 1533-1534 гг. по инициативе Новгородского архиеп. св. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В 1533 г. он отправил грамоту вел. князьям Василию III Иоанновичу и Иоанну IV Васильевичу , где сообщал о «прелести кумирской» в сев. части Новгородской епархии. 25 марта 1534 г. он послал грамоту об искоренении языческих обрядов в Водскую пятину, направил туда миссионера иером. Илию (ДАИ. Т. 1. 28. С. 27-30; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 564-566; Т. 43. С. 232-233). 8 июня 1548 г. грамоту о борьбе с языческими пережитками (на основе грамоты свт.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа/12 сентября — день преставления и 17/30 апреля — день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей Михаила Феодоровича, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Василия Иоанновича Шуйского, Алексия Михайловича, Петра Великого, а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов. Духовным залогом процветания и благополучия русского Севера являлись тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырем и другими православными обителями русского Севера, такими, например, как Валаамский и Соловецкий монастыри. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКАХ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО (память 30 августа/12 сентября) Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это — преподобные Игнатий Островский (XVI b.), Леонид Островский (XVI b.), Корнилий Островский (XVI b.), Дионисий Островский (XVI b.), Афанасий Островский (XVI b.), Феодор Островский (XVI b.), Ферапонт Островский (XVI b.). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памяти: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI b.; память 18/31 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 г.; память 9/22 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532; память 9/22 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 г.; память 17/30 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557; память 922 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565; память 23 января/5 февраля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство. Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежду носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», – сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей. В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем на месте алтаря в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, – сказала Она, – но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители. Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский , как и завещала ему Матерь Божия. Это – преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского , имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI; память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский (8 января 1516 года; память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (26 августа 1549; память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский (1557; память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (1565; память 23 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этот день начиналась заготовка и калины. В разных местах России этот день также называли: Наталья, Натальи Овсяницы, Овсяница, Рябинники, Адриан, Одриян, Одриян и Наталья. 25 авг./7 сент. русские люди также молились св. Адриану Ондрусовскому (1549), восприемнику дочери Ивана Грозного, и поминали всех воинов, павших в Бородинском сражении. Андрон Звездочет Народное название дня свв. мчч. Проба, Тараха и Андроника (304), 12/25 окт. В народе Андрона считали звездочетом: он «метлой небо подметает, звезды очищает, луну обметает». К Андрону обращались с молитвой, чтобы «заветная звезда – судьба не закатилась». Андроник Московский Игумен († 1395), один из учеников св. Сергия Радонежского. В юном возрасте он пришел к прп. Сергию и попросил облечь его в иноческий образ. Св. Сергий с любовью принял юношу и при пострижении в монашество нарек ему имя Андроник. Долгое время прп. Андроник находился в послушании у св. Сергия, совершенствуясь и возрастая духовно. В воздержании и трудах он старался подражать своему наставнику. Св. Андроник отличался необычайно тихим и кротким характером и любовью к безмолвию. Однажды свт. Алексий, митрополит Московский, обратился к прп. Сергию с просьбой благословить прп. Андроника основать новый монастырь вблизи Москвы. Свт. Алексий рассказал, что, возвращаясь из Константинополя, он едва не погиб, когда корабль попал в бурю на Черном море. В момент крайней опасности святитель дал обет – основать храм в честь того святого или праздника, в день памяти которого они пристанут к берегу. Вскоре буря успокоилась. 16 авг., в день чествования Нерукотворного образа Спасителя, корабль благополучно достиг суши. Место для храма и новой обители свт. Алексий выбрал на высоком берегу р. Яузы. Прп. Сергий с радостью благословил своего ученика на святое дело. Память прп. Андронику отмечается 13/26 июня. В этот же день отмечается память иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева, подвизавшихся вместе с Андроником Московским. Анисия Желудочница Народное название св. мц. Анисии, 30 дек./12 янв. В день памяти этой святой крестьяне варили свиные желудки. По этим желудкам гадали о зиме. Обычно в эту пору завершался осенний убой скота, прежде всего свиней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Джорд., 1988; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митрополита Макария (на материале некоторых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Соловьёва И. Д. К истории иконописного собрания Александро-Свирского монастыря//Там же. С. 403-406; она же. Икона «Александр Свирский в житии» в собрании Русского музея: (К проблеме атрибуции)//ДРИ: Новые атрибуции. СПб., 1994. С. 39-46; о на же. Преподобный Александр Свирский и его монастырь//София. Новгород, 1998. 4. С. 15-17; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 99-102, 111-113, 147-149; Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля//Русская художественная культура XV-XVI веков. М., 1998. С. 118-144; История второго обретения мощей преподобного Александра Свирского//ЖМП. 2000. 5. С. 17-25. Архим. Макарий (Веретенников), И. А. Журавлева, О. А. Полякова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/64396.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010