В одно время вечером Пафнутию во сне является неизвестный человек и говорит: «Пошли друга твоего Адриана к востоку, место не дальше 50 верст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил, кто он и как знает это место. Неизвестный отвечал: «То место не тебе назначено». Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан отправился на указанное место и по рассказу престарелого священника Евпла нашел в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью и они условились жить там вместе. Но неожиданно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное и тихое. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Адриан и братия положили переселиться на другое место, но явился неизвестный человек. «Не беспокойся о месте, место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нем по исцелении двух больных». По этим указаниям Адриан перенес храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20-ти от Костромы, при впадении р. Монзы в р. Кострому. Скоро стали собираться к преподобному Адриану искатели пустыннической жизни и таким образом стала основываться обитель. Братия кормились земледелием, и строитель Адриан был первым в работе. Сюда же пришел и преподобный Ферапонт, наставлениями и примером которого пользовался (один год) преподобный Адриан. Раз прп. Ферапонт посоветовал игумену поехать в Москву, говоря, что архимандрит Пафнутий болен и желает его видеть. Но когда прп. Адриан приехал, то архимандрит Пафнутий рассказал ему, что у него перед тем был старец его монастыря с письмом от него о монастырских скорбях и нуждах. Никакого старца о. Адриан в Москву не посылал, но по описанию указал прп. Ферапонта, хотя он из монастыря никогда не отлучался и письма этого не писал, руку свою игумен Адриан однако же узнал. Привез он из Москвы богатую милостыню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Батюшка с трудом протянул руку, взял образ и положил его на голову о. Адриана. Потом о. Адриан попросил образом преподобного Серафима благословить всю семью нашу. Через несколько минут Батюшка погрузился в забытье. Всех позвали чай пить на половину хозяина (Андрея Евфимовича). Отец Адриан и София Александровна пошли. Вскорости вбегает Мария Евфимовна с криком: «Отец Адриан, идите скорее». Отец Адриан бросился к Батюшке. Уже обстановка у Батюшки была иная: Батюшка лежал, повернувшись к стене, покрытый мантией, горели свечи, рядом с кроватью на столике лежала епитрахиль и открытый канон на исход души. Отец Адриан, действительно, увидел, что Батюшка умирает, он начал читать отходную. Прочитал все полностью, Батюшка еще был жив. Отец Адриан, упав на колени, прижался к нему, к его спине под мантией. Батюшка дышал еще некоторое время, но дыхание делалось все реже и реже. Отец Адриан, видя, что Батюшка кончается, поднялся с колен и накрыл Батюшку епитрахилью, через несколько минут Батюшки не стало. Было восемь с половиной часов вечера 29 апреля 1928 года. По кончине Батюшки, когда о. Адриан закрыл ему глаза, Мария Евфимовна с плачем сказала: «Какой Батюшка был прозорливец! Ведь я хотела остаться одна при батюшкиной кончине, я видела, что Батюшка кончается и начала читать отходную, но вдруг вспомнила слова Старца, сказанные мне в январе: «Позови отца Адриана, вы его увели на другую половину». Нужно было опрятать покойного, должен был прийти местный священник о. Тихон, но уже раньше пришла местная власть, взяла документы Старца. Когда пришел о. Тихон, Батюшку переложили на стол, но не было власяницы – ее должны были привезти из Козельска. Отец Адриан оставался при покойном один. Только на другой день в 12 часов приехали из Козельска и вообще стали съезжаться духовные дети Батюшки. Вечером приехали о. Сергий Мечев , о. Савва из Звенигородского монастыря и о. Андрей Эльбсон из Александрийского Подворья, о. Петр из Можайска. Начались непрерывные панихиды. Ждали из Москвы гроб-колоду, который должны были прислать почитатели Батюшки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Преподобный Адриан Пошехонский Преподобный Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале XVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского (память 19 мая). Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию на реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю - игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника - старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем.

http://patriarchia.ru/db/text/911249.htm...

Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан, по рассказу престарелого священника Евпла, нашёл в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью и они условились жить там вместе. Но неожиданно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное, тихое и приятное. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Один старец сказал при том Адриану, что и прежний игумен хотел перенести храм с опасного места на другое, и указал то место. Адриан и братия положили переселиться на то место. Но явился неизвестный человек и сказал: «не беспокойся о месте; место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нём по исцелении двух больных». По этим указаниям, Адриан перенёс храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20 от Костромы, при впадении Монзы в р. Кострому. Здесь Адриан пользовался один год наставлениями и примером жизни преп. Ферапонта. – Пропитание доставали себе земледелием, и строитель Адриан был первым на работах. – В страшный голод 1601 г. обитель Адрианова неистощимо питала страдавших от голода. Наученные примером тружеников пустыни в те времена говорили: «не веянный хлеб – не голод, а посконная рубашка – не нагота». Но в 1601 г. хлеб был убит летним морозом, и целые тысячи умирали от голода. Преподобный Адриан, по наставлению чудного наставника своего Ферапонта, до голодного времени наполнил монастырские житницы хлебом и во время бедствия общего с полной любовью помогал страдавшим беднякам. Потом Литовцы напали на пустынную обитель и оставили посредине её огонь, с злостным намерением истребить её; но удалившиеся иноки нашли обитель целой. Блаж. Адриан скончался 5 мая 1619 г. По ркп. святцам называется он чудотворцем. Мощи его почивают в Благовещенском храме обители его, упразднённой с 1764 г. 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30 марта 1700 г. Артемьев умер, исповедавшись у духовника своего монаха Боголепа, но причаститься уже не успел. Патр. Адриан был извещен о смерти Артемьева архиепископом Афанасием своевременно 134 . Из дела диакона Петра Артемьева видно, насколько патр. Адриан был слаб и нерешителен в принятии лично от себя мер к предотвращению опасных для церкви явлений и насколько легко превращался в послушное орудие в руках приближенных клириков и освященного собора, диктовавших ему те или иные мероприятия. Также уклонился патр. Адриан принять лично от себя меры или решить своим патриаршим авторитетом дело о дьячке новгородской епархии Шелонской Пятины Юшке Микляеве или Михееве 135 , который, как доносил патр. Адриану митрополит новгородский Иов, не быв рукоположен во священники священнодействовал, крестил, венчал и погребал. Митр. Иов спрашивал у патриарха – принимать ли его священнодействия за действительные. Патр. Адриан предложил этот вопрос на соборное обсуждение в 1698 году. Собор отверг их действительность. Патр. Адриан, в силу соборного определения, предписывал митр. Иову особой грамотой над крещенными, венчанными и погребенными самозванцем Юшкою снова совершить крещение, браковенчание и молитвы погребальные законным священником 136 . Здесь характерно то, что патр. Адриан даже такой вопрос не считал возможным решать своим патриаршим авторитетом и прибег к обсуждению соборному, чем принижал свое значение, как патриарха, в церкви и делал свою власть малозаметной. Слабый надзор патр. Адриана за деятельностью епархиальных архиереев и невмешательство его во внутренние дела других епархий На обязанности патр. Адриана, как «главы церкви и образа Христа», лежало высшее руководство деятельностью епархиальных владык на местах, чтобы создать единое направление всего течения церковной жизни русского народа. Патр. Адриан не был авторитетным руководителем епархиальных архиереев, так как даже в тех случаях, когда к нему обращались они за указанием твердых решительных мер, направленных к упорядочению каких–либо сторон церковной жизни или к торжеству на Руси православной веры, он обнаруживал боязнь действовать решительно, смело, предпочитал приводить в порядок церковную жизнь постепенно, без шуму, с оглядкой и опаской, не задеть бы кого, не обидеть своим распоряжением и не создать бы новых лишних врагов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1918 году отец Адриан был первый раз арестован по подозрению в участии в крестьянском восстании в деревне Княжна. Однако обвинение не подтвердилось, и после двухнедельного пребывания в тюрьме он был освобожден. Впоследствии батюшка был лишен избирательных прав, облагался непосильными налогами, в 1919 году в отношении него вновь было начато следствие — истовое служение священника Богу и ближнему, конечно же, не утраивало советскую власть. В условиях гонений за веру отец Адриан проявил себя как твердый исповедник Православной веры, призывал верующих не отходить от Бога и Его Церкви. Возглавляемый батюшкой приход одним из первых принял решение о вступлении в организованное в 1925 году Краснококшайское православное церковное управление староцерковников, а отец Адриан был непременным участником собраний духовенства тех лет. Пастырские труды батюшки были отмечены епархиальным начальством: в 1920 году он был награжден камилавкой, в 1935-м возведен в сан протоиерея, в 1936-м епископом Марийским Варлаамом (Козулей) награжден палицей. 28 декабря 1937 года отец Адриан был вновь арестован. Очевидцы вспоминают, что Господь преподал ему утешение и напутствие — батюшка совершал в этот день богослужение. Сразу после службы он был арестован. Сотрудники НКВД грубо посадили его в грузовик и увезли в Йошкар-Олинскую городскую тюрьму. Отца Адриана ложно обвиняли в организации контрреволюционной группы, ведении работы по «разложению» колхоза, агитации против выборов в Верховный Совет (статьи 58-10, 11 УК РСФСР). На первом и единственном допросе 10 февраля 1938 года протоиерей Адриан Троицкий виновным себя не признал. Несмотря на это 13 февраля 1938 года тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 15 февраля, в праздник Сретения Господня, в 21 час вечера. Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года протоиерей Адриан Троицкий был причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления новоявленного святого был совершен 19 сентября 2002 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии.

http://pravicon.com/info-1658

Преподобный Адриан обучался иноческому житию у преп. Корнилия Комельского 92 . По смерти великого наставника († 1537 г.) он, как и некоторые другие ученики Корнилия, желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. Кто ты? спросил его Адриан, на которого он сделал сильное впечатление. «Я – Безстуж», отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келью; в духовной беседе старец между прочим сказал Адриану: «ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой ещё не ходила нога человеческая». Адриан рад был идти в эту пустыню. «Блаженный отец наш Корнилий заповедовал отпускать учеников его, если пожелают пустыни», говорил Адриан игумену Лаврентию и просил благословить его на удаление из обители в уединение пустынное. Лаврентий благословил. В сентябре 1540 г. Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и ещё другим вышли из Корнилиевой обители; черноризец Безстуж привёл их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Господня. На берегу р. Вотхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которой пришли, и пропели канон кресту Господнему. Когда затем отправились они осмотреть окрестные места, рыболовы с. Белаго, ловя рыбу в Вотхе, вышли на берег и увидали икону Богоматери на дубе. Один из них хотел снять икону и унести домой, но упал без языка и движения. Придя в себя, объявил он, что явившийся старец строго запретил ему брать икону. Рыбаки оставили при дубе пойманную рыбу и белый хлеб. Возвратившиеся пустынники с изумлением увидели у дуба столько нужную для них пищу и, прославив Богоматерь, остались жить на благословенном Ею месте. В 1543 г. Адриан отправился к митрополиту Макарию испросить благословение на основание обители и храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на р. Вотхе; митрополит преподал благословение на св. дело и посвятил Адриана в игумена. В новую пустынную обитель собралось довольно братии; уставом её был устав Корпилиевой обители; женщинам не дозволялось входить в неё; пустынники довольствовались малым и большую часть времени проводили в чтении Псалтири. Преподобный настоятель занимался писанием св. икон, в назидание своё и другим 93 . Старец Леонид мирно почил в 1549 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом, неудавшаяся хитрость одного привела другого к строительской должности, которую Адриан не желал и не домогался получить и принял единственно ради послушания к призревшему его архипастырю. Адриан был непреклонен и всего более ратовал за соблюдение устава своего о неимении крепких напитков в стенах управляемой им обители. Много оскорблений пришлось перенести ему от некоторых из иноков, неохотно покорявшихся правилам воздержания, – иные в лицо поносили его; но все это терпеливо переносил раб Божий. Иона – присный спостник и сотаинник старца Адриана, был и в Коневской обители первым его помощником во внутреннем благоустройстве монастыря, и когда Адриан вознамерился отправиться в Петербург, чтобы дать отчет митрополиту Гавриилу о всех своих действиях, то на время отсутствия своего поручил надзор за братией Ионе, уверенный в нем как в себе самом. Митрополит милостиво принял нового строителя и спросил о поведении братии. Адриан не скрыл от архипастыря о прежних немощах коневских иноков и о тех мерах к исправлению их, которые им предприняты. Святитель благословил благое начинание и заповедал продолжать дело духовного обновления Коневской обители. Осведомившись, что в Коневском монастыре, кроме строителя, нет другого иеромонаха, митрополит спросил старца Адриана, нет ли в числе братии его трезвенного и благовейного инока, достойного к посвящению в иеромонахи? Адриан указал на Иону, и владыка приказал сделать о нем представление. Обласканный и утешенный святителем, Адриан радостно возвратился в свою обитель, где братия сделала ему трогательную встречу, в которой выразилась вся любовь иноков к своему духовному отцу и настоятелю. Встреченный ими во святых вратах обители, Адриан передал им благословение их архипастыря и его желание, чтобы преуспевали в добродетелях и пеклись о спасении души. Затем старец позвал к себе Иону и повел с ним беседу о важности и значении священнического сана. Иона недоумевал, к чему клонится эта речь, и был поражен известием о том, что избран к посвящению в иеромонахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если Иоаким был самоучкой, то Адриан в сравнении с ним был просто неучем. Внутренне горячий и вдохновенный в своем старорусском благочестии, Адриан внешне был малоактивен и почти не от мира сего. Своего отрицания нового духа в правительстве, в школе и в литературе он не скрывал и в нужных случаях его формулировал, но не был создан для активных выступлений. Хотя парадный чин в Москве поставления нового патриарха и был возглавлен наличностью двух царей, Иоанна и Петра, но Адриан знал, конечно, что реально считаться ему придется только с Петром, и его пугающей европейской программой. Поэтому постарался противопоставить новому духу открыто свою программу в написанной им речи при поставлении на патриаршество. В этой программной речи в первой части пространно подчеркивается для русской церкви долг верности всему восточному православию. На чем стоит ударение в этом общем утверждении, становится ясным из другого окружного послания патриарха, названного «Увещанием к пастве». Здесь явно – сознательно исповедуется теократическое мировоззрение, которому – чуется – приходит конец от иностранного духа и нового царя. Теократию грозят упразднить. Адриан невольно выражает «тихие думы» всего русского архиерейства после отречения его от заветов Никона. С тех пор примат и водительство принадлежит уже не иерархии, а царству, правительству. Чутьем верно понимая суть происшедшего идеологического перелома, Адриан в силах противопоставить ему только ту формулировку взаимоотношений царства и церкви, какую защищал Никон, ибо в то время ни Никону, ни Адриану никто еще не мог помочь извлечь из тела этой концепции старую латинскую занозу, внесенную сюда с самыми лучшими намерениями латинянином хорватом Вениамином в конце XV века при Геннадии Новгородском . Эту латинскую теорему и начертывает на своем знамени не различающий знамений времени патриарх Адриан. Он повторяет азбуку о двух мечах с латинским господством меча церковного над государственным. «Два начальства вышнейших устрои Бог на земли, священство, глаголю, и царство», – пишет Адриан.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, который был тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому неведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю – преподобному Лаврентию († 1548; память 16 мая) и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника – старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери. 13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшее, Шельшедольское и Ухорское, и остановились на берегу реки Вотхи. И там старец, который их вел, вдруг стал невидимым. Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители – места прославления Бога – по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения. Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010