В рукописных святцах о нем сказано, что «преподобный Лаврентий, игумен Комельский, ученик преподобного Корнилия, преставился в лето 7000». В житии преподобного Корнилия (под 19 мая) говорится, что Лаврентий был подвижник, постник и молитвенник, строго соблюдал устав Корнилия в обители и скончался спустя десять лет после аввы. Май 17 Адриан Ондрусовский, преподобномученик Преподобномученик Адриан (в миру дворянин Андрей Завалишин) — владелец богатого имения (Андреевщины) в 9 верстах от монастыря преподобного Александра Свирского († 30 августа/12 сентября 1533 г.). Во время охоты на оленя в 1493 году он случайно встретил преподобного Александра Свирского и после этого часто приходил к нему слушать наставления. Впоследствии он доставлял хлеб его сподвижникам. Оставив имение, он постригся в Валаамской обители с именем Адриан. Через несколько лет, по благословению преподобного Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озера. Там был построен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Напротив поселения иноков, в дремучем лесу острова Сала (дебрь) укрывалась шайка разбойников под предводительством Ондруса. Встретившись с преподобным, атаман потребовал, чтобы иноки покинули свое место. Преподобный Адриан, не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, обещал атаману ходатайствовать за него перед Богом. Разбойник смеялся над преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что атаман смягчился и сказал: «Живите». Этот атаман вскоре попал в плен к другой шайке, прятавшейся неподалеку на каменистом Сторожевском мысу. Несчастный знал, что после страшных истязаний его ожидает смерть, и горько раскаивался в прежней жизни. Вдруг он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, для Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», — и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг. Пораженный, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашел всех подвижников на псалмопении. Оказалось, что преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставленный в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и разбойник другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг с именем Киприан. А впоследствии основал на месте притока обитель и прославился чудесами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келлии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевавший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь. На берегу Святого озера, в 36-ти верстах от нынешнего г. Олонца и в 6-ти верстах от реки Свирь, преподобный Александр построил малую келлию, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить. В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину († 1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая). Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Почва — скудная…Но места красоты удивительной и какие-то очень «умиротворенные». После городской суеты, где каждый день и каждый час — действие, начинаешь понимать, почему монахи так ценили эту уединенность, дающую возможность думать, молиться, видеть этот мир иным, первозданным… И, вспоминая жития святых, понимаешь, почему даже лесные звери не трогали этих миролюбивых и добродушных людей… (Монахи Грузии с медвежатами) Александр молился, обустраивал свое жилье, а питался травой и кореньями. Предания говорят, что его так сильно мучали боли в желудке и в сердце, что бывало, он целыми днями не мог подняться с земли… А потом произошло нечто, о чем источники говорят уклончиво, но что исцелило и укрепило этого подвижника с железной волей… Много лет он не видел лиц людей, исполняя подвиг отшельничества… Но у Бога были на него иные планы… Молодой дворянин, хозяин этих мест, Андрей Завалишин, во время охоты наткнулся на жилище удивительного подвижника. Долго говорил с ним, и, изумленный, рассказал людям по возвращении об удивительном старце, пребывающем в подвижничестве на его земле (Впоследствии, Андрей Завалишин сам основал монастырь и стал известен миру как св. Адриан Ондрусовский, и лучше всего у бывшего дворянина получалось возвращать на путь праведный разбойников и душегубов «шаливших» в этих северных краях. Удивительный подвиг-возвращать Богу павших, зажигать свет в душах остывших и зачерствевших… Люди с легкостью отринут оступившихся. Даже матери могут отречься от детей, а дети предать родителей. Но Бог — никогда… Часто ли помним мы об этом?) .. Слухи о подвижнике быстро разносились по краю. Дошли они и до младшего брата преподобного — Иоанна. Много лет искавший брата, направился тот к Александру и был принят с радостью и любовью. С разных мест пошли к молитвеннику люди-кто-то за советом, кто-то с просьбой, кто-то желая учиться у такого человека. С приходом его учеников (преп. Адриан Ондрусовский (был восприемником дочери Ивана IV), Афанасий Сяндемский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Геннадий Костромской и др.) образовалась удивительная монашеская община(многие из его учеников были причислены к лику святых.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

После сего тела мучеников хотели сжечь, бросив в печь. Но вдруг поднялась страшная гроза и пошел сильный дождь. Слуги разбежались, а многие из них были убиты молнией. Наталия взяла себе руку Адриана и хранила в своем доме. Тысяченачальник императорской армии хотел жениться на ней, но она, узнав это, скрылась в Византию. Здесь во сне явился ей Адриан и сказал, что она скоро будет успокоена Господом. Святая легла спать и скончалась. Мощи св. Адриана находятся в Риме, в церкви его имени. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы (о ее происхождении читать под 21 м мая) празднуется 26-го авг. по следующему случаю. В 1395 г. страшный завоеватель Востока Тамерлан вступил в Россию и привел всех в ужас. Приближался уже к берегам Дона, намереваясь идти к Москве. Великий князь Василий Димитриевич, сын Донского, выступил с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Обратился со всем своим войском в молитве Господу, Пресв. Богородице и угодникам московским: Петру, Алексию и Сергию, писал к митрополиту Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен самым усердным молитвам и подвигам покаяния во всем Московском княжестве. Не довольствуясь этим, князь приказал послать во Владимир, чтобы принесли оттуда в Москву чудотворную икону Богородицы, с которой некогда победил болгар князь Андрей Боголюбский. Икона была принесена. Народ, во множестве встречая ее, взывал со слезами: «Матерь Божия, спаси нашу землю!» И что же? В самый день и час встречи иконы, Тамерлан во сне видел, что с вершины великой горы шли многие святители с золотыми жезлами, а в воздухе над ними, в лучезарном сиянии, находилась, окруженная молниеобразными воинами, Жена. Тамерлан в испуге проснулся, созвал вельмож и спрашивал: «Кто эта величественная жена?» – «Это – Богоматерь, защитница христиан»,– отвечали вельможи. «Итак, мы не одолеем их!» – сказал Тамерлан и велел своим полчищам идти обратно. В память сего чуда, на месте, где была встречена чудотворная икона, основан Сретенский монастырь, и в день Сретения, 2 б-го авг., установлен праздник с крестным ходом в этом монастырь из Успенского собора. Икона осталась в Москве, в Успенском соборе, а вместо нее во Владимире поставлен список, написанный митрополитом Московским Петром . Преподобный Адриан Ондрусовский происходил из дворянской фамилии. Пример и наставления св. Александра Свирского увлекли его к иноческой жизни. Сначала подвизался он в Валаамской пустыни, потом, поселившись на полуострове Ладожского озера, в Олонецком уезде, основал свою обитель. Св. Адриан был столь известен своими подвигами, что царь Иоанн вызывал его в Москву в восприемники своей дочери Анны. Но когда он возвращался в 1549 г. из Москвы, злодеи напали на него и убили. Два года тело его лежало в болоте и найдено нетленным. Мощи его почивают в храм его обители. 27-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Александра и еще живого М. (Видение Иродиона, како виде прп. Александра и митр. Макария, со церквы Николая/Публ. по ркп. СПбДА 276. Л. 156 об.- 158 об. подгот.: архим. Никодим (Кононов)//Олонецкие ЕВ. 1903. 19. Ч. неофиц. С. 664). В конце своего Новгородского архиерейства святитель рукоположил также прп. Макария Римлянина , ученика прп. Александра Свирского. В Москве на митрополичьих богослужениях молился блж. Василий († 1557). За благословением к М. обращались преподобные Адриан Ондрусовский († 1550), Адриан Пошехонский († 1550), Феодосий Тотемский († 1568). Прп. Герасим Болдинский († 1554) перед кончиной обращался к царю Иоанну Грозному и к М. и просил их покровительствовать своему мон-рю. Прп. Елена (Девочкина ; † 1547), 1-я настоятельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери женского монастыря , составила свою духовную «по благословению государя преосвященного Макария, митрополита всеа Росии», заповедав инокиням молиться «о святейшем митрополите Макарии» (АРГ: АММС. С. 298, 302). Махрищский игум. свт. Варлаам (впосл. епископ Суздальский; † 1585) в 1560 г. по благословению М. возрождал Троице-Авнежский монастырь, связанный с памятью преподобных Григория и Кассиана Авнежских († кон. XIV в.), учеников прп. Стефана Махрищского († 1406). Непростые отношения связывали М. с прп. Максимом Греком († 1556), осужденным Московскими Соборами 1525 и 1531 гг. После 1532 г. прп. Максим если не отказался от нестяжательских взглядов, но и не пропагандировал их; его полемические сочинения, направленные против инославных и еретиков, а также его критика апокрифов отвечали интересам Церкви. Вместе с тем он настойчиво добивался реабилитации, снятия с него обвинений в богословских заблуждениях. М. не возражал против создания для прп. Максима в тверском Отроче мон-ре благоприятных условий для работы, оказывал ему материальную помощь, получал от него сочинения и высказывал о них благоприятное мнение, но не мог пойти на его церковное оправдание и тем самым на пересмотр соборных решений.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Афанасий переселился с Валаама под его руководство. Смиренномудрие и послушание, приобретенные на Валааме, сделали Афанасия любимейшим учеником св. Александра, бывшего игуменом Свирским, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения от Пресвятой Богородицы своему наставнику. По преставлении преп. Александра (153З г.), св. Афанасий отошёл на пустынножитие в дремуче леса Корелии и на холме перешейка двух небольших озер Сяндема и Рощинского поставил себе хижину. Некоторые из духовнаго стада, собранного преп. Александром, последовали за Афанасием в сие уединение и к ним присоединилось ещё несколько любителей пустынного жития. Таким образом, положено начало Сяндемской Успенской пустыни, находящейся в Олонецкой епархии, в 22 верстах от г. Олонца. Св. Афанасий основатель обители, был и первым наставником братства. При устье реки Сяндемки, текущей на 9 верст из Сяндемского озера в реку Тулоксу, находятся на обоих берегах её два каменные креста. По свидетельству предания, они сопутствовали преп. Афанасию с Валаама и суть благословение тамошних старцев основателю Сяндемской пустыни. С верою рассказывают окрестные жители, что кресты эти чудесно приплыли за преп. Афанасием, против течения реки, со стороны Ладожскаго озера (житие св. Александра Свирск. лист. 19, 25 и др. Сяндем. пустынь, изд. 1856 г. стр. 1–6). Во дни преподобных Александра и Афанасия на Валааме несколько лет подвизался ещё св. Адриан Ондрусовский. Он был схимонахом. Удалившись с Валаама, преп. Адриан на восточном берегу Ладожскаго озера основал обитель Ондрусовскую. Этот муж был столь высокой жизни и исполнен толикой мудрости, что преп. Афанасий Сяндемский, будучи уже наставником своего братства, имел частые духовный беседы для собственного научения с преп. Адрианом. Памятниками этого духовного общения остались кресты, водруженные угодниками Божиими по пути через все пространство, отделяющее их друг от друга. Св. мощи преп. Адриана доныне покоятся под спудом в основанной им обители в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В житиях Святых встречаются подобные примеры, когда бессловесные животные открывали людям волю Божию о Его святых угодниках. Мученик Иакинф (3 июля) «Новопросвещенный христианин, взяв ковчег с мощами Святого и запечатав его, отослал его с надежными людьми в Кесарию каппадокийскую; при этом он приказал отправленным с ковчегом людям пустить мулов (везших ковчег) одних , когда они приблизятся к городу; там, где они остановятся, должны быть положены мощи, ибо так приказал Святой. Когда же посланные с мощами верные люди подошли к городу Кесарии и находились близ ворот, называвшихся Севастианскими, то пустили мулов без провожатых. Никем не управляемые, последние подошли к дому, в котором родился мученик » с. 47]. Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий (1 июня) «Погребли его, согласно его завещанию, в Сосковце. Тело его везли на муле. В одном месте мул этот остановился и не хотел идти дальше . Там поставили потом часовню. Тогда преподобный Амфилохий распорядился привести другого мула, особенно любимого покойным, и он довез тело своего господина до места его последнего упокоения » с. 339]. Преподобный Адриан Ондрусовский (26 августа) «Старец Адриан был в Москве и вместе с преподобным Геннадием был восприемником царевны Анны, дочери царя Uoahha IV . Но на обратном пути, в 30 верстах от обители, он был мученически убит злодеями, которые хотели завладеть царскими дарами. Тщетно ожидало его осиротевшее братство, ничего не знавшее о случившемся. Но через два года Преподобный явился старцам своей обители, рассказал им о своей кончине и велел инокам отпрячь белого коня одного земледельца, пустить его и идти за ним, пока он не остановится. Конь привел их к останкам под грудой мха » с. 471]. Священномученик Автоном (12 сентября) «По смотрению Божьему, пришлось им идти мимо того места, где лежало тело священномученика Автонома; и вдруг лошади сразу остановились и никак не могли ехать далее. Как их ни били бичами, ни одна не могла двинуться с места; их облегчили от тяжестей, которые они везли, но и тогда они не могли продолжать путь: как будто какая невидимая рука их удерживала; и был Севириан в большом недоумении.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Грозно обратив Свой взор на Тамерлана, Она повелела ему оставить пределы Русской земли; в то же время на Тамерлана устремились воины, окружавшие сию благолепную Жену. Это чудесное видение привело в трепет грозного завоевателя. Он «убояся и устрашися, и ужасеся и смятеся, и вниде страх в сердце его, ужас в душу его и трепет в кости его». Вследствие этого, свирепый завоеватель немедленно приказал своим войскам идти обратно, и удалился с ними из пределов России. Вознеся благодарение Царице Небесной за Ее всесильную помощь, великий князь и митрополит решили на месте встречи св. иконы воздвигнуть, в честь Богоматери храм «Честнаго Сретения» (Сретенский монастырь, на Кучковом поле), «да не забудут людие дел Божьих» (см. Моск. еп.). В то же время было установлено навсегда совершать праздник Владимирской иконе Божьей Матери 26 августа, см. 21 мая и 23 июня. В Москве, кроме того, ежегодно совершается ныне крестный ход в Сретенский монастырь из Успенского собора. Тропарь и Кондак см. 21 мая. Все последование этого праздника находится в Мес. Минее. Аще хочет настоятель, да поет службу ее со Адрианом, якоже Знамение Богородицы с мучеником Иаковом, – см. в Уставе 27 ноября. Парем. и проч. см. 8 июля. Пр. Aдpiaha Ондрусовского (Андрусовского). Из фамилии дворян Завалишиных, он принял иночество под влиянием наставлений пр. Александра Свирского (30 авг.). Первоначально пр. Адриан подвизался в Валаамской пустыни, но затем удалился на Ондрусовский полуостров на восточной стороне Ладожского озера, где и основал обитель во имя св. Николая (см. Олонец. еп.). Своими поучениями и жизнью он обратил на путь истины двух, неподалеку живших от обители его, разбойников: Ондруса и другого – в иночестве – Киприана. Оба подвизались потом иноками в его обители до самой кончины своей. Пр. Адриан окончил свою жизнь мученически: 10 мая 1550 г., при возвращении из Москвы в обитель, он был убит близ селения Обжи и тело его было брошено в болото. Но чрез 2 года мощи его, вследствие чудесного указания братии, были обретены нетленными и ныне почивают в его обители, в храме Введения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Келарь, исполняя благословение настоятеля, так и сделал. Закинул в озеро мережи, и когда он их вынул из воды, обрел весьма много рыбы, в числе которой оказалась довольно большая щука, которую келарь едва мог донести в монастырь, чтобы показать преподобному. Призвав Игнатия, преподобный отдал ему эту щуку. А прочую рыбу отнесли в братскую трапезу и ее в изобилии хватило на несколько дней для всей братии. Видя это чудо, Игнатий ужаснулся и воздал хвалу Господу Богу. Преподобный Макарий Оредежский Преподобный Макарий недолго жил в Троицкой обители. Ища пустынножительства, он с благословения святого Александра оставил Свирский монастырь и ушел подвизаться на реку Оредежу, близ Ладожского озера. Со временем к нему собралась братия. Они построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и основали монастырь. Преставился преподобный Макарий в 1532 году. Монах Савватий Монах Савватий был учеником и духовным сыном преподобного Александра. Но еще при его жизни он оставил пустынную обитель и перешел в другой монастырь. Уже после кончины преподобного он заболел. Находясь в тяжелом состоянии, Савватий вспоминал преподобного и просил его молитвенной помощи. И в ту же ночь ему явился преподобный Александр вместе с основателями Соловецкой обители Зосимой и Савватием. Он повелел больному идти в Свирскую обитель, дабы там получить исцеление. Савватий же отказывался, ссылаясь на свою немощь, но преподобный Александр сказал ему: «Дерзай, чадо, Господь поможет ти и подаст здравие!» с. 144] И больной тотчас исцелился. Он разбудил брата, который ухаживал за ним, и рассказал о чудесном посещении. После этого он совершил паломничество в Свирский монастырь, где отслужил благодарственный молебен Господу Богу и преподобному отцу Александру. Преподобный Адриан, игумен Ондрусовский, Олонецкий чудотворец Адриан (в миру – Андрей, из рода дворян Завалишиных) стал первым, кто обнаружил преподобного Александра, подвижничавшего в глухих Свирских лесах. Однажды во время охоты недалеко от своего поместья Андрей погнался за оленем. Увлекшись охотой, он далеко оторвался от своих друзей и очутился один в диком месте. Олень последний раз показался чуть впереди и исчез. Андрей вдруг увидел маленькую хижинку и около нее следы человеческих ног. Преподобный Александр вышел испуганный, думая что перед ним стоит дух, так как до этого времени он не видел ни одного человека в своей пустыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520 Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010