Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. «Кто ты?» – спросил его Адриан, на которого он сделал сильное впечатление. «Я – Безстуж», – отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келлию; в духовной беседе старец между прочим сказал Адриану: «Ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе ино­ков; мне известна пустынь, в которой еще не ходила нога человеческая». Адриан рад был идти в эту пустынь. «Блаженный отец наш Корнилий заповедовал отпускать учеников его, если пожелают пустыни», – гово­рил Адриан игумену Лаврентию и просил благословить его на удаление из обители в уединение пустынное. Лаврентий благословил. В сентябре 1540 года Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другим вышли из Корнилиевой обители; черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Господня. На берегу реки Вотхи поставили они на дубе ико­ну Богоматери, с которою пришли, и пропели канон Кресту Господнему. Когда затем отправились они осмотреть окрестные места, рыболовы с. Белого, ловя рыбу в Вотхе, вышли на берег и увидели икону Богоматери на дубе. Один из них хотел снять икону и унести домой, но упал без язы­ка и движения. Придя в себя, объявил он, что явившийся старец строго запретил ему брать икону. Рыбаки оставили при дубе пойманную рыбу и белый хлеб. Возвратившиеся пустынники с изумлением увидели у дуба столько нужную для них пищу и, прославив Богоматерь, остались жить на благословленном Ею месте. В 1543 году Адриан отправился к митро­политу Макарию испросить благословение на основание обители и хра­ма в честь Успения Пресвятой Богородицы на реке Вотхе; митрополит преподал благословение на святое дело и посвятил Адриана в игумена. В новую пустынную обитель собралось довольно братии; уставом ее был устав Корнилиевой обители; женщинам не дозволялось входить в нее; пу­стынники довольствовались малым и большую часть времени проводили в чтении псалтири. Преподобный настоятель занимался писанием святых икон, в назидание свое и другим 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Памятником административной деятельности патриарха Иоакима служит составленная им и разосланная по епархиям «Уставная грамота». В ней излагаются обязанности так называемых «поповских старост». Эта обязанности заключались в надзоре за церковным благочинием, за постройкой новых церквей и часовен, в наблюдении за поведением духовенства белого и монашествующего, поповские старосты ведали также всякие окладные и неокладные сборы с подведомственных им церквей и духовенства. Патриарх Адриан Таким же ревнителем благочестия, как почивший патриарх Иоаким, был и Адриан, возведенный в это достоинство из митрополитов Казанских 1690 года августа 24 дня. Но он не был настолько образован, как его предшественник. Св. Кир. Адриан, патриарх царствующего великого града Москвы и всея России и всех северных стран, в мире Андрей, родился в Москве в семье православных людей. День рождения 2 октября, год точно неизвестен. О жизни до 40 лет сведений не сохранилось. Историческая его известность начинается с 1678 г., когда патриарх Иоаким назначил его настоятелем архимандритом Московского Чудова монастыря. В марте 1686 г. Адриан был посвящен в митрополиты в Казань. После кончины патриарха Иоакима (17/III 1690 г.) были три кандидата: митр. Адриан, архиепископ Коломенский Никита и Троице-Сергиевский архимандрит Викентий. Петр был на стороне Маркелла, человека европейски учёного и новых веяний. Вдовствующая царица мать Наталья Кирилловна «с сокрушением сердца взиравшая на нововведения Петровы» стояла за Адриана, как представителя старорусского духа, он и был избран. Избрание в патриархи было 22 августа, 23 было наречение и 24 – проставление в Успенском соборе 1690 г. Собор, избиравший патриарха, состоял из 6 митрополитов, 3 архиепископов, одного епископа и 3 архимандритов. Сам Адриан написал книгу: «О древнем предании Св. Апостол и Св. Отец, како подобает всякому, православному христианину на знамение креста на лице своем руки своей персты, и кия слагати како на себя оный изображати». Памятником его общепасторских работ, сохранилось его уставная грамота об епархиальном управлении и суде, и так называемая «инструкция поповским старостам, грамота с похвалою св. Димитрию Ростовскому , по поводу издания Четьих Миней, слово на погребении государыни царевны, великой княгини, схимонахини Анфисы, бывшей Анны Михайловны, говоренное патриархом Адрианом 29 октября 1692 г. Владыка начал слово текстом из книги Иисуса, сына Сирахова (14 г.) «помяни, яко смерть не замедлит». Затем идет картинное изображение быстроты смерти. Ничто не может сравниться своей быстротой со смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

— До Пакистана сам я не доехал: все-таки решил прислушаться к предостережению об опасности пребывания в данный момент в стране православных иностранцев, поэтому троих пакистанцев рукополагать прошлось в Шри-Ланке. А в Пакистан служить ездит из Австралии отец Адриан Августос. Пакистан — вторая по численности мусульманского населения страна в мире после Индонезии. Христиан там всего около четырех процентов: половина из них католики, другая половина — англикане. Сам благочинный и духовный наставник пакистанской общины иерей Адриан (до крещения — Вишал Августос) родился на севере Индии в городе Лакнау, учился в католической школе. Разочаровавшись в католичестве, ушел в Англиканскую церковь, но разницы между ними не нашел и начал узнавать по Интернету о Православии. Написал мне, и у нас завязалась переписка. Так как в Индии нет православной церкви, я предложил ему приехать в Австралию и пожить на приходе, чтобы проникнуться православным духом. Еще до приезда Вишал много узнал о Православии. В Сиднее я крестил его с именем Адриан, он молился в наших храмах, поступил на богословские курсы. После моего избрания Первоиерархом он приезжал в Нью-Йорк и вскоре был рукоположен в сан диакона, а теперь служит священником в Австралии. В будние дни, как и многие наши священники, отец Адриан трудится на светской работе — в отделе по работе с клиентами одного из банков Сиднея. В первую свою поездку в Пакистан отец Адриан крестил 174 человека, во время визитов в Пакистан и по Интернету ведет пастырские курсы для новорукоположенного духовенства, а местное духовенство ведет катехизаторские курсы для взрослых прихожан, занятия в воскресной школе для детей. В Пакистане уже рукоположены три местных священника. Иереи Иосиф, Антоний и Кирилл до перехода в Православие учились в католической семинарии. Недавно отец Адриан приобрел участок земли под строительство храма, создал миссионерский фонд помощи новым христианам, на счет которого поступают пожертвования на строительство церкви в Саргоде. Среди крещенных им недавно есть иранцы и афганцы. В Индии ревностные в вере христиане также основали общины, проводят катехизаторские интернет-курсы для желающих присоединиться к Православию и ждут священника. В таких отдаленных от православного мира странах большую помощь оказывает Интернет, который дает возможность найти необходимую справочную и контактную информацию, читать богословскую литературу и творения святых отцов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2983759...

Восемнадцатый день. Поучение 2-ое. Св. мучен. Леонтий. (Побеждающая сила христианской доброты). I. Св. мучен. Леонтий, память коего совершается ныне, был грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедывал христианскую веру. Вот как он удостоился венца мученического вместе с двумя воинами – христианами, из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал трибуна Ипатия с воинами за ним. Около города сам Леонтий встретил их с воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха, предложил им трапезу, принял их с таким радушием, с каким принимаем своих дорогих друзей, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий, друг не языческих богов, а христианского. Тогда Ипатий и воин Феодул упали к его ногам и сказали: «и мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; св. Леонтий призвал имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и таким образом крестил их. Но вот прибыл в Триполи и сам Адриан, и сильно разгневался на Леонтия, Ипатия и Феодула. «Кто ты таков и какими волшебными средствами отвратил верных царских слуг от язычества к христианству?» спросил Адриан Леонтия. «Я воин Христов и сын Света, просвещающего всякого человека. – «А вы ради чего отреклись от отеческих преданий и изменили царю?» спросил также Адриан Ипатия и Феодула. – «Ради того, что мы получили гораздо лучшую награду от Царя небеснаго»; отвечали они. Адриан приказал жестоко мучить всех их, и затем Ипатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами. II. В этом рассказе видите вы, братия мои, «силу христианской доброты», побеждающей самых грубых, самых черствых язычников – врагов. Эта доброта христианская весьма содействовала успехам распространения христианского учения между язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Адриана патриарха сердце еже оныя озлобити, веру емше словесам наветным... убо разгневан, повеле оных основателей школьных от школ отлучити»... П. Адриан, все же признавая их пользу для науки и просвещения, ограничился тем, что перевел их в типографию, где они стали, кроме типографской обязанности, учить желающих итальянскому языку. П. Адриан, – замечает Сменцовский, – «ясно видел, как полезны Лихуды для русской церкви и как успешно они ведут дело просвещения русского юношества, и желал удержать их в Москве, где и помимо Академии они могли принести большую пользу своими знаниями и трудолюбием». Можно думать, что и на отставку Лихудов от Академии п. Адриан согласился не совсем охотно. Он уступал Досифею и его племяннику Хрисанфу, ненавидевшим Лихудов со всем пылом восточного темперамента, только вследствие обещаний Досифея и Хрисанфа прислать в Москву на место Лихудов «человека довольного во учении», который «в малом времени Божиею помощью совершенных учителей поставит из первых учеников и паки возвратится во своя» 476 . П. Адриан поручил временное преподавание в Академии, по совету Хрисанфа, Николаю Семенову и Феодору Поликарпову, ученикам Лихудов, в полной уверенности, что скоро с Востока прибудет новый учитель от п. Досифея. Но ближайшее будущее оправдало опасения п. Адриана и показало, что он был прав, когда дорожил Лихудами. Обещанный Досифеем и Хрисанфом учитель не ехал, хотя п. Адриан неоднократно напоминал Досифею об его обещании и даже указывал лицо, которое бы ему желательно было видеть в Московской школе: Врача и ритора Иоанна Комнина 477 . Да и п. иерусалимский Досифей меньше всего думал о Московской Академии, когда вел компанию против ненавистных Лихудов. Ему в то время нужно было одно – изгнание Лихудов. Для этой цели он пользовался всякими средствами, чтобы склонить на свою сторону п. Адриана. Исполнит ли он потом обещание п. Адриану? – это было второстепенным вопросом. Вряд ли он и сам надеялся найти хорошего учителя в Москву. Москва не была привлекательна для лучших – образованных людей Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перезимовав в этих лесах, старец Адриан со своими учениками отправился в Смоленские Рославльские леса. Там они получили дозволение от местных жителей поселиться, и в глухой недоступной чаще выстроили две избы, одна из которых служила для молитвы. Но недолго длился их покой, – стали на них доносить как на бродячих монахов и раскольников. Был вызван старец Адриан и к епископу Смоленскому Парфению, который предложил ему перейти в его епархию. Посоветовавшись со своими учениками, старец Адриан побоялся, что после перехода епископ Парфений разошлет их по разным монастырям ввиду их нужды в монахах. Решена проблема была следующим образом – Иона предложил написать письмо к знакомому монаху Феофану, который был келейником Гавриила митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского. Через некоторое время, как указывает Ковалевский А.Ф.: «митрополит Гавриил очень милостиво принял старца и увидев в нем мужа опытнаго в подвигах духовных, не однажды имел с ним беседы о спасении души» 243 . Старец Адриан просил митрополита Гавриила поселить их в уединенный скит при Валаамской обители, но по причине сезонной непогоды митрополит Гавриил предложил им поселиться в Коневской обители на острове Коневец. Волей Божьей через некоторое время старец Адриан был назначен настоятелем этой обители по указу митрополита Гавриила. Немало пришлось претерпеть старцу Адриану на настоятельской должности по причине процветания пьянства иноков, которому попустительствовал прежний настоятель. Собрав братию, обратился он к ним с любовью, называя их пристрастие к винопитию причиной неустроения обители, и призывал их исправить это несоответствие своему званию. Исключил старец всякое вино в обители, кроме потребного для совершения Литургии, инокам же сообщил: «кому же устав сей покажется не по силам, тот да ищет себе иное место, благоприятное его склонностям» 244 . Многие иноки смутились словам нового настоятеля, кто-то роптал, а некоторые удалились из монастыря. Но сам старец Адриан был непреклонен в этом вопросе, хотя и претерпел много оскорблений. И благодарность не заставила себя долго ждать – прилепились к нему иноки нелицемерною любовью, и подчинились новому строгому порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Прожив некоторое время со своим родным братом, который был большим молитвенником, Василий переходит в Введенский монастырь. Настоятель монастыря – старец Клеопа, испытав Василия, благословил его идти на безмолвное жительство к пустынникам недалеко от обители. Но Василий ушел дальше, в другие леса, где поселился с пустынниками Павлом и Иоанном, и от их жизни вынес много поучительного. Некоторое время Василий прожил в одиночестве, но, услышав, что в Брянских лесах живет в пустыне иеромонах Адриан с учениками, пошел к нему. Василий, видя в о. Адриане простоту нрава, очень полюбил его, и просил принять к себе в ученики. О. Адриан согласился, и через некоторое время, видя, что Василий живет Богоугодной жизнью и преуспевает более его учеников в постнических трудах, за повиновение и кроткий его нрав, за смиренномудрое его рассуждение, постриг Василия в мантию с именем Василиск, но завещал ему всю жизнь проводить в пустыне 248 . Через некоторое время о. Адриан из-за недовольства местных священников удаляется из этих мест, а Василиск остается жить в одиночестве, порой искушаемый бесовскими наваждениями. Питался пустынник простой и скудной пищей, имел малый сон. К Василиску приходили помещики и крестьяне, а также монахи, которые любили его за кроткий нрав. Сам же он иногда посещал других пустынников, вместе они по праздникам совершали всенощное моление. К тому времени старец Адриан проживал в Коневском монастыре, и звал к себе Василиска. Василиск не соглашался покидать дорогого ему пустынножительства, но о. Адриан наказал своему ученику: «если не послушаешь меня, то отныне не сын ты мне духовный, и не приму тебя на дух, и да будешь ты связан от меня, яко преслушавый своего духовного отца!» 249 . Василиск послушался, перешел к о. Адриану, и тот благословил его на уединение со своим учеником Зосимой недалеко от монастыря, где они прожили 10 лет в отшельничестве 250 . Когда старец Адриан ушел на покой в Симонов монастырь, где принял схиму с именем Алексий, то он советовал Василиску и Зосиме идти в сибирские пределы. Но они трижды пускались в путь на Афон, и трижды им это не удавалось. Проживали они в Киеве в лавре, потом искали себе уединенного приюта в Крыму, и только после этого решились идти в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Адриан же попросил дать ему время на поиски человека, пригодного для посвящения в епископы. В Риме жил тогда знакомый Адриану монах по имени Теодор, уроженец Тарса Киликийского , изучивший светские и церковные писания на латыни и греческом . Это был достойный муж почтенного возраста, достигший уже шестидесяти шести лет. Адриан объявил о нем папе, и тот согласился посвятить его при условии, что Адриан сам поедет с Теодором в Британию, поскольку он дважды был с разными миссиями в Галлии, хорошо знал дорогу и имел большое число знакомых. Также, помогая Теодору в его трудах, Адриан мог предостеречь его от привнесения в церковь каких–либо греческих обычаев, противных истинной вере . И так он был посвящен в субдиаконы и четыре месяца ждал, пока у него отрастут волосы, чтобы принять тонзуру в форме короны, поскольку он имел тонзуру святого апостола Павла, принятую на Востоке. Он был посвящен папой Виталианом в год от воплощения Господа 668–й, в воскресенье, в седьмой день до апрельских календ . В шестой день до июньских календ вместе с Адрианом он отбыл в Британию. Они добрались морем до Массилии и потом по суше до Арелата, где вручили епископу того города Иоанну рекомендательные письма папы Виталиана. Там они задержались, пока майордом королевства Эбрин не позволил им отбыть к месту назначения. После этого Теодор отправился к епископу Паризийскому Агильберту, о котором мы уже говорили; там он был принят радушно и находился долгое время. Адриан же сперва поехал к епископу Сенона Эмме , потом к епископу Мельда Фарону и долго жил у них, поскольку приближение зимы вынудило их прекратить путешествие. Когда Эгберт узнал, что епископ, которого он просил у римского предстоятеля, находится в королевстве франков, он тотчас послал за ним своего префекта Рэдфрида . С разрешения Эбрина этот Рэдфрид забрал Теодора и увез его в порт Квентавик , где тот некоторое время пролежал больной и после, начав поправляться, отплыл в Британию. Адриана же Эбрин задержал, поскольку подозревал, что тот направлен императором с миссией к королям Британии, и эта миссия как–то угрожает королевству, над которым он надзирает. Узнав, что Адриан не имеет никакого отношения к подобной миссии, он отпустил его и позволил последовать за Теодором. По прибытии Теодор поручил ему монастырь блаженного апостола Петра, где, как я уже говорил, похоронены архиепископы Кента , поскольку прежде апостольский господин просил Теодора поселить Адриана в его провинции и предоставить ему подобающее место, где он мог бы жить со своими людьми. II. Kak Теодор постепенно начал наставлять церкви англов в изучении Святого Писания и в католической истине и как Путта сделался вместо Дамиана предстоятелем Хрофской церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Царь: А есть ли у тебя, Адри…как бишь тебя зовут? Адриан: Да Андрюхой кличут. Царь: Есть ли у тебя, Андрюха, невеста подходящая? Адриан: Да не присмотрел еще пока. Царь: Тогда я тебя поздравляю, можешь жениться на дочке моей, (подводит царевну ближе) царевне Аполиннарии. Адриан: (оглядывая царевну) А работать она умеет? У меня ведь хозяйство. Царевна: Да как ты смеешь! Царь: (царевне) Цыц! (Адриану) Научится. (ставит царевну рядом с Адрианом, соединяет их руки, царевна руку отдергивает) А со свадьбой тянуть не будем, а то Пост Великий не за горами. Звучит свадебный марш. Сцена 14 Деревенская изба. Царевна берет веник, изучает его, потом ухват, потом горшок. Царевна: (отряхивая платье и руки) Фи, какое все грязное, противное, и даже воды нет руки помыть. Входит Адриан, снимает верхнюю одежду. Адриан: Ну что, женушка, подашь ли обед на стол или ждать до вечера? Царевна: А что подавать на стол? Здесь даже воды нет. Адриан: Воды можно из проруби натаскать, река недалеко. Царевна: Послушай, а ты принес бы поесть что-нибудь, а? Я так проголодалась. Я люблю, знаешь что? (с восторгом и надеждой) Борщ украинский с салом и со сметанкой. Адриан: Какие же тебе, моя милая, сало и сметанка, когда Пост Великий начался? Ты хлеба побольше испеки – и будем сыты. Царевна: (возмущенно) Самой печь хлеб? Адриан: Ну конечно, а что здесь особенного? А еще нужно в избе прибраться – посмотри, паутина кругом, полы не мыты, горшки не чищены. Царевна: Ты и умеешь только издеваться. Я ведь царская дочка, мне грязной работой заниматься не положено. Адриан: Почему же это работа грязная – самая обыкновенная. Ты только попробуй – тебе самой приятно станет, что ты все своими руками сделала. Царевна: Но ведь я не умею, я не смогу. Адриан: А ты помолись хорошенько, Господь и поможет. А вечером будь готова, пойдем с тобой в храм – Великий Пост все-таки, а пост без молитвы – как война без битвы. Адриан берет инструменты, одевается и уходит. Сцена 15 Царевна возвращается с коромыслом и полными ведрами. Садится в изнеможении на скамью.

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

I. Npocлabляeмыe ныне св. Церковью свв. мученики Адриан и Наталия были супруги и соединены супружеством только один год. Жили при императоре Максимиане, в Никомидии Вифинийской. Этот император, воздвигнув гонение на христиан, обещал награды тем, которые будут указывать скрывающихся христиан или сами станут приводить их. Явилось множество доносов. В это время, по доносу, было взято 23 христианина в пещере близ Никомидии. Их мучили, заставляя поклониться идолам. Между прочими, был схвачен и Адриан. Царь велел посадить его в темницу. Один из слуг Адриана донес Наталии, что ее муж заключен в темницу. Наталия испугалась; но, когда узнала, что Адриан страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой, и поспешила к нему в темницу с словами ободрения: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа. Ты приобретаешь великое сокровище. Не жалей своей молодости и красоты: бренное наше тело есть пища червям; не думай и о богатстве: оно не принесет пользы в день страшного суда. Лишь одни добрые дела и веру принимает Бог». Св. Адриан сказал супруге, чтобы она шла домой, и обещал известить ее о времени своей казни. Узнав об этом времени, он сам, отпущенный из темницы за порукой мучеников, поспешил в свой дом. Но Наталия подумала, что Адриан отрекся от Христа, не хотела пустить его в дом, говоря: «уйди от меня, отступник!» – «Я не бежал от мучений, а пришел звать тебя – посмотреть нашу кончину», – говорил Адриан Наталии, стуча в двери. Св. Наталия отворила двери. «Блаженна и ты между женами! – сказал ей Адриан. – Воистину ты любящая жена. Ты общница мучеников, хотя и не терпишь мучений». Св. Адриана мучили жестоко. «Пожалей себя, призови наших богов», – внушал Адриану Максимиан. «Пусть боги твои скажут мне своими устами, какое благодеяние обещают они мне; тогда я поклонюсь им; а если они не могут говорить, то зачем и кланяться им?» – отвечал Адриан. Св. Наталия все не переставала укреплять мужа. Святым мученикам отбивали руки и ноги на наковальне. Наталия просила, чтобы мучители начали с ее мужа, и сама помогала мужу класть на наковальню ноги и руки. После сего тела мучеников хотели сжечь, бросив в печь. Но вдруг поднялась страшная гроза и пошел сильный дождь. Слуги разбежались, а многие из них были убиты молнией. Наталия взяла руку Адриана и хранила в своем доме. Тысяченачальник императорской армии хотел жениться на ней, но она, узнав это, скрылась в Византию. Здесь во сне явился ей Адриан и сказал, что она скоро будет успокоена Господом. Действительно, святая вскоре скончалась. Мощи св. Адриана находятся в Риме, в церкви его имени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010