30 марта 1700 г. Артемьев умер, исповедавшись у духовника своего монаха Боголепа, но причаститься уже не успел. Патр. Адриан был извещен о смерти Артемьева архиепископом Афанасием своевременно 134 . Из дела диакона Петра Артемьева видно, насколько патр. Адриан был слаб и нерешителен в принятии лично от себя мер к предотвращению опасных для церкви явлений и насколько легко превращался в послушное орудие в руках приближенных клириков и освященного собора, диктовавших ему те или иные мероприятия. Также уклонился патр. Адриан принять лично от себя меры или решить своим патриаршим авторитетом дело о дьячке новгородской епархии Шелонской Пятины Юшке Микляеве или Михееве 135 , который, как доносил патр. Адриану митрополит новгородский Иов, не быв рукоположен во священники священнодействовал, крестил, венчал и погребал. Митр. Иов спрашивал у патриарха – принимать ли его священнодействия за действительные. Патр. Адриан предложил этот вопрос на соборное обсуждение в 1698 году. Собор отверг их действительность. Патр. Адриан, в силу соборного определения, предписывал митр. Иову особой грамотой над крещенными, венчанными и погребенными самозванцем Юшкою снова совершить крещение, браковенчание и молитвы погребальные законным священником 136 . Здесь характерно то, что патр. Адриан даже такой вопрос не считал возможным решать своим патриаршим авторитетом и прибег к обсуждению соборному, чем принижал свое значение, как патриарха, в церкви и делал свою власть малозаметной. Слабый надзор патр. Адриана за деятельностью епархиальных архиереев и невмешательство его во внутренние дела других епархий На обязанности патр. Адриана, как «главы церкви и образа Христа», лежало высшее руководство деятельностью епархиальных владык на местах, чтобы создать единое направление всего течения церковной жизни русского народа. Патр. Адриан не был авторитетным руководителем епархиальных архиереев, так как даже в тех случаях, когда к нему обращались они за указанием твердых решительных мер, направленных к упорядочению каких–либо сторон церковной жизни или к торжеству на Руси православной веры, он обнаруживал боязнь действовать решительно, смело, предпочитал приводить в порядок церковную жизнь постепенно, без шуму, с оглядкой и опаской, не задеть бы кого, не обидеть своим распоряжением и не создать бы новых лишних врагов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1918 году отец Адриан был первый раз арестован по подозрению в участии в крестьянском восстании в деревне Княжна. Однако обвинение не подтвердилось, и после двухнедельного пребывания в тюрьме он был освобожден. Впоследствии батюшка был лишен избирательных прав, облагался непосильными налогами, в 1919 году в отношении него вновь было начато следствие — истовое служение священника Богу и ближнему, конечно же, не утраивало советскую власть. В условиях гонений за веру отец Адриан проявил себя как твердый исповедник Православной веры, призывал верующих не отходить от Бога и Его Церкви. Возглавляемый батюшкой приход одним из первых принял решение о вступлении в организованное в 1925 году Краснококшайское православное церковное управление староцерковников, а отец Адриан был непременным участником собраний духовенства тех лет. Пастырские труды батюшки были отмечены епархиальным начальством: в 1920 году он был награжден камилавкой, в 1935-м возведен в сан протоиерея, в 1936-м епископом Марийским Варлаамом (Козулей) награжден палицей. 28 декабря 1937 года отец Адриан был вновь арестован. Очевидцы вспоминают, что Господь преподал ему утешение и напутствие — батюшка совершал в этот день богослужение. Сразу после службы он был арестован. Сотрудники НКВД грубо посадили его в грузовик и увезли в Йошкар-Олинскую городскую тюрьму. Отца Адриана ложно обвиняли в организации контрреволюционной группы, ведении работы по «разложению» колхоза, агитации против выборов в Верховный Совет (статьи 58-10, 11 УК РСФСР). На первом и единственном допросе 10 февраля 1938 года протоиерей Адриан Троицкий виновным себя не признал. Несмотря на это 13 февраля 1938 года тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 15 февраля, в праздник Сретения Господня, в 21 час вечера. Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года протоиерей Адриан Троицкий был причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления новоявленного святого был совершен 19 сентября 2002 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии.

http://pravicon.com/info-1658

Преподобный Адриан обучался иноческому житию у преп. Корнилия Комельского 92 . По смерти великого наставника († 1537 г.) он, как и некоторые другие ученики Корнилия, желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. Кто ты? спросил его Адриан, на которого он сделал сильное впечатление. «Я – Безстуж», отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келью; в духовной беседе старец между прочим сказал Адриану: «ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой ещё не ходила нога человеческая». Адриан рад был идти в эту пустыню. «Блаженный отец наш Корнилий заповедовал отпускать учеников его, если пожелают пустыни», говорил Адриан игумену Лаврентию и просил благословить его на удаление из обители в уединение пустынное. Лаврентий благословил. В сентябре 1540 г. Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и ещё другим вышли из Корнилиевой обители; черноризец Безстуж привёл их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Господня. На берегу р. Вотхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которой пришли, и пропели канон кресту Господнему. Когда затем отправились они осмотреть окрестные места, рыболовы с. Белаго, ловя рыбу в Вотхе, вышли на берег и увидали икону Богоматери на дубе. Один из них хотел снять икону и унести домой, но упал без языка и движения. Придя в себя, объявил он, что явившийся старец строго запретил ему брать икону. Рыбаки оставили при дубе пойманную рыбу и белый хлеб. Возвратившиеся пустынники с изумлением увидели у дуба столько нужную для них пищу и, прославив Богоматерь, остались жить на благословенном Ею месте. В 1543 г. Адриан отправился к митрополиту Макарию испросить благословение на основание обители и храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на р. Вотхе; митрополит преподал благословение на св. дело и посвятил Адриана в игумена. В новую пустынную обитель собралось довольно братии; уставом её был устав Корпилиевой обители; женщинам не дозволялось входить в неё; пустынники довольствовались малым и большую часть времени проводили в чтении Псалтири. Преподобный настоятель занимался писанием св. икон, в назидание своё и другим 93 . Старец Леонид мирно почил в 1549 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом, неудавшаяся хитрость одного привела другого к строительской должности, которую Адриан не желал и не домогался получить и принял единственно ради послушания к призревшему его архипастырю. Адриан был непреклонен и всего более ратовал за соблюдение устава своего о неимении крепких напитков в стенах управляемой им обители. Много оскорблений пришлось перенести ему от некоторых из иноков, неохотно покорявшихся правилам воздержания, – иные в лицо поносили его; но все это терпеливо переносил раб Божий. Иона – присный спостник и сотаинник старца Адриана, был и в Коневской обители первым его помощником во внутреннем благоустройстве монастыря, и когда Адриан вознамерился отправиться в Петербург, чтобы дать отчет митрополиту Гавриилу о всех своих действиях, то на время отсутствия своего поручил надзор за братией Ионе, уверенный в нем как в себе самом. Митрополит милостиво принял нового строителя и спросил о поведении братии. Адриан не скрыл от архипастыря о прежних немощах коневских иноков и о тех мерах к исправлению их, которые им предприняты. Святитель благословил благое начинание и заповедал продолжать дело духовного обновления Коневской обители. Осведомившись, что в Коневском монастыре, кроме строителя, нет другого иеромонаха, митрополит спросил старца Адриана, нет ли в числе братии его трезвенного и благовейного инока, достойного к посвящению в иеромонахи? Адриан указал на Иону, и владыка приказал сделать о нем представление. Обласканный и утешенный святителем, Адриан радостно возвратился в свою обитель, где братия сделала ему трогательную встречу, в которой выразилась вся любовь иноков к своему духовному отцу и настоятелю. Встреченный ими во святых вратах обители, Адриан передал им благословение их архипастыря и его желание, чтобы преуспевали в добродетелях и пеклись о спасении души. Затем старец позвал к себе Иону и повел с ним беседу о важности и значении священнического сана. Иона недоумевал, к чему клонится эта речь, и был поражен известием о том, что избран к посвящению в иеромонахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если Иоаким был самоучкой, то Адриан в сравнении с ним был просто неучем. Внутренне горячий и вдохновенный в своем старорусском благочестии, Адриан внешне был малоактивен и почти не от мира сего. Своего отрицания нового духа в правительстве, в школе и в литературе он не скрывал и в нужных случаях его формулировал, но не был создан для активных выступлений. Хотя парадный чин в Москве поставления нового патриарха и был возглавлен наличностью двух царей, Иоанна и Петра, но Адриан знал, конечно, что реально считаться ему придется только с Петром, и его пугающей европейской программой. Поэтому постарался противопоставить новому духу открыто свою программу в написанной им речи при поставлении на патриаршество. В этой программной речи в первой части пространно подчеркивается для русской церкви долг верности всему восточному православию. На чем стоит ударение в этом общем утверждении, становится ясным из другого окружного послания патриарха, названного «Увещанием к пастве». Здесь явно – сознательно исповедуется теократическое мировоззрение, которому – чуется – приходит конец от иностранного духа и нового царя. Теократию грозят упразднить. Адриан невольно выражает «тихие думы» всего русского архиерейства после отречения его от заветов Никона. С тех пор примат и водительство принадлежит уже не иерархии, а царству, правительству. Чутьем верно понимая суть происшедшего идеологического перелома, Адриан в силах противопоставить ему только ту формулировку взаимоотношений царства и церкви, какую защищал Никон, ибо в то время ни Никону, ни Адриану никто еще не мог помочь извлечь из тела этой концепции старую латинскую занозу, внесенную сюда с самыми лучшими намерениями латинянином хорватом Вениамином в конце XV века при Геннадии Новгородском . Эту латинскую теорему и начертывает на своем знамени не различающий знамений времени патриарх Адриан. Он повторяет азбуку о двух мечах с латинским господством меча церковного над государственным. «Два начальства вышнейших устрои Бог на земли, священство, глаголю, и царство», – пишет Адриан.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, который был тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому неведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю – преподобному Лаврентию († 1548; память 16 мая) и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника – старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери. 13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшее, Шельшедольское и Ухорское, и остановились на берегу реки Вотхи. И там старец, который их вел, вдруг стал невидимым. Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители – места прославления Бога – по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения. Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Г.А. Скворцов Глава I. Патриарх Адриан до патриаршества Биографические сведения о последнем русском патриархе крайне скудны. П. Адриан, в мире Андрей 1 , родился в Москве 2 окт. в 1637 или 1639 году 2 . О жизни Андрея до пострижения в монашество не имеется никаких известий. В истории он является уже архимандритом Чудова монастыря (с 1678–1686 г.) 3 и доверенным лицом п. Иоакима. Как архимандрит Чудова монастыря Адриан заявил себя строительной деятельностью. Он «много споспешествовал устроению» монастыря. Соорудил соборную церковь в честь святителя Алексия с пределом благовещения Пресвятой Богородицы и при ней особую церковь в честь ангела своего, апостола Андрея. Весь монастырь с палатами, прилегающими к церквам, трапезами и под ними монастырскими службами был перестроен по чертежу царя Феодора Алексеевича на царские средства. Самая перестройка началась в августе 1680 г. и закончилась в 1686 г. 4 Как доверенное лицо п. Иоакима архимандрит Адриан в Актах Истории встречается под 1682 годом, когда он от лица Иоакима ходатайствовал пред государями и царевной Софьей в Троицко–Сергиевском монастыре за взбунтовавшихся в Москве стрельцов и о скорейшем возвращении правительства в столицу 5 . Ходатайство Адриана, как известно, имело полный успех. Еще одна черта характерна для архим. Адриана в этот период его жизни: он проявил себя, как строгий поборник иноческого целомудрия. В монастырском храме он отвел особые места для мужчин и женщин, даже входы в храм устроил отдельные для мужского и женского пола, а дабы иноки Чудова монастыря прилежали безмолвию, учредил три дня на каждой неделе, в понедельник, среду и пятницу, запирать ворота в нем; завёл он и общую трапезу в особо устроенной им палате 6 . Положение Чудовского архимандрита в иерархии того времени было настолько видное, а личные качества Адриана, несомненно, настолько выдающиеся, что в 1686 г. 21–26 марта архим. Адриан был п. Иоакимом поставлен в митрополита на епархию Казанскую и Свияжскую 7 . О деятельности м. Адриана в Казанской епархии не сохранилось сведений. Известно только, что он обогатил своими вкладами благовещенский собор и написал книгу «О древнем предании свв. Апостол и свв. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты, и кия слагати, и како на себе оный изображати» 8 . Обстоятельства избрания м. Казанского Адриана на патриаршую кафедру

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В одно время вечером Пафнутий после правила лег отдохнуть. Является ему неизвестный человек и говорит: «Пошли друга твоего Адриана к востоку; место не дальше 50 верст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил: «Кто он и как знает то место?» Неизвестный отвечал: «То место не тебе назначено». Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан, по рассказу преста­релого священника Евпла, нашел в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью, и они условились жить там вместе. Но неожи­данно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное, тихое и прият­ное. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Один старец сказал при том Адриану, что и прежний игумен хотел перенести храм с опас­ного места на другое, и указал то место. Адриан и братия положили переселиться на то место. Но явился неизвестный человек и сказал: «Не беспокойся о месте; место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нем по исцелении двух больных». По этим указаниям Адриан перенес храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20 от Костромы, при впадении Монзы в реку Кострому. Здесь Адриан пользовался один год наставлениями и примером жизни преподобного Ферапонта. Пропитание доставали себе земледели­ем, и строитель Адриан был первым на работах. В страшный голод 1601 года обитель Адрианова неистощимо питала страдавших от голо­да. Наученные примером тружеников пустыни в те времена говорили: «Невероятный хлеб – не голод, а посконная рубашка – не нагота». Но в 1601 году хлеб был убит летним морозом, и целые тысячи умирали от голода. Преподобный Адриан, по наставлению чудного наставника своего Ферапонта, до голодного времени наполнил монастырские жит­ницы хлебом и во время бедствия общего с полною любовью помогал страдавшим беднякам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Проходите. Отец Адриан Вас ждёт, – сказал он мне также уверенно, как и отказал с утра. Вхожу в келью старца. Отец Адриан встречает меня очень приветливо, благословляет. Батюшка небольшого роста, весь седой, очень располагающий. Тогда ему было 76 лет. Более шестидесяти лет отец Адриан подвизался в монастырях, из них 21 год в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и все остальные годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Почти сразу после иерейского рукоположения, которое было в 1964 году, батюшка по благословению Святейшего Патриарха Алексия I стал духовно помогать одержимым и бесноватым людям, проводить чин изгнания злых духов. Это служение о.Адриан начал еще в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, и продолжалась оно и в Псково-Печерской обители, куда батюшка был переведен в 1974 году, вплоть до 1992 года. Трудно себе представить, как мог один человек понести это бремя. Но с Божией помощью старец помог тысячам страждущих людей, духовно возрождая и исцеляя их. …Келья старца, как мне показалось, состояла из двух частей – «притвора», где стоял небольшой диванчик, на который о.Адриан меня и усадил, и его «покоев». Дух батюшки как-то особенно чувствовался в его жилище. Он присел со мной рядом и начал беседовать. По неопытности вопросов к старцу у меня не было. Я приехал к нему, так сказать, за послушание. А вот у отца Адриана были ко мне и вопросы, и советы. Дело в том, что долгие годы он имел дело с психически больными людьми и с одержимыми, молился за них, отчитывал. И прекрасно знал, сколь внимательно и благочестиво нужно жить тому человеку, который дерзает заниматься их душепопечением. Будь то врач или священник. Отец Адриан спрашивал о том, как я живу, регулярно ли исповедуюсь и причащаюсь, есть ли у меня духовник, как мое здоровье. Свои вопросы он дополнял разными комментариями, случаями из богатой пастырской практики. Много говорил о терпении скорбей, болезней и христианском к ним отношении. Говорил он очень просто, как родной дедушка. То ли от бессонной ночи в поезде, то ли от усталости, а может, от того и другого, голова у меня сделалась чугунной и начала болеть. А старец как будто почувствовал это. Он медленно поднялся, удалился на минуту-другую в свои «покои» и вернулся со свертком, от которого струилось несказанное благоухание.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/28/bl...

Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Мученики Адриан и Наталия Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Великий гонитель Церкви Христовой нечестивый царь Максимиан, преследуя и умерщвляя повсюду множество христиан, прибыл в город Никомидию. Войдя в идольское капище, царь совершил поклонение скверным своим богам, пав ниц пред идолами на землю, и, при участии всех жителей города, принес мерзостные жертвы. Вслед за тем он приказал отыскивать христиан и предавать их на мучения. Особенными наказаниями угрожал царь тем, кто вздумал бы скрывать христиан. Напротив тем, кто, узнав, где скрывается христианин, донесет о нем, или же, найдя такового, сам представит на суд, царь обещал награды и почести. Посему стали выдавать друг друга на смерть: сосед — соседа, ближний — ближнего своего; кто из-за боязни грозного повеления царя, кто из-за наград. Некоторые из нечестивых донесли военачальнику своему о том, что в одной пещере скрываются христиане и поют в ней всю ночь и молятся Богу своему. Немедленно были отправлены воины, которые пришли в пещеру и захватили всех бывших в ней христиан, числом двадцать три человека. Сковав железными цепями, отправили их в город для представления царю. В то время царь проезжал на колеснице в идольское капище для принесения жертв. Встретив его на пути, воины, ведшие связанных христиан, закричали ему: – Царь! Вот – противники твоему повелению и хулители наших великих богов. Повелев остановить колесницу и, подозвав к себе поближе тех узников, царь спросил их, откуда они. – Мы родились в этой стране, а по вере мы христиане, – ответили они.

http://pravmir.ru/svyatye-mucheniki-adri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010