– Незримый никем, подвизался он здесь в молитве и посте. Только след незнаемого человека видели здесь на траве; но пустынник не показывался никому. Инок Адриан, поселившийся с несколькими в запустевшем Благовещенском монастыре и обижаемый здесь полой водой, хотел перенести монастырь на другое, понравившееся ему, место. Незнаемый отшельник пришёл к нему и сказал: «не трудись, старец! другое тебе назначено место, – на берегу реки Монзы; ты узнаешь его тогда, как двое юношей исцелятся от жестокой болезни», Адриан осматривал место на реке Монзе и, наконец, решился перевозить туда монастырь. В это время привезены в Благовещенскую обитель Адриана два больных отрока, один из Буйгорода, другой из Сольгалича; отец первого сказал, что неизвестный старец сказал ему, что сын его исцелится у старца Адриана, у которого ветхий монастырь Благовещенский, а на новом месте – храм Воскресения Христова и Николая чудотворца. По рассказу другого, старец сказал ему, что больной сын его исцелится у Адриана, который переносит монастырь на устье реки Монзы. Больные действительно исцелились у Адриана по совершении молебствия в храме. Когда монастырь уже устраивался на новом месте, преподобный Ферапонт сам пришёл в обитель Монзенскую и стал жить здесь. Он взял слово с Адриана, что не будет говорить о нём ничего, что известно ему, и просил быть его духовным отцом. «Скоро, прибавил преподобный, спустя два года с половиной, исполнится надо мною воля Божия; до смерти же моей не разглашай о мне». С того времени Ферапонт каждый день выходил из обители и, перейдя реку Монзу, скрывался в чаще леса; там молился он наедине, ночь же проводил в келье без сна и переписывал книги. Инок Кирилл возроптал на св. старца, что не участвует в строении обители, и увидел Эфиопов, внушавших ему негодование на святого; тяжело ему было от этих посетителей, пока не пришёл к нему Ферапонт, разогнавший духов, но запретивший говорить о том. Раз вышел преподобный в лес на обычное место для уединённой молитвы. Женщина Пелагия, собиравшая ягоды, увидев его издали, перешла овраг, чтобы посмотреть на него вблизи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По просьбе преп. Корнилия, великий князь назначил для содержания пустыни отпускать хлеб. Число пустынников умножилось. Геннадий построил храм Преображения Господня и другой во имя преп. СЕргия Радонежского. Преподобный подвизался неутомимо для братии и для Господа: на теле носил он тяжелые вериги. Однажды случилось ему быть в Москве с двумя учениками своими и посетить дом боярыни Иулиании Федоровны, жены Романа Юрьевича Захарьина. Благочестивая боярыня с любовию приняла его и просила благословить сыновей ее Даниила и Никиту и дочь Анастасию. Преподобный, благословляя детей, сказал Анастасии: «ты, ветвь прекрасная, плодовитая, будешь нам царицею». И Анастасия была первою супругою царя Грозного. Ум. 23 января 1565 года. Мощи его найдены нетленными при копании рвов для каменного храма в 1646 году, и ныне покоятся в приделе сего храма, под спудом. Житие преп. Геннадия вместе с службой ему написал ученик его и игумен основанного им монастыря Алексий. В наставлении к братии, по поводу жития, автор просит отвезти его труд на просмотр к царю Феодору Иоанновичу и митрополиту Дионисию. По замечанию Ключевского (стр. 303), житие отличается «свежестью биографических черт и простотою изложения»; автор владеет книжным языком, но мало заботится о риторике. Он целиком поместил в жизнеописании и духовное завещание, продиктованное преподобным: «бе бо Геннадий не умеяше грамоте». 371. Преподобный Ферапонт чудный отец Благовещенскаго монастыря Монзенскаго, иже на Костроме реце чудотворец, преставися в лето 7094 месяца Декабря в 12 день 372. Преподобный священноинок Адриан чудотворец, строитель Благовещенскаго монастыря Монзенскаго, преставися в лето 7127 месяца маия в 5 день Блаж. Ферапонт, почти во всю жизнь свою был сокровенным рабом Божиим. Он старался скрывать свои подвиги от глаз людских. По некоторым случаям и словам его видно, что он жил в Москве и проводил жизнь по примеру блаж. Василия. Постригся в Костроме, в Воздвиженском монастыре, около 1575 года. Жители Костромы, начиная с воеводы, питали к нему уважение, приходили слушать наставления его и принимать благословение; он принимал посещавших с любовию, но иных строго обличал за слабую жизнь и пристрастие к мирской суете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Раз св. Сергий, совершив правило молитвы, сел немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику своему Михею: «бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва произнёс он эти слова, как услышан был голос: «Пречистая грядёт». Внезапно осветил свет ярче солнечного. По удалении Богоматери, Сергий нашёл Михея без движения: от страха он лежал как бы мёртвый. Сергий поднял его, и он спрашивал: «скажи мне, отче, что это за чудное видение? От ужаса душа моя едва не разлучилась от тела». Сергий не мог говорить от радости. «Потерпи немного, сказал он, пока успокоится дух мой». Итак, великий наставник свободно видел Небесную Царицу и слышал слова Её; а ученик поражён был ужасом, не видел всего, но видел свет небесный. По рукоп. святцам «препод. отец Михей, келейник и ученик св. Сергия чудотворца, преставися в лето 6893 (1385) месяца мая в 6-й день», следовательно, за 6 лет до смерти наставника своего. Мощи его почивают под спудом в церкви, устроенной над местом погребения его, в честь явления Богоматери преподобным Сергию и Михею 116 . † Преставление преподобного Адриана Монзенского Родиной Адриана, в мире Амоса, была Кострома. Родители его желали, чтобы сочетался он браком, и даже нашли ему невесту. Но не того желал Амос, и сделался болен. В болезни виделся ему одинокий храм между двух рек, и он слышал голос: «здесь – твоё место». Оправясь от болезни, Амос тайно ушёл из дома родительского в Толгский монастырь и в Геннадиевой обители принял пострижение с именем Адриана. Здесь прожил он несколько лет; потом жил на Каменном острове в Спасской обители и в Павловой Обнорской пустыни. Его не оставляла мысль найти виденный храм между двух рек. В Павловой пустыни полюбил его старец Пафнутий, и Адриан рассказал ему давнее видение своё. В одно время вечером Пафнутий после правила лёг отдохнуть. Является ему неизвестный человек и говорит: «пошли друга твоего Адриана к востоку; место не дальше 50 вёрст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил: кто он и как знает то место? Неизвестный отвечал: «то место не тебе назначено».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В гонение Декия, в 250 году, святитель Александр вытребован был в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу, он долго пробыл там и умер в 251 году. Св. мученика Разумника Римлянин по рождению, он папой Сикстом (257–258) произведён был в чтеца, а в царствование Аврелиана, около 275 года, за исповедание имени Христа подвергнут пыткам и обезглавлен. Имя Разумник есть перевод Греческого Синетос (Συνετς – Разумный); у Римлян же называется он Синезий. † Преподобного Ферапонта Монзенского Преподобный Ферапонт 172 почти во всю жизнь свою был сокровенным рабом Божиим. Он старался скрывать свои подвиги от глаз людских. По некоторым случаям и словам его видно, что он жил в Москве и проводил жизнь, по примеру блаженного Василия. Так, когда видел его Пафнутий ещё в Обнорском монастыре, на вопрос Пафнутиев: «кто он»? отвечал: «я сожитель Василиев, что на Москве». Точно также, когда в первый раз виделся с ним Адриан, он сказал ему: «ты будешь мне отцом и тогда узнаешь моё имя; теперь же скажу, что я сожитель Василия, который в Москве». Поселясь в Монзенской обители, на вопросы любопытных отвечал, что он «постриженик Воздвиженского монастыря, что и в Костроме, но бывал и в царствующем граде, где жил близ дома блаженного Василия, отделённый от него одним лишь тыном». За 16 лет до кончины своей, как сам он сказал духовнику, пострижен он в Костромском Воздвиженском монастыре, и след. в 1575 г. Таким образом ясно, что он не видал в живых блажен. Василия († 1554 г.), а только подражал сокровенному духовному житию его. О жизни его в Костромской обители дознано, что он служил здесь примером послушания, был великим постником, и братия уважала его за высокую жизнь. Жители Костромы, начиная с воеводы, питали к нему уважение, приходили слушать наставления его и принимать благословение; он принимал посещавших с любовью, но иных строго обличал за слабую жизнь и пристрастие к мирской суете. Тяготясь известностью, удалился он из Костромы и поселился на реке Монзе, при впадении её в Кострому, в 25 верстах от Галича; место, где поселился он, было лесное и окружено болотами, так что сюда можно было проникать только рекой Костромой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Собор Костромских святых входят: Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий, игумен, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1375 г., Ил. 20, Радонеж.; Адриан Монзенский, преподобный, 1610 г.; Александр Вочский, Галичский, преподобный, нач. XVI в., Мр. 27, Ав. 30; Александра Феодоровна, императрица Российская, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Анастасия Николаевна, великая княжна, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Варнава Ветлужский, преподобный, 1445 г., Ин. 11; Василий (Разумов), иерей, священномученик, 1937 г., С. 9, Новомуч.; Василий (Преображенский), Кинешемский, еп., исповедник, 1945 г., Ил. 31, Иван., Новомуч., Ростов.; Владимир (Ильинский), иерей, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Геннадий Костромской, Любимоградский (Любимский), преподобный, 1565 г., Ян. 23, Ав. 19, Белорус., Ростов.; Герасим Луховский, преподобный, XVI в., Ин. 7, Иван.; Григорий Пельшемский, Вологодский, игумен, чудотворец, 1442 г., С. 30, Волог.; Димитрий (Добросердов), Можайский, архиепископ, священномученик, 1937 г., Окт. 8, Новомуч.; Димитрий Донской, великий князь Московский, 1389 г., М. 19, Моск., Радонеж., Тул.; Димитрий Красный, благоверный князь Галичский, 1441 г., С. 23, Моск., Радонеж., Тул.; Дионисий Суздальский, архиепископ, 1385 г., Ин. 26, Окт. 15, Влад., Радонеж.; Елисавета Феодоровна, Алапаевская, великая княгиня, прмц., 1918 г., Ил. 5, Моск., Новомуч., Петерб.; Иаков Брылеевский, преподобный, XV в., Ап. 11, день Св. Духа; Иаков Галичский, преподобный, XV-XVI в., Ап. 4, М. 30; Иаков Железноборовский, преподобный, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1442 г., Ап. 11, М. 5, Радонеж.; Игнатий (Брянчанинов), еп., 1867 г., Ап. 30, Ростов., Петерб.; Иоанн (Касторский), диакон, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Иоанн (Перебаскин), мч., 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Иона Московский, митрополит, чудотворец, 1461 г., Мр. 31, М. 27, Ин. 15, Влад., Моск., Ряз., 5 свт.;

http://pravicon.com/info-2725

Сильные люди обижали бедный и беззащитный монастырь, но преподобный утешал игумена и братию, говоря, что если они все претерпят твердо, не падая духом, то скоро это искушение пройдет. Что и сбылось. Раз прп. Ферапонт посоветовал игумену поехать в Москву, говоря, что архимандрит Пафнутий болен и желает его видеть. Старец Адриан поехал и нашел все так, как преподобный ему говорил. Но архимандрит Пафнутий рассказал ему, что у него перед тем был старец его монастыря с письмом от него о монастырских скорбях и нуждах. Никакого старца о. Адриан в Москву не посылал, но по описанию узнал прп. Ферапонта, хотя он из монастыря никогда не отлучался и письма этого не писал, руку свою игумен Адриан, однако же, узнал. Привез он из Москвы богатую милостыню. 11 декабря 1597 г. прп. Ферапонт причастился Святых Христовых Тайн, простился с игуменом и братией и предсказал им свою кончину. Он казался совершенно здоровым. Игумена он попросил после кончины напоить его святой водой. Когда на другой день, в Неделю святых праотцев, пришли к нему, то нашли его скончавшимся. Он был одет в полное иноческое облачение. Лик его был покрыт параманом. У изголовья его стояла кадильница с горячими угольями и ладаном, и благоухание распространялось по всему монастырю и далеко за пределы его. Когда, во исполнение его последней воли, о. Адриан напоил его святой водой, лик его просветился. При этом инок Протасий получил исцеление от болезни глаз, которой страдал с детства. По кончине своей прп. Ферапонт не оставлял своей обители. Раз шли по Костроме суда с грузом соли. По обычаю, в Монзенском монастыре они остановились, и все судовщики пошли помолиться. Не пошел только один, позволивший себе кощунствовать. Но когда суда проходили опасные пороги, то у руля каждого судна все видели того же.самого старца инока, и все они миновали пороги благополучно. Когда же пошла барка кощунника, старец стоял на берегу, и барка чуть не потонула. Владелец стал каяться; тотчас же старец оказался у руля, и барка прошла благополучно.

http://sedmitza.ru/lib/text/437963/

Иконы с изображением А. М., появившиеся в XVII в. и находившиеся в нач. ХХ в. в церкви с. Ферапонт, не сохранились. Благовещенский мон-рь был упразднен и обращен в приходскую церковь в 1764 г. Мощи А. М. покоятся под спудом в Благовещенской ц. (освящена в 1798, закрыта в 1938, богослужение возобновилось в 1991). Мощи преподобного в советское время не вскрывались. А. М. упоминается в службе прп. Ферапонту на 12 дек. (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 433-448). Ист.: Сказание о жизни и чудесах преподобного и богоносного отца нашего Ферапонта Монзенского чудотворца/Сост. свящ. Геннадием Котельским. Кострома, 1874; Описание о российских святых. С. 197-198. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 70; Ключевский. Древнерусские жития. С. 328-330; Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 43-46; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 327; Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 2. С. 58-60; Т. 3. С. 544-550; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 12. Прил. С. VI; Голубинский. Канонизация святых. С. 314; Материалы для истории Костромской епархии: Костромская десятина. Вып. 4. Кострома, 1908. С. 223-224; Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909. С. 29-30; Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 213-214; Воскресенский А. Благодатные подвижники бывшего Благовещенского Монзенского монастыря - преподобные: Ферапонт, Адриан и Феодосий//Костромские ЕВ. 1915. Отд. неофиц. 18, 19, 20; СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 326-330; Каган-Тарковская М. Д. Развитие житийно-биографического жанра в XVII в. (жития Адриана и Ферапонта Монзенских, Трифона Вятского, Серапиона Кожеозерского, Арсения Новгородского, Никандра Псковского)//ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 122-133; Зонтиков Н. А. Из истории Благовещенского Ферапонтова монастыря на реке Монзе//К 400-летию преставления преподобного Ферапонта Монзенского, 1597-1997 гг. Кострома, 1997. С. 26-31. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/63610.html

Ист.: Служба со акафистом преподобному отцу нашему Тихону Лухскому чудотворцу. СПб., 18963 [Житие прп. Тихона: с. 88-99]; Правосл. церк. календарь, 2003. М., 2002. С. 44, 84. Лит.: Павел (Подлипский), архиеп. Описание Николаевского Луховского Костромской епархии 3-кл. муж. мон-ря. М., 1836. С. 4; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 94-97; Ключевский. Древнерусские жития. С. 330-331; Илинский П. А. Луховская Тихонова пуст. Костромской губ.: Ист. очерк. Кострома, 1898. С. 11; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. С. 129; Тихонова пустынь и Лухский край. 1498-1998: Иваново, 1998. С. 14; Федотов А. А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1998 гг. Иваново, 19992. С. 101; Гылка О. , Феоктистов А. Св.-Николо-Тихонова пустынь//Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 262-263, 266-267; Романова А. А. Житие Тихона Луховского//СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4. Доп. С. 851-853. Н. А. Зонтиков, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/text/164543.html

Лит.: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 284; Сырцов И. Я. Преподобный Александр, основатель и игумен Александровской (упразд.) пустыни на р. Воче в Солигаличском уезде//Костромские ЕВ. 1893. Ч. неофиц. 4-5; Материалы для истории Костромской епархии: Галичская десятина. Кострома, 1895. Вып. 1. С. 32; Соловьёв А. И. Подробная опись 108 рукописей XVII и XVIII вв., принадлежащих церкви с. Коровного, Солигаличского уезда, Костромской губернии//Костромская старина. Кострома, 1901. Вып. 5. С. 1-138; Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909. С. 8-9; Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 308-309; Лукомский Г. К. Старинные церкви Костромской губернии. Уезды: Буйский, Галичский, Солигаличский и Чухломской. Пг., 1916. С. 52. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/64342.html

Феодосий, слепой старец, постриженик обители, в полночь молол жерновом рожь. И вот яркий свет наполнил храмину, и он увидал свет, исходящий из храма св. Николая; перед царскими дверьми стоял преподобный Ферапонт. «Чего ты просишь у Господа?» спросил его преподобный. «Отпущения грехов», отвечал слепой старец. «Подвизайся, и как начал, так и довершай; спустя немного времени увидишь ты свет вечности», сказал ему чудный Ферапонт. После того старец опять остался во мраке. В другое время Феодосий в полдень молол хлеб. Опять явился ему Ферапонт и сказал: «мир тебе и благословение». Феодосий, хорошо знавший его при жизни, пал к его ногам. Преподобный сказал: «спустя немного времени будет великий голод во всей России, но ты не доживёшь до того; скоро ты увидишь меня в другом мире; скажи тайно Адриану, чтобы крепко берёг рожь; многим придётся питаться от монастыря». Блаженный Феодосий скоро скончался 174 . В Успенский пост 1601 года мороз уничтожил хлеб по всей России: настал страшный голод и продолжался три года. В Москве похоронено в скудельницах до 127,000 человек, умерших от голода 175 . Обитель преподобного Ферапонта была питатальницей для всей окрестности, люди селились на пустошах монастырских, не находя на прежних местах пропитания. Игумен Адриан отпускал хлеб всем нуждающимся, в уповании на Господа, и, как предсказывал преподобный Ферапонт, житницы обители не оскудели 176 . Жизнь преподобного Ферапонта повторяет нам наставление Спасителя: «Когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на улицах становиться на молитву, чтобы видели их люди. Истинно говорю вам: они получили уже себе награду. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив за собою двери, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:5–6 ). 171 Из Греческого Часослова (1838 г.) – по указ. архим. Серг. в «Полном месяцесл. Вост.» т. II, ч. II, стр. 385. 172 Ркп. повествование о начале Монзенского монастыря, писанное Монзенским иеромонахом, спустя 39 лет после кончины преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010