297-298 298-299 299-300 300-301 АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов 301-302 302-303 АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия 277-278 АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама 303-307 АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом АДОЛЬФ († ок.780), предположительно был еп. Утрехтским или Маастрихтским, свт. (пам. зап. 17 июня) 307-308 309-310 АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола АДОПЦИАНСТВО общее название христологических ересей, которые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа 310-311 312-313 314-315 315-316 316-317 317-319 АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) 319-320 323-324 АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) 325-326 АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) 320-321 АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 322-323 АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви

http://pravenc.ru/vol/i.html

52 В месяцеслове 13 в. показано 3 мая преставление преп. Феодосия и 31 мая перенесение мощей (муз. Румянц. стр. 405 и 712). Последнее потому, что так установил собор 1108 г. по случаю нового переложения мощей. В двух стихирах синодальной б. 12 в. 279 и 572) – стихиры пр. Феодосию на 2 мая. В минее синодальной 12 в. 168) служба пр. Феодосию. В лет. под 1230 г. «праздник бо бяше от дне святого отца Феодосия (3 мая)». 55 Обзор дух. литер. § 15. Послания изд. у преосв. Макария в ист. р. ц. 2. 295–299. Вернее, у Буслаева в христом. 515–519. 57 Слово о казнях по ркп., и по летоп. изд. Сухомлиновым: о древней русской летописи, Спб. 1856 г. Стр. 79–82. 58 У Буслаева издано оно с рукописи, где предшествуют ему два послания Феодосия к кн. Изяславу. См. пр. 35. Подтверждением тому, что это слово – принадлежит пр. Феодосию, служить как содержание его, так ревность преп. Феодосия вызывавшая его на споры с евреями. Сл. пр. 35. 59 Нестор, «постави (Владимир) кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древина, а главу его сребряну, а ус злат, и Хорса и Дажьбога и Стрибога и Сима, Регла и Мокош. Летоп. 60 У Сербов и других славян доселе сохранились предания о Вилах, сверх естественных существах, живущих в воде, подобно русалкам. 63 В Галиции доселе сохранился обычай в праздник коляды – пред каждым из пирующих за столом класть луковку чесноку, для отгнания болезней. 64 Род – владетель жизни. В сборнике 15 в. «един бессмертен и негиблющих творец, дуну бо на лице дух жизни и бысть человек в душу живу. То ти не Ροд, седя на вздусе, мечет на землю груды и в том рожаются дети... Всем бо творец Бог, а не Род». В паремейнике 1271 г. Рожаницы соответствуют греческому Τυχη, счастью, случаю. 65 Епифаниево житие препод. Сергия. Никон. л. 4, 236–238. Месяцеслов Сергиевой лавры стр. 4. 49–50. М. 1850 г. 66 Ркп. сказание о монзенском монастыре – у Царского 118. Сведен. о монаст. 162–163. Ист. иер. 6, 10. 25. Ркп. святцы: «преп. священноинок Адриан чудотворец, строитель благовещенского мон. на Монзе р. преставился в л. 7127 мая в 5 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19. Свм. Патрикия, еп. Прусск., Акакия, Менандра и Полиена; пр. Корнилия, комельск. чуд.; м. Калуфа, пр. Иоанна, еп. готфск., св. благов, кн. Иоанна (Игнатия) угличск.; пр. Сергия шухтемск., Корнилия палеостр. 20. Обр. мощ., св. Алексия, митр. моск. (1431 г.); Фалалея, муч. Аскалона, Астерия, Александра; п. Довмонта, кн. псковск. 21. Св. вел. царей равноап. Константина и матери его Елены; княз. муромск. Константина, Михаила и Феодора; п. Кассиана углич. Сретение ик. Б. М. Владимирской; свят. Василия, еп. рязанского; п. Аганита маркуш.; прим. Пахомия; ик. Б. М. Оранской. В 312 г. во время похода на Максентия, правителя некоторых западных областей Римской империи, император Константин и его войско увидели на небе крест, сияющий звездами, с надписью: «сим побеждай», и действительно победили. Так образом, Сам Бог указал нам знамение победы, честный крест, а наши сектанты отвергают его. 22. М. Василиска; ик. Б. М. «Умиление»; п. Иакова; воспомин. св. отцов 2-го Всел. собора (381 г.). 23. П. Михаила исповедн., еп. синадскаго; обр. чест. мощ. св. Леонтия, еп. рост.; преп. Михила черноризца. пр. Еефросинии девицы, княжны полоцк.; Паисия. 24. П. Симеона столпника, иже на Дивной горе: пр. Никиты столпника, переяславского чудот.; мучч. Мелетия стратилата, Стефана, Иоанна и с ним 1218 воинов с женами и детьми, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста. 25. 3-е обретение главы Иоанна Предтечи (850г.); свм. Ферапонта, еп. кипрского. День рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 26. Св. ап. Карпа и Алфея; св. муч. Георгия нов.; мучч. Аверкия и Елены; пр. Иоанна психаита, исповедника, обретение мощей пр. Макария, игумена калязин. Ик. Б. М. Селигерской. 27. Священномуч. Ферапонта сардийск.; обр. мощ. Нила столб, чуд.; мц. Феодоры девицы и Дидима воина; пер. мощ. св. трех святит. Киприана, Фотия и Ионы, митр. киевских и всея России чудотв., пр. Ферапонта, белоез. чудотворца, Ферапонта монзенск. 28. Пр. Никиты, еп. халкид.; св. Игнатия еп. ростовск. чудотв., муч. Елладия; св. Евтихия еп. мелетинского; мц. Еликониды; п. Софрония (болг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

3.      Св. м. Тимофея чтеца и мц. Мавры; успение Феодосия игум. печерск., п. Петра чудотв. еп. аргосск., обр. мощ. Моисея, арх. новгор.; празднование ик. Б. М. Киево-Печерской. 4.      Мч. Пелагии девы, пр. Пелагии, свм. Сильвана, еп. газского, Алвиана, еп. анейского, Еразма, еп. формийского; пр. бр. Алфановых: Никиты, Никифора, Климента, Кирилла и Исаакия. Ик. Б. М. Старорусской. 5.      Вмч-цы Ирины; прп.: Адриана монзенск., Михея; обрет. мощ. п. Иакова железноборск. 6. Правед. Иова многостр.; мч. Варвара воина и с ним Вакха, Каллимаха и Дионисия; пр. Варвара, бывшаго разбойника. День рождения Государя Императора Николая Александровича. 7. Воспоминание явившегося на небеси (в Иерусалиме) знамения честного креста. Муч. Акакия, п. Нила сороского. В 351 г., в царствование императора Констанция, в св. 50-цу, около 3 часа дня, над горой Голгофой явилось на небе знамение Креста Господня, блистанием своим превосходившее сияние солнца. Это знамение простиралось от Лобного места до горы Елеонской (ок. 2 вер.) «и согласование крестная широта долготе своей». Значит, заметим к сведению раскольничествующих братий, – крест был четвероконечный, с равными сторонами. 8. Св. Ап. Иоанна Богослова; п. Арсения вел. (450); Арсения новгородск. 9.      Перенесение мощей Св. Николая Чудотворца; св. прор. Исаии; мч. Христофора, пер. мощ. м. Гавриила. Муч. Христофор († ок. 250 г.), говорят расколыники-бозпоповцы, не будучи священником, принимал на исповедь; значит, мирянину можно исповедывать. – Правда, он принимал на исповедь, но не разрешал от грехов, значит, совершал исповедь нравственную, а не таинство. 10.       Св. ап. Симона Зилота; мч. Исихия антиох., Алфии, Онисима, Еразми, Филодельфа, Киприана; блаж. Таисии; прп. Исидоры юрод., св. Симона, еписк. суздальск. 11. Священномученика Мокия, св. равноап. Мефодия и Кирилла, первоучч. словенских; св. Никодима сербск. 12. Св. Епифания, еп. кипр.; св. Германа, патр. царегр:, Савина, архиеп. Кипр., п. Дионисия радонежск., Полувия, еп. ринокирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Среди последних посетителей старца была его духовная дочь С.А. Энгельгардт (прихожанка храма святителя Николая в Кленниках, в Москве, где настоятелем был священномученик отец Сергий Мечёв , сын праведного Алексия Мечёва , почти всю жизнь прослужившего в этой московской церкви, имевшей постоянную связь с Оптиной пустынью). Вместе с ней были отец Сергий Мечёв , отец Борис Холчев , доктор С.А. Никитин (впоследствии епископ Калужский и Боровский Стефан). Уехали они примерно за неделю до кончины отца Нектария. Отец Адриан Рымаренко, вызванный телеграммой, приехал в Холмищи в четыре часа пополудни 29 апреля. Матушка Евгения писала: «Батюшка лежал покрытый новой простыней и белым вязаным платком. Отец Адриан с грустью увидел, что батюшка его не узнаёт. Он перешел в приемную и начал читать Псалтирь, которую всегда читали у батюшки. На шестой кафизме отца Адриана позвали к батюшке – помочь его переложить. Были София Александровна Энгельгардт и Мария Ефимовна (монахиня из Гомеля. – М.Л.). Отцу Адриану нужно было подложить руки под спину батюшки, кто-то держал голову. Когда отец Адриан приподнимал батюшку, он так ласково посмотрел на него и что-то прошептал; все видели, что батюшка узнал отца Адриана. Мария Ефимовна принесла два образа из приемной: великомученика Пантелеймона и преподобного Серафима и, указывая на образ целителя Пантелеймона, сказала: «Батюшка, благословите им отца Адриана”. Батюшка с трудом протянул руку, взял образ и положил его на голову отца Адриана. Потом отец Адриан попросил образом преподобного Серафима благословить всю семью нашу. Через несколько минут батюшка погрузился в забытье. Всех позвали пить чай на половину хозяина (Андрея Ефимовича). Отец Адриан и София Александровна пошли. Вскорости вбегает Мария Ефимовна с криком: «Отец Адриан, идите скорее!» Отец Адриан бросился к батюшке. Уже обстановка у батюшки была иная: батюшка лежал, повернувшись к стене, покрытый мантией, горели свечи, рядом с кроватью на столике лежала епитрахиль и открытый канон на исход души. Отец Адриан увидел, что батюшка умирает, и начал читать отходную. Прочитал все полностью. Батюшка еще был жив. Отец Адриан, упав на колени, прижался к нему, к его спине под мантией. Батюшка дышал еще некоторое время, но дыхание делалось все реже и реже. Отец Адриан, видя, что батюшка кончается, поднялся с колен и накрыл батюшку епитрахилью; через несколько минут батюшки не стало. Было восемь с половиной часов вечера 29 апреля 1928 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Святые мученики Адриан и Наталья Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305–311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Их поймали, судили, истязали и заставляли принести жертву идолам. Потом их повели в судебную палату, чтобы записать их имена. Здесь находился начальник палаты Адриан, который спросил их, какую награду ожидают они от своего Бога за мучения. Они ответили ему: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Услышав это, Адриан сказал писцам: «Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я – христианин». Адриана посадили в тюрьму. Император советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения. Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению. Исполнилось ему тогда 28 лет. Узнав о случившемся, Наталия поспешила в тюрьму, где ободряла Адриана быть мужественным. Адриан вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304 году. Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. Семья святителя Василия Великого Емилия Кесарийская (Каппадокийская) родилась в Кесарии между 305 и 315 годами в богатой семье, которой принадлежали обширные владения в Малой Азии. В юности Емилия отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Однако она рано осиротела, отец ее принял мученическую смерть при императоре Ликинии. В то время весьма часто одиноких девиц похищали для насильственного замужества. Опасаясь этого, Емилия вышла замуж за адвоката Василия, впоследствии ставшего иереем. Василий был известен как образованный и благочестивый человек.

http://azbyka.ru/semya/svjatye-pokrovite...

Правдин. Из надписи на каменной гробнице можно заключить, что патр. Адриан родился в 1637 году, если текст надписи брать из сочинения Забелина «История города Москвы»: «от рождения своего имяше (патр. Адриан) шестьдесят третье лето с октября 2 дня», или в 1627 г., если следовать чтению надписи другого биографа п. Адриана в «Чтениях в обществе истории и древностей Российских» за 1848, 8. – Н. А. А.: «от рождения своего имяше семьдесят третье лето с октября 2 дня», хотя слово «семьдесят» нужно считать у Н. А. А. опечаткой, так как сам Н. А. А. в начале биографии год рождения Адриана указывает 1636–й. В Бог . Энцикл. год рож. Адриана указ. 1627–й 2 окт. 4 Забелин. История гор. Москвы. Ч. I. 288–9 стр.: Чтения в Обществе Истор. и др. Р. за 1848 г. 8, стр. 34. 6 Н. А. А. Патр. Адриан. Чтения в Общ. Ист. 1848 г. 8, стр. 34. Такой устав в Чудовом мон. Адриан поддерживал и в то время, когда был патриархом (Там же); Православная Богословская Энциклопедия. Адриан, последний патриарх всероссийский. 7 В рукописном «Помяннике» или Синодике архиерейского Казанского дома, хранящемся в библиотеке Казанской духовной академии под 1967 сообщается так: «Лета #3£уд (7194) марта в 21 день в неделю 5–ую святого и великого поста. – Изволением великих Государей наших Царей и великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев. И благословением великого Господина Святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея России возведен в царствующий град Казань на митрополию из Чудова монастыря архимандрит Адриан. Приехал в царственный град Казань он Преосвященный Адриан Митрополит тогож руд (7194) г. месяца июля в 28 день. Бысть же сей в Казани 9–ый митрополит». История Российской иерархии, Амвросия. Ч. I, 100 стр. 9 Ркп. «Помянник» Казан. Арх. дома. «Всего же бысть на Казанском архиерействе д (4) лета 12 стр E (5) месяцев и к (2) дня. Потом же бысть всероссийский патриарх. История Российской иерархии иер. Амвросия. Ч. I, стр. 44, 100; ср. П. C. 3. т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В одно время вечером Пафнутию во сне является неизвестный человек и говорит: «Пошли друга твоего Адриана к востоку, место не дальше 50 верст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил, кто он и как знает это место. Неизвестный отвечал: «То место не тебе назначено». Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан отправился на указанное место и по рассказу престарелого священника Евпла нашел в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью и они условились жить там вместе. Но неожиданно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное и тихое. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Адриан и братия положили переселиться на другое место, но явился неизвестный человек. «Не беспокойся о месте, место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нем по исцелении двух больных». По этим указаниям Адриан перенес храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20-ти от Костромы, при впадении р. Монзы в р. Кострому. Скоро стали собираться к преподобному Адриану искатели пустыннической жизни и таким образом стала основываться обитель. Братия кормились земледелием, и строитель Адриан был первым в работе. Сюда же пришел и преподобный Ферапонт, наставлениями и примером которого пользовался (один год) преподобный Адриан. Раз прп. Ферапонт посоветовал игумену поехать в Москву, говоря, что архимандрит Пафнутий болен и желает его видеть. Но когда прп. Адриан приехал, то архимандрит Пафнутий рассказал ему, что у него перед тем был старец его монастыря с письмом от него о монастырских скорбях и нуждах. Никакого старца о. Адриан в Москву не посылал, но по описанию указал прп. Ферапонта, хотя он из монастыря никогда не отлучался и письма этого не писал, руку свою игумен Адриан однако же узнал. Привез он из Москвы богатую милостыню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Батюшка с трудом протянул руку, взял образ и положил его на голову о. Адриана. Потом о. Адриан попросил образом преподобного Серафима благословить всю семью нашу. Через несколько минут Батюшка погрузился в забытье. Всех позвали чай пить на половину хозяина (Андрея Евфимовича). Отец Адриан и София Александровна пошли. Вскорости вбегает Мария Евфимовна с криком: «Отец Адриан, идите скорее». Отец Адриан бросился к Батюшке. Уже обстановка у Батюшки была иная: Батюшка лежал, повернувшись к стене, покрытый мантией, горели свечи, рядом с кроватью на столике лежала епитрахиль и открытый канон на исход души. Отец Адриан, действительно, увидел, что Батюшка умирает, он начал читать отходную. Прочитал все полностью, Батюшка еще был жив. Отец Адриан, упав на колени, прижался к нему, к его спине под мантией. Батюшка дышал еще некоторое время, но дыхание делалось все реже и реже. Отец Адриан, видя, что Батюшка кончается, поднялся с колен и накрыл Батюшку епитрахилью, через несколько минут Батюшки не стало. Было восемь с половиной часов вечера 29 апреля 1928 года. По кончине Батюшки, когда о. Адриан закрыл ему глаза, Мария Евфимовна с плачем сказала: «Какой Батюшка был прозорливец! Ведь я хотела остаться одна при батюшкиной кончине, я видела, что Батюшка кончается и начала читать отходную, но вдруг вспомнила слова Старца, сказанные мне в январе: «Позови отца Адриана, вы его увели на другую половину». Нужно было опрятать покойного, должен был прийти местный священник о. Тихон, но уже раньше пришла местная власть, взяла документы Старца. Когда пришел о. Тихон, Батюшку переложили на стол, но не было власяницы – ее должны были привезти из Козельска. Отец Адриан оставался при покойном один. Только на другой день в 12 часов приехали из Козельска и вообще стали съезжаться духовные дети Батюшки. Вечером приехали о. Сергий Мечев , о. Савва из Звенигородского монастыря и о. Андрей Эльбсон из Александрийского Подворья, о. Петр из Можайска. Начались непрерывные панихиды. Ждали из Москвы гроб-колоду, который должны были прислать почитатели Батюшки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Преподобный Адриан Пошехонский Преподобный Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале XVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского (память 19 мая). Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию на реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю - игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника - старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем.

http://patriarchia.ru/db/text/911249.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010