– Известно, что Московский патриархат относится отрицательно к существующим и появлению новых приходов РПЦЗ в России. Если РПЦ поможет РПЦЗ завоевать позиции в Европе, Московский патриархат будет к ним более лоялен? Какие вообще вы видите для зарубежной церкви выгоды в сближении с РПЦ? – Статус приходов Русской зарубежной церкви в России, конечно, будет обсуждаться в ходе совместной работы комиссий обеих церквей и, как мы надеемся, будет разрешен в положительном смысле. Русская зарубежная церковь никаких выгод не искала и не ищет, а ищет путь к осмыслению наших общих основ и к взаимопониманию, к преодолению разделения путем соборного покаяния и братолюбия, а все остальное вытекает из этого положения. – Как вы видите сосуществование параллельных церковных структур РПЦЗ и РПЦ? – Если за границей, то нам не представляется целесообразным вносить какие-либо существенные изменения. Желательно, чтобы в тех местах, где параллельно существуют приходы Русской зарубежной церкви и Русской православной церкви Московского патриархата, был выработан опыт мирного и дружественного сосуществования. Дальнейшее устройство и организация зарубежных епархий и приходов будет обсуждаться в ходе взаимных встреч, а в России положение приходов Русской зарубежной церкви постараемся уладить в духе миролюбия и молитвенного единения. – Каким вы видите административное устройство двух частей Русской церкви в случае успешного интеграционного процесса, то есть какую юрисдикцию будет иметь зарубежная церковь (автономию, автокефалию, подчиненную РПЦ МП митрополию)? – В течение более чем 80-летнего самостоятельного существования Русской зарубежной церкви она не только сохранила преемственность, традиции и обычаи Русской церкви, но и приобрела своеобразие, способствовавшее ей в сохранении своего православного наследия в чужой, инославной среде. Это служение следует продолжать в свете накопленного опыта и практики, но также при учете создавшихся новых обстоятельств. Положение Русской зарубежной церкви в странах мировой русской диаспоры имеет свою специфику. Правовое положение ее структур обусловлено законодательством стран пребывания. Уже четвертое поколение ее духовенства воспитывалось, получало образование за границей, знает язык, обычаи и культуру стран пребывания. Поэтому радикально менять автономную структуру управления Русской зарубежной церковью на данном этапе не представляется целесообразным.

http://religare.ru/2_9340.html

Исследуя приходское законодательство Русской Православной Церкви 1945 и 1988 гг. и различные базовые смыслы, заложенные в нем, отметим существенный акцент в их различии и обосновании. Положение об административном устройстве прихода 1945 года было разработано митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) в духе постановления о приходах, выработано на Поместном соборе 1918 г., где было определено, что хозяйственно-финансовой деятельностью прихода должен заниматься церковный совет во главе с настоятелем, а приход, как православная община, мыслился как структура Церкви, в жизни которой миряне участвуют в управлении, но – sic! – руководство всей жизнью прихода, духовной и хозяйственной, остается за настоятелем . Такой взгляд на приход как каноническую структуру епархии вполне отвечал ее древнему устройству и смыслу: приход есть общество, состоящее из клира и мирян. Общество, возглавляемое пастырями-клириками. Какой же смысл несли поправки в законодательство о приходах 1961 года? В 1961 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, под давлением идеологического отдела ЦК КПСС и Совета по делам Русской Православной Церкви, встраиваясь в систему светского законодательства о религии 1929 года, вынужден был внести изменения в приходский устав, изменив смысловое понимание прихода как основной единицы Церкви, и поставил священников в полную административную зависимость от приходских «двадцаток», отнеся пастырское служение священника к области «духовных», в основном богослужебных обязанностей. Сама по себе мысль была здравая и не новая: хозяйственной жизнью прихода на протяжении истории заведовали миряне. Достаточно взглянуть на документы Поместного собора 1917–1918 гг. в отделе «Об организации православного прихода» п. 4, п.7 , где говорится об управлении и распоряжении приходским имуществом, которое возложено на приходское собрание. Подвох изменений Положения о приходах, принятых в 1961 году на Архиерейском соборе, крылся в деталях и смещенных акцентах. Церковная реформа, проводимая атеистической властью под лозунгом «восстановления советского законодательства о культах», «возвращения к ленинским нормам», к Положению о религиозных объединениях 1929 года, признающему только местные культовые общины, объединенные вокруг храма и не предусматривающие административной власти клира, противоречила административному устройству Русской Православной Церкви, принятому на Соборе 1917–1918 гг., по смыслу и в области канонического устройства.

http://bogoslov.ru/article/5023654

На богослужении присутствовали заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов, министр транспорта  Российской Федерации И.Е. Левитин, губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, президент Фонда «Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца» Л.Э. Слуцкий, генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ичиро Кавабато, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви провел совещание по восстановлению кронштадтского Никольского Морского собора и посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. 30 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода на Сенатской площади северной столицы Предстоятель Русской Церкви возглавил заседание Священного Синода. По завершении заседания Синода Святейший Владыка отбыл в Москву. 25 июня 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в город Брянск. В аэропорту Брянска Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали епископ Брянский и Севский Феофилакт, губернатор Брянской области Н.В. Денин, губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, руководители областных структур, духовенство Брянской епархии.В поездке Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Из аэропорта Брянска Его Святейшество проследовал в Климовский район на границу Белоруссии, России и Украины, где принял участие в открытии Международного фестиваля славянских народов «Славянское единство-2011». В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с руководителями пограничных регионов России, Украины и Белоруссии и правящими архиереями пограничных епархий. 26 июня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Успенском Свенском мужском монастыре города Брянска. Святейшему Владыке сослужили председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Курский и Рыльский Герман, архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, епископ Могилевский и Мстиславский Софроний, епископ Брянский и Севский Феофилакт, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Сумской и Ахтырский Евлогий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Брянской епархии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1586153...

В начале 2000-х гг. напряжение в отношениях Русской Православной Церкви с Ватиканом усилилось в связи с несогласованным с Украинской Православной Церковью визитом Папы Иоанна Павла II на Украину в 2001 г. и созданием в 2002 г. на канонической территории Русской Православной Церкви новых католических епархий и структур. 11 февраля 2002 г. было объявлено о решении Папы Римского «повысить статус административных структур» Римско-Католической Церкви на территории России до уровня епархий, а территорию Россию трактовать как «церковную провинцию» во главе с митрополитом. Летом этого же года епархии Римско-Католической Церкви были созданы на юге и востоке Украины. В заявлении Патриарха Алексия II и Священного Синода были названы причины такого решения Ватикана: действия Римско-Католической Церкви, «не обусловленные реальными пастырскими нуждами, раскрывают миссионерские цели производящихся изменений. Это подтверждается многочисленными фактами миссионерской деятельности католического духовенства среди российского населения. Именно эту деятельность мы называем прозелитической и постоянно указываем на нее как на одно из основных препятствий в деле улучшения отношений между нашими Церквами». Ситуация стала меняться после избрания главой Римско-Католической Церкви Папы Бенедикта XVI. Митрополит Кирилл, который присутствовал как на похоронах Папы Римского Иоанна Павла II (8 апреля 2005 г.), так и на интронизации новоизбранного Папы Римского Бенедикта XVI (24 апреля 2005 г.), провел встречу с ним в первый же день нового понтификата. По словам владыки Кирилла, «в Московском Патриархате со вниманием и надеждой были восприняты заявления Папы Римского Бенедикта XVI, сделанные им буквально сразу после восшествия на престол, о важности диалога с Православием и о необходимости улучшить отношения с Русской Православной Церковью... Мы, безусловно, поддерживаем не раз высказанное Бенедиктом XVI стремление к улучшению отношений между двумя Церквами и сами стремимся к тому же. Однако столь же безусловной является необходимость скорейшего перехода от слов к делу, от обнадеживающих деклараций к практическим шагам по разрешению конкретных конфликтных ситуаций». Во время встречи митрополита Кирилла с Папой Бенедиктом XVI в декабре 2007 г. отмечалась «необходимость использовать инструменты диалога для согласования позиций по тем проблемам, которые стоят на повестке дня».

http://patriarch.patriarchia.ru/rimsko-k...

Итак, каждая Православная Церковь окормляет своих эмигрантов и их потомков, сохраняя в сложных заграничных условиях свое лицо, свой дух, свои традиции и т. д., при этом поддерживая добрососедские отношения и евхаристическое единство с другими православными «юрисдицкиями». Интересно отметить, что здесь существуют и все расколы православия, в том числе и различного рода греческие старостильники, «филаретовцы» и другие украинские раскольники, формально вошедшие в состав Греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата, но, к сожалению, продолжавшие всегда поддерживать подрывную деятельность раскольничьих образований в Украине. - Почему нет Единой Поместной Православной Церкви в США? - Призывы к созданию независимой Поместной Церкви в США, исходящие от духовенства и мирян Греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата, полностью игнорируются Фанаром. По мнению многих авторитетных иерархов, священнослужителей и мирян, это связано с тем, что Греческая Архиепископия в США - основная часть паствы Константинополя, от которой последний зависит в финансовом отношении. Правда, на уровне епископской ассамблеи в США недавно была предпринята попытка административного объединения всех канонических структур на территории Северной Америки под омофором Константинопольского Патриарха. Многие представители Поместных Православных Церквей сочли подобное предложение несвоевременным, не говоря уже о том, что оно навязывалось Фанаром, как им казалось, не из церковно-пастырских соображений, а финансово-политических. А иерархи Русской Зарубежной Церкви указывали на невозможность поспешного административного объединения «юрисдикций», когда между ними продолжают существовать разногласия принципиального характера, в том числе и в вопросах пастырской практики. Кроме того, наши архипастыри с любовью относятся к истории православия в Америке и памяти подвижников Русской Церкви, посеявших здесь добрые семена веры. Как известно, в 1970 г. Православной Церкви в Америке был предоставлен автокефальный статус, который до сих пор оспаривается как Константинопольским Патриархатом, так и некоторыми другими Поместными Церквами, несущими свое служение в США.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/28/rp...

Декретом Совета Народных Комиссаров в 1918 году Церковь отделялась от государства, а школа – от Церкви. В том же году специально учреждённые органы приступили к ликвидации административно-управленческих структур Русской Православной Церкви. По завершении Гражданской войны в 1922 году был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Издание журнала «Безбожник» и учреждение организации «Союз воинствующих безбожников» в 1920-е годы стало очередным шагом атеистической пропаганды. Общим результатом политики СССР в отношении Церкви в 1920–1930-е годы стало закрытие значительной части храмов и монастырей, а также арест подавляющей части духовенства и епископата Русской Православной Церкви. Существенные послабления для Русской Православной Церкви начались в годы Великой Отечественной войны. …Сталин и Молотов приняли в Кремле трёх иерархов Русской Православной Церкви – Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и экзарха Украины, митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича). Деятельность Патриаршего Местоблюстителя в дни, когда началась война с фашистской Германией, заслуживает особого уважения. …22 июня 1941 года, в День Всех Святых, в Земле Российской просиявших, через два часа после выступления по радио наркома иностранных дел Молотова о нападении Германии на Советский Союз и за две недели до обращения Сталина к советскому народу митрополит Сергий призвал верующих, собравшихся в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, весь народ дать отпор агрессору. В тот же день он стал рассылать Послание «Пастырям и пасомым Христианской Православной Церкви» по всем приходам Русской Православной Церкви. В нем было сказано: «...Последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснётся нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/05/stalin...

Появляющиеся, время от времени, требования одной или нескольких поместных Церквей получить более широкую церковную автономию, являются законной внутренней канонической диалектикой взаимоотношений поместных Церквей между собой и Вселенским Престолом. Проблемы, возникающие из-за таких требований, не только не причиняют ущерб, но, наоборот, подчеркивают непоколебимую верность всех поместных Православных Церквей православному каноническому преданию, так как эти требования связаны или с конкретным изменением объективных политических и социальных условий, или с особыми пастырскими нуждами каждой поместной Церкви в любую эпоху. Характерно то, что как в византийский, так и в послевизантийский периоды единственные проблемы, возникшие в канонических структурах Православной Церкви, были связаны с большей или меньшей независимостью некоторых поместных Православных Церквей, которые переживали значительные изменения в организации политической или духовной жизни своих народов. Характерно также и то, что просьба о предоставлении большой или малой административной зависимости была канонически адресована к Вселенскому Престолу, который оценивал, в зависимости от случая, существовавшие и сформировавшиеся предпосылки удовлетворения просьбы, а также для всеправославного признания нового церковного статуса каждой поместной Церкви. Любые решения всегда принимались на основе критерия православного канонического предания. В этих рамках осуществлялась в византийский и послевизантийский периоды миссия Вселенского Престола, касающаяся: а. предоставления или упразднения патриаршей чести или даже патриаршего чина в некоторых поместных Церквах, таким как, например, Русской, Сербской и Болгарской, б. признания или упразднения автокефалии некоторых поместных Церквей (Ахридской, Печской, Тырновской и т.д), в. защиты автокефалии некоторых поместных Церквей от временных кризисов или нападений (Кипрская Церковь ), и г. осуждения любой антиканонической тенденции, направленной на произвольное или одностороннее провозглашение административной автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще более тяжелым и трагическим положение Церкви стало после Октябрьской революции 1917 года. С первых ее дней начал завязываться трагический конфликт Русской Православной Церкви с новой властью. Борьбу за власть и уничтожение старого строя большевики соединили с борьбой против Православной Церкви, так как отождествляли ее с монархической Россией. После смерти Патриарха Тихона правительство предприняло ряд мер, чтобы не допустить выборов нового Патриарха. В дискуссии об устройстве иерархической структуры Церкви речь шла теперь как о канонической преемственности кандидатов, так и об их позиции по отношению к государству. Наконец Митрополит Сергий (Страгородский) взял верх над своими внутрицерковными противниками, которые отвергали попытки устроения Церкви в советском государстве, видя в этом готовность к компромиссу с атеистической властью. Он, как и Патриарх Тихон, не желал «отойти ни на йоту от настоящей веры», при этом достаточно реалистично оценивал сложившуюся ситуацию, чтобы решить, что место Церкви не в катакомбах, а рядом с многострадальным народом. Декларация митрополита Сергия от 27.09.1927 г. до 1990 года определяла отношение Русской Православной Церкви к государству . С приходом к власти большевиков государственно-церковные отношения начали перестраиваться. Перемены, произошедшие в этой связи в организации приходского управления в Русской Православной Церкви, были связаны с полномочиями духовенства в управлении административно-хозяйственной деятельностью прихода. Оказалась под угрозой традиционная вертикаль: высшие органы управления Церкви (Патриарх и Синод) – епархия – приход. Большевиков привлекала система устройства церковной организации, которая в западной протестантской традиции именовалась конгрегационалистской. Эта система опиралась на идеи федерализма, которые имели, кроме политических, религиозные корни. Один из видных американских ученых, автор трудов по политологии и государственному управлению, профессор Винсент Остром в работе «Смысл американского федерализма» характеризовал американское общество как «находящееся в согласии с учениями иудаизма и христианства» .

http://bogoslov.ru/article/6020556

В 2010 году Русскую Православную Церковь посетил с официальным визитом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, также в гостях побывали Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона. Среди важнейших форумов минувшего года Святейший Патриарх Кирилл назвал Всемирный саммит религиозных лидеров в Баку (26-27 апреля 2010 г.), XIV Всемирный русский народный собор (25-26 мая 2010 г.), празднование Дней славянской письменности и культуры (24-27 мая 2010 г.), IV Ассамблею Русского мира (02-04 ноября 2010 г.), IV Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» (11-13 октября 2010 г.), VI Международную богословскую конференцию Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (15-18 ноября 2010 г.), IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (16-18 ноября 2010 г.), XIX Международные Рождественские образовательные чтения (23-26 января 2011 г.). Кроме того, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал архипастырям о состоявшихся встречах с руководителями государств, на которые простирается каноническая территория Московского Патриархата. В отчетный период Священный Синод Русской Православной Церкви заседал шесть раз: два раза в Санкт-Петербурге, один раз в Киеве, три раза в Москве. В продолжение предпринятых в 2009 году административных преобразований в истекшем году были образованы новые общецерковные учреждения: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Синодальный отдел по тюремному служению, Патриарший совет по культуре. Также обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, были уточнены полномочия и структуры Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей, Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1399474.ht...

Когда после революции начались гонения на Церковь, богословское образование было запрещено, все духовные семинарии и академии закрыты. В послевоенный период было разрешено открыть несколько духовных школ, но в 1960-е годы часть из них снова была закрыта. Лишь после 1988 года, когда Русская Церковь широко отметила 1000-летие Крещения Руси, началось стремительное возрождение церковной науки. Сейчас система духовного образования в Русской Православной Церкви достаточно развита и разветвлена. В настоящее время только в России функционируют одна Общецерковная аспирантура и докторантура, две духовных академии, четыре православных университета и института, 34 духовных семинарии, 24 духовных училища. Ряд духовных академий, институтов, семинарий, училищ Русской Православной Церкви функционирует в Украине, в Белоруссии, в Молдове, Латвии, Казахстане, Узбекистане, Франции, Японии и США. Вся система духовного образования в нашей Церкви на настоящий момент выстроена в соответствии с болонской системой. Выпускники семинарий получают степень бакалавра. В Московской духовной академии , Санкт-Петербургской духовной академии , Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете , а также в ряде семинарий дипломированные бакалавры имеют возможность продолжить образование в рамках магистерских программ. В 2009 по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сразу после восшествия его на Патриарший престол, была создана Общецерковная аспирантура и докторантура. Мне было поручено Святейшим Патриархом возглавить ее в качестве ректора. Главная цель Общецерковной аспирантуры и докторантуры — подготовка научных, педагогических, административных и дипломатических кадров высшей квалификации для исследовательских, образовательных и управляющих структур Русской Православной Церкви. Фактически Общецерковная аспирантура и докторантура венчает всю современную систему богословского образования Русской Православной Церкви. Поэтому я считаю важным рассказать о ней несколько подробнее.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210024...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010