поиск:   разделы   рассылка Александр Занемонец " Путь к уврачеванию ран... " : к событию 17 мая 2007 г. Источник:  Россия в красках 17 мая совершилось долгожданное подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского патриархата и Русской Зарубежной Церковью. Это по-настоящему историческое событие, свидетелями которого мы стали. За праздничной обстановкой и множеством значений этого события иногда можно потерять ощущение его подлинного смысла. Что же оно означает? В первую очередь – возвращение достаточно многочисленной православной общины – больше десятка епархий и четырехсот приходов, рассеянных по всему миру – к полноте евхаристического общения со всей Православной Церковью. С другой стороны – возможность обогащения христиан, живущих или еще недавно живших в России, опытом церковной и культурной жизни значительной части русской послереволюционной эмиграции. В церковной терминологии это – врачевание раскола. Раскол – это не просто уход из одной церковной юрисдикции в другую или от одного архиерея к другому, но прекращение совместной Евхаристии и совместного причащения из одной Чаши по каким бы то ни было причинам, кроме догматических. Отцы Церкви много писали о грехе раскола, и пожалуй самые жесткие слова об этом сказал св.Киприан Карфагенский в III в., когда говорил, что " грех раскола не искупается даже кровью мученичества " . Повторюсь, что раскол отличается от ереси тем, что при расколе та или иная община уходит от евхаристического общения со Вселенской Церковью не по догматическим (это уже не раскол, а ересь), а по любым другим причинам: политическим, национальным, историческим и т.п. По сути, это и был случай Русской Зарубежной Церкви. Основная проблема состояла не в ее выходе из административного подчинения Москве, так как это произошло почти со всеми церковными уделами вне Советского Союза: даже полноценные епархии Московского патриархата могли в Советское время (после Второй Мировой войны) существовать за границей только при условии жесткой независимости от ряда официальных церковных структур. В большинстве случаев это достигалось личной харизмой архиереев, которые могли даже не пускать к себе в храмы иные " церковные " комиссии из Советской России. Зарубежный синод не просто отстаивал свою независимость от давления, но еще до войны прекратил евхаристическое общение с Русской церковью. А потом уже постепенно не только с Русской, но и с Константинопольской, и с Элладской, и со всеми остальными. В конце, пусть и не совсем по своей воле, – с Иерусалимской. В 70-80е гг. среди зарубежников проходили дискуссии, можно ли служить вместе с сербами, а если да, то что именно. Официальное решение было отрицательным, но, по счастью, не все ему следовали.

http://religare.ru/2_42679.html

Так вот, МДРГ и НАС - это, по сути своей, тождественные структуры, просто имеющие разные статусы. Первая - административный, принадлежащий Госдуме РФ, второй - общественный, с претензией на общероссийский масштаб. Увы! Понятно, что доверия к любым инициативам, исходящим как от НАС, так и от МДРГ, курируемой депутатом Железняком и сектантом Лушниковым, нет и быть не может. Тем не менее, 2 сентября 2014 года, благодаря мощной политической и административной протекции Сергея Железняка врио премьер-министра Крыма Сергеем Аксёновым подписано соглашение о взаимодействии с НАС, в соответствии с которым у этой сектантской группировки появились шансы со временем сделать из российского государственного бюджета, выделяющего немалые средства на воссоздание действенной и здоровой инфраструктуры Крымского полуострова, «дойную корову» и получить преференции при наборе адептов для своих многочисленных вербовочных организаций и связанных с ними коммерческих структур. Символично, что в тот же день, 2 сентября, была объявлена официальная позиция Русской Православной Церкви. «В настоящее время, - говорится в общецерковном циркуляре, - ЦЗМ различными путями пытается проникнуть в государственные структуры с целью получения административной, политической поддержки и финансирования, ради чего руководством организации предпринимаются шаги по сближению с Русской Православной Церковью, чтобы использовать её как прикрытие». Как следствие, сотрудничество священников и прихожан с фондами «Центр здоровой молодёжи» и «Во имя архангела Гавриила» в настоящее время признано нецелесообразным. Участники их «реабилитационных» программ могут посещать православные храмы и монастыри только на общих основаниях. (см. здесь: ) Дало свою оценку деятельности НАС и главное антинаркотическое ведомство страны - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. 12 декабря 2014 года на Коллегии ФСКН России руководитель Департамента обеспечения межведомственного взаимодействия Госнаркоконтроля Ольга Алексеевна Мишина заявила: «Показателен пример «Национального антинаркотического союза». Начав свою деятельность как религиозная организация «Царство Бога», признанная впоследствии религиозной сектой, пройдя ряд формальных юридических реорганизаций, но, не меняя по существу методов своей работы, данная организация еще до недавнего времени позиционировала себя как «Центр здоровой молодёжи», оказывая услуги по реабилитации наркозависимых. Сейчас же Союз «переформатировался» на оказание «социальной помощи» наркопотребителям и активно развивает собственную филиальную сеть в Крымском федеральном округе. Вместе с тем, эта деструктивная сектантская организация, вышедшая с территории Украины, фактически в настоящее время пытается стать флагманом негосударственного реабилитационного сектора не только в Крыму, но и в Российской Федерации» (см. здесь: http://www.narkotiki.ru/5_75707.htm )

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/29/...

Желание Церковного руководства ограничить приток в духовные учебные заведения случайных лиц имел своё отражение и в гражданских уставах духовных школ. В них появились такие пункты: «24. Выдача диплома об окончания семинарии выпускникам может быть задержана на срок до трёх лет в связи с отказом от выполнения послушания по служению в Церкви. Решение о выдаче диплома данному выпускнику принимается епархиальным архиереем в ведение которого был направлен выпускник. 25 . Учебный Комитет или ректорат семинарии может возложить на выпускника послушание по служению в Церкви, вызванное нуждами Русской Православной Церкви на срок до трёх лет. В случае отказа от выполнения данного послушания либо неприбытия к месту служения в течение 2-х месяцев после окончания семинарии, выпускник обязан компенсировать затраты семинарии за весь период обучения… 27 . В случае необоснованного уклонения выпускника от обязанности направиться по распределению, семинария имеет право на: §       Компенсацию произведенных ею затрат на содержание выпускника в период его обучения в семинарии; §       Отказ выпускнику в выдаче диплома» 541 . Традиционными стали совещания ректоров Духовных учебных заведений. 4–6 мая 1999 года было проведено ректорское совещание в Московской Духовной академии, 21–24 июня 2000 года с Тобольской Духовной семинарии, 14–15 мая 2001 года и 16 апреля 2002 года в Москве. 542 Ректорские совещания сочли делом первостепенной важности организацию сотрудничества духовных школ Русской Православной Церкви с высшими государственными школами, в том числе и с целью открытия в них теологических факультетов и отделений 543 . Кадровые проблемы, стоящие перед духовными учебными заведениями, наглядно показывают следующие слова архиепископа Евгения: «В любом случае в Духовной школе должно быть хотя бы одно лицо с административными полномочиями, которое имеет послушание только в данном духовном учебном заведении, без совмещения». 544 Не менее сложные кадровые проблемы стали и перед Учебным Комитетом. Даже высказанное ещё в 1994 году пожелание, что бы его председатель был освобождён от руководства епархией или одной из духовных школ в настоящее время не реализовано. В 2002 году «Святейшим Патриархом была утверждена новая структура Учебного Комитета, предусматривающая создание в его составе специализированных профильных подразделений. Новая структура Учебного Комитета соответствует основным принципам организации работы государственных образовательных структур, а также учитывает специфику переходного периода, в котором находится ныне система богословского образования Русской Православной Церкви». 545

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополичий округ будет представлять собой новую каноническую структуру Церкви с правами самостоятельности. В Округе будет действовать Синод, принимающий решения, касающиеся жизни Православной Церкви Казахстана. При Синоде предполагается создать Управление делами. Синод Округа представляет в Священный Синод Русской Православной Церкви кандидатуры настоятелей монастырей, ректоров богословских школ, выходит с инициативой создания новых церковных организаций. — 12 августа Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в личной встрече поздравил Вас с возведением в сан митрополита и назначением главой Православной Церкви Казахстана. — 12 августа состоялось очень важная встреча с Президентом Республики Казахстан . Это была первая содержательная рабочая встреча, во время которой нам удалось обсудить многие насущные вопросы, касающиеся духовной жизни Православной Церкви в Казахстане и межрелигиозного сотрудничества. Я информировал Президента о двух главных проектах, к осуществлению которых мы приступаем: строительство административного и духовно-культурного центра Митрополичьего округа в Астане и организация Алма-Атинской духовной семинарии. Президент Республики с пониманием отнесся к этим начинаниям и выразил поддержку строительству православного центра в молодой столице Казахстана, Астане, — в городе, который является его любимым детищем и о всестороннем развитии которого он непрестанно заботится. Другим важнейшим вопросом моей беседы с Президентом стало обсуждение проблем межрелигиозного сотрудничества. В 2012 году в Астане пройдет IV саммит мировых религий. Мы очень надеемся, что этот высокий форум возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Известно, что в некоторых православных кругах осуждается участие иерархов Церкви в подобного рода мероприятиях, собирающих представителей разных мировых религий. — Хочется сказать, что люди, которые занимают такую позицию, не видят дальше своего двора, своего плетня. Им незнакомы проблемы православных людей, живущих в сопредельных государствах, в частности, в странах, в которых ведущей религией является ислам. А между тем, от того, насколько активно и содержательно мы в Казахстане будем принимать участие в совместных миротворческих проектах с лидерами ислама и традиционных христианских конфессий, зависит будущее огромного количества православных людей — речь идет почти о четырех миллионах казахстанской паствы.

http://patriarchia.ru/db/text/1259178.ht...

Прежний Грузинский Экзархат прекратил свое существование. Свят. Синод принял постановление о добровольном вхождении русской и др. негрузинской паствы в Кавказский Экзархат, об установлении кафедральной резиденции в Тифлисе, об именовании Экзарха «Тифлисским митрополитом и Кавказским Экзархом», о разделении экзархата на епархии под руководством епископов, подчинив их Экзарху, о сохранении всех негрузинских правовых, административных и церковно-просветительских учреждений в его юрисдикции . Центр церковной жизни в этот сложный период перемещается в Баку. 19 марта 1918 г. митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским был назначен архиеп. Тамбовский и Шацкий Кирилл Смирнов . На заседании Отдела 5–18 апреля 1918 г. митрополит Тифлисский Кирилл констатировал, что «Грузинский Экзархат практически не существует» , что свидетельствует о том, что Владыка не отрицал принятого решения об автокефалии Грузинской Церкви. Положение осложнилось тем, что 26 мая 1918 г. Грузия стала независимым государством во главе с меньшевистским правительством, председателем которого стал Ной Жордания с. 9]. Отношения на правительственном уровне между Россией и Грузией находились в процессе становления, церковные связи с приходами Кавказского экзархата были затруднены. Кавказский экзархат в пределах Грузии был упразднен постановлением меньшевистского правительства Грузии 20 февраля 1920 г. Позже на основании пункта «в» ст. 7 Конституции Республики Грузии, принятой 21 февраля 1921 г., находящиеся на территории республики русские, греческие, осетинские, айсорские и др. приходы были переведены в юрисдикцию Грузинской Православной Церкви . На территории Грузии стал существовать Католикосат, куда входили грузинские приходы, а иноплеменные, в том числе и русские, до 1922 г. структурированы не были и практически не имели связи с Русской Православной Церковью. После установления в Грузии советской власти 25 февраля 1921 г. богоборческая власть начала и здесь проводить антицерковную политику, которая с 1918 г. осуществлялась по отношению к Русской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6193220

назад Вопросы церковного управления Спустя два месяца после Поместного Собора 2009 года на заседании Священного Синода 31 марта 2009 года были предприняты первые шаги по реорганизации центрального аппарата Русской Православной Церкви . Были перераспределены полномочия между синодальными учреждениями и учреждены новые синодальные ведомства: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, а также Синодальный информационный отдел ( объединены в 2015 году в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ). Был разделен функционал Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Кроме того были сформированы или восстановлены новые административные структуры — Секретариат Московского Патриархата по зарубежным учреждениям (позднее переименован в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям) и Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви. Административные функции Управления делами Московской Патриархии были уточнены с приданием этому учреждению более широкого функционала в сфере взаимодействия с епархиями на канонической территории Русской Православной Церкви и выделением не связанных с этими обязанностей в ведение новоучрежденного Административного секретариата Московской Патриархии, а также других учреждений. В марте 2010 года было дополнительно образованы еще несколько синодальных ведомств: Патриарший совет по культуре , Синодальный отдел по тюремному служению , Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Позднее Синодальная комиссия по монастырям и монашеству была преобразована в полноценное ведомство — Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Позднее были образованы Патриарший совет по защите семьи, материнства и детства — в 2011 году ; Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта — в 2015 году ; Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации — в 2016 году . Перечисленные решения были продиктованы постановлениями Поместного Собора , указавшего среди главных задач церковной деятельности: «умножение усилий в области миссионерства и всенародного православного просвещения» и развитие диалога «с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры». Разграничение сфер ответственности синодальных ведомств позволило более активно развивать работу по каждому направлению церковной и общественной жизни. Одновременно была проведена большая работа по реорганизации деятельности всех синодальных структур таким образом, чтобы их сотрудники были активно вовлечены в подведомую область на высоком профессиональном уровне.

http://patriarch.patriarchia.ru/voprosy-...

Согласно определению Священного Синода, целый ряд учреждений Московского Патриархата будут преобразованы или реорганизованы. В частности, Священный Синод принял решение о создании нового Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества. Журнал 18 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта определяет: " В связи с возрастающей необходимостью развивать, совершенствовать и систематизировать диалог Церкви и общества образовать Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества. Поручить данному отделу осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского Патриархата " . Председателем Отдела назначен протоиерей Всеволод Чаплин с освобождением его от должности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей. Синод принял решение о создании Секретариата Московской Патриархии по зарубежным учреждениям в целях «углубления взаимодействия между епархиями и приходскими структурами, находящимися в ведении Патриарха Московского и всея Руси с одной стороны, и Священного Синода Русской Православной Церкви за рубежом — с другой». В рамках этого решения епархии, представительства, подворья, монастыри и ставропигиальные приходы, находившиеся в ведении Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, переходят в непосредственное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси. Секретариат Московской Патриархии по зарубежным учреждениям создается в помощь Патриарху Московскому и всея Руси для осуществления канонического, архипастырского, административного, финансового и хозяйственного попечения о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви. Утверждена также новая должность Секретаря Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. На эту должность назначен епископ Егорьевский Марк. Также принято решение о создании Синодального информационного отдела. Данный отдел образован ввиду необходимости дальнейшего развития информационной деятельности Московского Патриархата. Председателем Синодального информационного отдела Московского Патриархата назначен главный редактор журнала «Фома» В.Р. Легойда. " Такого у нас в Церкви еще не было, миряне не заведовали синодальными отделами " , - сказал журналистам после заседания Синода глава пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, сообщает Интерфакс-Религия.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/03/31/v_...

К примеру, Совместная рабочая группа по рассмотрению проблем, существующих между Русской православной и Римско-Католической Церквами в России, созданная в 2004 году, уже показала свою эффективность. Эта группа, включающая трех православных и трех католических официальных представителей, встречается, как правило, два раза в год для честного и открытого обсуждения конкретных случаев, вызывающих озабоченность с православной стороны, и для рассмотрения актуального положения дел в наших двусторонних отношениях. На своих двух последних встречах, проходивших в октябре и декабре 2009 года в Салезианских центрах под Москвой и в Гатчине, участники отметили положительную динамику, наметившуюся в развитии отношений между двумя Церквами в последние годы. Было даже принято решение о том, чтобы расширить компетенцию группы и обсуждать в ее рамках не только проблемы, но и возможные совместные проекты сотрудничества, в первую очередь в социальной и культурной областях. Вместе с тем, православные участники группы констатировали, что рекомендации, выработанные группой для детских приютов, руководимых монашествующими членами Католической Церкви, о поисках путей их сотрудничества с православными священнослужителями для духовного окормления воспитанников приютов, крещенных в Православии, не всегда осуществляются на практике. Положительные сдвиги в решении проблем униатизма на Украине и прозелитизма в России всегда рассматривались Священноначалием Русской Православной Церкви в качестве необходимого условия для того, чтобы давно ожидаемая встреча между Патриархом и Папой стала возможной. Это в очередной раз было подтверждено архиепископом Иларионом в Риме в сентябре 2009 года. Определенный прогресс в данном направлении может также способствовать развитию плодотворного сотрудничества двух Церквей в деле совместного свидетельства об общей позиции по основным актуальным проблемам современности. 3. Отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами на международном уровне Отношения между двумя Церквами во внешней сфере носят разнообразный характер и осуществляются на разных уровнях - от официальных отношений между административными структурами двух Церквей до отношений с конкретными епархиями, церковными организациями и учебными заведениями. В этой сфере две самые большие по количеству членов христианские Церкви мира, которые, и это очень важно, рассматривают себя как «Церкви Предания», осуществляют так называемое «стратегическое партнерство», основанное на защите традиционных христианских ценностей перед лицом секуляризации в современном обществе и возобладавшего в нравственной области релятивизма.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/15/...

Работа над этим интервью началась в 2010 году. В 2014-м были получены ответы, однако они нуждались в устном уточнении. И вот наконец 24 января 2020 года нам с А.В. Поповым удалось встретиться в Москве и завершить интервью. Эта беседа продолжает источниковедческую тему, начатую в 2010 г. с интервью с А.Л. Гуревичем , создателем электронной базы персоналий религиозных деятелей русского зарубежья, и В.И. Косиком , автором сборника биографий духовенства.  Диакон Андрей Псарев   Диакон Андрей Псарев: Расскажите, пожалуйста, о том, как вы начали заниматься составлением библиографии по истории Русской Зарубежной Церкви? А.В. Попов: Работая над книгой по истории Русской Зарубежной Церкви, я сталкивался с большим числом литературы и, естественно, составлял список литературы. Когда он стал очень большим, более двух тысяч библиографических записей, возникла необходимость в структурировании. А дальше список, или даже уже библиографический указатель, рос, и сейчас количество биографических записей перевалило далеко за 10 тысяч. Менялась и структура – тоже росла, усложнялась. Дорогой отец Андрей, скажу более, я настолько привык к этому списку, что не было за последние годы ни одного дня, чтобы я в него чего-то не добавил. Вышла новая публикация, прочитал что-то интересное по этой теме – обязательно добавляю в указатель. Хотя зачем, не знаю. Справедливости ради надо сказать, что частично его удалось опубликовать. Расскажите, пожалуйста, о вышедшей в 2005 г. вашей монографии « Российское православное зарубежье: история и источники ». Монография посвящена российскому православному зарубежью и его месту в истории России. В центре внимания автора находится изменение канонического и церковно-административного положения зарубежной части Русской Православной Церкви после революции 1917 г. и гражданской войны в России. Одной из моих задач являлся анализ современного состояния российской православной диаспоры и поиск ответа на вопрос, возможно ли сейчас объединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей.

http://bogoslov.ru/article/6025138

Кроме того, как сообщил Святейший Владыка, священнослужители, студенты духовных учебных заведений и послушники в монастырях в обязательном порядке обеспечиваются медицинской страховкой и освобождаются от службы в армии. Патриарх Кирилл также рассказал, что в процессе подготовки принятия законопроектов, касающихся социальной и гуманитарной сторон жизни общества, литовское государство запрашивает мнение традиционных религий страны. «В Эстонской Республике, к сожалению, до сих пор не преодолены определенные предубеждения относительно Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Некоторые даже считают ее институтом, якобы представляющим угрозу государственности Эстонии. Однако после юридической регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в 2002 году ее отношения с государственными органами в целом нормализовались», — констатировал Святейший Владыка. «В настоящее время власти воздерживаются от действий, подобных тем, которые привели к расколу в 90-годах прошлого столетия и лишению Эстонской Православной Церкви права собственности на бóльшую часть церковного имущества», — отметил Предстоятель. Святейший Патриарх Кирилл привел примеры делового сотрудничества в административно-правовых вопросах с Управлением по делам религии МВД Эстонии, которое помогало, например, в решении миграционных проблем священников, а также приняло к рассмотрению предложения Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата об изменении закона, регулирующего статус церквей и приходов, нацеленные на предоставление статуса юридического лица епархиям, на смягчение миграционных требований к священникам. «Продолжается финансирование работ по восстановлению признанных архитектурными памятниками православных храмов как из госбюджета за счет европейских структурных фондов, так и из бюджета структур местного самоуправления. Однако сохраняется диспропорция в объемах финансирования по сравнению с Константинопольской юрисдикцией, которой выделяется значительно больше средств, хотя по численности паства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата превышает " константинопольскую " почти в 10 раз», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2770902.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010