Раздел I.2. Центральные Церковные учреждения I.2.1. Московская Патриархия Московская Патриархия (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава VIII, пп. 1, 3, 4, 6а. Об изменении структуры Московской Патриархии (распоряжение Патриарха Московского и всея Руси от 1 апреля 2009 г.) (...) 2. Образовать секретариат Московской Патриархии по городу Москве. 3. Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал 18 от 31 марта 2009 года) образовать Секретариат Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. 4. Образовать в Московской Патриархии административный секретариат, ответственный за решение в рамках Патриархии – административных, хозяйственных, кадровых, юридических 4 , протокольных, информационных вопросов – с включением в него соответствующих служб. 5. Объединить канцелярию и архив Московской Патриархии в единую службу делопроизводства. 6. Образовать личный секретариат Патриарха Московского и всея Руси. 7. Образовать референтуру Московской Патриархии. 8. Преобразовать бухгалтерию Московской Патриархии в финансовую службу Московской Патриархии. 9. В связи с решением Священного Синода (журнал 18 от 31 марта 2009 года) об образовании синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества упразднить Отдел Московской Патриархии по связям с общественностью. 10. В связи с настоящей реструктуризацией упразднить Общий отдел Московской Патриархии. 11. Службу единого заказчика Московской Патриархии включить в Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии. 12. Секретари Московской Патриархии, руководитель финансовой службы, помощник Патриарха, руководитель личного секретариата и руководитель референтуры находятся в непосредственном подчинении Патриарха Московского и всея Руси. О переименовании секретариата Московской Патриархии (распоряжение Патриарха Московского и всея Руси от 9 июня 2010 г.) 1. Переименовать секретариат Московской Патриархии по городу Москве, образованный на основании нашего Распоряжения от 1 апреля 2009 г. 5, в «Управление Московской Патриархии по городу Москве».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Более чем вдвое увеличилось количество воскресных школ в России — с 5682 до 12975. Количество воинских храмов в стране возросло с 76 до 1016, военных священников — с 200 до 3286; из них штатного духовенства — 286 (в 2009 году таковых не было) и внештатного — 3000 священнослужителей. Спустя два месяца после Поместного Собора 2009 года на заседании Священного Синода 31 марта 2009 года были предприняты первые шаги по реорганизации центрального аппарата Русской Православной Церкви. Были перераспределены полномочия между синодальными учреждениями и учреждены новые синодальные ведомства: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества , а также Синодальный информационный отдел (объединены в 2015 году в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ ). Был разделен функционал Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии . Кроме того, были сформированы или восстановлены новые административные структуры — Секретариат Московского Патриархата по зарубежным учреждениям (в 2010 году переименован в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; в 2022 году организация упразднена, функции переданы в ведение Отдела внешних церковных связей ) и Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата. Административные функции Управления делами Московской Патриархии были уточнены с приданием этому учреждению более широкого функционала в сфере взаимодействия с епархиями на канонической территории Русской Православной Церкви и выделением не связанных с этими обязанностей в ведение новоучрежденного Административного секретариата Московской Патриархии, а также других учреждений. В марте 2010 года было дополнительно образованы еще несколько синодальных ведомств: Патриарший совет по культуре , Синодальный отдел по тюремному служению , Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством . Позднее Синодальная комиссия по монастырям и монашеству был преобразована в полноценное ведомство — Синодальный отдел по монастырям и монашеству .

http://patriarchia.ru/db/text/6099616.ht...

Архимандрит Олег (Черепанин) поблагодарил Е.Ю. Томихина за внимание, проявленное им к церковному присутствию в Таиланде, и уделенное, несмотря на занятость, время. Основная повестка дня общего собрания духовенства в Таиланде была посвящена подведению итогов церковной деятельности Представительства за 2018 год. Кроме того, архимандрит Олег (Черепанин) уведомил духовенство об изменениях в административном церковном управлении в странах Юго-Восточной Азии на основании решений Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 2018 года, образовании Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии и назначении его главой архиепископа Солнечногорского Сергия с титулом «Сингапурский и Юго-восточно-азиатский», а также планах становления Патриаршего экзархата в регионе и необходимости максимального содействия Патриаршему экзарху в скорейшей организации новой церковной структуры. Духовенство Московского Патриархата в Таиланде поддержало решение  Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года ( журнал 71 ) о признании невозможным дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом . Была выражена общая озабоченность деятельностью Фанара, разрывающего единство мирового Православия и ставшего на путь церковного раскола. Подводя итоги деятельности приходов Русской Православной Церкви в Таиланде за 2018 год, собравшиеся констатировали положительную тенденцию укрепления приходских общин, значительное увеличение количества местных жителей, принимающих Православие, активизацию благотворительной и социальной работы духовенства, катехизаторской деятельности и работы с детьми. Архимандрит Олег (Черепанин) призвал собравшееся духовенство оказать поддержку и помощь Владимирскому приходу в Чиангмае, находящемуся на севере Королевства и являющегося самым отдаленным приходом Русской Православной Церкви в стране. Общая оценка развитию церковной жизни в Таиланде в 2018 год определена как удовлетворительная. В завершение архимандрит Олег (Черепанин) поблагодарил собравшееся духовенство за понесенные в минувшем году труды и просил передать благодарность всем приходским помощникам и активистам.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5359515...

Декларируемые в церковном Уставе, во внутренних положениях о митрополичьих округах и в положении о митрополиях цели, присущие деятельности обеих церковных структур, практически совпадают. В случае митрополии это координация богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодёжной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, входящих в состав митрополии, а также их взаимодействия с обществом и органами светской власти . Статус митрополии как формы организации взаимодействия двух или более епархий не предполагает подчинение этих епархий административным структурам митрополии. В положении «О митрополиях Русской Православной Церкви» особо оговорено: «Епархии, входящие в состав митрополии находятся в прямом каноническом подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Священного Синода, Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви» . Архиерейский совет митрополии по вопросу о распоряжении епархиальным имуществом или имуществом канонических подразделений епархии может дать лишь рекомендацию воздержаться от отчуждения такового. Рекомендацией ограничено и участие Совета в урегулировании конфликтных ситуаций, возникших в епархиях. Митрополия не наделена правом осуществлять судопроизводство. На уровне митрополий, в отличие от митрополичьего округа, не предусмотрены церковные судебные инстанции. В положении «О митрополиях Русской Православной Церкви» говорится о том, что для судов епархий, входящих в митрополию, вышестоящей инстанцией является Высший общецерковный суд. В то же время митрополиту предоставляются полномочия процессуального характера — возможность проводить расследование дел, касающихся канонических подразделений и должностных лиц на территории митрополии по запросу Высшего общецерковного суда, представлять свой отзыв на такие дела, а по запросу органов высшего церковного управления проводить расследование дел, касающихся епархий митрополии. Митрополит также правомочен принимать и рассматривать самостоятельно или совместно с Архиерейским советом жалобы на решения и действия архиереев без возбуждения формального церковного судопроизводства .

http://bogoslov.ru/article/6192329

– утверждение состава Приходских собраний; – частичное или полное изменение состава Приходского собрания при отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви; – принятие решения о созыве Приходского собрания; – утверждение кандидатур председателей Приходских советов; – выведение из состава приходских советов членов Приходских советов, грубо нарушающих устав прихода; – утверждение финансовых и прочих отчетов Приходских советов и докладов ревизионных комиссий приходов; – утверждение избранных Приходскими собраниями председателей Приходских советов и отстранение их от должности, в случае грубого нарушения ими устава прихода; – утверждение протоколов Приходских собраний; – одобрение проведения в жизнь решений органов Епархиального управления. Без указанного одобрения такие решения являются недействительными; – издание собственных исполнительно-распорядительных актов по всем вопросам жизни и деятельности Епархии, включая кадровые, в рамках своей компетенции, Канонического устава об управлении Русской Православной Церкви, Устава Московской Патриархии и настоящего Устава; – благословение (утверждение) на учреждение новых приходских общин; – разрешение постройки и ремонта храмов, молитвенных домов и часовен; – ходатайствование перед органами государственной власти и управления о передаче Епархии и ее структурным подразделениям храмов и других зданий и сооружений, предназначенных для церковных целей; – являться полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и управления по вопросам, относящимся к его Епархии; – решение вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом Епархии; – осуществление контроля за религиозной, административной и финансовой деятельностью приходов, монастырей, учебных заведений и других подразделений Епархии; – распоряжение финансовыми средствами Епархии, заключение от ее имени договоров, выдача доверенностей, открытие счетов в банковских учреждениях;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3.1.1. К общецерковным наградам относятся ордена, медали Русской Православной Церкви, медали орденов Русской Православной Церкви, Патриаршие знаки, Патриаршие грамоты, Патриаршие юбилейные медали и знаки. 3.1.2. Общецерковными наградами могут быть награждены архиереи, клирики, миряне, а также светские лица и представители традиционных религий и конфессий. 3.1.3. Для награждения общецерковной наградой необходимы основания и повод. 3.1.4. Общецерковные награды вручаются по следующим основаниям за конкретные деяния во славу Божию на благо Святой Церкви: постройку храмов, детских домов, школ и иных церковных и социальных зданий; героические общественно-значимые деяния (например: спасение человека); материальные жертвы на благое дело; длительные (не менее 20 лет) результативные труды на ниве пастырского, просветительского, миссионерского служения, иных административных, епархиальных, приходских церковных послушаниях; добросовестные деяния на ниве социального, духовно-нравственного воспитания; вклад в сохранение традиционных ценностей в обществе. 3.1.5. Поводами для награждения общецерковной наградой могут быть: 3.1.6. Не могут быть поводами к награждению общецерковными наградами: 3.1.7. Не предусмотрены: 3.1.8. Если награжденный умрет прежде получения общецерковной награды, то она возвращается в Наградную комиссию. Награды, оставшиеся после смерти, в Наградную комиссию не возвращаются. 3.1.9. Если клирик запрещается в священнослужении, ему не дозволяется носить общецерковные награды до снятия запрещения. Миряне, находящиеся под прещением епархиального архиерея, не возлагают на себя знаков церковных наград до снятия с них наложенного прещения. Клирик, имеющий общецерковную награду, и извергнутый из сана, лишается права ее ношения. 3.2. Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении к общецерковным наградам 3.2.1 Право ходатайства о награждении общецерковной наградой перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси принадлежит епархиальным архиереям, управляющим викариатствами города Москвы, руководителям Синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Валентина Матвиенко пригласила меня обсудить новый закон» Семья регулируется отношениями, основанными на любви, и посторонние третьи лица, не вовлеченные в эту систему, будут только разрушать эту любовь 02.12.2019 2652 «Валентина Матвиенко пригласила меня обсудить новый закон . Конечно, не меня лично, но, как она сказала, " представителей Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий " », - пишет на своей странице в социальной сети Facebook настоятель св. мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. «С благодарностью принимаю приглашение. Из десятков вопросов к закону выберу только три. Первый важный вопрос: почему закон " О профилактике семейно-бытового насилия " обсуждался в закрытом режиме более трех лет (160 недель), а после публикации новой редакции закона обществу предлагается обсудить его в течение 2 недель? Мне кажется, этот дисбаланс говорит о спешке, за которой стоит умысел», - пишет далее священник. «Второй вопрос. Никто не может возразить, что диаметрально противоположные мнения о законе обнаруживают разные подходы к закону, которые следует изучить специалистам и скрупулезно взвесить мотивации сторонников и противников. Особенно важно рассмотреть последствия действия нового закона. Не создает ли он параллельные правовые структуры, обладающие властными функциями и подменяющие существующие структуры? А если это так, то что может остановить эти новые структуры от дальнейшего «захвата власти», при том, что они нивелируют полномочия правоохранительной системы, основанной на Конституции, на административном, трудовом, уголовном и иных кодексах и законодательных правилах? Не оставить ли обсуждения этих проблем и конфликтов уже существующим институтам гражданского общества? Этих институтов у нас очень много (в том числе и религиозных) и следует ли им передавать право законодательной и исполнительной власти?» - вопрошает протоиерей. «Третий вопрос. У нас очень мало в общественной жизни саморегулирующихся систем, которые бы в силу своей природы осуществляли фильтр, оставляя в ней " всё хорошее " , освобождаясь от " всего плохого " . Некоторые причисляют к таким системам СЕМЬЮ как ячейку общества. СтОит ли трогать эту саморегулирующуюся систему, если в ней, как пишется в законе, отсутствуют «признаки административного правонарушения или уголовного преступления»?» - задается вопросом отец Владимир.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/02/st...

Патриаршее поздравление в связи с актовым днем Свято-Тихоновского университета 18 листопада 2006 р. 12:00 В день избрания святителя Тихона на Патриарший престол Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отмечает актовый день. Преподавателей и студентов университета поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Досточтимый отец ректор, дорогие начальствующие, учащие и учащиеся! Уже четырнадцатый год мы празднуем Актовый день Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , приуроченный ко дню избрания на Патриарший престол святителя Патриарха Тихона, вашего небесного покровителя. За четырнадцать лет Университет стал кузницей кадров для Русской Церкви. Здесь получают богословское образование будущие пастыри, готовятся к церковному служению иконописцы и регенты, ученые и миссионеры, преподаватели и воспитатели молодого поколения, которые откроют ему истину и красоту православного вероучения. Многие приходы Русской Православной Церкви, Москвы, Подмосковья и отдаленных епархий имеют в своем составе священнослужителей, получивших богословское образование на Богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Административные структуры Русской Церкви также приняли уже многих выпускников университета, многие духовные учебные заведения, а также православные светские школы и вузы опираются на них в учебном процессе и организационной работе. Широко по всей России используются учебные и методические пособия Свято-Тихоновского университета. Во многих епархиях Русской Православной Церкви стали известны миссионерские группы Свято-Тихоновского Университета, помогающие вернуть к вере русских людей, до того в течение многих десятков лет лишенных не только пастырского окормления, но и элементарных сведений о Православии, составлявшем основы жизни их предков. Более двадцати епархий имеют сегодня около 50 образовательных центров  филиалы Свято-Тихоновского университета, факультеты, отделения и кафедры Теологии, в которых студенты получают богословское образование на основе государственных стандартов по Теологии, разработанных в ПСТГУ. Отрадно отметить, что более 20 из них — государственные университеты.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203907...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Верховный суд Украины оставил в силе приостановку переименования Украинской Православной Церкви 16.12.2019 Верховный суд Украины оставил без удовлетворения кассационную жалобу министерства культуры на решение Окружного административного суда Киева о приостановке переименования Украинской Православной Церкви . Как сообщается в Едином государственном реестре судебных решений, соответствующее постановление суд принял по результатам заседания 11 декабря. " Коллегия судей соглашается с выводами судов предыдущих инстанций, которые установили, что применение мер обеспечения этого иска путем запрета совершения всем уполномоченным регистрационным органам любых регистрационных действий в отношении сведений в Единый государственный реестр о Киевской митрополии УПЦ и ее структурных религиозных организациях до решения данного спора по существу заявленных исковых требований является целесообразным и необходимым, поскольку непринятие таких мер может существенно осложнить или вообще сделать невозможным исполнение решения суда в случае удовлетворения исковых требований и усложнить эффективную защиту и восстановление прав и интересов истца, для защиты которых он обратился в суд " , - говорится в обосновании позиции суда. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. Как сообщалось, Верховная Рада Украины 20 декабря 2018 года приняла закон, обязывающий УПЦ в своем названии указать принадлежность к Русской Православной Церкви. 22 декабря 2018 года пятый президент Украины Петр Порошенко подписал соответствующий закон. Документ предусматривает, что религиозная организация, входящая в структуру религиозной организации с центром в государстве, " совершившем военную агрессию против Украины и временно оккупировавшем ее территорию " , обязана в названии отображать принадлежность к такому центру за пределами страны.

http://drevo-info.ru/news/25520.html

— Есть ли какие-то ограничения власти епископа в пределах епархии? — Полнота власти в руках архиерея и ограничена только сверху — епископским Собором, но к участию в этой власти призываются клирики и миряне через включение их в состав епархиального собрания, клирики участвуют в епархиальном совете и судах, и в других коллегиальных органах управления. По Уставу, это не совещательные, а именно властные органы. Однако приоритет принадлежит епископу, в критических ситуациях он вправе принимать решения единолично, и все решения епархиальных собраний и советов, епархиального суда приводятся в исполнение только после его утверждения, а без этого повисают в воздухе. В государственном праве также есть примеры, когда решения парламента утверждаются главой государства. Однако в таких случаях, чтобы соблюсти принцип народовластия более последовательно, в конституции предусматривается механизм преодоления королевского или президентского вето, а в Уставе Русской Православной Церкви преодоление архиерейского вето не предусматривается. Патриарх имеет возможность заблокировать решение Синода, но не решение Архиерейского Собора. Решения Поместного собора могут быть отменены Архиерейским совещанием в составе Поместного собора. Так что, с какой стороны ни посмотри, — полнота власти в руках епископата. — Возможно ли разделение властей в епархии, подобное разделению ветвей власти в государстве? — Ветви законодательной, исполнительной и судебной власти разделены функционально, но ситуация в епархии подобна ситуации в Российской Империи до реформ 1860-х годов. Да, существовали судебные учреждения, отдельно существовали административные учреждения, но и верховная судебная, и верховная административная власть сосредотачивались в руках императора. Проекты законов готовились в канцеляриях, существовали также законосовещательные учреждения, такие как Государственный совет, а ранее Сенат. Все законы издавались властью Императора. В Православной Церкви нет монархического принципа, как в Католической, но власть, повторю, сосредоточена в руках епископата. Только в ХХ веке стали создаваться отдельные судебные учреждения в структуре Русской Православной Церкви — в XIX веке их не было. Однако у них не самостоятельная, но делегированная власть: в епархиях суды подчинены правящему архиерею, а на общецерковном уровне — Архиерейскому Собору. Так что разделение функций есть, а классического разделения властей по Монтескье и независимых друг от друга органов власти — нет.

http://pravoslavie.ru/63951.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010