Разделы портала «Азбука веры» Часть 1. Адам, Ева и их сын Уже в самом творении человека видится тайна Триипостасного Божества, в разделении первобытного человеческого рода на три единосущные ипостаси (Адам, Ева и их сын) преп. Анастасий видит образ Пресвятой Троицы: Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно, сына же — второго человека — соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего человечества, или [три] единосущные ипостаси, отпечатлительно созданными, как это представляется Мефодию, по некоему образу Святой и единосущной Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца — Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама есть образ предначертанный рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа (I, 1, 5). Преп. Анастасий ссылается здесь на мысль сщмч. Мефодия Патарского . Переводчик «Слов об устроении человека» А.И. Сидоров так комментирует эту ссылку: «Среди фрагментов из неизвестных сочинений святителя Мефодия есть один, гласящий»  и далее приводит текст из русского издания 1905 г. произведений сщмч. Мефодия Патарского: «Может быть, три прародительские главы всего человечества, эти единосущные лица, были, как думает и Мефодий, прообразовательно некоторым подобием Святой и единосущной Троицы, именно: не имеющий (земного) виновника своего бытия и нерожденный Адам представлял образ и подобие безначального Виновника всего, Вседержителя Бога и Отца, рожденный же сын его — представлял образ рожденного Сына и Слова Божия, а происшедшая (от него) Ева означала исходящее лице Святого Духа» . Однако в примечаниях к данному изданию творений святого Мефодия сказано, что этот фрагмент сохранился лишь в пересказе именно преп. Анастасия Синаита и помещен в собрание произведений святого Мефодия именно из исследуемого нами произведения св. Анастасия . Скорее всего, преп. Анастасий почерпнул свою аналогию из несохранившегося Толкования святого Мефодия на книгу Бытия, о котором упоминает блж. Иероним.  В сохранившемся же произведении Мефодия «Пир десяти дев, или О девстве», в гл. VIII речи Фалии есть похожий образ. Адам есть прообраз Христа, а Ева — Церкви, которая происходит из духовного ребра Нового Адама — Духа Святого.  Заметим, что и в произведении преп. Анастасия данная, часто встречающаяся у святых отцов, аналогия (Адам — Христос, Ева — Церковь ) присутствует. Так, в одной из схолий, (которые, скорее всего, принадлежат самому св. Анастасию сказано:

http://azbyka.ru/obraz-troicy-v-razdelen...

Каин и Авель (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа седьмая К чему ведет попытка «исправить несправедливый миропорядок»? Почему же Господь не принял жертву Каина? Что Каиново есть в нас самих? Сегодня, возлюбленные о Господе боголюбцы и христолюбцы, мы будем говорить о Каине и Авеле. Первое совокупление, первое зачатие, первые родовые тошноты, первые боли и первые страдания испытала и пережила Ева – и родила сына, назвав его Приобретением. Каин – приобретение. «Приобрела я человека от Господа», – сказала она. А Адам в этих первых родах, в этой мистике зачатия и вынашивания узрел тайну рождения всех живущих и дал своей жене имя Хава, то есть Ева, – «жизнь», ибо она стала матерью всех живущих. Митрополит Филарет (Дроздов) на эту тему рассуждает так: Адам прозрел в своей жене не только мать всех живущих и будущих жить, но он прозрел в ней и Божию Матерь, потому что подлинную Жизнь родила нам Богородица, Она – истинная Хава, истинная Ева и Мария, Святая и Пречистая и пречуждая всякого порока. А Ева внесла большую печаль в мир. Адам и Ева получили от Бога обетование (так называемое Первоевангелие), что семя жены и семя змея будут враждовать между собой и семя жены поразит змея в голову (см.: Быт. 3: 15). И потому они ожидали от жены спасения. Когда родился Каин , взоры отца и матери его были, быть может, устремлены на него с большой надеждой. В нем они желали увидеть какое-то избавление от того, что на них свалилось, и возвращение туда, откуда они были изгнаны. Но Каин, этот первенец, стал первым убийцей. Авель, пастырь, – первый прообраз Иисуса Христа Потом родился Авель, который был похож на легкое дуновение ветерка, что, собственно, и означает его имя. Видимо, он был не от мира сего, был устремленным ввысь, более небесным, чем земным. У них, этих двух братьев, были разные занятия: Авель был пастырем овец, а Каин – земледельцем. Авель – первый прообраз Иисуса Христа: он был убит братом, он девственник – семени после себя не оставил; как и Господь Иисус, был девственным и душой, и телом. И он – пастырь овец, а Господь Иисус Христос – Пастырь Добрый. И вот эти два родных брата стали непримиримыми антагонистами.

http://pravoslavie.ru/91624.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Великая Пятница в Ватопеде, фото Великая Пятница в Ватопеде, фото     Иисус оставался смиренным до самой своей смерти. Старец Иосиф Ватопедский Несмотря на то, что главным испытанием Господа является Крест, с помощью которого была побеждена смерть, тление и обреченность на муки в целом, отцы Церкви говорят о смысле и значении и других земных Страстей Христа. Ведь нарушение первыми людьми воли Бога не было простым отрицанием Его и несогласием с Ним. За этим последовало и воплощение непослушания Божественной заповеди в действиях, после чего потребовалось и исцеление последствий этих самых действий. Таинство Святых Страстей Новый Адам, Господь наш Иисус Христос, действует ровно противоположно беззакониям первого Адама, чтобы исцелить болезнь грехопадения. Как Ева протянула руки к запретному плоду, так и Иисус протянул руки свои на Кресте. Адам проявил непослушание и нарушил заповедь? Иисус оставался смиренным до самой своей смерти. На дереве рос запретный плод? На древе был распят наш Спаситель. В райском саду был создан Адам и изгнан оттуда? В Гефсиманском саду Иисус был предан. Богоподобие и славу хотел найти Адам в своем неповиновении? Бесчестия и поругания удостоился наш Господь. Терновники и чертополохи получил Адам после своего изгнания? Терновником увенчан и наш Иисус. Вожделенный вкус почувствовал Адам, вкусив запретный плод? Уксус и желчь отведал Иисус. Ева, сотворенная из ребра Адама, стала причиной грехопадения? В ребро ударили копьем Иисуса, и из этой раны текли «кровь и вода», мистическим образом очищающие человеческую природу. Испорченность и беззаконие первых людей было излечено обратным повторением их поступков в Страстях нашего Спасителя. Основой и центром всех деяний Богочеловека остается Крест, в котором воплощено великое чудо, самое величайшее из всех когда-либо известных. Крест – центр всех событий этого мира, начало и конец прошедшей, настоящей и будущей истории. Здесь рождается начало жизни, вечности, объединение всего того, что существует и будет существовать.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1805

Глава V. Монашество Святой Григорий Палама был истинным афонским монахом, который многие годы подвизался на Святой Горе. Его жизнь, по словам святого Филофея, напоминает житие великих древних аскетов. Святитель постоянно обращался к теме монашеского жития. Например, в гомилиях, адресованных как монашествующим, так и мирянам, он часто говорит о монашеской жизни. В настоящей главе мы рассмотрим учение фессалоникийского пастыря о монашестве, обращая особое внимание на пророческое, апостольское и мученическое служение монахов, и подкрепим наши утверждения выдержками из гомилий святого Григория. Прежде всего мы расскажем о зарождении монашества. Об этом приходится говорить, потому что, к сожалению, многие люди имеют об этом ложные представления. Монашество как пророческое, апостольское и мученическое служение Бытует мнение, что монашество возникло лишь в IV веке, что это достаточно позднее явление, которое нарушило простоту Евангелия. На этом основании протестанты исключили монашество из своей церковной жизни. На самом деле монашество существовало с самого начала основания Церкви. А в IV веке получил распространение особый вид подвижничества – отшельничество ( ναχωρηητισμς). В Священном Писании жизнь праведников описывается как монашеская жизнь. Жизнь Адама и Евы в раю до грехопадения была, по существу, ангельской, или монашеской. Святитель Иоанн Златоуст называет жизнь Адама и Евы ангельской. Преподобный Иоанн Дамаскин учит, что в первом чувственном раю Адам и Ева имели опыт даже умопостигаемого рая, что они жили в состоянии просвещения ума и обожения. И преподобный Никита Стифат придерживается этого мнения. По общему мнению святых отцов, рай был благословенным местом, в котором Адам и Ева жили в богообщении, имея просвещенный ум и обладая даром боговидения. И святой Григорий Палама сравнивает монашескую жизнь с жизнью Адама и Евы в раю. Святые обители, т, е. места рая, не лишены древа познания добра и зла; не отсутствует и злой руководитель, диавол, готовый совлечь монаха на грех , как он склонил к греху Адама и Еву 146 . Поэтому святитель советовал монахам быть крайне бдительными, чтобы не впасть в грех, подобно Адаму и Еве, которые вняли коварному совету лукавого, хотя они еще и не знали страстей, но были бесстрастны и обитали в месте, чистом от страстей. В связи с этим Палама рекомендует монахам избегать общения с людьми, приверженными миру 147 . Монашество – это жизнь в раю до грехопадения, и, несомненно, Адам и Ева были первыми монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Александр Дягилев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Протоиерей Александр Дягилев: Как не стать мамой своему мужу Протоиерей Александр Дягилев В Избранное ( 2  голоса:  3.0 из  5) Отобрать у супруги роль командира и убить в себе инфантилизм Муж не первый год сидит без работы, жена при средних доходах супруга берет в кредит дорогую машину. Почему одним так трудно брать ответственность за свои действия, а другим – отдавать ее, рассказывает протоиерей Александр Дягилев. Зрелый человек готов сказать слово «нет» и услышать его в ответ – С чего начинается инфантилизм в семье? Как его распознать? – Не нужно думать, что инфантилизм бывает исключительно мужской: он встречается и у женщин. Но по сути это означает, что человек для себя, внутренне, не переходит в категорию взрослого. Главный признак взрослого человека – это способность прогнозировать последствия своих действий и умение нести за них ответственность. – А что значит ответственность жены в семье и ответственность мужа, если коротко? – Понятие об ответственности появляется в Библии в 3й главе книги Бытия, где описывается грехопадение Адама. Сначала, после грехопадения, Бог спрашивает: «Адам, где ты?» Он не спрашивает: «Где вы, Адам и Ева?» Он спрашивает с Адама. Адам отвечает: «Я услышал голос Твой, убоялся и скрылся, потому что я наг». «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от древа, от Которого я не велел тебе есть?» И Адам говорит: «Жена, которую ты дал мне, она мне дала плод от древа, и я ел». То есть это попытка перенести ответственность за случившееся на самого Бога: Ты виноват, потому что Ты мне дал такую жену… Ева же валит все на змея. Классическая ситуация! И вот фраза, которая звучит в начале наказания Адама. Наказание Евы мы детально разбирали в прошлой нашей беседе, а наказание Адама звучит так: «…за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, от которого Я запретил тебе есть, проклята земля за тебя» – причем под землей подразумевается всякое земное творение, которое до этого было подчинено Адаму.

http://azbyka.ru/semya/protoierej-aleksa...

Вячеслав Пономарев Таинство Брака (Венчание) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Книга Бытия, описывая сотворение человека, говорит о том, что Адам (евр. человек), дав, по повелению Божью, имена всем зверям и птицам небесным, не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2; 18 ), – сказал Господь. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего](Быт. 2; 21–23). Адам назвал жену Евой (евр. жизнь). Итак, человек получил от Господа великий дар – друга, достойного его любви. Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама во время глубокого, наведенного на него, сна. Этот факт говорит о многом. Так апостол Павел свидетельствует, что никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… ( Еф. 5; 29 ). А это значит, что Ева – «плоть от плоти» Адама, – имеющая с ним теснейшую, неразрывную связь, не должна быть унижаема им, но не может над ним и господствовать. Ева, «матерь всех живущих», с первого дня имела право на любовь Адама и его защиту. Установление Таинства Брака Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею ( Быт.1; 28 ), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2; 24 ). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Беседа XVIII «И нарече Адам имя жене своей 113 Жизнь, яко та мати всех живущих. И сотвори[т] Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог 114 : се, Адам бысть яко един от Нас» ( Быт.3:20–22 ). 1. Видели вы вчера человеколюбие Судьи? Видели исследование исполненное благости? Видели разность наказаний – как наказан коварный обольститель, как наказание, наложенное на обольщенных, показывает великое человеколюбие Божие? Видели, как полезно было нам присутствовать в судилище и видеть, как производилось исследование? Мы узнали, сколь многих и великих благ лишили себя Адам и Ева преступлением данной им заповеди, лишившись той неизреченной славы и жизни, которая была почти ничем не хуже ангельской. Мы увидели снисходительность Владыки, узнали, какое великое зло – беспечность, как она лишает нас и тех благ, которыми мы уже пользовались, и подвергает великому стыду. Поэтому, умоляю, будем бдительны, и пусть падение их (первых людей) послужит для нас врачеством, и их беспечность пусть будет для нас побуждением к осторожности, потому что совершающие после этого те же грехи подлежат большему наказанию, так как они не захотели вразумиться примерами. И действительно, потомки, согрешающие подобно первым людям, подвергаются неодинаковому с ними наказанию. В этом можно тотчас удостовериться из слов мудрого учителя вселенной, т.е. блаженного Павла, который говорит: «Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут» ( Рим.2:12 ). Эти слова значат: жившие до закона и живущие после закона не одинаково будут судимы; согрешающие после дарования закона подвергнутся тягчайшим наказаниям. «Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут», т.е. наказание облегчается тем, что они не пользовались наставлением и помощью закона. «И елицы в законе согрешиша, законом суд приимут». А эти, говорит (апостол), так как имели наставником закон и несмотря на это не вразумились, но грешили подобно тем, наказание понесут большее. Но выслушаем и то, что прочтено сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А. Иванов Одобрена (во 2-м издании) Св. Синодом и Министерством Народн. Просвещения в качеств учебного руководства для приходских и уездных училищ Министерства Народн. Просв, и для народных школ. Издание пятое исправленное и значительно дополненное законоучителем Тульской Гимназии прот. А. Ивановым согласно с программою, утвержденною Св. Синодом для церковно-приходских школ, и приспособленное к программе приготовительных классов гимназий духовных училищ, и I-ro класса женских епархиальных училищ. Священная История Ветхого Завета Сотворение мира и человека В начале Бог сотворил небо и землю из ничего Земля была сначала неустроена и устроилась постепенно, в шесть дней. В первый день Бог сотворил свет; во второй – твердь, или видимое небо: в третий – отделил воду от земли и произвел растения; в четвертый день сотворил светила небесный; в пятый – рыб и птиц; в шестой – животных земных и, наконец, сотворил человека. Бог сказал в совете Святой Троицы: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию». И создал. Бог тело человека из земли и вдунул в него душу бессмертную. И все, что сотворил Господь, было прекрасно. В седьмой день Он перестал творить и людям повелел шесть дней работать и делать все дела свои, а в седьмой день прославлять Творца за все дела Его. Адам был первый человек. Господь из ребра его сотворил ему жену и помощницу Еву. Первые эти два человека были безгрешны. Они жили в раю. Рай был прекрасный сад, в котором было много разных плодовых деревьев, а по средине было два дерева: одно – древо жизни, а другое – древо познания добра и зла. Вкушая от плодов древа жизни, человек мог жить и не бояться смерти: но о древе познания добра и зла Господь сказал людям: «не ешьте от плодов его; когда же вкусите от них, то смертью умрете " ». Грехопадение прародителей и обетование Спасителя Адам и Ева не исполнили заповеди Божией. Диавол, в виде змия, сказал Еве: «если вы вкусите от плодов с древа познания добра и зла, то будете, как Бог, знать все – и доброе и злое». Ева соблазнилась и вкусила от запрещенного плода: Адам вкусил по ее примеру. Это непослушание воле Божией было первым грехом. который лишил человека райского блаженства. В наказание Господь определил жене в болезнях рождать детей и покоряться мужу; Адама осудил добывать пропитание в тяжелых трудах, а злому духу возвестил, что родится от женщины, то есть от Пресвятой Девы Марии. Спаситель, который уничтожить его власть. Так Господь, в великой Своей милости, при самом наказании дал людям утешение в надежде на пришествие Спасителя. Каин и Авель

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Божественное дело о нашем спасении (Слово Святителя Тихона Задонского ) Гди, услышах слух Твой, и убояхся ( Авв.3:1 ). Когда Всемогущий Бог сотворил небо и землю и прочие – видимые и невидимые – вещи, тогда, после всего, создал из земли человека и вдохнул в него живую душу; дал ему имя – Адам, ввел его в рай, – место прекрасное, украшенное всякими изящными и плодоносными деревами ( Быт.2:15 ). Адаму создал Бог помощницу – Еву, и обоим им – Адаму и Еве – дал заповедь такую, чтобы они вкушали плоды от всех дерев, а от того дерева, которое было посреди рая, не дерзали бы вкушать плодов. При том объявил им Бог, что «ежели вы вкусите плода от того заповеданного древа, то смертию умрете ( Быт.3:3 )». Адам и Ева не сохранили заповеди Божией, – вкусили от запрещенного древа: к этому преступлению и вкушению от того запрещенного древа прельстил их змий, или сам сатана, лукавый дух, действовавший в змие ( Быт.4:5, 13 ). Сим преступлением праотцы Адам и Ева весьма прогневали Бога и навели на себя клятву Божию; потому выгнаны из рая, осуждены на смерть и подпали вечному мучению ( Быт.23 ); а с ними и мы все, как сыны их, стали быть подвержены Правосудием Божиим той же клятве и казни. Однако же Бог, как весьма благ и милостив, еще тогда обещал им и всем, имеющим быть после них людям, послать избавление. Избавление сие, имеющее быть всему миру, милосердый и человеколюбивый Бог предвозвещал различным образом: предъявлял всякими знамениями – чрез Патриархов и Святых мужей, – предсказывал Духом Своим Святым чрез Пророков, как обо всем этом написано в книгах Ветхого Завета. А как приблизилось то время, в которое Бог определил послать то избавление роду человеческому, – родился от неплодных и старых родителей, праведных – Захарии священника и Елисаветы, пророк именем Иоанн, которого рождение празднуется 24 июня. Сей Пророк был как бы посредником между Ветхим и Новым Заветом; ибо – от его рождения – ветхий закон начал отступать, а новый наступать. Этого сына дал Бог Захарии и Елисавете – чрез явление Архангела Гавриила. Он назван Предтечею, потому что послан от Бога уготовать путь Избавителю, и возвестить людям пришествие Спасителя в мир. И возвестил так, как утренняя звезда возвещает приближающееся восхождение солнца; потому и Церковь называет его «денницею», т. е. утреннею звездою Солнца праведного Христа, воссиявшего в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Готовися, Вифлееме! Готовися, Вифлееме , – приготовься, Вифлеем! Приготовься к встрече Богоотроковицы Марии, Которая вместе со старцем Иосифом путешествует в Вифлеем, где, по свидетельству пророка, должен родиться Христос. 4 января, 2010 Готовися, Вифлееме , – приготовься, Вифлеем! Приготовься к встрече Богоотроковицы Марии, Которая вместе со старцем Иосифом путешествует в Вифлеем, где, по свидетельству пророка, должен родиться Христос. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! “Готовися, Вифлееме, отверзися всем Эдеме, красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад, от Негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем: Христос раждается, прежде падший возставити образ”. Дорогие братья и сестры! Сегодня началось Предпразднство Рождества Христова, которое целых пять дней готовит нас к великому и радостному празднику Рождества Христова . И в эти дни поется специальный тропарь, тропарь Предпразднства, в котором выражается самая суть будущего праздника. О чем же говорит нам этот тропарь? Он приглашает нас и всю тварь приготовиться к тому , что произойдет через несколько дней, он и говорит о том – что же произойдет. Обратимся к тексту: Готовися, Вифлееме , – приготовься, Вифлеем! Приготовься к встрече Богоотроковицы Марии, Которая вместе со старцем Иосифом путешествует в Вифлеем, где, по свидетельству пророка, должен родиться Христос. …Красуйся, Евфрафо, – укрась себя как на праздник, встречай не в обыденности и суете, а празднично! Евфрафа – это древнее название всей области Вифлеема, Вифлеемской земли. То есть не только один Вифлеем, а вся та область земли – украшай себя и встречай грядущего к тебе Господа и Бога и Творца всяческих, хотящего родиться в тебе. А почему, зачем такие призывы? Что должно произойти? –   Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме! Красуйся, Евфрафо, — яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы…   Слова “Эдем” и “Древо Живота”, т. е. “Древо Жизни”, возвращают нас к самым истокам человеческой истории. Бог сотворил человека и поселил его в Раю. Эдем – это другое название того же самого Рая. Первые люди, Адам и Ева, населяли этот Рай. И Бог был с ними, и они были с Богом, и наслаждались общением с Ним. Но что произошло потом? – Адам и Ева впали в грех, они поверили змию, поверили в то, что Бог не хочет их совершенства, и поэтому запретил им есть плоды от Древа Познания добра и зла. Совершив грех и не раскаявшись в нем, люди сами лишили себя общения с Богом, и были изгнаны Им из Рая:

http://pravmir.ru/gotovisya-vifleeme/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010