Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом, они высказали свою боязнь и слагали свою вину — Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание — проклятие Божие , постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змия (Быт. III, 15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене — Ева (евр. Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет. Адам , говорит апостол, есть образ будущего (имеющего прийти, т. е. Господа Иисуса Христа) (Рим. V, 14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (I Кор. XV, 47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (I Кор. XV, 22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор 15. 47), но и «образом будущего» (Рим 5. 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор 15. 47). «Второй» же Человек — это Иисус Христос; одновременно Он — и «последний Адам» (1 Кор 15. 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго А., указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор 15. 48) — природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 48-49). Т. о., будучи сыном А. по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым А. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 22, 24).

http://pravmir.ru/biblejskie-obrazy-v-is...

Неужели Бог не хотел, чтобы Адам и Ева знали добро и зло, и поэтому наложил запрет? Это было бы крайне странным. Ведь Он в более поздние времена, когда на людей было наложено гораздо больше ограничений, и когда они были лишены той прозорливости, которою обладал Адам, не раз Сам повелевал людям своим знать добро и зло. Как же это знание могло быть запретным для Адама и Евы, свободно пользовавшихся в раю всеми благами? И неужели до вкушения плодов Адам не знал, что есть добро и что зло? Святитель Иоанн Златоуст с негодованием отвергает подобную точку зрения: «Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после уже вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо и что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем опять хулу на Создателя. Как Он давал и заповедь тому, кто не знал, что преступление (есть) зло? Это не так; напротив, он ясно знал это» . «Если мы теперь знаем это, и не только мы, но и скифы и варвары, то тем более знал это человек тогда, до грехопадения. Удостоенный таких преимуществ, каково (создание) по образу и подобию, и прочих благодеяний, он не мог быть лишен главного блага. Добра и зла не знают только те, которые по природе не имеют разума, а Адам обладал великою мудростью и мог распознавать то и другое» . «Итак, знавший столько, ужели, скажи мне, не знал, что добро и что зло? С чем же это будет сообразно? Если он [Адам] не знал до вкушения от древа, что добро и что зло, а узнал после вкушения, то, следовательно, грех был для него учителем мудрости, и змий был не обольстителем, а полезным советником, из зверя сделав его человеком. Но да не будет! Это не так, нет. Если не знал, что – добро и что – зло, то как мог получить и заповедь? Не дают закона тому, кто не знает, что преступление есть зло. А Бог и (закон) дал, и наказал за преступление [закона]; Он не сделал бы ни того, ни другого, если бы не создал Адама вначале способным знать добродетель и порок. Видишь ли, как отовсюду нам открывается, что не после вкушения от древа [Адам] узнал добро и зло, но знал это и ранее?» Отметим, что данная точка зрения находит своё подтверждение в Священном Писании. Премудрый Сирах говорит: «Господь создал человека из земли. Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения, исполнил их проницательностью разума и   по­казал им добро и зло» (Сир. 17:1-6).

http://bogoslov.ru/article/4712893

Но вместо того, чтобы покаяться, Адам сваливает вину на другого человека, члена своей семьи и косвенно обвиняет Бога! « Адам сказал (вот вслушайтесь в интонацию! – О. С.): жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел » ( Быт. 3:12 ). Он забыл свои собственные слова. Когда он впервые увидел нашу праматерь, он сказал: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» ( Быт. 2:23 )! «Следуя обыкновению гордыни, Адам не себя обвинил за то, что послушался жены, но переложил на жену свою вину и так хитро уничижил себя, что попытался обвинить в своем прегрешении самого Бога. Ибо он не просто сказал: Жена дала мне, но: жена, которую Ты мне дал, она дала мне ( Быт. 3:12 ). Ничто так не свойственно грешникам, как желание переложить на Бога вину за любые свои прегрешения. При этом гордыня проявилась в том, что Адам согрешил из желания стать равным Богу, то есть свободным от Его господства, как и Он свободен от всякого господства над Собою, ибо Сам есть Господь всего. Но и не сумев сравняться с Богом в величии, уже поверженный и простертый в грехе, Адам вздумал выставлять себя равным Богу» 76 . «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»! ( Быт. 3:12 ) – не находится покаяния у мужа, тогда надо искать у жены. Апостол Павел пишет верующей жене, которая имеет неверующего мужа: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» ( 1Кор. 7:16 ). Неверующий муж спасется верующей женою. Есть еще надежда на спасение! « И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела » ( Быт. 3:13 ). О, как мы похожи на наших прародителей! Адам сваливает вину на Еву – муж обвиняет жену, жена обвиняет свекра, тещу, в данном случае – змея, соседей можем обвинять в чем-то… О, как мы похожи на наших прародителей! «Когда же Адам не захотел исповедать своей вины, Бог обратился с вопросом к Еве и спросил: что ты это сделала? И Ева , вместо того чтобы умолять со слезами и принять на себя вину, как бы не желая исходатайствовать прощения себе и мужу, не говорит, какое обещание дал ей змей и чем убедил ее; говорит же просто: змей обольстил меня, и я ела. Оба были спрошены, и открылось, что не имеют они ни покаяния, ни истинного оправдания…» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Изгнав Адама и Еву из рая, Бог не хотел, чтобы они жили на северной стороне, потому что, купаясь в море и таким образом очищаясь от греха, они забыли бы свою обязанность постоянно каяться. Не хотел Бог позволить жить Адаму и на южной стороне, потому что благовонный запах от древа (жизни?) стал бы доходить до него, и он, утешаемый этим, перестал бы каяться. Господу, который справедлив и милостив и все дела устрояет по своей бесконечной премудрости, угодно было, чтобы Адам жил на западе от рая, ибо страна, здесь находящаяся, была самая отдаленная. Господь повелел им жить в Пещере сокровищ, ниже рая. – Затем изображается печальное положение Адама и Евы, по изгнании их из рая, когда все, что они увидели на земле, и все что с ними случалось, приводило их в недоумение и ужас. «Отец наш Адам и Ева, говорит книга, по выходе из рая были поражены ужасом, когда увидели пред собою скалы, большие и малые камни и песок; они упали на землю как мертвые... Господь сжалился над ними, когда увидел их распростертыми пред дверями рая и обратил свое слово к Адаму и сказал ему: я установил дни и годы на этой земле; ты будешь скитаться на ней и испытывать страдания за свое преступление, но спустя пять с половиною дней ты будешь освобожден. Адам плакал и просил Господа просветить его, и Господь, движимый милосердием к Адаму, сотворенному по Его образу, сказал ему, что пять с половиною дней означают 5,500 лет, и что, по прошествии этого времени, Он придет освободить его и весь род его. И прежде еще Господь заключил завет с Адамом... Оставляя рай Адам оборотился, что бы взглянуть на древо (познания добра и зла), и увидел, что Бог изменил его вид и что оно все высохло; в ужасе он задрожал, и Бог по своему милосердию явился ему и заключил с ним этот завет». Увидев при вратах рая Херувима с огненным мечем, Адам и Ева подумали, что он хочет убить их, и упали на землю; но Господь сказал Адаму: «я говорил тебе, что спасу тебя в течение пяти с половиной дней; ободрись и иди к пещере сокровищ, о которой я уже говорил тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Сказал Сиф и пошел с матерью своею, и плакал пред Раем, и посыпал прахом главу свою. И предстал перед ними архангел и спросил их: «Что взываете?» И сказал Сиф: «Господи, отец мой разболелся и желает райского блага, хочет увидеть ветвь от древа масличного, может, тогда утихнет болезнь его». И тогда сказал ангел Сифу: «Нет для Адама лекарства, ибо приблизились дни его к смерти и кончается жизнь его». И отломил ему от древа, из-за которого изгнан был Адам из Рая, и дал Сифу три ветви 15 . И Сиф принес их туда, где лежал Адам, отец его. И увидел тогда Адам и узнал их, и взял их, и, вздохнув тяжело, свил венец и возложил на главу свою, и увидел руку Господню, принявшую душу его. И увидела Ева кадильницу с ладаном, окуривающую тело Адама, и тех ангелов, держащих горящие свечи. И взглянул Сиф на небо и увидел душу Адама, отца своего, далеко от Господа стоящую, и множество ангелов, молящихся за Адама. Когда встал архангел Михаил, тогда все ангелы умолкли. И тогда смилостивился Господь, простер руку свою и принял душу Адама. И послал Господь ангела, чтобы похоронили тело его. И научил Сифа, и взяли тело и отнесли в место, называемое Геруси болото 16 . И когда ископали могилу, архангел запечатал гроб, и раздался глас с небес, воззвавший: «Адам, Адам!» Он же ответил: «Здесь я, Господи». И Господь сказал: «Я предрек тебе, что ты – земля и в землю отойдешь». И земле сказал Господь: «Твоя от твоих тебе приносят все» 17 . И так погребли Адама с венцом, что был на главе его. Ева же, скорбным голосом молясь, просила: «Господи владыко, прими душу мою». И так после Адама через шесть дней, преклонив главу, предала душу свою Богу. И здесь же погребли Еву и сына ее Авеля. И на том месте выросло дерево из венца, что был на главе Адама. О потопе Настало время, когда начали люди размножаться на земле и дочери родились у них. Увидели мужи дочерей из красивых и взяли себе в жены тех, которых избрали 18 . И сказал Господь Бог: «Не будет пребывать дух мой в людях этих вовеки, потому что греховны они. Пусть проживут они 120 лет, исполины 19 ». Увидел же Господь Бог , что умножилось зло от людей на земле, и сказал Бог: «Да истреблю человека на земле, его же я создал; от человека до скота и от гадов и до птиц небесных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершённый первыми людьми грех не остался без последствий. Следствия эти обнаружились в душе их, затем в теле и во всем внешнем благосостоянии. Нарушив заповедь Божию, Адам и Ева расторгли свой союз с Богом, лишились общения с Ним, и чрез это подвергли себя смерти духовной, так как душа человека не может жить в отчуждении от Бога, не может жить без благодати Божией. Вместе с этим последовало внутреннее, душевное расстройство первых людей, помрачение ума и склонность ко лжи и более к злу, нежели к добру. После греха они почувствовали стыд, которого прежде не знали, и поэтому сделали себе из листьев смоковницы опоясания, вместо прежней любви к Богу – страх и, забыв, что Бог вездесущ и всеведущ, думали укрыться от Него между деревьями рая. Бог, желая призвать первых людей к покаянию, спросил: «Адам, где ты?» Адам отвечал: «я услыхал голос Твой в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог спросил: «кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Адам, вместо раскаяния, стал лукаво оправдываться, слагать вину свою на жену и даже на Бога, давшего ее. «Жена, которую Ты мне дал», говорит он, «она дала мне от дерева и я ел». Бог сказал жене: «что ты сделала?» Ева, по примеру мужа, отвечала: «змей обольстил меня и я ела». – Повредив душе, грех произвел расстройство в теле первых людей и во всем внешнем благосостоянии. Последовало проклятие природы, изнурительные труды, болезни и смерть. Власть человека над животными ослабела, и многие из них из послушных рабов сделались врагами его. Тело его стало подвержено болезням. Бог сказал жене: «в болезни ты будешь рождать детей, и муж твой будет господствовать над тобою». Природа после греха стала также враждовать с человеком и потребовала от Него изнурительного труда. Адам Бог сказал: «проклята земля за тебя. Терние и волчцы произрастит она тебе; в поте лица твоего будешь есть хлеб (то есть с большим трудом доставать), пока не возвратишься в землю (то есть до смерти), из которой ты взять; ибо земля ты, и в землю возвратишься». Наконец в довершение всего первые люди были лишены своего блаженного жилища и изгнаны из рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Человек в этом акте самопознания ощутил и собственную свою неполноту и незавершенность: в нем явилось сознание одиночества, жажда подруги. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон», экстаз — εκστασιν, по переводу LXX  (Быт. 2:21), и во время этого таинственного, самим Богом наведенного сна, помимо его ведома и сознания, органическим выделением его же женской сущности была создана Богом жена. Ее «Бог привел к человеку», очевидно, как неведомую незнакомку, похожую на одну из тварей, среди которых еще недавно не оказалось ему помощника. И вот Адам оказывается настолько уже умудренным и столь глубоко проникшим в тайну человеческого двуединства, что в пророческом озарении свидетельствует, кто стоит перед ним. «И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (2:23). То сказал ему внутренний голос, самосознание мужа, потому что он не знал ведь о том, как была создана Ева. И далее с пророческой прозорливостью Адам выражает священную сущность брака: «И будут два одна плоть» (2:24). С созданием Евы закончилось сотворение человека, в мире появился полный человек, муж и жена. Человек получил все основные самоопределения своего существа: в отношении к миру, к Богу, к своей свободе и к своему собственному двуполому существу. И первую чету Бог наделил благословением на царство в мире, на умножение сил духовных и на размножение. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и множитесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте» (1:28) над всеми тварями. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (1:31). Адам и Ева, ощутившие друг друга как муж и жена, двое в одну плоть, находились в состоянии гармонии и девственности. Они были свободны от злой и жгучей похоти, были как женатые дети, которых соединение являлось бы данью чистой чувственности, освящаемой их духовным союзом. Они, будучи мужем и женой, по крайней мере в предназначении, не становились от этого самцом и самкою, которых Адам видел в животном мире: «и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (2:25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

гл. 2), и как свидетельствует премудрый сын Сирахов: исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло... Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный закон поставил с ними и показал им суды Свои ( Сир. 17:6, 9–10 ). Таким образом Бог сам был для наших прародителей первым наставником и учителем. Праотец наш был удостоен от Бога даже дара пророчества, – что доказывает святой Иоанн Златоуст теми словами, которые произнес Адам, как только приведена была к нему жена, созданная Богом, Ева: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть едина ( Быт. 2:23–24 ). Здесь Адам ясно определил, как и из чего была создана Ева, хотя она создана во время его глубокого сна, и предсказал, что род человеческий размножится на земле, что образуются в нем семейства, и что оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей. Разгадать и объяснить все это по одним естественным соображениям, и притом так внезапно, без всякого сомнения, невозможно было Адаму. 1390 3 . Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в духовной жизни, Бог с самого начала даровал ему свою благодать, и эта благодать постоянно обитала в наших прародителях, служила для них как бы небесной одеждой, по выражению святых Отцов, 1391 и чрез нее-то Адам и Ева находились в постоянном общении с Богом (см. Простр. Христ. Катех. о чл. 1, отв. на вопрос: рай, в котором пребывали первые люди, вещественный был или духовный?). “Творец, создав человека, говорит святой Иоанн Дамаскин , даровал ему свою божественную благодать, и через нее поставил его в общение с самим собой”. 1392 Без подобия (sine adjutorio) Божия, рассуждает также блаж. Августин, человек даже в раю не мог бы жить благочестиво”; 1393 и в другом месте: “Бог даровал человеку добрую волю, ибо сотворил его правым; но даровал ему вместе и возможность, без которой он не мог бы пребывать в ней, хотя бы хотел; хотение же предоставил его собственному произволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Грех Адама и Евы не остался без наказания. Были они друзьями Божьими, а теперь лишились этой дружбы. Уже от одного этого их природа подверглась порче. И кроме того на каждом из них отяготело собственное наказание. Еве сказано: “В болезни будешь ра-ждать детей, и муж будет господствовать над тобою.” Адаму же: “Со скорбью будешь питаться от земли во все дни жизни твоей и в поте лица твоего будешь есть хлеб.” Адам и Ева – родоначальники человечества. Как каждый отец семьи может передать своим детям здоровье и богатство или бедность и болезнь, так наши прародители передали своим потомкам то, что сами имели. Когда отец трезв, предприимчив, заботлив, детям от этого хорошо. Но если у отца противоположные качества, дети будут страдать. Это – закон жизни. И мы все несем теперь на себе наказание, которому подверглись наши прародители; равно как мы имели бы чудную награду и пользовались счастьем райской жизни, если бы Адам и Ева пребыли верными данной им заповеди. Но чего же мы лишились и что мы получили, как следствие прародительского греха? В отношении души результатом греха было то, что мы теперь рождаемся, как чада гнева, без освящающей благодати Божией. Такая душа не только не может приносить плодов праведности и не может сама придти в состояние святости, без которой никто не увидит Господа, как сказал об этом св. ап. Павел ( Евр.12:14 ), но и постоянно склонна ко злу. Легко грешит, с трудом кается. В отношении же тела дейстеие прародительского греха сказалось (и сказывается постоянно) в жизненных лишенияхе, в болезнях и смерти. И об этом нам свидетельствует ап. Павел: “Как одним человеком (Адамом) грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (Адаме) все согрешили ( Рим.5:12 ). Может быть кто-нибудь скажет: “Но почему такое страшное наказание за столь незначительный грех?” Чтобы не произошло опасной ошибки, нужно пояснить. Заметим прежде всего, что не вкушение запрещенного плода само по себе было опасным грехом, а намеренное нарушение единственной заповеди Божией. В этом акте непослушания проявилось сознательное противление воле всемогущего Бога. С другой стороны, так как заповедь Божия была проста и легко выполнима, то тем больший был смысл исполнить ее. Если же Адам и Ева и такую легкую заповедь нарушили, значит, их грех велик и неизвинителен.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Может ли также Бог быть завистливым по отношению к нам? Нет; однако Ева поверила, что Бог завидует ей. Может ли опять Бог быть виновным в грехе человека? Нет; однако Адам хотел оправдаться в своем грехе и выставить виновным в нем Бога. «Жена, которую Ты дал мне, – так он говорил Богу по своем грехопадении, – она дала мне от дерева, и я ел». Он думал, следовательно, что если бы у него не было жены, то он и не впал бы во грех . Можно ли, наконец, укрыться кому-либо от всевидящего и вездесущего Бога? Нет; но Адам и Ева находили возможным скрыться за деревьями рая. Апостол Иаков говорит: «сделанный грех рождает смерть». Так именно и было при первом грехопадении. Как только Адам и Ева согрешили, они тотчас же сделались смертными. Смертный приговор на них Бог произнес в следующих словах к Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». С тех пор тело человека потеряло также свою первоначальную крепость и сделалось подверженным болезням и скорбям. Наконец, до грехопадения прародители наши были невинны; сердце из любило добро и было удобопреклонно к нему. После грехопадения же они потеряли свою невинность, и воля их стала удобопреклонна ко злу. Однако об этом довольно. Таким образом, через грех прародители наши потеряли первоначальное блаженство, происходившее от общения с Богом и пребывания в раю, чистый разум, способный правильно познавать Бога, бессмертие, а также первоначальную невинность и волю, удобопреклонную к добру. Вследствие всего этого они помрачили и исказили образ Божий, по которому сотворены были вначале. Но грех и его следствия не ограничились одними прародителями нашими. Страшное развитие его мы видим уже в первом сыне Адама Каине, который сделался даже убийцей, ибо он убил брата своего Авеля. Вот как Сам Бог высказал суждение о душе Каина: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010