По сотворении жены Бог привел ее к Адаму, чтобы он видел, что и Ева есть создание того же Создателя, что это новое благодеяние должно внушать человеку тем большую благодарность и послушание Господу. Адам, пробудившись от сна, и исполненный духа премудрости, узнает в Еве собственную плоть и кровь свою, видит в ней достойную себе помощницу и дает обет любви и верности жене не только за себя, но и за своих потомков, за тех мужей, которые произойдут от него. Отныне это кость от костей моих и плоть от плоти моей... Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть ( Быт. 2:24 ), т. е. муж и жена так должны любить друг друга, так быть единодушными, как будто бы они составляли одну душу и одно тело. Сам Бог благословил их союз, освятил начало рода человеческого. И благословил Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ). Итак, вот где, когда и кем установлено святое таинство Брака! Первый брак благословлен, предварительно, в раю Самим Богом. Адам и Ева жили в раю, не зная никаких забот и огорчений, имели все нужное в изобилии, пользовались законно и невозбранно дарами благости Божией, обладали светлым умом, чистым сердцем, спокойной совестью, одним словом – блаженствовали. Но надобно вспомнить, что Адам и Ева имели над собой верховного Владыку-Бога, от Которого они получили все, что имели, чем пользовались. Само собою разумеется, что за все это они обязаны были Богу благодарностью, любовью и послушанием. В исполнении этих добродетелей заключалось их назначение, их должность и занятие, их радость и блаженство. Но каким образом эти добродетели мог человек доказать на деле? Чем мог человек возблагодарить Создателя, обнаружить свою любовь к Нему и послушание? Бог Сам избирает для этого самое простое и легкое средство. В Раю находилось одно дерево, называемое древом познания добра и зла (после мы узнаем, почему оно так названо). Бог сказал Адаму: от всякого древа, растущего в раю, вкушайте. От древа же познания добра и зла не ешьте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Познание зла изменило природу человека. Адам и Ева в результате грехопадения навлекли на себя зло и сами претерпели его, что было равносильно величайшей антропологической катастрофе. Это выразилось в следующем. Во-первых, Адам и Ева онтологически изменились: утратив духовную телесность (эдемское тело), они обрели плотяность и дебелость физического тела. Во-вторых, они стали тленными существами, подверженными порче, болезням, старению и, наконец, посмертному разложению. В-третьих, Адам и Ева стали смертными - временно живущими на земле. В-четвертых, они были обречены на тяжкие труды и рождение детей, наследующих их участь. В-пятых, грехопадение Адама и Евы отразилось на всей природе ( " проклята земля за тебя " ), которая также стала подчиняться законам смерти и тления. Таким образом, именно грех лежит в основании всякого зла. Но он также является источником и морального добра. Здесь мы подошли к еще одной очень важной стороне проблемы добра и зла: различению в ней духовного и морального аспектов. В Евангелии Христос провозглашает: " Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? " Далее Спаситель призывает: " Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы " Судить других - значит подвергать людей и их поведение моральной оценке, оценивать их негативно, как конкретные проявления зла. Но вправе ли человек судить других, когда сам грешен? Не лучше ли ему углубиться в свое сердце, чтобы обнаружить и искоренить источник зла в себе самом?! И вправе ли человек судить других, когда есть Высший, Божественный суд. Бог как Высший Судия знает все начала и концы человеческого и природного бытия, Он - альфа и омега всего сущего. Человек же судит о других субъективно, с ограниченной точки зрения, не учитывающей многих сторон, нюансов и скрытых от посторонних глаз тенденций развития нравственной жизни людей. То, что с человеческой точки зрения воспринимается как зло, с позиций Божественного Провидения может иметь позитивный духовный смысл. Ведь чтобы нравственно возвыситься, порой необходимо прежде очень низко пасть. Вспомним Жана Вальжана, героя романа В. Гюго " Отверженные " , который встал на путь нравственного возрождения и праведности только после того, как ограбил мальчика-савояра, а до этого обокрал священника, давшего ему кров и пищу. Совершенные в отношении невинных людей преступления пробудили в Вальжане муки совести такой силы, что он решительно и бесповоротно изменил свою жизнь. Таким образом, моральное добро и зло - это не только соотносительные, но и по существу относительные понятия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/396/...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет иллюстрирует эпизод из книги Бытия. Адам и Ева вкусили от Древа познания добра и зла, тем самым нарушив запрет Господа. Последствиями нарушения запрета и отказа от покаяния стали поврежденность самой природы человека и мироздания, а также изгнание из рая человека и его смерть. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:22-24 ). Описание Перед зрителем сцена изгнания из Рая.  На фоне пылающего ярко-огненного  неба изображены фигуры Адама и Евы, удаляющихся из Эдемского сада. На лице Адама сокрушение и печаль, Ева громко рыдает, закрыв лицо руками. Оба они одеты как первобытные люди: Адам в шкуру убитого животного, Ева в накидку из грубой шерсти. Прародители по традиции изображены в правом нижнем углу картины. Их фигуры сознательно обрезаны художником так, что, кажется, они  покидая Рай, выходят за пределы полотна. Отныне жизнь в вечном блаженстве с Богом невозможна, на земле их ждут тяжелые труды и тяготы жизни. На заднем плане изображены два Ангела в белых одеяниях, в руках их обоюдоострые мечи, преграждающие обратный путь в Рай. Левый Ангел протягивает руку, как бы предупреждая прародителей, что двери Рая навсегда закрыты перед ними. Лица небесных воинов невозмутимы и непреклонны, они свидетельствуют о том, что назад дороги нет. На переднем плане показаны чахлые кустики с колючими стеблями и листьями, иллюстрирующие слова Господа: : « терния и волчцы произрастит она тебе » ( Быт. 3:18 ).   История Репродукция принадлежит к серии иллюстраций к книгам Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/izgnanie-adama-i-ev...

Таким образом, Бог Сам был для наших прародителей первым наставником и учителем. Праотец наш был удостоен от Бога даже дара пророчества, – что доказывает свт. Иоанн Златоуст теми словами, которые произнес Адам, как только приведена была к нему жена, созданная Богом, Ева: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть едина» ( Быт.2:23–24 ). Здесь Адам ясно определил, как и из чего была создана Ева, хотя она создана во время его глубокого сна, и предсказал, что род человеческий размножится на земле, что образуются в нем семейства, и что «оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей». Разгадать и объяснить все это по одним естественным соображениям, и притом так внезапно, без всякого сомнения, невозможно было Адаму. 4) Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в духовной жизни, Бог с самого начала даровал ему Свою благодать, и эта благодать постоянно обитала в наших прародителях, служила для них как бы небесной одеждой, по выражению свв. отцов, и чрез нее-то Адам и Ева находились в постоянном общении с Богом. «Без подобия Божия, – рассуждает блж. Августин, – человек даже в раю не мог бы жить благочестиво»; и в другом месте: «Бог даровал человеку добрую волю, ибо сотворил его правым; но даровал ему вместе и возможность, без которой он не мог бы пребывать в ней, хотя бы хотел; хотение же предоставил его собственному произволу. Итак, человек мог бы пребывать в добре, если бы захотел, потому что имел возможность, при которой это было совершимо». 5) Кроме того, для упражнения и развития сил телесных Бог заповедал Адаму «возделывать и хранить рай» ( Быт.2:15 ); для упражнения и развития сил умственных и дара слова Сам «привел к человеку всех животных, чтобы видеть как он назовет их» ( Быт.2:19 ); для упражнения и укрепления в добре сил нравственных, преподал Адаму известную заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла ( Быт.2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Какие средства помогут нам на этом пути? Прежде всего молитвенный подвиг, покаяние, доброделание и приобщение Св. Христовых Тайн. Если мы, возлюбленные братья и сестры, уразумеем эту истину и по мере сил своих будем стараться очищать свои души здесь, на земле, то, несомненно, заложим основу для славного и окончательного преображения нашего во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. К этому преображению, к этой славе призвал нас всех Господь. Отзовемся же всем своим сердцем на этот зов, отречемся от греха и воспримем все доброе, все святое, чтобы сподобиться вечной жизни со всеми угодившими Богу и прославить великое имя Святой Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки. Аминь. Тайна животворящего древа (На Воздвижение) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы познать великую тайну Честнаго и Животворящего Креста, нам необходимо мысленно перенестись в то время, когда первозданные люди Адам и Ева находились в раю и еще не вкусили запретного плода. Итак, пред нашим внутренним взором стоит древо познания добра и зла. Не само по себе имело это древо свойство познания, но лишь по тому повелению, которое высказал Господь при сотворении человека: «От всякого древа ты будешь вкушать, а от древа познания добра и зла не имеешь права вкусить. И в тот день, когда ты вкусишь от плода сего древа, ты смертию умрешь». Таким образом, древо познания добра и зла явилось как бы мерилом верности человека своему Творцу и Создателю. Достаточно было проявить любовь и полное послушание Господу своему, как человек сделался бы бессмертным. Но произошло нечто ужасное: соблазненный диаволом, человек не сумел выполнить одну-единственную данную ему Богом заповедь. Ева, наслаждаясь прохладою райскою, остановилась у древа познания добра и зла, рассматривая его прекрасные плоды. А в это время враг Божий, падший ангел, в образе змия начал внушать ей совершенно неподобные для святости человеческой мысли. Он вопросил: действительно ли Господь запретил вкушать плоды от райских деревьев? Ева, не уразумев коварства дьявольского, ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не вкушайте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда лукавый искуситель сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, вы будете, как боги, знающие добро и зло». И это дьявольское внушение, опасное для жизни, показалось для первозданного человека весьма приятным. Ему захотелось действительно сравняться с Богом, стать независимым от Творца своего. Потянулись руки Евы к запретному плоду и сорвали его. Вкусила Ева и — нарушила заповедь Божию. И не только сама нарушила, но и соблазнила своего мужа Адама.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

В догматике употреблено слово νας – «храм». В Новом Завете для обозначения иерусалимского Храма обычно употребляется другое слово – ερν, буквально «святилище». Слово же νας неоднократно используется как раз для выражения мысли о телесном храме. Например, «потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма (ερν)» (Мф. 4;5). «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме (ερν) нарушают субботу, однако невиновны?» (Мф. 12;5). «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм (νας) сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин 2:19–21). «Разве не знаете, что вы храм (νας) Божий, и Дух Божий живет в вас? – пишет апостол Павел. – Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор 3:16–17). Что же касается христианских храмов, церквей, то они не мыслятся как святилище, как место исключительного пребывания Божества. Когда, стоя на службе, мы молимся «о святем храме сем» (πρ το γου οκου τοτου), мы молимся о святом доме (οκος) – о доме, в котором собрались христиане, чтобы совершить Евхаристию. Теперь обратим внимание на выражение «Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе». Очевидно, что речь идет о катастрофе, которая произошла в Эдемском саду. В ходе грехопадения в самой душе человека произошел переворот. В сознании Адама и Евы Бог стал чужим для них, и они начали в Нем видеть не любящего Отца, а грозного тирана, который хочет их поработить. Первое следствие грехопадения — отпадение человека от Бога. Образный язык Библии описывает эту картину как изгнание людей из рая. Конечно, они никуда не были изгнаны, где они были, там они и остались территориально, но Бога-то они уже стали ощущать не внутри себя, а извне. Вот как Библия описывает состояние Адама и Евы: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3; 8). Если раньше Адам ощущал Бога внутри себя, т.е. он был в Царствии Божием, то теперь Адам слышит, как Бог ходит по раю, т.е. ощущает Его извне, т.к. совершил грех и выгнал из себя Бога. Адам уже не в Царствии Божием, Бог уже не в нем. Этот библейский рассказ надо понимать не буквально, мол, Бог гуляет по саду, а Адам слышит Его шаги. Это все образный язык Библии, который через внешнее описание передает внутренне состояние Адама. Бог зовет Адама, а тот прячется от Него под кустом, не хочет с ним говорить. У людей была возможность вернуть Царство Божие, но для этого надо было осознать свою ошибку и принести Богу покаяние. Но на покаяние у них не хватило сил, и они стали вину перекладывать друг на друга. Ева стала во всем обвинять змея, Адам – Еву и даже косвенно Бога – «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3.12).

http://bogoslov.ru/article/5177484

Достижение цели христианской жизни во многом зависит от усилий самого человека, однако само спасение – в руках Божиих. Таким образом, спасение является делом синергии – совместного творчества Бога и человека. 2. Христос – второй Адам В христологии Восточной Церкви важное место занимает тема Христа – второго Адама. Эта тема восходит к учению апостола Павла о первом и втором человеке: «...Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15:45–49 ). Развивая учение апостола Павла, священномученик Ириней Лионский во II веке разработал теорию, согласно которой все события жизни Христа рассматриваются как повторение событий жизни Адама, только в обратном порядке. Смысл этой теории заключается в следующем: все то, что Адам должен был исполнить, но не исполнил, за него исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом. В научной литературе это учение Иринея получило название теории «рекапитуляции» (лат. recapitulatio, греч. ανακεφαλαιωσις – «возглавление»), поскольку данный термин, используемый Иринеем, буквально означает «переоглавление», то есть перечисление глав списка в обратном порядке. Список дел, подлежащих переоглавлению, составляет все дела, которые Адам либо должен был совершить и не совершил, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос становится новым Адамом : «Итак, явно Господь пришел к Своим... Непослушание, происшедшее через древо, исправил Своим послушанием на древе... Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного. И хитрость змия побеждена простотою голубя. И таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти». Первозданные Адам и Ева , по учению Иринея, находились в состоянии духовного младенчества, они не были обучены совершенному образу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт. 2, 21–25 ). Адам, никогда не вкушавший сна, внезапно впал в это таинственное состояние, посланное от Бога. В греческом переводе 70-ти толковников употребляется слово экстаз, исступление, которое употребляется для описания особого состояния, когда душа переходит в иной план бытия. При этом она не ощущает своего тела и видит недоступные для обычного зрения тайны. В этом же исступлении и находился Адам, не ощущавший неудобства при взятии ребра, и одновременно знавший то, что с ним происходило и пророчествовавший о будущем. Ребро было взято Господом потому, что эта кость ближе всего к сердцу, и жена создана для того, чтобы знать сердечные желания мужа и быть ему советницей и ближайшим другом. Часто спрашивают: почему Ева не была создана, как и Адам, из праха земного? Ответ прост: тогда она была бы другой природы, нежели Адам. Святой Златоуст подчеркивает, что по отношению к Богу слово «взял» необходимо принимать богоприлично, а не так, будто у Высочайшей Природы есть телесные руки, и она нуждается в каком-то физическом действии для чуда создания. Это слово употребляется для нашего ограниченного ума, не вмещающего таинственных действий всемогущества Создателя. Как говорит святейший Иоанн Златоуст : «Какое слово может выразить это? Какой ум – постигнуть? Одно ребро, сказано, взял Бог: как же из этого одного ребра Бог образовал целое живое создание? Скажи мне, как совершилось отнятие ребра? Как Адам не чувствовал этого отнятия? Но ты не можешь сказать, знает это один Тот, Кто совершил создание... Обрати внимание на точность Писания. Оно не сказало: «сотворил», но: «создал». Поскольку Бог взял часть от сотворенного уже и, так сказать, дал только, чего недоставало, поэтому и говорит Писание: «и создал» – не другое творение произвел, но, взяв уже от готового творения некоторую малую часть, из этой части построил целое животное. Какова сила высочайшего Художника Бога, чтобы из этой малой части (ребра) произвести состав стольких членов, устроить столько органов чувств и образовать целое, совершенное и полное существо, которое могло бы и беседовать и, по единству природы, доставлять мужу великое утешение!»

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«И взяла плодов его и ела и дала также мужу своему, и он ел». – Совершилась космическая катастрофа, но как просто и внешне незаметно! Не загремели громы, не задрожали небеса, не всколыхнулись горы – ничто внешне не реагировало на страшную катастрофу, нарушившую всё мироздание, весь Божий план о созданном Им мире. Но ведь грехопадение каждого человека является, по существу, такой же катастрофой, такой же трагедией, и каждый из нас на собственном опыте знает, как внешне просто и незначительно совершаются эти катастрофы. Если бы мы нуждались в подтверждении достоверности божественной правды каждого слова священного Божиего Откровения, то эта простота и внешняя неприметность в описании катастрофы грехопадения первых людей была бы одним из разительных ручательств того, что перед нами – не миф. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю,… и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». Яд падения сразу же и многовидно сказывается в самоощущении Адама и Евы. Богообщение до тех пор было главным радостным содержанием их жизни. Для него-то они и были сотворены, оно являлось источником их блаженства, ибо включало в себя все последующие чистые наслаждения человека: и художественные наслаждения, потому что Бог – Полнота Красоты; и радость, которую мы испытываем, когда видим торжество правого дела, потому что Бог – Полнота Правды и Справедливости; и радости научного творчества, которое приходит от постижения законов природы, Законодавцем которой является Бог. И вот тут, при явлении Бога, после грехопадения Адам и Ева впервые стараются избежать встречи с Богом. «И скрылся Адам и жена его». Для людей, помрачивших в себе образ Божий, общение с Ним становится тягостным. Одновременно они потеряли и присущее им прежде знание Бога. До падения они знали Бога внутренним сознанием своей богоподобной души и общением духа с Духом – знанием еще неокрепшим, неоформленным и потому легко утрачиваемым. Грехом же прервано было общение: в Боге нет греха, а в человеке он появился. Поэтому человек перестал знать Бога. Это  уже видно из того, что Адам и Ева забыли о Божием вездесущии и всеведении. Они наивно, «между деревьями», попытались спрятаться от Всевидящего Ока.  В этом помраченном представлении о Боге с первых же моментов грехопадения – зерно всех последующих лжеучений – идолопоклонства и ересей, ибо все они, в сущности, проистекают от той же ошибки: или приписыванием Богу неподобающих Ему качеств, или отрицанием у Него присущих Ему совершенств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДАМ [Евр.    ,   - букв. красный, связано с   - земля, первоначально, по-видимому, краснозем]. В Библии слово «А.» используется в разных смыслах: «человек» (Быт 5. 2), «мужчина» (Еккл 7. 28), «всякий» (Числ 19. 14), «каждый» (Зах 13. 5), «люди» (Суд 16. 7), «первый человек» (Иов 15. 7), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы», к-рое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч 8. 31; Пс 44. 3). Употребленное в ед. ч. (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иезек 2. 1) или любого (Иер 49. 18). А. создан «из праха земного» (Быт 2. 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор 15. 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2. 7). А. сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт 1. 27) (см. Образ Божий ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт 1. 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2. 20-23). Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевр.  ,   - это не только «ребро» (как в синодальном пер.), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр.  ,  ) от слова «муж» (  ,  ) (Быт 2. 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2. 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, к-рая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4. 16).

http://pravenc.ru/text/63452.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010