5:4–14 Левиты... священники. Постоянные упоминания о священниках и левитах подчеркивают, насколько тщательно Соломон соблюдал установления относительно служения в скинии и, затем, в храме. 5 до сего дня. См. ком. к 1Пар. 4,41.43 . 5 ничего кроме двух скрижалей. Когда ковчег находился в Моисеевой скинии, в нем, кроме скрижалей, заключались также жезл Аарона ( Чис. 17,10.11 ) и сосуд с манной ( Исх. 16,32–34 ). 5:12–13 В сравнении с 3Цар. 8,10.11 летописец добавляет подробности о богослужебной музыке и пении (см. ком. к 1Пар. 15,16–24 ). 5 вовек милость Его. Это обычная формула, используемая при благодарении Бога за неизменные Его благость и милосердие (7,3.6; Пс. 105; 106; 135 ). 5:13–14 облако ... слава Господня. Бог благословил Своим присутствием храм Соломонов так же, как в свое время Он благословил Моисееву скинию ( Исх. 40,34–38 ). Ветхозаветные пророки надеялись, что слава Господня будет ниспослана в храм и после возвращения народа из вавилонского плена ( Иез. 43,1–5 ; Агг. 2,7–9 ; Зах. 2,10; 8,3 ). Глава 6 6:1–2 Соломон выразил надежду на вечное пребывание Бога в построенном им храме (см. ком. к 5,13.14). 6:5–10.20.24.26.32–34.38 имя... имени... имя... имени. См. ком. к 1Пар. 13,6 . 6:9 не ты построишь. О том, почему Давид не мог стать строителем храма, см. 1Пар. 22,6–10 и ком. 6:10 слово Свое, которое изрек. См. ком. к 1Пар. 17,1–15 . 6:11 с сынами Израилевыми. В 3Цар. 8,21 сказано: «с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской». Летописец, однако, не упоминает об исходе, поскольку тема завета с Давидом (6,10) в его повествовании преобладает над темой завета Моисеева. Именно с обетованиями, данными Давиду, вернувшийся из плена народ связывал свои надежды на восстановление царства (см. ком. к 6,40–42; 1Пар. 17,1–27 ). 6:13 Этот стих отсутствует в древнееврейском (масоретском) тексте 3Цар. 8 . Вероятнее всего, он был опущен переписчиком. среди двора. См. ком. к 4,9. 6:14 Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Соломон отмечает двусторонний характер обусловленных заветом отношений между Богом и Его народом: Бог хранит завет, но народ со своей стороны должен также хранить верность Ему, поскольку любое отступничество непременно повлечет за собой Божественное воздаяние ( Втор. 7,9–12; 30,15–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26, 16, 18). Аарону поставлен вечный завет и семени его на дни неба, чтобы они служили Господу и вместе священнодействовали и благословляли народ Его именем Его; Он избрал его из всех живущих, чтобы приносить Господу жертву, курение и благоухание в память умилостивления о народе своем; Он дал ему Свои заповеди и власть в постановлениях судебных, чтобы учить Иакова откровениям и наставлять Израиля в законе Его (Сир. 45, 19–21). Закон истины... во устах их. Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (malah) Господа Саваофа (Мал. 2, 6–7). Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе (Агг. 2, 11). Пророк Иезекииль упрекает священников за то, что они оскверняют закон, данный Богом, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, закрыли уста свои от суббот (Иез. 22, 26; ср.: 44, 23). Тот же пророк повторяет многие законы Моисея, которые священники должны особенно хранить и тщательно проводить и в свою, и в народную жизнь (см.: Иез. 45, 9–25; 46, 5–20; ср.: Лев. 19, 19, 27; 21, 1, 5, 7, 13, 14; 17, 15; 22, 8; 23, 4 и др.). В исторической жизни еврейского народа священники нередко и выступают учителями закона. Но характерно для ветхозаветного священства, что священники выступают проповедниками уже данного закона. В первый раз, непосредственно от Бога закон возвещается не через священников, а через других лиц; священники уже после распространяют готовый закон (см.: Лев. 10, 11); проповедь ветхозаветного священника есть только проповедь закона, чтение закона, проповедь по чужой тетрадке. Есть, однако, небольшая группа фактов, когда священник или первосвященник сообщает волю Божию, непосредственно открытую ему Богом. Мы разумеем все то откровение или возвещение воли Божией, которое получалось через урим и туммим. Урим и туммим — это что-то совершенно непонятное и темное в сфере ветхозаветного священства. Вид и значение урима и туммима нет возможности ясно и опрделенно представить, и представители науки отказываются от этой задачи.

http://pravoslavie.ru/5840.html

5) Особенности. – 1) Весьма горячего был сердца ( Лк.9:54 ), но благодатью Святого Духа прекротким сделался. 2) Христос его и брата Иакова Воанергес назвал ( Мк.3:17 ), которое слово, с сирского языка взятое, значит детей громовых, то есть, гремящих, громом бьющих; наименовал же Христос их сим именем или по причине горячего сердца, которое они имели ( Лк.9:54 ), или по действию служения как бы гремящего, или поскольку в должности апостольской с особенною учения важностью и действием имели греметь. Снеси Пс.27:3 ; Агг.2:6,7 . – 3) Своими глазами видел Иисуса Христа преобразившегося ( Мф.17:1 ), в крайней скорби находившегося ( Мф.26:37 ), ко кресту пригвожденного ( Ин.19:26 ), от мертвых воскресшего ( Ин.20:2; 21:7 ), и на небо восходящего ( Деян.1:2,9,12,13 ). – Христос самою нежною любовно его возлюбил, почему и на вечери на персях Христовых возлег, и называется именем ученика, которого Христос любит ( Ин.13:23 ). – 5) Был один из первейших апостолов; ибо от Павла называется столпом Церкви к Гал.2:9 ; что доказательством есть, что Иоанн преславнейшие дарования имел, хотя не был науками просвещен. Смотри Деян.4:13 . – 6) Был и евангелист, и апостол, и пророк. – 7) Прочими ученикам от страха кроющимся, он стоял при кресте Христовом, свидетельствуя к Нему великую свою любовь ( Ин.19:26 ). – 8) Христос ему Матерь Свою препоручили, Которую он в покровительство свое и принял ( Ин.16:21,26 ). – 9) Первой из числа учеников ко гробу Иисуса Христа пришел по Воскресении Его ( Ин.20:2 ). – 10) При конце первого века, или в начале века второго своею смертью , жив более 90 лет, умер. Должность апостольскую около 70 лет отправлял; ибо Ириней, который во втором веке процветал, свидетельствует в кн. 2 прот. ерес. в гл. 39, в кн. 3, гл. 3, что Иоанн жил до времен Траяна. – 11) Не многие Иисуса Христа чудеса, и между сими два только, у прочих упоминаемые, объявляет, и поучения Иисусом Христом говоренные, предрассудительные иудеев мнения, которые принять Иисуса и Его учение препятствовали, и оных опровержение, Иисусом учиненное, пространнее, нежели прочие евангелисты, описывает. – 12) Порядок истории обстоятельно наблюл, и праздники Пасхи тщательно разделил. – 13) Слог употребляет совсем особенный, чистый, ясный, важный, высокий и приятный, с особенною сладостью в сердца читателей входящий, и изобилует многими объяснениями, выражениями; имеет также слова и выговоры витиеватые как бы ему свойственные одному. – 14) Не следует переводу 70 толковников, но подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Хотя в Лук. 17именем λλογενς называется самарянин, но вообще рассматриваемый термин имеет смысл широкий, неопределенный. Правда, Гоонакер считает такое значение в данном случае невозможным, потому что, рассуждает он, для пророка сами филистимляне были иноплеменники и нельзя было иноплеменников противополагать им. Но, очевидно, если мы признаем, что обозначая будущих обладателей страны филистимской иноплеменниками, пророк становится на точку зрения филистимлян, то смущающая Гоонакера невозможность уже будет устранена. Выше было упомянуто, что, кроме 9:6–7, Гоонакер относит к самарянам и 12-ю гл. книги пр. Захарии. В этой главе пророк говорит о будущих нападениях „всех окрестных народов« (ст. 2) на Иерусалим и предвозвещает священному городу защиту от Господа (ст. 8–9). Конечно, возможно, что пророк в этом случае вспоминал о тех враждебных действиях самарян против Иерусалима, которые описаны в кн. Ездры и Неемии. Но вместе с тем, несомненно, эти воспоминания сливались для пророка с воспоминаниями и о других бедствиях священного города, и потому речь его имеет в гл. 12-й столь общий характер, что из нее нельзя извлечь ни одного конкретного указания на иудео-самарянские отношения. Последняя по времени попытка отыскать у малых пророков скрытые указания на самарян принадлежит Ротштейну. Названный автор, как отмечено выше, находит свидетельство о самарянах в речах пр. Аггея 2:10–19 и 2:20–23, а также в видениях пр. Захарии. Рассмотрим, прежде всего, речь Агг. 2:10–19 . Обычно думают, что эта речь пр. Аггея вызвана или умалением усердия иудеев к постройке храма или желанием предупредить это (Св. Кирилл Алекс.) и укрепить ревность народа обещанием возвращения божественного благоволения. Что касается обвинения народа в нечистоте, то оно, полагают, вызывается или религиозным индифферентизмом (Рейнке) или, в частности, небрежением о постройке храма (Келер, Кейль, Велльгаузен). Изложенные толкования, прежде всего, не достаточно выясняют смысл ст. 14-го. Пророк от имени Божия обращается здесь к народу с такими словами: „таков этот народ (haam hazzeh), таково это племя (haggoj hazzeh) предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят, там все нечисто”.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

В горьком вавилонском рабстве пророк Иезекииль утешал своих соплеменников радостным обетованием о том, что Господь раба Своего, Давида, то есть его потомка – Мессию – сделает единым Пастырем и утвердит вечный Завет, в котором все будут иметь одно сердце и один новый дух, ходить по заповедям Господним, соблюдая и исполняя Божии постановления (см. Иез.37:24, 26, 34:23–31, 11:19–20 ; Евр.13:20 ). Пророк Даниил своей прозорливой душой с большой исторической точностью предсказал время пришествия Царства Мессии, Которого он называет Сыном Человеческим. Сей возлюбленный Богом пророк предвестил это в своем откровении о седминах, о чем вразумил его Божий вестник, Архангел Гавриил (см. Дан.7:13, 9:24–27 ). В своем профетическом вдохновении пророк Захария прозрел в далекое будущее, предсказав царственный, но в то же время кроткий и смиренный, вход Спасителя в Иерусалим, Его предание за тридцать сребреников, бегство учеников, похожее на рассеяние овец при пораженном пастыре, и прободение Его ребра копьем (см. Зах.9:9, 11:12, 13:7, 12:10 ; Мф.21:5 ; Ин.12:15 ; Мф.26:15, 26:31 ; Мк.14:27 ; Ин.19:37 ; Откр.1:7 ). Пророк Аввакум проповедал, что Искупитель действительно придет и не замедлит; с Его пришествием земля наполнится познанием славы Господней, как море избыточествует водами, так что всякий праведник будет жить верой в Него, радуясь о Боге спасения своего (см. Авв.2:3, 4, 14, 3:18 ; Евр.10:37 ; Рим.1:17 ; Гал.3:11 ). Пророк Аггей, утешая народ, который при освящении второго иерусалимского храма со скорбью вспоминал о величии первого, предсказал в Божественном вдохновении, что в скором будущем Господь потрясет небеса и землю, и придет Избранный из всех народов, и наполнит славою храм Свой. Слава этого храма будет больше славы первого, ибо в нем явится Искупитель и воцарит Свой мир (см. Агг.2:7–9 ; Евр.12:26 ). Пророк Малахия в своем провидческом вдохновении изрек пророчество о Предтече как ангеле, который придет непосредственно пред Искупителем и уготовит путь пред Тем, Кто есть Господь и Ангел завета (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Наименование ангела усвояется и некоторым другим пророкам (2 Пар 36, 15–16; Агг 1, 13), священнику Господа Саваофа (Мал 2, 7), равно и апостолам (Лк 9, 52), а в откровении св. Иоанна — и епископам, как преемникам апостольским (Апок 2, 1; 8, 12; 1, 20). Прилагается это наименовавшие даже к стихиям мира, как орудиям воли Божией, напр., в словах Псалмопевца: творяй ангелы Своя духи (Пс 103, 4). Но в собственном смысле ангелами в Св. Писании называются особенные создания Божии, отличные от человека и видимой природы, существа личные (а не какие-либо бездушные силы природы), одаренные разумом и свободой, бесплотные и бессмертные, превосходнейшие человека, но служебные в отношении к Богу.   II. Bepa в бытие ангелов основывается на свидетельстве откровения ο том, что они действительно существуют. И это понятно. Ангелы, как существа бесплотные, стоят вне и выше тех условий и опытов, которые ведут к убеждению в бытии существ и предметов мира вещественного. Ветхозаветное откровение предполагает и утверждает бытие мира ангельского в повествованиях ο многочисленных явлениях ангелов людям (обычно в человеческом образе) для возвещения им воли Божией и вообще для исполнения Его велений. Так, для охранения пути к древу жизни Господь поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся (Быт 3, 24). Ангелы извели Лота из Содома (Быт 19 гл.). Иаков в одном случае (в сонном видении) во множестве видел ангелов, по лестнице восходящих на небо и нисходящих на землю (Быт 28, 12), в другом случае (в бодрственном состоянии) — целые полки ангелов (Быт 32, 1–2). Под распоряжением ангелов приняли (Деян 7, 58; ср. Втор 33, 2) израильтяне закон Моисеев. Давид видел ангела, по повелению Божию поражавшего его народ (2 Цар 24, 16), ангел же поразил ассириян за гордость Сеннахирима (4 Цар 19, 35). Исаия пр. видел серафимов, окружающих престол Господень и от одного из них принял очищение (Ис 6 гл.). Пр. было видение тысячи тысяч служащих Ветхому деньми и тьмы тем предстоящих Ему ангелов (Дан 7, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Когда слуга св. Елисея, Пезий, взял тайно и обманным образом серебро у исцеленного пророком от проказы военачальника Неемана, св. Елисей прозрел мерзкий поступок Пезия, обличил его и наказал, сказав ему: «разве сердце мое не сопутствовало тебе? Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему на век. И вышел он от него белый от проказы, как снег» ( 4Цар. 5:25–27 ). По действующей же в нем благодати Божией узнал и ап. Петр о том, что «Анания с женой, своей Сапфирой, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей», узнал и наказал их обоих смертью ( Деян. 5:1–11 ). Нужно ли говорить о том, что святые за целые сотни и даже тысячи лет с точностью предсказали о времени и месте рождения Мессии Христа ( Дан. 9 гл. Мих. 5:2 ), о рождении Его от Пречистой Девы (Исаии 7:14), о многих обстоятельствах Его земной жизни ( Агг. 2:6–9 срав. Мф. 21:12–13; Зах. 9:9 ; срав. Мф. 21:1–5; Пс. 21:19  и др.), страдании и смерти на кресте (Исаии 53 гл. срав. Иоан. 18 гл. и 19:24; Зах. 12:10 ; ср. Иоан. 19:34  и др.). И пророчества эти с удивительной точностью сбылись, убеждая нас в том, что для святых угодников Божьих для их ведения нет границ ни во времени, ни в пространстве, когда Господь Сам открывает им и настоящее, и будущее, и тайны сердца человеческого. Освобожденные от бренных тел, находясь под постоянным действием благодати Божией, в непосредственном общении и лицезрении Бога, святые, живя на небе, еще легче через Него могут знать о том, что происходит на грешной земле, еще скорее могут слышать наши молитвы: так холодное железо, накаляясь от действия огня, приобретает от него и силу теплоты и силу света. Св. Ангелы тоже не всеведущи, однако и они, будучи на небе, у престола Божия, знают о раскаянии каждого грешника на земле ( Лк. 15:10 ). Ангелы–хранители каждого человека и каждого народа не всеведущи, однако, будучи на небе, знают о жизни на земле каждой вверенной им души, каждого вверенного им народа, – знают, молятся и помогают им (Мф. 18:10; Дан. 10:11–21 ; Зах. 1:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

(Epistulae). Под именем О. на копт. языке сохранились 4 послания, 2 из к-рых содержатся в пергаменной рукописи V-VI вв. (Neap. Borg. 01. 352. P. 16-23; CPG, N 2366; копт. текст, франц. перевод: Amélineau . 1895. P. 622-627; Lefort. 1956. Vol. 1. P. 63-66 (копт. текст); Vol. 2. P. 63-66 (франц. перевод)). Начало 1-го послания не сохранилось, 2-е надписано именем О. и адресовано «дорогому, достопочтенному и возлюбленному сыну Феодору», т. е. прп. Феодору Освященному. Третье и 4-е послания (CPG, N 2368) были обнаружены в 1972 г. Орланди и Х. Квекке (см.: Orlandi. 1977; Idem. 1981) в 2 папирусных свитках собрания Ч. Битти (Chester Beatty. Ac. 1494, 1495; копт. текст не изд.; англ. перевод: Veilleux. 1982. P. 157-165; франц. перевод: Vogüé . 1986. P. 9-16 (переизд.: Idem. 1996); нем. перевод: Joest. 2013). Имя отправителя в них отсутствует, но стиль очень похож на стиль 2 др. писем О. Еще в одной рукописи того же собрания (Chester Beatty. Ac. 1486) сохранилось послание прп. Феодора Освященного, ранее некоторые исследователи приписывали его О. (изд. дважды: по рукописи из собрания Битти: Quecke. 1975; по др. ркп., более сохранной: Krause. 1981; рассмотрение вопроса о возможном авторстве О. см.: Quecke. 1977). Третье послание адресовано прп. Феодору и относится, т. о., к 350-368 гг. Вначале упоминается о болезни прп. Феодора, поэтому не исключено, что письмо написано ок. 368 г., когда прп. Феодор либо лежал на смертном одре, либо уже скончался. Послание начинается с увещания братии примириться с Богом и друг с другом. При этом автор цитирует Наум 1. 15 («Иуда, праздники твои исполняй»). Аналогичная цитата в послании прп. Феодора, сохранившемся в рукописи Chester Beatty. Ac. 1486, указывает на «собрание в месяце месоре» (августе) - наряду с Пасхой один из 2 главных ежегодных праздников пахомианского общежития. Это собрание, именуемое в источниках также «Днями оставления», происходило в конце года, после сбора урожая. Монахи всех мон-рей собирались в главный мон-рь Пабау, чтобы, с одной стороны, подвести хозяйственные итоги года, с другой - испросить друг у друга прощение и обновить, т. о., Завет с Богом (вероятна зависимость от ветхозаветного Дня очищения ( Йом Киппур ), который праздновался 10 тишри, т. е. в сент.). В. М. Лурье полагает, что 3-е послание О. является самым подробным пахомианским документом о «собрании в месяце месоре», т. к. в нем упоминается тема Завета, Страшного Суда и прощения грехов ( Лурье. 2000. С. 74-78). По мнению А. де Вогюэ, послание намекает на праздник Пасхи: в нем присутствует тема грядущего Жениха, «древа» (т. е. Креста), восстановления (воскресения) Храма (т. е. общины; ср.: Агг 2. 6-10; Мк 14. 58; Ин 2. 21-22; 1 Кор 3. 17-18), а также, вероятно, дается аллюзия на недавнюю смерть прп. Феодора 27 апр. 368 г., спустя неск. дней после Пасхи ( Vogüé . 1986. P. 19-21). В конце послания цитируется Еккл 12. 13-14, как и в заключительной главе «Книги Орсисия».

http://pravenc.ru/text/2581571.html

( Ис.56:7 ; Иер.7:11 ; Лк.19:46 ) С самых древних времен у людей вошло в закон собираться для молитвы в особое место, называемое храмом. Строить храм людей научил Сам Господь Бог . Когда Он вывел из Египта евреев, то дал вождю их Моисею такое повеление: «Скажи сынам Израилевым... и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх.25:2,8–9 ). Евреи исполнили повеление Божие и устроили скинию или походный храм. Когда царство Еврейское утвердилось, Господь заповедал о царе Соломоне: «Он построит дом имени Моему» ( 3Цар.7:13 ). И действительно, Соломон построил великолепный храм в городе Иерусалиме. Впоследствии этот храм был врагами разрушен, а иудеи были отведены в плен. Когда иудеи возвратились «было слово Господне чрез Аггея пророка» к иудеям: «так говорит Господь Саваоф… Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг.1:3,7–8 ). Иудеи исполнили повеление Господне и построили второй храм в городе Иерусалиме. Когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, то не только не отменил закона о храме, а еще более подтвердили важное значение его. Так Он Сам посещали храм: «И ходил Иисус в храме; в притворе Соломоновом» пишет евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Господь ревновал о святости храма и не позволял клясться им, так как храм – дом Божий и в нем невидимо присутствует Сам Господь Бог . " Написано, говорил Христос: дом Мой домом молитвы наречется» ( Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ). И еще: «Клянущийся храмом клянется им и Живущими в нем» ( Мф.23:21 ). Мало того, Господь возвестил, что с наступлением Нового Завета храмы будут не только в Иерусалиме, но и везде, где призываются имя Господне. «И наступает время, сказал Он, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу» ( Ин.4:21 ). По Вознесении Спасителя на небо святые апостолы также ходили для молитвы в храм. Они,– пишет Евангелист Лука – «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ). «Петр и Иоанн,– повествует книга Деяний,– шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

считая локоть в локоть с ладонью. См. ком. к 40,5. 43:18–27 Здесь излагаются уставы для освящения жертвенника. В первый день в жертву за грех приносится телец (ст. 18–21); во второй день козел без порока (ст. 22–24). Затем в остальные дни приносили по козлу, по тельцу и по овну (ст. 25,26). Когда закончится время освящения, смогут начаться регулярные жертвоприношения (ст. 27). Ср. 2Пар. 7,8.9 . Священники не из племени Садока (43,19) при освящении были исключены из служения (см. ком. к 44,15). 43 для кропления на него кровью. См. Исх. 29,16 ; Лев. 4,6; 5,9 . 43 на назначенном месте дома вне святилища. См. Исх. 29,14 ; Лев. 4,12.21; 8,17 . Автор Послания к Евреям воспринял эти наставления как свидетельство принесения Христом Самого Себя в жертву ( Евр. 13,11–13 ). Глава 44 44 они были затворены. Пророк был во внутреннем дворе (43,5), но теперь он взят к восточным воротам. Ворота остаются всегда закрытыми, потому что через них прошла в храм слава Господня (43,4; ср. Пс. 23,7–10 ). Закрытые ворота свидетельствуют, что Господь больше никогда не покинет храм (43,7.9). Так называемые Золотые Ворота в восточной стене старого города Иерусалима также были закрыты и заложены. Соответствующие ворота византийского времени (IV начало VII вв.) были восстановлены и открыты крестоносцами (XI-XII вв. по Р.Х.). Нет сомнения в том, что они были построены на остатках ворот более ранних периодов. Эти ворота снова заложили мусульмане в правление Сулеймана Великолепного (XVI в.). 44 он, как князь, сядет в них. Поскольку ворота закрыты, их проем превратился в комнату, и в ней князю позволяется вкушать ритуальную пищу. Это предписание, правда, никогда не было реализовано ни одним из израильских царей. В видении Иезекииля здесь символизируется особое отношение обетованного царя к храму (см. ком. к 37,24). 44:4–9 В то время, как в некоторых текстах Ветхого Завета подчеркивается, что иноплеменникам запрещено принимать участие в израильском богослужении ( Исх. 12,43 ; Лев. 22,25 ; Неем. 9,2 ; Иер. 51,51 ), из других ветхозаветных текстов видно, что это запрещение в свое время будет снято (47,22.23; 3Цар. 8,41.43 ; ср. Зах. 14,21 ; Еф. 2,12.19 ). Ср. Неем. 13,1–9 ; Агг. 2,14 . В Израиле Нового Завета, т. е. в Церкви, все запреты как для иудеев, так и для язычников устранены, за исключением различий на основе веры, духа, но отнюдь не плоти ( Рим. 2,28.29 ; Фил. 3,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010