Преподобный Савва с учеником своим Агапитом пребывал в самой уединенной пустыне. Однажды, когда Агапит, ослабевший от продолжительного поста и труда, лег на земле и уснул, подошел к нему огромный лев и стал обнюхивать его с головы до ног. Старец в это время молился об ученике своем Богу. Лев, отгоняемый молитвой старца, как бичом, тихо ударил хвостом по лицу Агапита и таким образом разбудил его. Агапит, открыв глаза и увидев страшного зверя, вскочил и в страхе побежал к своему учителю. Великий старец успокоил его и в наставление ему сказал при этом: «Продолжительный сон отгоняй от глаз своих, сын мой, и удаляй нерадение от сердца своего, да спасешься, как серна от тенет и как птица от сети ( Притч. 6:5 )». Намереваясь некогда удалиться в глубокую пустыню, преподобный Савва дал Агапиту небольшую милоть, в которой было десять кусков сушеного хлеба, веса в них было около десяти унций. Выйдя из лавры, они пошли к Иордану. Здесь в одном месте встретили они гору, оканчивавшуюся утесом, наверху которой была пещера. Савва, побуждаемый бывшим ему откровением, с трудом поднялся на утес, где в пещере нашел прозорливого отшельника. Когда оба они сотворили молитву, отшельник с некоторым удивлением спросил: «Кто тебе, раб Божий Савва, указал сие место? Вот уже тридцать восемь лет прожил я в сей пещере с Богом и ни с одним человеком не видался; и теперь как ты пришел сюда?» Савва отвечал: «Бог, Который открыл тебе мое имя, указал мне и это место». После сего они друг друга облобызали, и Савва с учеником своим вышел. Была уже шестая неделя Святой Четыредесятницы. Возвращаясь в лавру и проходя мимо пещеры, в которой подвизался прозорливый отшельник, Савва сказал ученику своему: «Взойдем, брат, на гору и облобызаем раба Божия». Войдя в пещеру, они нашли его стоящим на коленах лицом к востоку. Думая, что отшельник молится, Савва и Агапит долго ждали. Но так как и день прошел, а отшельник не вставал, то Савва сказал ему: «Помолись о нас Христу, отец!» И так как он не отвечал, Савва, приблизился к нему и, коснувшись его, увидел, что он уже скончался. Савва сказал ученику своему: «Приблизься, сын мой, погребем его. Ибо Бог для сего и послал нас сюда». И так, поклонившись честному телу дивного раба Божия и приготовив его к погребению, они отпели над ним обычные молитвы погребения и положили в той же пещере. Потом, заградив пещеру большими камнями, продолжали путь свой и наконец возвратились в лавру к празднику Ваий. Во все дни поста Савва пребывал без пищи и довольствовался только приобщением Святых Таин в субботу и в воскресный день. Десять же кусков хлеба, которые он взял в пустыню, удовлетворяли нужде Агапита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Троицкие реабилитационные центры, судя по всему, единственные бесплатные в Киеве, да и на Украине. Однако они все дневные, а, по мнению Ю.С. Яшиной, необходимы бесплатные стационары. Юлия Сергеевна рассказала о многолетних мытарствах по чиновничьим кабинетам различных рангов, о бесчисленных встречах с представителями депутатского городского и государственного корпусов. Миловидную энергичную женщину, говорящую о столь важной проблеме, как правило, встречают «с пониманием и участием», но дело быстро «сворачивается», когда речь заходит о реальной действенной помощи. Накануне майских праздников Юлию Сергеевну Яшину принял министр по вопросам молодежи и спорта Украины, с удивлением узнавший, что Православная Церковь занимается проблемой наркомании и алкоголизма: он считал, что эта область - удел протестантских и неопротестантских движений. И обещал подобрать помещение для стационара и найти материальные средства. Юлия Сергеевна покинула министерский кабинет обнадеженной, но не уверенной, что такое «диво» вдруг произойдет. Мне довелось присутствовать на выпускном вечере полуторамесячных курсов для родителей и родственников наркозависимых, занятия с которыми сама Юлия Сергеевна и ее помощники проводят по вечерам ежедневно, кроме воскресенья. При этом оговорюсь, что руководители, все лекторы и преподаватели Троицких центров получают зарплату, которую одиннадцать лет Юлия Сергеевна изыскивает через благотворительные структуры. Во многом помогает и Православная Церковь, в том числе и пастырским участием в работе с наркозависимыми и их родственниками, но жизнь подсказывает: нужны постоянные плановые дотации с учетом все возрастающих потребностей, так как число приходящих в Троицкие центры людей растет. На выпускном вечере был концерт и сладкий стол. Но главное - много-много сердечного тепла. Я видел слезы благодарности в глазах людей, преодолевших первые ступени в борьбе за своих детей и близких, понявших: выход есть, и Господь их не оставит. У храма Агапита Печерского Настоятель киевского храма преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев, известный на Украине миссионер, ведущий нескольких телевизионных православных программ, автор книг и статей, тоже сотрудничает с Троицкими центрами. Вот почему я обратился к отцу Андрею с просьбой прокомментировать с пастырской точки зрения сложившуюся на Украине ситуацию с наркозависимостью. Отец Андрей сказал:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

— Ну, и сюда пришел этот лицемер! И другие злословия произносили они в гневе и ярости. Он же, незлобивый, с любовью посмотрел на них, сказал им доброе слово и утешил пищею. Увидев их тесноту, нужду и беспорядок, — ибо они были, как овцы без пастыря, — он уведомил обо всем патриарха и просил его позаботиться о них. Патриарх поручил их ему, дав на постройку литру золота [ 56 ] и еще много необходимого. Савва отправился к ним, пробыл у них пять месяцев, построил им церковь, пекарню и устроил новую лавру [ 57 ]; туда из старой лавры он перевел одного из опытных отцов, по имени Иоанна, человека прозорливого, имевшего дар пророческий, и поставил им его игуменом. После сего он возвратился в свою лавру. Иоанн начальствовал над сей новой лаврою семь лет и преставился ко Господу [ 58 ]. Перед кончиной он предсказал будущее о новой лавре; он прослезился и сказал окружавшим его: — Вот наступают дни, в которые жители места сего отпадут от правой веры и в гордости возмечтают о себе, но дерзость их разрушится, и величие их внезапно падет, и они будут изгнаны. После Иоанна игуменом был Павел, родом римлянин; он был весьма прост сердцем и сиял Божественными добродетелями, но начальствовал только шесть месяцев и, не стерпев несогласий, бежал во Аравию, где и скончался в монастыре Севириановом [ 59 ]. Узнав о бегстве Павла, Савва поставил в игумена новой лавре ученика своего Агапита. Агапит нашел, что некоторые из братий держатся учения Оригенова [ 60 ]: оно было, как яд змеиный в их устах и как болезненная язва под языком. В числе их первым был некоторый палестинец, по имени Нонн, который казался истинным христианином, с виду благочестивым, внутри же полон был языческих и иудейских лжеучений и пагубных ересей: Манихейской [ 61 ], Дидимовой, Евагриевой [ 62 ] и Оригеновой. Нашедши таких братий, Агапит из боязни, как бы и другие не заразились теми же ересями, сообщил о них патриарху и, по его совету, изгнал их из обители. Через пять лет Агапит преставился. После него игуменство вручено было некоему Маманту. Нонн же со своими единомышленниками, услышав о смерти Агапита, возвратился в новую лавру, но боялся Саввы и скрывал яд своей ереси. А преподобный Савва в сие время нашел одну пещеру в десяти стадиях от своей старой лавры, на север, около Кастеллии, и занят был постройкой там обители, которую назвал пещерною [ 63 ]. Ему помогал своими средствами пресвитер святого Сиона Маркиан со своими сыновьями: Антонием и Иоанном. Сей Иоанн был патриархом в Иерусалиме после Илии [ 64 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Действительно, вступление в безмолвие не прошло без искушений. «Когда я жил в скиту, – говорил о себе старец, – то у меня были такие скорби, что не знаю, как бы я мог ужиться здесь, если бы со мной родитель не жил; мне думалось, куда я пойду с дряхлым и больным старцем? Поэтому только и остался в скиту 12 . Теперь я благодарю Господа Бога, что этим я удержал себя здесь. Теперь все умирилось, все прошло, и я с любовью рад обнять тех моих душевных благодетелей (т.е. через кого были скорби) 13 и душевно готов благодарить их за их душе моей полезное благодеяние». Тем не менее, собственным желанием о. Агапита было удалиться в совершенное безмолвие. Но последнее все еще не находил благовременным преосв. Филарет. «Для о. Агапита, – писал он о. наместнику Антонию, – по моему мнению, хорошо настоящее его положение, в котором он и безмолвием питаться может, и, как член братства, в общее служение свою долю вносит, и тем очевиднее приобретает право на общую о себе молитву. Я просил бы его побыть еще в настоящем положении. Есть служение Богу и в том, чтобы не сильно настоять на исполнение своего, впрочем, доброго желания и благодушно внять тому, что предлагается с добрым намерением и любовию» (письмо 963 от 28декабря 1853 года). В 1858 году некоторые из старцев скита перешли для большего безмолвия в глубь леса, за пять верст от скита, близ местности, называемой Торбеевкою, в том числе и о. Агапит, как любитель уединения. Там старцы устроили себе часовню и кельи. Через несколько времени нашелся благодетель, некто Королев, московский купец. Он выстроил им церковь во имя Св. Духа Параклита с приделом во имя св. Иоанна Крестителя Господня. На день Введения в храм Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту в Успенской церкви о. Агапит принял пострижение великого ангельского образа – схиму – и наречен опять Александром. Постригал его и принимал от Евангелия наместник Троицкой лавры архим. Антоний. Через некоторое время о. Александр стал просить о. наместника о том, чтоб он благословил выстроить келью для его келейника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие преподобного отца нашего Агапита Печерского, безмездного врача Когда преподобный отец наш Антоний Печерский [ 1 ] был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своею молитвою, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет; когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келлию свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках, и непрестанно молил Бога об исцелении недужного; если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть участником и равной с ним благодати: молитвою своею он исцелял всех болящих, также подавая им травы, которые варил в пищу себе, за что, собственно, и был прозван врачем. О нем распространилась молва в Киеве, и много болящих приходило к нему, отходя здоровыми. В то время жил в Киеве некий врач, происхождением и верою армянин, настолько искусный в своем деле, что раньше не было равного ему. Достаточно было ему взглянуть на болящего смертным недугом, как он тотчас узнавал и объявлял день и час его кончины, и всегда безошибочно; такого больного он уже ни за что не хотел лечить. Один из болящих такого рода, первый боярин у великого князя Всеволода [ 2 ], которого армянин поверг в отчаяние, предсказав смерть чрез восемь дней, был принесен в Печерский монастырь. Но блаженный Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему в пищу трав, которые вкушал сам и исцелил его; и немедленно прошла о нем слава по всей земле русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, начал укорять блаженного и послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, который должен был принять пред Агапитом яд и умереть. Блаженный, видя этого человека умирающим, дал ему с молитвою о нем той травы, которую вкушал сам, и этим избавил от смерти обреченного на смерть. С тех пор армянин особенно вооружился на блаженного и подговорил своих единоверцев подать самому Агапиту питье с примесью смертного яда; блаженный же принял и остался невредимым. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (2 Пет.2:9) по слову Своему: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк.16:18).

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Простите, что навязываюсь, не спросясь, с услугами: сие по уверенности в снисхождении вашем». Витязь Сунженский – генерал Слепцов. 10-го ч. избран был я в члены-соревнователи Моск. Импер. общества истории и древностей Российских. О чём извещен был я официальным письмом от 31-го января 1856 года, за 143, следующ. содержания: «Императорское общество истории и древностей Российских, отдавая справедливость и уважение вашим полезным трудам по части русской библиографии, а также вашему всегдашнему усердию и готовности споспешествовать обществу и его членам в отношении к пользованию рукописями Московской Синодальной библиотеки, – вследствие предложения моего, в заседании своем 10-го декабря прошлого года, по учиненной баллотировке большинством избирательных шаров избрало вас в свои соревнователи и определило выдать вам на это звание диплом, который, по напечатании, и будет к вам доставлен без замедления. Уведомляя вас о том, имею честь быть с истинным почтением и совершенною преданностью вашего высокопреподобия покорнейшим слугою Ив. Беляев». 1818 15-го ч. писал мне бывший ректор Владимирской семинарии и мой покровитель, настоятель ставропигиального Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, —206— архимандрит Поликарп: «Имев честь чрез его высокопреподобие о. архимандрита Агапита получить от вас экземпляр составленной вами и на сих только днях напечатанной книги, под заглавием: Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы и библиотеки, я принял оный знак памяти вашей обо мне с особенным удовольствием и благодарностью. Не в вознаграждение, а только для сохранения моего к вам всегдашнего расположения и любви прошу вас принять от меня, хотя не моих трудов, но по крайней мере не чуждого мне предмета, две посылаемые при сем книжки: Описание нашего монастыря и Жизнь достоуважаемого старца обители гробового иеромонаха Амфилохия; 1819 вместе с сим прося ваших святых молитв, имею честь быть»… 19-го ч. писал я профессору Моск. академии, А. В. Горскому: «Имел я удовольствие получить от о. архимандрита Агапита произведение ваших археографических трудов. Приношу вам искреннейшую благодарность за этот знак вашего благосклонного ко мне внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А которые были около церкви причта церковнаго и посадцких людей дворы и лавки и те дворы все царь и великий князь велел от церкви отставити подале” 52 . Сопровождал архиепископа Пимена Спасо-Хутынский настоятель игумен Филофей 53 . При проведении указанных работ “на той же старой обежной пашенной земле поставлена ново ж слобода Пречистые ж Тихвинского а перенесены те дворы в слободу, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви” 54 . На Тихвинской иконе Богоматери имеется клеймо с изображением посещения Тихвинской обители царем Иоанном Грозным, где также помещены образ Митрополита Макария в саккосе и архиепископа Пимена в фелони и митре 55 . В 1555 году в Москву был принесен из Хлынова чудотворный образ святителя Николая Великорецкого, который поновлял сам святитель Макарий. С этого времени на Руси распространяется почитание этого чудотворного образа. Одна из икон находилась в обители преподобного Агапита Маркушевского (†1584; пам. 21 мая), который был постриженником Соловецкого монастыря. От иконы совершалось множество чудес, к иконе святителя Николая приходили для поклонения верующие люди в обитель преподобного Агапита. Подвизались в русских обителях и иностранцы. В Павло-Обнорский монастырь при игумене Протасии (1538–1546) пришел из Москвы некто Феодор пушкарь, родом фрязин, страдавший простудою. Кроме уроженца западных стран, преподобного Макария Римлянина Новгородского, а также инока Нила, родом “немецкия земли” в Даниловом монастыре, поморские предания сохранили сведения об иноке-уроженце “Свейской” земли на Соловках приигумене Филиппе. Уроженцем Сербии был псковский святой — преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). В 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре скончался преподобный Максим Грек, родившийся в Греции, впитавший в себя при обучении в Италии западную ученость. Менее известен преподобный Серапион Кожеезерский (†1611; пам. 27 июня), в миру Туртас Гравирович. Это был сын казанского мурзы. После покорения Казани в 1552 году он в малолетнем возрасте был приведен в Москву и здесь при крещении назван Сергием.

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

Феодосии и иеромонахи о. Венедикт и о. Даниил отправились в Шамордино, куда 8 сего июля ожидают епископа Макария для освящения церкви на даче монастырской близ села Руднева.» О. Агапит продолжал также служить Литургию, молебны, панихиды и погребения. Так, 18 января 1900 года он отпевал своего преданного ученика схимонаха Феодота (Герасимова) – постриженника Оптинского скита, сопровождавшего духовного отца в Добром и Мещовском монастырях; 2 апреля 1900 года, в Вербное Воскресение, в сослужении с о. игуменом Ксенофонтом, монастырскими и скитскими иеромонахами в Казанском соборе отпевал архимандрита Досифея – настоятеля Оптиной Пустыни и предшественника о. Агапита по Мещовскому монастырю; 14 апреля 1904 года служил в Предтеченском храме панихиду по настоятельнице Шамординского монастыря игумении Евфросинии; 26 октября 1905 года в том же скитском храме служил молебен о даровании здравия о. скитоначальнику Иосифу. «1917 г. Октябрь 10. Память блаженных старцев Льва и Амвросия. Богослужение в скиту свое. Литургию совершал о. скитоначальник совместно с о. Адрианом и о. Пиором. На панихиде собор священнослужителей возглавил маститый о. архимандрит Агапит, ученик и письмоводитель покойного батюшки Амвросия.» Летопись скита отмечает и участие архимандрита Агапита в богослужениях, посвященных памяти старца Макария: «1906 г. Январь 19. Скитский праздник пр Макария Египетского . В 5 ч. утра было совершено водоосвящение. Пред Литургиею отслужена панихида по приснопамятном Оптинском старце иеросхимонахе Макарии. Как панихиду, так и Литургию и последовавший за ней молебен празднуемому святому служил пребывающий в скиту о.архимандрит Агапит в сослужении о.о. иеромонахов Варсонофия и Нектария с иеродиаконами монастырским о. Георгием и скитским о.Анатолием.» «1916 г. Сентябрь 7. День кончины (1860 г.) старца иеросх Макария. Торжественное богослужение в Макарьевском приделе Предтечевского храма совершено скитоначальником о.игуменом Феодосием соборне, а на панихиду соборне выходил маститый о.архимандрит Агапит.»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Был в то время в Киеве врач весьма искусный, родом и верою Армянин, который, при одном воззрении на больного, мог предсказывать день и час его смерти, если был неисцелим, и никогда не ошибался, потому и не хотел врачевать трудных больных. Один из таковых, которому предсказал Армянин неминуемую кончину чрез восемь дней, принесен был в Печерский монастырь к блаженному Агапиту, а тот, дав ему зелья от своего брашна, исцелил молитвою. Молва о том пронеслась по всей земле Русской, ибо это был первый боярин Великого Князя Всеволода. Исполнился зависти Армянин и, в укор блаженному, послал в Печерский монастырь одного преступника, осуждённого на смерть, которому дал выпить смертного зелья, чтобы умер пред лицем Агапита, но и того исцелил он и спас от смерти повинного смерти. Тогда еще более вооружился на него иноверец и научил людей злоумышленных, дать испить смертную отраву самому Агапиту, но она ему не повредила, по слову евангельскому о верных учениках Христовых: «аще что смертное испиют, не вредит им» ( Мк.16:18 ). Разболелся в Чернигове Князь Владимир Мономах , которого хотя усердно лечил Армянин, но без успеха. Уже близок был к кончине благоверный Князь, когда послал он просить Печерского игумена Иоанна, чтобы прислал к нему в Чернигов Агапита. Но Агапит, никогда не исходивший из врат монастырских, смиренно отвечал: «если это сделаю для Князя, то должен буду ко всем идти; молю тебя, отче, позволь мне не исходить из врат монастырских, для славы человеческой, от которой я обещался пред Богом убегать до последнего издыхания; если же не соизволишь, то удалюсь в иную страну, доколе не минует сия беда». Посланный, видя, что нельзя убедить блаженного идти к Князю, просил отпустить с ним хотя бы несколько зелий, для исцеления своего господина. Вынужденный к тому игуменом, Агапит дал посланному зелья от своего брашна и, как только вкусил от него болящий Князь, немедленно исцелился. Тогда Мономах сам пошел в Печерский монастырь, чтобы видеть человека Божия, чрез которого Господь послал ему исцеление, и щедро одарить его, но он принужден был отдать принесенное злато игумену, потому что Агапит скрылся, избегая славы человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Община Когда о. Андрей, сменив больного о. Александра (Креницкого), стал настоятелем прихода во имя прп. Агапита Печерского, он вместе с прихожанами начал совершать еженедельные молитвы на предполагаемом месте строительства храма в Пушкинском парке. На то время это был лишь неухоженный парковый участок, заросший бурьяном. Уже через год там стоял деревянный храм в честь прп.Агапита, а через несколько лет - великолепный храм-собор в честь свт. Луки Крымского. Быстроту возведения храмов и нахождения необходимых средств для строительства можно уподобить чуду. Община же, насчитывавшая в самом начале до ста человек, впоследствии многократно умножилась. В воскресные и праздничные дни мы, пономари, насчитывали 400-600 одних только причастников. Проповедь о. Андрея постоянно притягивала новых людей, жаждущих слова Божьего и здравого пастырского совета. А сколько христиан из других городов и стран являлись, да и сейчас являются паствой о. Андрея! Мне знакомы такие люди не только из разных уголков бывшего СССР, но из Чехии, Австралии, Америки, Польши, Германии, Франции. Они и по сей день учатся у о. Андрея жить и мыслить по-христиански. Центр приходской жизни Если пользоваться евангельским определением «по плодам их узнаете их» (Матф.7:16), то можно думать, что в облике общины вполне выразились черты ее пастыря. Вот главные характеристики прихода: интенсивная литургическая жизнь, частое причащение, любовь к Священному Писанию, частое чтение его на службе, изучение на библейских кружках, непосредственное участие молящихся в богослужении через совместное чтение псалмов и молитв, проповедь два - три раза за службу, полноценные всенощные бдения ради любимых святых, заканчивающиеся утренней трапезой, интерес к христианской культуре во всех проявлениях: к хорошей художественной литературе, театру, музыке; работа над тем, чтобы каждый прихожанин был культурным человеком. Это редкий случай настоящего братства, взаимовыручки, продолжения общения прихожан и вне храма. Это продолжающаяся по сей день социальная деятельность прихода: посещение больницы, тюрьмы, реабилитационного центра для алко- и наркозависимых, сбор средств для нуждающихся. Самое главное, что обозначенные основы приходской жизни, заложенные о. Андреем (и частично его предшественником, о. Александром), сохраняются и сейчас. После отъезда о. Андрея приход не развалился, но лишь укрепился. Очевидно, что о. Андрей вел людей не к себе, своему таланту, но использовал свой проповеднический дар для того, чтобы научить людей жить и спасаться в церковной общине. И люди вполне научились этому у своего любимого пастыря. Христос остался центром всей приходской жизни.

http://pravoslavie.ru/81632.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010