Он родился и был воспитан в римской вере, но потом, когда пришел в Киев, будучи наставлен здесь преподобным Феодосием Печерским и поражаясь чудесами его и преподобного Антония, оставил “буесть латынскую” и истинно уверовал в Господа Иисуса Христа со всею своею дружиною, простиравшеюся до 3000 человек, и с своими иереями 1638 . О празднике 9 мая, как и почему он установлен нашею Церковию в память перенесения мощей святого Николая Чудотворца, мы уже говорили. Не одни только последователи Римской Церкви пользовались веротерпимостию в нашем отечестве, но и армяне, и даже евреи, хотя вера тех и других не считалась истинною. В житии преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, рассказывается, что в Киеве к концу XI или в начале XII в. был знаменитый врач, “родом и верою армянин”, какого прежде не бывало; что этот врач, завидуя славе преподобного Агапита, врачевавшего чудесно, научил “иноверники своя” поднести иноку смертное зелье, которое, однако же, оказалось безвредным, и что впоследствии, когда армянин пришел к Агапиту и последний хотел угостить его своею скудною пищею, армянин сказал: “Мы, отче, сего месяца четыре дня постимся, и ныне у нас пост”. Тогда Агапит спросил: “Да кто ты и какой веры?” Гость отвечал: “Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?” После этого преподобный воскликнул: “Как же смел ты войти и осквернить келью мою и держать за грешную мою руку? Изыди от Мене, иноверие и нечестиво”. По смерти Агапита, которую он сам предсказал армянину за три месяца, этот армянин, пораженный чудесным событием, пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: “Отселе и я сделаюсь чернецом; оставляю веру армянскую и истинно верую в Господа Иисуса Христа”. И действительно был пострижен и скончался иноком 1639 . Евреи жили в Киеве во дни Святополка и Владимира Мономаха и занимали там особую улицу, или часть, и преподобный Феодосий Печерский , по свидетельству Нестора, имел обычай весьма часто ходить к ним ночью, тайно от всех, препирался с ними о вере во Христа, укорял и обличал их, называл отметниками и беззаконниками, желая потерпеть от них смерть за исповедание имени Христова 1640 . Вообще, в России не было притеснения никакой вере и ко всем людям, какой бы кто веры и племени ни был, пастыри Церкви заповедовали любовь. “Если ты увидишь, – писал преподобный Феодосий к великому князю Изяславу, – кого-либо в бедствии, будет ли то жидовин, ли сорочинин, ли болгарин, ли еретик, ли латинин, ли от поганых, всякого помилуй и от беды избави”. Но единою истинною, спасительною верою считалась только православная. “Нет, – читаем в том же послании Феодосия, – нет иной веры лучше, как вера наша, едина чистая, и честная, и святая, т. е. вера правоверная. Живущие в сей вере могут и освободиться от грехов, и избегнуть вечной муки, и быть причастниками вечной жизни, и без конца радоваться со святыми. А сущему в иной вере, ли в латинской, ли в арменьской, ли в срачиньской, несть видети жизни вечной, ни части с святыми”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Его ближайшими помощниками были византийцы Леонтий и Петр, и Петр из Александрии. 713 Успешный ход пропаганды мнений Оригена в палестинских обителях много зависел, по словам монаха Кирилла, от того, что Нонн притворно выказывал себя (православно мыслящим) христианином, и был по наружности весьма благочестив. 714 Руководимые Нонном оригенисты Новой лавры вступают в такую же борьбу с Агапитом, какую вели прежде непослушные монахи Великой лавры с Саввой Освященным. Но Агапит, основываясь на предоставленном Иерусалимским патриархом архимандритам палестинских монастырей праве изгонять непокорных и упрямых членов общины и опасаясь, чтобы зараза ереси не распространилась и на других, удалил их из Новой лавры. Оставив гористую местность, на которой была расположена Новая лавра еретики оригенисты ушли в страну обильную полями, чтобы рассевать там свои плевелы. 715 В 516 г., пользуясь сменой патриарха Илии Иоанном, оригенисты сделали попытку возвратиться в Новую лавру. Сообщники Нонна пришли в Св. город к патриарху и просили позволить им жить в Новой лавре. Патриарх Иоанн пригласил к себе Св. Савву и блаж. Агапита и спросил у них совета, можно ли принять их обратно в лавру. Агапит твердо отстаивал справедливость того наказания, какому подверглись, еретики. В глазах Агапита, те ложные мнения, какие распространяли оригенисты, вели к внутреннему разложению палестинской монашеской общины, были для неё язвой. Как духовный вождь братии, блаж. Агапит предпочитал лучше оставить порученную ему обитель, чем вновь принять оригенистов. Патриарх согласился с его доводами, сказав, что он хорошо и богоугодно рассуждает и отказал еретикам в их просьбе. По смерти Агапита игуменом новой лавры избран был Мамма, по всей вероятности оригенист; при нем Нонн и его сообщники тайно были приняты в число братии. В душе своей монахи-оригенисты по-прежнему скрывали свои пагубные мысли, но, боясь Св. Саввы, не предлагали их монахам. Одного авторитета Саввы Освященного не достаточно было для того, чтобы совершенно задержать распространение оригенизма в палестинских обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Месяц июнь Пр. Агапит, безмездный врач «Некто из Киева, Агапит, пишет боголюбивый Поликарп, 312 постригся при блаженном отце нашем Антонии. Он подражал ангельскому житию его, быв самовидцем исцелениям («исправленним») его. Как тот великий, скрывая святость свою, лечил больных своею пищею, давая вид, что подает им врачебную траву, а больные становились здоровыми по его молитве; так и сей блаженный Агапит, ревнуя святому старцу, помогал больным». По этим словам, Агапит сперва подвизался в пещере, вблизи Антония, и здесь изучал высокую жизнь чудного подвижника. По дальнейшему же повествованию видим блаж. Агапита в монастырской келлии и среди братий. «Когда кто из братий заболевал, продолжает Поликарп, Агапит оставлял свою келлию, (красть было нечего), приходил к больному брату и служил ему: подымал и клал его, выносил на своих руках и давал ему свою пищу, – траву, которую варил. И больной становился здоровым по его молитве. Если болезнь продолжалась, – так, бывало, угодно Богу, чтобы усилить веру и молитву раба своего: блаженный Агапит неотступно оставался с больным, непрестанно, молясь за него, пока Господь подавал здравие больному по его молитве. За это прозван он был врачом («лечец»). Господь даровал ему дар исцелений. И в городе было слышно, что в монастыре есть врач. Потому многие приносили к нему больных и те становились здоровыми». Блаж. Поликарп в другом случае пишет, что в молитве, исцелившей прельщенного Никиту, участвовал и «Агапит врач»; а это было при игум. Никоне, не позже 1088 г. 313 Итак, известность преподобного врача началась еще при Никоне, около 1080 г. «Во время сего блаженного, продолжает свою повесть о враче Поликарп, был некто родом и верою армянин. Он был искусный врач, какого прежде не бывало; ему стоило только посмотреть на больного, и он назначал день и час смерти его и слова его выполнялись в точности. Такого уже в не лечили. – Один из таких больных принесен был в печерский монастырь; это был первый человек у князя Всеволода († 1093 г.). Армянин довел его до нечаяния, сказав, что умрет спустя восемь дней. – Блаженный же Агапит, дав ему траву, которою сам питался, возвратил ему здоровье. Слух о том промчался по всей русской земле. – Армянин, снедаемый завистью, начал поносить блаженного. Он послал в монастырь приговоренного им на смерть, приказав дать ему яда, чтобы, приняв умер в глазах Агапита. Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осужденного от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита еще сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. Но блаженный пил без вреда, нимало не страдая. «Весть бо Господь благочестивые избавляти от смерти» ( 2Петр.2:9 ). Он сказал: «аще что и смертное испиют, не вредит их, на недужные руки возложат и здрави будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Некоторые из подвижников Печерских имели дар исцеления болезней. При преподобном Феодосии был черноризец пресвитер, по имени Дамиан. Он отличался необыкновенной кротостью и был такой постник, что кроме хлеба и воды не вкушал ничего до самой кончины своей. Если приносили дитя, страдающее каким-либо недугом, или приходили больные в монастырь, преподобный Феодосий поручал Дамиану сотворить молитву над больным. Дамиан совершал молитву, помазывал освященным елеем, и страждущие получали исцеление. Когда он сам разболелся и приближался к кончине, ангел явился ему в образе преподобного Феодосия, обещая Царство Небесное. После пришел Феодосий и сел подле него. Умирающий, взглянув на игумена, сказал: «Не забудь же, что ты обещал мне в эту ночь». Великий Феодосий отвечал ему: «Брат Дамиан, да будет тебе, что обещано мной». Он же, сомкнув очи, предал дух свой Господу. 76 При преподобном Антонии постригся безмездный врач Агапит, уроженец киевский. Он помогал великому отшельнику в заботах его о больных. Когда занемогал кто-либо из братии, Агапит, оставляя свою келью, переходил к больному брату, служил ему и давал вместо лекарства свою пищу – вареную траву. И больной по молитве его выздоравливал. Если же болезнь продолжалась, блаженный Агапит оставался неотступно при больном, молясь непрестанно, пока Господь подавал здравие по его молитве. Многие из города приходили к нему, и безмездный врач никому не отказывал в благодатной помощи. Сделался болен князь Владимир Мономах , княживший тогда в Чернигове. Не получая помощи от своих врачей, он послал звать к себе Агапита. «Если пойду к князю, – рассуждал блаженный Агапит, – то должен ходить и ко всем. Для человеческой славы не пойду за ворота монастырские, чтобы не преступить обета моего. Если выгонят меня отсюда, пойду в другую сторону и после опять возвращусь». Он не пошел к князю, но послал ему вареную траву, которую употреблял в пищу. Исцеленный князь пришел благодарить чудотворца, но Агапит скрылся. Найдя в келье золото, положенное князем, он выбросил его вон. Чудесное врачевание безмездного врача Печерского возбудило зависть в армянине, который славился тогда врачебным искусством. Но, убедившись многократными опытами, что во врачевании Агапита действует не искусство земное, а сила Небесная, армянин, вскоре по блаженной кончине Агапита 77 сам сделался иноком и в добрых подвигах кончил жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобный со всем усердием служил заболевавшему брату, сам поднимал его с постели, укладывал, переносил с одного места на другое, и все это сопровождалось молитвой об исцелении болящего. Средства, употребляемые преподобным к уврачеванию, были самые простые, и даже обыкновенные растения, употребляемые в пищу, давались больному, и по силе веры и молитвы преподобного оказывали действительную помощь в самых тяжких болезнях. Слава врачевания преп. Агапита далеко распространилась, и многие недужные приходили к нему и получали пользу. Тем же, которые упрашивали его придти для врачевания больных в город или окрестные места, он всегда отказывал, строго держась своего монашеского обета не выходить из монастыря и боясь, чтобы снисканием славы человеческой не повредить своему спасению; ибо он глубоко веровал, что сила исцелений заключается не столько во врачебном искусстве, сколько в благодатной помощи, низводимой смиренной молитвой. Так, когда Черниговский князь Владимир Всеволодович, находясь в тяжкой болезни и слыша об успехах врачевания преп. Агапита, послал просить его к себе, преподобный решительно отказался, но с посланным от князя боярином отправил растение от брашна своего, и больной скоро и совершенно выздоровел. Князь сам приехал в Печерский монастырь, чтобы отблагодарить своего избавителя, но преподобный скрылся и принесшим ему от князя дары, не приняв их, сказал: «я никогда ни от кого ничего не брал; ибо не мое искусство, но сила Христова исцеляет болящих». Этот безмездный врач и молитвенник скончался в глубокой старости около 1095 г. по Р.Х. и погребен в Антониевой пещере. II. а) Из примера пр. Агапита и других прославленных Богом безмездных врачей мы должны убеждаться в том, что врачевание от болезней не есть только искусство, но более дар Божий, приобретение и раздаяние коего должно быть совершаемо с верою, молитвою и в духе христианской любви. Без благоговейной мысли о Боге, едином всесильном помощнике, во власти Которого жизнь и смерть всех тварей, дело врачевания не может быть совершаемо успешно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

     14 июня – день памяти преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, т. е. такого, который не берет платы за свою медицину. Это дает нам возможность поговорить с Божьей помощью о здоровье вообще… Часто человек видит в здоровье непреложную и неизменную ценность или даже, можно сказать, самоценность – самодостаточную величину, кроме которой часто ничего более не нужно. «Просим у Бога здоровья и благополучия, а более ничего не нужно. Этого достаточно», – так мыслит плотяной человек. И действительно наши храмы наводнены просящими здоровья себе и своим близким. Мало того, на этом могучем желании людей иметь здоровье паразитируют множество экстрасенсов да колдунов. Можно видеть, как много их приходит именно к мощам святых лекарей-целителей (в частности, к мощам преподобного Агапита Печерского, которые почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры). Они приходят для того, чтобы «подзарядиться» от мощей, как от «батарейки», некоей целительной силой, чтобы дальше могли творить свое пагубное для человека колдовское дело. Это, конечно, очень узкий и антихристианский подход. Но не будем голословными. Вчитаемся в жития и высказывания различных святых… Святой первоверховный апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:21, 23, 24). Житие святого апостола Андрея Первозванного в изложении святителя Димитрия Ростовского: «Когда слуги хотели отвязать его (святого апостола Андрея. – Прим. авт.) от креста, то не могли прикоснуться к нему; множество и других людей, одни за другими, старались отвязать его, однако не могли, потому что руки их приходили в омертвение. После сего святой Андрей воскликнул громким голосом: – Господи Иисусе Христе! Не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое, но приими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь! Господи Иисусе Христе, приими дух мой с миром, ибо время уже мне придти к Тебе и зреть Тебя, так сильно желаемого мною! Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!

http://pravoslavie.ru/113686.html

Савву и блаженного Агапита и спросил у них, можно ли принять в лавру Нонна с его сообщниками. Агапит сказал, что они, к погибели общества, рассеивают Оригеновы мнения, и что он согласен лучше выйти из своего места, нежели принять их во вверенное ему общество. Архиепископ, услышав это, сказал: «хорошо и богоугодно ты рассуждаешь». Сообщники Нонна, узнавши, что патриарх не соглашается на их прошение, опять пошли в страну, обильную полями. По смерти блаженного Агапита, который 5 лет благоразумно управлял новою лаврою, монахи оной избрали себе игуменом некоего Маму. Нонн и его сообщники, услышавши о смерти Агапита и о возведении Мамы на степень игумена, пришли к нему и тайно приняты были от него в лавру. В душе своей они скрывали пагубные мысли, но, боясь св. отца нашего Саввы, совсем не предлагали их монахам. Ибо, когда жив был Савва, то исповедание веры у всех монахов было одно. Вот что нужно было сказать о монахах новой лавры! Теперь я возвращаюсь к дальнейшему повествованию о славных делах божественного старца. Блистательны божественные дары просвещенного отца нашего Саввы. Они состоят в славном подвижничестве, добродетельной жизни и православной вере. Это отчасти уже показано было выше, и частию покажет далее Бог Слово, управляющий моими словами. Освященный Савва, явившись победителем над духами злобы и желая населить пустыню, устроил, при содействии живущего в нем св. Духа, еще новое убежище благочестия. Ибо, по удалении означенных дерзких монахов и по основании новой лавры, когда диавол, хотевший уловить себе учеников Саввы, сам был уловлен Саввою, Савва еще поставил знамение победы над ним. Возвратившись из новой лавры и проведши немногие дни в своей лавре, он во время поста взял с собою некоего старца Павла, славного весьма многими монашескими подвигами, и пришел к потоку, который был на расстоянии 15 стадий от великой лавры, недалеко от Кастеллия, к западу. Здесь в северном утесе он нашел большую пещеру, которая никем еще не была занимаема, поселился и жил в ней с Павлом до праздника ваий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Потом разболелся в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах (1114–1125). Армянин хотя и старательно врачевал его, но безуспешно, так что недуг всё более и более увеличивался. Уже, будучи при кончине, князь просил тогдашнего игумена Печерского Иоанна прислать к нему в Чернигов для врачевания блаженного Агапита. Игумен призвал его и известил о просьбе князя, но блаженный Агапит, которого ещё никто не видел выходящим из ворот для врачевания вне монастыря, со смирением сказал: «Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой я обещался пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда». Посланный князя, убедившись, что не будет в состоянии призвать к своему господину самого блаженного Агапита, начал просить, чтобы он дал, хотя трав для исцеления. По убеждениям игумена, блаженный дал посланному трав от пищи своей; их принесли к князю, последний вкусил и немедленно выздоровел, по молитвам блаженного. Тогда князь Владимир Мономах пришёл сам в Печерский монастырь, желая видеть того, чрез кого Бог возвратил ему здравие; он никогда не встречался раньше с блаженным и теперь желал почтить его, щедро одарив. Но св. Агапит, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдал игумену принесённое для угодника Божия золото. Но спустя немного времени, тот же Владимир снова послал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный нашёл св. Агапита в келлии и положил пред ним подарки князя. Блаженный сказал ему: «Чадо, никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою; не требую этого и ныне». Боярин отвечал: «Отче! Пославший меня знает, что ты ничего не требуешь; но умоляю тебя, прими это, чтобы утешить сына твоего, которому чрез тебя Бог даровал здравие; дар же отдай, если тебе угодно, нищим». Старец отвечал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IX. Наставления архимандрита Агапита Нило-Столобенского 4 1. Все мы люди – семья Божия, все мы дети единого Отца, все мы члены Господа Иисуса, и потому, распаляясь любовию Божиею, я желал бы слить весь род человеческий в одно целое, дабы прижать это целое к груди моей и умереть за спасение его в лютых пытках муки. 2. Знаю и пишу тебе пред очами Бога, суда которого боюся, что я понятия не имею о сношениях греховных, по благодати Бога моего, и, хранимый самим Господом, не простирал на них желаний. Я смотрю на людей вообще, как на члены Господа моего Иисуса, и не имею к ним иного чувства, кроме сильного желания спасти их души и особенно души тех, которые мне как отцу доверили себя. А это желание до того объяло мое сердце, что я в ад спущусь за ними, и нет силы на земле, которая бы могла разорвать мое внутреннее с ними сношение. 3. Опытно знаю, что умеет Господь наш Иисус Христос утешить нас, успокоить и возвеселить; а что мы неутешны, в том виноваты сами. Стоит только в скорби из глубины души сказать вместе скорбящему с нами Господу вашему Иисусу Христу: Господи! Ты мой Помощник! и Он тотчас же поможет. Мне грешнику Он всякий день, тмочисленно и при всяком скорбном случае милосердо помогает. Господь наш сказал: блажени будете, егда возненавидят вас: почему же нам не терпеть обид от других? Всякий бы любил нас, ежели бы Господь видел, что мы, любимые от всех, спасемся. А как многих из нас Господь спасает чрез скорби, то и должны быть такие люди, чрез которых бывает нам скорбь. Однакож нам не следует винить их, потому что не они навели на нас скорбь: она определена для нашего спасения самим Господом. Следовательно, мы не остались бы без скорби, когда бы оскорбляющих и не было. 4. Один брат, встревоженный слухом об удалении о. Агапита из монастыря, пришел к нему в слезах; но о. Агапит, встретив его с веселым и радостным лицом, улыбнулся и спросил, не обидел ли кто его? Когда же тот объяснил причину своей скорби, сказал: 5. «Ты знаешь, что мы служим Господу. А кто служит Господу, тот никогда не погибает. Буди воля Господня всегда с нами... И если Господь, по молитвам Пречистыя Матери и преподобного отца нашего Нила, оставит меня многогрешного послужить в сей святой обители, то слава неизреченному Его милосердию! А когда Господу угодно удалит меня куда-либо, и то буди имя Господне благословенно во веки!» Потом обратился он к образу Спасителя и, воздев руки, произнес: «слава Тебе, Господи, слава Тебе! Благодарю Тебя, Господи, что не оставляешь меня грешного, по милости Своей». А брату сказал: «видишь, брат, как Господь-то любит меня грешного? Другому не пошлет такого крестика, какой мне-то грешному послал».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Когда братия увидели лошадь без седоков, чем-то встревоженную, ржущую и обратно куда-то убегающую, тотчас же подумали, что случилось со старцем какое-либо несчастье и пошли по дороге, ведущей к мельнице. Долго искали они старца и его спутников, и в оврагах, и в лесу около дороги, но нигде не могли найти, пока не пришли на берег реки Уфтюги, и не увидели железных вериг преподобного Агапита, плавающих на одном месте на поверхности воды, подобно легкому дереву. Под ними нашли и все три тела убитых, хотя вода в Уфтюге в то время была еще велика и быстра. С горькими слезами и рыданиями братия перенесли тела убиенных в обитель, и с великой честью погребли преподобного Агапита посреди монастыря, между созданными им церквами, и поставили над могилой его часовню, а вериги положили на его гробницу. Во все время существования Маркушевского монастыря 7 , мощи преподобного почивали в этой часовне до построения нынешней каменной приходской церкви, в которой они находятся на южной стороне холодного храма, в склепе. 1 Написася сия история усердным сердцем преосвященного Варнавы архиепископа Холмогорского и Важеского в бытность его в сей обители лета Господня 1712, ноября 1 числа, на память св. чудотворцев Космы и Дамиана. 3 В истории Церковн. Иерарх., ч. V, стр. 51, Историч. словаре о святых, стр. 6, преподобный Агапит назван спостником и сотрудником Лонгина Коряжемского и сверстника его Христофора. Но Лонгин слишком мало жил в Сольвычегодском монастыре и в 1537 г. был уже в Коряжме, и в 1540 г. скончался. А Агапит, по определению, пришел из Соловецкого монастыря после 1568 г., когда уже Лонгина не было в живых; пр. Христофор вовсе не был в Борисоглебском монастыре и не мог быть сподвижником Агапита. 4 Места эти доныне известны и обозначены часовнями, из коих 1 в 2 верстах от монастыря на северо-восток, 2 около версты за р. Маркушей, 3 в пяти верстах по западной стороне. 5 В истор. Российск. Иерарх.: V, стр. 52, митрополит назван Кириллом; но Кирилл IV скончался в 1377 году, а в 1578 году управлял митрополией Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010