Ответ Священника. Само собою грешно. Тем чаще бывай у тех больных, от которых за лечение надеешься ничего не получить. За сие ты получишь от Господа Бога сторицею. Из многих безмездных врачей укажу тебе хотя на одного, которого Господь, за его безмездное врачевание, наградил вечным своим царством. Слушай! Россия имела великих и святых врачей, которых имена достойны вечной памяти. Агапит, из Киева пришедший в пещеру преподобного Антония и там остригшийся, врачевал иноков и всех бедных людей. Его сострадание простиралось так далеко, что, услышав о болезни кого-нибудь из братии, немедленно оставлял свою келью и у недужного оставался дотоле, пока искусством и молитвами не возвратил ему здравие. Сверх того, Печерский монастырь всегда видел множество болящих пришельцев, которые возвращались домой при помощи Агапита, здравы. Вскоре успехи врачевания так прославили Агапита, что Черниговский князь Владимир Всеволодович Мономах, находясь в тяжкой болезни и уже не надеясь получить помощи от придворных врачей, отправил нарочитого, просить св. Антония, чтобы прислал к нему Агапита. Но преподобный отшельник отрекся идти в Чернигов. «Я не могу оставить святой обители, сказал он, для сникания славы человеческой, которой убегать до последнего издыхания дал клятву самому Богу». И с посланным от Мономаха боярином отправил лекарства, предписав вместо диеты – воздержание, молитву и добрые дела. Князь скоро и совершенно выздоровев, сам приехал в Печерский монастырь, чтобы щедро наградить своего избавителя. Но св. Агапит скрылся, и Владимир принужден был привезенные для него дары оставить игумену. В изъявление своей благодарности, он вторично послал из своих придворных также с дарами, но истинный и бескорыстный врач бедных и богатых, и тогда не приняв оных, сказал посланным: «Я никогда ни от кого ничего не брал; ибо не мое искусство, но сила Христова исцеляет болящих: пусть Государь твой раздаст нищим, именем Христа милостыни просящим». Сей преподобный врач и молитвенник, за три месяца предузнав свою кончину, не преставал лечить болящих братий и пришельцев до последнего часа жизни. Умер в глубокой старости н погребен в пещере преподобного Антония, где и теперь нетленно почивает 6 . 1171. Кто были Российские первомученики и как они пострадали?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Добродетельная и подвижническая жизнь старца Агапита, несмотря на всю его скромность, была известна многим. Множество паломников специально приезжали в Задонский монастырь, чтобы увидеть старца Агапита, принять от него благословение и услышать его душеспасительные наставления. За восемь лет до кончины отец Агапит затворился в кельи по любви к уединению; впрочем, допускал к себе искавших его благословения. Наконец старец, тщательно искавший Царствия Божия, приблизился к рубежу вечности. Он таял как свеча; дыхание его все более и более стеснялось; он все видимо слабел телом... «Кончина отца Агапита, как человека, отдающего свой долг закону природы, – по словам Георгия затворника, – была не безболезненна и очень томительна, но непостыдна, мирна, как смерть истинного христианина». Чувствуя приближение смертного часа, он благословил келейника своей иконой Божией Матери с обетованием, что Она не оставит его ни в сей день, ни в будущей жизни, только бы молился и жил богоугодно, и велел попросить к себе любимого своего духовника отца Димитрия. Скончался старец 17 сентября 1825 года. Духовные наставления ◊ «Видел некто из прозорливцев тайное некое зрелище и поведал мне, – писал старец Агапит. – Седящу де некогда мне, – говорил он, – в братском собрании, подошли ко мне два злые духа – тщеславие и гордость, и первый из них, подстрекая меня под бок перстом тщеславия, принуждал, дабы я при братии сказал что-либо о каком-нибудь мне видении или подвиге. Когда же я его от себя отринул, сказав ему: „Да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая“, – то вдруг сидящий по левую сторону дух гордости шепнул мне на ухо: „Прекрасно, прекрасно ты поступил, что победил моего отца, духа тщеславия”. Я же, к нему оборотившись, изрек те слова, кои после реченного мною стиха следуют: „да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже“ ( Пс. 39, 15–16 )». ◊ Иисус – пресвятое сие имя – о, коль есть сладко сердцу, любящему Его – Христа Иисуса! Иисус бо прилепляющемуся к Нему есть просвещение ума, красота души, здравие тела, сердцу веселие, помощник в скорбех, радость в печалех, врачевание в болезни, во всех бедах отрада, спасения надежда, и Сам той любителю Своему мзда и воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

29-го апр. 1878 г. Преосвящ. Иоанн надписал на сей бу- —810— 1878 г. маге Консисторской: с мнением Консистории согласен. А 8-го мая утверждено мнение Консистории Митрополитом. Вот Высокопреосвященнейший Владыко, сведения, кои смиреннейше представляю согласно Вашему требованию“. Восьмого числа получено было мной от Историко-Филологического Общества при Харьковском Университете отношение, за подписью Секретаря Общества, Н. Андреевского, следующего содержания: „Историко-Филологическое Общество при Императорском Харьковском Университете имеет честь пригласить Ваше Преосвященство пожаловать в заседание Общества для выслушания реферата члена Общества, А.С. Лебедева 175 , сего 8-го ноября, в семь часов вечера. Содержание реферата следующее: а) „Историческая записка об архиве Курского Знаменского монастыря“; б) „Материалы к вопросу о крепостном владении приходских церквей“; в) „Синодальный Указ 1735 г. о временном удержании Вологодского Епископа Афанасия 176 не только от архиепископского, но и простого иерейского служения“; д) „Распоряжение Курского Епископа 177 (1804 г.) о встрече в Курском духовном училище г. Попечителя Харьковского Учебного Округа, графа Потоцкого“ 178 . Так как я не получал формального уведомления об избрании меня Членом этого Общества (мне только словесно заявлял об этом профессор А.С. Лебедев), то я и не рассудил явиться в заседание Общества. 10-го ч. получил я письмо из Москвы от А.. Викторова. Он писал мне от 6-го числа: „Вашему Преосвященству, конечно, давно известно о кончине приснопамятного бессребреника, отца Агапита 179 , но едва ли Вы знаете о судьбе оставшейся после него библиотеки, а потому и спешу поделиться с Вами сведениями, которые я на днях собрал по этому предмету. Оказывается, —811— 1878 г. что о. Агапит предполагал подарить свою библиотеку Владимирской Семинарии, но письменного завещания составить не успел, а потому после его кончины библиотека его и осталась в монастыре. Но Преосвященный Иннокентий, снисходя к бедным родственникам о. Агапита, которым никакого после него наследства не осталось, велел отдать им его библиотеку. Родные разделили библиотеку на три части, и две из них увезены во Владимирскую епархию, а третья, самая лучшая, осталась в Москве, и теперь распродаётся по частям. Случайно узнавши об этом, я поехал смотреть её и прежде всего спросил, нет ли рукописей. Мне сейчас же подали четыре фолианта дополненной Истории Российской иерархии, именно исторические описания монастырей, но за эти фолианты просят 300 руб., поэтому я сейчас же и отступился. Затем стал рассматривать каталог печатных книг. Разумеется оказались книги Богословского содержания, которые для музея особого интереса не представляют. Но тут я пришёл к мысли, не захотите ли Вы купить что-либо из библиотеки о. Агапита, и потому взял листок почтовой бумаги и сделал из каталога выписки. Этот листок и посылаю к Вам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Если тебе какой святой пригляделся, то ты им занимайся. Но только серьезно. Ищи источники, наставления, копайся. В прошлом году я занималась преподобным Иосифом Песнописцем, который написал в IX веке более 400 канонов и служб, – то есть практически на каждый день года. Собственно, это во многом его заслуга, что мы стали богослужебно почитать святых. Именно он сделал так, чтобы это стало возможно. Когда я об этом рассказала владыке Агапиту, он был в полном восторге: ему очень важно было узнать, как этот опыт богослужебного почитания наших Небесных заступников исторически сложился в Церкви. Я обещала ему написать об этом статью, но что-то затянула. Говорила: – Могу и сейчас как есть прислать, но надо сноски еще проставить. – Нет-нет, ты уж сноски проставь, и потом пришли, – подстегивал он. К сожалению, я так и не успела показать владыке последний вариант статьи. Дописала уже после его кончины и положила ему ее уже в гроб. Когда накануне владыкиной кончины мне сообщили о том, что он в реанимации и в очень критическом состоянии, я стала молиться тому же преподобному Иосифу. В его житии есть рассказ о том, что все святые, которым он при жизни составил каноны, в день его кончины провожали его на небо. Думаю, что их было много и вокруг моего владыки, когда он на Вознесение решил сопроводить самого Христа на Небо. (Продолжение следует.) Рейтинг: 9.8 Голосов: 126 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.Б Любовь 16 июля 2020, 15:26 Анастасия, с Праздником! Спаси Господи! Узнала об Владыке Агапите. Пусть Господь упокоит Владыку Агапита во царствии своем со всеми Святыми!+ Великое счастье вам и всем,кто его знал.Он будет молиться на небесах за вас и паству. Жду продолжения рассказа. Елена 15 июля 2020, 19:36 Спаси Господи Настенька! хочется ещё и ещё читать ,и продолжения ещё, очень интересно, и такие важные и простые советы от владыки Агапита рБ Марина 6 июля 2020, 18:05 ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВЛАДЫКЕ АГАПИТУ!!!СПАСИ ГОСПОДИ ОЛЬГА АНАСТАСИЯ за статью!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!

http://pravoslavie.ru/132360.html

Потом разболелся в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах [ 3 ]. Армянин хотя и старательно врачевал его, но безуспешно, так что недуг всё более и более увеличивался. Уже будучи при кончине, князь просил тогдашнего игумена Печерского Иоанна прислать к нему в Чернигов для врачевания блаженного Агапита. Игумен призвал его и известил о просьбе князя, но блаженный Агапит, которого никто еще не видел выходящим из ворот для врачевания вне монастыря, со смирением сказал: — Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда. Посланный князя, убедившись, что не будет в состоянии призвать к своему господину самого блаженного Агапита, начал просить, чтобы он дал хотя трав для исцеления. По убеждениям игумена, блаженный дал посланному трав от пищи своей; их принесли к князю, последний вкусил и немедленно выздоровел, по молитвам блаженного. Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, желая видеть того, чрез кого Бог возвратил ему здравие; он никогда не встречался ранее с блаженным и теперь желал почтить его, щедро одарив. Но Агапит, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдал игумену принесенное для угодника Божия золото. Но спустя немного времени, тот же Владимир снова послал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный нашел святого Агапита в келлии и положил пред ним подарки князя. Блаженный сказал ему: — Чадо, никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою; не требую этого и ныне. Боярин отвечал: — Отче. Пославший меня знает, что ты ничего не требуешь; но умоляю тебя прими это, чтобы утешить сына твоего, которому чрез тебя Бог даровал здравие; дар же отдай, если тебе угодно, нищим. Старец отвечал ему: — Если ты так говоришь, то приму с радостью. Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него есть, — чужое, и ничего не возьмет он с собою, когда будет расставаться с жизнью; поэтому пусть и остальное раздаст он нищим. Ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

12 И к устроению кельи о. Агапита побуждала, кроме собственного желания безмолвствовать, между прочим, эта же преклонность лет и болезненность родителя. 13 Эти скорби происходили главным образом от нерасположения братии к о. Агапиту; многие из братии монастыря были выходцы из Молдавии и вооружены были против старчества; а о. Агапит пришел в Гефсиманский скит из Оптиной пустыни, в которой, напротив, старчество тогда процветало. Случалось, между прочим, что к келье о. Агапита зимою не привозили дров или не делали в ней починок, когда они требовались, и т. п. под тем предлогом, что если о. Агапит сам устроил себе келью, то сам и должен заботиться о ней. 14 Во время пребывания о. Агапита в пещерах митрополит Филарет благословил его принимать к себе и на исповедь. 16 Были, между прочим, у старца в келье часы, которые очень стучали, и один из учеников спрашивал старца, не мешают ли ему часы заниматься молитвою Иисусовой. Старец отвечал: «Прежде очень мешали, и много я с ними нянчился: то из кельи вынесу, то опять внесу; а теперь даже вовсе не замечаю, как будто их у меня и нет. 17 Так было, например, в 1866 году, когда в скиту была эпидемическая горячка, и о. Александр заболел ею. Так же было и во время последней предсмертной его болезни. 18 О. Александр не отвергал пользы от тропарей и канонов, и случалось, что келейник, подходя к его келье, слышал его поющим что-либо; он заботился только, чтобы ум, будучи постоянно занят одними тропарями и кондаками, не рассеялся, и тогда-то в особенности обращался к молитве Иисусовой, так как она легче всего способствует собрать внимание для умной молитвы. 19 Был, напр., с ним следующий случай. «Однажды я, – рассказывала одна монахиня, духовная дочь о. Александра, – угощала старца вареньем. Он строго взглянул на меня и спросил: «А где ты брала ягоды?» Я вздрогнула и говорю: «Простите, батюшка, без благословения старшей ходила за ягодами». «Вот видишь ли, Господь тебя покрыл, – заключил старец, – и ты покрывай всех». 20 По поводу последних слов пр. Феофан сделал замечание: «Без определенного правила нельзя оставлять никого. Но соображаться следует с качествами приступающих к сему делу и внушать, чтобы не довольствовались одним внешним исполнением положенного». Впрочем, в действительности о. Александр так и поступал и вышеприведенными словами он не хотел сказать, будто не нужно налагать никакого молитвенного правила, а только хотел сильнее высказать ту мысль, что не следует возлагать надежду на одно внешнее исполнение правила и превозноситься тем. Кроме того, предполагается, что ученики о. Александра, которые спрашивали его о правиле, должны были ходить ежедневно ко всем церковным богослужениям. О. Александр предоставлял свободу только в правиле келейном, помимо общеустановленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда в сем городе находились монахи из Сирии, из трех Палестин, и вопияли против Севира и его последователей, и против еретика Анфима, патриарха константинопольского. Они-то назвали Агапита вселенским архиепископом, потому что он с пламенным сердцем и с деятельной ровностью подвизался за православие. После Агапита было шесть пап до св. Григория Двоеслова ; но опять ни один из них ни кем не был прозван вселенским. Хотя папа Вигилий присутствовал в Константинополе на пятом соборе, но не пользовался уважением, и даже был изгнан за то, что не соглашался с ним. После Каппадока в 519 году стал константинопольским патриархом Епифаний, пресвитер тамошней церкви, и патриаршествовал 16 лет и 3 месяца. И он назван вселенским в Иустиниановых неарах 4, 5, 6, и 7-й. После него константинопольским патриархом был Анфим, епископ трапезунтский, и управлял церковью в течение 10 месяцев. И ему усвоено название вселенского, в 16 неаре Иустиниана. По Анфиме был Мина, потом Евтихий и Иоанн. И этих называли также вселенскими. Иоанн Постник не удовольствовался тем, чтобы желающие, в письмах своих звали его вселенским, но первый начал подписываться: вселенский патриарх. Не дивно, если Епифаний после Иоанна Каппадока был прозываем вселенским, ибо и он ревновал по православию: но почему Анфим еретик и многие другие ему подобные цареградские патриархи имели это название? – По одному обычаю, как это водилось и у мирских властей. Ибо как египетские цари назывались Птолемеями, а римские – Кесарями, хотя не все по доблестям были подобны первым Птолемеям и Юлию Кесарю: так точно, по обычаю, именовались вселенскими и константинопольские и римские патриархи, преемники Иоанна и Агапита, тем более, что они управляли весьма значительною частью вселенной. Когда константинопольский патриарх Георгий (679 г.) согласился с мнением царя Константина Погоната касательно созвания вселенского собора для соединения двух церквей – римской и константинопольской; тогда папа, сомневаясь, как бы на этом соборе не явилось какое-нибудь нововведение в угодность цареградцам, умолял сего государя, сохранить равенство (στης).

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

О. наместник ничего ему на этот раз не ответил. Когда же о. Александр повторил свою просьбу, то о. Антоний сказал: «О. Александр, прошу тебя, пожалуйста, перейди опять в скит, потому что в скиту осталась более молодежь, надо там поддерживать дух монашества». О. Александр, повинуясь своему духовному отцу, в 1861 году перешел обратно в скит. В пустыни Параклита он прожил всего три года. Многие из братии скита ходили к нему за советами или для того, чтобы найти утешение в своих скорбях, и те, которые имели к нему расположение, получали от его беседы облегчение и утешение, ибо старец был наставник мудрый 14 . Но этим самым обет его безмолвия нарушился, а потому, желая со своей стороны исполнить этот обет, движимый Божиим призванием, он начал просить о. наместника Антония, чтобы он благословил его удалиться в пещеры при Гефсиманском ските в затвор. О. Антоний доложил о этом преосвященному митрополиту Филарету, который, благословив о. Александра испытывать себя, повелел ему три месяца никуда не выходить из своей кельи, с тем чтобы по окончании этого срока доложить его преосвященству, как о. Александр будет себя чувствовать. С послушанием и любовью исполнил о. Александр назначенный срок затвора, и только тогда преосвященный Филарет благословил его на полное затворничество, которое он и начал 23 ноября в 1862 году. Очевидно, пр. Филарет и о. наместник Антоний видели в желании о. Агапита поступить в затвор Божие призвание. Иначе они никогда не благословили бы о. Агапита на затвор. О. наместник, как известно, был старец мудрый, и сам пр. Филарет нередко обращался к нему за советами или спрашивал его мнения. Кроме того, о. наместник постригал о. Агапита в схиму и потому хорошо его знал: о. Агапит был его любимым духовным сыном. И сам о. Агапит пред тем, как решился на затвор, немало испытывал себя и обдумывал свое решение. Об этом свидетельствуют следующие его рассказы своим ученикам: «Когда я был в Оптиной пустыни, то там жил один иеромонах с острова Валаама по имени Варлаам. Он нам рассказал следующее: «Жил при нем на Валааме в пустыни один схимонах, а ученик его, рясофорный монах, жил в монастыре и носил ему оттуда пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спустя несколько дней, император призвал к себе освященного Савву и сказал ему: «я слышал, отец, что ты основал много монастырей в пустыне. Если хочешь, проси выгод для живущих в этих монастырях, где бы они ни были, – мы их дадим тебе; только пусть монахи молятся о нас и о вверенном нам государстве». На это старец сказал императору: «монахи, молящиеся о Вашем благочестии, не имеют нужды в таких выгодах; ибо их жребий и приобретение есть Господь, одождивший в пустыне хлебы с небесе людем непокаряющимся и противу глаголющим ( Ис.65:2 ; Исх.16:4 ). Но мы просим у Вас, благочестивейший император, свободы от податей, дабы могли быть устроены св. Палестинские церкви, просим снова создать сожженные Самарянами священные храмы и подать помощь Палестинским христианам, ограбленным и пришедшим в бедность; также умоляем Вас выстроить во св. граде одну больницу для больных странников, также выстроить там и украсить новую церковь во имя Богородицы, которую заложил несколько времени тому назад архиепископ Илия. Все это исполнить весьма подобает вашему благочестию. Кроме того, просим Ваше величество приказать знаменитейшему Сумму, чтобы он, для отражения Сарацынских набегов, построил на государственный счет в пустыне крепость близ монастырей, устроенных моим смирением. Я уверен, что за эти пять богоугодных дел Бог присоединит к Вашему государству Африку и Рим и все остальное Гонориево государство, которое потеряли императоры, царствовавшие прежде Вашего благочестивого величества. Сверх сего просим Вас искоренить Ариеву, Несторову и Оригенову ереси и освободить церкви Божии от заразы их». Теперь я скажу, – почему Савва предложил императору об искоренении только этих трех ересей. Что касается Ариевой ереси; то Готфы, Визиготы, Вандалы и Гепиды, будучи арианами, владели всем западом, а Савва по вдохновению Божию знал достоверно, что император покорит их своей власти. О Несториевой ереси Савва упомянул потому, что некоторые из пришедших с ним монахов, споря во дворце с отступниками от правоверия, оказались защитниками Феодора Мопсуестского. А об искоренении, вместе с помянутыми ересями, гибельной Оригеновой ереси Савва просил потому, что между монахами, при нем бывшими, нашелся один монах, родом из Византии, который, будучи принят в новую лавру в числе других, принятых с Нонном по кончинн игумена Агапита, держался Оригеновых мнений. Он притворно защищал Халкидонский собор, а в самом деле держался Оригеновых мыслей. Поэтому отец наш Савва, услышавши о сем и вспомнивши слова блаженного Агапита, употребил строгость, отверг от себя и отлучил от своего сообщества как Леонтия, так и державшихся мнения Феодора Мопсуестского, а императору внушил искоренить ту и другую ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Теперь, когда мы частично уже коснулись основной гипотезы Лоофса в отношении к личности Леонтия Виз., благовременно подвергнуть ее разбору и в целом виде. Итак, Леонтий Византийский , по Лоофсу, есть тот самый, о котором говорится в двух древних житиях: Vita Sabae и Vita Cyriaci 156 . В обоих житиях, относящихся к VI-мy веку, упоминается некто монах Леонтий, при чем особенно подробно и выразительно повествуется о нем в житии Саввы, где читаем следующее: «об искоренении гибельной ереси Оригеновой Савва просил потому, что между монахами, при нем бывшими, нашелся один монах, родом Византиец, по имени Леонтий ( τς τν μετ’ ατν μοναχν Βυζντιος τ γνει Λεντιος, νματι) 157 , который, будучи принять в Новую лавру в числе прочих принятых с Нонном но кончине игумена Агапита (около 520 года) 158 , держался Оригеновых мнений. Он притворно защищал Халкидонский собор, а на самом деле держался Оригеновых мыслей. Почему отец наш Савва, услышавши о сем и вспомнивши слова блаженного Агапита, (Ново-лаврского игумена, отказавшегося принять в свою лавру Леонтия и его сообщников), употребил строгость, отверг от себя и отлучил от своего сообщества, как Леонтия, так и державшихся мнений Феодора Мопсуестийского, а императору внушил искоренить ту и другую ересь» 159 . В житии Кириака Отшельника точно также говорится: «Нонн был начальником этого зла (т. е. оригенизма в Новой лавре) и приобрел себе ревностного помощника в лице Леонтия Византийского , ( Λεντιον ββηκς τν κ Βυζαντου) " 160 . К Нонну, который был «родом палестинец» 161 , в деле распространения им оригенизма, присоединились еще и другие и «прежде всего те, кто были в Новой лавре ученейшими, именно: Петр Александрийский , и другой Петр, родом из Греции, даже самый наместник лавры, родом Скифопольский, вернейший в религии и в добродетелях и просвещенный в науках» 162 . Дальнейшая судьба Леонтия в связи с развитием оригенизма в Палестине представляется по сказанию жития св. Саввы в таком виде. После кончины св. Саввы (532 г.) Нонн и его последователи, почитая смерть Саввы удобным для себя моментом, начали распространять то зловерие, которое они скрывали в глубине души 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010