85 Себеос говорит, что полководец Мжеж говорил с католикосом прибывши из Армении. Если бы католикос жил «в Армении», то Мжежу всего легче было вести разговоры с ним там же, а не приходить для этого из Армении. Затем, когда полководец сказал католикосу: «мы изберем другого католикоса, а ты будешь править только в персидском участке», то «католикос не будучи в состоянии оставить страну своего управления, просил грамоту о вере». Хотя позднейшие армянские историки, напр. Стефан Орбелиан, и говорят о возвращении Ездры в Довин, но это прямо противоречит Себеосу, по которому Ездра, соединившись с греками, «уже и сидел в лагере греческом». Повидимому и католикос Комидас уже не жил в Довине, а пребывал в Вагаршапате, где и выстроил прекрасную церковь , и там же пребывал, вероятно, и Христофор, потому что после его свержения поспешно выбрали в католикосы Ездру, ключаря построенной Комидасом церкви св. Григория. Выражение Себеоса «с тех пор уже и сидел (Ездра) в лагере греческом» повидимому противоречит моему выводу, так как несомненно, под греческим лагерем в данном случае нужно понимать крепость Карин; но нужно знать, что местечко Аван, резиденция бывшего греческого католикоса Uoahha III , находилась вблизи Карина, и что вероятно Ездра жил прежде в Аване, а потом переселился в самы Карин. То обстоятельство, что католикос Ездра выбрал для жительства греческий участок, удел католикоса Uoahha III , указывает на его богословское направление, и подтверждает мысль, что не подкуп со стороны Ираклия заставил его принять халкидонский собор. 88 Киракос говорит: «По возвращении в Армению, Ездра изменил все православные установления церкви и уроки Иакова и Кирилла, заменив их уроками Артамона». 90 Иоанну Майрагомскому приписывают перевод на армянский язык сочинений Юлиана Галикарнасского, имевших большое влияние на богословие армян. 91 Чамчиан отрицает, что преемники Ездры были последователями халкидонского собора, но доказательства его неубедительны. 92 Historie de la Sioun ch. XXIX. Послание это писано от имени католикоса и других епископов Армении сюнийским еп. Матусагой, о котором историк Сюнии несправедливо говорит, что он предохранял свою паству от «халкидонской ереси».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Церковное управление в Армении имело тот же строй, какой замечаем и в других церквах Востока того времени. Вся территория, входившая в состав армянского государства, была разделена на епархии, причем церковно-административное деление строго совпадало с гражданским. Каждая отдельная область, или княжество, имела своего епископа. Епископская кафедра считалась тем важнее, чем значительнее было княжество. Епископу были подчинены пресвитеры и прочее низшее духовенство. Во главе епископов стоял преемник св. Григория. Католикосу, как заместителю архиепископа кесарие-каппадокийского в варварских странах, предоставлено было посвящать в епископы; когда же армяне отказались обращаться в Кесарию и стали ставить католикосов сами, то право посвящать в епископы у католикоса было отнято. По словам Фавста Византийского, с этих пор арм. епископы должны были ходить за своим посвящением в Кесарию-Каппадокийскую, и патриарх имел пред другими епископами Армении лишь то преимущество, что считался старейшим между ними. Решение это принадлежит, вероятно, преемнику Василия Великого . По словам анонимного автора жизни св. Нерсеса, армяне ходили в Кесарию для посвящения до самого халкидонского собора 47 . Иоанн Мантакуни первый составил армянский чин посвящения в епископа. Католикос управлял своей епархией, заведывал делами всей церкви и был главным представителем ее в междуцерковных сношевиях. Ов созывал соборы, ему был вверен верховный духовный суд над всеми членами армянской церкви. Власть католикоса над епископами простиралась до того, что он мог лишать кафедр даже невинных епископов, отнимать у них имущество и отбирать богатства умерших. Во избежание притеснений со стороны католикоса епископы иногда обращались за утверждением в своей должности к персидскому царю. При католикосе всегда находились 12 епископов, составлявших его синод. Выше католикоса был собор. Собор созывался сначала царем, потом самим католикосом, или, за смертию его, старшим епископом или светским правителем. На собор приглашались не только высшие духовные лица, но и князья и высшая аристократия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Не менее важна и переписка католикоса Саака Партева и Месропа Маштоца со свт. Проклом и К-польским еп. Акакием (Послание свт. Прокла к католикосу Сааку и Маштоцу; Ответы святых вардапетов армянских Саака и Маштоца на послание Прокла; Послание еп. Акакия Мелитинского к Сааку; Ответ Саака Акакию; Послание еп. Акакия к армянам). В переписке обсуждаются вопросы, связанные с ересью несториан. Еп. Акакий и свт. Прокл извещали католикоса Саака и Месропа Маштоца о том, что сторонники Нестория, найдя прибежище в Персии, распространяют еретические сочинения. Саак и Маштоц отвечали, что несторианство осуждается в Армении, и привели основные доводы армянской христологии против этой ереси. Одно из посланий (письмо католикоса Саака архиеп. свт. Проклу) было зачитано на V Вселенском Соборе в 553 г. (после письма свт. Кирилла Иерусалимского) как яркий пример и образец православия. Большое значение имеет и переписка между патриархом Акакием К-польским и Петром Монгом, одним из лидеров монофизитства, который занимал Александрийский Патриарший престол в 477 и 482-489 гг. В «К. п.» переписка представлена 9 письмами Петра и 8 письмами Акакия. Именно эти послания стали одной из причин издания «Энотикона» имп. Зиноном в 482 г., в к-ром запрещались споры о природах Христа и признавались истинно верными постановления только 3 первых Вселенских Соборов. Переписка грузинского католикоса Кириона I с арм. католикосами и светскими деятелями (сохр. также в «Истории Армении» Ухтанеса, X в.) важна для понимания развития отношений между Армянской и Грузинской Церквами в нач. VII в., имевшими прежде общую историю, но в тот момент они подошли к разрыву. Большой интерес представляет переписка свт. Фотия К-польского с арм. князем князей Ашотом Багратуни и католикосом Захарией. В «К. п.» она представлена «Копией письма патриарха Константинополя Фотия Ашоту, князю князей» и «Ответом на письмо Фотия, написанным армянским вардапетом Сааком по приказу Ашота, князя князей». Большинство исследователей не сомневаются в их подлинности, ссылаясь на более поздние упоминания об этих посланиях в работах арм.

http://pravenc.ru/text/1841558.html

Однако война и события послевоенного периода практически свели на нет все усилия по обращению сирийских христиан в Православие, предпринятые Российской Церковью в конце XIX — начале XX веков. Постоянные контакты с Россией стали одной из причин жестоких гонений на ассирийских христиан со стороны турок и курдов после потери Россией своего влияния в Персии. Когда летом 1917 года российские войска были отозваны из Урмии, христиане стали жертвами массовых депортаций и казней. Католикос–Патриарх Мар Шимон Беньямин был убит курдами в марте 1918 года  . Брат убитого Католикоса наследовал его престол с именем Мар Шимон Паулюс. После смерти последнего в 1920 году престол перешел к его племяннику, Мар Шимону Ешану, ставшему Католикосом в возрасте 11 лет. В течение Первой мировой войны в результате массовых убийств погибло несколько десятков тысяч ассирийцев. Сестра убитого Католикоса Сурма д–Бейт Мар Шимон писала в 1920 году: Наш народ почти полностью уничтожен. С начала Мировой войны более 40.000 человек погибло в результате массовых убийств, войны, голода и эпидемий. Мы потеряли свои дома, потеряли книги, написанные на пергаменте более тысячи лет назад и бережно хранившиеся. Наши дома, земли и виноградники опустошены…  Одна из погибших в 1918 году древних сирийских рукописей содержала полный текст 2–го тома творений Исаака Сирина. Об этом речь пойдет ниже. Часть оставшихся в живых после Второй мировой войны ассирийцев бежала в Россию, другая часть обосновалась в Ираке, понадеявшись на защиту англичан (Ирак в тот период находился под протекторатом Великобритании). После ухода англичан в 1933 году иракские власти выслали Католикоса–Патриарха Мар Шимона Ешана из страны, и он эмигрировал в Сан–Франциско (США), где обосновался вместе с небольшой ассирийской диаспорой. Современная Ассирийская Церковь Востока — лишь слабая тень некогда могущественной Церкви, границы которой простирались от Китая и Монголии на Востоке до южных областей Индии. Резиденция проживающего в изгнании Католикоса Востока ныне находится в пригороде Чикаго Мортон–Грув (штат Иллинойс, США). Общее количество верующих насчитывает около 400 тысяч человек. Приходы Ассирийской Церкви Востока имеются в США, Австралии, Канаде, Англии, Швеции, Германии, Голландии, Иране, Ираке и России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

От времени патриарха Феофилакта до дней патриарха Петра III в истории Грузии произошли значительные перемены: разрозненная прежде Грузия, с десятого века, под властью Абхазских Багратидов начинает собираться воедино и в одиннадцатом веке является тесно сплоченным государством с единодержавным царем во главе. Цари Грузии Давид Великий Куропалат, Баграт III, Георий I и Баграт IV создали из Грузии крупную политическую единицу, с которой надо было считаться, и не удивительно, поэтому, что и католикосы Грузии стали смотреть на себя несколько иначе: стали считать себя иерархами самостоятельными или, по крайней мере, долженствующими быть таковыми: a последствием такого взгляда явилось то, что католикос Мельхиседек, человек решительный и энергичный, прямо стал титуловать себя католикосом – патриархом 36 и патриархом, а не католикосом – архиепископом или просто католикосом, как титуловались его предшественники, и этим самым ясно дал понять, что он не желает постороннего вмешательства в дела своей епархии, как не допускали подобного вмешательства и патриархи церкви греческой. Но, чтобы еще рельефнее выразить все это, католикос должен был перестать поминать на службах патриарха антиохийского и указать игумену патриарших монастырей надлежащее место, что он, по всей вероятности, и не упустил сделать. Само собой разумеется, что зазнавшемуся греческому игумену подобное распоряжение патриарха – католикоса должно было показаться оскорбительным и потому он, вероятно, поспешил донести о поведении католикоса патриарху Петру III… Нужно полагать, что пораженный поступком католикоса и растерявшийся игумен донес патриарху, что первосвятитель церкви Иверской решился на такое дело не по чему-либо другому, как потому, что он придерживается ереси, названной у Ефрема ересью. 37 На такое весьма важное донесение игумена патриарших монастырей в Антиохии должны были обратить серьезное внимание уже потому одному, что означенное время было временем смут и волнений в жизни церкви вселенской: в это время готово было совершиться отпадение Западной церкви от Восточной, о чем душевно скорбел великий патриарх великой Антиохии и готов был на всякаго рода обрядового характера уступки Риму, лишь бы не нарушалось единство вселенской церкви 38 . В это же время начал предъявлять претензии на патриарший титул и аквилейский епископ, желая, разумеется, отделиться тем от Рима, но едва ли подчиниться церкви Восточно-православной 39 . Понятно, поэтому, что донесение игумена патриарших в Грузии монастырей о новоявленной ереси и о «своеволии» грузинского католикоса должно было навести Петра III вовсе не на утешительные мысли, но прежде чем предпринять какие-нибудь меры, патриарх послал в Грузию своего наместника – экзарха, Василия Грамматикоса, которому и поручил узнать на месте: насколько справедливо донесение игумена и почему католикос захотел быть патриархом?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо автокефальной Кипрской Церкви во главе с архиепископом, со времени императора Юстиниана существовала также автокефальная Церковь Новой Юстинианы, предстоятель которой титуловался архиепископом; с ней преемственно связана Охридская архиепископия. 28.4. Католикосаты Христианские общины от древности существовали и за восточными пределами Римской епархии. Возглавлялись они епископами, среди которых первенство принадлежало епископу Селевкии Вавилонской. В качестве первого епископа Церкви в пределах Персии он титуловался Католикосом. Впервые титул Католикоса упоминается в документе 410 года. Возглавляемый Католикосом Селевкии католикосат не имел автокефального статуса и находился в зависимости от Антиохийского архиепископа, впоследствии Патриарха, однако обладал широкой автономией. После отпадения католикосата в несторианскую ересь Католикосы Селевкии Вавилонской усвоили себе титул Патриархов, притязая на полную автокефалию. Кроме того, Католикосами стали титуловаться первоиерархи Армянской Церкви, оказавшейся, как известно, после Халкидонского Собора вне Вселенской Православной Церкви. Впоследствии сан Католикоса усвоили себе Грузинские Первосвятители. История Грузинской Церкви восходит к IV веку, когда, благодаря апостольскому подвигу святой равноапостольной Нины, новую веру принял грузинский царь Мириан. Матерью Грузинской Церкви была Антиохийская Церковь . В 467 году Предстоятель Иверской Церкви, кафедра которого находилась в Мцхете, получил от Антиохийского престола титул Католикоса. С середины VIII века Грузинская Церковь стала фактически самостоятельной, хотя её автокефалию не признавали в Константинополе и Антиохии. В XIV столетии в Западной Грузии был образован новый католикосат с резиденцией сначала в Бичвинте (Пицунда), а потом в Кутаиси. Последний Абхазско-Имеретинский Католикос Максим в конце XVIII века удалился на покой в Россию, в Киев. После страшного разгрома Грузии персидскими полчищами в 1795 году, когда численность населения в прошлом великого государства, во время царицы Тамары, сократилась до нескольких десятков тысяч, грузинский народ увидел своё спасение в подданстве России. В 1801 году Грузия была присоединена к Российской империи. Вскоре после этого, в 1811 году, упраздняется и грузинская церковная автокефалия. Вместо ушедшего на покой Католикоса Антония V Святейший Синод назначил в Грузию Экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В этот же день в сопровождении наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Вениамина делегация побывала в Свято-Троицком соборе обители; на Никольском кладбище лавры Католикос Василий Мар Фома Матфей III посетил могилы митрополита Никодима (Ротова) и протоиерея Богдана Сойко, который в годы его учебы в Ленинградской духовной академии был деканом факультета иностранных студентов. Вечером делегация посетила часовню блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище в сопровождении настоятеля храма в честь Смоленской иконы Божией Матери протоиерея Евгения Шогенова. В составе делегации Маланкарской Церкви, которая сопровождает Святейшего Католикоса Василия Мар Фому Матфея III в ходе посещения Санкт-Петербурга, — секретарь Священного Синода митрополит Ниранамский Юханон Мар Хризостомос, председатель Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви митрополит Делийский Юханон Мар Деметриос, митрополит епархии Великобритании, Европы и Африки Абрахам Мар Стефанос, викарий собора Пресвятой Богородицы в Куала-Лумпуре хорепископ Филипп Томас, глава Секретариата Маланкарского Католикоса священник Абрахам Джонс, сотрудник Секретариата Маланкарского Католикоса священник Саджи Варгезе, секретарь Маланкарского Католикоса священник Джонсон Байджу, исполнительный директор Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви священник Ашвин Фернандис, член Церковного совета Джейкоб Мэтью, руководитель Церковной ассоциации Бижу Ооммен, руководитель программ по международным делам Маланкарской Церкви Кевин Джордж Коши. Делегация  прибыла  в Россию 3 сентября по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 4 сентября в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча  председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония с Католикосом Востока, Митрополитом Маланкарским Василием Мар Фомой Матфем III. 6 сентября гости посетили богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, которое возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви. По окончании Божественной литургии в Патриарших покоях Грановитой палаты Кремля состоялся торжественный прием, в ходе которого  прошли переговоры  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Предстоятелем Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

  «В начале просвещения Грузии женщиной Ниною, — говорилось в письме, — она получила епископа от нашего престола. По случаю войны между греками и персами Грузия не могла иметь епископа от Вашего престола, которому вместе с Грузией принадлежит и север, и восток по апостольскому благовестию».   Далее в письме описывались все дела Вахтанга и отношение его к Церкви, поступок архиепископа и его низложение. Просили немедленно посвятить нареченного царем Петра в архиепископы всей Грузии с признанием за ним всех прав самостоятельного епископа или католикоса и с ним вместе двенадцать достойных мужей в епископы, для управления Грузинской Церковью, и как можно скорее послать их в Константинополь, откуда вместе с принцессой должны были отправиться в Грузию.   Церковь Иверская до прибытия нового архиепископа с новым титулом «католикоса» находилась пока под управлением местных епархиальных епископов; надзор же над ними Вахтанг взял на себя.   Антиохия, около 488 года, почти против своего желания, наконец признала самостоятельность Иверской Церкви и послала в Константинополь двенадцать епископов с католикосом во главе их. Когда епископы прибыли в Византию, император весьма радушно принял их, снабдив всеми необходимыми принадлежностями для нового католикоса, церковной утварью и вместе со своей дочерью Еленой отправил их к Вахтангу, проводив их с войском до границ Грузии. Царь, узнав о приближении своей супруги и святых учеников чудотворца, вышел навстречу со всей знатью, любезно принял их и проводил в столицу, а затем, спустя некоторое время, пышно отпраздновал свою свадьбу, потом с подобающей честью возвел епископа Петра на апостольскую кафедру св. Нины.   Кафедра святых апостолов, основателей Грузинской Церкви, снова увидела у себя подобного первосвятителя, каким был Петр, достойный ученик святого Григория Назианзина. Вахтанг с его помощью принялся за устройство церкви; для самого католикоса в Мцхете, на месте прежде бывшего храма святого Мириана с животворящим столбом мцхетским, известным прежде под именем Сиони 102 , заложил огромный кафедральный храм в честь Двенадцати Апостолов. Архиепископу Самуилу, по выражению летописи, предоставил Самтаврский храм с кафедрой города Мцхета, как викарию и наместнику католикосского престола. Затем для одних новоприезжих епископов открыл новые епархии, а другим предоставил прежде бывшие кафедры. И таким образом всех кафедр при нем открылось двенадцать, а именно: 1) Кларджетская, с главным храмом Асизским, 2) Артанская с храмом Эрушетским, основанным по повелению святого Константина Великого, 3) Джавахетская с храмом Цундским, 4) Манглисская, 5) Больнисская, 6) Руставская, 7) Нино-Цмидская, 8) Чермийская, 9) Челетская, 10) Хорнабуджская, 11) Агаракская и 12) Никозская с главным храмом усыпальницы святого первомученика Грузинской Церкви Раждена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В Иерусалиме происходили споры у армян с греками из-за двух монастырей; а потом большую смуту внес товарищ Аствацатура Елеазар, стремившийся к самостоятельному натриаршеству. Как сказано выше, патриарх Фома получил от турок власть и над иерусалимским патриархом; следующий за Фомой патриарх, Мартир (1659), тоже получил от турецкого правительства эту власть. Престарелый Аствацатур мирился с своим положением; но его честолюбивый товарищ не желал выносить такого унижения. Опираясь на своих друзей, он забрал в свои руки управление иерусалимским армянским патриархатом и объявил этот патриархат независимым от константинопольского патриарха (1662). Около этого времени в Восточной Армении один армянский епископ, Онуфрий амидский, выступил с обличениями против армянского духовенства и самого католикоса. Обличения, надо полагать, были основательны 287 . Армянское духовенство и сам католикос сильно всполошились по поводу этих обличений. Скоро обличитель попал в руки католикоса, заключен был в тюрьму, а потом судим тем же духовенством, которое он обличал. Само собой понятно, что на суде он оказался виновным; католикос собственноручно обрезал ему волосы, после чего его снова заключили в тюрьму. Спустя некоторое время Онуфрию удалось бежать из тюрьмы. Он стал обходить монастыри и везде возбуждал недовольство против католикоса. Подобравши партию недовольных, он вместе с ними написал иерусалимскому патриарху Елеазару письмо, в котором жаловался на Иакова и просил прибыть в Эчмиадзин и быть католикосом. Елеазар поспешил на зов, но на дороге убедился, что не успеет в своем предприятии, и удовлетворился тем, что провозгласил себя самостоятельным католикосом, независимым и от Эчмиадзина 288 . Он устроил у себя церковь , которую назвал Эчмиадзином, и добился от сисского католикоса признания своей независимости, обещав не вмешиваться в дела сисской церкви. С помощью подкупа он достиг, что и турецкое правительство признало его католикосом всех турецких армян (1663). В 1664 году в Алеппо он был торжественно посвящен в первосвященники сисским католикосом Качатуром, после чего прибыл в Иерусалим и формально низложил Аствацатура.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Киликийское царство вв. играло роль одного из значительных духовных центров христианского мира, являлось своеобразным медиатором во взаимоотношениях Европы и Ближнего Востока. Столицей Киликии вначале был Тарс, а затем Сис, который современники описывали как густонаселенный город, застроенный великолепными храмами. Чрезвычайно важная роль в этот период была отведена монастырям в Великой Армении и Киликии. Наиболее крупные из них, например Гладзор и Татев, постепенно стали приобретать функции средневековых университетов. § 7. Католические миссии и начало армянского экуменизма 1. Перемещение престола католикосов в Киликию Открытость Киликийского армянского царства внешним влияниям нашла отражение в жизни церкви. После разрушения Ани византийцами патриарший престол на протяжении почти целого столетия лишился постоянного местопребывания. Только в 1148 г. при католикосе Григоре III Пахлавуни резиденцией католикоса стала Румкла, расположенная на берегу Евфрата, где престол армянских католикосов оставался почти до конца XIII в. 57 Образованность и эрудированность Григора III способствовали его быстрому рукоположению во епископа, а затем и в католикоса. И в то же время именно его молодость стала для епископов из Васпуракана поводом избрать в Ахтамаре в 1113 г. своего католикоса. Несмотря на то что собор, созванный Григором, объявил Ахтамарский Католикосат незаконным, впоследствии церковь признала его, и он просуществовал вплоть до конца XIX в. На период подъема и расцвета Киликийского армянского государства приходится деятельность одной из ключевых фигур в истории Армянской церкви – католикоса Нерсеса Шнорали (1098–1173) из рода Пахлавуни, младшего брата и преемника Григора III. Будучи воспитан там, где располагались храмы почти всех христианских конфессий, Нерсес привык свято чтить традиции не только Армянской, но и других церквей, был наследником и хранителем духовных традиций, восходящих к католикосу Григору Мартирофилу, удачно сочетал в себе набожность последнего и эрудицию. 2. Францисканцы и доминиканцы в Киликии и в Армении

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010