Подъем Эчмиадзина начался с приходом в 1628 г. Мовсеса Сюнеци, одного из основателей Сюнийского монастыря, созданного в 1610 г. недалеко от монастыря Татев, где собрались вардапеты, епископы, священники и светские феодалы, недовольные эчмиадзинскими католикосами; их поддерживали купцы и влиятельные армяне-переселенцы в Персии. Основатели Сюнийского монастыря и их последователи намеревались вести борьбу против разложившегося духовенства и католических миссионеров, взять в свои руки церковную власть и добиться того, чтобы во главе Армянской церкви вместо трех-четырех католикосов встал наконец только один. После перехода престола католикоса в их руки они собирались усилить экономическое и политическое значение Эчмиадзина, создать при крупных монастырях новые школы и т.п. Мовсес Сюнеци пользовался столь беспрекословным авторитетом, что Эчмиадзин вынужден был пойти на уступки, а шах Аббас I в 1627 г. подписал рагáм о назначении Сюнеци эчмиадзинским лусарáром (ключарем). Так он фактически стал главой Эчмиадзина и в 1628 г. при поддержке своих друзей в Испахане был утвержден католикосом. Особое внимание Сюнеци уделял монастырскому хозяйству Эчмиадзина. При шахе Сефи ему удалось добиться отмены ежегодной подати (муката), которой монастырь был обложен Аббасом I. До 1680 г. Эчмиадзинский католикосат находился в руках выходцев из Сюника и их учеников, боровшихся за усиление Эчмиадзина как хозяйственного и церковного центра. Мовсес Сюнеци назначил своим преемником Пилипóса (Филипоса) Ахбакеци (1633–1655). Патриарх Пилипос возродил разрушенные монастыри и восстановил порядок среди духовенства. «Джамбр» Симеона Ереванци повествует о епархиях Эчмиадзина, обязанностях нвирáков – посланцев и представителей Эчмиадзина в этих епархиях. Распад армянского государства, о коем далее повествует Симеон, привел к упадку Армянской церкви и появлению самозваных католикосов, погрязших в бесконечных раздорах из-за права взимания епархиальных налогов, различных податей и т.п. В девятой главе «Джамбра» Симеон Ереванци изложил свое мнение о роли и обязанностях католикоса как главы и духовного предводителя общества 350 , подчеркнул главенствующую роль Эчмиадзинского католикосата 351 , рассказал о внутренних правилах и порядках, установленных в Эчмиадзине, об обрядах и церемониях при смерти католикоса, при избрании и миропомазании нового католикоса и др. Эта же глава содержит сведения о правилах переписки католикоса с другими лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) антиохийский патриарх Феофилакт рукоположил грузинам первого (курсив г. Самуилова) католикоса; 2) с этого времени, т. е. с VIII в., образовался «древний обычай», в силу которого грузинские католикосы получали рукоположение в Антиохии; 3) после смерти рукоположенного патриархом Феофилактом католикоса, или вскоре после него, этот древний обычай грузинами был забыт, и они уже не обращались за рукоположениями своих католикосов в Антиохию, а стали управляться католикосами армянскими; 4) такое положение вещей соответствовало желанию грузин и продолжалось оно до времени патриарха Петра III, во дни которого «армянский католикос уклонился от нашего, т. е. православного догмата»; 5) в виду этого обстоятельства, а равно и потому, что Грузия «в это время претерпевала от господствовавших тогда над ней языков беды и большие ущербы», грузины пожелали восстановить древний обычай и явились к патриарху Петру III, «дабы получить от него рукоположение»; 6) узнав о них (грузинах) все изложенное, патриарх Петр III созвал собор архиереев своих, рукоположил грузинам католикоса и «установил, чтобы католикос рукополагал епископов в те страны и был-бы самоглавен, но в молитвословиях вспоминал бы антиохийского патриарха». Признавая вместе с В. Самуиловым и архимандритом Никандром 3 вполне достоверными сказания Ефрема, Никона, Макария и Брека об исторических событиях, вызвавших определения Феофилактова собора, а также и самые эти определения, мы именно в силу этого полагаем, что: А) известие «историка Кедрина» о рукоположении патриархом Феофилактом первого католикоса для иверцев безусловно ложное, ибо известно, что грузинские католикосы рукополагались в Антиохии еще до дней священномученика Анастасия, патриарха антиохийского († 610 г.), и хотя после возобновления сношений между Грузией и Антиохией в VIII веке патриарх Феофилакт и рукоположил грузинам первого в эту эпоху католикоса, но этот католикос вместе с тем был и последним из всех католикосов, рукоположенных в Антиохии. Действительно, преемники католикоса Иоанна, рукоположенного патр. Феофилактом, и избирались, и рукополагались в Грузии. Достаточным подтверждением высказанного положения является сохранившееся, по словам профессора Н. Марра: «замечательное по жизненности описание избрания в IX веке грузина Арсения католикосом Грузии на патриаршую кафедру в Мцхете, при чем под Грузией понимается... вся территория распространения церковной службы на грузинском языке... Это современное событию обстоятельное повествование рисует полную картину выборов; в нем живо охарактеризованы приемы различных партий, названы сторонники каждого из двух кандидатов, но выбирают одни грузинские епископы и архимандриты, и состоявшееся избрание входит в силу без утверждения какой бы то ни было иной инстанции» (Санкт-Петербургские ведомости. 1906 г., 29). Само собой понятно, что обнаружение подобных документов подтверждает лишь достоверность Феофилактова протрептикона и лживость писания «историка Кедрина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые годы его царствования, были также тяжки для христиан подданных. Но в последствии сделался он покровителем православных, впрочем, тайным; и делая многое в пользу церкви, он действовал всегда чрез посредство двоюродного брата своего Доментия, им же возведённого в сан Католикоса Иверии. После жалостной мучительной смерти сего царя, взошел на престол Иверии сын его Георгий (1676–1688 г.), обращенный в магометанство уже после отца насилием Шаха-Аббаса II Персидского. Действуя подобно отцу в пользу христианства, чрез Католикоса Николая (из дому князей Амилахваровых), он столько же сделал добра, сколько занявший после него престол по интригам царевич Ираклий I (1688–1603г.), а в магометанстве Назаралихань – причинил зла. Первым делом Ираклия было отнятие престола у Католикоса Николая, за коим последовало несколько других перемен в управлении царством, очевидно клонившимся ко вреду церкви. Верные пастыри церкви среди общих смут и бедствий не оставляли без внимания и внутреннего состояния учения православного. Так по- приглашению Патриархов Александрийского Паисия, Антиохийского Макария, – призванных в Москву царем Алексеем Михайловичем в 1665 году на собор бывший противу Никона 87 присутствовали там Грузинский Митрополит Епифаний с Филофием Трапезунтским и Архимандрит Грузинский Пахомий. Благотворным следствием сего собора для Грузии было устроение Иерархии церковной, образа жизни духовных лиц, людей мирских, и вообще всех членов церкви. Наконец в 1701 году воссел на престол Иверский Вахтанг VI, государь Богобоязненный, ревностный христианин, благоразумный и мудрый политик. Он оградил счастие Грузии изданием законов, которые до ныне носят имя царя Вахтанга 88 . Законы сии, основанные на религии, усмирили буйные страсти и положили предел воинственному исступлению народов, населявших Грузию. – С восшествием на престол он восставил в прежнее достоинство Католикоса Николая, низвергнутого Ираклием, – (сей муж славен был в свое время и как Богослов и как Философ) по кончине же его вручил кафедру Католикоса Доментию III, брату своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Геваргезе I 17 дек. 1928 г. Г. был избран Католикосом с титулом Моран Мар Василий Геваргезе II. Посвящение совершил митр. Маланкарский Геваргезе Мар Дионисий Ваттасерил 15 февр. 1929 г. Став католикосом, Г. стремился восстановить единство Сиро-Маланкарской Церкви, разделенной на партии католикоса и яковитского патриарха, для чего в 1934 г. совершил безуспешный визит к патриарху Мар Игнатию Афрему I Барсауме. В дек. 1934 г. церковный совещательный орган (Сирийская христианская ассоциация) принял решение о совмещении должностей католикоса и митрополита Маланкарского (тогда же был принят Устав Церкви). Партия патриарха оспорила это решение 10 марта 1938 г. Дело разбиралось в судах разных инстанций до 12 сент. 1958 г., когда Верховный суд Индии подтвердил законность совмещения должностей в лице Г. За яковитским патриархом было признано право на общий контроль в духовном управлении. 9 дек. 1958 г. патриарх Игнатий Иаков III издал «Послание о восстановлении отношений». Аналогичный документ был издан католикосом 16 дек. 1958 г. Тогда же произошел обмен письмами о взаимном признании. В 1946 г. Г. благословил создание офиц. печатного церковного органа - ежемесячника «Маланкарская Церковь» (Malankara Sabha). Католикос поручил поэту К. П. Чанди перевод литургических песнопений с сир. языка на малаялам. В 1947 г. Г. канонизировал Католикоса Моран Мар Василия Ялду (ум. 1685) и митр. Ниранамского Геваргезе Мар Григория. В 1951 г. было завершено строительство новой резиденции для католикоса в пригороде Коттаяма Девалокаме; в наст. время там размещены дворец и канцелярия католикоса, офисы Ассоциации воскресных школ и Миссионерского об-ва. Знакомство Г. с Русской Церковью произошло благодаря архим. Андронику (Елпидинскому) , представленному католикосу в окт. 1931 г. Архим. Андроник охарактеризовал Г. как «крепкого стоятеля за свою Церковь». Во время поездки на Ближ. Восток в 1934 г. Г. посетил Русскую духовную миссию, познакомился с окормлявшим ее архиеп. Анастасием (Грибановским) . С этого времени начались переговоры о присоединении Маланкарской Церкви к семье правосл. Церквей. Посредником выступала РПЦЗ при поддержке Сербской и Болгарской Православных Церквей. В февр.-марте 1936 г. в Индии побывал представитель Архиерейского Синода РПЦЗ еп. Хайларский Димитрий (Вознесенский) , принятый католикосом «как самый желанный гость». Вместе с Г. еп. Димитрий и архим. Андроник посетили много приходов, участвовали в митингах, на к-рых Г. впервые открыто заявил о необходимости соединения Церквей.

http://pravenc.ru/text/161817.html

4. После отстранения от церковных дел Католикоса Амвросия вновь было создано Временное Управление Грузинской Церкви во главе с митрополитом Сухумо–Абхазским Христофором, которому и суждено было стать преемником Католикоса Амвросия. Родился Католикос–Патриарх Христофор II (Цицкишвили) в 1873 году. Окончив Тифлисскую Духовную Семинарию (1893), он принял сан священника и трудился на приходе, а затем — в качестве законоучителя Тифлисской мужской гимназии. В 1918 году посещал Историко–филологический факультет Тифлисского университета. В 1921 году хиротонисан во епископа Урбнисского без пострижения в монашество. С 1927 года до дня кончины ( в начале 1932 года) являлся Предстоятелем Грузинской Православной Церкви. Важным делом Католикоса Христофора явилось то, что им были признаны заслуги русского духовенства в деле установления братских отношений между православными обеих наций. Будучи сторонником единства Православных Церквей, Католикос Христофор установил путем обмена посланиями связи с древними восточными Патриархатами и другими Церквами. Все это вместе взятое подготавливало добрую почву для восстановления молитвенного общения Грузинской и Русской Православных Церквей, что и произошло при преемнике Католикоса Христофора Католикосе Каллистрате. 5. Католикос–Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) родился в 1866 году в семье священника. Образование получил сначала в Кутаисском Духовном училище, затем в Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии, которую окончилв 1892 году со званием кандидата богословия. В 1893 году был рукоположен в сан священника и в течение 32 лет проходил служение в различных храмах Тифлиса. Пастырскую деятельность отец Каллистрат сочетал с общественной работой разновременнов качестве члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ, члена правления Тифлисской Духовной Семинарии, законоучителя в мужских гимназиях. Овдовев, он принял монашество и в1925 году был возведен в сан епископа. В том же году удостоен сана митрополита. С 1932 до 1952 года (f 1952) занимал высокий пост Католикоса–Патриарха. В 1949 году был избран почетным членом Московской Духовной Академии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЦХЕТСКО-ТБИЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. - ; до 1936 Мцхетско-Тифлисская] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрами в городах Мцхета и Тбилиси. Образована на 2-м Соборе ГПЦ (27 июня - 7 июля 1920) путем слияния Мцхетской и Тифлисской епархий ГПЦ, восстановленных в числе других 13 древних епархий в сент. 1917 г. на 1-м после провозглашения автокефалии ГПЦ Соборе. Управляют М.-Т. е. Глава ГПЦ Католикос-Патриарх всей Грузии, Архиепископ Мцхетско-Тбилисский, и его викарии (хорепископы). М.-Т. е. граничит со следующими епархиями ГПЦ: Сагареджойско-Ниноцминдской на востоке, Гардабанско-Марткопской на юго-востоке, Самтависско-Каспской на западе, Цилканско-Душетской и Тианетско-Пшав-Хевсуретской на севере, Манглисско-Тетрицкаройской на юго-западе. Территория М.-Т. е. включает г. Тбилиси и его окрестности, г. Мцхета и поселения муниципалитета Мцхета, кроме сел Цилкани и Мисакциели на севере (относятся к Цилканско-Душетской епархии). История После Крещения древнегруз. царства Картли и объявления христианства гос. религией (ок. 326 г.) в древней столице царства Мцхете была образована первая кафедра ГПЦ - Мцхетская, ставшая церковным центром страны. В 60-80-х гг. V в. царь Картли св. Вахтанг Горгасали , основавший Тбилиси, провел церковные реформы: был образован Мцхетский (Восточногрузинский) Католикосат , имевший определенные автокефальные права, в его составе были учреждены 12 епархий, в т. ч. Тбилисская. Глава ГПЦ стал носить титул католикоса. Мцхетский архиерей стал называться архиепископом Картлийским, епископом Самтавройским; он занял в церковной иерархии 1-е место после католикоса, его кафедрой был определен мцхетский храм Самтавро . Территория Мцхетской епархии охватывала в то время земли между реками Рехула и Диди-Лиахви. Т. о., с V в. в Мцхете находились кафедры 2 архиереев: предстоятеля Церкви католикоса (позже - католикоса-патриарха) и Картлийского архиепископа, управлявшего Мцхетской епархией. Очевидно, в юрисдикционном подчинении католикоса была только Мцхета, а Картлийский архиепископ распространял свою власть на окрестности города. Кафедра Тбилисского архиерея с древности находилась в построенном приблизительно в 60-х гг. V в. Тбилисском Сиони .

http://pravenc.ru/text/2564528.html

По преданию, первой святой армянкой, претерпевшей мученичество во имя веры, стала дева Сандухт, дочь армянского царя Санатрука (I в.). Последними же чтимыми святыми стали архимандриты свв. Ован Воротнеци и Григор Татеваци (XV в.). Позднее, в XVIII веке энцикликой Католикоса Симеона Ереванци в процессе совершения литургии Армянской Церкви упоминается имя Патриарха Мовсеса III Татеваци (XVII в.). Вследствие исторических потрясений после этого периода Армянская Церковь более не причисляла к лику святых никого. После длительного перерыва вопрос канонизации был внесен в повестку Армянской Церкви в начале XX века по программе реформ в Армянской Церкви. В 1923 г. при правлении Католикоса всех армян Геворга Суренянца была создана «Центральная комиссия реформ», которая должна была заниматься и вопросами канонизации. Однако вопрос восстановления канонизации впервые был публично обсужден в 1989 году во время визита в Армению Католикоса Великого Дома Киликийского Гарегина I по приглашению Католикоса всех армян Вазгена I. Тогда оба Католикоса выступили с заявлением, где предлагалось до 1990 года, то есть до 75-летней годовщины Геноцида армян, вести подготовительные работы по осуществлению канонизации жертв геноцида. Однако вопрос восстановления чина канонизации вошел в практическое русло лишь в 2005 году, когда повелением двух армянских Католикосов Эчмиадзинского Гарегина II и Киликийского Арама I была создана комиссия по канонизации с целью детального изучения вопроса и представления на обсуждение Архиерейского собора. В ноябре 2014 года Собор утвердил чин канонизации в Армянской Церкви и канон духовного гимна - шаракана “С ужасом удивились силы небесные”, обедню (В памятование...), мартиролог и прототип образа, а также постановил совершить процедуру канонизации жертв Геноцида армян 23 апреля 2015 года в Святом Эчмиадзине. Тогда же было решено, что 24 апреля будет отмечаться в церковном календаре как «Поминовение святых мучеников, принявших мучение (смерть) за веру и отечество во время Геноцида армян». При этом было установлено, что канонизацией жертв Геноцида армян Армянская Церковь не будет отмечать число 1,5 миллиона жертв и не назовет конкретных имен, провозглашая собирательное мученичество павших во имя веры и отечества.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Он похвалил бывшего тогда католикоса Нерзеса и дал ему, согласно сделанному обещанию, в усыновление своего сына, и, кроме того, предоставил ему и благоприятствующим ему епископам заведывание и распоряжение податями со всей Армянской области... Вслед за сим, почтительнейше просит Фотий католикоса поразмыслить, можно ли допустить, что такое большое число епископов собралось в Халкидоне только для того, чтобы утвердить заблуждение, а еще более, что все христианство согласилось принять состоявшиеся на соборе определения, если бы они противны были правой вере. Он убеждает патриарха не поддаваться заблуждению и не увлекаться обманом, но питать доверие к Греции, которая, в деле распространения христианства, паче всех стран послужила человечеству, как своим превосходством вообще во всех родах знания, так, в особенности, своими великими учителями церкви. Еще раз ставит на вид патриарху, что совершенно невероятное дело, что – бы церковь спокойно предавалась заблуждению, вменяя, между тем, себе в непременное правило следовать во всем учению апостолов и отцов церкви, и вместе доказывает, что Халкидонский собор нисколько не состоит в противоречии с тремя предшедшими соборами, но, напротив, находится с ними в совершенном согласии. Не довольствуясь и сим, для вящего преклонения Захарии к принятию четвертого собора, Фотий не тяготится поднять, на основании Епифания, хотя и в кратком виде, и всю историю четырех соборов. Первые два были для утверждения правой веры во Святую Троицу, – один против Ария, для утверждения божественности Сына Божия, Иисуса Христа, другой для утверждения божественности третьего лица Святой Троицы, Духа Святого. Оба собора были подтверждены согласием Армянских представителей: первый, Никейский, от Армянского католикоса Аристипа бывшего на нем представителем от свят. Григория Просветителя вместе с папой Селивестром и остальными 347 присутствовавшими на нем епископами; – второй, Константинопольский 1-й, – от католикоса Нерзеса, присутствовавшего на нем вместе со знаменитыми столпами церкви: Дамасом, папой римским, Нектарием Константинопольским, Кириллом Иерусалимским и Мелетием Антиохийским .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В составе официальной делегации Грузинской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Илией, — викарий Католикоса-Патриарха митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, митрополит Батумский и Лазский Димитрий, председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, ректор Тбилисской духовной академии протопресвитер Георгий Звиададзе, архимандрит Давид (Чинчараули), клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах архимандрит Вахтанг (Липартелиани), президент Грузинской Академии наук Тамаз Гамкрелидзе, генеральный директор Международного благотворительного фонда Католикоса-Патриарха всея Грузии Лаша Жваниа. Открывая встречу, Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Предстоятеля Грузинской Православной Церкви и членов сопровождающей его делегации. Святейший Патриарх Кирилл поздравил Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II с отмечавшимися недавно юбилеями — 80-летием со дня рождения и 35-летием Патриаршей интронизации. Предстоятель Русской Церкви также поблагодарил Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II за прием, который был оказан делегации Русской Православной Церкви на торжествах в Тбилиси , констатировав: «Эти торжества свидетельствуют о высоком авторитете, который Вы имеете у себя на Родине, в Церкви и во Вселенском Православии как старший по сроку Вашего Предстоятельского служения среди всех действующих Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Ваша мудрость, Ваш опыт, любовь к людям, великое христианское смирение стяжали Вам добрую славу не только в Грузии, но и за ее пределами». Святейший Патриарх отметил, что прошлый год был связан с серьезными переменами в жизни грузинского общества, при этом имевшие место процессы развивались в целом мирно, конструктивно и не привели к внутреннему обострению. «В этом немалая заслуга Вашего Святейшества и Блаженства, — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. — Мы радуемся тому, что мирным путем свободного выбора людей в Грузии происходят перемены, с которыми очень многие связывают надежды».

http://patriarchia.ru/db/text/2740075.ht...

Замечательны подписи соборные, по множеству епископов, коих считается до тридцати трех и по важности занимаемых ими епархий; ибо тут, кроме двух католикосов Григория и Стефана Албанского, собраны имена архиепископов всех древних столиц армянских: Ани, Двина, Эдессы, Карса, Киликии, и городов Антиохии, Иерусалима, Кесарии. Следственно тут участвовала вся церковь армянская и этот полный и единодушный собор весьма утешительно выражал, хотя не совершенно точными словами, но по крайней мере благорасположенным духом, стремление свое к православию; неопределенность же выражений объясняется словами самого католикоса Григория: «что, по причине закоренелых привычек, многие отвращаются от восстановления мира, и с ними надобно обращаться как с детьми». Должно отдать полную справедливость переводчику актов армянских, что книга его много объяснила недоумений и содействует к взаимному сближению. Желательно, чтобы она более и более делалась известною, равно православным и армянам, ибо она может принести благие плоды. Речь просвещенного архиепископа города Тарса, Нерсеса Ламбронского, которая возбудила всех к миру церковному, на соборе в Румкла, разительно выражает пагубные последствия разрыва и драгоценна духом любви ее проникающим: «Если рассмотреть дело беспристрастно, говорит Нерсес, то нам нет причины спорить; Христос есть Бог и человек, тоже значит, что и сказать: Христос имеет два естества. Но почему же доселе так не объясняли сих выражений? почему говорили нам даже противное? Богу принадлежит судить о том. Однако, многие из наших так исповедовали, по примеру древних святых. Для чего мы опустили здесь без внимания слова философа и католикоса Иоанна, который ясно сие подтверждает свидетельством отцов? Для чего забыли о согласии с сим учением католикоса Эздры и его собора, о согласии с великою греческою церковью католикоса Вагана и князей и учителей, приставших к его мнению? Из числа сих последних был один, божественный и между многими превосходный, ангел в образе человека, Григорий Нарекенский. Для чего забыли о сношениях, по случаю нынешнего собора, св. отца нашего Нерсеса, которого вы видели собственными очами, вы верные ученики его, созидающие на основании, им положенном? Все сии мужи имели и проводили в исполнение настоящее намерение, которое вы должны довести до цели, и этим возвеселить церковь Божию. Были на стороне нашей многие другие отцы и начальники нашего народа, достаточно известные ученым мужам, которые знакомы с их писаниями». «Но были в тоже время и такие, которые с нами спорили? И я знаю сих людей, понимаю силу их слов. Но хотя и мог бы признавать их мудрыми и святыми, однако, же не могу согласиться, чтобы они последовали закону любви. Со своими мечтательными понятиями, они не считали преступлением, нарушить единство церкви Христовой и погрешили упорством. Бог да простит им, по молитвам вашим, сии тяжкие грехи и заблуждения, и да не помянет им, как они усилили сие зло».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010