Вскоре по прибытии Аммония на Синай сарацины 20 , по смерти их начальника, напали на пустынников, живших вокруг Синая-Хорива, и всех их умертвили. Спаслись только те, которые успели скрыться в башне при кириаконе с игуменом Дулосом и Аммонием. Враги осаждали и эту твердыню, но, увидев пламень на горе Божией, устрашились и убежали. Тогда спасшиеся отцы отправились отыскивать избиенных собратий, дабы предать их земле, и нашли 12 тел в Вифрамве и 26 в Ховаре и Кодаре, а двух отшельников, Исаию и Савву, застали еще живых, но раненых смертельно. В тот же самый день триста блеммиев из племени африканского, поднявшего знамя бунта против римлян еще в 296 году и дружившего с сарацинами, от Суэса приплыли на судах к Раифе. Жители этого селения, в числе 200, вступили в бой с ними, но были побеждены. Из них 127 легли на месте, а прочие разбежались, кто в горы, кто в финиковые сады. Отшельники же скрылись в башне при кириаконе. Тогда блеммии, связав жен и детей злополучных раифян, устремились на эту твердыню в надежде найти в ней скрытые пожитки, овладели ею и убили всех старцев, числом сорок. Спасся лишь один из них, потому что зарылся в хворосте; и он-то, после, поведал Аммонию и Дулосу о мученической кончине своих братий. Весть о нападении блеммиев на Раифу скоро достигла до жителей Фарана; и они выслали 600 избранных стрельцов из лука, которые сразились с африканцами и всех их убили, сжегши суда их, а сами потеряли 84 человека, кроме раненых. Фаранские христиане вместе с начальником своим Оведианом, которого крестил авва Моисей, погребли всех избиенных мужей, жен, детей и отшельников, держа в руках финиковые ветви и поя псалмы 21 . В четвертом веке синайский город Эла был уже наполнен христианами и имел своих епископов. Один из них, именем Петр, присутствовал на св.Вселенском Соборе в Никее (325г.) и подписал определения его. Эланские христиане так же, как и раифские, пострадали от нападения блеммиев. Когда эти варвары прибыли в Клизму (Суэс), нашли тут купеческое судно, пришедшее из Элы, и, овладев им, принудили судовщиков отвести их в сей город. Попутный ветер принес туда разбойников; и они умертвили там многих христиан 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вскоре уведомленный об этом, Петр произнес отлучение против ликопольского епископа, которое должно было оставаться в силе до более тщательного расследования. Тем временем Мелития арестовали и отправили на рудники в Фэно, где он встретил единомышленников и между ними другого египетского епископа, по имени Пелея. Они стали сеять несогласия среди верующих из своих земляков, которые работали на тех же рудниках. Несчастные после тяжелой дневной работы проводили ночи в том, что предавали друг-друга анафеме. Когда их выпустили на свободу, их споры не утихли. Они вернулись в Египет с горечью в сердце и не столько против своих гонителей, сколько против братьев, которые не разделяли их взглядов. Мученическая кончина епископа Петра не смягчила их гнева 162 . Преемникам его были возвращены церкви. Их соперники устраивали отдельные собрания, величая себя «церковью мучеников». Странное наименование, так как в конце концов Филей, его сотоварищи и сам епископ Петр, считавшиеся покровителями отступников, положили жизнь за веру, тогда как Мелитий, вернувшись с каторги, скончался в своей постели. Раскол продолжал существовать; он привел к учреждению оппозиционной иерархии, которая распространилась по всему Египту и сыграла известную роль для одного или даже для двух поколений. Мы скоро вновь встретимся с нею. 3. Донатистский раскол Африка тоже пострадала от раскола; дело там дошло даже до гораздо большего обострения, чем в Египте 163 . Вследствие отречения Максимиана, в 305 году, африканские провинции вошли в императорскую область кесаря Севера. Максенцию не без труда удалось заставить себя там признать. Африканский викарий, Александр, лавировал между римским «тираном» и другими законными, но отдаленными императорами. В конце концов он рассорился с Максенцием и, чтобы выйти из затруднительного положения, провозгласил себя самого императором (308 г.). Это африканское царствование продолжалось три года; Максенций положил ему конец в 311 году, перед тем как начать войну с Константином. Его префект претории, Руфий Волюзиан, явился с флотом из Италии и победил Александра, который был схвачен и казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Донату из Каза-Нигра). Его именем ( донатизм ) и было названо обширное схизматическое движение, смущавшее мир Северо-Африканской Церкви в течение столетия. В течение IV в. со стороны имперской власти предпринимались спорадические попытки подавить схизму репрессивными мерами, однако они были безуспешными и только способствовали тому, что в народе донатисты считались “церковью мучеников”. В начале V в. положение изменилось. Кафолическим епископом Карфагена стал энергичный Аврелий, а в городе Иппон—Регий в сан пресвитера был посвящен св. Августин, в 396 году он занял кафедру епископа. Аврелий и Августин повели решительную борьбу против донатистов, окончившуюся созывом в 411 г. в Карфагене собрания ( collatio ) из 286 кафолических и 279 донатитских епископов, на котором кафолические епископы во главе с Аврелием и блаженным Августином одержали победу в прениях. В 414 году император Гонорий лишил донатистов всех гражданских прав, а в 415 запретил донатистам собираться на публичные богослужения под страхом смертной казни. Донатисты веровали, в целом, в те же догматы о Боге, что и Кафолическая Церковь (“Большинство из них заявляют, что содержат полностью ту же веру в Отца и Сына и Святого Духа, которая содержится Кафолической Церковью”) . Но так как они превратно учили о природе Церкви и церковных таинств, донатизм можно справедливо назвать экклезиологической ересью. Донатисты считали, что в истинной Церкви нет места тем, кто запятнал свою совесть компромиссом с враждебным христианству внешним миром и гражданской властью. Чистота и святость Церкви зависит от моральной безупречности и праведности ее членов. Настоящие христиане должны всегда быть готовы и даже стремиться к тому, чтобы принять мученическую кончину. Епископы — традиторы и поставленные ими клирики, виновные, хотя бы и косвенно, в соглашательстве, не могут более считаться истинными служителями Христовыми, а таинства, совершенные ими, — недействительны, поскольку те, кто их совершил, своими грехами поставили себя вне истинной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6165829

И был весь народ собран в церкви на литургию; совершен уже весь чин литургии, и священник приобщал народ. И хотели нечистые прервать таинство Христа Господа нашего, святое и страшное. Священник же истинный воспретил им это, согласно своей власти. И сказали ему злые недруги: «Почему ты веришь в это? Это Бог ваш?» Он же сказал им: «Это тело Того, кто распят за нас, Иисуса Христа, Спасителя нашего, Который есть Бог истинный». И насмехались над ним нечистые, и сказали: «Не стыдно вам верить в то, что будет потреблено и станет навозом?» Он же сказал им: «Не станет [оно] этим, видит Бог, и не поверю, что это будет так». И когда услышали это, заставили его съесть всю жертву. И тотчас ему разрезали быстро  живот , и ничего не вышло из него совершенно. И когда увидели это, изумление охватило их воистину от необыкновенного чуда. И выступили они из селения, и никого не увели оттуда, но спешно вышли они. Пастырь же истинный предал свою душу Господу и воздавал благодарение , кто удостоил его смерти мученика»”. (Иросанфион или Новый Рай). Поэтому, для Бога ничего не стоило обратить древних язычников к Себе, но Бог не спасает нас без нас. “Но слова Симеона верны, ибо они – глаголы Духа Святого. Иисус Христос пришел восставить всех падших и спасти всех погибших, но Он неспасает   нас   без   нас . Он пришел просветить всех и светит всем, но те только просвещаются, кто, во смирении сердца своего, признавая слабость и заблуждение ума своего, веруют светоносным и спасительным словам Его”. (Святитель Амфилохий Иконийский . Слова на Сретение Господне). Поэтому, вот ответ на Ваш вопрос. А что Бог может обратить любого язычника к спасению, это совершенно неоспоримый факт. Ознакомьтесь с этой главой книги священника Георгия Максимова , где такой случай описан с одним африканским племенем, члены которого живы до сих пор. Вопрос о происхождении различных религий непрост, его изучением занимаются религиоведы. В Библии есть свои объяснения о том, кто такие “боги” язычников. Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения.

http://azbyka.ru/vopros/kakov-istochnik-...

...И их образ действий не какая-нибудь новость. В Церкви всегда процветал обычай, что чем боголюбивее был кто, тем решительнее выступал против новых вымыслов. Такими примерами полна вся история. Но, чтобы не пускаться вдаль, мы возьмем один какой-нибудь... Некогда почтенной памяти Агриппин, епископ карфагенский, вопреки Священному Писанию, вопреки правилу веры всей Церкви, вопреки мнению всех других пастырей, вопреки обычаю и уставам предков, первый из всех смертных придумал, что надобно перекрещивать. Высокоумие это наделало столько зла, что не только всем еретикам послужило образцом к поруганию святыни, но и некоторым из православных дало повод к заблуждению. Тогда против новости этой восстали все повсюду и все во всех странах пастыри Церкви, с свойственным каждому из них усердием, отклонили ее от себя. Тогда же... противостал ей предстоятель апостольской кафедры, блаженной памяти папа Стефан,.. В письме, посланном тогда в Африку, он постановил: ничего не должно вводить нового, кроме того, что предано. Святой и мудрый муж понимал, что непременным условием благочестия служит правило, чтобы, как отцы во что верили, так верой запечатлели бы то же самое и дети; что наш долг - не религию вести, куда бы захотели, а следовать, куда она нас ведет; и что скромности и достоинству христианина свойственно не свое передавать потомкам, а сохранять для них принятое от предков. Какой же был тогда исход всего дела? Какой другой, кроме обыкновенного и всегдашнего! Древность была удержана, а новизна отвергнута... Какое влияние имел сам собор Африканский, впоследствии [при св. Киприане.- Изд.] подтвердивший то нововведение?- По милости Божией, никакого: все как сновидение, как басня, как нелепость, было затем отброшено, попрано, уничтожено. И,- какой дивный оборот дел!- изобретатели того мнения признаются православными, а последователи - еретиками,- учители разрешены, а ученики осуждены, писатели сочинений в оправдание его будут сынами царства, а защитники их подвергнутся геенне. В самом деле, кто будет так безумен, и усомнится в том, что светило всех святых, всех епископов, всех мучеников, блаженнейший Киприан, и прочие его споспешники будут вечно царствовать со Христом? Или кто, напротив, так нечестив, что станет отрицать, что донатисты и прочие заразители, в оправдание перекрещивания ссылающиеся на авторитет того собора, будут гореть в неугасимом пламени вместе с диаволом? Мне кажется, что такой исход дела по вдохновению Божию состоялся особенно ввиду коварства того рода людей, которые, замышляя пустить в ход свою ересь под чужим именем, берут большей частью малоизвестное сочинение какого-нибудь древнего мужа, по неясности своей как будто благоприятствующее их учению, чтобы таким образом показать, что то, что они проповедуют, что бы там ни было, проповедуют не они первые и не они одни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/110/...

Известно, что ареал распространения праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января, был шире Египта - в древние времена он был распространен не только на востоке, но и в Галлии. А отдельный праздник Рождества 25 декабря стал отмечался в Римской и Северо-Африканской церквях. Празднование 6 января очень хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории - с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в 6 день творения, так и Христос, Новый Адам,  в 6 день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. 6 января соответствовало 6 нисану - дню творения первого Адама согласно иудейской традиции. В то же время оно достаточно органично вписывалось в римский календарь. С сер. I в. до Р. Х. в Римской империи, а позднее и в Византии под влиянием Рима принято было отмечать новолетие 1 января. В Византии было несколько новолетий: 1 марта - древнее церковное новолетие, 1 сентября - гражданское, однако наиболее торжественно отмечались январские календы (1 января). Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят наши рождественские колядки. Он отмечался христианскими царями и сановниками, богатыми и простецами, к тому же в течение первых пяти дней января в Византии прекращалось обучение в школах. Не означал ли он празднование начала мира? Бог сотворил мир и время, а новый год - является как бы своеобразным обновлением времени, переходом от старого к новому. Знаком приближения нового освященного времени был и самый короткий в году день зимнего солнцестояния - 22 декабря. Дата 6 января могла вычисляться путем прибавления 9 месяцев к той особой дате Пасхи, которая отмечалась согласно солнечному еретиками-монтанистами из Малой Азии 6 апреля, вполне возможно, что этот день чтился и другими древними христианами, вовсе не повинными в ереси. Но почему ко времени Пасхи прибавлялись месяцы чревоношения, спросит читатель? Некоторые древние христиане разделяли веру в то, что страдание и воскресение Спасителя происходит в одно время с Его пришествием в мир и Боговоплощением. Значит по их вере 6 апреля - это день не только Пасхи, но и благой архангельской вести, а 6 января - день Рождества. Подобно тому, как на Пасху мы читаем пасхальное евангелие из 1-й главы евангелиста Иоанна, так в древности в г. Ефесе годовой цикл евангельских чтений начинался на Богоявление с евангелия от Иоанна, в котором с наибольшей глубиной передано богословие воплощения. Стих «и живот бе свет человеком» (Ин. 1, 4) явно указывает на Богоявление как на праздник «светов» (по-сирийски «дэнха»), праздник свечей, которые возжигались и на Рождество, и вокруг крещальной купели, о которой еще св. Иустин Мученик писал: «Именуется это купалище просвещением, так как оно принадлежит тем, кто просвещен помыслом...»...

http://bogoslov.ru/article/270513

Иуда Искариот как Моисей и Эдип Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (собранию средневековых нравоучительных историй), родители Иуды, напуганные предсказанием о его будущей страшной участи, сразу же после рождения сына положили его в корзинку (почти как Моисея) и бросили в море, которое отнесло младенца на «остров, называемый Скариот». Его усыновила королевская семья, где он играл с маленьким принцем. Но уже тогда он проявил свое коварство: Иуда убил принца и бежал. А затем (и тут видна перекличка с греческим Эдипом) он женился на вдове, оказавшейся его собственной матерью. Но, как считают исследователи, все это сплошные выдумки. Как известно из Библии, Иуда Искариот ведал расходами общины учеников Христа, нося с собой «денежный ящик» для подаяний. Он предложил первосвященникам свои услуги за назначенную цену – 30 серебреников. На Тайной вечере Иуда Искариот слышит слова Христа: «Один из вас предаст меня». В знак того, что это сделает именно Иуда Искариот, Христос подал ему кусок хлеба. Узнав об осуждении Христа судом Синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда Искариот в раскаянии возвратил 30 серебреников со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную». Эти деньги пошли на уплату за земельный участок некоего горшечника, на котором было устроено кладбище для иноземцев, а Иуда Искариот в отчаянии удавился. Место Иуды Искариота в кругу 12 апостолов было по жребию передано Матфию. В фольклоре дерево, на котором повесился Иуда Искариот («иудино дерево») – осина, которая с тех пор не перестает дрожать. В живописи и иконописи Иуда Искариот изображается иногда с мешочком для денег, что напоминает о словах из Евангелия от Иоанна, сказанных Иудой Марии Магдалине: «Для чего не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Бороду Иуды часто рисуют желтой – это цвет как трусости, так и предательства. Примечательно, что циркумцеллионы – африканская секта самоистязателей – резали, жгли себя, бросались в воду, во имя Христа. Порой целые толпы их с пением псалмов кидались в пропасти. Они утверждали, что самоубийство «во славу Божию» очищает душу от всех грехов. Народ чтил их, как мучеников. Однако циркумцеллионы никогда не вешались – потому что Иуда Искариот повесился.

http://pravmir.ru/vse-raspinavshie-xrist...

Киприан, первый Африканский епископ-мученик, в одном из своих писем так писал о Новациане, имея в виду его мученическую кончину: «Мой противник опередил меня» 902 . В мартирологе, приписываемом блаж. Иерониму, дважды встречается имя мученика Новациана (без уточнения) – Кордовского (27 июня) и Римского (29 июня) 903 . Наконец, в апреле 1932 г. при раскопках древнего некрополя возле церкви св. Лаврентия в Риме была открыта могильная плита с надписью: Novatiano beatissimo martyri Gaudentius diae [onus] fee [it] («Новациану, блаженнейшему мученику, изготовил диакон Гауденций») Однако вопрос о том, относится ли эта надпись к Новациану антипапе или к кому-то другому, остается спорным 904 . Последователи Новациана быстро распространились по всему христианскому миру. Учение Новациана о мессианской Церкви, героической и непримиримой с миром сим, было своего рода возобновлением раскола между Ипполитом и Каллистом 905 . Кроме того, многие ригористические идеи Новациана были близки к монтанизму. После смерти Новациана общины новациан со своими собственными епископами продолжали существовать бок о бок с вселенской Церковью вплоть до V века на Западе и до VIII века на Востоке, особенно в Малой Азии. На Западе они распространились не только в Риме и Италии, но и в Африке и Испании. В V веке папа Иннокентий I (401–417 гг.) закрыл некоторые из новацианских церквей, а папа Целестин (422–432 гг.) изгнал их из Рима. В середине V века новацианский епископ Силезии Донат вернулся в лоно Церкви вместе со всей своей паствой 906 . На Востоке во многих городах Фригии, где ранее были сильны позиции монтанистов, появились новацианские епископы. В Сирии новациане существовали на протяжении нескольких столетий. Церковный историк Сократ Схоластик , не будучи новацианином, проявлял значительный интерес к новацианской церкви, ее выдающимся личностям и учению. Он дает ценные сведения о возникновении раскола Новациана 907 и о новацианских епископах Константинополя 908 . Так, один из них, Акезий, был даже приглашен императором Константином на Никейский собор 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Когда императорский эдикт достиг Карфагена, языческие власти приняли решение схватить епископа Киприана, как главу христианской общины, чтобы тем самым устрашить остальных христиан и лишить их наставника и вдохновителя. В связи с этим епископ Киприан принял решение удалиться из города и скрыться от гонителей. При этом святитель продолжал управлять церковными делами с помощью своих посланий и верных людей. Его современник, диакон Помпий, составивший жизнеописание святителя, отмечает, что вынужденное удаление епископа Киприана послужило к несомненной пользе Церкви: «Представь себе, что он, удостоившись тогда мученичества, восхищен был от нас... кто бы научил падших покаянию, еретиков истине, раскольников единству, чад Божиих миру и закону евангельской молитвы?» Гонения, воздвигнутые Децием, существенно отличались от тех гонений, которые волновали Церковь прежде. Во-первых, они разразились после длительного затишья: например, африканские христиане около сорока лет уже пользовались миром. Когда вера Христова была гонима, человек, становясь христианином, был готов засвидетельствовать свое исповедание перед лицом мучений и смерти. За почти полувековое затишье в Церковь смогли прийти множество людей, но не все из них были готовы пролить кровь за веру. Кроме того, раньше христиан преследовали и убивали за «само имя», то есть сама принадлежность к христианству вменялась в преступление. Общая цель прежних гонений была уничтожить христианство как таковое, а не вы нудить христиан отречься от веры. Новые же гонения Деция ставили целью принудить всех жителей империи засвидетельствовать свою гражданскую лояльность языческим обрядом. Мощь государственного аппарата была брошена на то, чтобы заставить всех жителей империи выразить свое гражданское повиновение в жертвоприношениях, и множество людей, раннее исповедовавших себя христианами, поддались принуждению. Вероятно, поэтому именно в гонения императора Деция обнаруживается большое число «падших», то есть принесших установленное императором жертвоприношение и тем самым отпавших от Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/6128.html

Константин и его мать Елена подали благой пример в этом отношении. Император украсил базиликами не только свою новую резиденцию, но также святые места Палестины и африканский город Константин, отчасти за свой счет, отчасти за счет государственной казны. Его преемники на престоле, кроме Юлиана, а также епископы и богатые миряне соперничали друг с другом в строительстве, украшении и обогащении церквей. Считалось, что это угодное Богу дело, заслуга. Здесь к желанию прославить Бога, как это происходит почти всегда, примешивались амбиции и желание проявить личную праведность. Златоуст даже жалуется, что о бедных часто забывают, предпочитая им церковные здания, и говорит, что недостаточно украсить алтарь, стены и пол, но мы должны прежде всего принести свою душу в живую жертву Господу 1130 . Иероним тоже упрекает тех, кто в высокомерной гордости приносит Богу дорогие дары, и велит им прежде помогать нуждающимся братьям во Христе, ибо настоящий храм Христа – это не каменные дома, а душа верующего. В IV веке в Риме существовало более сорока крупных церквей 1131 . В Константинополе церковь Апостолов и церковь Святой Софии, построенные Константином, превосходили все остальные великолепием и красотой, а в V веке их существенно расширил и украсил Юстиниан. Иногда языческие храмы или другие общественные здания переделывались в христианские святилища. Император Фока (602 – 610), например, подарил Римскому епископу Бонифацию IV Пантеон, построенный Агриппой при Августе, славящийся своим громадным и величественным куполом (сейчас называется chiesa delta rotonda) и посвященный, уже в христианскую эпоху, деве Марии и мученикам. Но в целом языческие храмы по причине их небольших размеров и распространенной круглой формы не подходили для христианского богослужения, которое происходит внутри здания и требует вместительного помещения для прихожан, причем такого, чтобы они могли слышать проповедь и чтение Писания. Языческие жертвоприношения совершались перед колоннадой, и люди смотрели на них извне святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010